Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Головизнин Александр Петрович

Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки
<
Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Головизнин Александр Петрович. Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 182 c. РГБ ОД, 61:98-13/265-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и иоялвдей как психсйого-іщагогическая пробйш в c5tctems среднего профессионального образования . 20

I. Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейший фактор в системе среднего профессионального образования 20

II. Место и роль курсов "Мировая художественная культура" и "Дизайн" (дополнительные дисциплины, по выбору студентов) в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных

и энергетических техникумов и колледжей 52

III. Психолого-педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей 59

Глава II. Формирования эстетических интересов и потребностей у студентов пгомшекных и энергетических техникумов процессе их профессиональной подготовки 77

I. Педагогическое обоснование экспериментальных программ курсов "Мировая художественная культура и "Дизайн" (дополнительные дисциплины по выбору студентов) как важнейших компонентов системы обшекультурной и профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей

II. Педагогические пути, методы и средства эффективного формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей

Введение к работе

Актуальность исследования В современных условиях, характеризующихся коренной перестройкой всех сфер жизнедеятельности напгего общества и, прежде всего, в системе среднего и высшего профессионального образования, гуманизация и демократизация системы профессиональной подготовки специалистов в любой отрасли и области промышленности, культуры и науки, усиление культурологического аспекта этой подготовки становятся чрезвычайно актуальными проблемами, требованиями времени. И это понятно. Высокий уровень производства, развития промышленности, техники, энергетики в наше время невозможен без высокопрофессиональных специалистов, обладающих не только узко профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, но и обладающими высокой культурой, широким кругозором, способными разбираться в вопросах культуры, искусства, литературы, современного дизайна, экологии и т.п. И не случайно технический прогресс, высокие достижения в технике и промышленности наблюдаются, прежде всего, в тех государствах, где особое внимание в профессиональной подготовке специалистов уделяется проблемам культурологического характера, вопросам технической эстетики, современного дизайна, художественной культуры, развитию творческих способностей и художественно-эстетических интересов и потребностей будущих специалистов, как необходимых факторов их общекультурного и творческого развития, развития индивидуальности их личности (США, Япония, Германия).

Сказанным объясняется то» что в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, в государственных требованиях к уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений (независимо от профиля специальности) по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам предусматривается: "владеть основами гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности", "иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации", "иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среда". А в обязательный минимум содержания профессиональных образовательных программ входят "человек, общество, цивилизация, культура, человеческое познание и деятельность" ("Вестник" - газета научно-методического центра среднего профессионального образования Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию, 1995, Ш 10, октябрь) Успешное решение указанных задач государственного стандарта среднего профессионального образования во многом обусловливается формированием эстетических интересов и потребностей у будущих специалистов как необходимого условия продуктивного усвоения знаний, умений и навыков культурологического характера, как важнейшего фактора их духовного, общекультурного, творческого развития и профессиональной подготовки.

В психологической и педагогической науках интерес рассматривается как активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности» связанная обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека, является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе»

В основе интереса лежат потребности человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни- Вместе с тем, нередко интерес является началом, основой зарождения потребности. То есть эти процессы неразрывно, диалектически связаны друг с другом.

Эстетические потребности, являясь диалектическим отношением ощущения недостатка эстетических ценностей личностью и ее стремления к ним составляют фундамент, стержень художественно-творческого и духовного развития личности, ее эмоционально-чувственных компонентов и особого, эстетически окрашенного отношения к предметам и явлениям действительности, к своей профессии, трудовой деятельности.

Изучением проблем интереса и потребностей занимались В.Г.Ананьев, В.А.Крутецкий, А.Г.Волостникова, Г.Й.Щукина, А.Н.Прядехо, В.Б.БондаревскиЙ, В.Т.Лежнев, Л.А.Гордон, А.В.Петровский, Ю.В.Шаров и др.

Методологический подход к изучению эстетических потребностей и интересов определен в ряде философских исследований М.Ф. Овсянникова, А.И. Бурова, М.С. Кагана, Л.Й. Когана, Л.И.Колесника, О.В.Ларнина, В.А.Разумного, В.К.Скатерщикова, Б.Г.Лукьянова.

Общие вопросы эстетического воспитания, формирования духовной культуры школьников, профессионально-эстетической и художественной подготовки будущих учителей рассматриваются в работах Б.Н.Шацкой, С.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, В.А.Сухомлинск»го, Д.Б.Кабалевского, Б.Т.Лихачева, З.В.Квят-ковского, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Т.С.Комаровой, Е.В. Шорохова, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В.Г.Горецкого, Т.Я.Шпиналовой и других известных ученых.

В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных раскрытию различных аспектов, теории и методики эстетического воспитания школьной и студенческой молодежи, подготовки кадров будущих учителей в педагогических вузах и университетах (формирование у школьников эстетического вкуса, эстетических чувств, ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у школьников средствами музейной и народной педагогики, развитие художественно-творческих способностей у студентов педагогических институтов и т.д.).

Вместе с тем, являются малочисленными диссертационные исследования, в которых бы освещалась специфика теоретической и методической подготовки будущих учителей в среднем профессиональном звене - в педагогических училищах и колледжах, исследования, посвященные раскрытию проблем формирования эстетических потребностей и интересов у молодежи (как у школьной, так и у студенческой).

Можно лишь назвать единственную кандидатскую диссертацию Ф.К.Габолаевой, посвященной этой проблеме - "Педагогические

основы формирования эстетических потребностей у учащихся педагогических училищ" (М., 1996).

К совсем отсутствуют диссертационные исследования по проблемам эстетического воспитания» формирования духовного мира студентов средних специальных учебных заведений технического профиля. Обычно, кроме общих рассуждений о важности всесторонней подготовки специалистов со средним и высшим специальным техническим образованием, о необходимости формирования у них духовной и эстетической культуры, творческого отношения к своей профессии, в научной и популярной литературе мы не находим ничего конкретного.

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогике, в теории и практике профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

Проблема исследования: раскрытие педагогических основ формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимого условия их профессиональной подготовки, и на этой основе разработка и экспериментальная проверка эффективной методики художественно-эстетического воспитания - составного компонента профессиональной подготовки специалиста со средним специальным образованием технического профиля, отвечающего современным требованиям.

Цель исследования: повысить уровень профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей посредством всестороннего развития их личности,

эффективного формирования у них духовной культуры, творческого, эстетического отношения к своей профессии, к трудовой деятельности на основе целенаправленного формирования эстетических интересов и потребностей.

Объект исследования: процесс формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей в системе дополнительных дисциплин.

Предмет исследования: педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимого условия их профессиональной подготовки.

Гипотезой_исследования является предположение о том, что разработка эффективной методики эстетического развития личности будущих техников как необходимого условия их успешной профессиональной подготовки возможно при условиях: обоснования места и роли эстетических интересов и потребностей в системе духовного развития, эстетического воспитания личности студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейших факторов в их профессиональной подготовке; раскрытия психолого-педагогических основ формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей; выявления места и роли курсов "Мировая художественная культура и "Дизайн Скак дополнительные дисциплины) в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей; разработка эффективной методики

формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей в процессе их профессиональной подготовки.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Обосновать место и роль эстетических интересов и потребностей в системе духовного, общекультурного развития, эстетического воспитания личности студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейших условий в их профессиональной подготовке.

2. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей,

3. Определить место и роль курсов "Мировая художественная культура" и "Дизайн" (в системе дополнительных дисциплин) в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей, 

4. Педагогически обосновать экспериментальные программы курсов "Мировая художественная культура" и "Дизайн"

нейших компонентов системы общекультурной и профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

5. Разработать и экспериментально проверить педагогичес

кие пути, методы и средства эффективного формирования эстети

ческих интересов и потребностей у студентов промышленных и

энергетических техникумов и колледжей.

Теоретической основой .исследования явились труды известных философов, педагогов, психологов, видных деятелей техники, культуры и искусства, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики профессионального образования в средних специальных учебных заведениях технического профиля.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, культурологической и технической литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов, осуществляющих профессионально-техническую подготовку студентов, педагогов, ведущих курсы мировой художественной культуры и дизайна;

- наблюдения за учебным прогрессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;

- --беседы, анкетирование и интервьюирование;

- психолого-педагогический развивающий эксперимент;

- анализ продуктов деятельности школьников (сочинений, рисунков, макетов, рассказов по репродукциям и фотографиям и т.п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербургском, Шатурском энергетических техникумах, в Конаковском энергетическом колледже.

исследование проводилось с 1980 по 1997 гг.

Исследование было проведено в три этапа.

На I этапе (1980-1982 гг.) изучалась и анализировалась философская, культурологическая, техническая, педагогическая

и психологическая литература, инструктивные материалы по среднему профессиональному образованию в Российской Федерации, выяснялось состояние эстетического воспитания и развития духовной культуры студентов технических техникумов (в массовой практике), влияние уровня развития их общей культуры на качество профессионально-технической подготовки. Все это позволило разработать первый вариант методических рекомендаций к проведению занятий по курсам мировой художественной культуры и дизайна, направленных на эффективное формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей, разработать методику эксперимента. (Систематический анализ специальной литературы и доработка содержания курсов "Мировая художественная культура1 и "Дизайн" и методических рекомендаций осуществлялись и дальше, до момента завершения работы над диссертацией.)

На И этапе (1983-1996 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения курсам "Мировая художественная культура" и "Дизайн" в экспериментальных группах с установкой на эффективное формирование эстетических интересов и потребностей, общекультурное развитие будущих техников, по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей в параллельных группах (контрольные группы).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных

группах в прогресе обучения как обіцим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (истории, литературе и т.д.). так и специальным, профессионально ориентированным дисциплинам ("Основы эксплуатации электрооборудования станций и сетей", "Охрана труда и промышленная экология", "Монтаж электрооборудования станций и подстанций" и т.д.). В экспериментальных группах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий, с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы культуры и искусства.

Широко проводились экскурсии на природу, технические объекты, электростанции, к памятникам старины и культуры, в музеи, на выставки, в театры, организовывались лекции, доклады известных художников, музыкантов, ученых, вечера искусств и культуры.

В результате систематических анкетирований, проведения контрольных занятий, написания докладов и рефератов, выполнения художественно-творческих сочинений, технических эскизов, сравнивались результаты профессиональной подготовки студентов на основе влияния экспериментального преподавания курсов мировой художественной культуры и дизайна и результаты традиционной обычной профессиональной подготовки техников.

То есть, в экспериментальных группах использовалась экспериментальная методика преподавания художественно-эстетических дисциплин, направленная на активное формирование эстетического вкуса и художественных интересов, на развитие

эстетического восприятия и чувств, составляющих структурную основу и одновременно необходимые условия успешного развития и формирования эстетических потребностей.

В контрольных группах не использовались курсы мировой художественной культуры и дизайна и, соответственно, не применялась экспериментальная методика, не использовались экспериментальные методические разработки учебных занятий, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, отсутствовали проблемные ситуации, задания и вопросы, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Редко организовывались экскурсии на природу, на технические объекты, в краеведческий музей и художественный выставочный зал, к памятникам архитектуры и старины, посещение театров. Другими словами, методика обучения и воспитания, вся система профессиональной подготовки в контрольных группах, в отличие от методики в экспериментальных группах, была обычной, наблюдаемой в широкой профессионально-педагогической практике.

На Ш этапе (1996-1997 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Исходя из задач и требований государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, формирование эстетических интересов, потребностей у выпускников промышленных и энергетических техникумов и колледжей является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего техника в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, возрождения культуры народов России и заботы об экологии окружающей природы, среды.

2. Формирование эстетических интересов и потребностей может наиболее успешно осуществляться посредством комплексного изучения искусств, технической эстетики, дизайна, культурологических знаний, позволяющего наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, природы, художественно-творческой и профессиональной деятельности.

3. Формирование эстетических интересов и потребностей предполагает усвоение ряда эстетических понятий, знаний, представлений, умений и навыков, которые в дальнейшем должны расширяться и углубляться.

4. Наряду с усвоением знаний, понятий, представлений и навыков, формирование эстетических интересов и потребностей предполагает одновременное использование полученных знаний, умений и навыков в процессе анализа художественных произведений, явлений действительности, природы, в собственном творчестве, в учебной деятельности и производственной практике, в повседневной жизни.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: обоснованы место и роль эстетических интересов и потребностей в системе духовного, общекультурного развития, эстетического воспитания личности студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейших условий в их профессиональной подготовке; раскрыты психолого-педагогические основы формирования и индивидуально-психологи ческие особенности развития эстетических интересов и потребностей у студентов техникумов и колледжей - будущих техников; определены место и роль дополнительных дисциплин - курсов "Мировая художественная культура" и "Дизайн" в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей; установлены диалектические связи в формировании эстетических потребностей и в развитии эстетических вкусов, интересов, восприятия и эмоционально-чувственной сферы личности студента, его познавательной и творческой активности.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей в процессе занятий по предметам "Мировая художественная культура" и "Дизайн" в системе дополнительных дисциплин; в разработке и педагогическом обосновании экспериментальных программ курсов "Мировая художественная культура" и "Дизайн", нацеленных на продуктивное формирование и удовлетворение эстетических интересов и потребностей; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий - таблиц к указанным занятиям.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных планов, программ, лекционных курсов для средних профессионально-технических учебных заведений -техникумов и колледжей, технических вузов и университетов, при подготовке учебников, учебных и методических пособий как по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, так и по предметам специальной, профессиональной подготовки специалистов в промышленных и энергетических техникумах и колледжах, при корректировке государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Степень до сто верно сти._и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений техники, промышленности, педагогической науки, психологии, культурологии и эстетики, теории и практики эстетического воспитания, требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального (в том числе и технического) образования. 

Апробация и внедрение, .результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Санкт-Петербургском, Шатурском энергетических техникумах, в Конаковском энергетическом колледже.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практической конференции общественного института эстетического воспитания при Центральном Совете педагогического общества Российской Федерации (1989 г.), на заседании отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1996-1997 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1994-1996 гг.), на Первой научно-практической конференции преподавателей политехникума Лаоско-Советской дружбы (июль 1986 г.). Материалы исследования внедрены в практику также в виде опубликованных научных работ, инструктивных материалов, разработанных диссертантом.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работу вошли также таблицы и рисунки. 

Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейший фактор в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической и психологической науке услоялось научное положение, утверждающее, что основой побудительной, движущей силой деятельности, развития личности являются потребности. Потребности человека бывают самыми разнообразными: материальными, социальными, духовными. К высшим духовным потребностям относятся потребности эстетические, познавательные и др. На основе анализа специальной литературы и изучения в целом проблемы потребностей и, в частности, проблемы эстетических потребностей, эстетические потребности можно определить как движущую силу восприятия и создания эстетических ценностей, эстетического познания действительности.

Эстетические потребности могут относиться к художественным и нехудожественным эстетическим ценностям, они могут иметь продуктивную, репродуктивную и рецептивную природу. Существенной стороной удовлетворения эстетических потребностей является эстетическое наслаждение. В связи с этим следует -отметить, что духовные потребности и, прежде всего, эстетические потребности - это специфически человеческие потребности. Они характеризуют высокий уровень развития личности, уровень ее познавательной активности и эстетического наслаждения.

Бричем эстетические потребности имеют сложную природу, так как взаимосвязаны с другими потребностями и многими психологическими структурными образованиями личности.

Так, благодаря потребности в эстетическом наслаждении человек стремится сделать свою жизнь красивой - свой быт, труд, отдых, учение, свои взаимоотношения с другими людьми, все свои поступки человек определяет с позиции прекрасного, с позиции нравственных принципов. Восприятие же эстетических ценностей в действительности и в искусстве облагораживает личность, возвышает ее, раскрывает красоту окружающего мира. Созерцание эстетических ценностей нередко вызывает потребность в художественном творчестве; в этом случае человек не только овладевает эстетическими ценностями, но и производит их по законам красоты. Как правило, эстетические потребности определяют развитие эстетических вкусов, идеалов, стремление жить и трудиться по законам красоты. На основе потребностей обычно возникают и развиваются интересы, но вместе с тем нередко стойкие интересы являются основой возникновения новых потребностей.

Как известно, интересы носят избирательный характер и выступают одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно, а трудовой процесс отличается увлеченностью, целеустремленностью и, как правило, высокой продуктивностью. По содержанию интересы могут быть самыми разнообразными. Всестороннее развитие личности, высокий уровень ее культуры предполагает широту и разносторонность интересов при наличии основного, "стержневого" интереса ("Российская педагогическая энциклопедия", М», 1993, с. 373).

В данном случае основным, "стержневым" интересом у студентов промышленных, энергетических техникумов является интерес к приобретению знаний, умений и навыков, определяющих специальность, профессию. Вместе с тем, эстетические интересы приобретают у них все большее значение, с одной стороны, являясь необходимым условием для всестороннего развития, формирования духовного мира, общей культуры, а с другой - фактором углубления и обогащения основного, "стержневого" интереса. Аналогичное относится и к эстетическим потребностям.

Вопросу определения места и роли эстетических потребностей в общей системе эстетического воспитания, духовного развития личности многие специалисты уделяли значительное внимание. Так, в книге І.Столовича "Эстетическая ценность" они названы "обязательной составной частью" эстетического воспитания. В одной из работ М.Ф.Овсянникова развитие "потребности в наслаждении искусством" определяется как "первоочередная задача эстетического воспитания", а в четвертом издании лекций по эстетике М.Кагана эстетические потребности определяются как структурный элемент эстетического отношения к миру.

Место и роль курсов "Мировая художественная культура" и "Дизайн" (дополнительные дисциплины, по выбору студентов) в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных

Анализ общекультурного, эстетического развития студентов промышленных, энергетических техникумов, уровня их духовной культуры, эстетических интересов, вкусов и потребностей, условий к специфики их учебной деятельности и производственной практики, содержания профессиональной подготовки свидетельствует - наиболее эффективную роль в общекультурном развитии будущих техников со средним специальным образованием, в формировании у них эстетических интересов и потребностей, дизайнерского мышления могут играть курсы "Мировая художественная культура" и "Дизайн", в системе дополнительных дисциплин, по выбору студентов, как наиболее соответствующих специфике профессиональной подготовки специалистов в промышленных и энергетических техникумах и колледжах. Об этом убедительно свидетельствует и проведенное нами экспериментальное исследование.

Итоги исследования показали, что разработанные нами экспериментальные программы курсов "Мировая художественная культура" и "Дизайн" являются необходимыми и важнейшими компонентами системы общекультурной и профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей. Это объясняется тем, что данные курсы значительно расширяют кругозор студентов, являются эффективным средством всестороннего развития их личности, повышают уровень их общей и эстетической культуры, способствуют формированию современных, -отвечающих мировым стандартам взглядам и практическим подходам к строительству и эксплуатации промышленных и энергетических объектов и комплексов. Сказанное подтверждают и многочисленные примеры из биографий известных ученых, инженеров, которые были выдающимися деятелями науки, техники, учеными и одновременно замечательными художниками, писателями. Й одни их способности дополняли и содействовали развитию других. Яркими примерами может служить деятельность Леонардо да Винчи и М.В.Ломоносова.

Интересны в этом отношении и подходы к этой проблеме известных современных психологов - основоположников инженерной психологии. В своей книге "Страна Авиация - черное и белое" (М., 1995 г.) академик В.А.Лономаренко отмечает, что в технике, включая авиацию, длительное время стратегическим направлением было обеспечение только физиолого-гигиенических условий обитания. Вместе с тем существует и другой очень важный аспект, а именно - приспособление техники к психофизиологическим возможностям человека. Такой ракурс предполагает разработку принципиально иного подхода к анализу систем "человек - машша -среда".

Это определяет антропоцентрический подход, то есть подход "от человека к машине" (академик Б.Ф.Ломов).

Исходя из антропоцентрического подхода, под средой обитания следует понимать комплекс физических и психологических факторов, влияющих на летчика в процессе его взаимодействия с техникой и изменяющих степень эффективности в системе "летчик -самолет - среда". К таким показателям относятся следующие.

1. Гигиенические, обеспечивающие соответствие конструкций оборудования и условий среды обитания санитарно-гигиеническим нормативам, установленным законодательством.

2. Фкзиолого-биомеханические, характеризующие соответствие орудий труда анатомо-физиологическим особенностям строения и функционирования организма человека.

3. Психологические, указывающие на соответствие закрепленных и формируемых навыков возможностям восприятия, памяти, мышления.

4. Эстетические, способствующие созданию эмогдеонального фона, располагающего к активной трудовой деятельности.

Но главное состоит не в простом суммировании всех перечисленных показателей, а в увязывании их в единую систему

Понятно, что сказанное относится к процессу взаимодействия человека с любой техникой, с любой энергетической, промышленной конструкцией.

И далее Б.А.Пономаренко совершенно правильно подчеркивает, что вернуть доверие родителей военнослужащих, по-видимому, можно только с наведения духовных и общественных мостов между школьной и профессиональной педагогикой. 3 основу следует положить принцип преемственности, что означает сохранение единого духовного пространства. Профессиональные знания, умения, навыки выступают в качестве уже не центрального интереса к личности, а возможностей и сущностных сил человека.

Педагогическое обоснование экспериментальных программ курсов "Мировая художественная культура и "Дизайн" (дополнительные дисциплины по выбору студентов) как важнейших компонентов системы обшекультурной и профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей

Разработка экспериментальных программ "Мировая художественная культура" и "Дизайн" была проведена на основе учета принципов дидактики, психологических возрастных закономерностей развития студентов, современных теорий обучения (М,Н.Скат-кин, Ю.К.БабанскиЙ, Й.ЯДеряер, В.В.Краевский д др.). При разработке данных программ была использована соответствующая научно-популярная и научно-методическая литература и, прежде всего, программы по мировой художественной культуре авторов Л.М. Предтеченской, Ю.А.Солодовникова, Н.К.Киященко, Н.М.Сокольников ой и др.

При этом следует подчеркнуть, что в каждом конкретном случае содержание программ может значительно изменяться -расширяться или сужаться, добавляться или сокращаться, меняться по структуре. Но основа содержания должна сохраниться, поскольку она тотбрана в итоге теоретического обобщения и результатов проведенного экспериментального исследования. Эта основа, стержень содержания и представлены в наших программах.

Мировая художественная культура Общее понятие о культуре. Ее роль в жизни людей и особенности исторического развития. Понятие "художественная культура". Функции художественной культуры в жизни людей, роль в духовном развитии человечества. Общее и различное в развитии национальных культур. Их связи и взаимообогащение.

Искусство и наука как явления духовной культуры и как средства познания жизни. Воздействие искусства на умы и сердца людей Непреходящее значение гениальных творений искусства. Виды искусств Их особенности. Взаимосвязь видов искусств. Понятие "общечеловеческие ценности" и "национальное искусство и культура".

Художественная культура эпохи Возрождения и первой половины ХУП в. Раздел I Художественная культура эпохи Возрождения СХІУ-ХУІ вв.) Введение Гуманизм как определяющее мировоззрение в развитии художественной культури Западной Европы ХІУ-ХУІ вв Содержание термина "Возрождение" в понимании итальянских гуманистов.

Возрождение и средние века как противопоставление двух видов культуры - церковной и светской. Невозможность их абсолютного разрыва и абсолютного единства. Сохранение в культуре Возрождения традиционных форм, тем, сюжетов средневековья, но наполнение их новым, светским, гуманистическим содержанием. Отход от средневековых религиозных канонов, трактовка библейских тем и сюжетов как событий в жизни реальных людей, придание -им черт, отвечающих представлениям гуманистов Возрождения о человеке»

Возрождение и античность Обращение к темам, сюжетам, формам (архитектура, скульптура, живопись) античной культуры и "уроки греческой классики: максимальная гармония, идеальная симметрия, спокойная созерцательность» Значение появления обнаженной натуры в художественной культуре Возрождения»

Идеи Возрождения в искусстве Италии, их наиболее полное и последовательное воплощение. Историческое развитие итальянского Возрождения, его деление на периоды: Проторенессанс (ХШ-ХІУ вв.)» Раннее Возрождение (ХУ в ), Высокое Возрождение (1490-е гг. - первая треть ХУІ в.), Позднее Возрождение (после 1530 г. - вторая половина ХУІ в.).

Тема I. Культура и разум

Проблема Данте и Джотто. Легенды и вымыслы. Данте - "последний поэт средневековья и з то же время первый поэт нового времени"» Вазари о Джотто»

"Божественная комедия" - основное произведение Данте, синтез всей художественной культуры. Ее средневековые и античные источники. Научные, религиозные, этические представления Данте. Личный, интимный характер повествования» Сопряжение реалистического описания состояния средневековой науки, исторических персонажей, подробностей и деталей с фантастическим повествованием, экспрессивным и выразительным, - основа художественной ткани произведения

Педагогические пути, методы и средства эффективного формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей

Политическая сатира О.Домье (литографии "Этого можно отпустить на свободу...", "Свобода слова", "Законодательное чрево"). Творчество художника и первые рабочие восстания 30-х гг. XIX в. ("Улица Транснонен"). Положительные герои живописных полотен Домье ("Прачка", картины о Дон Кихоте, "Гитарист"). Глубокий гуманизм, сердечная доброта художника, Философская обобщенность образов. Сложный, тонкий колористический строй живописи Домье. Домье и Бальзак.

Тема тяжелой доли крестьянина-труженика в картинах Ж.Ф, Милле. "Собиратели хвороста", "Человек с мотыгой". Рабочий, его судьба з картине Г.Курбе "Дробильщики камня". Курбе и Парижская Коммуна.

Мастерство психологического анализа в портретном творчестве художников-реалистов. Г.Курбе. Портреты Шопена, Берлиоза, Бодлера.

Реализм и демократические тенденции в творчестве художников Японии. Поэзия человеческого труда в гравюрах Капусики Хокусая. Реалистическая острота рисунка. Философская картина единства мира в творчестве Хокусая ("36 видов горы Фудзи"). Тема 3. Реалистические тенденции в зарубежном .музыкальном искусстве

Революционное движение в Италии и музыка Дж. Верди. Верди и Гарибальди. Глубокая народность, гуманизм. Мелодическое богатство музыки Верди, ее широкая популярность и активное участие в борьбе за независимость и объединение Италии. Реалистические оперы Верди. "Травиата" - битовая, лирико-психологичес-кая музыкальная драма. Демократизм оперы, необычный для итальянской оперы "дерзкий" сюжет. Песня и танец (главным образом интонации и ритм вальса) - музыкальная основа драматического действия в опере и характеристики душевного состояния героини. Современные постановки опер Верди. Оперы Верди в кино и телефильмах.

Возникновение в XIX в, национальных музыкальных школ. Идейные и творческие искания композиторов. Демократизация музыкально-театральной и концертной жизни. Патриотическое содержание программно-симфонического цикла 5.Сметаны "Моя родина". Опера "Проданная невеста" - вершина народности и мастерства композитора, основоположника чешской музыкальной классики.

Бытовая танцевальная музыка. Вальсы И.Штрауса - демократические песни без слов, разнообразие мелодий и мелодичность их музыки, вальсов, навеянных сценами народной жизни и картинами австрийской природы.

Тема 4. Утверждение реализма в художественной культуре России. Литература

Историческая обусловленность и своеобразие формирования реализма в России. Гениальная способность А.С.Пушкина чутко улавливать запросы жизни, ее проявление. Эволюция его творчества от романтизма к реализму, создание им новой художественной системы для постижения человека. Социально-историческая типичность и яркая индивидуальность его реалистических героев, Роман "Евгений Онегин", Два героя Пушкина: Онегин и Ленский.

Появление нового героя в творчестве Пушкина и в русской литературе - "маленького человека", страдающего от социального неравенства ("Станционный смотритель"). Сочувствие автора своему герою, уважение к его стремлению сохранить свое человеческое достоинство. Художественные критерии реалистической прозы, -провозглашенные Г шкиным, и их реализация в повести.

Развитие традиций Пушкина в творчестве Н.В.Гоголя. Разящая сила сатиры Гоголя, удивительная способность его "выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека .»" (А.Пушкин)» Обращение Гоголя к теме "маленького человека", ее гениальное развитие в повести "Шинель". Самсон Зырин Пушкина к Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя. Переплетение в повести мотивов гуманности и сострадания с сатирическим обличением "бесчеловечья и грубости", царящих в жизни.

Значение творчества Пушкина и Гоголя для судеб русской и мировой культур и для формирования человеческого в человеке.

Тема 5. Реализм в русском изобразительном искусстве первой половины XIX в.

Творчество А.А.Иванова. Вера в преобразующую силу искусства ж в особую миссию художника в утверждении добра и справедливости. Постижение жизни и углубление мастерства художника Сот классицистской картины "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" до "Явления Христа народу"). "Явление Христа народу" - идейный замысел картины, философский смысл. Реализм образного строя полотна. Богатство и сложность характеров, глубина постижения психологического состояния человека. Композиционное решение. Образ раба - сюжетный и композиционный центр произведения. Иоанн Креститель Иванова и Пророк Душкина. Иванов - основоположник реалистического портрета в русском искусстве и крупнейший пейзажист XIX века. Этюды Иванова в катзтине "Явление Христа народу". Иванов и Гоголь.

Похожие диссертации на Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки