Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза Кучер Владимир Александрович

Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза
<
Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кучер Владимир Александрович. Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:05-13/826

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование культуры толерантности у курсантов ввуза как социально-педагогическая проблема 11

1.1 Понятие «толерантность» в современной науке: подходы и содержание

1.2. Предпосылки, критерии и уровни формирования коммуникативной толерантности у курсантов 27

1.3 Особенности учебно-воспитательного процесса в формировании культуры толерантности у курсантов 44

1.4 Педагогическое сопровождение процесса воспитания культуры толерантности у курсантов 60

Глава 2. Особенности проявления и формирование культуры толерантности у курсантов ввуза 81

2.1 Констатирующий эксперимент: процедура, интерпретация и анализ 81

2.2 Программа формирующего эксперимента и содержательные характеристики этапов 104

2.3 Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента 127

Заключение 144

Библиография 153

Приложение 167

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная система подготовки военных кадров наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, несет в себе противоречия и недостатки, которые не обеспечивают ее соответствие задачам военного строительства. Современной армии необходимы офицеры с развитым толерантным мышлением, направленным на созидающе-преобразующую деятельность.

Нынешний век - кульминационный период развития современной цивилизации, век великих научных открытий и свершений, и, вместе с тем, век самых разрушительных войн, революций и катастроф. Поэтому, с одной стороны, выживание человечества требует толерантности в отношениях между государствами, народами, людьми, а с другой - реально существующие государственные, национальные, частные интересы приводят к противоречиям и конфликтам. Взаимопонимание между людьми, взаимопроникновение различных культур, уважение к традициям иных народов, осознанное допущение иной точки зрения на одно и тоже явление, плюрализм мнений и оценок и т.п. - вот то, чему необходимо научиться человечеству.

Кроме того, осознанию мировым сообществом необходимости терпимости как нормы межгосударственных, межнациональных и межличностных отношений, противостоят традиции вражды, стереотипы борьбы, и инертность общественного сознания.

В отечественной и зарубежной политологической и философской литературе (B.C. Библер, М. Ганди, А.Гжегорчик, А.А. Деркач, М.Л. Кинг, М.С.Коган, Ж-Саймон, А.Д. Сахаров, Е.В.Селезнева, В.А.Тишков, Л.Н.Толстой) имеется ряд работ, рассматривающих понятие толерантности. Однако в педагогике этой проблеме уделяется не заслуженно мало внимания. Категория "толерантность" не получила глубокого научного осмысления. С другой стороны, в психолого-педагогической литературе имеются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки данной проблемы. Это, прежде всего, идеи и подходы "гуманистической педагогики" (III. А. Амонашвили, М.А. Данилов, ММонтесори, В. А. Сухомлинский и другие), "педагогики сотрудничества" (О.С.Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, Д.Б. Эльконин и другие), "педагогики ненасилия" (АГ.Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и другие), "педагогики культуры мира" (М.В. Кабатченко, Э.С.СоколоваДК. Шнекендорф и другие). В тоже время, данная проблема в представленном контексте еще не рассматривалась.

Возможности традиционных форм и методов подготовки будущих офицеров ограничены и не могут обеспечить обучения, направленного на развитие созидающего менталитета. К тому же они недостаточно ориентированы на развитие толерантного мышления курсантов.

Также результаты изучения содержания организации процесса обучения в ряде вузов Министерства обороны Российской Федерации свидетельствуют об их стагнации и даже наличии негативных тенденций, которыми являются: устойчивые стереотипы и отсутствие инновационных моделей, технологий в обучении; живучесть административно-бюрократических подходов, оказывающих негативное влияние на педагогическую деятельность; отсутствие системной связи со смежными образовательными структурами и др. Все они указывают на наличие противоречий и недостатков подготовки будущих офицеров.

Вывод, вытекающий из результатов анализа состояния проблемы, состоит в том, что система обучения военных кадров должна строиться на основах, существенно отличающихся от тех, на которых сегодня пребывает система военного образования.

Таким образом, имеет место несоответствие системы подготовки военных кадров современным требованиям, продиктованным и демократизацией и гуманитаризацией общества. Оно выступает как противоречие между требованиями к профессиональной подготовке офицера сегодня и сложившейся реальной практикой этой подготовки. С учётом того, что решать эти задачи приходится в условиях реформирования военного образования, поиск новых форм обучения офицеров в высших военно-учебных заведениях становится весьма актуальным.

Поликультурное, лолинациональное государство, которым является Россия, имеет собственные и весьма серьезные проблемы. В одном ареале, одном государстве «соседствуют» различные общности людей с собственным социальным опытом, собственными национальными ценностями и, наконец, собственной культурой. При этом каждая общность, каждая национальность оригинальна, в современных условиях социально-экономической дестабилизации сохранение ее той или иной этнической субкультурой связано с негативными проявлениями. Вспышки террора, шовинизм, ксенофобии -своеобразный показатель нравственной патологичности поликультуры.

Традиционное видение решения социально-политических проблем силовым путем во многих ситуациях является лишь реагированием пост фактум. Д.Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость, угрожающую общественному порядку». АА.Погодина [126] же подчеркивает, что причины неадекватных проявлений других чаще продиктованы собственной демонстрацией нетерпимости. Следовательно, возникает необходимость в поиске других, причинно-обусловленных механизмов решения военно- политических проблем ненасильственным способом: в структуру служебно- боевой деятельности военнослужащих должна включатся новая содержательная характеристика - толерантность.

Перед наукой и практикой остро встала проблема: каковы педагогические условия и средства формирования культуры толерантности у офицеров в процессе их профессиональной подготовки ?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий формирования культуры толерантности у курсантов ввуза и

6 экспериментально определить их эффективность в военно-профессиональной подготовки офицера.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования культуры толерантности курсантов.

Предмет исследования : комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования культуры толерантности у курсантов.

Гипотеза исследования - процесс формирования культуры толерантности у курсантов в условиях ввуза может быть педагогически эффективным при обеспечении: мотивационно-ценностного отношения курсантов к модели толерантного взаимодействия; сочетания традиционных (лекционные, семинарские, факультативные занятия) и активных форм обучения; соотнесения получения установок и навыков толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике (социальные пробы), через включение курсантов в социальную деятельность; использования рефлексивных упражнений, коллективных форм в приобретении толерантного опыта; использования педагогического мониторинга личностного продвижения в процессе формирования культуры толерантности у курсантов. включения педагогов в процесс педагогического сопровождения по формированию толерантности у курсантов, которые сами предварительно осознают и применяют принципы культуры толерантности.

Целью, объектом и гипотезой исследования определяется постановка следующих задач исследования:

Уточнить и конкретизировать сущность и структуру толерантности в военно-профессиональной сфере;

Разработать совокупность критериев и показателей сформировашюсти толерантности у курсантов;

Определить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию культуры толерантности у курсантов, повышению уровня профессионального самосознания курсантов высших военно-учебных заведений;

Разработать и обосновать модель процесса формирования культуры толерантности у курсантов;

Провести опытно-экспериментальную проверку педагогических средств формирования культуры толерантности курсантов. Методологической основой исследования являются философские, педагогические, психологические, социологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу толерантности как предмета междисциплинарного исследования: о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; о регуляции социального поведения личности; о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения и воспитания.

Мы также опирались на научные положения, затрагивающих проблемы нового глобального мышления и воспитания толерантности В.С.Библера, В.Г.Маралова, Г.Маркузе, Д.Радьяра, Ж.Семлена, В.А.Сатарова, Э.Фромма; проблемы ненасилия как принципа в философии, этике, педагогике опирающихся на воззрения Р.Г.Апресяна, Ж.Ванье, М.Ганди, АГжегорчика, А.А.Гусейнова, М.Л.Кинга, В.Г.Марапова, Р.В .Петропавловского, В.А.Ситарова, П.Сорокина, МХСтепанянц, В.С.Степина, Л.Н.Толстого, Г.Торо, Р.Холмса, Р.Эмерсона и др. Позиции нового видения сущности обучения курсантов представлены в работах А.В. Барабанщикова, И.В. Биочинского, А.К. Быкова, СП. Желтобрюха, А.И. Каменева, АК.Кротова, В.Г. Михайловского, ГА. Шабанова, Л. Д. Шарого, Г.И. Шпака.

Методы исследования. В исследовании использовался комплекс методов, которые по характеру и способу можно классифицировать как констатирующие (анкетирование, тестирование, оценивание, ранжирование), созидательные (опытно-экспериментальная работа), диагаостирующие (экспертные оценки, методы моделирования социально-профессиональных ситуаций, социальные пробы), контролирующие (педагогический мониторинг, сравнительный анализ). Основной метод - формирующий эксперимент, основными задачами которого были: определить эффективность разработанных методических положений по формированию культуры толерантности у курсантов в условиях ввуза; проверить влияние разработанной программы педагогического сопровождения на профессиональное самосознание курсантов.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2001 - 2002 г.г.) происходило теоретическое осмысление проблемы, методологических и методических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования толерантности.

На втором этапе (2002 - 2003 г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, подтверждалась актуальность нашей работы, апробировалась программа педагогического сопровождения, совершенствовались, уточнялись и корректировались отдельные стороны педагогического процесса.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации программы воспитания культуры толерантности в процессе профессиональной подготовки в высшем военно-учебном заведении.

Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Северо-Кавказского высшего военного краснознаменного института ВВ МВД России г. Владикавказа, где проводилось изучение эффективности внедрения новых подходов к определению содержания и методов воспитания культуры толерантности офицеров.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретическими положениями, получившими развитие и обоснование в работах по педагогике и психологии; валидностью и надежностью полученных экспериментальных данных (обеспечивалась использованием взаимодополняющих методик, сопоставлением данных, личным участием автора в экспериментальной работе). Репрезентативность полученных результатов обеспечена достоверной выборкой исследования (в эксперименте участвовали преподаватели, курсанты общая численность 250 человек). Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана и реализована программа воспитания культуры толерантности у военнослужащих в процессе подготовки офицеров в высших военно-учебных заведениях; выявлены основные противоречия и тенденции в формировании культуры толерантности у курсантов высших военно-учебных заведений; определен и экспериментально проверен комплекс основных педагогических условий эффективности воспитания толерантности у курсантов высших военно-учебных заведений; обоснованы критерии и показатели уровней формирования толерантности в условиях военно-образовательного учреждения. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: раскрыта сущность воспитания культуры толерантности у курсантов ввуза как необходимого и достаточного условия перехода личности будущего офицера из режима социально-насильственной позиции к культуре мира; выявлены основные факторы, вызывающие интолерантное поведение офицеров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в процесс обучения и воспитания методические материалы, обеспечивающие формирование толерантного сознания курсантов высшего военно-учебного заведения; апробирована и внедрена программа педагогического сопровождения процесса формирования толерантности курсантов в условиях ввуза; теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы преподавателями ввузов в совершенствовании ими своего педагогического мастерства. Основные положения, выносимые на защиту:

Сущность и структура толерантности, процесс ее формирования у курсантов в условиях ввуза.

Критерии и уровни формирования толерантности: гностический, конструктивный, деятельностный и анаїштико-коррекционньїй уровни.

Комплекс педагогических условий воспитания культуры толерантности у курсантов.

5. Динамика формирования культуры толерантности: результаты формирующего эксперимента.

Апробация и внедрение полученных результатов. Теоретические и экспериментальные положения обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях СОГУ, СКВВКИ ВВ МВД России (г.Владикавказ), I Всероссийской научно-практической конференции (Москва-Челябинск), научно-практической конференции (г. Самара), Всероссийской научно-практической конференции (г. Черкесск), Международной научно-практической конференции (г. Москва).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (187 источников) и приложений. В диссертационной работе содержится 8 таблиц, 1 рисунок и 3 диаграммы.

Понятие «толерантность» в современной науке: подходы и содержание

Вопрос о содержательном наполнении понятия толерантность становится все более актуальным как для самой личности, так и для государства и общества в целом. Повышенный интерес к этой проблеме, по мнению заместителя министра Минобразования РФ АМ.Кондакова, связан с тем, что мы являемся свидетелями практически непрерывных межнациональных конфликтов, роста национального экстремизма, ксенофобии, фанатизма, политического антисемитизма и исламского фундаментализма; в повседневной коммуникации, средствах массовой информации, образовательных системах доминирующим также является экстремизм, оценочные, однообразные суждения, склонность к применению крайних мер. [87] В соответствии с программой ЮНЕСКО «Культура мира», в РФ разработана программа «Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилактики экстремизма в гражданском обществе» [87].

«Толерантность - это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. В Декларации определено понятие толерантности как: - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, - отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека, - толерантность не уступка, снисхождение и потворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, - толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневаюпщхся в своих способностях продвигаться по пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций. [НО] Все это не может оставаться без внимания науки и обусловливает всплеск теоретических и прикладных исследований по проблемам толерантности. Педагогика толерантности рассматривается в работах таких ученых как О.С.Анисимов [8], Б.С Библер [32],[178], Ю.СБродский [40], Г.Джибладзе [10], В. Васильев [47], В.В.Зеньковский [75], ВМ.Золотухин [76], М.В.Кабатченко [80], АГ.Козлова [84], В.Г.Маралов [100] [146], [147],[148], В.А.Ситаров [101], [145], [146], [147], [148], Н.Д.Никаноров [111], А.Ф.Никитин [112], А.А.Погодина [126], О .Б.Скрябина [149] и другие, однако в научно-педагогической литературе термин «толерантность» встречается не часто, поэтому мы обратились к этимологии этого слова.

Понятие "толерантность" происходит от латинского глагола (tolero), который означает переносить, выдерживать, терпеть. В различных европейских языках оно имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке [150, с.544] оно употребляется в качестве существительного - «терпимость» и в качестве глагола - «терпеть». Причем, вызывают интерес случаи применения этого глагола в английской речи: данный глагол употребляется только тогда, когда он является синонимом «допускать» (другие точки зрения, мнения, позиции и т.п.), он не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-либо (например, боли), безропотным подчинением чему-либо (терпеть оскорбления). Говоря о терпимости как о свойстве человеческой личности, англичане употребляют прилагательное tolerant, что свидетельствует о необходимости различать слова «терпимый» и «терпеливый». В немецком языке [150, с.544] глагол «терпеть» и существительное «терпимость» - это слова разного происхождения. Причем понятие "терпимость" в этом языке употребляется только в отношении человека к человеку.

В русском языке [117, с.707] аналогом слова "толерантность" является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру и т.п. В этом значении оно уже давно признано в различных науках.

Философия, политология, медицина, психология, педагогика и другие науки раскрывают специфические стороны этого понятия.

Наиболее обобщенный взгляд на это понятие представлен в философии. Понимая толерантность как терпимое отношение к чужим мнениям, поведению, вере и т.п., русский философ А.И.Ильин считает, что в традициях русской Православной церкви всегда присутствовала высокая толерантность по отношению к людям другой веры. Российское государство создавалось как традиционно многоконфессиональное. В нем исторически сложился опыт толерантного отношения к свободе совести [84,с.255-256]

И.Б.Гасанов [136,с.196-197], рассматривая проблемы национальной нетерпимости, называет толерантность антиподом (противоположностью агрессивности, и, опираясь на труды представителей неофрейдизма : В.Райха, К.Хорни, Г.Маркузе, А. Миттерлиха, НБрауна, АБаллока, Э.Фромма, обосновывает социальную обусловленность этих личностных появлений, делая вывод о том, что агрессивность является основой враждебности, а толерантность - миролюбия, ненасилия.

Анализирует сущность понятия «толерантность» В.М.Золотухин в своей работе «Две концепции толерантности» определяет философский смысл толерантности с учетом деятельности и многомерности общественного бытия. "Толерантность,- по его мнению, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой - это практический инструмент, позволяющий эффективно (успешно) разрешать противоречия и конфликты [76, с.24]".

Политолог В.А.Тишков в своем исследовании в рамках программы «Культура мира» отводит понятию толерантность особое место. Толерантность он понимает как «готовность или способность принять без протеста или вмешательства личность или вещь, т.е. как свойство открытости и свободы мышления человека, предопределяющее осознание того, что социальная среда является многомерной, а значит, и взгляды на нее различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [161,с.165-166].

Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на деятельностном уровнях - как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма поведения. [162J

В качестве установки толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и жизненный опыт.

Как действие - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.

Предпосылки, критерии и уровни формирования коммуникативной толерантности у курсантов

Основная особенность нашего времени состоит в том, что в то время как мир становится единым, человечество остается разъединенным. Ведь весь многовековой опыт приучил людей, целые нации, государства к жизни в условиях противоборства, беспристрастного соперничества, конфликтов, войн. [13, с. 87] Еще в 1944 г. ученый социолог П.А.Сорокин, рассматривая условия и перспективы мира без войны, свидетельствовал: «Современные культура, общество и человек воинственны по своей социокультурной природе, их декларируемый пацифизм - лишь иллюзия, а войны межличностные (преступность), гражданские и войны между странами - их неотъемлемые черты...». Изучаем мы объективную динамику войн, которыми сопровождались возникновение и рост современной культуры или мы изучаем сущностные характеристики ее проявления, общества и человека, выражающих ее, мы не можем не видеть их преимущественно милитарнои социокультурной природы. «Война в разных формах и, особенно за чувственные ценности, - вот их этнос, душа и сердце. В таких рамках никакой прочный национальный или международный мир никогда не был и никогда не будет возможным...» .[152, с. 203-204]

Эти пессимистичные заключения ученого объясняются реалиями первой половины XX века, когда еще не подвергались сомнению стереотипы культуры войны, не ставился вопрос о ее замене культурой мира как альтернативного пути развития человечества и обеспечения международной безопасности.

Эффективная безопасность, которая и означала бы избавление от крайних форм насилия, - подчеркивает И.А.Бабин,- не может основываться ни на абсолютизации силы, ни на утопии антинасилия. Новая трактовка безопасности формируется как «безопасность через развитие» и предполагает широкое активное взаимодействие с другими в целях развития, так и в интересах безопасности, причем в том и другом случае - как национальных, так и международных. Такое взаимодействие невозможно без принятия каждым из его участников добровольных самоограничений. [13, с. 96]

На начальном этапе, продолжает автор, это должно быть именно самоограничением, как одностороннее, так и оформленные в международно-правовом порядке: лишь при соблюдении этого условия они обретут практическую ценность и моральную силу, которые позволят придать им в дальнейшем всемирный и обязательный характер. [13,с.97]

Человечество сейчас переживает очень сложную полосу: глобализация, повышение роли общечеловеческих задач и одновременно кульминация мира национальных государств и начало преодоления планетарного порядка этого типа, национальная самоидентификация многих «отставших» народов. В этих условиях небывалую важность приобретает проблема соотношения и согласования общечеловеческих и национальных интересов, культуры мира.

По оценкам ряда теоретиков столкновение геополитических интересов будет реализовываться как столкновение іщвшшзапий. С.Хантингтон считает: «... основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определятся культурой. Нация -государство останется главным действующим лицом в международных делах». [49]

Значительные межнациональные конфликты развертываются из-за следующих различий в субкультурах: - Различие по своей истории, языку, культуре, традициях, религии, - Мир становится тесным. Взаимодействие между народами усиливается. Это ведет к росту национального самосознания, к углублению понимания различий и общности народов. [13] Процессы экономической модернизации и социальных изменений размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает роль как источника идентификации. Образовавшиеся в результате лакуны по большей части заполняются религией, нередко в форме фундаментальных движений [54]. На сегодняшний момент перед педагогами стоит конкретная задача разработки действенной технологии и средств формирования позиции ненасилия и определенных психических состояний ее выражающих (толерантность). Солидаризируясь с мнением И.С.Кона, мы считаем, первостепенное место в этом процессе должна занимать коммуникация, так как в ней и через нее происходит присвоение человеком определенных идей, формирования отношения к явлениям действительности. [86]

И.С.Кон в своем исследовании доказывает, что корнем нетерпимости является предвзятость, формирующая стереотипы и предрассудки в коммуникативном поведении человека. Предвзятость затрудняет общение, мешает пониманию и взаимодействию между людьми. Он подчеркивает важнейшее значение воспитания в преодолении предвзятости и считает, что главной ошибкой воспитания является приучение ребенка с самого детства на веру, без критики воспринимать информацию, - так формируется однобокость и косность мышления.

Вторым источником «взращения» нетерпимости, враждебности в отношениях между людьми является, по его мнению, неустойчивость социального положения и постоянная неуверенность в завтрашнем дне, заставляющая людей всюду видеть своих потенциальных врагов или конкурентов. Многочисленные исследования американских и отечественных социологов наглядно показали следующую зависимость; чем устойчивее и стабильнее социальное положение человека, тем терпимее он относиться к окружающим [136,с.38-42] Толерантность — достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей хорошо отражают этот момент. Приведенные ниже критерии толерантности подходят для самых разных групп, начиная от семьи и заканчивая обществом в целом, к сожалению, они не всегда видны «невооруженным глазом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям (Г.У.Солдатова).[109]

Констатирующий эксперимент: процедура, интерпретация и анализ

Основными задачами констатирующего эксперимента является поиск индикаторов, позволяющих определить уровень проявления толерантности объекта исследования, поиск взаимосвязи толерантности с другими признаками, закономерности и динамические характеристики данного явления, а также определить факторы и механизмы, участвующие в формировании толерантности у курсантов в социокультуре ввуза.

Процедура исследования заключалась в выделении этапов эксперимента и практического решения поставленных задач на каждом уровне:

Первый этап: Подготовительный этап, цель которого состояла в адекватном выборе диагностического инструментария для определения содержания уровней проявления толерантности у курсантов (гностического, конструктивного, деятельностного и аналитико-результативного), констатации наличного уровня толерантности у них ввуза перед проведением формирующего эксперимента.

Второй этап: Экспериментальный сбор информации на выборке курсантов. Основная цель этапа заключалась в тщательном проведении диагностики, подборе экспериментальных групп курсантов, офицеров и студентов не военных вузов.

Третий этап: Анализ и интерпретация результатов исследования. Цель -определить исходный уровень проявления толерантности у курсантов, выделить ведущие факторы, обусловливающие тот или иной уровень проявления данного признака.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы обратились к психолого-педагогическим методам исследования, таким как психологическое тестирование, метод анкетного опроса, метод наблюдении, метод экспертной оценки.

Диагностический инструментарий состоял в следующем: 1. Методика «Индекс толерантности» (см. Приложение 1) позволила выявить следующие характеристики: общий уровень толерантности, этническую толерантность, социальную толерантность, толерантность как черту личности. 2. Опросник социально-психологической адаптированности СПА (А.К.Осницкий) (Приложение 2) выявил такие характеристики личности как: адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность (локус контроля), стремление к доминированию и эскапизм (уход от проблем), 3. Опросник выявления доминирующих стилей реагирования в конфликте (Т.Томас). 4. Анкетный опрос. Разработка программы анкетного опроса исходила из следующих задач: - выделить основные профессиональные и жизненные позиции курсантов ввуза (идентификация с профессией, профессиональные установки, ценности); - выявить особенности осознания курсантами понятия толерантности (этнической, религиозной, социальной); - определить качественные характеристики толерантности у курсантов в восприятии; - рассмотреть факторы, участвующие в проявление толерантности / интолерантности у курсантов ввуза (опросный лист анкеты см. в Приложении 3).

На втором этапе констатирующего эксперимента нами были выделены группы курсантов Северо-Кавказского военного института ВВ МВД России г.Владикавказа. I группа - 3 курс (50 человек) и II группа - 5 курс (50 человек). Группы были многонациональные (русские, осетины, кабардинцы, армяне, грузины, адыгейцы, азербайджанцы и т.д.), христианского и мусульманского вероисповедания. Также для сравнительного анализа была определена группа офицеров (Ш группа) в количестве 30 человек. IV группа (40 человек) состояла из студентов различных не военных вузов (СОГУ, СКГМИ и т.д.) Экспериментальная выборка в целом составила из 170 человек.

Анализ и интерпретация экспериментальной информации (третий этап) опирались на логику в выделении уровней проявления толерантности у курсантов ввуза: 1 уровень - гностический уровень проявления толерантности: познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого; 2 уровень - конструктивный уровень: определение тактики поведения и диалога с другим; 3 уровень - деятельный уровень: взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими, но сохранять свое «Я»); 4 уровень - аналитико-результативный уровень: анализ результатов взаимодействия. В целом, на количественном уровне мы определили исходный общий уровень проявления толерантности у курсантов, а также проявление этнической, социальной толерантности и толерантности как черты личности.

Поскольку нас интересовало не только количественное измерение признака, но и его качественные показатели, то мы ввели в эксперимент дополнительные группы - группу офицеров (ее составили преподаватели ввуза и офицеры действующей армии) и группу студентов не военных образовательных учреждений (того же пола - мужчины и того же возраста -18- 23 года). На уровне сравнительного анализа мы планировали получить некоторые различия по признаку наличия толерантности у испытуемых.

Для решения поставленных задач нами опробированна на всех четырех группах испытуемых психологическая методика «Индекс толерантности» (результаты представлены в таб.2).

Эксперимент показал, что у курсантов независимо от года обучения уровень толерантности (варьирует от 70,76 до 88,6 (3 курс) и от 69,11 до 85,21 (5 курс)) находится на среднем уровне, т.е. для них характерно проявление как толерантного, так и интолерантного поведения, что объясняется принадлежностью их к различным социальным сферам: курсантам принадлежащим к социальной сфере свойственно толерантное поведение (33,75 и 36,18), к этнической сфере признаки интолерантности (25,68 и 24,67). Толерантность как черта личности курсанта также проявляется в зависимости от социального окружения и социальной ситуации.

Программа формирующего эксперимента и содержательные характеристики этапов

В последние годы, когда меняются политические и экономические основы общества, трудно определить доминирующие ценностные ориентиры. Однако отрадно, что в настоящее время наметилась важная социальная тенденция: повышение значимости толерантного поведения личности и в военной сфере. В связи с этим современные условия ставят в качестве основных задач военной педагогики формирование у курсантов военных училищ способности к толерантному поведению, осознания «границ» толерантности в процессе овладения воинской профессией.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" осуществить принципы гуманизма и общедоступности образования в реальной жизни, возможно лишь при выделении новых приоритетов.

Разрабатывая комплексно-целевую программу педагогического сопровождения процесса воспитания культуры толерантности курсантов военного вуза (см. Приложение 8), мы руководствовались следующими принципами: формирование толерантности военнослужащих - это объективная необходимость для разрешения глобальных проблем развития военно-педагогической науки; внедрение идей толерантности в военно-педагогическую практику сопровождается изменением рефлексивно-смысловой, нравственной позиции офицеров и курсантов и предполагает обучение и воспитание конструктивного поведения в социальном взаимодействии;

формирование толерантности формирует новое мировоззрение, в основе которого лежит идея ненасильственного взаимодействия с обществом, способствующее ответственному выбору собственного жизненного пути, при этом роль ввуза как социального института не ограничивается образовательной функцией, а приобретает черты нравственной миссии.

Программы педагогического сопровождения по формированию толерантности у курсантов в условиях ввуза призвана решить следующие задачи: - измененить стереотип поведения курсантов с учетом идеи толерантности через целеполагание и привитить военнослужащим понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах; - сформировать навыки анализа (интерпретации) благоприятных/неблагоприятных условий макросреды, способствующие толерантному/интолерантному взаимодействию курсантов в межкультурном, межэтническом взаимодействии, обозначение «границ» толерантности; - создать позитивных позиций при рассмотрении этнических и религиозных вопросов, проводить профилактику проявления национализма и веротерпимости; - Выявить необходимые и достаточные педагогические условия в микросреде (военно-учебном заведении, подразделении), опирающиеся на учет двустороннего характера коммуникативного взаимодействия «педагог-курсант», «курсант-курсант», «курсант-коллектив». В формирующем эксперименте приняло участие три группы испытуемых: Первая - экспериментальная группа. Состояла из курсантов 3 курса (50 человек), Вторая - контрольная группа. Состояла из курсантов 3 курса (50 человек), Третья - экспертная группа. Состояла из педагогов-офицеров в составе 15 человек.

Экспериментальная группа подвергалась педагогическому воздействию в контексте комплексно-целевой программы педагогического сопровождения формирования у них культуры толерантности. Контрольная группа не подвергалась целенаправленным воздействиям, учебно-воспитательной работа велась с использованием традиционных способов.

Формирование культуры толерантности у курсантов мы предложили сопровождать использованием двух методических направлений: организационно-содержательных мероприятий, опирающихся на психолого-педагогические методы и формы формирования толерантного поведения у курсантов (психолого-педагогическое просвещение (лекции, доклады), групповые занятия (дискуссии, беседы), социальные пробы, элементы социально-психологического тренинга). контрольно-корректировочных мероприятий по мере формирования толерантности курсантов (педагогический мониторинг, экстренное педагогическое реагирование). Комплексно-целевая программа педагогического сопровождения процесса воспитания культуры толерантности у курсантов военного вуза прошла в процессе своего внедрения в учебно-воспитательный процесс следующие этапы. Ценностно-целевой этап. Основная задача этого этапа - сформировать у курсантов позитивную мотивацию по активному включению себя в процесс формирования собственной толерантности. Ведущий принцип этого этапа заключался в обозначении значимости ценности культуры мира, толерантного поведения военнослужащих, а также в формировании у них индивидуального целеполагания. Поскольку только тогда, когда курсант поставит для себя конкретные цели через ответы на вопросы: «Каково мое место в системе формирования культуры мира?», «Для чего мне необходимо развивать в себе культуру толерантности?» и т.д., мы сможем сформировать такое социально-значимое качество у них как толерантность. Информационный этап. Задача этапа: создать у курсантов информационный фонд по проблеме толерантности в мире, опирающейся на историко-культурные, философско-религиозные, этнопедагогические и этнопсихологические знания. Конструктивно- деятельностный этап. Задача этапа: на социальном материале в результате практических действий курсантов отработать навыки толерантного их поведения в системах «курсант-курсант», «курсант - коллектив», «курсант — педагог», «курсант — гражданское лицо». Рефлексивно-корректировочный этап. Задача этапа: сформировать навыки анализа результатов взаимодействия, рефлексии и определения «границ» толерантного поведения. На протяжении всех четырех этапов постоянно проводился педагогический мониторинг, являющийся адекватным инструментом исследования, сопровождения и управления учебно-воспитательным процессом. Его цель состояла в реализация непрерывного, научно исследовательского, планово-деятельностного, диагностико-прогностического отслеживания формирования толерантного поведения курсантов, а также наблюдение за динамикой этого развития, в соответствии с условиями комплексно-целевой программы педагогического сопровождения.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях ввуза