Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Козинская Ольга Юрьевна

Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий)
<
Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Козинская Ольга Юрьевна. Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2001 188 c. РГБ ОД, 61:02-13/486-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческой активности школьника .

1.1. Творческая активность младших школьников, как научно-педагогическая проблема 15-38

1.2. Обоснование и разработка технологии развития творческой активности младших школьников в процессе обучения музыке 39-63

Выводы 64

Глава 2. Экспериментальное исследование технологии развития творческой активности младших школьников .

2.1. Констатирующий этап эксперимента 65-87

2.2. Этап апробации и внедрения технологии развития творческой активности школьника в процессе обучения музыке 88-111

2.3. Заключительный этап эксперимента 112-124

Заключение 125-130

Библиографический список

используемой литературы 131-149

Приложение 1 150-181

Приложение 2 182-188

Введение к работе

Введение.

Воспитание творческой личности, творческой

индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. .

Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности. В связи с этим средняя школа переориентируется на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, направленного на развитие творческого потенциала ребенка.

Существующая система образования не обеспечивает органичного вхождения молодого поколения в изменившийся социум, требующий от личности самостоятельности, изобретательности, творческой активности. Следовательно, нужны специальные технологии, позволяющие наиболее эффективно решить поставленную задачу.

Между тем, поиск путей івьіхода из кризисной ситуации связан с недостаточной теоретической разработанностью таких проблем как: определение психолоп педагогических основ творческой активности школьника; исследования специфических особенностей

творческой активности школьников; выявления уровней развития творческой активности детей и некоторых других.

Разработка теоретических аспектов, а также вопросов практической деятельности педагогов в рамках развития творческой активности школьников вообще и на уроках музыки в частности в общеобразовательной школе, позволили сформулировать проблему нашего исследования - развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки и внеклассных занятиях, различные аспекты которой привлекали интерес философов, психологов, социологов, культурологов, представителей педагогической теории и практики.

Концептуальные основания для ее исследования мы находим в трудах философов Бахтина М.М. [16], Бердяева Н.А. [20], Канта И, [98], Яценко JIJB. [239] и др.; исследованиях психологов -Теплова Б.М. [214], Леонтьева А.Н. [131], Выготского Л.С. [41], Лука А.Н. [138] и других, раскрывающих содержательный аспект творческой деятельности, уточняющих специфические особенности творчества.

Разработкой общих вопросов воспитания человека культуры, реализации потенциала личности учащегося, созданию ситуаций, творчества занимались такие ученые, как Бондаревская Е.В. [30], Вяткин Л.Г. [43, 44, 45], Газман О.С. [46], Квятковский Е.В. [100], Сериков В.В. [198] и другие.

Определению специфики творческой деятельности школьников посвящены работы Щукиной Г.И. [227], Абульхановой-Славской К.А. [2], Давыдова В.В. [64], Додонова Б.И. [70], Железовской Г.И., Елисеевой AJB. [72], Калошина И.П. [94], Леонтьева А.Н. [131], Моляко В.А [155], Овчинникова Л.Ф. [170] и других.

Изучению связи музыкальной деятельности и творчества

посвящены работы ученых-музыковедов: Малаховой ИЛ. [143], Немыкиной И.Н. [161], Киященко Н.И. [188], Горюновой Л.В., Николаевой Е.В. [57], Демьянчук А.Н. [67] и других.

Одни исследователи рассматривают творческую активность через призму развития творческого мышления учащихся в процессе обучения в школе и вузе (А.Н.Лук [138], Н.И.Ильясов[80], Ю.Н.Кулюткин [121], Библер B.C. [26], Бондаревский В.Н. [31], Зись А.Я., Ярошевский М.Г. [86], Мелик-Пашаев А.А. [148] и др.), другие анализируют творческость как специфическое качество личности (Богоявленская Д.Б. [27], Яковлева ЕЛ. [235] и др.), третьи, не отрицая тесной связи между понятиями "творчество" и "активность", подчеркивают и выделяют специфику каждого, уточняют их различия (Андреев В.И., Попов Л.М., Посталюк Н.Ю. [8], Вербицкий А.А. [35]).

Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов - Теплова Б.М. [214], Выготского Л.С. [41], Леонтьева Л.Н. [131], Назайкинского Е.В. [158], Тарасова Г.С. [208], Эльконина Д.Б. [230, 231] и других, раскрывающие деятельностный аспект творческой активности, уточняющие ее специфические особенности.

Изучению творческой активности школьника в тесной взаимосвязи с формированием музыкально-эстетической культуры личности посвящены исследования отечественных ученых -Глазыриной Е.Ю. [54], Медушевского В.В. [147], Тельчаровой Р.А. [210] и других.

Отдельные аспекты проблемы развития творческой активности школьников исследуются в контексте проблемы творческого саморазвития личности (Андреев В.И. [6, 7], Газман О.С. [46], Неменский Б.М. [160], Бондаревская Е.В. [30], Якиманская И.С. [233]), где на основе содружества педагогов

теоретиков и учителей-практиков анализируются закономерности, разрабатываются принципы, правила и методики генерирования новых идей, апробируются различные творческие задания и психолого-педагогические тесты.

W Анализ творческой активности личности с позиции ее

личностной и деятельностнои характеристик представлен в трудах

Шумилина А.Т. [226], Щербакова К.В. [228], Волкова И.Т. [39],

! Давыдова ГА. [65], Левина В. А [127] и других.

Наиболее многочисленны работы Кабалевского Д.Б., \ 1 Апраксиной О.А., Абдулина Э.Б., Горюновой Л.В. и других [89, 10,

1 11,1» 57], рассматривающие развитие творческой активности

j школьника на уроках музыки и внеклассных занятиях через

организацию различных видов музыкальной деятельности.

При всей несомненной значимости данных исследований

необходимо отметить, что они во многом носят теоретике tt методологический характер, в то время как практика работы в

і современной школе испытывает настоятельную потребность в

конкретных технологиях развития творческой активности

школьников в условиях личностно ориентированного обучения.

Анализ проведенных в последние годы исследований по

выявлению эффективных путей подготовки творчески активных

учащихся средствами искусства (Терентьева Н.А. [183], Кошмина

И.В., Алеев В.В. [184], Айзикович Т.Л. [186]) показывает, что,

несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость

перечисленных методик обучения музыке, они отражают

достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с

Т разработкой конкретных творческих заданий.

Решение поставленной задачи требует поиска новых

подходов, одним из которых в последнее время рассматривается

интегративный, (Безрукова B.C. [18, 19], Журавлев В.И. [73],

Ильина B.C. [79], Кустов Ю.А. [123, 124] и другие), подразумевающий достижение высшей степени совокупности ранее разрозненных составных элементов чего- либо, в том числе и творческой активности личности.

Таким образом, мы можем констатировать, что в научных поисках еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы развития творческой активности учащихся на уроках музыки и внеклассных занятиях, она не стала еще предметом специального изучения.

Выполненные ранее исследования почти не затрагивали проблему формирования профессионально-компетентного учителя в аспекте развития творческой активности детей, хотя, в общем и подразумевали, что такой есть.

Таким образом, имеются противоречия между:

• социальным заказом общества на творчески активную личность и недостаточным научно-методическим обеспечением общеобразовательных школ данного процесса;

• потребностью в уточнении психолого-педагогических основ творческой активности учащегося и недостаточной изученностью понятия "творческая активность младшего школьника";

• необходимостью углубления профессионально-педагогической подготовки учителя в аспекте развития творческой активности младших школьников и отсутствием соответствующих технологий обучения.

Данные противоречия обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы научного и,с,сДіВДования "Технология развития творческой активности младших школьников" (на материале уроков музыки и

внеклассных занятий по музыке).

Q&kSKBtSSLJSSSSi№S!iSWSk является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является процесс обучения музыке, направленный на развитие творческой активности младшего школьника.

Цель исследования: научное обоснование, разработка, апробация и внедрение технологии обучения музыке, направленной на развитие творческой активности младшего школьника в общеобразовательной школе.

Состояние проблемы в педагогической теории и практике продиктовало следующую гипді&Х: развитие творческой активности младшего школьника будет более эффективным, если:

• данный процесс соотноситься с основными направлениями процесса обучения в средней общеобразовательной школе;

• выявлены роль и значение специфических характеристик творческой активности младшего школьника;

• обеспечить внедрение технологии, позволяющей развивать творческую активность младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе;

• использовать в работе разработанную нами систему диагностики уровней развития творческой активности младших школьников.!

Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были выдвинуты конкретные задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогические основы понятия "творческая активность младшего школьника", а также выявить специфические особенности, связанные с развитием творческой

активности детей на уроках музыки и внеклассных занятиях по музыке.

2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально

проверить возможность повышения творческой активности с

(г помощью разработанной технологии обучения музыке.

5 3. Разработать методическую систему определения уровней

і развития творческой активности младших школьников, аппарат ее

диагностики и оценки.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

И

• философско-культурологические идеи о творчестве, I как результате продуктивной деятельности (Кант [98], J Бахтин ММ. [16], Бердяев НА. [20], Капица П.Л. [99], І Каган М.С. [90], Зись А.Я. [86], Лценко Л.В. [238]);

j • концепция деятельностного подхода в развитии

W личности (Щукина Г.И. [227], Леонтьев Л.Н. [131],

Выготский Л.С. [41], -Калошина ИЛ. [94], Додонов Б.И.

[70]);

• концептуальные идеи о специфике творческих способностей школьника (Теплов Б.М. [214], Асафьев Б.В. [13], Медушевский В.В. [147], Тарасов Г.С [208], Назайкинский Е.В. [158], Кузьмина Н.В. [116]);

• концепция массового музыкального воспитания (Кабалевский Д.Б. [89]);

• труды в области общей и частной музыкальной педагогики (Апраксина О .А. [10], Абдулин Э.Б. [1],

Горюнова Л.В. [57] и другие);

• разработки в области технологии обучения в средней школе (Беспалько В Л. [24], Арнаутов П.Р. [12], Извозчиков В.А. [77], Кларин М.В. [102, 103]),

Сочетание теоретико-методологической направленности исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, социологической, культурологической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, преподавателями школ; опытно-экспериментальная работа, включающая анализ музыкальной деятельности школьников на всех этапах исследования, изучение творческих работ детей, выполнения критериально-ориентировочных заданий, опросные, диагностические методы (анкетирование, тестирование), методы математической статистики, которые использовались при обработке экспериментальных данных.

Использование комплекса различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных и качественных показателях.

Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа N 47 города Саратова и музыкально-педагогический факультет Педагогического института СГУ.

Диссертационное исследование осуществлялось в три пгадца с 1997 по 2001 гг.:

На первом этапе П997 - 1999 гг.) проводилось изучение имеющейся в нашем распоряжении психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблемам творчества, технологии обучения. Полученная информация дала возможность систематизировать и обобщить данные, что помогло более четко определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, разработать в теории структуру

технологии, направленной на развитие творческой активности младших школьников на уроках музыки. Был проведен констатирующий эксперимент, позволивший диагностировать стартовый уровень развития творческой активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах г.Саратова,

На втором этапе (1999 - 2000 гг.) проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой апробировалась и внедрялась разработанная авторская технология обучения музыке, направленная на развитие творческой активности младшего школьника. Корректировались ее составляющие, которые в конечном итоге показали динамику развития уровней творческой активности детей.

На третьем этапе (2Q00.- 2001 гг.) были проанализированы и обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• Поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема развития творческой активности младших школьников.

• Сформулировано на основе интегративного подхода понятие "творческая активность младшего школьника", определено его содержание, сущностные характеристики.

• Научно обоснована технология развития творческой активности учащихся в общеобразовательной школе (на материале уроков музыки и внеклассных занятий по музыке).

• Разработана и научно обоснована критериальная система уровней развития творческой активности младших школьников и методика их выявления, система творческих диагностических заданий и соответствующий педагогический инструментарий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработана технология развития творческой активности младших школьников, комплекс диагностических методик по определению уровней развития творческой активности детей, рекомендации для преподавателей школ;

• разработано авторское методическое пособие "Музыкальный словарь для школьников", авторская система творческих заданий, разделы которых находят широкое применение в учебной и внеклассной работе в школах г.Саратова и области;

• материалы исследования используются преподавателями вузов, школ, в практике работы СарИПКиПРО;

• результаты ДЕННОГО исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, спецкурсов, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций по предметам эстетического цикла в школе.

Достоверно.сть и обоснованность теоретических выводов и результатов исследования обусловлены методологической аргументированностью исходных теоретических положений; логической структурой теоретического и экспериментального исследования; глубоким изучением и анализом проблемы;

использованием в работе методов теоретико-эмпирического исследования, а также соблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованиям, соответствием методов цели и задачам исследования, личным опытом работы диссертанта в школе.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование творческой активности младших школьников как сложное образование, совокупности психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в активном усвоении новых знаний, формировании познавательных потребностей и интересов, развитии творческих способностей личности, самостоятельности и инициативности.

2. Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников на уроках музыки и на внеклассных занятиях по музыке.

3. Критерии оценки эффективности технологии развития творческой активности младших школьников в учебном процессе.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе общеобразовательной школы N 47 города Саратова,

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики СГУ им.Н.Г.Чернышевского, педагогических советах школ города, методических объединениях учителей музыки, семинарах в СарИПКиПРО, аспирантских семинарах СГУ им, Н.Г.Чернышевского в 1997-2001 годах.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержаться в семи публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения; проиллюстрирована таблицами, рисунками, схемами.

Творческая активность младших школьников, как научно-педагогическая проблема

Проблема развития творческой активности личности сложна и многоаспектна. В современной науке она изучается с разных позиций, среди которых выделяются следующие: уточнение концепции самого процесса творения; выявление существенных признаков творческих способностей личности как наиболее личностно и социально значимых качеств личности; анализ особенностей творческой деятельности; создание обобщенных психологических моделей творческой личности; исследование творческого мышления детей и взрослых; рассмотрение закономерностей развития творческого потенциала личности. В связи с этим уточнение сущности творческой активности младшего школьника в нашем исследовании будет осуществляться на междисциплинарном уровне с учетом достижений философской мысли, педагогики, психологии, новых отраслей научного знания.

В данном параграфе логика исследования изучаемого вопроса следующая: - анализ коррелирующих понятий "творчество", "творческие способности", "творческая деятельность", "активность", а на их основе - "творческая активность школьника"; - определение специфики развития творческой активности младшего школьника на уроке музыки в общеобразовательной школе; - выявление компонентов творческой активности школьника.

Понятие "творчество" в философском понимании (Бахтин М.М. [16], Бердяев Н.А. [20], Кант И. [98], Яценко Л.В. [239] и др.) трактуется как категория, присущая исключительно только человеку, выраженная через познание и преобразование действительности в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.

О связи творчества с познанием и преобразованием в творческой деятельности говорит и психологическая трактовка рассматриваемого понятия, которую мы находим в трудах Теплова Б.М. [214], Леонтьева А.Н. [131], Выготского Л.С. [41], Лука А.Н. [138] и других, где под творчеством понимается интегративное качество личности, внутренняя нацеленность на открытие нового, способность личности удивляться и познавать, умение находить нестандартные решения.

Большой вклад в изучение вопросов творчества внесли такие выдающиеся педагоги как Андреев В.Щ6, 7], Бабанский Ю.К.[15], Вяткин Л.Г.[45], Макаренко А,С.[140] и другие.

В педагогике проблема творчества изучается с разных сторон. Так, например, в педагогическом словаре-справочнике "Как объяснить тебя, талант?" мы находим сразу несколько определений творчества. Одна формулировка творчества нацеливает нас на то, что "творчество - это деятельность, порождающая, прежде всего, нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью"[93, с.67]. Другое определение творчества, данное в этом же словаре акцентирует наше внимание на том, что критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. "Творчество - способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта"[93, с.67].

С данными определениями перекликается еще одна трактовка феномена творчества, которую дает известный ученый-педагог из Казани В.И.Андреев, считающий, что "творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью"[7, с.427]. Для нас данное определение представляет несомненный интерес, поскольку объединяет в себе направленность творчества, его условия и результат, что будет учтено нами при разработке технологии развития творческой активности школьников на уроках музыки, о которой более подробно будет рассказано в 1.2.

Наиболее близким к нашему предмету исследования определением творчества нам представляется дефиниция, данная в кратком педагогическом словаре, определяющая творчество как " сознательную, целеполагающую, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование действительности, создающую новые, оригинальные предметы, произведения и так далее в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества"[ 114, с.271 ].

Обоснование и разработка технологии развития творческой активности младших школьников в процессе обучения музыке

Обоснование и анализ технологии развития творческой активности будет осуществляться нами на примере младших школьников (6-9 лет) в процессе обучения музыке.

В связи с этим, дадим очень краткую психолого-педагогическую характеристику ребенку младшего школьного возраста. Как показывают исследования отечественных ученых (Л.СВыготского [41], Н.Д.Левитова [126], А.А.Мелик-Пашаева [148], Л.М.Фридмана, И.Ю.Кулагиной [218], Б.Д.Эльконина [230], Е.Л.Яковлевой [235]), особенно благоприятным для становления первоначальной творческой активности личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено, с одной стороны, неподдельным повышенным интересом ребенка к школьной жизни, готовностью к умственному усилию, к активной познавательно-творческой деятельности, а с другой - "потерей непосредственности" (Л.С.Выготский), развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает младшему школьнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий.

Не вызывает сомнения тот факт, что среди школьных предметов наиболее располагающих к развитию творческой активности детей, на первом плане находятся предметы эстетического цикла и в частности музыка. Это связано с тем, что музыка как вид искусства обладает большой творческой основой. Любой вид музыкальной деятельности, начиная с музыкально-эстетического восприятия, неразрывно связан с творчеством. Так, например, на уроках музыки у школьников очень ярко проявляется творческое начало в передаче музыкальных интонаций; в восприятии образов песен, музыкальных пьес; в сочинении мелодии на предложенный текст; в воспроизведении голосом или на инструменте несложных мотивов разного характера; в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений; в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки; в оценочных суждениях об услышанном; в собственной музыкальной импровизации. Таким образом, актуальность развития творческой активности на уроках музыки очевидна. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы не просто развивать творческую активность детей, а осуществлять это на научной основе, целенаправленно, системно, результативно. То есть, необходима определенная технология развития творческой активности школьника на уроках музыки в школе, которая предусматривала бы механизм организации данного процесса.

Перейдем к рассмотрению общих основ технологии, дадим ее определение и выявим ее сущность. Термин "технология" происходит от двух греческих слов - "texne" (искусство, мастерство, умение) и "logos" (наука, закон) и трактуется как "совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства" [171, с.737].

Наиболее привычно понятие "технология" по отношению к производственному процессу, однако, глубокие теоретические и практические исследования ученых привели к выводу о необходимости и возможности использования данного термина и в учебно-воспитательном процессе с целью "превратить обучение в своего рода производительный технологический процесс с гарантированными результатами" [103, с.7]. То есть внедрение технологий в педагогику позволяет приблизить последнюю к точным наукам и делает процесс обучения управляемым процессом с гарантированным положительным результатом.

Наиболее общие признаки технологии нашли свое отражение в педагогической технологии. Анализ научной литературы по данной проблеме показывает, что на сегодняшний день в педагогической теории и практике нет четкого определения понятию "педагогическая технология" [17, 28, 29, 102, 119,. 146, 172, 229].

Можно выделить несколько подходов к определению данного понятия. Первый подход связан с рассмотрением дидактического аспекта педагогической технологии (В.П.Беспалько [24], М.В.Кларин [102], В.М.Монахов [157] и другие). Второй подход акцентирует наше внимание на воспитательном аспекте педагогической технологии (Н.Е.Щуркова [229], В.Ф.Башарин [17] и другие [ 166]). В ряде исследований данные аспекты педагогических технологий рассматриваются во взаимосвязи [81, 172].

Наиболее общим определением педагогической технологии вообще и технологии обучения в частности, которого мы и будем придерживаться в своем исследовании, нам представляется определение, данное В.П.Беспалько: "Педагогическая технология, в том числе и технология обучения - это строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов" [24, с.З]. В этой же работе "Слагаемые педагогической технологии" В.П.Беспалько закладывает и организационно-методический инструментарий педагогической технологии, подразумевающий совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств. Ученый выделяет следующие важные элементы технологии обучения в общеобразовательной школе: - цели обучения; - содержание обучения; - выбор форм организаций учебного процесса; - выбор методов обучения; - выбор средств обучения; - результат обучения.

Исходя из того, что процесс развития творческой активности школьников на уроках музыки является частью учебного процесса в общеобразовательной школе, то все перечисленные составляющие технологии обучения вполне подходят и к исследуемой нами проблеме. Поэтому правомерно говорить об обосновании и разработке технологии развития творческой активности школьников в процессе обучения музыке.

Констатирующий этап эксперимента

Для проектирования технологии развития творческой активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе на начальном этапе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:

- исследование состояния массовой педагогической практики по организации развития творческой активности младших школьников на уроках музыки;

- обоснование и определение качественных характеристик уровней развития творческой активности младших школьников;

- дать характеристику участвующих в эксперименте детей, на основе разработанных уровней развития творческой активности на уроках музыки, с целью определения у них исходного уровня.

Реализация поставленных задач потребовала разработки программы констатирующего этапа эксперимента. Опытно-экспериментальное -исследование проводилось на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 47" Ленинского района города Саратова с 1997 по 1999 учебный год. Для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы нами были выбраны четыре первых класса, два из которых (1-й "А" и 1-й "Б ) - дети, обучающиеся в первом классе с шестилетнего возраста, а два другие первые классы

Программа констатирующего этапа эксперимента состояла из трех взаимосвязанных между собой блоков - ступеней, которые более наглядно представлены схемой 3

Сравнительный анализ результатов использования учителями музыки в массовой практике различных методов стимулирования и мотивации творческой активности учащихся на уроках музыки внутри групп показал, что в I группе (эмоциональных) методов предпочтение отдается поощрению 35%, далее следуют: создание ярких наглядно-образных представлений - 22%; стимулирующее оценивание - 15%; учебно-эмоциональная игра - 13%; свободный выбор творческих заданий - 10%; создание ситуаций успеха - 3%; удовлетворение желания быть значимой личностью - 2%. Таким образом, мы можем констатировать, что наиболее действенные эмоциональные методы развития творческой активности школьников на уроках музыки (последние три из выше перечисленных) используются учителями крайне недостаточно, носят фрагментарный, случайный характер.

Диагностические данные по II группе методов стимулирования и мотивации творческой активности детей на уроках музыки следующие: 65% - использование познавательной игры; 30% - выполнение творческих заданий; 3% - создание проблемной ситуации; 2% - опора на жизненный опыт учащихся; 0% - побуждение к поиску альтернативных решений творческих задач. Приведенные цифровые данные также свидетельствуют о наличии резервных возможностей методического обеспечения учителей музыки по исследуемой нами проблеме.

Анализ результатов по III группе методов показал относительно равномерное процентное распределение использования в практической работе учителей музыки волевых методов стимулирования и мотивации творческой активности школьников: 25% - предъявление учебных требований; 25% -информирование об- обязательных результатах обучения; 30% -формирование ответственного отношения к предмету "Музыка"; 20% - использование ситуаций познавательных затруднений. Это говорит о достаточно стабильном использовании широкого арсенала волевых методов стимулирования и мотивации развития творческой активности детей на уроках музыки в массовой педагогической практике.

Сравнительный анализ использования учителями общеобразовательных школ социальных-методов стимулирования и мотивации развития творческой активности школьников на уроках музыки показал, что данная группа методов явно недооценивается педагогами и вследствии этого крайне редко вообще используется. Напомним, что из 32 опрошенных учителей всего 5% используют в своей работе методы из данной группы. Из этих 5% (которые мы принимаем за 100%) используют метод создания ситуаций взаимопомощи - 1%; поиск контактов и сотрудничества - 2%; развитие желания быть образованной, культурной личностью -45%; заинтересованность в результатах коллективной творческой деятельности - 52%. Таким образом, можно констатировать, что существует огромный неиспользованный потенциал социальных методов (в частности метод создания ситуаций взаимопомощи, метод поиска контактов и сотрудничества и другие) развития творческой активности школьников на уроках музыки.

Выявление состояния педагогической практики по проблеме развития творческой активности младших школьников на уроках музыки не ограничилось только анкетированием учителей музыки. Нами были использованы и другие методы диагностики, в частности включенное наблюдение учащихся на уроках музыки в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 49", МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 61", МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 60", МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 55", школа с эстетическим уклоном № 63, гимназия № 87 и других.

Отслеживание изучаемой нами проблемы на уроках музыки в перечисленных выше школах осуществлялось с помощью специально разработанной программы наблюдений, которая велась по следующим аспектам:

Этап апробации и внедрения технологии развития творческой активности школьника в процессе обучения музыке

На этапе апробации и внедрения технологии развития творческой активности младших школьников на уроках музыки был сделан анализ промежуточных результатов. Данный этап являлся продолжением констатирующего этапа опытно-экспериментальной части исследования.

Программа этапа апробации и внедрения технологии развития творческой активности младших школьников так же состояла из трех взаимосвязанных между собой блоков - ступеней, которые более наглядно представлены схемой 4:

Данный этап осуществлялся с теми же школьниками в период с 1999 по 2000 учебный год и полностью соответствовал структуре разработанной нами технологии развития творческой активности школьников, включающей целенаправленную организацию активной включённости детей в творческую деятельность на уроках музыки через выбор конкретных форм, методов и средств (см. Таблица 1[1.2.]).

На основании нашего исследования, проведенного в первой главе, которое раскрывает основное; содержание компонентов технологии развития творческой активности младших школьников, а также данных, полученных в предыдущем параграфе проследим возможности реализации компонентов технологии на уроках музыки в 2-х классах.

Первым структурным элементом технологии развития творческой активности является цель, которая направлена на достижение высокого уровня творческой активности школьником. Реализация поставленной цели осуществлялась путем достижения взаимосвязанности мотивационного, операционного и рефлексивного компонентов творческой активности школьников.

В связи с этим обращалось особое внимание на следующий составляющий элемент технологии - ее содержание, которое выражено включенностью детей в творческую музыкальную деятельность. Технология подразумевала три последовательные и взаимодополняющие друг друга стадии включенности школьников в музыкально-творческую деятельность.

Первая стадия связана с формированием мотивов готовности к активному включению в музыкально-творческую деятельность. В качестве примера приведем урок музыки, посвященный искусству скоморохов на Руси. Учитель сообщает учащимся о том, кого на Руси называли скоморохами (это были странствующие актеры, которые сочетали в себе таланты певцов, сказителей., потешников-балагуров, танцоров, фокусников, акробатов, дрессировщиков), о происхождении и значении слова "скоморох". Далее учитель показывает рисунки с изображением скоморохов. Затем школьникам сообщается, что скоморохи всегда участвовали в праздничных народных играх и гуляньях. Скоморохи обычно устраивали свои представления на площадях, ярмарках, они одевались в яркие одежды и маски. Живой интерес у школьников вызывает и сообщение о том, что скоморохи выступали против несправедливости и жестокости, против сильных и богатых, а представления скоморохов обязательно заканчивались победой добра над злом. Кроме того, искусству скоморохов Русь обязана появлением и распространением таких музыкальных инструментов, как домра, гусли, труба, свирель, волынка, бубен и др. (показ репродукций с изображением этих музыкальных инструментов). Следующий этап урока музыки был связан с непосредственным включением учащихся в музыкально-творческую деятельность. Учитель предлагает учащимся войти в роль "скоморохов" и прочитать песню-колядку, используя нотную запись в рабочей творческой тетради, а затем сочинить свою мелодию на предложенный текст и исполнить ее. Далее при разучивании русской народной песни "Где был, Иванушка?" учитель обращает внимание детей на "музыкальный диалог", исполнение которого требует распределения "ролей" между учащимися, активной вокально-исполнительской атаки звука, разработки

исполнительского плана для драматизации. Таким образом, содержание деятельности на данной стадии было связано с обогащением школьников жизненными и музыкальными впечатлениями, которые в свою очередь не только стимулировали заинтересованное отношение детей к музыке, но и создавали основу для включенности детей в музыкальную деятельность, будили их творческую активность.

Вторая стадия включенности учащихся в музыкально-творческую деятельность связана с операционным компонентом творческой активности. Данная стадия предполагала, что школьник освоит комплекс способов, с помощью которых он будет включаться, а затем и осуществлять творческую музыкальную деятельность. Прежде всего следует отметить способы, связанные с музыкально-эстетическим восприятием и представляющие собой операции и действия по "расшифровке" "закодированной" в музыке информации. Сюда же мы отнесли и умения учащихся осмыслить логику построения музыкального произведения, фразировку, кульминацию, динамику, умения выделить существенные признаки подобного и различного, умения сравнивать и сопоставлять музыкальную информацию. Кроме того,.данная стадия музыкально-творческой деятельности предполагала овладение школьником операциями и действиями по оперированию музыкально-слуховыми представлениями, умениями, связанными с поиском оригинального (нестандартного) решения, действиями по созданию нового.

Похожие диссертации на Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий)