Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Игорева, Эльвира Николаевна

Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста
<
Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Игорева, Эльвира Николаевна. Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Игорева Эльвира Николаевна; [Место защиты: Ульян. гос. ун-т].- Ульяновск, 2012.- 280 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1246

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста

1.1. Российские национальные ценности: сущность и содержание на рубеже XX-XXI веков 22

1.2. Роль конфессионально-ориентированного образования в формировании системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста 49

1.3. Специфика формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста 80

Выводы по первой главе 101

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста

2.1. Модель формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста 105

2.2. Ход и анализ экспериментальной работы по формированию системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста 143

2.3. Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста 206

Выводы по второй главе 237

Заключение 239

Библиографический список использованной

Литературы

Приложение 268

Введение к работе

Актуальность исследования состоит в том, что кардинальные изменения, произошедшие в конце XX - начале XXI века в России во всех областях жизни, привели к существенным переменам в аксиосфере российского общества и его граждан. Исследователями зафиксированы тенденции ослабления российской идентичности. Нравственное состояние современного российского общества, по оценкам специалистов, является негативным (А.В. Юревич). Сложившуюся ситуацию ученые назвали духовным кризисом (Л.П. Буева, Т.И. Заславская, Д.С. Лихачев и др.), который отразился и на системе образования. Единство образования и духовно-нравственных ценностей, соответствующее традиционной для российского общества культурной модели, которой всегда были присущи «напряженный интерес к идеалам и духовным проблемам личности» (М.В. Богуславский) и «всемирная отзывчивость» (Ф.М. Достоевский), уступило место их взаимному отчуждению. Между тем вызовы современной цивилизации предполагают активное духовное-нравственное развитие тех, кому предстоит жить и работать в условиях информационного общества.

Разработанный российскими учеными (А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, А.Я. Данилюк, В.П. Дронов, В.В. Козлов, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, Л.Н. Феденко) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), впервые включающий «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), открывает перспективы решения вышеназванных проблем. Воспитание школьников обозначено в документе в качестве приоритетной задачи и рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе, другим, ибо «когда мы воспитываем или обучаем, мы передаем ценности» (Н.Д. Никандров).

Реформирование содержания образования и включение в стандарт «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» тем более значимо, что в последние десятилетия наметился существенный разрыв аксиологического и когнитивного компонентов содержания образования, школа стала рассматриваться прежде всего как транслятор знаний. Педагоги становятся все более «предметно ориентированными» (С.Г. Вершловский), что означает установку на формирование у школьников преимущественно познавательного отношения к миру. Такая дисфункция системы образования есть отклик на прагматизацию социокультурного контекста, что влечет за собой ослабление воспитательных функций образования (В.А. Руденко), снижение значимости воспитательной деятельности учителя (О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.С. Роботова, А.П. Тряпицына). Вместе с тем, согласно культурологическому подходу к формированию содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), принятому при разработке стандартов второго поколения, содержание образования в школе должно включать опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, поэтому одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у обучающихся познавательного отношения к миру, способствовать формированию системы российских национальных ценностей. В педагогической науке на сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос об эффективном способе организации процесса формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в изменившихся социокультурных условиях, однако сложились необходимые научные предпосылки для разработки теоретических основ данного процесса.

Исследования российских ученых (М.В. Богуславский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин) в конце XX века определили главное направление развития системы образования – образование на основе наиболее значимых ценностей. Полученный вывод во многом был обусловлен закономерностями, вскрытыми исследователями в области аксиологии (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.С. Розов, В.П. Тугаринов и др.). Развитие педагогической аксиологии осуществляется с учетом традиций отечественной педагогики, на основе трудов П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, Т.Е. Конниковой, В.М. Коротова, И.С. Марьенко, С.Т. Шацкого.

Для развития педагогической аксиологии важны результаты психологических исследований о природе таких феноменов, как «ценности», «система российских национальных ценностей», «ценностные ориентации», «личностный смысл» (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.). В педагогических исследованиях учитываются выводы социологов и культурологов о тенденциях развития, характере и динамике ценностных ориентаций граждан России (А.В. Воронцов, А.Г. Егоров, С.Н. Иконникова, Н.И. Лапин, В.Т. Лисовский, А.В. Миронов, В.Б. Ольшанский).

Для решения проблемы формирования системы российских национальных ценностей у подростков большое значение имеют работы Л.С. Выготского, А.Ю. Гордина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина.

Современная образовательная система не может с достаточной степенью эффективности способствовать разрешению духовного кризиса. Причина этого в том, что в классической (традиционной) и неклассической (гуманистической) педагогических парадигмах человек рассматривается лишь с точки зрения его психофизических и социальных характеристик. В большинстве работ, выполненных с позиций светской педагогики, формирование системы российских национальных ценностей у подростков описывается на «естественнонаучных», когнитивных основаниях, с помощью понятийного аппарата, характерного для материалистической философии и классической науки, что не позволяет адекватно отразить сущность вышеназванного процесса и препятствует диалогу с философией и религией как способами постижения мира и человека. В результате современные учебно-воспитательные системы демонстрируют низкую эффективность в формировании духовно-нравственных качеств, составляющих подлинно человеческую сущность и обеспечивающих саморазвитие человека, поэтому «различение реальностей «социального» и «духовного» приобретает сегодня особую значимость при выработке принципов и форм обучения и воспитания, ибо если они ориентированы только на социальную сущность человека, они не дают (и не могут дать!) позитивного результата» (Л.М. Лузина).

С начала 90-х годов XX в. в Российской Федерации в отношении религии и религиозных объединений сложилась принципиально новая социокультурная ситуация. В обществе утвердилось мировоззренческое разнообразие, атеизм перестал быть частью государственной идеологии. Русская Православная Церковь, другие религиозные объединения приобрели статус равноправных субъектов социальных отношений, в том числе в области образования. Представители традиционных религий России принимают активное участие в диалоге, посвященном роли образования на современном этапе развития. В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда, и эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить.

В прошлом значение религии в образовании и педагогике, в том числе место знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, было предметом исследований многих выдающихся отечественных и зарубежных ученых, классиков педагогической науки, общественных деятелей различных идеологических направлений, а также религиозных деятелей (Н.А. Бердяев, М. Вебер, К.Н. Вентцель, А. Дистервег, И.А. Ильин, И. Кант, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, В.Н. Лосский, митр. Филарет Дроздов, И.Г. Песталоцци, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

В настоящее время в научной литературе проблема места и значения знаний о религии в содержании образования, обучении и воспитании детей и молодежи исследуется и обсуждается как светскими учеными, специалистами в различных отраслях науки, так и религиозными деятелями. За последнее десятилетие эта проблема, главным образом в принципиальных и методологических аспектах, получила отражение в работах и выступлениях известных учёных, философов, богословов (Е.П. Белозерцев, В.П. Борисенков, И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буева, прот. Владимир Воробьев, М.М. Громыко, митр. Кирилл Гундяев, О.В. Долженко, В.И. Зоркальцев, В.С. Леднев, М.П. Мчедлов, А.И. Осипов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков).

Процессы освоения учащимися знаний о духовной сфере жизни общества, в том числе о религии, исследуются специалистами, занятыми изучением условий и закономерностей формирования мировоззрения личности, воспитания в системе образования (Ю.С. Гуров, Г.Н. Волков, Н.С. Дежникова, Е.С. Королькова, Л.А. Кудаева, И.В. Метлик, Н.М. Романенко). Вопросы освоения знаний о религии при реализации образовательных программ дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования с различных позиций рассматривались в работах В.Л. Бачаниной, В.А. Беляевой, Т.С. Буториной, В.И. Гараджи, Л.С. Гармаш, И.А. Галицкой, Т.И. Петраковой, А.И. Пискунова, И.В. Понкина, свящ. Сергия Рыбакова, Д.М. Угриновича, прот. Евгения Шестуна.

Разработаны методики освоения знаний о религии в преподавании основных учебных дисциплин, курсов по выбору, дополнительном образовании и воспитании (Н.С. Гордиенко, Е.А. Карунин, И.Н. Кондратенко, Н.Н. Костанян, Т.В. Скляров, Т.А. Флоренская). Подготовлены и применяются в практике учебные программы и пособия, учебно-методические разработки, предусматривающие освоение школьниками знаний о религии в форме сравнительного религиоведения (Г.А. Елисеев, А.Е. Кулаков, А.А. Радугин, Н.В. Шабуров, Я.Н. Щапов), изучения определенной религиозной культуры (И.В. Метлик, А.И. Половинкин, Л.А. Харисова), в связи с решением задач общего социально-гуманитарного образования (Н.В. Давыдова, Ю.С. Рябцев, А.Н. Ужанков).

Эти объективные процессы сопровождаются противоречиями, вызывают дискуссии среди педагогов и в обществе в целом, требуют научного осмысления, обеспечивающего адекватное обновление содержания и форм учебно-воспитательной деятельности школы с учетом законных прав и интересов всех участников образовательных отношений: учащихся, их родителей, педагогических работников, так как объективный анализ роли религии в истории и культуре нашего общества приводит к выводу, что существенная часть национального исторического и культурного наследия русского и других народов России не может быть освоена молодым поколением с достаточной глубиной без определенного уровня знаний о религии, религиозной культуре.

Актуальность исследования обусловлена также выявленными противоречиями между:

- потребностями общества в воспитании духовно-нравственной личности и недостаточной готовностью школьного образования к реализации такой деятельности в современных условиях;

- необходимостью разработки модели целенаправленного формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста и недостаточной теоретико-методологической и организационно-педагогической обеспеченностью данного процесса;

- имеющимся практическим опытом деятельности по формированию системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста, накопленным в теории и практике образования, и его недостаточным осмыслением как системного и целостного явления в учебно-воспитательном процессе.

С учетом этих и других противоречий нами сделан выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста», сформулирована его научная проблема: Каковы теоретико-методологические основы, специфика, основные направления и педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс формирования системы российских национальных ценностей у подростков в учебно-воспитательной деятельности школы.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование системы российских национальных ценностей у подростков в учебной и внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной системе школы будет более эффективным, если: на основе теоретического анализа проблемы будет конкретизирована сущностная характеристика понятия «система российских национальных ценностей»; спроектирована и внедрена в практику учебно-воспитательного процесса модель формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста и дано экспериментальное обоснование ее эффективности; выявлены педагогические условия ее успешной реализации; разработан критериальный аппарат, необходимый для качественного мониторинга исследуемого процесса и предложен диагностический инструментарий для количественной и качественной характеристики его критериев, а также уровней и показателей их сформированности.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Конкретизировать содержание понятия «система российских национальных ценностей».

2. Раскрыть концептуальные основы и определить специфику процесса формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста.

3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной процессе.

4. Разработать критериальный аппарат, необходимый для осуществления мониторинга процесса формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в образовательной деятельности.

5. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной деятельности школы.

6. Разработать, апробировать и внедрить в практику общеобразовательного учреждения программы внеучебной деятельности «Я в едином мире» и дополненный тремя модулями базовый курс литературы 9 класса.

Методологической основой исследования являются исследования в области: теории гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаренская, К. Роджерс, И.С. Якиманская); теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, A.M. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); теории компетентностного образования (А.В. Баранников, В.В. Гузеев, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, О.В. Чуракова); теории управления педагогическими процессами (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, С.Н. Митин, А.Л. Орлов, Т.И. Шамова); культурологического подхода, обеспечивающего гуманизацию образования (В.К. Бальсевич, И.К. Латыпов, И.В. Юстус); психологии развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И.Божович, Ю.В. Синягин, В.И.Слободчиков, Е.А. Яблоков, Н.И. Калаков); профессионально-личностного становления (И.Д. Лушников, В.А. Сластенин, Н.Б. Шмелева, О.И. Донина и др.). В контексте темы исследования важное значение имеют теории саморазвития, самосовершенствования (Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский).

Теоретическая основа исследования базируется на положениях: методологии педагогики (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, А.Я. Данилюк, В.С. Ильин, З.И. Равкин, В.А. Сластенин); аксиологии о природе ценности (С.Ф. Анисимов, Л.В. Баева, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, С.С. Уваров, Н.З. Чавчавадзе); педагогической аксиологии о ценностных основаниях образования (М.В. Богуславский, А.М. Булынин, А.В.Кирьякова, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин,); философии о сущности личности и природе идеала (Л.П. Буева, В.П. Бранский, Э.В. Ильенков); культурологии о диалоге культур и глобализации культурных процессов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман); возрастной психологии о возрастных особенностях развития школьников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн); психологии субъекта (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков); психологических теориях формирования отношений личности и ее ценностных ориентаций (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, К. Рождерс, М. Рокич, В. Франкл, В.А. Ясвин); теории формирования понятий Л.С.Выготского; лингвистики о роли языка в формировании личности (М. Джонсон, Т.М. Зыбина, Д. Лакофф, В.Г. Костомаров, Н.А. Максимчук, Д.С. Лихачев, М.В. Никитин); теории воспитания личности (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, М.М. Рубинштейн, А.В. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); современных концепций воспитания личности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, О.С. Газман, А.М. Кондаков, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щуркова); исследований по педагогической диагностике и применению математико-статистических методов в педагогическом исследовании (А.С. Белкин, Н.М. Борытко, Д. Гласс, Н.К. Голубев, М.И. Грабарь).

Исследование опирается на основные положения следующих подходов: аксиологический подход, позволяющий ввести учащегося в мир ценностей, помочь в выборе собственной позиции, ориентированный на развитие личности через целостное восприятие учебного материала, его осмысление; целостный подход, позволяющий исследовать процесс формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в образовательной деятельности школы как системный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Т.А. Ильина, В.К. Кириллов, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн); деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий образования и воспитания (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.В. Мудрик, Т.Г. Новикова, Л.И. Уманский, Г.И. Щукина, Э.Г. Юдин); индивидуально-творческий подход предполагает создание более равномерного баланса между потребностями личности ученика и коллективом, организацию самодвижения к конечному результату, дает возможность обучающимся развивать свой собственный потенциал; системный подход, позволяющий рассматривать процесс формирования системы российских национальных ценностей как систему, не сводимую к сумме элементов, обладающую структурой; личностно-ориентированный подход, требующий переосмысления роли учителя в отношении к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей, изменения структуры урока, расширения диапазона заданий, активизации творческого потенциала учащихся (В.А. Беликов, В.Г. Бочаров, В.А. Попов, В.В. Сериков, О.В. Кириллова, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская).

Тема, гипотеза и задачи обусловили выбор методов исследования, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга: теоретических (изучение философской, педагогической, психологической, социологической, методической литературы, научных периодических изданий, проектирование, моделирование, обобщение опыта деятельности образовательных учреждений); диагностических (анкетирование, тестирование, рейтинговой оценки, самооценки); обсервационных (педагогическое наблюдение, мониторинг); экспериментальных (констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента); праксиметрических (изучение учебной документации планов, программ и результатов деятельности учащихся); статистических (количественная и качественная обработка материалов с помощью математической статистики).

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили МБОУ «СОШ № 2» и МБОУ «СОШ № 9» города Чебоксары Республики Чувашия, в эксперименте приняли участие 93 учащихся 9-х классов, 58 педагогов и 110 родителей.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 г. по 2012 г. в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2007 г.2008 г.) – теоретический – включал изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, анализ имеющегося опыта формирования системы российских национальных ценностей в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы. На этом этапе осуществлялись сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработки проблемы, анализировались нормативные документы, определялись исходные позиции исследования, его основные параметры: объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа.

Второй этап (2009 г. - 2010 г.) – опытно-экспериментальный – в процессе педагогической деятельности уточнялась и проверялась рабочая гипотеза, формировалась концепция исследования, анализировались эмпирический материал и основные направления формирующего эксперимента. Проектировалась, структурировалась и практически реализовывалась модель формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста. Выявлялись особенности процесса в учебно-воспитательной системе школы, определялись критерии, уровни и показатели его динамики в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Третий этап (2011 г. - 2012 г.) – аналитико-обобщающий – анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы. На этом этапе были сформулированы основные теоретические выводы и обоснованы практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной системе школы. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы школы. Выявлялась совокупность педагогических условий, форм и методов эффективности работы разработанной и внедренной модели формирования российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста. Данный этап сопровождался участием аспиранта в научно-практических конференциях, написанием статей, изданием программных, учебно-методических и диагностических документов. Проводилась заключительная диагностика. Материалы и результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования выражается в том, что в нем:

- на основе междисциплинарного анализа понятия «система российских национальных ценностей» осуществлено всестороннее исследование его сущности и содержания;

- дополнено и систематизировано научное знание в области организации процесса формирования системы российских национальных ценностей у школьников-подростков в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы;

- выявлены особенности формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста, раскрыт механизм их формирования;

- разработана и научно обоснована модель формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в образовательной деятельности школы, отражающая их сущность, специфику и обогащающая педагогическую теорию в целом;

- разработан критериальный аппарат исследования, включающий когнитивный (познавательный), эмоционально-оценочный, деятельностный (практический) компоненты, объединенные в интегральный критерий, отражающий степень сформированности системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста; а также показатели и уровни их сформированности (ценностно-принятый, ценностно-аналитический, ценностно-ознакомительный);

- выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, способствующих успешной реализации предложенной модели, обеспечивающих адекватность цели, содержания, методов и результатов формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной процессе;

- создана теоретико-методологическая основа для новых исследований по различным направлениям совершенствования процесса формирования российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- конкретизирована сущностно-содержательная характеристика понятия «система российских национальных ценностей» и выявлена специфика процесса формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной деятельности школы;

- представленная в исследовании методологическим, содержательным, деятельностным и диагностико-результативным блоками, модель раскрывает структуру учебно-воспитательного процесса в школе, дает представление о целостности, последовательности и специфичности процесса формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста и отражает педагогические условия повышения его эффективности;

- теоретически обоснованы цель, содержание, формы и методы, необходимые и достаточные для успешного формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной деятельности школы;

- обосновано применение аксиологического, целостного, деятельностного, личностно-ориентированного, системного подходов в организации формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной деятельности школы;

- выявленная совокупность педагогических условий (общих, частных и специфических) дополняет и конкретизирует уже известные в деятельности общеобразовательных школ подходы и педагогические условия, необходимые для оптимизации процесса формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста;

- создана теоретико-методологическая основа для новых исследований по различным направлениям развития образовательной среды общеобразовательных школ (сфер взаимодействия внутри коллектива, взаимодействия с родителями, установления контактов с внешней средой) как условия духовно-нравственного формирования личности подростков;

- содержащаяся в исследовании упорядоченная совокупность понятий, положений, идей и подходов к процессу формирования системы российских национальных ценностей может быть квалифицирована как решение проблемы выявления его специфики, основных направлений и педагогических условий повышения его эффективности, структуризации научного знания в этом направлении.

Практическая значимость:

- разработанные в ходе исследования и внедренные в практику общеобразовательного учреждения программа внеучебной деятельности «Я в едином мире» и дополненный тремя модулями базовый курс литературы способствуют успешному формированию системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной деятельности школы;

- содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество деятельности учителей общеобразовательной школы по формированию системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста;

- раскрыты и обоснованы возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса: учащихся-подростков, педагогического коллектива общеобразовательной школы и родительского коллектива в процессе формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста;

- разработанный в исследовании диагностический инструментарий способствует повышению качества мониторинга эффективности процесса формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной деятельности школы;

- результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования деятельности по совершенствованию процесса формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста;

- выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы и используются в общеобразовательных учреждениях, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены четкостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; тщательным количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования, значительным охватом учащихся, родителей и педагогов в проведении педагогического эксперимента, воспроизводимостью его результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Российские национальные ценности – социальные доминанты ориентаций личности учащегося, являющиеся результатом отражения объективно-необходимых взаимоотношений в обществе, представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающих исторический опыт и концентрированно выражающих смысл культуры российской нации, объективизирующиеся в ценностных ориентациях личности российского человека и выражающиеся в двух базовых ментальных ценностных ориентациях: духовности и коллективизме (соборности).

2. Модель формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста выступает в тесной взаимосвязи её основных блоков: целевого, содержательного, деятельностного и результативно-критериального, позволяет охватить в единой системе его специфику, предопределенную направленностью на общее развитие учащихся, основные направления, педагогические условия, формы, методы и подходы его организации, и комплексно рассмотреть исследуемый процесс во взаимодействии всех его участников.

3. Критериальная характеристика эффективности формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста включает в качестве основных критериев когнитивный (познавательный), эмоционально-оценочный, деятельностный (практический) компоненты, объединенные в интегральный критерий, отражающий степень сформированности системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста; а также показатели и уровни их сформированности (ценностно-принятый, ценностно-аналитический, ценностно-ознакомительный).

4. Совокупность педагогических условий эффективного внедрения в учебно-воспитательную деятельность школы модели формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста включает условия: общие, частные, специфические. К наиболее общим условиям относятся: методологическое, кадровое, материально-техническое и методическое обеспечение данного процесса. К частным условиям относятся: формирование такой образовательной среды, которая в наибольшей степени способствует процессу формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста, разработка и реализация комплексной программы формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста в учебно-воспитательной деятельности школы, которая носит синтетический, междисциплинарный характер и включает в себя как теоретические занятия с элементами педагогики, истории, философии, литературы, обществознания, прикладной психологии и конфликтологии, так и практические задания и упражнения по отдельным направлениям формирования у школьников-подростков системы российских национальных ценностей в учебно-воспитательной деятельности школы, органически объединенные в системное целое; построение согласованного воспитательного взаимодействия образовательного учреждения и родителей; организация жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая активность учащихся, их духовно-нравственное развитие и самореализацию; разработка критериального аппарата, необходимого для мониторинга и оценки уровня сформированности у учащихся подросткового возраста системы российских национальных ценностей в образовательной деятельности школы. К группе специфических условий относятся: доведение до сознания каждого школьника-подростка необходимости усвоения системы российских национальных ценностей, приобретения начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях по организации формирования у учащихся подросткового возраста системы российских национальных ценностей в учебно-воспитательной деятельности школы, научных статьях и тезисах выступлений автора. Основные итоги исследования докладывались на научно-практических семинарах и конференциях различного уровня. Результаты исследования внедрены в практику работы МБОУ «СОШ № 2» и МБОУ «СОШ № 9» города Чебоксары Республики Чувашия.

Результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседании кафедры педагогики и развития образования ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова», на научно-практических международных («Актуальные вопросы современной педагогической науки», г. Чебоксары, 2009 г.; «Социальная детерминированность образования общецивилизационными процессами общественного развития», г. Москва – Чебоксары, 2011 г.; «Новые педагогические технологии», г. Москва, 2011 г.; «Ислам в России и за рубежом: история, общество, культура», г. Санкт-Петербург, Магас, 2011 г.; «IV Международная педагогическая ассамблея», г. Чебоксары, 2011 г.).

По теме диссертации опубликовано 17 научных работ (в том числе 4 статьи в журналах из перечня ВАК, 1 монография).

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 222 наименования, приложений. Общий объем диссертации составляет 280 страниц, из них 242 страницы основного текста, 12 страниц приложений. Работа содержит 19 таблиц, 10 рисунков, 2 схемы.

Роль конфессионально-ориентированного образования в формировании системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество» [90, с. 18]. В качестве базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений), названы: патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [90, с. 18-19].

В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Все это свидетельствует о том, что духовно-нравственные ценности в западноевропейской классической философии тесно увязываются с принципами гуманизма. Идея долга как абсолютного побудительного мотива морального поведения ставится в ней в качестве проблемы гуманистического идеала. Все вышеперечисленные базовые духовно-нравственные ценности взаимосвязаны, и осуществление одной из них влияет на «материализацию» остальных. Это обусловлено тем, что истина тесно связана с добром, а красота - с добром и истиной, хотя связи между ними необычайно многообразны. Истина, прежде всего, - это знание, соответствующее своему предмету и адекватно отражающее его. Добро - нравственная ценность, представляющая человека как мыслящего, чувствующего, созидающего субъекта, творящего своим трудом мир нравственности и красоты. Все они в реальной действительности проявляются в любом социуме, хотя не отражают в полной мере всю суть этих ценностей в практической деятельности людей.

Ввести личность в мир ценностей, помочь в формировании системы российских национальных ценностей, в выборе собственной позиции и предполагает аксиологический подход, который ориентирован на развитие личности и через целостное восприятие учебного материала, его осмысление. Образование воспринимается при таком подходе не как изучение комплекса предметов, а как развитие личности предметами: «уважение учащейся личности, признание её свободы и самостоятельности должно проникать весь школьный строй», т.е. стоять на первом плане, а предметы - это только средства (П.Ф. Каптерев). Аксиологический подход позволяет выделить в качестве системообразующих такие внутренние характеристики личности, как духовность и нравственность. При этом духовность является внутренней мотивационной сферой, а нравственность - внешней. Нормы и принципы нравственности получают своё выражение в категориях духовности - идеалах добра и зла. Социальные аспекты нравственности как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу достаточно глубоко и полно исследован А.А. Гусейновым, А.Ф. Анисимо-вым, О.Г. Дробницким, Н.В. Рыбаковым.

Анализируя материал возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев), отмечаем, что духовное проникает в душу, и это «проникновение» выражается в стремлении проявить себя в таких качествах, которые обучающиеся на ступени общего образования считают наиболее ценными (В.И. Слободчиков), когда происходит врастание в культуру (Б.Д. Эльконин), происходит развитие самосознания, самооценки уровня собственных требований; идёт усиление процесса рефлексии, самоуглубления, поиска неповторимой ценности собственной личности (И.С.Кон). Ценностная ориентация выступает как личностное качество, имеющее интегральный характер.

Задача формирования системы российских национальных ценностей -научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Для формирования системы национальных ценностей должны быть созданы специальные условия. Мы согласны с Б.Т.Лихачёвым, утверждающим, что, чем больше школьник вовлечён в систему целенаправленных воспитательно-обучающих отношений и деятельностей, тем больше у него шансов противостоять антиобщественным влияниям и развить в себе цельную личность с усвоенной системой базовых национальных ценностей. Духовно-нравственная зрелость в значительной степени ограждает личность школьника от неблагоприятного воздействия социального окружения.

Духовно-нравственное развитие, по определению В.А. Беляевой, представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно должно опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности обучающегося. Традиционно духовно-нравственное воспитание в России было национальным по содержанию и православным по духу. Осмысливая возможности образования с позиции формирования у школьников духовности и нравственности, Е.П. Белозерцев отмечает, что образование - это историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал конкретного народа и каждого человека и его духовного становления. Глубокое изучение русской народной культуры, в том числе и святоотеческой, русской художественной литературы, сохранение народных традиций и духовных ценностей, изучение различных видов прикладного и музыкального искусств, становится основным содержанием деятельности общеобразовательной школы в урочное и внеучебное время. Наиболее важным педагогическим условием освоения предлагаемого школой материала с целью формирования ценностных ориентации является правильно организованная учебная и внеурочная деятельность учащихся. Процесс художественного и эстетического восприятия в широком смысле этого слова обеспечивает становление ценностных ориентации школьников.

Специфика формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста

В условиях глобализации происходит ускоренный процесс взаимопроникновения культур, который зачастую протекает на фоне значительного количества социально-политических конфликтов. Проблема приумножения «многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры» [90, с. 11] стоит достаточно остро. Естественным образом возникает проблема межкультурного и межконфессионального взаимодействия. Это порождает необходимость решения непростых задач по формированию российской гражданской и культурной идентичности школьников, так как образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Система российских национальных ценностей лежит в основе уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную деятельность обучающихся. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. Главной составляющей деятельности любого учебного заведения является процесс обучения. Поэтому актуальной представляется такой подход к организации данного вида деятельности, при котором реализация задач по формированию системы российских национальных ценностей будет постоянно и системно протекать в рамках именно образовательного процесса. В нашей работе рассматривается процесс формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста. Мы убеждены, что конфессионально-ориентированное образование позволяет педагогически эффективно организовать процесс формирования у школьников-подростков системы российских национальных ценностей. Таким образом, термином «система российские национальные ценности» мы обозначаем такие идеи, принципы, нормы, знания, которые имеют значимость для личности, общества в целом, для этноса, социальных групп. У истоков всех национальных культурных традиций лежит определенное мировоззрение, и практически для всех исторических цивилизаций и культур, включая и российскую цивилизацию и культуру, таким корневым основанием является традиционная религия. Ценностный фонд религиозной культуры включает следующие ценности: мировоззренческие, этические, художественные, семейные, познавательные, они могут быть личностно восприняты учащимися в той или иной форме и мере, включены в их мотивы отношения к людям и поведения в обществе - от семьи и малой группы до государства и социума в целом. Освоение ценностей религиозной культуры учащимися современной российской общеобразовательной школы не является самоцелью. Нами не ставится специфическая задача воспитания религиозно ориентированной молодежи. Мы преследуем другие цели: процесс изучения религиозной культуры рассматривается как одно из средств решения актуальных воспитательных задач, значимых для всего общества, проблем развития и укрепления среди уча щихся важных для личности, семьи, общества и государства социально ценных стереотипов отношения и поведения. На сегодняшний день невозможно выделить единую универсальную схему конфессионально-ориентированного образования. По мнению Мчед-лова М. П., «такие инициативы свидетельствуют о незнании их авторами уже сложившейся, реальной практики изучения религии в современной российской школе или об их односторонней идеологической предубежденности. Нужны вариативные модели использования ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности светской школы, сосуществующие рядом по принципу дополнительности» [155, с. 260]. Мчедлов М. П. предлагает следующие критерии оценки и анализа использования ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности светской школы: «1. Соответствие форм и способов изучения религиозной культуры, методик и содержания образовательных программ требованиям российского законодательства об образовании и религии, прежде всего Закону Российской Федерации «Об образовании» и Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях». 2. Значимость избираемых образовательным учреждением воспитательных моделей, методик для решения актуальных социально-педагогических проблем, стоящих перед российским образованием и обществом в целом. Оценивая сложившиеся подходы и нововведения, мы должны исходить из интересов россиян, которые выражены в том, чтобы воспитать подрастающее поколение гражданами России, любящими свое Отечество, ориентированными на высокие нравственные ценности и идеалы, людьми, дорожащими своей культурой и ее самобытностью и при этом уважающими культуры других народов и их верования» [155, с. 260]. Основными принципами функционирования конфессионально-ориентированной модели образования, с точки зрения Лебедева С.Д. и Реутова Н.Н., являются следующие принципы: 1) мировоззренческий плюрализм (недопущение навязывания учащимся мировоззренческих позиций и точек зрения); 2) историзм (подход к изучаемым явлениям и событиям с учетом конкретно-исторических условий); 3) светскость (недопущение жесткой привязки образовательных целей к целям катехизации, а предметного контента - к сугубо сакральным ве-роучительным положениям и практикам); 4) толерантность (терпимое отношению к различным точкам зрения субъектов образовательного процесса); 5) целесообразность (тщательный отбор и структурирование используемого материала религиозной культуры в соответствии со светскими учебно-воспитательными целями); 6) рефлексия (всесторонняя осмысленность элементов религиозной культуры, учета контекста их трансляции и восприятия в учебном процессе). Мы согласны с тем, что реализация этих принципов обеспечивает консенсус таких сложных субъектов взаимодействия, как государство, религиозные организации и общество.

Ход и анализ экспериментальной работы по формированию системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста

Выделение подростковой возрастной группы в настоящем исследовании обусловлено тем, что в подростковом возрасте дети еще не способны глубоко осмыслить и прочувствовать предлагаемые им нравственные постулаты и ценности, а в старших классах зачастую приходится прибегать к переубеждению относительно уже сформированных, не всегда положительных нравственных выборов. По мнению многих ученых, в подростковом возрасте закладываются базовые ценности, которые во многом определяют социально-нравственный облик человека, в именно этот период идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе.

Современная система воспитательной работы должна быть ориентирована на формирование основополагающих нравственных отношений, определяющих жизненную позицию человека в обществе, его мировоззрение, смысл жизни.

Сферой бытования системы российских национальных ценностей являются различные формы коллективного (общественного) сознания, которые можно рассматривать как своеобразные источники такого рода ценностей в сфере духовного производства. На данном уровне они носят объективный характер. Став неотъемлемой частью коллективного сознания, система российских национальных ценностей может интериоризоваться индивидуальным сознанием. С точки зрения отечественной психологии, в структуре личности важным компонентом является система установок, которая определяется как ценностная ориентация. Ряд учёных (Г. Олпорт, Ф. Верной, Г. Линд-зи, СМ. Саганенко и др.) рассматривают ценностные ориентации как направленность личности на те или иные ценности. Особенности ценностных ориентации состоят в следующем: - ценностные ориентации характеризуют индивидуальное, личностное, существенное конкретного человека; - готовность личности принять иди отвергнуть для себя ту систему ценностей, которая определена в обществе, есть рефлексивно сознаваемое, сознательное, устойчивое образование внутренней структуры личности; - это мотивационный компонент в иерархической структуре регуляции деятельности личности. Выявлены взаимопроникающие фазы процесса ориентации: присвоение личностью ценностей; преобразование личности на основе присвоенных ценностей; самопроектирование или самопрогнозирование личности. Операционально первая фаза включает в себя поиск, оценку, выбор ценностей; вторая - уточнение и изменение иерархии личностных ценностей, формирование ценностей установки как готовности действовать в соответствии с новой иерархией; третья - проектирование, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направленности деятельности и поведения личности.

С точки зрения В.А. Ядова [215], ценностные ориентации так или иначе, согласуются с идеалом, формируя ценностную иерархию жизненных ценностей, более отдаленных, относительно близких и ближайших, а также ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона. По его мнению, структура ценностей ориентации многокомплексная, так как включает в себя несколько компонентов.

Анализируя понятия «ценности» и «ценностные ориентации» с точки зрения ученых, можно установить взаимосвязь и определить основные отличия данных категорий. Ценности есть специфические образования в структуре индивидуального создания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Ценностные ориентации -важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. В ходе нашего исследования выявлены ценности российской нации (духовность, державность, общинность, патриотизм, гражданственность, соборность, коллективизм и др.), становление их личностно значимыми для каждого индивида есть процесс ценностного ориентирования. Так, система российских национальных ценностей, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, через внутренний мир человека, входит в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являясь одним из источников мотивации её поведения. Преломляясь через индивидуальное сознание, система российских национальных ценностей начинают носить субъективный характер, приобретая личностно обусловленную характеристику.

Процесс формирования российских можно представить в трех аспектах: формирование сознание; формирование отношения; формирование поведения.

Система личностных ценностей будет складываться в процессе деятельного распредмечивания индивидами содержания системы российских национальных ценностей, объектированных в произведениях материальной и духовной культуры. Личностными станут те российские национальные ценности, по отношению к которым субъект самоопределился. Отражаясь в сознании в форме ценностных ориентации, они будут служить важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей в российском обществе.

Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста

Моделирование дает возможность целостно изучать процесс до его осуществления, причем становится возможным выявить и избежать отрицательных последствий, более глубоко проникнуть в сущность исследуемого объекта.

Среди принципов моделирования необходимо отметить наглядность, определенность и объективность, поскольку именно принципы моделирования определяют тип модели и ее функции в исследовании.

Основными этапами педагогического моделирования являются: - выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования; - постановка задач моделирования; - конструирования модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения; - исследование валидности модели в решении поставленных задач; - применение модели в педагогическом эксперименте; - содержательная интерпретация результатов моделирования. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий и гипотез, указывающих на рамки допустимых при моделировании упрощений. По характеру той стороны объекта, которая подвергается моделированию, различают моделирование его структуры и моделирование его поведения (функционирования, протекающих в нем процессов и т.д.). Ключевым понятием метода моделирования является модель. В педагогических исследованиях модель понимается как: - явление, предмет, установка, знаковое образование или условный образ, находящиеся в некотором соответствии с изучаемым объектом и способные его замещать в процессе исследования, давая информацию об объекте. При работе с моделью «обнаруживаются «белые пятна» в анализе связей внутреннего и внешнего характера, а это ведет к более глубокому раскрытию сущности изучаемых явлений...» [167]. - аналитическое или графическое описание рассматриваемого процесса; - искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [167, с. 22-26]. - мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. С целью реализации задач нашего исследования необходимо рассмотреть наиболее часто встречающиеся в научной литературе классификации моделей: по способу реализации: вещественные; знаковые; образные; ситуационные. по характеру воспроизводимых сторон оригинала: субстанциальные; структурные; функциональные; смешанные. по полноте представления объекта: полные; неполные (частичные). по области знаний: технические; социальные; биологические; психологические и др. Перечисленные нами выше типы моделей не имеют четких границ. Педагогические модели могут быть реализованы в любой из перечисленных выше форм. 116 В зависимости от характера получаемого знания модель (а значит, и моделирование) могут выполнять следующие функции: - на эмпирическом уровне: реконструирующая (воссоздание качественной специфики объекта); измерительная (получение количественных характеристик объекта); описательная (обеспечение наглядности и понятности). - на теоретическом уровне: интерпретационная (объяснение, обобщение и исчерпывающее описание); прогнозирующая (предсказание поведения объекта-прототипа); критериальная (проверка истинности, адекватности знаний об объекте); эвристическая (способствование генерированию новых идей и гипотез относительно изучаемого объекта и связанных с ним других объектов реальности, кроме того, модель, способствуя формализации данных об объекте, облегчает построение и проверку гипотез и теорий). - па практическом уровне: познавательно-иллюстрирующая; обучающая; развлекательно-игровая. При моделировании процессов в системе образования в принципе возможно применение большого количества физических моделей. Нас интересуют структурные педагогические модели, которые имитируют внутреннюю организацию объекта-прототипа. Эта организация может рассматриваться как в «статическом», так и в «динамическом» плане. Структурные модели второго типа - это искусственное представление процессов. В них отражаются временные и энергетические стороны объектов. Практическая ценность модели в педагогическом исследовании определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста