Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье Абдуллаева, Нурьян Абдулкагировна

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье
<
Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдуллаева, Нурьян Абдулкагировна. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2011.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/728

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье 12

1.1. Психолого-педагогическая характеристика ценностей духовно-нравственного воспитания личности в семье 12

1.2. Семья как фактор духовио-нравственного воспитания личности 30

1.3. Педагогическая модель духовио-нравственного воспитания младшего школьника в семье 51

Выводы по первой главе 67

Глава 2. Педагогические условия организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье 69

2.1. Исследование уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста 69

2.2. Создание семейной среды, стимулирующей процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников 98

2.3. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье 122

Выводы по второй главе 141

Заключение 145

Список использованной литературы 151

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания школьников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных и одновременно базисных потребностей обшестоа о максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания- духовно-нравствен ного воспитания, принятого в отечественной педагогике. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов технократизма и бездуховности, отмечающееся в обществе. Свой вклад внесли и нестабильность жизни, оформление вполне реального-гуманистического кризиса, разрушение нравственных ориентиров, наиболее значимых для подрастающего поколения, обладающего минимумом жизненного опыта и стойкости.

На стыке этих двух; противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость исследования духовн о- нравствен ного воспитания подрас тающего поколения, состоящая в критическом, переосмыслении опыта пре дыдущих поколений исследователей и формировании нового, реально вос требованного видения: этой проблемы в современных условиях развития об щества. .

Современная отечественная теория педагогики располагает значительным числом научных исследований, посвященных теории и практике семейного воспитания (Азаров Ю.Л., Воликова Т.В., Пивненко П.П., Сальникова Л.С., Богданова О.С, Волков Г.Н., Гребенников И.В., Григорьева А.А., Гурова РХ., Закирова В.Г., Коротов В.М., Лихачев Б.Т., Никитин А.Ф., Сокольникова Э.И. и др.)

Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поко-

4 ления особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях (Братусь Б.С., Коваль Н.А., Маллаев Д.М., Котова И.Б., Пономаренко В.А., Черняев В.И. и др.).

Подверженность духовно-нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно-нравственному воспитанию. Однако такое воспитание на сегодняшний день увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений (Амонашвили Ш.А., Бондарсвская Е.В., Лихачев Б.Т., Дармодехин С.Л., Маллаев Д.М., Пядушкина Н.Н., Шилова М. и др.). При этом незаслуженно забытыми и не востребованными остаются ресурсы духовно-нравственного воспитания человека в семье.

Ученые установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью з нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются зало гом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. А семья, где ребенок проводит большую часть своей жизни, обладает значительными воспитательными ресурсами, значимость которых подчеркивается крупнейшими исследователями всех времен и народов (Пирогов Н.И., Ушинский К.Д., Юрксвич П.Д., Водовозов В.И., Острогорский А.Н., Маслоу А., Роджерс К., Руссо Ж.-Ж., Фрейд 3., Хорни К., Эриксон Э.и др.).

Дагестанские ученые тоже внесли свою лепту в изучение данной проблемы. Это исследования Маллаева Д.М., Магомсдова A.M., Алиевой Б.Ш., Алиева М.Н., Мирзоева Ш.А., Магомедовой З.М., Июдюрмагомедова А.Н., Саидова ТТ., Цатурова В.Н., Омаровой П.А. и др.

Очевидно, что требуется разработка подходов к актуализации ресурсов семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

5 Анализ социально-педагогических вопросов формирования нравственных качеств у младших школьников, научных исследований процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье позволяет выделить следующие противоречия между: потребностью общества в максимально полном развитии подрастающего поколения и существующей на сегодня нестабильностью жизни, разрушением нравственных ориентиров, наиболее значимых для молодежи, обладающей минимумом жизненного опыта и стойкости; востребованностью огромного вое питательно-педагоги чес ко га потенциала семьи и отсутствием его целенаправленного использования; разрывом между наличием ранее и сегодня передовых теоретических разработок и недостаточной степенью использования форм, методов и технологий духовно-нравственного воспитания на практике в семье.

В ходе разработки путей и средств решения этих противоречий в современной социальной ситуации наметилась проблема исследования: определение педагогических условий духооно нравственного воспитания ребенка младшего школьного возраста в семье.

Таким образом, возрастающая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье».

Цель исследования - выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье.

Объект исследования - процесс духовн о -нравствен но го воспитания младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье.

Гипотеза исследования: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в семье будет протекать успешно при соблюдении следующих условий: если у родителей сформирована потребность в духовно-нравственном воспитании своих детей; если духовно-нравственное воспитание детей в семье рассматривать как специально организованную деятельность родителей, направленную на формирование у них духовно-нравственных ценностей; если будут изучены особенности духовно-нравственного воспитания детей младшею школьного возраста; если духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье будет осуществляться родителями в тесном взаимодействии со школой.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Разработать и экспериментально апробировать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс методик для изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют: гуманистический подход (Берулава М.Н., Битинас Б.П., Гершунский Б.С., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Маллаев Д.М., Буре Р.С. и др.); аксиологический подход (За-лесский Г.Е., Зосимовский А.В., Каган М.С., Рувинский Л.И. и др.); системный подход (Бабанский Ю.К., Беспалько В.П., Выготский Л.С., Пидкасистый П.И., Рубинштейн С.Л., Скаткин М.Н. и др.); личностный подход (Асмолов А.Г., Ковалев А.Г., Лазурский А.Ф., Мясишев В.Н. и др.); деятельностный подход (Басов М.Я., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Петровский А.В. и др.); принцип развития (Абульханова-Славская К.А., Выготский Л.С., Рубин-

7 штейн С.Л., Божович Л.И., Кон И.С. и др.). общепедагогические принципы индивидуализации, учета возрастных особенностей, последовательности и комплексности педагогических воздействий (Ананьев Б.Г., Газман О.С., Гершунский Б.С., Казакина М.Г., Ннкандров Н.Д. и др.).

Теоретическую основу образуют исследования становления духовности личности (Знаков В.В., Коваль Н.Л., Ксенофонтоь В.И., Крымский СБ., Петровский Л.В., Петровский В.А., Пономаренко В.А., Шадриков В.Д. и др.); теории и концепции нравственности (Божович ЛИ., Братусь Б.С., Знаков В.В., ЗосимовскиЙ А.В., Колберг Л., Коломиец В.А., Пиаже Ж., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л., Якобсон С.Г. и др.); исследования, раскрывающие особенности построения нравственного (Айсмонтас Б.Б., Рувинский Л.И., Харламов И.Ф. и др.) и духовного (Абульханова К.А., Белозерцев Е.П., Знаков В.В., Шадриков В.Д. и др.) воспитания; воспитательный потенциал семейной среды (Бандура А., Каптерев П.Ф., Лесгафт П.Ф., Оллпорт Г., Роджерс К., Руссо Ж.-Ж., Скиниер Б.Ф., Фрейд 3., Хорни К., Шацкий СТ., Эрик-сон Э. и др.); психологических предпосылок духовно-нравственного воспитания ребенка младшего школьного возраста (Давыдов В.В., Мухина B.C., Фельдштейн Д.И. и др.).

Основной базой эмпирического исследования явились: общеобразовательные школы Республики Дагестан: школы №39 г. Махачкалы, №14 г. Хасавюрта. Эксперимент охватил 180 семей, имеющих детей младшего школьного возраста-Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы по проблеме исследования; эмпирические (беседа, наблюдение, диагностическая тестовая карта, самооценка, тестовая методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, формирующий эксперимент); прогностические (проектирование, моделирование), экспериментальные (констатнруюший, формирующий, контрольный эксперимент), методы математико-статистической обработки эмпирических данных (нахождение средних значений, процентное распределе-

НИЄ, критерий уД корреляционный анализ).

Организации и этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом - аналитико-лоисковом этапе (2007 - 2008 гг.) осуществлялся анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы по проблеме исследования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

На втором - эмпирическом этапе (2008 - 2009гг.) осуществлялась экспериментальная работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Был внедрен и апробирован пакет программ духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

На третьем - заключительном этапе (2009 - 2010 гг.) происходило обобщение и обработка результатов исследования, уточнение и корректировка теоретических и экспериментальных выводов, осуществлялось внедрение результатов работы в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - выявлены компоненты готовности младших школьников к духовно- нравственному поведению (интеллектуальный, мотиваиионный и операцио- нально-деятельностный) и разработаны критерии сформиро ванн ости данной готовности (информационный, мотивационный, деятельностный и рефлек сивный); -предложена типология младших школьников по выраженности нарушений духовно-нравственной воспитанности и сконструирована педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье; - выделены характеристики семейной среды, благоприятной для ду ховно-нравственного воспитания детей - соблюдение базовых семейных ориентации (на воспитательную функцию, на общность интересов членов семьи, на внешнюю социальную активность, на эмоционально-терапев тическую функцию); использование демократического стиля воспитания; реализация гуманистического общения (взаимопонимание, эмпатия, принятие, взаимная значимость, доверие, забота).

СущесТВСНИоСТЬ отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем: построена педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье; разработан пакет программ, направленных на реализацию духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Теоретическая значимость исследования состоит: в установлении содержания компонентов и определении критериев сформированности готовности младших школьников к реализации духовно-нравственных ценностей; в обосновании условий и выделении принципов и методов, благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию младшего школьника в семье.

В исследовании уточнено содержание понятия духовно-нравственного воспитания младших школьников, а сформулированные выводы дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об условиях духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье.

Практическая значимость исследования: основные положения работы, разработанные модель, программы и технологии могут использоваться для организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семьях с разным уровнем готовности родителей к данному виду воспитательной деятельности; результаты исследования, раскрывающие особенности духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста, могут быть привлечены для профилактики нарушений в духовно-нравственной сфере на ранних этапах развития личности; предложенные в рамках исследования методы изучения духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста (диагно- стическая тестовая карта, струкурированная беседа) могут использоваться в других исследованиях, ориентированных на изучение искомой личностной характеристики; - материалы исследования могут служить основой общих лекционных курсов и спецкурсов для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, на курсах повышения квалификации учителей средних общеобразовательных школ, использоваться при работе с родителями.

На защиту выносятся следующие положения:

Духовно-нравственное воспитание в семье как ключевой аспект формирования личности младшего школьника, представляющий собой специально организованную деятельность родителей, направленную на формирование у них воспитанности в духов но-нравствен ной сфере.

Духовно-нравственное воспитание в семье с учетом особенностей младших школьников: школьники с невыраженными нарушениями духовно-нравственной воспитанности; школьники с оформившимися (когнитивными, аффективными, конатшшыми или оценочно-смысловыми) нарушениями духовно-нравственной воспитанности; школьники с комплексным нарушением духовно-нравственной воспитанности; школьники с полным отсутствием духовно-нравственной воспитанности.

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: создание благоприятной семейной среды; целенаправленная организация деятельности детей; учет их возрастных особенностей; осуществление ;гуховно-нравственного воспитания в тесном взаимодействии со школой.

Авторская модель духовно-нравственного воспитания в семье, способствующая формированию духовно-нравственных чувств, сознания и поведения младших школьников, как целостная система включающая: цель, субъекты, содержание, педагогические условия духовно-нравственного воспитания, организацию ее деятельности и результат.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в 18 публикациях. Результаты исследования представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (215 наименований) и приложений. Исследование изложено на 182 страницах. И основной части работы содержится 16 рисунков, 9 таблиц и 1 схема.

Психолого-педагогическая характеристика ценностей духовно-нравственного воспитания личности в семье

Человек XXI столетня находится в состоянии постоянных перемен, которые в настоящее время обрели общецивилизациониый статус. Непрерывный рост требований к интеллектуальному уровню заставил человека сосредоточить основное внимание на своей информированности, образованности, социальной и профессиональной компетентности. При этом ряд традиционных ценностей стал восприниматься в качестве неактуальных, второстепенных, отодвигаемых, соответственно, на второй или даже третий план жизненных приоритетов. В их число, поддавшись ускоряющемуся ритму обновления, многие стали относить духовно-нравственные составляющие своей жизни. Так, характеризуя особенности российского менталитета, М.И. Воло-викова отмечает, что в обществе утрачены идеалы как духовные опоры личности и народа, что ведет к исчезновению множества ценностных ориентиров, к стихийной, обусловленной примитивными потребностями и влечениями жизни. Такая деградация приводит к разрушению самих основ жизни. С позиций отечественной философии, отказ от традиционных нравственных позиций равносилен отказу человека от своей сущностной природы, т.к. духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа.

Несмотря на очевидность огромного воспитательного потенциала, заложенного в духовно-нравственных составляющих в процессе жизнедеятельности человека, его изучение достаточно долго не попадало в центр исследовательских интересов отечественных и зарубежных ученых. На сегодняшний день ситуация медленно, но неуклонно меняется.

Происходит переосмысление опыта понимания духовности и нравст . 13 венности, сложившегося еще з Древнем мире (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, Августин А. и др.).

Содержание семейного воспитания исследовалось Я.А.Комснским, И.Г.Песталоцци, Ж-Ж.Руссо, Л.Н.Толстым, Н.И.Пироговым, А.С.Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинским и др. Они единодушны в том, что семейное воспитание является базовым для формирования личности растущею ребенка. В исследованиях философов, социологов, демографов, психологов И.В.Бесгужева-Лады, И.С.Кона, В.И.Переведснцева, В.Я.Разумного, НЛ. Соловьева, В.А.Сысенко, А.Г.Харчеиа и др. воспитание будущею семьянина трактуется как один из важнейших аспектов социального становления человека. Методологические основы проблем семейного воспитания базируются на научных трудах В.Г.Афанасьева, В.А.Борисова, А.Г.Вншнсвского, Ю.В.Васильевой, В.Б.Голофаст, П.А.Гурко, С.В.Дармодехина, А.Г.Харчсва, М.СМацковского, В.А.Рясенцсва, Ю.И.Семенова.

Проблемы взаимодействия различных институтов воспитания с семьей и членов семьи между собой исследованы ЮЛ. Азаровым, Т.В. ВоликовоЙ, П.П. Пивненко, Л.С. Сальниковой, Е.Н. Сорочинской, О.Н. Урбанской и др. Нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений раскрываются в трудах О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, А.А. Григорьевой, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, В.Г. Закировой, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Никитина, Т.Н. Петровой, К.Б. Семеновой, Э.И. Сокольниковой и др.

Все более заинтересованная работа по освоению духовного опыта прошлого разворачивается з педагогике (Андреев В.И., Амонашвили Ш.А., Беляева В.А., Василенко В.А., Вахтеров В.П., Лихачев Д.С., Новиков А.Н., Петракова Т.И., Старов М.И. и др.) и психологии (Бондырева С.К., Братусь Б.С., Василкж Ф.Е., Зинченко В.П., Ничипоров Б.В., Слободчиков В.И. и др.).

Этнокультурные проблемы воспитания подрастающего поколения успешно решали И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, О.Д. Мукаева, Т.Г. Саидов, СБ. Узденова, З.Б. Цаллагова, В.Н. Цатуров, З.Я. Якубов и др. Этнопедагогичсские аспекты семейного воспитания в Дагестане разрабатывались в исследованиях Лсельлсрова М.А., Б.Ш. Алиевой, Г.О. Бабаева, М.И, Гаджиевой, Ш. Гаджисвой, Р.С Исрафилова, З.М. Магомедовой, P.M. Пашасвой, Абдулатиповой Э.А. и др.

В исследованиях многих перечисленных авторов показана связь понятия «духовность» с понятиями «нравственность», «мораль», «душевность», «доброй ам ер ей ность» и др.

Согласно сложившимся философским представлениям, духовность выступает в качестве особой способности людей сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии. Так, К.А. Абульханова духовность определяет через способ личностной психической организации, отвечающий принципам человечности, возвышенности, гармонии. В.В. Знаков считает, что духовную сферу личности нельзя рассматривать только через призму интеллектуальной, умственной деятельности. По его мнению, духовность субъекта можно понять с учетом контекста культуры в мироздания. Н.А. Коваль духовность рассматривает как целостное психическое явление поиска истины, добра, красоты.

Исследование различных аспектов духовного развития личности всегда находилось в центре изучения философских, социологических, культурологических наук (Гуревич П.С., Здравомыслов А.Г., Журавлев В.В., Симонов П.В., Файзуллин Ф.С. и др.). Установлено, что его основой является образование духовных потребностей, играющих особую роль в жизни человека. Показано, что духовные потребности образуют высшую ступень иерархии потребностей. В качестве таковых могут рассматриваться внутренние побуждения личности к созданию и укреплению собственных духовно-нравственных установок, интеллектуальному самосовершенствованию и гуманно-созидательному отношению к миру на основе устойчивости, крепости и нравственности духа, интеллектуальности, мудрости и креативности разума, умеренности, контролируемости и гуманности чувств [98].

В концепции СБ. Каверина выделяются такие духовные потребности как потребность быть личностью нравственно и эстетически, потребность в поиске смысла жизни, в подготовленности к жизненным перспективам и потребность в труде. К числу духовных потребностей авторами также относятся: потребность быть личностью (Петровский А.В., Петровский В.А.), нравственная и эстетическая потребности (Джидарьян И.Л., Скатерщиков В.К., Коваль Н.А.), потребность смысла жизни (Маслоу А., Франкл В.), потребность в подготовленности и преодолении (Симонов П.В.), потребность в творческом труде (Фролов И.Т., Смирнов Г.Л., Каверин С.К., Шалриков В.Д.). Все вместе они составляет сущность процесса, названного А. Маслоу потребностью и самоактуализацни [112].

Обладание человеком данными характеристиками позволяет говорить о сформированное у него духовной культуры. Важнейшим измерением духовности выступает нравственность, которая рассматривается как степень иитсриоризации человеком нравственных ценностей. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Совпадение общественных и общечеловеческих требований с мотивацией человека образует сферу его нравственной свободы.

Семья как фактор духовио-нравственного воспитания личности

Воспитание человека, позволяя осуществить воспроизводство традиционных для общества ценностей, имеет огромное социальное значение. Не случайно, в нем сформирован ряд институтов, — образование, церковь, армия, право и др. - на которые возложена более или менее выраженная обязанность воспитывать у человека конкретные черты, востребованные обществом на определенный момент исторического развития. Центральную роль среди подобных социальных институтов на протяжении веков неизменно выполняет семья.

Проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук а соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функцио нирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей И средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое (природное), здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семья, самое первоначальное, но, вместе с тем, и наиболее устойчивое звено общества, является одним из самых совершенных эволюционных изобретений человечества. Это один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности я общества, интеграцию и определение при оритстпости их интересов и потребностей. Она даст человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Соединяя гармонично собственное существование с продлением семейного рода и фамилии, семья реализует триединую по своей сути воспроизводящую функцию: семья обеспечивает не только воспроизводство населения в обществе, но и воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Тем самым осуществляется непрерывное снабжение соци альных институтов необходимым количеством статусно-ролевых исполнителей, поддерживается выживание и существование общества в целом. Благо-ларя семье, достигаемой в ее рамках преемственности поколений, осуществляется функционирование всей социальной структуры общества в целом. То, насколько успешно будут протекать данные процессы, во многом зависит от успешности реализации семьей воспитательной функции.

Понятие «воспитательная функция» является производным от понятия «воспитание», относящегося к ключевым категориям педагогики.

Как педагогическое понятие категория «воспитание» утвердилась в XVIII пеке, одновременно с развитием гуманистических взглядов М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, В.Н. Татищева и др.

На сегодняшний день понимание статуса, содержания и принципов воспитания сохраняет достаточную неоднозначность среди теоретиков и практиков педагогики и психологии. Мы будем придерживаться трактовки, предложенной И.Б. Котовой и Е.Н. Шияновым, согласно которой воспитание есть процесс и механизм целенаправленной и сознательно контролируемой социализации в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой [93]. Под содержанием воспитания будет пониматься система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которым она должна овладеть в соответствии с поставленными целями и задачами [ 145].

Одной из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, отличительным признаком которой является сочетание целенаправленных действий родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным, выступает семейное воспитание [76].

Изучение роли семьи в нравственном воспитании ребенка имеет уже достаточно значительную историю. Еще Ж.-Ж. Руссо уникальность домашнего воспитания объяснял, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости [167].

В отечественной науке проблемы семейного воспитания и развития личности ребенка под влиянием семейного окружения также составили важнейшую область исследований.

Значительный вклад в разработку теории семейного воспитания внес П.Ф. Каптсрев, который считал, что нравственные элементы воспитания должны получать приоритет над умственными элементами. Обоснование этому положению он видел в том, что нравственность деятельна, заключается в труде для других, выражает общественную направленность личности [84].

Значительное развитие идеи воспитания нравственности ребенка в семье было предпринято П.Ф. Лесгафтом [100-101]. Включившись в научную дискуссию по данному вопросу, ученый впервые в мировой науке обосновал цели и задачи, содержание и методы семейного воспитания от рождения до зрелости, его гигиенические, естественно-научные и психолого-педагоги ческис основы.

Цели воспитания, как отмечал в своих работах П.Ф. Лссгафт, состоят в подготовке ребенка к постоянному самосовершенствованию. По его мнению, нельзя ребенка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себя выработал человека, гармонически развитою, высоконравственного, критически мыслящего, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности. Ученый подчеркивал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавая за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть продуманными, помогающими выработке навыков спокойного, дисциплинированного поведения, сознательного отношения к своим поступкам, а также умения преодолевать трудности. Тайну семейного воспитания П.Ф. Лесгафт видел в том, чтобы, основываясь на знании внутреннего мира ребенка, дать ему возможность самому развиваться, считая, что взрослые должны относиться к ребенку с полным признанием его личности.

Исследование уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста

Нами проверялось предположение, согласно которому духовно- нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста представляет собой объединение информационного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности к осуществлению духовно- нравственного поведения, в которых могут проявляться нарушения, связанные с условиями семейного воспитания.

В соответствии с выдвинутой целью проверка данного предположения предусматривала решение следующих исследовательских задач: 1) установить состояние готовности детей младшего школьного возраста к реализации духовно-нравственного поведения; 2) выявить и раскрыть особенности нарушений духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста; 3) выделить группы детей младшего школьного возраста по сформиро-ванности у них духовно-нравственной воспитанности; 4) обозначить связь между духовно-нравственной воспитанностью детей младшего школьного возраста и семейными условиями, в которых реализуется искомое воспитание. Исследование проводилось на базе 180 семей, которые имеют ребенка младшего школьного возраста. Условием участия в нашем эксперименте было наличие в семье ребенка в возрастном интервале от 7 до 9 лет.

Для решения обозначенных задач нами использовался следующий комплекс методов исследования: диагностические методы методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания (моральных дилемм), диагностическая тестовая карта; педагогические методы - беседа, включенное наблюдение за поведением детей; праксиметрические методы - анализ особенностей поведения детей, изучение и обобщение воспитательной деятельности родителей.

Дадим характеристику обозначенных методов и результатов их использования. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга (РОП) Данная методика направлена на изучение установок в области семейных отношений. Она позволяет определить мнение субъекта о перечисленных в методике функциях, а также о желаемом распределении ролей между супругами при реализации этих функций.

Родителям предоставляется бланк, на котором представлены различные мнения о браке, семье, отношениях между мужем и женой. По этому поводу им предлагается выразить свое личное мнение, исходя из четырех вариантов: а) полностью согласен; б) в общем, это верно; в) это не совсем так; г) это неверно. В зависимости от половой принадлежности предлагается или женский, или мужской вариант методики. На выполнение задания дается 20-25 минут.

Шкала 1 позволяет изучить состояние установки на личностную идентификацию с супругом. Высокие оценки (7-9 баллов) - ожидание совпадения мнений, интересов, ценностей, способов досуга. Низкие оценки (0-3 балла) предполагают установку на независимость, свободу интересов и времяпрепровождения.

Шкала 2 способствует выявлению состояния установки на хозяйственно-бытовые ценности. Ролевое ожидание - рассматривается как мера ожида-того, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно бытовых функций семьи. Чем выше оценка по этой шкале, чем больше требований предъявляет субъект к участию супруга в организации быта, тем большее значение для него имеют хозяйственно-бытовые способности и навыки партнера. Ролевые притязания - оценки рассматриваются как выражение установки на личное доминирование в хозяйственно-бытовом обслуживании. Чем выше средняя оценка по фактору с учетом ожидания и притязания, тем большее значение придается функции.

Разносторонность выделяемых с помощью методики семейных функций позволяет установить то, какие из них и при каком полюсе своей значимости оказывают влияние на духовно-нравственное воспитание ребенка в семье.

Кроме тою, в качестве значимого нами рассматривался стиль воспитания, используемый в семьях по отношению к детям младшего школьного возраста. Наиболее распространенное деление стилей родительского воспитания предусматривает выделение авторитарного, демократического и либерально-попустительского стилей. Каждый из названных стилей характеризуется своими особенностями, оказывающими влияние на развитие личности ребенка.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчерки ВІЇ в ие своего доминирующего положения.

При демократическом стиле воспитания родители ориентированы на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этою стиля - взаимоприятие и взаимоориептация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем ребенок совместно с родителями приходят к тому или иному решению. Демократический стиль воспитания - реальный способ организации близкою взаимодействия родителей и ребенка.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к ребенку, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Они выступают для ребенка в роли советчика, помощника, друга. Для них характерно сопереживание ему и сопричастность к событиям, происходящим в его жизни. При демократическом стиле воспитания родители стимулируют детей к творчеству, инициативе, организуют условия для самореализации.

В реальной практике семейного воспитания чаще всего имеют место «смешанные» стили. Родители не могут, в частности, абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля воспитания. В качестве критериальных показателей для выделенных стилей воспитания могут быть названы следующие: сотрудничество с детьми, проявление чувства сопереживания и сопричастности в совместной деятельности. В зависимости от их выраженности семье присваивались баллы от 0 (минимальный уровень использования стиля воспитания) до 5 (максимальный уровень использования стиля воспитания).

Чтобы выявить используемый в семье стиль воспитания, нами была проведена беседа с родителями.

Метод беседы - зто один из базовых для педагогической науки методов, позволяющий собрать информацию по интересующим аспектам понимания чего-либо, поведения в каких-либо ситуациях, организации жизнедеятельности каким-либо лицом (лицами) и т.д. на основе вопросно-ответного взаимодействия исследователя с испытуемым.

Специфика беседы и существенное преимущество в отличие от других методов психологического исследования заключается в том, что исследователь с испытуемым вступает D непосредственное взаимодействие. Это позво ляет включить в работу ряд дополнительных факторов. Например, невербальные проявления респондента, позволяющие уточнить сообщаемую информацию, выявить его отношение к ситуации взаимодействия и т.п. Основной требование к исследователю при проведении беседы - это умение создать психологический климат, способствующий естественному протеканию процесса коммуникации.

Создание семейной среды, стимулирующей процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников

Следующий этап нашего педагогического эксперимента имел целью разработку подходов к организации духовно-нравственного воспитания младших школьников. При этом мы исходили из предположения, согласно которому данный процесс может протекать более успешно при создании вокруг ребенка благоприятной ему семейной среды.

На данном этапе эксперимента использовались следующие методы неследования: формирующий эксперимент, самооценка, беседа, наблюдение.

Метод формирующего эксперимента использовался для подготовки родителей к осознанному и целенаправленному осуществлению духовно-нравственного воспитания своих детей младшего школьного возраста в семье на основе авторской программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребенка в семье». В рамках формирующего эксперимента они получали ряд теоретических знаний и практических умений, а также обретали возможность способствовать духовно-нравственному воспитанию детей на основе изменения ряда своих личностных качеств. Подробнее содержание формирующего эксперимента раскрыто ниже.

Самооценка как метод психологического исследования позволяла собрать данные, характеризующие процесс изменения подготовленности родителей к осуществлению духов но-нравствен ного воспитания своих детей в семье. Самооценка проводилась в режиме мониторинга и предусматривала отслеживания ряда компонентов готовности родителей к реализации искомого процесса.

Методы беседы и наблюдения использовались для того, чтобы собрать от родителей дополнительную информацию об эффективности программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребенка в семье».

Используя результаты предыдущего этапа эксперимента, укажем, что для формирования у младших школьников духовно-нравственной воспитанности наиболее благоприятны: - ориентация семьи на воспитательную функцию; - использование в семье демократического стиля воспитании. Определенное позитивное влияние на данный воспитательный процесс, как было установлено, оказывают также следующие присущие семье ориентиры: - на общность интересов; - на внешнюю социальную активность; - на эмоционально-терапевтическую функцию.

Объединяющими для семей, обладающих обозначенными характеристиками, являются следующие позиции: - ориентация родителей на личность ребенка; - сформированность в семье помогающих отношений; - реализация компетентного общения с ребенком.

Выделенные нами условия духовно-нравственного развития детей в семье получили достаточную разработку в психолого-педагогических исследованиях.

Гуманистические идеи ориентации субъектов воспитания на личность ребенка нашли отражение в работах видных отечественных ученых второй половины XIX - начала XX столетия (Лесгафта П.Ф., Пирогова Н.И., Ушин-ского К.Д., Бехтерева В.М., Сикорского И.А., Нечаева А.П., Рубинштейна М.М., Каптерева П.Ф.н др.). Ими были созданы гуманистические традиции в подходе к человеку и его воспитанию, провозглашены идеалы добра и справедливости, характерные для русской ментальности, русской науки и русского образования. Современно и актуально звучат сегодня идеи Н.И. Пирогова о человечности как основе воспитания, об общечеловеческом воспитании, которое должно подготовить к общественной жизни высоко нравственного человека, обладающего духовностью и широким умственным кругозором.

В современной педагогике способность человека быть значимым другим, передавать другим людям то, что ценно для них, к чему сам человек причастен, рассматривается через категорию личность («человеческое в человеке») [140]. Семейное воспитание, таким образом, должно способствовать развитию личности ребенка, гармоничной, духовно и нравственно развитой.

На сегодняшний день утвердилось понимание того, что развитие личности, представляя собой сложный процесс, обеспечивается сложной системной детерминацией, позволяющей человеку овладеть общественным опытом, присвоить его, сделать своим фондом развития. Семья в этой системе детерминации призвана играть ведущую роль, т.к. является сосредоточием ценностей, которые передаются из поколения в поколение, позволяя челове 101 ку полноценно устанавливать контакты с окружающим социумом. Приобщаясь через семью к общественным кормам, традициям и ценностям, личность ребенка формирует собственный, неповторимый образ жизни, свой собственный внутренний мир. Задача родителей заключается и оказании на основе воспитания всемерного содействия в этом нелегком процессе. Для того, чтобы справиться с данной задачей, им необходимо уметь использовать наиболее результативные векторы воспитательного воздействия.

Чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необходимо знать тип семьи. Существуют различные классификации типов семей. Например, а зависимости от структуры родственных связен выделяется простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке, и сложная семья, если некоторые из детей состоят ы браке

В первом типе семей (15—20%), воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак — высокая нравственная атмосфера в семье. Это важнее, чем формальная полная семья, хотя вероятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2—3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.

Во втором типе семьи (35—40% выборки) созданы в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.

Для третьего типа семьи (10% выборки) характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвертый тип (15—20% выборки) объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами.

Остальные типы семей (10—15% выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а зачастую и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4—5 раз, а в семьях, где парят агрессивность и жестокость, в 9—10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Похожие диссертации на Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье