Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Базалей Елена Александровна

Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко
<
Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Базалей Елена Александровна. Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Базалей Елена Александровна;[Место защиты: Московский государственный университет культуры и искусств].- Химки-6, 2014.- 185 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические предпосылки создания педагогических условий нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко 18

1.1 Историко-педагогический дискурс становления системы А.С. Макаренко 18

1.2 Сущность педагогической системы А.С. Макаренко 42

1.3 Влияние педагогической системы А.С. Макаренко на нравственное воспитание старшеклассников 68

Глава 2. Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко 95

2.1 Оптимизация технологии реализации системы А.С. Макаренко – важное педагогическое условие нравственного воспитания старшеклассников 95

2.2 Целеполагание нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко – важнейшее педагогическое условие 119

2.3 Концептуализация идей нравственного воспитания А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве 140

Заключение 160

Список литературы 168

Приложения 182

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных социальных, экономических и политических условиях нравственное воспитание старшеклассников приобретает особую актуальность. Изменения ценностных ориентиров, разрушение культурных устоев определили необходимость научного осмысления проблемы педагогических условий нравственного воспитания старшеклассников.

В связи с этим происходящие процессы аккумулировании общественного сознания, осмысления идей и формирования собственного поведения старшеклассника дают возможность ставить перед собой определенные цели для сознательного совершенствования себя как личности.

Актуальность темы обуславливается и тем обстоятельством, что на процесс нравственного воспитания старшеклассников оказывают одновременное влияние как объективные, так и субъективные факторы.

Cвоевременность исследования осложняется тем, что необходимо выявить значение идеалов, идей, ценностей и целей в жизни старшеклассников, ответственности за свои поступки, нравственное самосовершенствование. Нравственное воспитание личности старшеклассника нового типа требует обеспечения высокого уровня педагогических условий этого процесса.

В условиях модернизации системы общего образования кардинальное значение приобрела ориентированность на европейские ценности, образцы поведения, а следовательно и на нравственные ценности: уважение человеческого достоинства, социальная значимость, честь, совесть, добро, толерантность, эмпатия и другое.

Актуализации этой проблемы может способствовать определение современных целей воспитания, наполненных новым содержанием понятий – «нравственное воспитание», «нравственное сознание», и этому способствует объективное осмысление педагогического наследия выдающегося ученого, педагога А.С. Макаренко, которое является неотъемлемой частью истории отечественной педагогической мысли.

В настоящее время интерес к творчеству А.С. Макаренко обусловлен возможностью использования его педагогических идей, опыта, концепций в современной общеобразовательной школе, в системе нравственного воспитания личности.

Анализ состояния проблемы позволил выявить ряд противоречий между:

- потребностью общества в нравственном воспитании старшеклассников и отсутствием теоретической и методической обоснованности педагогических условий;

- востребованностью педагогических условий нравственного воспитания старшеклассников как эффективного основания по системе А.С. Макаренко и неразработанностью технологий для реализации этого педагогического потенциала в образовательных школах;

- необходимостью педагогических условий внедрения в деятельность образовательных учреждений технологий нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике общей педагогики, истории педагогики и образования.

Выявленные противоречия показывают сложность проблемы, которая состоит в необходимости создания оптимальных педагогических условий нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема нравственного воспитания старшеклассников имеет глубокие исторические корни. На протяжении всей истории человечества она привлекала пристальное внимание философов (научные труды Н.А. Бердяева, Г. Гегеля, С.И. Гессена, И.А. Ильина), писателей (произведения В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского), психологов (идеи В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна), педагогов (педагогические концепции Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского).

В решение проблемы формирования нравственного воспитания старшеклассников существенный вклад внесли исследования Г.И. Аксеновой, Т.С. Воропаевой, Б.З. Вульфа, Н.Ф. Крицкой, Р.А. Мусиной, С.Н. Плохова, О.Н. Прокопец, Е.П. Стрельниковой, И.Л. Судаковой, В.А. Сухомлинского, Л.Л. Хоружей, Г.Н. Филонова.

Большой вклад в развитие нравственного воспитания подростков внес А.С. Макаренко. Особо хочется отметить особый вклад А.А. Фролова в исследование педагогики А.С. Макаренко. А.А. Фролов, один из ведущих современных макаренковедов, привел в систему более типичные суждения и оценки, которые основаны на анализе конкретных фактов и общепринятых результатов научных исследований, посвященных наследию А. С. Макаренко.

С дефиницией «образование» неразрывно связано понятие «воспитание». Однако ряд исследователей еще не определились с дефиницией «нравственное воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко».

Одни считают, что это процесс раскрытия личности (идеи Г.И. Аксеновой, Т.С. Воропаева, Р.А. Мусиной, С.Н. Плохова), ее интегральных качеств (концепция Е.П. Стрельниковой), в совокупности с гражданскими качествами (научные труда С.В. Митросенко, Д. Патрика, Г.Н. Филонова, А.Ф. Шамича) в конкретных исторических условиях.

Другие рассматривают нравственное воспитание старшеклассников в единстве социального и индивидуального, педагогического руководства и самостоятельности, личной ответственности за свою жизненную судьбу (А.П. Бушуева, Г.Я. Грефцева, И.В. Гороностев, Г.В. Лошкова, В.И. Лутовинов, Е.Б. Манузина, Н.Н. Никандров, Ж.В. Предвещина, А.Н. Рощина).

Ведущие специалисты по проблеме общения – А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и другие рассматривали общение как сильный фактор нравственного воспитания школьников. Существенный вклад в разработку проблемы общения внесли Г.М. Андреева, В.А. Петровский. Исследованию проблемы понимания и взаимопонимания в межличностном познании и общении посвящены труды Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна. Большой интерес представляют исследования, посвященные вопросам изучения особенностей социума школьников (А.В. Басов, В.Г. Бочарова, А.Н. Троян и другие).

Разработке научных подходов к нравственному воспитанию старшеклассников, основанном на идеях А.С. Макаренко, посвящены исследования М.В. Богуславского, И.А. Зазюна, С. Соловейчика и др.

Педагогическими технологиями нравственного воспитания занимались такие ученые, как А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Жаркова, А.С. Каргин, Т.В. Кузнецова, А.А. Ласкин, С.М. Оленев, В.П. Подвойский, В.С. Садовская, Л.К. Фортова, Т.В. Христидис, В.М. Чижиков и др.

Проведенный анализ педагогических исследований показал, что ученые преимущественно обращаются к изучению базисных сторон нравственного воспитания учащихся и не учитывают рыночные отношения и новую социокультурную ситуацию.

Перечисленные противоречия и анализ степени научной разработанности проблемы обозначили проблему исследования: необходимость развития теории и практики нравственного воспитания старшеклассников на основе концепции А.С. Макаренко и реализации ее в практическую деятельность современной школы в оптимальных педагогических условиях. Все это и определило тему диссертационного исследования «Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко».

Объект исследования – нравственное воспитание старшеклассников.

Предмет исследования – педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко.

Цель исследования – разработать педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко на теоретическом и технологическом уровне и внедрить их в практическую деятельность общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования – педагогические условия воспитания нравственности у старшеклассников будут наиболее эффективными, если:

раскрыты теоретико-методологические основания педагогических условий нравственного воспитания старшеклассников и осуществлено внедрение их в практику;

проанализирован, обобщен и внедрен в практику опыт нравственного воспитания старшеклассников в конкретной школе в контексте наследия А.С. Макаренко;

определены педагогические условия, которые способствуют нравственному воспитанию старшеклассников, тесному взаимоотношению школы и семьи, единству учебной и внеучебной деятельности, наличию нравственно-правового пространства (развитие чувства ответственности, самокритики, рефлексии (оценка своего поведения), самоактуализации, социального иммунитета, социального закаливания, эмпатии, толерантности).

Задачи исследования:

проанализировать историко-педагогический дискурс становления педагогического наследия А.С. Макаренко и определить процесс влияния его научно-педагогических идей на решение проблемы нравственного воспитания старшеклассников;

раскрыть сущность педагогической системы А.С. Макаренко в контексте нравственного воспитания старшеклассников;

выявить влияние педагогической системы А.С. Макаренко на нравственное воспитание старшеклассников;

определить педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко;

концептуализировать идеи нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве;

рассмотреть целеполагание нравственного воспитания по системе А.С. Макаренко как важнейшее педагогическое условие.

Методологической основой исследования являются:

– концепция гуманистического воспитания личности, педагогические идеи о высшей ценности человека (труды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других);

– положения о самостоятельности и взаимной обусловленности социальных, культурных и педагогических явлений в момент воспитания личности (труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других);

– основы системного подхода в психологических и педагогических исследованиях и образовательной деятельности (труды В.И. Журавлева, П.И. Пидкасистого, В.П. Симонова и других);

– идеи личностного и деятельностного подхода (труды А.В. Брушлинского, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, А.Н. Леонтъева и других);

– философский и антропологический подход в современной методологии образования и воспитания (труды Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, К.А. Шварцмана и других).

Теоретической основой исследования являются:

теории отношений личности (идеи А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, А.Ф. Лазурского);

принципы природосообразности и культуросообразности личности (идеи Е.В. Бондаревской, А. Дистервега, Я.А. Коменского, Д. Локка, В.В. Николиной, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой);

аксиологический подход в научно-педагогических исследованиях (идеи Т.К. Ахаяна, З.И. Васильевой, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, Е.И. Казаковой, В.В. Николиной, К.Д. Радиной);

культуротворческая парадигма образования (идеи Б.Т. Гершунского, Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой, В.А. Караковкого, О.С. Газмана);

теории направленности личности (идеи Л.И. Новиковой, К.К. Платонова);

диалогический подход в познании во взаимодействии с собеседником (идеи М.М. Бахтина, В.С. Библера, Н. А. Бердяева, М. Бубера);

проблемы нравственного формирования личности (идеи Е. В. Бондаревской, В.И. Васильевой, Т.Е. Конниковой, Т.И. Власовой, В.Д. Шадрикова).

При написании диссертационной работы были использованы следующие методы исследования: метод анализа, синтеза, метод системного анализа, обобщения, которые обеспечивали реализацию познавательных действий, возможность обобщить явления, входящие в систему познания предмета исследования, и построить преимущественно процесс познания. Был осуществлен сравнительный анализ педагогической технологии А.С. Макаренко с современными подходами к ее толкованию и реализации, проведены конкретные аналогии и на этой основе предложены модели интеграции педагогической технологии А.С. Макаренко в контексте современной педагогической науки и практики. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.

Базы исследования. Исследование проводилось в течение 2005 - 2014 гг. Средние общеобразовательные школы № 8 и № 9 г. Владимира – контрольные базы; школа № 10 и Промышленно-коммерческий лицей города Владимир – экспериментальные. В эксперименте участвовали 250 старшеклассников, 40 учителей, 160 родителей. Он был проведен в три этапа.

Организация и этапы исследования

I этап исследования (2005 - 2007 гг.). Изучалась проблема исследования нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко в двух направлениях: анализ педагогической литературы и практического опыта по нравственно-правовой воспитанности старшеклассников в общеобразовательной школе. Проводились изучение и анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы.

II этап исследования (2008 - 2013 гг.) - экспериментальный. Продолжалось изучение литературы по теме исследования. Проведена первичная и вторичная обработка фактического материала. Разработаны содержание, формы и методы нравственного воспитания в деятельности педагога.

Цель эксперимента состояла в изучении динамики изменения личностных особенностей старшеклассников в нравственном воспитании на основе системы А.С. Макаренко. Для этого необходимо было выяснить, являются ли изменения личностных свойств следствием воздействия педагогической системы А.С. Макаренко или они обусловлены изначально присущими личностными особенностями.

В эксперименте участвовало 250 старшеклассников, 40 учителей. Была проведена проверка эффективности разработанных педагогических условий нравственного воспитания старшеклассников. Осуществлялся качественный и количественный анализ полученного экспериментального материала на основе которого разработана теоретическая модель и программа реализации системы А.С. Макаренко.

На III этапе исследования (2014 г.) были проведены систематизация и обобщение результатов исследования, статистический анализ и интерпретация эмпирического материала. Завершалось оформление текста кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

уточнены сущность и содержание понятия «нравственное воспитание старшеклассников» – это педагогическая категория, предполагающая гуманное отношение к людям, поддержку, защищенность индивида, умеющего поставить барьеры деструктивному влиянию окружающей среды;

интерпретирована сущность педагогической системы А. С. Макаренко;

выяснено влияние педагогической системы А.С. Макаренко на нравственное воспитание старшеклассников в современных реалиях;

уточнены педагогические условия реализации форм и методов воспитательной системы А.С. Макаренко: наличие общих представлений о школе как целостном феномене, о ее качествах и свойствах, то есть собственной «малой концепции школы», которая отражает ее настоящее и проектируемое будущее. Эта концепция принята педагогами и учащимися: здоровый образ жизни школьного коллектива; зона свободного развития отдельных классов, групп старшеклассников; наличие стенгазет, которые отражают каждодневную жизнь школы; процесс разрешения внутренних конфликтов за счет саморегуляции; чувство принадлежности к коллективу;

разработана и апробирована авторская программа педагогических условий нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко;

проанализирована концептуализация идей А.С. Макаренко в современное образовательное пространство;

осуществлен анализ педагогического наследия А.С. Макаренко для развития современной педагогической науки.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом диссертанта в разработку теории нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко и заключается в следующем:

раскрыт историко-педагогический дискурс становления системы А.С. Макаренко;

рассмотрены теоретические основы нравственного воспитания старшеклассников по педагогическому наследию А.С. Макаренко;

актуализирован нравственный потенциал педагогических воззрений А.С. Макаренко в современных условиях, что позволяет внести существенный вклад в культурно-историческое и педагогическое знание;

теоретически разработано определение понятия «нравственное воспитание старшеклассников» и осуществлена реализация совокупных мер, предпринимаемых с целью интенсификации активности в образовании и повышении ее эффективности;

теоретически реконструирована система форм, средств, методов и педагогических условий, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую деятельность по нравственному воспитанию во всех звеньях учебно-воспитательного процесса для старшеклассников;

изучена динамика педагогических условий нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко.

Практическая значимость исследования заключается в процессе конкретизации общих теоретических представлений о возможности претворения в жизнь и последующего развития процесса нравственного воспитания старшеклассников средствами внешкольной работы в стенах общеобразовательной школы. При разработке и апробации педагогической технологии обогащается учебно-воспитательный процесс в средней школе, улучшается нравственная и правовая подготовка старшеклассников.

Исследование оказывает практическую помощь классному руководителю, организатору внеучебной работы, школьному психологу, учителю в организации нравственного воспитания, помогает увидеть педагогические условия повышения эффектности указанного процесса, а также использует в своей практической работе основы нравственного воспитания личности старшеклассника при взаимодействии с семьей и другими институтами воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются методологическим подходом к решению поставленной проблемы, адекватностью его методики задачам, разнообразием используемых методов исследования, научным наследием А.С. Макаренко; опорой на теоретические положения философских, историко-педагогических исследований; результатами опытно-экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нравственное воспитание старшеклассников – это педагогическая категория, предполагающая гуманное отношение к людям, поддержку, защищенность индивида, умеющего поставить барьеры деструктивному влиянию окружающей среды. Содержание и особенности работы педагога по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников основаны на системе А.С. Макаренко.

Историко-педагогический дискурс становления системы А.С. Макаренко показывает, что талантливый ученый, педагог способен увидеть будущее педагогики, всецелостность личности, которой присуща гражданственность, система нравственных ценностей, общественная и трудовая активность.

2. Сущность педагогической системы А.С. Макаренко состоит в величайшем уважении к личности воспитуемого, позитивном отношении к потенциальным возможностям личности, особенно старшеклассников, проживающих сложный период своего возрастного и психологического развития. И, конечно, учение о коллективе, которому, с его точки зрения, необходимо иметь общие идеалы, идеи, нравственные ценности, цель, подцели, перспективные линии, планы и способы их реализации, заниматься различными видами деятельности и иметь четкую организационную структуризацию.

3. Возрастные и психологические особенности старшеклассника, занимающего переходный период между детством и взрослостью, болезненно реагирующего на воздействие внутренних и внешних факторов, в том числе, социума, оказывают ведущую роль в нравственном воспитании. Поэтому влияние педагогической системы А.С. Макаренко на процесс нравственного воспитания старшеклассников в настоящее время может быть осуществлено только в оптимальных педагогических условиях, обеспечивающих духовную взаимосвязь школы и семьи, единство учебной и внеучебной деятельности, целостность нравственно-правового пространства. Все это может способствовать развитию ответственности, самоактуализации, самокритики, рефлексии, социального иммунитета, социального закаливания, эмпатии, толерантности у старшеклассников.

4. Оптимизация нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко в настоящее время является важнейшим педагогическим условием. Система А.С. Макаренко возникла в педагогическом взаимодействии в процессе согласования смыслов и ценностей субъектов воспитания, самоорганизации и адаптации к социуму, культурно-педагогической среде, в интегративной связи с семьей. Тогда воспитательная система как педагогическая технология становится оптимальным педагогическим условием. Следовательно, нравственное воспитание старшеклассников может развиваться на основе управляющего воздействия. В этом контексте ценностно-смысловое ядро состоит из следующих компонентов: социально-значимых ценностей, цели, принципов, содержания, технологических основы, диагностики и оценки результата.

5. Целью нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко может стать программа создания эстетически организованной среды, обеспечивающая развитие мотивационно-потребностной сферы личности на современной технологической основе.

Современные технологии включают механизм перспективных линий, который обеспечивает иерархически-линейное прогнозирование перспектив, от ближних к более дальним. Процесс прогнозирования в нравственном воспитании старшеклассников во многом зависит от умения включить в этот процесс создание оптимальных педагогических условий.

6. Концептуализация идей нравственного воспитания на педагогическом наследии А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве имеет базисную основу для современной системы. В условиях модернизации современного общего образования общество встало перед проблемой внутреннего сопротивления реформам образования.

Приобщение старшеклассников к общечеловеческим ценностям не решает проблему нравственного воспитания старшеклассников. Необходима в каждой школе аналитическая модель реализации концептуальных идей А.С. Макаренко, обеспечивающая достаточно высокий уровень рефлексивного сознания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной педагогики гуманитарного института Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, кафедры психологии личности и специальной педагогики гуманитарного института Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, кафедры культурно – досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств. Материалы исследования представлены в докладах на научных и практических конференциях: «Основные перспективы совершенствования социально-гуманитарных наук XXI века: теория и практика» (Владимир, 2008), «Психологические и педагогические основы усовершенствования воспитательного процесса при обучении детей в специализированной школе» (Владимир, 2009), «Педагогическая наука: теория и практика, проблемы и перспективы развития» (Нижний Новгород, 2009), «Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики» (Чебоксары, 2010), «Ценности и смыслы отечественной истории педагогики в современном образовательном и социокультурном контексте» (Владимир, 2011), «Проблемы подготовки детей и подростков с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизни» (Владимир, 2011).

Внедрение в практическую деятельность происходило при помощи выступлений на научных и практических конференциях; выступлениях на научно-методических и педагогических советах в общеобразовательных школах г. Владимира с информацией об опыте работы и рекомендациями по нравственному и правовому воспитанию; результаты исследования реализовывались при чтении лекций, через авторскую программу нравственного воспитания старшеклассников.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность педагогической системы А.С. Макаренко

А. С. Макаренко в свое время считал, что конкретное знание педагогическим работником целей воспитания — обязательное и главное условие преуспевающей педагогической деятельности. Уважительное отношение к личности старшеклассника, доброжелательный взгляд на его потенциальные возможности принимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающей среде неизменным способом являлись основной базой новаторских идей педагогической работы А. С. Макаренко. К личным воспитанникам он обращался с горьковским призывом: “Как возможно более почтения к человеку и как возможно более притязания к нему”. К наиболее известному и распространенному в 20-е годы XX века призыву к повсеместно прощающей, трепетной любви к детям А.С. Макаренко добавил свое понимание: любовь и уважение к детям соответствующим образом должны быть взаимосвязаны с требованиями к ним детям необходима “требовательная любовь”, говорил он. Гуманизм социализма, который выражался в подобных словах и проходящий через всю педагогическую систему А.С. Макаренко, есть один из ее основных принципов. А. С. Макаренко наиглубочайшим образом верил в творческие усилия человека, в его возможности. У него было стремление “проектировать” в человеке лучшее. [24]

Сторонники “свободного воспитания” имели возражение против абсолютно любых наказаний для детей, при этом заявляли, что “наказание воспитывает раба”. А.С. Макаренко справедливым образом возражал им, одновременно говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что благоразумно выбранные наказания, умело и редко которые применяемы, кроме, естественно, телесных, вполне допустимы. Очень крупная заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что собственно он сделал завершенную организационную доктрину воспитания подросткового коллектива и личности в коллективе непосредственно через сам коллектив. А.С. Макаренко обусловил главнейшую задачу воспитательной работы в грамотной организации коллектива. “Марксизм, — писал он, — обучает нас, что собственно невозможно рассматривать лицо за пределами общества, за пределами коллектива”. Основным качеством советского гражданина считается его умение приживаться в коллективе, вступать в систематическое общение с людьми, работать и созидать, подчинять личностные интересы интересам коллектива. В настоящее время, когда задача становления личности, оригинальности и творческой энергичности делается одной из центральных проблем нашего времени, настоятельной потребностью жизни, неувязка педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса делается самая животрепещущей. Кооперация в небольших группах считается действенным условием изучения всех подростков. Экспериментальная работа обосновывает, что собственно внедрение коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке позитивно воздействует на развитии подростков. Подростки обучаются высказывать свое мнение, отыскивать правильные решения, отторгать неверные, прислушиваться к мнению других. А.С. Макаренко настойчивым образом изыскивал формы организованности детских учреждений, соответствующие гуманистическим целям советской педагогики и способствующие сформированности творческой целеустремленной личности. “Лишь только огромное напряжение педагогической мысли, только отчетливый и конкретный анализ, только придумывание и проверка имеют возможность привести нас к этим формам”. Публичные формы воспитания имеют различие советской педагогики от буржуазной. “Может быть, – писал А.С. Макаренко, – основное различие нашей воспитательной системы от буржуазной произведено в том, что собственно у нас ребяческий коллектив неуклонным образом обязан вырастать и богатеть, в будущем обязан следить наилучший завтрашний день и получать желание к нему в удовлетворенном социальном напряжении, в напористой удовлетворенной мечте”. [98] Принципиальным условием считается создание, считал А.С. Макаренко, совершенную систему огромных и маленьких коллективных единиц, создание системы их обоюдных отношений и обоюдных зависимостей, систему действия на любого персонального выходца, кроме того ввести корпоративные и личностные взаимоотношения между преподавателями, воспитанниками индикатором образовательного и воспитательного учреждения. Наиболее принципиальным “механизмом”, педагогическим средством выступает “параллельное воздействие”, – единовременное действие педагога на коллектив, спустя него и на любого воспитанника. При выяснении воспитательной сути коллектива, А. С. Макаренко обусловил, что собственно современный коллектив обязан иметь совместную задачу и быть увлеченным многоплановой и различной работой, в нем обязаны быть органы, которые подталкивают его жизнь и работу.

Одним из главных условий, которое обеспечивает "спаянность" и совершенствование коллектива, он считал наличие у его членов осознаваемой перспективной возможности движения вперед. Когда поставленная цель будет достигнута, то необходимо выдвижение другой, еще более радостной и многообещающей, но обязательно находящейся в сфере общих перспективных целей, стоящих перед советским обществом, которое строит социализм. Психолого-педагогические элементы культурно-просветительской работы заложены педагогами Е.Н. Медынским, А.У. Зеленко и А.А. Петровым, которые во многих своих работах раскрывают ее сущность и обосновывают методику организации деятельности. В 1925 году впервые издано систематизированное методическое руководство «Принципы и методы клубной работы» М.В. Петровского, в котором рассматривались вопросы активации клубной аудитории, а также даны указания по использованию способов и методов достижения поставленной цели.

А. С. Макаренко одним из первых сформулировал и научным способом обосновал требования, отвечающим самому понятию "педагогический коллектив воспитательного учреждения", и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Умение управление коллективом состоит в том, что, по мнению А.С. Макаренко, чтобы увлечь его определенной целью, которая требует общих усилий, труда, напряжения. В подобном случае достижение цели придает большее удовлетворение. Для детского коллектива должна быть необходима атмосфера бодрого, радостного, мажорного содержания.

Влияние педагогической системы А.С. Макаренко на нравственное воспитание старшеклассников

Социальные и экономические преобразования, которые происходят на сегодняшний в современном российском обществе, в значительной мере изменили его социальную и культурную жизнь, оказали воздействие на степень жизни находящегося вокруг всего населения, обнаружили свой отблеск в ценностных ориентирах школьного поколения, девальвации нравственно-культурных ценностей, отчуждения школьного поколения от институтов культурно-воспитательного процесса. Преподаватели, родители, население объективным образом обеспокоены приростом преступлений и злодеяний в окружении ребят, не достигших совершеннолетия, их гражданской позицией, которая направлена на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутреннего строения жизни. Для разрешения подобных проблем необходимо создать воспитательный механизм, который будет адекватен новому времени. В связи принятием такого рода документа как «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года» была поставлена задача усиления воспитания школьников на современном этапе социального и экономического развития страны. [115] В подобных условиях особенным образом остро встала необходимость обучения и воспитания нравственно-моральных ценностей у растущего поколения, в основе которых находится гуманистическое отношение личности не только к себе, но и к другим ребятам, к самому обществу, природе. Но появляются условия, при которых нельзя не учитывать общих психологических особенностей школьника, которые проявляются в познавательной и в творческой деятельности. Из-за этого нельзя отказываться от общих педагогических методов воздействия на личность.

Приоритетное направление воспитательного процесса культурно-нравственных ценностей определено тем, что они, как запредельные высочайшие смыслы людской жизни, делают конкретную функцию регуляторов поведения, охватываются все стороны людского бытия, они непременно интегрированы в национальные значения, значения таких институтов как семья, работа, воспитание, общество.

Нравственные ценности не могут существовать отдельно от иных ценностных отношений. Они неформальным способом накладываются практически на все виды ценностей, одновременно облагораживая их, и при этом придавая человеческой деятельности смысл гуманистической направленности, эмоциональную насыщенность свое жизни и внутреннего мира. [117] Практический опыт воспитательного процесса личности своими корнями уходит в древние времена человеческой цивилизации. В воспитательном процессе и развитии личности особенное место занимают внутренние духовные и нравственные ценности. Ценности и идеалы тесным образом связаны с факторами в историческом аспекте. Из-за смены классов изменялись собственно представления о ценностях и идеалах. Но все-таки и религия, и философия нашли утверждение в том, что у людей при одновременной смене формаций, осталось довольно-таки много общего, что сохранено тысячелетиями и передано из поколения в поколение. Это проверенные временем морально-этические нормы, которые стали общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Педагогическая база воспитания нравственно-моральных ценностей. В отечественной педагогике особое место было отведено культурно-нравственному воспитанию подростков. Она при поддержки устного этнического творчества передавала духовно-нравственные эталоны, которые игрались огромную роль в воспитательном процессе по отношению к индивидууму. В отечественной педагогике огромное значение имело действие среды, обычая, живого примера. Проблема духовного и культурно-нравственного воспитания считается самой крупнейшей, стоящая перед любой семьёй, социумом и государством в совокупности. В обществе зародилась трудная обстановка в вопросе духовного и культурно-нравственного воспитания юношеского поколения. Основаниями рассматриваемого явления видится возможным назвать недоступность полезных нравственно-духовных ориентиров для школьников, расшатывание моральных и этических норм в обществе, спад культурной и просветительной работы с обучающимися, слабейшее патриотическое воспитание, необдуманные изменения в системе общего образования и многое другое. [13] Подходы на современном этапе развития общества к духовному и нравственному воспитанию в общеобразовательной школе построены на размытых социально-педагогических принципах и довольно неконкретных категориях общечеловеческих ценностей, в то время как для воспитания полноиграющей личности необходима система духовных, нравственных, этических качеств характера человека. Именно из-за этого проблема духовного и нравственного воспитания в современной России необходимо, чтобы решалась с позиций истинных духовных и нравственных ценностей, сама образовательная система должна быть направлена на развитие культурно-духовных базовых принципов личности. В настоящий момент вопрос о роли отечественной культурной и педагогической традиции в духовном и нравственном становлении личности старшеклассника в общеобразовательной школе является не должным образом изученным современной педагогической наукой.

Дополнительное образование в соответствии со своей специфичностью должно стремиться к конкретно органичному сочетанию разновидностью организации досуга с разнообразными формами общеобразовательной деятельности и, как в последствии, сокращению пространства девиантного поведения, одновременно решая проблему занятости детей. Учитывая, что периодизация детства в целости своей охарактеризована активностью и любознательностью, поддержка и развитие творческого развития подростков является одной из основополагающих задач общего и дополнительного образования. Дополнительное образование должным образом способствует установлению реально-действующего взаимодействия различных культур народов, представленных и влияющих на события в макро и микросоциуме. Это является свойством дополнительного образования, которое обеспечивает ему главенствующее место в региональной составляющей государственного общеобразовательного стандарта и реализации роли внеурочной деятельности. Сегодня школьный социум и житель переживают не совсем легкие времена. Молодое поколение реализует попытку покинуть родные места. было поколеблены основы стабильной жизни, разорваны глубочайшие социальные связи. При обособлении процессы стали превозобладать над интегративными процессами. При переходе к рыночной экономике была приведена большая дифференциация вступающего в жизнь поколения. "Нарисовались" группы обездоленных граждан, маргиналов, которые выброшены на обочину жизни, возросла безработица, преступность, наркомания. [27]

Современное российское общество проходит систематический кризис. Последствия разрушительных факторов социального эксперимента XX века и произошедших далее за ними либеральных и демократических реформ в России с особенной мощью отличались в духовной и нравственной сфере. Воля, с одной стороны, обязана была содействовать открытости общества, раскрепощению духовной жизни, с иной стороны, поставили государство и общество перед потребностью розыска чего-то свежего в жизни самого подростка, общенациональной идеи, системы взоров и ценностей, которые объединяют граждан для решения стоящих перед ними общих задач, которые интегрируют общество, которые способны эффективным образом стимулировать социальное, экономическое и культурное развитие страны.

Главную роль в формировании основных принципов духовной ориентации и культурно-нравственного поведения старшеклассников принадлежит общеобразовательной школе, так как, во-первых, ее деятельность, в сравнении с другими воспитательно-образовательными институтами, имеет наиболее целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в школьном возрасте ребенок социализируется, расширяется круг его общения, когда требуется проявление личностной позиции, которая определяет внутренние качества.

Целеполагание нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко – важнейшее педагогическое условие

Главнейшими механизмами технологического процесса в педагогической системе считаются: программное достижение намеченных задач для саморазвития и в области воспитания личности самого школьника, создание воспитательно-педагогических систем и явлений и процессов частного характера, структуру как признак, характеризующий педагогическую технологию, психологическую технику, виды, методы и способы правильной организации культурно-педагогической деятельности и тому подобное.

Программная направленность целей воспитания является ведущим механизмом педагогической технологии. Поэтому на данной основе и была сделана попытка смоделировать систему воспитания А.С. Макаренко. Цель воспитания А.С. Макаренко была предусмотрена как определенная программа личности школьника как человека. "Я задачу воспитания воспринимаю в качестве программы лица человека, программы характера человека, при данном в суть характера мною вложено все смысл личности, то есть... и нравственности наружных проявлений, и внутренней уверенности, и политическое образование, и знание…" – фиксировал Антон Семенович Макаренко. [126] В области практической работы А.С. Макаренко без подобного рода программы нельзя обойтись. Он придерживался мнения о том, что ничто так человека не сможет научить, как опыт. В собственном практическом эксперименте, при надзоре за несколькими сотнями молодых людей в колонии им. Дзержинского, А.С. Макаренко в любом из них лицезрел глубокую привязанность. Его очень беспокоила мысль, каким обязан считаться характер, к чему он, как ученый-педагог, обязан направить собственный взгляд, с целью воспитания в любом юноше либо девушки истинного и полновесного гражданина. Ученый-педагог углубленно понимал, что собственно на похожего рода вопрос с трудом возможно дать ответ в нескольких словах. При формировании программы личности старшеклассника, А.С. Макаренко повстречался с этим вопросом: предоставленная программа личности подростка обязана быть одна и та же для всех? Неужели она обязана вгонять полностью любую оригинальность в единообразную программу, в конкретный стереотип и достигнутого эталона добиваться? "И я не сумел дать на данный вопрос, например, элементарный ответ абстрактно". А.С. Макаренко наметил в своей воспитательной работе совместную программу, и личный корректив. "У меня не вставал и не появлялся вопрос: должен ли мой воспитанник замерзнуть отважным по характеру человеком, либо я обязан воспитать эмоция страха. Тут мною был предположен "стандарт", что собственно любой должен владеть по характеру смелостью, мужественностью, трудолюбивостью, патриотизмом. Но бывает замечена затруднение, в случае, если подходишь к такового семейства ласковым особенностям человека, как талант?". [106]

Нужно напомнить случай с воспитанником А.С. Макаренко Терентюком. А.С. Макаренко было не закрыто в нем это качество, как огромный артистичный талант, который являлся очень редчайшим талантом комика, который чрезвычайно тонок, остроумен, с прекрасными голосовыми данными, с богатой мимикой, умного. Педагог рассмотрел в нем, что именно в области актерской работы он может достичь больших результатов, в техническом училище, куда он стремился поступить, будет студентом среднего уровня образования. А.С. Макаренко глубочайшим образом убежден, что может быть потерян прекрасный актер. При помощи общих сборов коллектива произвел отчисление Терентюка из технологического института и отдал в театральный техникум. "В настоящий момент он, – писал А.С. Макаренко, – замечательнейший актер, уже играет в одном из самых лучших театров, за два года он прошел путь, который люди делают за десятилетия. И в на сегодняшний день он мне очень признателен".

В конечном итоге, при ориентации на обычный образец – становление личности старшеклассника всесторонним и гармоническим образом, универсальную модель его достоинства, А.С. Макаренко не выпускал из поля зрения полностью любого индивидуума, то есть любого персонально отдельного подростка как адепта людской общности с его натуральными задатками (темпераментом, характером, возможностями, талантом, интеллектом), поэтому непосредственно в данном и заключается неповторимость, своеобразность, творчество любого подростка, двигающие его к безупречному уровню знания реальности. По воззрению научного работника, человек "обязан быть и владеть просвещенными познаниями, квалифицированные умения, дисциплинированный характер, политический ум быть развитым. Если он подвержен наказанию со стороны коллектива, он должен уметь понимать и коллектив, и наказание. Он должен с веселым настроем относиться к различным жизненным ситуациям, бодрствовать, способен бороться и строить, жить и любить жизнь. Он должен иметь счастливый склад характера. И таким он должен быть не только в будущем, но и каждый свой проходящий день. [103] Поэтому именно такие качества пытался стараться проецировать у своих воспитанников А.С. Макаренко, в этом и состояли задачи и цели воспитания. Само умение способность проектировать цели – одна из главных задач абсолютно любого педагога. Познание самой цели воспитания в психолого-педагогической деятельности имеет главнейшее значение. Проблема постижения цели выступает на передний план и является стержневой в педагогической науке, начальным пунктом в теоретических и практических аспектах воспитания. Целью воспитания выступает конкретное целенаправленное отношение абсолютно ко всем без исключения участникам повседневной педагогической деятельности, определяет самые главные составляющие педагогического процесса абсолютно во всех его составных частях и подсистемах. При помощи цели воспитания предопределяются такие важные компоненты, как содержание, принципы, организация, формы и методы процесса воспитания.

Конкретное прогнозирование целей воспитания придает возможность педагогу сознательным образом прививать свои педагогические влияния, определять определенно наилучшие условия и способы решения практических аспектов в педагогических задачах. "Что сказали бы вы об архитекторе, который, при закладывании нового сооружения, не сумел бы дать нам ответ на вопрос, что он хочет строить – храм ли... просто дом, в котором жилось бы уютно...?". [108]

Процесс прогнозирования целей – самая характерная особенность технологического процесса А.С. Макаренко. "Теперь необходимо перейти к последующему вопросу о восприятии целей воспитания. Кем и как могут быть установлены цели воспитания, и что является целями воспитательной деятельности?" – продолжает последующий экскурс в свой процесс педагогической технологии педагог.

А.С. Макаренко смоделировал цели воспитания и выделил общие и индивидуальные. Анализ теоретического характера авторского технологического подхода, позволил нам изобразить его методику прогнозирования целей схематичным образом.

Концептуализация идей нравственного воспитания А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве

В процессе нравственно-духовного воспитания старшеклассников заметную роль сыграл яркий жизненный пример А.С. Макаренко. В практическом опыте образовательного пространства стало традиционным раскрывание теоретических и практических достижений педагогов. В периодизацию обучения старшеклассников, на наш взгляд, необходимо обеспечивать их знаниями пережитого прошлого, идеи которых являются актуальными и на сегодняшний день. В связи с тем, что наше исследование имеет базисную основу в качестве творческого наследия А.С. Макаренко, мы проследили процесс его педагогического становления в рамках подготовки будущего учителя на современном этапе развития российского общества. [89]

Теперь обратимся к "внутренней природе" А.С. Макаренко, то есть к естественным качествам, характеризующие его как человека и профессионального педагога. Внутренняя природа педагога характеризовала его психологические, качества, имевшие место с гуманистической направленностью. Ведущий фактор саморазвития личности ученого-педагога – это его интерес к людям и к самой жизни. Рассматриваемый фактор присутствовал у А.С. Макаренко уже в тогда, когда перед ним ставился вопрос перед выбором профессии. На данной основе у него было сформированы коммуникабельность, необходимость в готовности в любой момент прийти на помощь, поделиться знаниями, проявить интерес и любовь к детям, к самой работе с ними.

При любви к каждому из учеников не только выставляла в свет А.С. Макаренко дорогим и близким человеком для его воспитанников, но и обогащала самого ученого-педагога. "Напряженный интерес к людям, который является характерной особенностью зрелого А.С. Макаренко, показался уже в ранние года его трудовой деятельности. Он являлся не только познавательным интересом или хладнокровной любознательностью педагога-экспериментатора. Это являлось вниманием старшего товарища, активная любовь, желание помогать ребенку. В любом из своих учеников А.С. Макаренко видел, первоначально, человека, причем растущего. И учитель имел стремление быть нужным и близким ребенку повсюду: в «натуральной» беседе, в классе, в игре. Именно поэтому научно-педагогическая работа еще в ранние года дала А.С. Макаренко глубочайшее и всестороннее развитое понимание человека, которое в дальнейшем так удивляло всех, кто знал его лично. Она воспитывала качества, которые необходимы будущему писателю, и, первоначально, умение видеть личность абсолютно любого человека в движении, в процессе внутреннего роста, в крепком взаимном действии с окружающей средой.

Гуманистическое отношение к ученикам вызвало интерес ученого-педагога отдаваться для работы с ними. А.С. Макаренко был обеспокоен моральным и трудовым воспитанием учеников, видевшие в нем необыкновенно настроенного для государственной старой школы учителя. [86] Существенное влияние на развитие гуманистически настроенной направляемости мыслительной деятельности молодого Макаренко оказал Г.П. Каминский, который являлся преподавателем советского языка и литературы в Кременчугском городском училище. Оптимизм – качество присущее от рождения А.С. Макаренко, качество, которое он в поздние времена обосновывал как главный технологический механизм построения методики перспективно направленных линий, как необходимую движущую силу, побуждающая к развитию, усовершенствованию, самосовершенствованию. Естественно настроенными обнаруживается и достаточно большое количество творческих способностей А.С. Макаренко. Молодой учитель не имел стремления "отработать" конкретно отведенные часы, затем заниматься своими, хоть и интересными, но являющиеся посторонними для общеобразовательной школы делами. Он выделял ученикам большую часть своего свободного времени. Довольно-таки часто занятия прерывались и начинались веселыми играми в жмурки, кошки-мышки, в снежки. А.С. Макаренко являлся одним из участников подобного рода игр. Направляющим качеством, которое характеризовало творческую структуру его личности являлся конечно, язык, как продукт осмысливающей деятельности.

Социальная и культурная ситуация в России в XXI веке сопровождалась заменой общественного порядка, остротой политических, социальных, экономических, духовных и нравственных проблем.

По данным Р.Г. Гуровой, только пять процентов старшеклассников высказали мнение, что для них характерным признаком является стремление проявлять милосердие, благотворительность, оказывать помощь ближнему. Образовательный процесс утратил свою основную составляющую идею -деятельность по развитию нравственно-духовных ценностей человека. С одной стороны, все большее значение приобретало наличие материально-значимых ценностей, с другой стороны - в обществе начинали признаваться индивидуально настроенные цели личности, которые включали в себя уникальность непосредственно каждого ученика, его право на личностно ориентированную стратегию развития. За последнее десятилетие государство создавала ориентацию для общеобразовательной школы, общества на воспитание юношеского поколения как главнейшую приоритетно направленную задачу. Демократическое государство ставило перед собой задачу создания таких социально-педагогических условий для свободного нравственно-духовного поиска и развития нравственно-духовных ценностей, при которых происходит активнейший поиск гуманистически направленных основ базового человеческого существования. [54]

В федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» задачи образовательного процесса и воспитания интегрировались в общий аксиологический комплекс: воспитание любви к Родине, гражданственной позиции, патриотического характера, взаимного понимания и сотрудничества между народами, дальнейшее следование общим человеческим ценностям, воспитание интернационалистических представлений, способность жить в современном обществе, одновременным образом стремясь к его самосовершенствованию, формирование научно значимой картины мира в абсолютно свободном выборе обучающимися взглядов и убеждений, а следовательно, и ценностно направленных ориентаций. Заметно существенные изменения в их структуре, которые связаны со сложнейшим процессом утверждения в области образования гуманистически и демократически направленных принципов, довольно-таки что вступающих в очень резкий конфликт с жестокими правилами рыночной экономики.

На сегодняшний день в России обозначились тенденции к обновленному подходу к состоянию и сущности, к сложившимся негативно настроенным последствиям воспитательной ситуации, основываясь на базовых диагностически значимых данных социологических наук, которые нацелены на нравственно-духовном оздоровлении воспитательно-образовательного пространства личности, которые отображены в программе саморазвития воспитательного процесса в системе общего образования России.

Педагогическая система А.С. Макаренко создает концентрацию своей деятельности в ближней перспективе при разработке методических рекомендаций прогнозирования воспитательной работы, основываясь на мониторинге функционирования воспитательного комплекса и информационной аналитической системы «Воспитание и развитие подростков в России», законодательного обеспечения благополучия старшеклассников, в соответствии с Конвенцией ООН.

В настоящий момент, если школа хочет стать конкурентно способной, то ей необходимо работать в логике учебно-образовательной потребности старшеклассника, одновременно давая в значительной мере качественное образование и воспитание, которое позволяет адекватно ориентироваться и достойным образом действовать в современной социальной и культурной ситуации. Модернизационный процесс возможен только путем развития новейшей модели воспитательной системы школы, класса как единого учебно-образовательного пространства, который структурирует целостность и полноту современного знания в форме гуманной ценности, характерственным образом здоровых ориентиров.

Похожие диссертации на Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А.С. Макаренко