Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Тукиш Виктория Александровна

Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского
<
Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тукиш Виктория Александровна. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2006 216 с. РГБ ОД, 61:07-13/882

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского как истерико-педагогическое явление

1. L Становление личности и деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского 14

1.2. Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России конца XVIII-XIX века 57

ГЛАВА 2 Педагогические составляющие духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова)

2.1. Место и значение просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в миссионерском служении 93

2.2. Содержание просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) 118

2.3. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта 155

Заключение 167

Список литературы 172

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В преамбуле Конституции Российской Федерации сформулированы ценностные ориентации воспитания XXI века: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, принципы равноправия и самоопределения народов, почитания предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, чувство ответственности за свою Родину, перед нынешними и будущими поколениями.

В настоящее время в России осуществляется переход от прежней социально-экономической системы к новому укладу жизни. Вместе с тем нравственное состояние современного общества характеризуется деформацией шкалы его моральных ценностей» Соответственно разрушаются идеалы и ценностные ориентации, особенно у молодых людей, детей и юношества. В этих условиях у россиян рождается потребность обращения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, и в первую очередь - к истокам православного уклада жизни русского народа.

Изучение духовного наследия, оставленного христианскими просветителями и возможности его применения в российской системе образования сегодня приобретают особую актуальность, поскольку это способствует включению его в современное культурно - образовательное пространство. Необходимость обращения к наследию просветителей Русской Православной Церкви вызвана ещё и тем, что российское государство связывает прогресс в развитии Отечества с духовно-нравственным потенциалом народа, и в первую очередь молодёжи.

Вопросы воспитания в России всегда решались на примерах жизни и
подвига людей духовных, совершенных и мужественных. Неслучайно
отечественная история педагогики исследовала культурное наследие Русской
Православной Церкви. Сегодня особую значимость приобретают

педагогическая интерпретация духовного наследия, обогащение её фактами образовательной практики.

Без высшей идеи не может существовать ни человек, пи нация. Национальная идея, несущая в себе объединяющее, скрепляющее начало, не отвергает, а дополняет, входит на правах существенного компонента в содержание личностных ценностей (В.А. Сластёнин).

Отечественная история свидетельствует, что государственная власть России и русская Православная Церковь совместно заботились о просвещении народа и на протяжении многих веков осуществляли деятельность но его духовному совершенствованию. Существовавшая в тот период система образования была подчинена формированию внутренних ценностей личности, И в настоящее время Православпая Церковь призывает приобщать детей іїє только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации, к внутреннему преобразованию личности.

В последние годы педагогика пополнилась новым осмыслением методологических аспектов проблемы взаимоотношений религии и светского образования (Е.И. Артамонова, Н.Н. Гатилова, Б.С. Гершунский, Ф.Н, Козырев, М.Н, Костикова, В.В. Краевский? В.М. Меньшиков, А.И. Осипов, Т.ИЛетракова, ВА Ситаров, ВЛ Сластёнин, В.Д. Шадриков, E.FL Шиянов, Я,Н. Щапов и др.).

В работах Е.П Белозерцева, В.А. Беляевой, М.В. Богуславского,
Н.С. Гордиснко, И.В. Метлика, Н,Д. Никандрова, В А, Николаева,
И.ВЛонкина, Л.В. Суровой, Л.А. Харисовой, ОЛ. Янушкявичене и др.
проанализированы формы и методы включения религиозных знаний в учебный
процесс образовательных учреждений* Разработаны и широко применяются в
учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений учебные
программы и пособия по преподаванию основ православной культуры (свящ.
Е.Бсляков, А.В. Бородина, прот, В. Дорофеев, В.А. Гребеньков

, В.М. Меньшиков, Т.И, Петракова, Л.В, Сурова, ЛЛ. Шевченко и др.).

В условиях создания новых государственно - церковных отношений современные ученые, педагоги (ЕЛ. Белозерцев, В.А. Беляева, А.Я. Данилюк, Н,В. Киселев, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, А.И. Осипов, Т.В. Склярова, ВЛ.

Сластенин, Д.В. Чернилевский, психологи В.П. Зинченко, B.C. Мухина, В.Д. Шадриков, богословы прот. В, Воробьёв, прот. Б. Ничипоров, прот. Б. Пивоваров, писатели и деятели культуры Р.А. Гальцева, В.Н. Ганичев и др.), не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения проблем образования в русле отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и актуальность раскрытия педагогического потенциала традиционной для России конфессии.

На современном этапе развития российской педагогики предстоит осмыслить отечественную духовную почву, на которой выросла конкурентоспособная и эффективная для своего времени система образования и воспитания. В связи с этим представляется значимым обращение к педагогическому наследию одного из самых одаренных государственных и церковных деятелей, трудами которых Россия укрепляла свои позиции на Тихоокеанском побережье в XIX в., святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского,

В 1977г. Иннокентий (Вениаминов) был канонизирован Православной Церковью, этот год Международной организацией ЮНЕСКО был назван годом Преосвященного Иннокентия (Вениаминова) в связи с празднованием 200-летия со дня его рождения.

Исследователи жизни и творчества святителя (В.В. Аржанухин, Н.Н. Болховитинов, Ван - Стоун Дж. Освальт У, Н.В. Карташова, И.А. Курляндский, Б.И. Пивоваров, Е.К. Скурат, ИГ. Стрюченко, Л.Е. Фетисова, свящ, И. Филяновский, свящ. С. Широков, Т.С. Шульгина, ОД Якимов и др.), до настоящего времени находят в архивах неопубликованные материалы многих его трудов, таких, как записки, путевые заметки, письма. Просветительская и миссионерская деятельность святителя свидетельствует о его бесценном педагогическом опыте. Написанные им работы связаны с осмыслением им дела духовного просвещения и воспитания коренных народов российских северо-восточных земель, его поучения о воспитании детей обращены к родителям, педагогам и пастырям, что

обусловливает особую актуальность исследования педагогической составляющей духовного наследия святителя.

Недостаточная изученность и малая востребованность историей отечественного образования духовного наследия Иннокентия (Вениаминова) как педагогического явления определили выбор темы исследования: «Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского».

Проблема исследования: каков вклад духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в формирование российской культурно-образовательной традиции?

Решение проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского.

Предмет исследования: педагогические воззрения в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова).

Задачи исследования:

1 .Выявить основные факторы становления личности святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского и Коломенского.

2.Раскрыть особенности формирования духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в социокультурной ситуации в России конца XVIII - XIX века,

3.Охарактеризовать место и значение просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в его церковно-государственном служении.

4. Проанализировать содержание педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта,

5.0пределить значение и возможности использования педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в современной российской культурно-образовательной традиции.

7 Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- теоретические положения выдающихся мыслителей (Аристотель, Платон,
Ориген и др.), философов (Н.Я. Данилевский, В.В. Зеньковский, ИЛ. Ильин,

В.Н. Лосский, B.C. Соловьев), классиков педагогической мысли
(П.Ф. Каптерев, ЯА Коменский, ИГ, Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.) о
связи религиозной культуры и педагогики;

- концептуальные установки современных ученых (В.Г. Еезрогов,
Е.П. Белозерцев, В.И. Беляев, ВА Беляева, М.Я. Виленский, Б.С. Гершунский,
Ф.Н. Козырев, ИЗ, Метлик, A3. Мудрик, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова,
В.А,Садовничий, Т.В. Склярова, В.А. Сластенин, и др.), философов А.Ф.Лосев,
М. Мамардашвили), иерархов и богословов Русской Православной Церкви
(Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (A.M. Ридигер),
архим, Иоанн (Экономцев), митр. Калужский и Боровский Климент, архиеп.
Верейский Евгений, игумен Георгий (Шестун), прот. Владимир Воробьев,
прот. Борис Пивоваров, А.И. Осипов, и др.) относительно взаимовлияния
светской и христианской педагогики;

- идеи современной науки о диалогическом отношении к культурному
духовному наследию прошлого (В.В. Бибихин, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман,

А.И. Поспелова, ВА Ситаров, ТА Флоренская, ВД Шадриков и др.);

педагогическая антропология о человеке как субъекте деятельности (Е.И. Артамонова, И.Ф. Исаев, В.И. Максакова, Н.Е. Мажар, В.Д. Путилии, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, А.Н. Фролова, Т.И. Шамова, И.О. Шиянови др.);

педагогические традиции Русской Православной Церкви, сформировавшиеся на основе Священного Писания Ветхого и Нового Заветов;

- идеи и воззрения отцов, учителей древней церкви (Климент Александрийский,
Иоанн Златоуст, и др.), русских святителей (Сергий Радонежский, Серафим
Саровский, Тихон Задонский, Феофан Затворник (Вышенский), Филарет
(Дроздов) митрополит Московский, и их многочисленных последователей);

- положения науки о генетической связи религиозной антропологии,
философии и педагогики, которые в отечественной духовной традиции

8 выражается синтезом науки-религии-творчества, как трех форм познания мира

(Е.И. Артамонова, В.А. Беляева, А.В. Бородина, Б.З. Вульфов, Т,Б. Лихачев,

EX. Селяева, Д*В. Чернилевский, Э.А. Чурсина, О.Л. Янушкявичене и др.);

- методология историко-педагогического исследования (A.IL Джуринский,
Н,Н. Жуков, С.Ф. Егоров, М.В. Кларин, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина,
З.И, Равкин, М.Г. Плохова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ философской, психолого-педагогической, богословской и мемуарной литературы по проблемам исследования;

ретроспективный анализ источников, характеризующих жизнь и деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова);

- сравнительно - исторический метод, обеспечивающий сравнение и
сопоставление историко - педагогических фактов, выявление в них общего,
особенного и единичного;

- историко - педагогическая интерпретация полученной информации;
герменевтические процедуры, предусматривающие интерпретацию фактов

действительности.

В состав источниковой базы исследования входят:

литературное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) - научные труды, письма, миссионерские записки и рапорты, церковно-педагогические сочинения, огласительные поучения;

архивные материалы фонда отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви Московского патриархата, (г, Москва), библиотеки Московских Духовных Семинарии и Академии Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад); Государственного архива Магаданской области (г. Магадан), архива Магаданского краеведческого музея (г. Магадан);

- исторические и историко-педагогические труды и монографии, публикации

эпистолярного жанра, по рассматриваемому периоду;

- законодательные исторические и современные документы по вопросам
образования;

библиографические описания монографических изданий популярных книг и брошюр, обзорных статей из периодических и продолжающихся изданий, энциклопедий, словарей, справочников;

материалы научных, научно-богословских конференций, чтений.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2001-2003) - поисковый: ознакомление с историческими,
историко - педагогическими, религиозными, архивными материалами по
рассматриваемой тематике; анализ историографии и агиографии,

формулировка научного аппарата исследования.

Второй этап (2003-2004) - теоретический: классификация и систематизация материалов, их теоретическое осмысление; коррекция и уточнение логики исследования, апробация первичных результатов, публикация материалов по проблеме исследования.

Третий этап (2004-2006) - обобщающий: проведение сравнительно-сопоставительного анализа материалов; уточнение основных положений исследования; анализ и синтез полученных результатов; литературное оформление диссертационного исследования и его доработка. Наиболее существенные результаты, полученные в исследовании, их научная новизна:

- определены факторы, оказавшие влияние на формирование мировоззрения и
становление церковно-педагогическои деятельности одного из крупных
церковных и государственных деятелей России в контексте социокультурной
ситуации XIX века;

- представлено и осмыслено содержание духовного наследия святителя
Иннокентия (Вениаминова), обозначены составляющие его миссионерской и
просветительской деятельности;

- определены педагогические компоненты духовного наследия святителя

Иннокентия (Вениаминова) Митрополита Московского;

- раскрыто значение основных педагогических идей и положений духовного
наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) для современной системы
образования.

Теоретическая значимость исследования:

обоснована возможность рассмотрения педагогических идей в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского;

выявлена специфика просвещения коренных народов Крайнего Северо-Востока России в XIX веке;

- определены и уточнены понятия; «духовное наследие», «миссия»,
«просвещение», «церковно-педагогический опыт», «наставление»,
«проповедь».

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций работы, применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативной источниковой базой, непротиворечивостью выводов и защищаемых положений.

Практическая значимость исследования:

определены способы использования элементов церковно-исторического опыта в современной педагогической науке и практике;

материалы исследования могут быть использованы в разработке концепции и программ культурно-образовательной деятельности с ннокультурными мигрантами на территории современной России;

содержание и выводы могут быть положены в основу программ нормативных курсов, а также спецкурсов и спецсеминаров по истории образования и педагогической мысли, истории педагогики, истории религии, философии образования в педагогических колледжах, вузах, учреждениях системы

повышения квалификации для педагогических работников, православных гимназиях и лицеях, воскресных приходских школах;

результаты исследования могут найти применение в деятельности образовательных учреждений, социальных работников и родителей;

исследование окажет помощь в научных изысканиях аспирантов и докторантов, занимающихся вопросами изучения святоотеческой педагогической традиции.

Основные положения, выносимые на зашиту:

Становление личности и деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского

Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) вошёл в историю как крупнейший ученый России XIX века, просветитель, миссионер, проповедник, человеколюбивый архипастырь, учитель и патриот горячо любимой им России. В XX веке И.Г, Стрюченко писал: «Его жизнь, его образ -своего рода эталон, с которым можно сверять жизнь человеческую, оценивать различные ее проявления» [275, с. 59].

Вместе с тем, имя святителя Иннокентия (Вениаминова) недостаточно известно современному поколению россиян.

Святитель Иннокентий (в миру Иван Евссвисвнч Попов), родился 26 августа (8 сентября) 1797 года в небольшом таёжном селе Ангинское Качугской волости Верхоленского уезда Иркутской губернии, расположенного в 270 верстах от города Иркутска, При крещении ребенку было дано имя Иоанн, в честь Иоанна Постника, Патриарха Цареградского. Восприемниками новорожденного были такие же, если еще не более бедные, чем его родители, односельчане крестьянин Савва Чувашев и жена донского казака Григория Тюрюкова - Устинья Яковлева [19, с. L],

Годы раннего детства мальчика прошли в бедной крестьянской семье, которая не отличалась от своих соседей - крестьян и казаков. Его родители, Евсевий Иванович и Фёкла Саввишна, были простыми и глубоко религиозными людьми. Отец мальчика служил пономарём в местной церкви Святого Илии Пророка и, несмотря на своё скромное образование, слыл редким по тому времени педагогом, от которого сын и получил первые знания.

Есть основания предполагать, что принадлежность к сословию сельского духовенства, в будущем, гарантировала Ивану отцовское место в церкви, чего очень хотел его отец [ 197, с. 15], В автобиографической статье архиепископа Иннокентия в журнале

«Духовные беседы» от 20 марта 1863 года им были более подробно изложены воспоминания о детстве: «Четырех лет на пятом я лишь начал учиться грамоте и не у кого - либо другого, а у своего отца, который, будучи долго болен, почти всегда лежал в постели», В августе 1803 года, как записано в метрической книге, хранящейся в Иркутской духовной консистории, «исповедав своя согрешения, и Святых Тайн приобщен, и елеем освящен, Евсевий Попов помре 40 лет» [17, с. 1].

Необходимо обратить внимание на то, что годы детства святителя Иннокентия (Всниаминова) недостаточно изучены. Отсутствуют достоверные сведения о родословной святителя, его родителях, братьях и сестрах, вместе с тем генеалогическое древо семьи Поповых составлено ed.by L.Black, ass.by KX.Arndt. University of Alaska, Fairbanks, 1997. (Приложение 1)

Известно, что после смерти мужа и отца ответственность за семью, состоящую из четверых детей, легла на плечи матери. Трудные условия жизни привели к тому, что шестилетний Ваня, как самый старший, стал подрабатывать в церкви, исполняя обязанности пономаря. С раннего детства он прочувствовал все невзгоды суровой сиротской судьбы и нищету сельских церковнослужителей, недостаточная материальная обеспеченность которых ставила их в зависимое положение от крестьян, что не способствовало ни свободе пастырского служения, ни росту его духовного авторитета среди населения.

Став служителем Церкви, в период своего активного миссионерства в 1840 - 1850 годах, дойдя до вершины церковной иерархии, святитель Иннокентий (Вениаминов) не оставлял попыток изменить отношение к духовенству в своем Отечестве.

Помощь бедной семье Поповых оказывал родной брат отца Дмитрий, дьякон Ильинской церкви, взявший племянника на воспитание. На Руси «взять на воспитание» означало принять ребёнка на попечение и ответственность -кормить, одевать, давать начальные знания, наставлять в христианской вере [197, с. 16]. Дядя продолжал преподавать племяннику грамоту, обучая его чтению по Часослову (богослужебная книга, содержащая неизменные в суточном круге богослужения молитвы и песнопения утрени, полунощницы, часов, вечерни и повечерия) и Псалтири (одна из книг Священного Писания, состоящая из псалмов, сочинённых пророком Давидом), а также письму, следуя «древнему благочестивому обычаю русских людей» [137, с.4],

Способный и прилежный в учении Иоанн, в семилетнем возрасте, в ветхом крестьянском зипуне и чарках (род башмаков с суконной опушкой), (настолько бедственно было материальное состояние семьи Поповых) в своей церкви, в праздник Рождества Христова, читал за литургией Апостол (одна из книг Священного Писания, в которой собраны Деяния и Послания Апостолов, учеников Иисуса Христа). Своим образцовым чтением он доставлял утешение и удовальствие прихожанам, которые, уже тогда, по простоте своего сердца говорили, что «пономаренок большой будет человек, поп, а то еще и больше» [290, с. 6].

Все вышесказанное позволяет нам предположить, что именно основы благочестивого семейного домашнего воспитания определили степень развития его духовных потребностей и интересов.

Попытки добросердечной и исключительно религиозной матери, находящейся в беспомощном положении, определить сына причетником на место умершего отца, даже после поступления его в семинарию, оказались напрасными. Много лет спустя, став знаменитым иерархом, Иван Попов писал: «И это, конечно, потому, что мне суждено служить не на месте моей родины, а в Америке» [І12, с. 2]. Показательной чертой личности святителя было принятие с благодарностью к Богу всех тягот и трагедий, пережитых им за долгую жизнь.

История жизни святителя содержит немало белых пятен. Эти незаполненные места биографии затрудняют представление целостной картины его жизни. По нашему предположению, основанному на исследованиях З.Барсуковой, ДХолубинского, ГГ.В. Громова, Е.Тур, Е.Сысоевой и др., именно добросердечные прихожане убедили мать отдать одаренного мальчика в учение. Таким образом, сирота не остался без помощи, как это можно видеть в настоящее время, когда в России большое количество беспризорников при живых родителях.

Существенную роль в судьбе будущего святителя сыграл родной дядя, брат отца - дьякон, который был переведен в Иркутск в дом к архиерею, так как он овдовел и был пострижен в монахи с именем Давид. Он никогда не забывал о племяннике, часто приглашал его к себе, где не только угощал, но и приучал к труду. Именно благодаря дяде из Ивана вышел искусный механик и отличный плотник. Впоследствии дядя определил мальчика в духовную школу города Иркутска. Так, Иван Попов, находясь на полном обеспечении, какое полагалось в то время для сирот, в девять с половиной лет стал воспитанником Иркутской Духовной семинарии. Она явилась еще одной важной школой, дія будущего святителя, в которой он пробыл 11 лет (1806 - 1817 гг.). В условиях постоянных лишений и трудностей Иван Попов проявил природную одарённость к учению, «Правда, он не получил высшего академического образования, но сильный природный ум свой обогатил такими обширными и многосторонними познаниями из книг, а еще более из собственных изысканий и наблюдений, какими не многие ученые иерархи обладали в его время» [207, с. 5].

Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки в России конца XVIII-XIX века

Образ жизни общества и каждого человека обусловливают социально -экономические, культурные и природные условия в которых он живёт. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), родившегося на рубеже двух столетий, в конце XVIII века и прожившего практически до конца века XIX проходила на переломе общественно-политической атмосферы в России. XVIII столетие значительно отличалось от XIX не только в сфере государственной политики, но и в сфере церковной деятельности. Состояние образования и науки в эти две эпохи составляли видимый контраст.

Эпоха Просвещения внесла много нового в русскую действительность. Этот исторический период стал переходным этапом преобразований в жизни российского общества и государства. Политика Петра I, направленная на сохранение политической независимости, укрепление обороноспособности страны, повышение темпов социально-экономического развития в России, предполагала внедрение научно - технических идей, накопленных к этому времени в Европе. В XVIII веке глобальные изменения происходили не только в науке, культуре, медицине, армии, но и в отечественном образовании в целом. Одной из главных задач Петра I было введение в России европейского просвещения. Много усилий он потратил на открытие специальных учебных заведений, светских государственных школ, которые призваны были готовить технически грамотных людей для армии и флота, горного дела и строительства крепостей- Осознавая потребность в квалифицированных кадрах, в огромном, по сравнению с прежними временами, количестве учителей, он отдает предпочтение их подготовке по западноевропейским образцам. Это вызвало небывалый приток иностранных специалистов, (не всегда самых лучших и бескорыстных, в подавляющем большинстве не имеющих систематического образования), европейских образовательных идей (пусть не всегда плодотворных), произведений литературы, музыки, искусства, резко диссонирующих с нравами и обычаями русского народа. Российское образование испытало на себе продолжительное влияние Запада.

Первый русский академик, М В. Ломоносов (1711 - 1765 гг.), в лице которого идеальным образом сочетались качества ученого и педагога, считавший столпом национального просвещения русский язык, вспоминал, что в середине XVIII века в Академии наук и гимназии при ней, невозможно было услышать русский язык. [21, с. 49]

Реальная картина построения церковно-государственных взаимоотношений в рассматриваемый нами период конца XVIII - середины XIX века была следующей. В петровскую эпоху духовное образование постепенно начинает отделяться от светского и оформляться в самостоятельную систему. Русское приходское духовенство стало постепенно замыкаться в особое сословие, которое в законодательных актах называлось «духовным чином». Сословность духовенства была порождена сословностью всего государственного и общественного строя России, сложившегося в эту эпоху, с характерными для него барьерами между дворянством, городским гражданством, крестьянством. В этот период начинается роковой для судеб государства религиозно 59 нравственный раскол между высшим слоем общества и простым народом, который традиционно хранил верность заветам своих предков. Народные быт и набожность, религиозно-нравственные идеалы народа остались почти незатронутыми петровской ломкой России, но стиль жизни, нравы и взгляды дворянской верхушки, поступившей по воле царя в ученичество к иностранцам, стремительно менялись [308, с.47]. С воцарением Петра I и на протяжении XVIII - XIX веков, основы государственной политики установленные им в отношении церкви приобрели иной статус. Её основными элементами стали: ? секуляризация, понимаемая не только экономически, но и политически, идеологически и социально; ? стремление к максимальному подчинению церкви государству; ? реформа центральных и местных органов управления Русской Православной Церковью; ? изменения в нормотворческой и правоприменительной деятельности Русской Православной Церкви ? прямое изъятие значительной части накопленных церковью ресурсов и косвенно остающихся в её распоряжении (95;).

В итоге, все эти меры позволили XIX веке поставить Православную церковь в финансовую, политическую и правовую зависимость от светской власти, превратить её не столько в государственную, сколько в один из органов государственного аппарата. Немалое влияние на русскую культуру оказали реформы церковного управления. С упразднением патриаршества и созданием в 1721 году Священного Синода, сама структура нового органа была призвана обеспечить максимальный контроль государства, и тем самым поставить Русскую Православную Церковь на службу государственной власти.

Особое место в этом контексте принадлежало обер-прокурору Священного Синода, который, являясь гражданским чиновником, назначаемым монархом, фактически возглавлял управление церковью. В круг обязанностей обер-прокурора входило: 1. наблюдение за исполнением государственных законов по Духовному ведомству и контроль за своевременным исполнением дел; 2. просмотр протоколов Святейшего Синода, прежде чем они буду приведены в исполнение; 3. осуществление сношений Синода с высшими светскими начальниками; 4. предварительные заключения обо всех рассматриваемых в Сенате делах, которые касались церковной недвижимости; 5. управление светскими чиновниками, состоявшими на службе в Духовном ведомстве [308, с. 25].

После эпохи Петра I, никаких претензий на политическую самостоятельность православные иерархи позволить себе уже не могли, т.к. именно в его время определилось новое правовое положение монарха в церковной системе. Император, как хранитель высшей власти имел статус верховного защитника и хранителя догматов господствующей веры, блюстителя Православия. В этом смысле закон именовал его главой Церкви и признавал право на управление Церковью в рамках государственного законодательства.

По мысли А.А. Игнатова, первыми, кто осознал опасность усвоения европейской культуры и «реформирования» российского образования, ведшему к разрушению отечественных традиций, оказались представители религиозной общественности. Церковь предлагала пути развития страны, основанные на отечественных традициях. Так, выпускник Киево-Могилянской академии, проповедник, создатель первой духовной школы в Ростове, в которой учились дети всех сословий, святитель Дмитрий, митрополит Ростовский (1651 - 1709 гг.), в миру Даниил Савич Туптало, открыто выступал против мощнейшего и продолжительного влияния Запада. Он показывал, какой вред наносится отечественному образованию, не соглашаясь с политикой европеизации и вестернизации России, обличая в своих проповедях нововведения государя. Кратко характеризуя период этих отношений, специалисты В.В Зеньковский, ИЛ. Ильин, прот. Г. Флоровский, Л.Н, А.В. Иванов, Беленчук, указывают, что именно в восемнадцатом столетии происходит определённая поляризация интеллектуальных устремлений и душевного бытия жителей России, наблюдается раздвоение жизни между двумя условными центрами -церковным и мирским.

В 1701 году в указе «Приказному человеку Тобольского Софийского дома из дворян Андрею Городецкому» Петр I писал: «.. .для утверждения и распространения словес Божьих на софийском дворе или где прилично построить училища для поповских, диаконских и церковников детей, ребяток учить грамоте, а потом славянской грамматике и прочим на славянском языке книгам и катехизис православной веры, печатный на Москве, в прошлом (1696 г.), могли бы совершенно знать и, удостоивших в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, неведущих создателя Господа Бога, проводить в познание истинные веры могли и потому ко святому крещению искать расширения до самого государства Китайского» [248, с.25]. Вместе с тем, к концу XVIII века реформаторская деятельность российских монархов, в первую очередь - Петра I и Екатерины II способствовала тому, что іч)сударственная власть начинает быстро развиваться в сторону секуляризации, а Церковь избавляется от претензий на власть.

Вопреки этому процессу, неоценимую роль в развитии педагогической мысли в этот период сыграл видный церковный и общественный деятель, учепый-богослов и педагог святитель

Место и значение просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в миссионерском служении

Христианское миссионерство, как особый вид церковной деятельности, на протяжении ряда столетий, содержит в себе уникальный опыт распространения духовного и гуманитарного знания человечеству. История зарождения и развития миссионерства в России содержит богатый теоретический и эмпирический материал, позволяющий определить роль, место и значение миссионерской деятельности в процессе становления российского просвещения. Российское миссионерство представляет собой феномен дальнейшего развития миссии пророков древнееврейской цивилизации, её апостольской преемственности первохристианских времен и последующего служения христианских проповедников среди языческих пародов.

Уже в Ветхом Завете обозначается особая миссия Израиля, народ которого был призван стать ориентиром для всего человечества. Выполнение миссии возлагается в первую очередь на пророков, жизнеописание и деятельность которых сохранена в книгах Ветхого Завета. Через пророков израильского народа к участию в спасении призваны и другие народы. В богословии Ветхого Завета уже раскрыта сущность посланничества и миссии. Бог посылает свое Слово исполнить на земле его волю, посылает свою Премудрость помогать человеку в его трудах, посылает Духа своего обновить лицо земли и возвестить Его волю людям. Таковы предвозвестия Нового Завета. После величайшего из пророков Иоанна Крестителя Иисус Христос является перед людьми как Посланец Божий, и единственное желание Иисуса - исполнять «волю пославшего Его», «делать дела Пославшего»,

В первые века существования христианства не было христианской культуры. Миссионерство представляло внеэтиическуго проповедь христианской веры подобно деятельности первых апостолов. Великие учителя и знаменитые богословы - пресвитер Климент Александрийский (ок. 216) и его преемник Ориген, вышедшие из Александрийской христианской церкви и ставшие основателями богословского учения, положили начало воцерковлению языческой эллинской культуры и философии. Позднее, особенно в новое время, христианские миссионеры стали представлять не христианскую Церковь вообще, а Церкви, укоренённые в национальных культурах различных народов.

Термин «миссионерство» происходит от латинского «Missio» - «посылаю», В исследованиях Н. В, Карташевой [125] отмечено, что, именно иностранным происхождением термина объясняется позднее его появление в русской литературе. Но и в XIX веке, когда по аналогии с западными христианскими церквями термин «миссионерство» получил широкое распространение как в светской, так и в духовной литературе, он не смог совершенно вытеснить из обращения русских аналогов «благовестник - несущий Благую весть», «проповедник», «апостол». Значительно реже, чем «миссионер» и «благовестник», употреблялись термины «проповедник» и «апостол».Несмотря на то, что слово «проповедник» указывает на основной метод миссионерской деятельности - проповедь, оно не конкретизирует специфику миссионерства, обусловленную его внешним по отношению к церкви характером...Значение слова «апостол», в свете евангельского происхождения, имеет в русском языке высокую коннотацию, что и предопределило его употребление либо в текстах особой стилистической окраски (высокой, торжественной), либо по отношению к наиболее выдающимся миссионерам- Часто это были подвижники, уже почитаемые святыми, или признанными ими впоследетвии[125,с.19-20].

Вместе с тем, Э, Нюстрем в библейском словаре трактует слово апостол, как «посланник, вестник». Обыкновенно это название прилагается к 12 апостолам, которых Господь Иисус после ночи, проведенной в молитве, избрал из своих учеников и дал им это наименование [181, с. 500],

«Благовестник» определяет внутреннее содержание миссионерского служения - провозглашение Благой вести», то есть Евангелия, тогда как французское «миссионер» этимологически восходящее к латинскому «посылаю», и греческое «апостол» (посланник) определяют лишь внешнюю форму рассматриваемого явления - посланничество [125, с. 20 ],

Посланничество для передачи непросвещённым религиозным учением народам вести о Боге и спасении неизбежно предполагает исполнение учительских функций.

Исполнение миссии во все времена так или иначе было сопряжено с просветительской деятельностью. Так, например известные византийские миссионеры братья Кирилл (826 - 869 гг.) и Мефодий (815 - 885 гг.), вошедшие в историю как просветители славян, совершали не только подвиг апостольского служения, но и разработали основы славянской письменности и культуры, став в одном ряду с величайшими учёными человечества.

Заложенные братьями основы славянской письменности, включая перевод Библии и литургических текстов, положили начало распространению грамотности на языках славянских народов и сыграли существенную роль в христианизации и становлении соборной жизни Древней Руси. Их пример стал впоследствии отличительной чертой славянской миссии.

Анализ содержания трудов святых Кирилла и Мефодия позволяет выделять три важных положения, реализуемых впоследствии восточноправославными миссиями: использование в богослужении родного языка, осуществление проповеди Евангелия и перевод Библии на язык того народа, к кому обращена деятельность миссионера; привлечение к духовному служению представителей местного населения; церковное самоопределение, выражающееся в учреждении поместных церквей, на которые направляются усилия православных миссионеров.

Для выявления соотношения смысловых значений понятий «миссия» и

«просвещение», определим, какой общеупотребительный смысл в современном русском языке вкладывается в эти понятия. В Словаре русского языка даны следующие основные значения слова «миссия»; поручение, задание; предназначение к чему - либо важному, высокому, ответственная роль кого - или чего - либо; постоянное дипломатическое представительство; представители одного государства, посылаемые в другое государство со специальной целью; миссионерская организация [266, с. 277].

Только последнее значение определяемого слова «миссия» имеет церковный смысл. Таким образом, богословское церковное понятие вошло в современный литературный язык со значением высокого служения. Однако, данное слово имеет и другие значения. Так, например, «миссия» по-гречески звучит как «священноапостольство», и апостольская Церковь одной из основных форм своего служения имеет миссию. Миссия - это та часть жизни Церкви, где ее живой благодатный организм соприкасается с непросвещенным миром.

В Энциклопедическом словаре Ф.Брокгауза и И.Эфрона [38, с .378] миссия трактуется, как «посылка проповедников (миссионеров) в нехристианскую среду с целью распространения христианства», следовательно, миссионер - это лицо, направляемое для религиозной проповеди среди нехристианского населения.

Содержание просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова)

Понятие «просвещение» употребляется в различных контекстах педагогической лексики, но наиболее распространенным является следующее: «сообщение кому-либо знаний, либо распространение среди кого-либо знаний» [240, с.245]. Человек просвещенный - это образованный человек, имеющий высокий уровень знаний и культуры, переданных ему в процессе просвещения.

Деятельность является важнейшей формой проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Понятие «просветительская деятельность» используется в лексике русского языка передовыми людьми для повышения уровня образованности и культуры коренных и малочисленных народов.

Опираясь на исследования НА Еськовой, Т.Ф. Ефремовой, А.И. Каирова, Г.М. Коджаспировой, С.А. Кузнецова, МЛ Михельсона, Ожегова СИ., ММ. Розенталя и др. мы можем сказать, что просветительская деятельность -это деятельность, в результате которой устраняются недостатки существующего общества, изменяются его политика и быт путем распространения образовательных идей и научных знаний.

Просветители обращали свои проповеди ко всем классам и слоям общества. Основной задачей просветительской деятельности всегда являлось широкое распространение знаний и достижений культуры, способствующих пониманию жизни в целом или её отдельных сторон, а также пропаганда христианских идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении. Русские миссионеры с первых веков после крещения Руси шли с Евангельской проповедью к языческим народам. Шли не для того, чтобы покорять, подчинять племена и малые народности своей власти. Своим обычаям. Шли, чтобы дать просвещение, нравственные устои и хозяйственные навыки, чтобы включить в пространство мировой христианской цивилизации. Названная задача осуществлялась посредством церковной проповеди, духовных бесед, а также созданием самобытной национальной культуры просвещаемого народа, основанной на христианских заповедях и учении церкви.

В свете христианской антропологии важнейшим условием просветительской деятельности является осуществление ее с учётом свободы выбора просвещаемых народов, при условии уважения самобытности его культуры и традиций, которые не противоречат христианскому учению. Просветитель-миссионер может действовать по-разному и с разным уровнем успеха в зависимости от того, как он ориентируется в условиях деятельности, какие свойства, связи и отношения он при этом учитывает, как следит за ходом и результатами своей просветительской деятельности.

Основой просветительской православной деятельности является труд в его многообразных формах, именно поэтому многие миссионеры через трудовую деятельность осуществляли просвещение коренных и малочисленных народов и обращение их в православную веру.

«Под именем просвещении я здесь буду разуметь неремеиу или переход из прежнею, так называемого дикого состояния, в нынешнее, подходящее к нашему, европейскому. Не только странно, но даже смешно кажется делать ныне вопросы: должно ли просвещать дикарей?, и полезно т для них просвещение?... не одностороннее, не поверхностное, но прочное, благодетельное, истинное. Немного выиграют дикари от вносимого к ним просвещения, если оно будет только внешнее житейское, и если оно даже будет состоять в одном умственном образовании. Ибо чем улучшится состояние дикаря» когда OHf например, узнает, что не солнце вертится вокруг земли, и в то же время не поймет ни цели оеанщ мира, ни цели своего существования » [282, с. 4S4-485],

В просветительской деятельности святителя Иннокентия нами выделены следующие ведущие направления: 1 .Религиозное воспитание детей с первых лет жизни; 2.Начальное образование коренных народов; 3.Катехизация новообращенного этноса; Духовное - нравственное образование подрастающего поколения; 5,Подготовка к духовному служению и миссионерской деятельности малых народов; 6.Решение проблем российской системы обучения и воспитания.

Катехизация и начальное образование являлись, по мысли святителя, первоначальными ступенями христианского просвещения, как маленьких детей, так и целых народов. Понятием «катехизация» определяется преподавание новой веры, что предполагает обращение к родному языку народа, в среде которого осуществляется миссия, т.к. в противном случае невозможно донести до сознания человека, в чем состоит суть незнакомой ему религии. Так, в древне-христианской церкви слово «катехизис» означало деятельность, а не книгу.

В Христианском энциклопедическом словаре [307, с, 704] сказано, что катехизис - это изустное наставление в христианской вере обращающихся к церкви, до этого разномысливших с ней. Оно, как правило, предшествует крещению, составляющему акт самого вступления в церковь. По определению «Пространного Христианского Катехизиса»(автор Филарет (Дроздов)) - э то наставление в основах христианской веры, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

Вместе с тем иерей О. Давыденков трактует слово «катехизация», произошедшее от древнегреческого глагола, в значении говорить кому-то и устно наставлять его. Также он обращает внимание на современное написание данного слова в корне которого, по его мнению, должна быть буква «И», а не «Е», как было до этого [76, с, 3]. Иерей Олег Давыденков исходит в своей трактовке понятия «катихизация» именно из того факта, что обычно наставления в христианстве сопровождались преподаванием наставляемым также и общекультурных сведений, что и позволяло говорить о целостном процессе наставления, устной передаче знаний.

Исследование просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) приводит нас к выводу о том, что он просвещал людей, незнакомых даже с зачатками гражданственности, стоящих на первых ступенях дикости. Без сомнения, эта деятельность не являлась только катехизацией в первом значении этого понятия. Можно утверждать, что святитель Иннокентий вместе с наставлениями в вере преподавал первоначальное общее образование, во всех смыслах просвещая народ.

Важным для нашего исследования являются катехизические поучения святителя - один из видов церковной проповеди, нацеленной на упрощенное и общепонятное объяснение начал вероучения для народа. Стремление будущего святителя сделать доступными для любого народа истины православной веры воплотилось в сделанном им переводе на алеутский язык малого «Катехизиса» митрополита Московского Филарета (Дроздова), Отмечая духовную связь и преемственность, которые невидимой нитью соединили жизнь и служение двух московских святителей, можно сказать, что труд святителя Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное» стал прямым продолжением и развитием дела, начатого святителем Филаретом.

Похожие диссертации на Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского