Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Ускембаева Сымбат Тулегеновна

Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана
<
Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ускембаева Сымбат Тулегеновна. Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ускембаева Сымбат Тулегеновна;[Место защиты: Алтайский государственный педагогический университет].- Барнаул, 2015.- 218 с.

Содержание к диссертации

Введение

1 Теоретические основы формирования этнокультурных интересов студентов

1.1. Генезис понятия «этнокультурные интересы» 16

1.2. Этническое образование и формирование этнокультурных интересов студентов 40

1.3. Модель формирования этнокультурных интересов студентов 62

Выводы по 1 главе 85

2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования этнокультурных интересов студентов

2.1. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по внедрению модели формирования этнокультурных интересов студентов 87

2.2. Реализация педагогических условий формирования этнокультурных интересов студенческой молодежи 103

2.3. Анализ результатов проверки эффективности педагогических условий формирования этнокультурных интересов 135

2.4. Методические рекомендации по формированию этнокультурных интересов студенческой молодежи 145

Выводы по 2 главе 163

Заключение 165

Список использованных источниковq

Этническое образование и формирование этнокультурных интересов студентов

Система образования Казахстана в недавнем прошлом была преимущественно ориентирована на научные знания без должного учета интересов и потребностей человека. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой и перемены в сознании людей. В последние годы наблюдается повышенный интерес ученых и педагогов-практиков к идейным истокам этнического образования. Причиной интереса является смена ведущих идей воспитания современной молодежи и многообразие подходов к образовательным системам. Все общество осознает необходимость введения в учебно-воспитательный процесс идей веками накопленных духовных ценностей этнокультуры. Учреждения образования должны учитывать роль родного языка и культуры аудитории, системность и непрерывность образования, направленных на формирование этнокультурных интересов личности и общества. Необходимость создания новых образовательных программ требует знания идейных истоков этнокультурного образования, а также зачатков идей формирования общечеловеческих ценностей в воспитании подрастающего поколения. Поэтому актуально высказывание Г.Н. Волкова о значимости идей этнопедагогики: «Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения - одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства» [42, с. 167].

Я.А. Коменский дал научное осмысление опыта народной педагогики. Изучив опыт семейного воспитания, он предложил идею «материнской школы». Особое внимание, по мнению Я.А. Коменского, должно уделяться родному языку, который является условием подъема национального самосознания и распространения национальной культуры. Я.А. Коменский рекомендовал изучать народную культуру, его исторический путь развития, использовать рассказы на моральные темы из устного народного творчества, проводить конкурсы на знание загадок и т.д. [87, 88].

Казахскому этносу свойственна традиция передачи культурно значимой информации. Он обладает богатым опытом в воспитании подрастающего поколения. Из века в век накапливались общественно значимые обычаи и традиции, правила поведения человека, в которых должны гармонировать интересы всех членов этноса. Сохранению и передаче этнокультурной информации способствует устное народное творчество, имеющее огромный потенциал в формировании этнокультурных интересов. Глубокая содержательность народных высказываний оказывает на молодежь воспитательное значение. Они прививают чувство патриотизма, призывают хранить традиции предков. Знание истории своего племени, предков до седьмого поколения являлось для каждого казаха обязательным условием осознания своей родовой идентичности, что позволяло сохранять и передавать потомкам традиции своего народа [3].

Важным аспектом в воспитании казахского этноса является уважение к старшим. Детям прививалось почитание к предкам. В связи с этим очень часто казахи используют пословицу: «Жеті атасын білмеген жетесіз» (Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства). Почитание предков объясняется верой в их силы помочь в переломные периоды жизни. Неслучайно в освободительных войнах казахи призывали имена своих предков возгласом «Аруах». Из уст в уста передавались легенды о славных подвигах предков. Подобные ориентиры в воспитании подрастающего поколения способствовали сохранению и распространению национальных традиций. Главой казахской семьи считается аксакал, являющийся носителем и хранителем духовно-нравственных качеств, служащий примером для подражания как этнический идеал «совершенного человека». До дня нынешнего сохранились правила приветствий, наглядно демонстрирующие уважение к старшим. По правилам казахов младшие должны идти навстречу первыми и приветствовать старших.

Семья, отец и мать - самые важные понятия для казаха. В устном народном творчестве казахов имеется много пословиц и поговорок о родителях. «Ата - аскар тау, ана - бауырындагы б лак, бала - жагасындагы курак» (Отец -неприступная гора, мать - родник у подножия горы, дитя - тростник, растущий на берегу реки). Отец, вообще, мужчина в понимании казахов - образец мужества, голова семьи. «Жаксы эке - жаман балага кырьщ жылдьщ ризьщ» (Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну). У казахов уважительно отношение к женщине - матери: «Агайынныц алтын сарайынан анацныц жыртьщ лашыгы артьщ» (Дырявый шалаш матери лучше, чем золотой дворец родичей). «Окесіз жетім - жартылай жетім, шешесіз жетім - бутін жетім» (Сирота без отца - полусирота, сирота без матери - круглый сирота), - говорят казахи, отмечая важную роль матери в жизни ребенка. У казахов немало пословиц и поговорок, выражающих особое отношение к детям и особую ответственность родителей в их воспитании: «Бесіксіз уйде береке жок» (В доме без люльки уюта нет), Рождение сына являлось знаменательным событием: «л туганда кун туган» (Сын родился - взошло солнце). В казахских семьях особое внимание уделялось воспитанию девочек. О девушках казахи говорят: «Астыц дзмін туз келтірер, ауылдыц сзнін кыз келтірер» (Вкус пищи - соль, краса аула - девушки), «Ырыс алды кыз» (Предвестник счастья - дочь), «К,ыз -зкесіне жулдыз, шешесіне - кун» (Дочь для отца - звездочка, для матери -солнце). В казахском фольклоре много выражений, прививающих морально-этические нормы девичьего поведения: «Кьізга кырьщ жерден тыйым, кырьщ уйден карауыл» (Девушке сорок преград да пригляд сорока домов).

Тема предков, семьи в устном народном творчестве тесно переплетается с темой родины. Огромное количество пословиц и поговорок служат для воспитания мужества, любви к родине: «Оркімніц туган жері - жумак» (Родимый край - для каждого рай), «Отан отбасынан басталады» (Любовь к родине у семейного очага рождается), «Туган жер - алтын бесік» (Земля родная - колыбель золотая).

Глубокий смысл хранится в пословицах, призывающих к миру и согласию: «Жалгыз агаш орман емес, жалгыз кірпіш корган емес», «Жалгыздыц уні шыкпас, жаяудыц шацы шьщпас» (Один в поле - не воин), «Бірлік кайда болса, еркіндік сонда, еркіндік кайда болса елдік сонда» (Где единство, там свобода, где свобода, там народ), «Бірігіп кетерген жук жеціл» (И тяжелая ноша легка, если поднята сообща), «Ырыс алды - ынтымак» (Первое условие достатка - согласие).

Характерной чертой казахского этноса является гостеприимство. Согласно степному этикету хозяева со всеми почестями радушно приветствовали гостя, потчевали самыми лучшими блюдами: «Крнак; келмеген уй - мола» (Дом, в который не приходит гость, подобен могиле). В трудах В.В. Радлова, исследователя народной литературы казахов, подчеркивалась традиция гостеприимства как образец уважения к людям [129].«К,онак, келсе, кут келер» (Где гость, там и удача), «Крнак; атацнан да улкен» (Гость превыше отца).

Источником казахских пословиц и поговорок является также трудовая жизнь: «Ецбектіц кезін тапкан, байлыктыц езін табады» (Кто найдет источник труда, тот найдет само богатство), «Бейнет тубі - зейнет» (Радость венчает труд), «Ецбек кылмай ер оцбас, бірлік кылмай ел оцбас» (Джигиту нет счастья без труда, народу - без единства), «Ецбек емір ажары» (Труд жизнь украшает), «Ердіц атын ецбек шыгарар» (Имя джигита трудом славится) [79].

Таким образом, в произведениях устного народного творчества казахов утверждаются нравственные ценности, которых должен придерживаться человек. По причине содержательности и поучительности они живут в сокровищнице людской памяти. Осмысление этнической специфики в сфере фольклора, народного искусства, обычаев, обрядов - все это оказывает непосредственное воздействие на этническое самосознание. Воздействуя на чувства студента, они вызывают определенные мысли и настроения, помогают осмыслить жизнь, понять смысл моральных оценок, удовлетворяют потребность в единении со своим этносом.

Модель формирования этнокультурных интересов студентов

С целью выявления педагогических условий формирования этнокультурных интересов студентов необходимо четкое определение стратегии исследования, в качестве которой рассматриваются несколько методологических подходов. Подход указывает, какой аспект объекта принимается во внимание в конкретном случае. Основываясь на том, что формирование этнокультурных интересов студентов осуществляется в целостном педагогическом процессе вуза, для определения педагогических условий нами были применены системный, интегрированный, культурологический и деятельностный подходы.

Системный подход рассматривает соблюдение условий изучения объекта в целостности его отдельных компонентов, выделение системообразующих связей. Характерные для досистемной педагогики игнорирование факта взаимодействия между собой элементов системы, попытки оптимизировать процесс ее функционирования путем оптимизации действия каждого ее элемента в отдельности неоднократно приводили к просчетам и срывам.

Между тем приходится констатировать, что далеко не все педагогические исследования, якобы базирующиеся на системном подходе, действительно выполняемы в его русле. Безусловно, достижение поставленной цели возможно лишь в том случае, когда переход от традиционных путей к системному подходу осуществляется не сменой терминологии, а конкретным изменением существа дела, новой постановкой вопроса. Подобные изменения нашли свое отражение в работах В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько и Ю.Г. Татур и др.[19, 33]. Понятие «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей. Отличительным признаком системы является наличие в ней элементов, т.е. минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы. Тем самым под системой понимается комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих элементов определенного рода, образующих целостность. Результаты анализа процесса обучения в вузе позволяют не только установить связь, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, но выявить ведущую систему, играющую доминирующую роль, что очень важно, поскольку даже небольшие изменения в них всегда вызывают значительные перемены во всей системе.

В настоящее время актуальны проблемы интеграции содержания, форм, методов, средств обучения. Интеграция содержания, будучи дидактической категорией, является многомерным, системным предметом исследования. Под интеграцией содержания обучения А.П. Беляева понимает процесс и результат взаимодействия и синтеза знаний, способов и видов деятельности как целостной системы [29]. Г.Ф. Федорец отмечает, что при осуществлении интеграции конструируется определенная дидактическая система с целью организации соответствующего учебно-воспитательного процесса в рамках учебного предмета, учебной темы, общего объекта изучения во внеаудиторной деятельности, общей научной проблемы [168].

Культурологический подход позволяет рассматривать различные объекты на обще культурном фоне как совокупность элементов культуры, являющейся одним из важных регуляторов жизни общества, показателем качества развития социума и отдельной личности. Согласно концепции B.C. Библера «Школа диалога культур» образовательный процесс основывается на том, что жизнедеятельность личности развивается только во взаимоотношениях с другими людьми на принципах диалога и гармонии, что обусловлено ее потребностями в самосовершенствовании в процессе качественных изменений в духовной жизни общества [35]. «Любой объект знания (в том числе и человек), - писал М.М. Бахтин, - может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» [24, с. 383].

Е.В. Бондаревская утверждает, что «культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимания как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [37]. В данном случае необходимо акцентировать внимание на том, что решение задачи формирования этнокультурных интересов студентов на основе культурологического подхода обусловлено положениями образовательной политики государства, рассматривающей образовательный процесс как введение обучаемого в контекст общечеловеческой культуры.

Обучение и воспитание как взаимообусловленные составные аспекты педагогического процесса, влияющие на студента, предполагают разумную организацию деятельности студента. Концепция деятельности Б.Г. Ананьева определяет деятельность как усвоение человеком исторически сложившихся материальных и культурных ценностей, распространяющихся в процессе общественного развития [11]. Данная трактовка развития личности получила название деятельностного подхода. В самом общем виде методологическая трактовка деятельностного подхода сводится к изучению любого социокультурного феномена как деятельностного по своей сути [134]. Суть его состоит в том, что включение человека в разностороннюю деятельность по овладению общественным опытом, которая удовлетворяет его духовные запросы, способствует развитию личности, формированию ее интересов. Деятельность является основным, определяющим элементом структуры личности. Чем больше студент вовлечен в деятельностный процесс, тем активнее он развивается.

СМ. Рубинштейн подчеркивал, что личность и формируется, и проявляется в деятельности. «В поступках, в действиях людей их отношение к окружающему не только выражается, но и формируется» [133, с. 438].

Обобщенной целью образования как подсистемы культуры и этнопедагогики является формирование субъекта этнокультуры, способного передавать культурные ценности будущим поколениям, а также способного к межэтнической интеграции в поликультурном обществе. Поэтому образование мы можем расценивать как механизм передачи этнокультурных норм и ценностей, а также как систему, создающую условия для благоприятного диалога культур.

Методологические основы педагогических условий формирования этнокультурных интересов студентов подвели нас к определению принципов. Взаимообусловленные принципы выступают как основной ориентир в педагогической деятельности на способы достижения педагогической цели с учетом закономерностей педагогического процесса.

Основные принципы формирования этнокультурных интересов студентов: - принцип кулътуросообразности (следует понимать как соответствующий конкретной культуре; существующий и реализуемый в пространстве конкретной культуры [90]) предполагает максимальное использование в воспитании и обучении культуры страны, в которой находится вуз. В данном случае подразумевается этническая культура студента и многообразие культур в полиэтническом Казахстане;

Реализация педагогических условий формирования этнокультурных интересов студенческой молодежи

По показателю: стремление к получению знаний об этнической культуре, истории и языке, способствующих развитию этнического самосознания; желание обогатить свой внутренний мир, повысить общую культуру через познание национальной и мировой литературы, истории; стремление быть носителем характерных черт «совершенного человека» значение хи-квадрат (X2)-0,185.

По показателю: знание языка родного этноса, содействующее приобщению к культуре и формированию национального самосознания; знание истории и культуры родного этноса; знание о вкладе родного этноса в развитие мировой культуры значение хи-квадрат (X2) составило 0,153.

По показателю: отношение к родному языку, языкам этносов, проживающих на территории РК, признавая право использования другого языка; отношение традиции и обычаев, истории и литературы родного этноса и других этносов; транслятор прогрессивных идей родной культуры значение хи-квадрат (X ) равно 0,43.

Значения критерия хи-квадрат (X) меньше критических. Вывод: на констатирующем этапе эксперимента отсутствует статистически значимая разница между студентами КГ И ЭГ.

Обратимся к одному из главных вопросов нашего исследования: насколько студенты удовлетворены освещением истории, культуры своего этноса и использованием их родного языка в процессе обучения и воспитания. Рассмотрим в этой связи влияние сформированности этнокультурных интересов на уровень удовлетворенности студентов реализацией этнокультурных интересов. На начальном этапе нашего исследования проводился анализ анкет по степени удовлетворенности студентов реализацией этнокультурных интересов. В процессе исследования обнаружились интересные данные. Так, например, студенты, обучающиеся в группах с казахским языком обучения, ответили на 9-ый вопрос анкеты, что они «не очень удовлетворены» (13%), «не удовлетворены» (10,2%), в то время как в группах с русским языком обучения на эти два пункта ответили в общей сложности 10,8% студентов. Вывод, сделанный нами по результатам анкет, а также в последующем из бесед, таков: 23,2% студентов казахских групп (это лица казахской национальности, 1 студентка-узбечка) и 10,8 % студентов русского отделения желали бы более полного и правдивого освещения вопросов истории и культуры своего этноса. Остановимся теперь более подробно на 10,8 % неудовлетворенных студентах. Национальный состав 224 опрошенных студентов, обучающихся на русском языке выглядит следующим образом: казахи - 88, русские - 88, немцы - 7, греки - 1, украинцы - 4, белорусы - 5, узбеки - 2, лезгины - 1, поляки - 1, татары - 8, турки - 1, башкиры - 5, армяне - 2, корейцы - 5, уйгуры - 1, азербайджанцы - 1, авары - 1, чеченцы - 2, чехи - 1. Из 88 респондентов-казахов не удовлетворены освещением истории и культуры своего этноса 4 (это 4,5 %), 8 респондентов-русских (это 9 %), 2 студента-татарина из 8 (это 25%), 1 студент-немец из 7 (14%), оба узбека-студента, 2 респондента-башкира, а остальные респонденты практически считают, что культура их этноса «хорошо» или «более или менее» освещены в процессе обучения и воспитания. 2 респондента-башкира, 2 респондента-татара, 1 студентка-лезгинка, 1 студент-аварец считают, что их языковые потребности не реализуются.

В процессе исследования, мы пришли к выводу, что препятствием в приобщении к достояниям этнокультуры является невысокий уровень владения студентами-казахами родным языком. По нашим данным, из опрошенного контингента студентов-казахов 1 и 2 курсов 5 % считают родным языком русский, 45 % студентов-казахов дома общаются в основном на русском языке, с друзьями одной национальности вне вуза общаются на русском 30 %. При таком уровне использования родного языка сложно говорить о приобщении к национальной культуре. Распространенность русского языка отрадна, но она не может служить оправданием того, что у студентов-казахов невысок интерес к духовным ценностям своего этноса. Многие студенты нетитульной национальности, по данным проведенного опроса, не испытывают особого интереса к культуре казахского этноса. В такой ситуации мы можем поставить одной из задач образования привитие молодежи уважения к ценностям культуры титульной нации. Нужна пропаганда достижений культуры и искусства народов, с представителями которых происходит повседневное межнациональное общение.

Результаты констатирующего эксперимента у студентов контрольных и экспериментальных групп показали примерно одинаковый уровень сформированности этнокультурных интересов и уровень удовлетворенности реализацией этнокультурных интересов.

Анализ констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что уровень удовлетворенности реализацией этнокультурных интересов является средним, что объясняется таким же уровнем сформированности этнокультурных интересов и отсутствием целенаправленной работы по данному вопросу. Кроме того, данные констатирующего эксперимента говорят о недостаточной эффективности учебного процесса вузов в аспекте формирования этнокультурных интересов и необходимости специальной целенаправленной деятельности.

Методические рекомендации по формированию этнокультурных интересов студенческой молодежи

Учет этнокультурных интересов студентов и внедрение модели формирования этнокультурных интересов студентов в педагогический процесс современного вуза Казахстана позволили повысить эффективность деятельности по формированию субъекта этнокультуры, способного взаимодействовать в полиэтническом Казахстане. В целях придания исследованию практической направленности в этом параграфе раскрывается содержание рекомендаций, которые получены в результате обобщения эмпирического материала и составляют суть внедренческого этапа. Наши рекомендации касаются различных уровней: методические рекомендации для органов управления образованием и руководителей высших учебных заведений, преподавателей общеобразовательных дисциплин.

Методические рекомендации для органов управления образованием, руководителей вузов. В результате исследования мы пришли к выводу, что молодежь, вступая в жизнь как объект воздействия социальных условий, формируется под воздействием устоявшегося уклада семьи, этнических общностей, социального слоя и общества в целом. В процессе взросления и формирования личности молодежь превращается в творящий мир субъект. В своих жизненных планах молодежь отводит главное место стремлению получить образование, интересную работу, приносить пользу обществу, реализовывать свои потребности как представитель определенного этноса, иметь семейное счастье, материальное благополучие. На формирование жизненных планов молодежи, их социальную ориентацию большое влияние оказывают индивидуальные условия жизни и деятельности человека, учебный коллектив и вуз, в котором обучается студент. Непрерывно изменяющиеся количественные и качественные потребности общества обусловливают необходимость учета этнокультурных потребностей молодого поколения - будущих граждан общества. Общество, стимулируя духовный рост индивида, развитие и удовлетворение потребностей, в то же время организует эти потребности, направляет их в конкретную сферу приложения сил. Отсюда, значимым для студентов является включение в социальную структуру общества и принятие норм этого общества.

Формирование этнокультурных интересов студентов обеспечивает тесную связь и взаимодействие между политикой государства в области образования и общественной психологией, благодаря которой положительные идеи оказывают влияние на психологию студенческой молодежи, становясь движущей силой общественного развития. Основной идеей становится идея гармоничного сочетания субъекта этнокультуры и субъекта полиэтнического государства. Для этого рекомендуется использовать различные широкомасштабные внеинституциональные мероприятия с участием студентов, взаимодействовать с национально-культурными центрами, городскими кинотеатрами, библиотеками, музеями и т.д. Это благотворно влияет на формирование этнокультурной идентичности, сочетающейся с уважительным отношением к поликультурной действительности Казахстана. Формирование этнокультурных интересов студентов в процессе обучения совместно с различными формами воспитательной работы решает важные социально-психологические проблемы: жизнедеятельностью различных этносов и этнических групп. Все это возможно благодаря тому, что студенческий возраст по своим особенностям имеет благоприятные предпосылки для работы по формированию субъекта этнокультуры.

Достижение оптимальных результатов в любой деятельности является ее целью и в то же время критерием. На отдельных этапах общество и государство предъявляют к вузам определенные требования. Они являются исходными при установлении объема и системы знаний, которыми необходимо вооружить студентов. Преподаватели стремятся к тому, чтобы студенты наиболее успешно овладевали установленной системой знаний, а педагогическая наука помогает им в этом отношении, разрабатывая наиболее эффективные пути и средства достижения этой цели.

Идеалы и задачи этнокультурного образования в этом смысле диктуются условиями и потребностями общества. Эти условия способствуют тому, что моральные ценности и идеалы становятся достоянием общественного сознания. Роль образования в обществе требует организованной системы воспитания студента. Такая система содержит ряд компонентов.

Первый из них - это система единых воспитательных целей, принципов, касающихся всех сторон жизни студента и представляющих по своей сути определенную ценность. Это система идеалов, отражающая потребности полиэтнического общества и способствующая комплексному решению воспитательных задач, то есть охватывающая цели не только нравственного воспитания, но и идеологического, мировоззренческого, политического и эстетического воспитания студента.

Вторым компонентом системы воспитания является комплекс действий, методов, средств воспитания. Здесь речь идет как о комплексности методов и средств воспитания, так и об их внутреннем единстве, системности, о единстве методов и средств воспитания с воспитательными целями.

Третий компонент системы этнокультурного воспитания - это комплекс общественно-воспитательных учреждений и организаций, осуществляющих воспитательные цели с помощью действенных средств и методов воспитания. Это вузы, СМИ, НКЦ и др. Деятельность этих организаций должна быть согласованной и иметь единое направление с учетом среды, назначения, методов и средств и т.д. Это предполагает развитие всех элементов образования и современных методик преподавания при особом внимании в педагогической деятельности к содержанию общеобразовательных дисциплин, нацеленных на формирование этнокультурных интересов студентов.

Теоретико-методологический аспект: Основные идеи формирования этнокультурных интересов студентов должны быть отражены в цели, взаимодополняющих принципах, методологических подходах, в содержании, педагогических условиях, способствующих формированию этнокультурных интересов студентов.

Системный подход предполагает соблюдение условий формирования этнокультурных интересов студентов и формирование субъекта этнокультуры в целостности его отдельных компонентов.

Интегрированный подход подразумевает процесс и результат взаимосвязи, взаимопроникновения, взаимодействия и синтеза знаний, способов и видов деятельности, при осуществлении интеграции конструируется дидактическая система с целью организации соответствующего учебно-воспитательного процесса в пределах учебной темы, учебного предмета, общей научной проблемы, общего объекта изучения вне учебной деятельности.

Культурологический подход. Рекомендуется акцентировать внимание на том, что решение задачи формирования этнокультурных интересов студентов на основе культурологического подхода имеет непосредственную связь с вузовской подготовкой как процессом введения студента в контекст культуры родного этноса, общечеловеческой культуры.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана