Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Михайлова Луиза Валентиновна

Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение)
<
Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Михайлова Луиза Валентиновна. Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2002 188 c. РГБ ОД, 61:02-13/1028-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы педагогической концепции Джона Локка 10-57

1.1. Философские и психолого-педагогические идеи Локка в контексте его просветительной деятельности 10-27

1.2. Личность Джона Локка как просветителя и ее педагогический потенциал в саморегуляции разумного поведения воспитуемых 28-46

1.3. Толерантность как черта социально-нравственной личности и проблема ее формирования в педагогической системе английского просветителя 47-57

ГЛАВА 2. Деятельность — естественный фактор приобщения личности к различным формам социального опыта 58-132

2.1. Воспитание высоконравственной личности через приобретение внешнего опыта как целевая установка в педагогике Локка 58-79

2.2. Эффективность методов нравственного воспитания в педагогике английского просветителя 80-107

2.3. Стимулирование умственной деятельности как средство закрепления положительного опыта нравственного поведения личности 108-132

ГЛАВА 3. Интеграция идей Джона Локка в современное образование и воспитание 133-168

3.1. Обращение к идеям английского просветителя в современной воспитательной практике 133-146

3.2. Педагогические требования Локка в современной практике физического самосовершенствования личности 147-152

3.3. Творческое наследие Джона Локка в сфере высшего педагогического и юридического образования 153-168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169-174

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Активный процесс гуманизации образования в современных условиях развивается в двух направлениях: первое - использование всего нового, прогрессивного, чем располагают сегодня педагогическая теория и практика в нашей стране и за рубежом, второе - обращение к лучшим достижениям прошлого, к трудам представителей отечественной и зарубежной педагогики, творческие искания которых были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека. Прогрессивный опыт прошлого отвечает задачам настоящего времени и избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже известные предшествующим поколениям. Для видных педагогов прошлого было бесспорно то, что в духовном, экономическом и культурном возрождении государства приоритетная роль должна принадлежать воспитанию и образованию, что отвечает тенденциям социального развития обще-ства и в наши дни. Исходя из этого, мы считаем, что изучение лучших педагогических достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли принесут не меньшую пользу в развитии современной системы образования, нежели те или иные нововведения. Данный тезис мы докажем в ходе исследования педагогического наследия Джона Локка.

Современное состояние педагогической науки определяется обращением ученых к исследованию и разработке таких проблем, как особенности формирования творческой личности, специфика становления индивидуальности учащихся, пути и способы самореализации, формирование собственных способностей воспитанников, личность как реальный субъект собственных форм жизнедеятельности, истоки и механизмы "проблемности" как состояния мышления и духовного мира воспитуемого. Не только теорїїя, но и педагогическая практика нуждается в реализации идей милосердия, равноправия, уважения к личности ребенка и его достоинству. Это та мысль, которая не стареет и проходит красной нитью через творчество английского реформатора.

Идеи английского просветителя оказываются особенно актуальными в свете данной тенденции развития современной педагогики. Педагог приходит к истине через преподаваемый им предмет. Не является исключением из этого правила и преподаватель иностранных языков. Владея английским и немецким языками, работая с иностранными источниками, имея двадцатилетний просветительный и педагогический опыт, мы полагаем, что в состоянии внести определенный вклад в исследование зарубежной исторической педагогической мысли. Мы рассчитываем и на особую практическую ценность своей работы, ибо сознаем, что некоторые наши рекомендации могут быть успешно использованы учителями и воспитателями в повседневной деятельности.

Вековечные ценности в историческом опыте воспитания и образования выявляются и объективно представляются научной общественности в результате историко-педагогического анализа процесса возникновения, становления и функционирования традиционной культуры поведения личности. Речь идет о нравственности как состоянии души, которая является глобальной, но с национально-этнической фактурой. В условиях конструктивного диалога культур народы духовно обогащаются, постигая культурные достижения друг друга. В результате происходит умножение существующих и появление новых ценностей. Наша попытка ретроспективной реконструкции прошлых, по содержанию и значению современных идей воспитания с привлечением многогранной педагогической, научной, государственной и врачебной деятельности Локка, аккумулировавшего всё многообразие западноевропейской цивилизации, может быть полезной в процессе единения Европы и в области воспитания.

Указанные обстоятельства подсказали нам необходимость остановить свой выбор на трудах и просветительной деятельности Локка, внесшего значительный вклад в науку о воспитании: его ценные идеи и практические советы не только сохранили свое значение, но и приобрели особую актуальность в условиях глобализации.

Как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе содержится достаточно материалов о Локке. Следует отметить, что философские, политические, экономические взгляды английского просветителя глубоко изучены и проанализированы учеными. Дореволюционная литература о Локке представлена работами таких авторов, как Е.Ф.Литвинова, П.Ф.Николаев, В.Серебреников, Боурн (H.R.F. Вошпе), Т.Фаулер (Th. Fowler), А.Фрезер (A.C.Fraser). Из постреволюционных исследователей творческого наследия Локка выделяются прежде всего К.В.Гребенев (1929) и Д.Рахман (1924). Современные отечественные ученые И.С.Нарский, Г.А.Заиченко, П.Г.Рахубо, Б.В.Мееровский, Н.В.Мо-трошилова внесли заметный вклад в изучение философского учения Локка. Среди работ, опубликованных за рубежом о Локке, выделяются труды Дж.Иол-тона (J.W.Yolton), Дж.Макки (J.L.Mackie), Г.Пэрри (G.Parry), М.Селигера (M.Se-liger), Р.И.Аарона (R.I.Aaron). Тем не менее, история исследования и оценки воспитательной платформы Локка не отличается большим богатством и разнообразием. Среди авторов, анализирующих позицию Локка в области воспитания, молено назвать В.Ермилова (1905) и М.Ф.Шабаеву (1939), Е.Н.Медынского. Отдельные аспекты педагогической системы английского просветителя нашли определенное отражение в небольших по объему современных публикациях К.Д.Авдеевой, А.Н.Шиминой, В.А.Ротенберг, В.Н.Липника, А.Плеханова, Е.По-варовой, В.Кумарина. Недостаточно отражена педагогическая теория и в зарубежной литературе, о чем свидетельствует наш анализ, проведенный в ходе исследования. Нам удалось найти работы следующих авторов: Г.Бэнтока (G.H.Bantock), Г.Каунтса (G.S.Counts), Дж.Перкинсона (H.J.Perkinson), Р.Раска (R.R.Rusk).

В то же время всесторонний анализ имеющихся публикаций свидетельствует о том, что педагогические идеи Локка не подвергались целостному, систематическому, последовательному и относительно завершенному анализу. Мы попытались в нашей работе приблизиться к реализации этой задачи. С учетом вышеизложенного и анализа литературы о педагогическом наследии Локка и

целей, стоящих перед педагогической теорией и практикой современности, сформулирована проблема исследования: каковы педагогическое содержание просветительной деятельности Джона Локка и возможности его интеграции в современное социально-нравственное воспитание? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является творческое наследие Джона Локка, его жизнь и просветительная деятельность.

Предметом исследования является социально-нравственный аспект идей и просветительной деятельности Джона Локка.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что философско-педагогическое наследие Локка содержит положения, позволяющие создать целостную педагогическую систему формирования высоконравственной личности, дифференцированного влияния на свойства и качества воспитуемых, подтверждающие возможности творческого использования воспитательного потен-циала личности и учения английского просветителя в гуманистическом воспитании, социализации личности с ориентацией на общечеловеческие ценности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Подвергнуть целостному, систематическому анализу наследие английского просветителя Джона Локка и доказать традиционность, современность его педагогической мысли.

2. Раскрыть теоретико-методологические основы педагогической концепции Джона Локка.

3. Отразить специфику его системы социально-нравственного воспитания через приобщение личности к внешнему опыту.

4.Разработать научно-методические рекомендации по изучению воспитательного потенциала личности реформатора просвещения.

5. Определить возможности применения педагогической концепции Джона Локка в реформировании современной педагогической системы.

Методологическая основа исследования базируется на положениях науки о всеобщей связи явлений окружающего нас мира; о целесообразной, творческой, деятельной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя; о соотношении частного, особенного и всеобщего; системном и комплексном подходе к изучению явлений; рассмотрении педагогических проблем через призму социокультурного пространства; антропологическом подходе в воспитании и образовании, целостности этого явления в процессе формирования личности; приоритете общечеловеческих ценностей.

Методы исследования: применялись диалектический метод познания, предполагающий теоретический, сравнительно-исторический и системно-структурный анализ, раскрытие сущности педагогических явлений с учетом обусловленности образования материальной жизнью общества, уровнем его духовного и культурного развития; историко-ретроспективное изучение источников и документов; обобщение и систематизация, сравнение, сопоставление, в том числе и собственного более чем двадцатилетнего опыта в сочетании с естественным педагогическим экспериментом.

Теоретическими основами исследования являются социально-историческая детерминация педагогических явлений и процессов; культурологический, аксиологический и цивилизационный подходы, позволяющие рассматривать образование как одну из основных составляющих культуры.

Источниковая база исследования: труды Джона Локка, его эпистолярное наследие, работы и воспоминания о нем в оригинальном изложении и в переводе, историко-педагогические труды по исследуемому периоду, работы современных авторов по проблемам философии образования, истории педагогики, методологическим проблемам историко-педагогических исследований.

Научная новизна исследования состоит в том, что в процессе проведения: 1) систематизированы педагогические взгляды Локка, проанализирована его многолетняя просветительная деятельность и на этой основе сформировано новое представление о Локке как педагоге-гуманисте, который во многом one

редил свою эпоху; 2) выявлены и научно обобщены факторы, оказавшие решающее влияние на формирование педагогических воззрений Локка, связанные с общей педагогической атмосферой рассматриваемой эпохи, философией просветительства; 3) раскрыты, изучены и описаны основные приемы и методы воспитания и обучения Локка-педагога, система педагогических ценностей, взгляды английского просветителя как педагога-новатора своего времени, сумевшего успешно адаптировать свою систему для домашнего воспитания и образования; 4) подготовлен учебно-методический материал из его педагогического наследия для практического применения; 5) определены возможности использования творческого наследия Джона Локка в сфере воспитания и образования на современном этапе развития общества; 6) проанализирован подход Джона Локка к традициям как новаторству по принципу сохранения добрых явлений и искоренения антигуманных; 7) выявлена актуальность его трактовки проблем социально-нравственного воспитания в современных условиях. На защиту выносятся:

1. Аналитическое представление просветительно-педагогического наследия Джона Локка и современное значение его личности, опыта и идей.

2. Специфика педагогической мысли и воспитательно-образовательной практики Джона Локка в контексте общечеловеческих и национально-этнических ценностей.

3. Обоснование положения возрастающей актуальности педагогики Джона Локка в интегрировании ее в учебно-воспитательную практику социально-нравственного воспитания с акцентом на общечеловеческие ценности.

4. Система методических рекомендаций, призванных содействовать пропаганде и творческой реализации педагогики Джона Локка в условиях национальной школы и вузов с многонациональным составом студенчества.

5. Обоснование педагогической целесообразности использования текста на иностранном языке как средства достижения национальных и общечеловеческих ценностей в диалоге культур.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования обобщенных данных и фактологического материала диссертации для обновления содержания учебных курсов по теории и историй педагогики, разработки спецкурсов, посвященных педагогическим достижениям рассматриваемого исторического периода. Просветительские положений Локка могут быть широко использованы в практике воспитания для развития самодостаточности воспитанника, раскрытия и реализации всех его сущностных сил, могут оказывать положительное воздействие на педагогическое знание, ориентированное на психологию человека, позволяют построить адекватную систему воспитательных воздействий применительно к конкретно-историческим условиям жизни индивида.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам работы методологических подходов, всесторонней системой методов историко-педагогического анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью. Достоверность исследования гарантируется репрезентативной источниковой базой, в состав которой входит литература на языке оригинала.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения практических занятий по английскому языку и лекций по философии и истории образования в Чувашском госуниверситете имени И.Н.Ульянова и Чебоксарском филиале Нижегородской академии МВД России, в Московском государственном социальном университете (филиал в г.Чебоксары) Некоторые положения диссертационного исследования были изложены автором на Всероссийских, республиканских научно-практических конференциях, проводившихся в городах Чебоксары, Нижний Новгород, Ульяновск, и нашли отражение в опубликованных статьях.

Философские и психолого-педагогические идеи Локка в контексте его просветительной деятельности

Методы наблюдения, эксперимента, анализа и обобщения широко применяются в педагогической практике как методы социометрии и находят в творчестве Локка свое отражение в его рекомендациях об учете индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания, рефлекторно-эмоциональной деятельности каждой личности, истории происхождения и развития знаний по принципу обобщающего комбинирования. В борьбе против нативизма как учения о врожденных идеях, в споре с диктатурой неоспоримых истин английскому просветителю удалось убедительно доказать, что характер личности - продукт воспитания, что знания подобно идеям приобретаются в соприкосновении с внешним миром. Эта лишь на первый взгляд простая для современного педагога истина прошла долгий путь рассудочного движения здравого человеческого смысла от энтузиазма до разума, от религиозного фанатизма до признания личного интереса в основе морали. Без глубокого усвоения опыта Локка мы не поймем не только всей сложности умственного развития ребенка, не найдем полного ответа даже на такие элементарные вопросы как "Почему ученик не может видеть без содрогания самую интересную книгу?" или "Почему он не в состоянии плодотворно заниматься в оборудованной на самом современном уровне классной комнате?". Потому мы утверждаем, что он современен.

Методологические основы своего мировоззрения Джон Локк сформулировал в главном философском сочинении - "Опыте о человеческом разумении", труде, составившем в истории материализма, а значит и истории философии вообще целую эпоху" [98, 16].Обобщена и научная мысль о данном труде: "Чувствовалась необходимость в такой книге, которая привела бы в систему тогдашнюю жизненную практику и дала бы ей теоретическое обоснование. Сочинение Локка о происхождении человеческого разума очень кстати явилось с того берега Ла-Манша. Оно встречено было с энтузиазмом, как давно и страстно ожидаемый гость... Локк обосновал философию bon sens, здравого человеческого смысла, т.е. сказал косвенным образом, что не может быть философии, отличной от рассудка, опирающегося на показания здоровых человеческих чувств" [87]. На своевременность этого произведения указывал и А.И.Герцен. В "Письмах об изучении природы1' ("Письмо восьмое. Реализм") он писал: "Что касается до самой феноменологии Локка, то его "Опыт" есть нечто вроде логической исповеди рассудочного движения... Изложение Локка умно, ровно, светло, полно практических заметок; выводы его очевидны, потому что он говорит об одном очевидном; он везде стремится удержаться в золотой середине, воздерживается от крайностей" [21, 294].

Этот знаменитый философский трактат представляет огромный интерес в первую очередь для педагога, главной целью которого является исследование роли и значения человеческого разума в деле познания. Английский просвети-тель ищет в нем ответы на следующие актуальные вопросы: как, какими путями человечество в целом и каждый человек в отдельности приобретает знание об окружающем; откуда происходят все наши идеи и понятия; родятся ли они вместе с нами и, если нет, откуда и как попадают они в наш разум.

По его справедливому замечанию, от правильного ответа на них зависело дальнейшее развитие наук. Задача, поставленная и решаемая просветителем на протяжении четырех книг, содержащих в себе больше шестидесяти глав, представляла для своего времени колоссальный теоретический интерес. На наш взгляд, она не только интересна, но и полезна и для современной педагогической мысли. Связанная с именем целого ряда английских мыслителей и особенно Бэкона, победа эмпирического метода в естествознании, для того чтобы стать окончательной, нуждалась в создании новой теории познания. Чтобы быть утвержденным, новое эмпирическое мировоззрение должно было вступить в борьбу с прежней теорией познания и теоретически опрокинуть ее. Эту задачу и выполнил Локк, вступивший во всеоружии своей эрудиции на борьбу за создание нового философского мировоззрения, сформулировавший новую точку зрения на то, каким путем добывает человек свои знания, и, вместе с тем сильнейшим образом изменивший существующий взгляд на процесс воспитания и методы обучения.

Уже в первой книге своего труда автор, разбирая аргументацию защитников теории врожденных идей, приходит к выводу о несостоятельности этого учения, как противоречащего очевидным и общеизвестным фактам. Развивая свои доказательства, педагог говорит, что если бы идеи содержались готовыми в нашем уме от рождения, то они особенно ясно обнаруживались бы у детей, души которых менее извращены ходячими предрассудками и не затемнены посторонними влияниями. Опыт убеждает в том, что дети знают лишь о том, что их окружает, совершенно не знакомы с отвлеченными понятиями, являющимися предметом споров только в школах и университетах. Здесь Локк своевременно ставит задачи природосообразности воспитания и решает их.

Утвердив приобретаемое^ всех идей в процессе опыта, педагог тщательно прослеживает в деталях и подробностях достижение идей и исследует пути их движения. При рождении в разуме ребенка не запечатлено никаких идей, только соприкосновение с внешним миром через органы чувств вызывает работу сознания. Не только для того времени данное заключение было прогрессивным, его развивают и современные исследователи.

По Локку, восприятия вызываются внешними причинами, действующими на чувства, а не каким-нибудь иным путем. Сами органы не в силах производить их. В противном случае глаза в темноте производили бы цвета, нос зимой слышал бы запах розы. Но мы не видим, чтобы кто-нибудь ощущал в себе вкус ананаса, не отправившись в Индию и не попробовавши его [186, 355].

Критика Локком теории врожденных идей, как отмечалось нами выше, была отправным пунктом его педагогической концепции. Отвергая актуальное наличие врожденных знаний в сознании ребенка, он, однако, не отрицал врожденности потребностей, стремлений и аффектов, в том числе таких, которые позднее стали называть инстинктами, и таких, которые образуются у еще не родившегося ребенка под влиянием внешних воздействий, проникающих через тело матери. Не отрицает Локк и врожденности некоторых иных особенностей поведения. Современная нам наука признает все эти и другие им подобные явления и объемлет их общим понятием унаследованной и в этом смысле заложенной в структурах нервной системы программы поведения, в которой естественно усмотреть наличие информативного содержания. Информативный момент имеется уже во врожденных потребностях и влечениях, но все это не может поставить под сомнение факт исторической правоты Локка в его споре по поводу "врожденных" законов логики, исходных догм религии и принципов морали [98, 25], Правда, тогда, да и позднее многие воспринимали критику теории нативизма как абсолютное отрицание в психике человека каких-либо полученных от рождения черт и особенностей, а значит, понимали ее огрубленно, что приводило к преуменьшению роли присущих человеку внутренних детерминант поведения и познания, а значит, к общей недооценке активности субъекта. Тем не менее отрицание врожденных идей расчистило почву для дальнейшего анализа возникновения и развития, границ и состава, строения и путей проверки знаний. В "Epistle to the Reader" ("Обращение к читателю") философ говорит о том, что он принял решение осуществить исследования познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает "ум в своем движении к знанию", что книга рассчитана на читателей, которые не довольствуются "ленивой жизнью на крохи выпрошенных мнений", а способны обратить "в дело собственные мыслительные способности для отыскания и исследования истины" [186, 87]. "The commonwealth of learning is not at this time without master-builders, whose mighty designs, m advancing the sciences, will leave lasting monuments to the admiration of posterity: but every one must not hope to be a Boyle or a Sydenham, and in an age that produces such masters as the great Huygemus and the incomparable Mr.Newton... it is ambition enough to be employed as an under-labourer in clearing the ground a little, and removing some of the rubbish that lies m the way to knowledge". (Республика наук не лишена в настоящее время даровитых созидателей, величественные замыслы которых, движущие науку, оставят долговечные памятники на удивление потомству; но не всякий может надеяться стать Бойлем или Сиденхэмом. И в век, который рождает такие дарования, как великий Гюйгенс и несравненный Ньютон... будет достаточной честью служить в качестве простого рабочего^ занятого лишь на расчистке почвы и удалении части мусора, лежащего на пути к знанию) [186, 89].

Согласно Локку, мусор на пути науки - это теологически-схоластические представления, сковывающие естественный процесс развития человеческого разума, способности которого к познанию мира определяются ощущениями, опытом, выступающими в качестве источника знаний. Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта.

Личность Джона Локка как просветителя и ее педагогический потенциал в саморегуляции разумного поведения воспитуемых

Доказав выше своевременность исследования учения Локка, далее рассмотрим силу гармонически развитой личности педагога, выделяя при этом следующие аспекты: 1) английский просветитель, педагог-новатор, домашний, воспитатель, впервые указавший на необходимость сообразовывать требования, предъявляемые к ребенку, с его природными задатками, способностями, наклонностями; 2) философ - один из основоположников эмпирико-материалисти-ческой теории познания, родоначальник эпохи Просвещения и Разума в Англии и Франции; 3) политический мыслитель, обосновавший идеи либерализма, которые были впоследствии подхвачены создателями Конституции США, все еще имеющий огромное влияние на политическую жизнь и мысль Запада [200, 230-247], [205]; 4) врач - сторонник опытного метода исследования болезней, имевший огромный авторитет среди своих коллег, родоначальник английской эмпирической психологии; 5) дипломат, государственный деятель, занимавший разные должности и выполнявший их с усердием и добросовестностью.

Воспитательная сила такой личности бесспорна и несомненна, животворное воздействие выдающегося человека на формирование личности очевидно-Замечательные люди - сознательно или бессознательно - неуклонно выполняют свое назначение; поэтому между их жизнью и деятельностью устанавливается очевидная связь. Внешние условия бесспорно играют также важную роль в их жизни, но эта роль отлична от той, которая принадлежит им в судьбе людей обыкновенных. Различие это скорее количественное, чем качественное, а именно в жизни великих людей отчетливее обнаруживаются те условия, которые преимущественно перед другими имеют решающее влияние на характер и деятельность человека. И это влияние, как бы оно не видоизменялось множеством иных условий, всегда можно проследить, если внимательно изучать жизнь. Иногда эти условия заметить легко - так они преобладают, в других случаях их приходится отыскивать, чтобы взять как руководящую нить, прежде чем войти в лабиринт мелких событий жизни, запутанных и осложненных множеством влияний. В жизни Локка, небогатой внешними событиями, эти условия нетрудно заметить. Эта жизнь имеет свои особенности, о которых нельзя не упомянуть.

Локк родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон (Wring-ton) графства Сомерсет на юго-западе Англии. Отец его был провинциальным адвокатом и мелким землевладельцем, один из предков которого, английский купец, за деньги получил от короля некоторые чины и привилегии. Детство он провел в деревне Пенсфорд (Pensford), недалеко от Бристоля, который в то время был центром торговли и политики. Отец и мать его были религиозными людьми и принадлежали к пуританам (от позднелатинского puritas - чистота), последователям радикального течения, индепендентам, которые находились в оппозиции как к господствующей в стране англиканской церкви, так и к произволу абсолютной монархии Карла I Стюарта. Роскоши, торжественности католических служб пуритане противопоставляли скромность, умеренность, воздержание. В семье больше всего ценили строгий порядок и раз и навсегда установленные правила взаимоотношений между членами семьи. Здесь царила благоприятная обстановка для воспитания, Локк перенял все лучшие черты пуритан. Именно семейные условия имели решительное влияние на его характер и воззрения. Отец его, состоя в рядах армии парламента, принадлежал к числу людей, способных внушать своим детям любовь к свободе. Жертвуя собственные средства на общественные нужды, он подавал пример сыну предпочитать общие интересы личным. Любовь к свободе и презрение к мелким житейским интересам Джон Локк, сын Джона Локка, унаследовал и заимствовал от своего отца. Набожность будущего педагога и философа развилась под влиянием матери, которая жила в вечном страхе потерять своих детей, ибо оба сына отличались слабым телосложением и здоровьем (младший умер юношей, эта смерть глубоко огорчила родителей и старшего брата), и лишиться мужа, всегда готового жертвовать всем ради своих убеждений. Ей оставалось только молиться и учить этому детей. Старший сын, как все болезненные дети, был не по летам серьезен, поэтому в нем не возникало никакого протеста против того монотонного, несколько сурового образа жизни, который вели его родители; может быть, он переносил все это легко также и потому, что связан был со своими родителями чувством самой нежной дружбы, особенно с отцом, который не ощупью вел воспитание сына, а выработал совершенно самостоятельные взгляды на этот предмет.

Отец требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Внук лорда Антони Эшли Купера (графа Шефтсбери), воспитанник Джона Локка, который впоследствии стал известным писателем, вспоминал: "I remember he has told me that his father after he was a man, solemnly asked his pardon for having struck him once in a passion when he was a boy" (Я помню, он рассказывал мне, что его отец торжественно извинился перед ним, уже повзрослевшим человеком, за то, что ударил его один раз в детстве во гневе) [198, 99]. Когда сыновья вырастали, из детей превращались в юношей, мудрый адвокат постепенно приближал их к себе, меньше контролировал их, советовался с ними, заменяя суровую опеку дружеским расположением, включая детей во все свои деловые интересы и действия. Таким образом отношения начальника и подчиненного сгладились и приблизились к полному равенству: отец с сыном стали друзьями. Ведущая роль отца в воспитании сына очевидна. Впоследствии великий просветитель с большой похвалой отзывался о методе воспитания своего отца. Дружба с таким отцом не могла не иметь самого благотворного влияния на сына. К счастью, отец жил довольно долго, и сын не только вырос, но и возмужал на его глазах. Нам известно одно письмо Локка к отцу, относящееся к 1660 году, в котором сын трогательно просит больного отца не жалеть денег на лечение и поправление здоровья, говорит, что не рассчитывает на отцовское наследство, а надеется жить своим трудом. Голова и руки - капитал для всякого человека, а тем более для такого, которому, как ему, так мало надо [212, 2]. Письмо не заключает в себе ничего особенного, но проникнуто с начала до конца нежной любовью к отцу. Что касается стремления Локка приобретать материальные средства, то мы не видим, чтобы он прилагал к этому особые старания. Именно такое доверительное отношение отца к детям сильно повлияло на формирование педагогических взглядов Д.Локка. Он постоянно указывает на то, что именно на отце семейства лежит полная ответственность за воспитание детей. Актуально это требование и в наши дни: отец должен заботиться не только о материальном благополучии своих детей, а также он в ответе за их духовность, жизненные принципы и ценности.

На взаимоотношениях детворы и взрослых в доме лежала печать патриархальности, несколько суровой доброжелательности, родительской требовательности к младшим членам семьи. Постоянная забота о своих религиозных обязанностях, об отправлении всех обрядов и служб богопочитания наполняла всю жизнь этой дружной пуританской семьи, тесно переплетаясь с ее хозяйственной и служебной деятельностью. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой - одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения. В своем основном педагогическом сочинении "Some Thoughts Concerning Education" ("Мыслях о воспитании") он постоянно напоминает родителям о необходимости развития у детей чувства любви к богу. В семье были также привиты Локку первые навыки поведения в обществе, в свете, которые он развивал и совершенствовал в школах, где получил образование.

Особенности формирования личности ребенка зависят от личности самих родителей, ведущих мотивов их жизни и деятельности, от того, как они понимают жизнь. Именно к тому, чего хотят сами, готовят родители своего ребенка. Их идея жизни, понимание благополучия, порядочности и других материальных и духовных принципов определяют воспитательный процесс, основные направления социализации детей. В связи с этим важно, чтобы родители не акцентировали свое внимание только на накоплении материальных благ, а создавали в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности, искренности, доброты, стремились к овладению общечеловеческими нравственными ценностями. Сегодня это один из важнейших вопросов не только педагогической науки, но и общества в целом.

В "Мыслях о воспитании" Локк часто критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени, упрекая их в том, что они дают мертвые, абсолютно непонятные формальные знания, в целях тренировки разума они абсолютно непроницаемы для всех новых веяний, что они застыли в косности и неподвижности. Этот упрек направлен в первую очередь к школе, в которой он провел свою юность. "When I consider what ado is made about a little Latin and Greek, how many years are spent in it, and what noise and business it makes to no purpose, I can hardly forbear thinking that the parents of children still live in fear of the schoolmaster's rod, which they look on as the only instrument of education; as if a language or two were its whole business1' (Когда я размышляю о том, сколько шума идет вокруг вопроса о маленькой дозе латыни и греческого языка, сколько лет тратится на ее усвоение и сколько бесплодных забот и хлопот на это уходит, то я едва могу удержаться от мысли, что родители детей продолжают жить под страхом розги школьного учителя, в которой они видят единственное орудие воспитания, как будто вся цель последнего заключается в изучении одного-двух языков) [211, 253].

В 1652 году по окончании школы девятнадцатилетний юноша посылается администрацией школы в числе трех лучших учеников в один из старейших английских университетов, в Оксфордский, в колледж Христовой церкви. Оксфордский университет, открытый еще в XIII веке, на всем протяжении своей истории яростно сопротивлялся всему новому, о чем ярко свидетельствует и та борьба, которая была организована университетом против учения его бывшего ученика - Локка, в момент, когда последний выступил публично со своими произведениями, осмеивавшими схоластическое университетское мировоззрение.

Вопреки стремлениям учебного персонала привить ему интерес к схоластической и узко классической мудрости, он интересуется точными естественными науками, которые были очень популярны во времена Протектората. Он много занимается медициной, знакомится с открытиями ученых и врачей, лучшие врачи Англии того времени с уважением относились к его медицинским познаниям. Эти же знания послужили непосредственной причиной его знакомства с одним из виднейших деятелей Англии - лордом Антони Эшли Купером ( с 1672 г. граф Шефтсбери). Он с увлечением проводит физические, химические и метеорологические опыты, знакомится и дружит в Оксфорде с Робертом (Бойлем, физиком и химиком, который тоже жил и работал в то время в Оксфорде.

Учеба Локка в университете не доставляла ему большого внутреннего удовлетворения, но внешне шла блестяще. В 1656 году он получил звание бакалавра искусств, в 1658 году - магистра искусств. Но его мало пленяли внешние успехи, будущий философ равнодушно относился к своим дипломам, с горестью говорил, что учение отнимало у него только время, нисколько не удовлетворяя его любознательность и не доставляя ни малейшего удовольствия. И то, и другое искал он в чтении вообще, в особенности же в изучении Декарта, который совершил переворот в его жизни; именно ему Локк обязан своей любовью к естествознанию. Со многими мыслями последнего он не соглашался, но обаяние гения, даже при таких условиях, было очень велико и плодотворно. В одном из писем Локка мы встречаем такое место: "Я всегда должен чувствовать великую признательность к этому поистине дивному мужу (Des Cartes) за мое первое избавление от непонятного, обычного в школах, способа философского рассуждения [212, 3].

Толерантность как черта социально-нравственной личности и проблема ее формирования в педагогической системе английского просветителя

Наиболее эффективно труды Локка по нашим данным могут быть использованы в процессе формирования чувства толерантности, в котором современное общество нуждается остро.

Слово "toleration", употребленное Локком в значении "веротерпимость", в настоящее время используется в очень широком смысле. За этим словом кроются такие чувства, как терпение, снисходительность, чуткость, доверие, доброжелательность, способность к сопереживанию и уважение человеческого дос-тоинства, и много еще чего. Проблема толерантности изучается философами, психологами, правоведами, педагогами. Очень интересен и полезен для семан-тизации этого слова подход В.А.Лекторского, который выделяет четыре понимания толерантности [58]. Он пишет: "Первое понимание толерантности, которое я анализирую, было первым и исторически. В некоторых отношениях оно считается классическим и дожило до наших дней. Оно связано с именами Бейля и Локка, с классической либеральной традицией" [58, 48]. Это понимание толерантности отражено: 1) в Уставе Организации Объединенных Наций: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. ..ив этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи" [146]; 2) во Всеобщей декларации прав человека: "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26) [17].

Терпимость в данном случае обосновывается тем, что различия во взглядах, не относящихся к вопросам истины и основных моральных, правовых, политических норм, индифферентны к основным ценностям цивилизации и не препятствуют нормальному общежитию. Различные социальные, культурные, этнические группы могут иметь свои церкви, школы, культивировать свой язык, иметь свои обычаи. Недопустимо вмешиваться в эти дела со стороны (со стороны правительства, если речь идет, например, о существовании этнических меньшинств на территории большого государства, или со стороны одного государства по отношению к другому). Основным для нормальной жизни в обществе и для мирных взаимоотношений разных обществ и культур считается согласие в понимании основных моральных норм и того, что установлено в познании (в частности в науке). Важно отметить, что с точки зрения данного понимания толерантности различия в обычаях, специфических культурных ценностях, мировоззренческих идеях будут постепенно уменьшаться по мере развития цивилизации, так как усиление взаимодействия разных культур и этносов, необходимость решения практических проблем будут неизбежно вести к этому.

Учение Локка о воспитании чувства толерантности имеет исторические корни, и конец столетия вообще оказался политическим триумфом мыслителя. Первая половина 90-х годов была чрезвычайно плодотворной для него как писателя-теоретика: именно в эти годы вышли в свет созданные им произведения, которые он решил опубликовать, Он создает новые работы, прямо или косвенно связанные с апологией нового режима. Словом и делом он содействует укреплению конституционной буржуазной монархии на основах, зафиксированных "Биллем о правах" парламента от октября 1689 г. В последующие десятилетия королевская власть все более отходила на задний план, а власть парламента возрастала, однако и это вполне соответствовало взглядам просветителя.

Совершившийся в 1688 г. переворот носил "верхушечный" характер, с интересами народных масс его инициаторы не считались. Прозванная панегиристами "славной", малая революция была сделкой между крупной финансовой буржуазией и обуржуазившимися лендлордами.

Итак, в истории Англии началась новая полоса - был открыт путь ускоренному развитию капитализма и эксплуатации колоний, стали складываться непосредственные предпосылки будущего великого промышленного переворота середины XVIII в. Основные страны Европейского континента пошли по этому пути вслед за Англией значительно позже. Джон Локк был самым типичным и наиболее ярким выразителем политической идеологии промышленной буржуазии, но в теоретическом мышлении сохранял определенную самостоятельность, выводившую его в ряде вопросов философии за узкие пределы буржуазного миропонимания его времени, например, именно Локк считается родоначальником гносеологии в ее современном понимании, проблемы, выросшей из насущных потребностей эпохи подвергнуть критике старую идеалистиче-скую метафизику.

Еще в 1667 году был создан набросок "Опыта о веротерпимости" (издан только в 1876 г.). В 1689 г. на латинском, а также в переводе на английский язык выходит в свет первое "Письмо о веротерпимости" ("A letter concerning toleration"), в основном написанное Локком поздней осенью 1685 г. в Голландии, где собиралось к тому времени много иностранцев, покинувших родные края из-за религиозных преследований.

Второе и третье "Письма о веротерпимости" Локк опубликовал в Лондоне соответственно в 1690 и 1692 гг., четвертое осталось неоконченным. К. Маркс и Ф.Энгельс назвали его "отцом" английского свободомыслия [88]. В "Письмах о веротермипости" он подверг критике и решительно осудил преследования и гонения по религиозным мотивам, выдвинул и обосновал принцип свободы совести. Проблема веротерпимости не случайно привлекла внимание философа. В эпоху английской буржуазной революции она была одной из животрепещущих проблем общественной жизни. Политические импликации "Письма о веротерпимости" как бы перебрасывали мостик к содержанию знаменитых трактатов Локка по вопросам политики, подготавливали их.

К декабрю 1689 г., когда издателем Т.Бассетом было окончено печатание "Опыта о человеческом разумении", относится и публикация "Two Treatises on Government" ("Двух трактатов о государственном правлении"), над вторым из которых Локк начал работу еще осенью 1679 г. и в течение года вчерне его окончил, а затем приступил к первому трактату. К моменту бегства из Англии все сочинение в основном было написано, но черновик остался в Лондоне, и теперь, возвратившись на родину, Локк дополнил текст и вручил его издателю. Как и "Письма о веротерпимости", "Два трактата..." были опубликованы анонимно; с указанием имени автора вышел в свет только "Опыт о человеческом разумении". Читатели указывали на Локка как на создателя "Трактатов", но он упорно отрицал свое авторство. Ныне трудно сказать, чем это было вызвано: времена Карла II, при котором виг Олджернон Сидней был повешен в 1683 г. за то, что среди его бумаг нашли рукопись "Рассуждения о правительстве", где он защищал теорию договорного происхождения государственной власти, ушли в прошлое, обстановка в стране коренным образом изменилась, однако философ предпочитал сохранять повышенную осторожность.

Важно иметь в виду, что победившие в революции силы упразднили англиканскую церковь - оплот феодально-абсолютистских порядков. Ее место занял пуританизм (кальвинизм). Однако в период реставрации монархии Стюартов (1660-1688) англиканская церковь вновь была восстановлена в своих правах. Все же несогласные с ней (нонконформисты) подлежали отстранению от государственной службы, подвергались преследованиям. Падение Стюартов и приход к власти правительства Вильгельма III в результате "славной революции" привели к некоторому ослаблению религиозной нетерпимости. Был принят, в частности, "Акт о веротерпимости" (1689), который признавал право нонконформистов отправлять свой религиозный культ, но по-прежнему лишал их многих гражданских прав. К тому же этот акт не распространялся ни на унитариев, ни на социниан, а тем более на деистов или атеистов, которые по существу были поставлены вне закона. Не распространялся он по политическим мотивам и на католиков [5, 10].

Воспитание высоконравственной личности через приобретение внешнего опыта как целевая установка в педагогике Локка

"We must not hope wholly to change their original tempers, nor make the gay pensive and grave, nor the melancholy sportive, without spoiling them. God has stampt certain characters upon men's minds, which, like their shapes, may perhaps be a little mended; but can hardly be totally altered, and transformed into the contrary" (Мы не должны рассчитывать на то, чтобы полностью изменить их прирожденные ха-рактеры, чтобы сделать веселого человека задумчивым и серьезным, а меланхолика веселым человеком, не портя их. Бог наложил определенную печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику, может быть немного исправлена, но вряд ли можно ее целиком изменить и превратить в противоположное) [211, 159]. Основательное изучение системы взглядов Локка на значение воспитания приводит нас к убеждению в том, что ему ни в какой мере не свойственно отрицание природных особенностей, отличающих одного человека от другого. Если он выбросил за борт, как ненужную ветошь, загромождающую путь истинного познания врожденные идеи, то не так решил он вопрос о всякой врожденности вообще. Он говорит, что нужно следить за тем, соответствуют ли требования, предъявляемые к ребенку, его способностям и подходит ли тот или другой прием к природным дарованиям и конституции ребенка, что это также должно приниматься в соображение при правильном воспитании.

В главном педагогическом произведении Локка "Мысли о воспитании" аккумулируются современные идеи определения целей и задач воспитания. Оно представляет собой как результат теоретических изысканий, так и обобщение опыта многолетней практической педагогической работы. Данный труд вырос из его писем друзьям по вопросам воспитания детей, которые очень часто обращались к нему за советом и представляет собой ряд размышлений над явлениями действительной жизни. Автор не обнаруживает ни малейшей претензии создать какую-нибудь цельную систему воспитания, а напротив, стремится обратить внимание родителей и воспитателей на важность строгого и серьезного отношения к этому делу. Все это сочинение проникнуто любовью к детям, и эта любовь трогательна главным образом потому, что нигде не переходит в сентиментальность, а выражается сдержанно на деле. Этот трактат имел громадный успех в Англии и был вскоре переведен на все европейские языки.

Некоторые мысли Локка заимствовал и развил Ж,- Ж.Руссо как теоретик воспитания, что видно из "Эмиля" и "Новой Элоизы". В "Эмиле" прямо или косвенно он ссылается на Локка шестнадцать раз, где-то критикуя, где-то развивая его мысли, где-то соглашаясь, называя его "разумный Локк", "точный мыслитель", "сам Локк", "мудрый Локк" [133]. За семьдесят лет до Руссо Локк в своем педагогическом трактате писал: " Let nature have scope to fashion the body as she thinks best. She works of herself a great deal better and exacter, than we can direct her" (Предоставим природе возможность формировать тело так, как она считает лучшим: предоставленная самой себе, природа работает гораздо лучше и точнее, чем работала бы тогда, если бы следовала нашим указаниям) [211, 123]. Имеющиеся в нашем распоряжении источники позволили выявить, что первое издание "Мыслей о воспитании" вышло в Англии в 1693 году в издательстве Оншема и Джона Черчиллей, в том же году появилось второе издание. Третье, расширенное издание, датируется 1695 годом; четвертое, также расширенное - 1699 годом. Пятое издание, последнее, в которое автор внес новые добавления, вышло уже после его смерти в 1705 году. Как видим, английский просветитель думал над вопросами воспитания до конца своей жизни. В 1695 году Пьер Кост опубликовал в Амстердаме французский перевод "Мыслей о воспитании", который был сделан с первого английского издания и снабжен многочисленными примечаниями. В 1698 году в Роттердаме вышел голландский перевод, сделанный с третьего английского издания. Первый русский перевод под названием "О воспитании детей" появился в 1759 году. Он был еде- лан учеником Ломоносова профессором Н.Н.Поповским с французского перевода и отпечатан при Императорском Московском университете. В 1788 году этот перевод был напечатан вторым изданием в двух частях, что свидетельствует о несомненном интересе, возбужденном в русском обществе второй половины XVIII века локковским сочинением о воспитании [72], [73]. В предисловии к переводу книги Н.Н.Поповский говорит о том, что "господин Локк своим сочинением о воспитании детей заслужил у всех знающих великую похвалу и почтение, однако излишне критические умы находят в нем не знаю какой недостаток, говорят, что он правила свои писал по английскому вкусу и обыкновению, следовательно, будто они не могут служить к употреблению общему других народов. Главное его намерение было услужить своему отечеству: к тому клонил и всю свою систему. Да и странно было бы желать, чтобы один смертный человек мог общие предписать всему свету правила в таком деле, где различные свойства душ человеческих и бесчисленные сложения тел требуют многих отмен и неодинаковых способов". Далее он утверждает, что, "впрочем, благоразумный и беспристрастный читатель по внимательном прочтении сей книги легко усмотрит, что правила г. Локка почти везде могут употребляемы быть с великим успехом. Хотя г. Локк здесь рассуждает только о воспитании детей знатного рода, однако и незнатные могут теми же правилами пользоваться: оставляя то, что с их обстоятельствами не сходно, прочее потребными отменами приноравливая к своему состоянию. Все сие отдаю на рассуждение благоразумному читателю, желая от всего сердца, чтобы родители сию книжку к пользе своих детей и к доброй надежде всего отечества употребили" [8]. Современники высоко оценивали эту работу Н.Н.Поповского, о чем свидетельствует в своем "Опыте исторического словаря о российских писателях" Н.Новиков: "...сей перевод, по мнению знающих людей, едва не превосходит ли и подлинник". Со времени появления второго издания перевода Поповского до появления нового перевода интересующего нас сочинения прошло около семидесяти лет. Но этот перевод был сделан с английского подлинника и явился не в виде отдельной книги, а печатался в течение всего почти 1857 года и отчасти в 1858 году в виде приложения к книжкам журнала "Русский педагогический вестник", редактором которого в то время состоял известный русский педагог Н.А.Вышнеградский (1821-1872), который стремился оживить педагогическое дело в России, избавить его от формалистики и рутины.

"Мысли о воспитании" Локка оказали благотворное влияние на педагогическое дело в России, что видно из знаменитого наказа Екатерины II, из статей русских педагогов. Д'Аламбер (D'Alembert) Жан Лерон (1717-1783), французский философ-просветитель, математик, механик написал однажды русской императрице: "Во французской литературе только одна новость: один епископ провозгласил Локка и Ньютона нечестивыми". Хотя ни того, ни другого тогда не было на свете, императрица отвечала с явным негодованием: "Локк и Ньютон не должны чувствовать боли от укуса шмеля; тот не друг истины, кто откажется назвать их великими людьми; в том нет ума, кто клеймит их именем не-честивых" [63, 60].

Лагарп (La Натре) Фредерик Сезар де (1754-1838), швейцарский политический деятель, приверженец идей просвещения, который в 1784-1795 годах был воспитателем будущего русского императора Александра I, говорил, что императрица требовала, чтобы ее августейшие внуки учились бы так же охотно, как и играли. В этом требовании проявляется также влияние великого английского просветителя. Физическое воспитание великих князей полностью отвечало его программе. Сподвижник императрицы И.И.Бецкой был также рьяным приверженцем Локка. Анализ работ И.И.Бецкого показывает, что они были навеяны идеями английского просветителя, с работами которого русский педагог познакомился за границей, где получил образование.

Существует еще несколько русских переводов "Мыслей о воспитании", сделанных с английских изданий: П.Вейнберга (1890) [69], А. Басистова (1896), М.Энгельгардта (1913) [70], Ю.М.Давидсона (1939) [75]. Сравнение текстов показывает, что Ю.МДавидсон использовал перевод МА.Энгельгардта. Такая широкая география функционирования идей Локка свидетельствует об общечеловеческом значении его педагогического наследия, так как в педагогических взглядах английского мыслителя выражены его политические и философские воззрения, а также огромный педагогический опыт, накопленный им в работе преподавателя и домашнего воспитателя.

На необходимости целенаправленной организации воспитания и обучения настаивал еще Я.А.Коменский. С именем Локка связано теоретическое обоснование этого требования, раскрытие его объективной значимости. Из отрицания врожденных знаний, идей и признания внешнего опыта главным средством пе-дагогического воздействия следует вывод об исходном равенстве детей и определяющей роли воспитания в их развитии. В этом заключено своеобразие гуманизма английского пуританизма. Подчеркивая особую роль и значимость воспитания в деле подготовки хороших или злых, полезных или вредных граждан, в первом параграфе своего знаменитого педагогического трактата он пишет: "... of al] the men we meet with, nine parts often are what they are, good or evil, useful or not, by their education. 'Tis that which makes the great difference in mankind" (... девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми) [211, 114]. Вера Локка в исключительную могущественность воспитания содержала в себе много ценного, интересного и положительного для своего времени, достоверно это положение и в наше время, не такими уж и утопическими выглядят надежды эти на преобразование общества с помощью рациональной организации дела воспитания.

Похожие диссертации на Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение)