Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Вакуленко Екатерина Гавриловна

Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству
<
Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вакуленко Екатерина Гавриловна. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Краснодар, 1998 226 c. РГБ ОД, 61:99-13/867-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Современное состояние обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству 19

1.1 Методология и теория деятельности как средства проявления и формирования личности 20

1.2. Современное состояние народного декоративно-прикладного искусства Кубани и роль общеобразовательной школы в сохранении культурной преемственности 27

1.3. Классификация и краткая характеристика видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани 38

Глава вторая. Организационно-педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному исскуству 46

2.1. Опытно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях по народному декоративно-прикладному искусству 46

2.2. Опытно-педагогическая работа со школьниками по обучению НДПИ и выявлению потребности школ в кадрах педагогов-мастеров 53

2.3 Кубанский Центр народных художественных ремесел как экспериментальная площадка 61

2.4. Особенности нравственного воспитания учащихся в среде Кубанского казачества 82

у 2.5. Нравственное воспитание учащихся в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства 87

2.6. Воспитание нравственной устойчивости личности учащегося в процессе изучения и освоения НДПИ 93

Глава третья. Подготовка кадров как одно из условий обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству 105

3.1. Разработка организационной структуры подготовки педагога-мастера НДПИ 105

3.2. Организация учебного процесса по специальным дисциплинам на кафедре НДПИ 111

3.3. Опытно-экспериментальная работа по подготовке в вузе педагога-мастера НДПИ 114

Заключение 125

Список использованной литературы 132

Приложения 151

Приложение 1. Программа наблюдений за проявлениями нравственно-трудовой активности школьника в художественно-ремесленной деятельности 151

Приложение 2. Таблица. Уровень развития нравственно-трудовой активности старших школьников в художественно-ремесленной деятельности 153

Приложение 3. Инструкция о проведении среза уровня развития нравственно-трудовой активности старшего школьника в процессе художественно-ремесленной деятельности 155

Приложение 4. Положение о Кубанском Центре народных художественных ремесел Ї58

Приложение 5. Учебный план Центра образования Карасунского административного округа г. Краснодара по специализации "Мастер-изготовитель художественных изделий из природных материалов" 167

Приложение 6. Программы по народному декоративно-прикладному искусству для общеобразовательных школ 169

Приложение 7. Образцы народного декоративно-прикладного искусства для учебного процесса 172

Приложение 8. Список участников, награжденных дипломами и медалями ВДНХ СССР по тематической выставке: "Традиции и новаторство: художественное творчество учащихся школ, ПТУ и средних специальных учебных заведений", проводимой в павильоне "Центральный" ВДНХ СССР в 1990 году 184

Приложение 9. Учебный план вуза культуры. Специализация "Народное декоративно-прикладное искусство" 185

Приложение 10. Программы по специальным дисциплинам (для гуманитарных вузов). Специализация

"Народное декоративно-прикладное искусство" 187

Приложение Л. Программа по специальности "Изготовитель художественных изделий из природного материала"

(для учащихся 10, 11 классов) 214

Приложение 12. Акт о внедрении результатов исследования Е.Г. Вакуленко в практику учебных заведений Краснодарского края 225

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе у народов России возрастает интерес к своей национальной истории и культуре, к народным традициям и обычаям, к возрождению народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ), к развитию национального самосознания, к народной педагогике. Народное искусство является одной из важных предпосылок воспитания гармоничной личности, развития нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры, роль которой в современном обществе велика. Дело в том, что определенная часть общества пытается традиционные нравственные и эстетические ценности "заменить" материальными, а это пагубно для молодежи. В современных условиях, когда произошла значительная утрата духовности, предстоит возвратить народу ту систему традиционных ценностей, на которой базируется национальное самосознание и гражданское согласие в обществе.1

На решение этой кардинальной задачи нацелены труды отечественных историков и этнологов (Ю.В. Бромлей,2 Б.Н. Путилов,3 Н.И. Бондарь4 и др.), литературоведов (Д.С. Лихачев5 и др.), искусствоведов (B.C. Воронов,6 А.В. Бакушинский, В.М, Василенко, М.А. Некрасова7 и др.). Патри-

Захарченко В.Г. К вопросу создания Краснодарского экспериментального центра фольклора и целостной системы по подготовке кадров // Классическое наследие и художественно-творческое воспитание. -Краснодар, 1989.

2 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983; Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. - 1988. - № 7. " Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура.-СПб., 1994.

4 Бондарь Н.И. Состав и специфика традиционной культуры Кубани // Проблема и пути развития художественного народного творчества Кубани. - Краснодар, 1998.

Лихачев Д.С. Заметки о русском. -М: Сов. Россия, 1984.

6 Воронов B.C. О крестьянском искусстве // Воронов B.C. Избр. тр. - М , 1972.

7 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М: Изобразительное ис
кусство, 1983.

архами отечественной народной педагогики по праву считают Г.С. Виноградова1 и Г.Н. Волкова.2

Недостаток сегодняшней образовательной системы кроется в том, что в ней недооценивается воспитание, что оно растворяется в образовании, вследствие чего утрачиваются общечеловеческие и национальные ценности, народ теряет свою историческую память. А "без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет лично-ста, без личности - нет народа"/

Народную педагогику Г.Н. Волков рассматривает с самых общих и самых важных позиций - как "педагогику жизни", глубоко раскрывая особенности чувашской народной педагогики.

На материале адыгской традиции И.А. Шоров4 обогащает концепцию народной педагогики, подробно исследуя как в Адыгее рассматривают семейное, общественное, трудовое воспитание, как адыги развивают ум, воспитывают честь, совесть, нравственные качества личности.

Как подчеркивает В.Е. Гурин, в современном обществе имеется высокая заинтересованность не только в развитии общей педагогики, но и новых ее отраслей, в частности этнопедагогики. Этнопедагогика - наука региональная, изыскивающая дополнительные учебно-воспитательные возможности в своем крае, регионе.

"Помогая людям осознавать свои национальные особенности, свой национальный воспитательный опыт, этнопедагогика содействует развитию национального самосознания, укреплению национального педагогического авторитета, традиций региона, выступает мощным фактором развития национальной культуры, учит дружбе народов. Региональные исторические, педагогические и культурные традиции нашего кубанского казачь-

1 Виноградов ГС. Народная педагогика. -Иркутск, 1926.

2 Волков Г.Н. Педагогака жизни, - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989.

3 Волков ГН. Мы обозначены единым словом человек...// Народное образование.
-1994.-№5.-С. 82.

4 Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. - Майкоп. Адыг. кн. изд-во, 1989.

его края привлекают все большее внимание исследователей (ВТ. Захар-ченко, В.Н. Ратушняк, Н.И. Бондарь, А.А. Иванова, Е.Г. Вакуленко и

др-)".1

Наше исследование строится на основе интеграции положений, как общей педагогики, так и этнопедагогики, ее региональных традиций.

Ю.К. Беджанов считает, что при обучении студентов художественно-графических факультетов пединститутов необходимо обращать внимание на развитие у них творческих способностей, творческого воображения, что связывать обучение профессии художника с народным декоративно-прикладным искусством должны преподаватели многих спецдисциплин (а не какой-то одной дисциплины), что связь эта должна устанавливаться не только в учебном процессе, но и во внеаудиторной деятельности студентов. Так, в учебном процессе возможны диафильмы и кинофильмы, курсовые и дипломные работы по народному искусству, а во внеучебное время, как дополнительные добровольные мероприятия, просмотры студентами кинофильмов, диафильмов, а также систематическое посещение кинолектория; члены студенческого научного кружка могут собрать во время экспедиции полевой материал, сделать зарисовки и фотографии, собрать экс-понаты для факультетского музея искусств. Конечно, размышления и рекомендации Ю,К. Беджанова, носящие фрагментарный, а не систематический характер, представляют собой отдельные разрозненные экскурсы в народное искусство, но проблемы в целом они не решают: здесь нет системы в подготовке педагога-мастера, а имеются лишь начальные подструктуры к проблеме.

Итак, Ю.К. Беджанов не ставит целью готовить в вузе на специальном отделении или факультете педагога-мастера народного декоративно-прикладного искусства.

Гурин В.Е. (ред.) Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. - Москва - Краснодар, 1998. - С. 22-23

2 Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. - Карачаевск, 1994. -С. 41-57.

В историческом плане для нас представляет интерес работа Н.И. Бондаря.

Н.И. Бондарь провел исследование, посвященное формированию и развитию традиционной духовной культуры кубанского казачества, т.е. изучил календарные праздники и обряды конца XVIII - начала XX вв. Проблема рассмотрена им в историческом аспекте.

Г.В. Похолкин исследовал трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Базой его исследования послужила деятельность школ и групп продленного дня2 Однако и здесь интересующая нас проблема выявления педагогических условий обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству и подготовки педагога-мастера совсем не ставится и не анализируется.

А.А. Иванова в своем исследовании выявила особенности этнического самосознания подростков-казаков Кубани в контексте межнационального общения.3 В ее диссертации выявлены и охарактеризованы психологические особенности подростков-казачат.

Необходимость приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре народов России подчеркнута в государственных документах: Законе Российской Федерации "Об образовании",4 "Базисном учебном плане школы Российской Федерации", получила отражение в региональных и местных учебных планах. Однако практически эта проблема до сих

1 Бондарь Н.И. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского
казачества (Календарные праздники и обряды. Конец ХУШ - начало XX вв.). - Авто-
реф. дис. канд. историч. наук. -Ленинград, 1988.

2 Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного
искусства (на материале школ и групп продленного дня). - Автореф. дис. канд. пед. на
ук.-М., 1978.

3 Иванова А. А. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте
межнационального общения. Автореф. дис. канд. психолог наук. М., 1995.

4 Закон Российской Федерации "Об образовании", 1992.

" Базисный учебный план школы Российской Федерации, 1993

пор не решена, и такое промедление может привести к утрате народного искусства, в том числе декоративно-прикладного - ценнейшего средства гражданского, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Правда, под влиянием государственных документов в учебный план средней школы включены некоторые прогрессивные новшества. В их числе - занятия по НДПИ по выбору, осуществляемому школой. Мы считаем это существенным сдвигом в организации художественной деятельности школьников, хотя сам выбор не всегда обоснован, чаще случаен. Уровень обучения избранному виду художественного ремесла в настоящее время низок из-за отсутствия в школе должной материально-технической базы и квалифицированных кадров педагогов-мастеров. В методическом плане до сих пор не выяснено, какие педагогические условия следует считать оптимальными для обучения школьников основам НДПИ.

Сегодня, в связи с ростом этнического самосознания и интереса к традиционной культуре, в том числе к НДПИ, открываются специализированные школы, гимназии, лицеи, а также Центры народной культуры, народных художественных ремесел, где изучение народного искусства отнесено к числу основных дисциплин. Поэтому возросла потребность в квалифицированных кадрах по народной культуре и НДПИ. Но их практически нет, что отмечалось на Всероссийском совещании по проблемам изучения народного искусства (Нижний Новгород, 1994).

Кроме того, в современных учебных планах вузов отсутствует профессионально-педагогическая подготовка учителей этого профиля, тогда как она является одним из важнейших педагогических условий обучения НДПИ в школе.

Попытки научной разработки возникшей проблемы уже предприняты Т.Я. Шпикаловой,1 Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, А.С. Хворостовым, В.А. Барадулиным и др. В их исследованиях и методических материалах обоснованы общие подходы и методы, проанализировано состояние отече-

1 Шпикалова Т Я. Народное искусство на уроках декооативного рисования. - М, 1979

ственной педагогической практики (аспект приобщения к НДПИ), предложены полезные рекомендации. Однако эти исследователи не выявили всех необходимых педагогических условий обучения учащихся основам НДПИ, не раскрыли кардинальный вопрос о специальной подготовке педагогов-мастеров.

Анализ состояния теории и практики обучения НДПИ позволяет обозначить основную .проблему диссертации. Проблема состоит в противоречии между наличной педагогической практикой и современными дидактическими требованиями, в том числе в отсутствии надежной модели системьі_педагогических условий, необходимых для^спешного_рбучіения учащихся основам НДПИ. Осмысливая эту проблему, предстоит уяснить, каковы педагогические условия успешного овладения НДПИ учащимися, какова роль в этом педагога-мастера, как подготовить его в вузе.

Решая эту проблему, мы строим свое исследование на основе интеграции положений, как общей педагогики, так и этнопедагогики, а также с учетом региональных традиций народного искусства.

Объект исследования - процесс обучения учащихся (школьников и студентов) народному декоративно-прикладному искусству.

Предмет исследования - педагогические условия организации обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству.

Цель нашего исследования: моделирование оптимального комплекса педагогических условий обучения НДПИ.

Гипотезой исследования является предположение о том, что обучение учащихся народному декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах может быть успешным при условии, если:

- учащиеся будут обучаться по соответствующим учебным планам, программам, с учетом региональных особенностей, в соответственно оборудованных учебных мастерских, имеющих наглядные пособия и образцы народного декоративно-прикладного искусства Кубани;

учебные занятия с учащимися будут вести квалифицированные педагоги-мастера, имеющие специальную подготовку в вузе, народные мастера, владеющие народной традицией Кубани;

учащиеся будут вовлечены в творческий поиск, в исследовательскую работу, станут участниками экспедиций, встреч с народными мастерами и экскурсий в музеи-заповедники;

в педагогических вузах, вузах культуры будут созданы специальные отделения или факультеты подготовки педагогов-мастеров по НДПИ;

деятельность этих отделений или факультетов будет организована на научно-педагогических основах, т.е. на тщательно обоснованной специальной документации (профессионально-педагогический стандарт, Устав, Положение, учебный план, программы по специальным дисциплинам) с привлечением необходимых современных общенаучных дисциплин;

будет создана необходимая материально-техническая база для занятий по специальным дисциплинам в местах школ традиций Кубани, будут оборудованы мастерские с учетом специфики НДПИ Кубани в учебных заведениях;

будет разработана методика обучения НДПИ в ее взаимосвязи с другими видами и жанрами народного искусства (музыка, песня, танец);

- отделения или факультеты будут укомплектованы квалифициро
ванными кадрами преподавателей-мастеров НДПИ.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:

  1. Выявить современные проблемы обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству.

  2. Разработать комплекс педагогических условий процесса обучения подрастающего поколения НДПИ с учетом опыта народных мастеров Кубани.

  3. Определить условия специальной подготовки педагогических кадров для обучения подрастающего поколения народному декоративно-прикладному искусству.

Методологической основой исследования являются философия познания, диалектика развития с ее идеей перехода количества в качество, учение об эстетике и искусстве как средстве педагогического воздействия, учение о нравственности как форме общественного сознания, выступающей основой социальной ценности личности, психологическая и философская идея о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии личности, педагогическая идея о необходимости учета региональных особенностей в гармоническом развитии личности, современная теория НДПИ и традиционной культуры в целом, в том числе идея М.А. Некрасовой о роли народного мастера.

Кроме того, в диссертации учтены данные Ю.П. Сокольникова о системном подходе к воспитанию школьников.

В нашем исследовании использованы в комплексе следующие метек ды: теоретические (анализ и синтез), диагностические (наблюдение, тесты, парное сравнение, анкеты, рейтинг), формирующие (опытно-экспериментальная работа, экспедиции и др.).

Основные этапы нашего исследования таковы.

Первый этап (1984 -1989) - изучение состояния проблемы; проведение экспедиций по Краснодарскому краю с целью ознакомления с состоянием НДПИ, выявления различных школ традиций в народном искусстве Кубани, видов НДПИ, характерных для этого региона, изучение архивных и музейных материалов (30 районов края). На этом же этапе формировался научный аппарат исследования.

Второй этап (1989 -1993) - организация экспериментальной работы: создание Кубанского Центра народных художественных ремесел как экспериментальной площадки, разработка комплекса педагогических условий

1 Некрасова М.А. (ред.). Народные мастера, традиции, школы. - Вып. 1. - М.: Изобра
зительное искусство, 1985.

2 Сокольников Ю,П, Системный подход к воспитанию школьников: Программа спец
курса для пед. ин-тов и ун-тов. —М.: Прометей, 1989.

обучения учащихся НДПИ, создание программ кафедры НДПИ, региональных учебных программ, внедрение авторского опыта и программ в различные учебно-воспитательные учреждения края.

Третий этап (1993-1998) - опытно-экспериментальная работа по разработке системы обучения педагогов-мастеров НДПИ и ее обобщение, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, написание текста диссертации, внедрение результатов исследования в практику.

Базу нашего исследования составили: 890 старшеклассников в Кубанском Центре художественных ремесел; 310 дошкольников в детских садах; 40 студентов кафедры НДПИ Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ); опыт 37 народных мастеров Кубани; 537 педагогов и воспитателей, прошедших наши курсы переподготовки; ознакомление с опытом Адыгеи, Чувашии, Татарстана, а также Архангельска, Нижнего Новгорода и других городов России, с опытом стран СНГ - Украины, Белоруссии, Армении.

Ш^МЗЯ_яотшЗ. и теоретическая значимость исследования определяются тем, что:

  1. Определен и обоснован комплекс необходимых педагогических условий непрерывного обучения учащихся основам НДПИ в различных типах учебно-воспитательных учреждений, что позволило научнообосно-ванно и эффективно приобщать подрастающее поколение к традиционной культуре.

  2. Теоретическая значимость исследования определяется созданием эффективного способа изучения, сохранения и развития НДПИ, которое является важным средством гражданского, нравственного, трудового, эстетического воспитания личности.

  3. Разработана педагогическая система обучения учащихся НДПИ с учетом опыта народных мастеров Кубани.

  1. Впервые в России разработана и внедрена система подготовки специалистов по НДПИ на материале традиционной культуры Кубани.

  2. Впервые разработаны региональные программы непрерывного обучения дошкольников и учащихся средней общеобразовательной школы, высшей школы, которые внедрены в практику обучения НДПИ.

  3. Разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации для педагогов школ края по обучению детей народному декоративно-прикладному искусству, что позволило поднять эту работу в крае на новый качественный уровень.

  4. Предложены и внедрены новые типы учебно-воспитательных учреждений, в которых возможна целенаправленная и педагогически эффективная работа по приобщению подрастающего поколения к НДПИ в условиях Кубани.

  5. Разработана региональная программа комплексного изучения, сохранения и развития НДПИ Кубани с учетом установленных социальных, педагогических, искусствоведческих условий. Программа послужила основой для развития различных научно-методических направлений работы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Выявленные нами различные уровни развития нравственно-трудовой активности старшеклассников в процессе обучения НДПИ (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) определяются соответствующей сформированностью знаний, навыков и умений как компонентов творческой трудовой деятельности, а также их нравственно-поведенческой сферой, нравственным обликом школьников. Разработанный нами критерий оценок уровней (пять градаций) и их признаков (восемь) позволяет не только измерять, но и целенаправленно управлять процессом личностного и профессионального развития учащихся школы и вуза.

  2. Разработанные нами программы, методики, технологии обучения мастерству учащихся средней школы в системе УПК (ныне специализиро-

ванные лицеи) позволяют молодым людям становиться специалистами-мастерами в области НДПИ, воссоздавать, возрождать на высоком уровне опыт старых мастеров, их изделия. На базе такого обучения учащихся возможно дальнейшее совершенствование, а также получение высшего педагогического образования.

3. Разработанное нами на основе принципов деятельностного подхо
да и целостного развития личности концептуальное положение гласит, что
возрождение НДПИ возможно лишь на основе глубокого освоения учащи
мися, молодежью мастерства в области НДПИ с учетом народной тради
ции. Только мастер, в совершенстве владеющий технологией НДПИ, мо
жет в точности воспроизвести, возродить изделия прошлого, повторить их
на том уровне, на каком они были созданы. С другой стороны, только став
мастером в области НДПИ, человек может стать настоящим педагогом.
Таким образом, только педагог-мастер может квалифицированно руково
дить возрождением подлинного народного искусства, воспитывая при этом
личность и формируя высокий профессионализм. В отличие от других ав
торов, мы считаем, что глубокая специализация и мастерство в области
НДПИ - самый надежный путь возрождения народного декоративно-
прикладного искусства сегодня, ибо учить мастерству может лишь лич
ность, мастер, педагог в совокупности этих многогранных качеств. Для
воспитания и профессионального обучения сегодняшней молодежи и мо
жет быть настоящим педагогом только личность, только мастер.

4. Разработанная нами концепция обучения в вузе педагогов-
мастеров НДПИ при опытно-экспериментальной проверке оказалась со
стоятельной.

5. В целях создания системы сквозного непрерывного обучения уча
щихся НДПИ мы также (помимо названных программ обучения старше
классников и студентов) разработали программы обучения дошкольников,
младших школьников и подростков общеобразовательной школы доступ-

ные (в возрастном плане) основы освоения этих видов народного искусства. Программы пригодны как для обязательного, так и для факультативного обучения.

6. НДПИ дорого нам не только своей самоценностью, но и тем, что оно - прекрасное средство нравственного, гражданского, патриотического, трудового, художественно-эстетического воспитания и развития личности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных практических рекомендаций по созданию определенных педагогических условий при обучении учащихся НДПИ, по организации подобных кафедр НДПИ в других регионах и использованию наших рекомендаций при переподготовке учителей труда, ИЗО, педагогов средних специальных учебных заведений, ПТУ и т. д. Возможно использование наших рекомендаций в процессе нравственного, трудового, эстетического и художественного воспитания учащихся средней и высшей школы.

Достоверность выводов и рекомендаций диссертанта обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью цели и задач исследования, соответствием комплекса методов исследования этим задачам, разработкой проверенных на практике теоретических и практических выводов исследования и рекомендаций по воспитанию учащихся в процессе изучения и освоения НДПИ, ремесленной деятельности, по воспитанию педагогов-мастеров в условиях работы специальной кафедры НДПИ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследований периодически обсуждались на кафедре педагогики Кубанского государственного университета, на городских, краевых, всероссийских и международных педагогических конференциях. Материалы исследований публиковались в научных сборниках. Основные выводы и результаты исследований обсуждались также на кафедре и Совете факультета традиционной культуры КГУКИ, на курсах переподготовки учителей города и края, на занятиях со старшеклассниками и студентами

КГУКИ. Выводы исследований обобщены в учебных планах, программах, методических пособиях и внедряются в различных типах учебных заведений, в материалах многочисленных выставок в крае, России, за рубежом.

Личный вклад соискателя: разработана комплексная региональная программа непрерывного изучения, сохранения и развития НДПИ Кубани; проведена ее экспериментальная проверка в детских садах и школах Краснодарского края, в КГУКИ; впервые в отечественной практике разработаны и экспериментально проверены учебные программы по специальным дисциплинам и система подготовки педагога-мастера НДПИ в вузе; под руководством диссертанта создан и работает Кубанский Центр народных художественных ремесел как экспериментальная площадка, где проходят подготовку по НДПИ учащиеся школ; в структуре Центра функционирует проблемная лаборатория для переподготовки преподавателей изобразительного искусства и труда, а также воспитателей детских дошкольных учреждений.1 Все это подтверждается Актом о внедрении результатов исследования (см. Приложение 12).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 12 приложений.

Во введении дано обоснование актуальности темы, исследования, раскрыт научный аппарат, разработана методика исследования и его этапы, раскрыты теоретическая и практическая значимость исследования, его новизна, положения на защиту, достоверность исследования, апробация и внедрение выводов и результатов исследования в практику.

В первой главе на основе полевых исследований (экспедиций по краю) дается материал об истории и современном состоянии НДПИ славянских народов Кубани, о практическом приобщении детей к народному

Дегтерев Е.А. Вакуленко Екатерина Гавриловна. Персоналии в педагогике: идеи, опыт, проблемы. Учеб. пособие / Под ред. В.Е. Турина. - Краснодар: КубГУ, 1998. -С. 195-196.

декоративно-прикладному искусству в процессе художественного труда родителей, раскрывается влияние народных традиций на образ жизни сельского населения Кубани, на формирование бытовой национальной культуры. Раскрываются особенности мастерства народных мастеров по вышивке, плетению из лозы, соломы, керамике (гончарстве) и т.д.

Во второй главе на основе опытно-экспериментальной работы автора диссертации помещены материалы о возможностях и потребностях дошкольников и школьников Кубани в изучении и освоении НДПИ, в занятиях народно-художественной деятельностью, о влиянии этой деятельности на воспитание и развитие гармоничной личности. Кроме того, приводятся конкретные материалы о потребности ДДУ и средних школ в квалифицированных педагогах-мастерах.

В третьей главе дан экспериментальный материал по подготовке педагогов-мастеров НДПИ в условиях проведенного нами эксперимента на факультете традиционной культуры при КГУКИ и научнообоснованные рекомендации по созданию педагогических условий по организации учебного процесса по специальным дисциплинам в вузе (вышивка, ткачество, резьба по дереву, плетение соломкой, гончарное искусство).

В заключении диссертации сформулированы основные выводы по итогам проведенного исследования и практические рекомендации по педагогическим условиям обучения НДПИ в средней школе и специальной подготовке педагогов-мастеров НДПИ в вузе.

В приложениях сосредоточены материалы по методике исследования, методические разработки для учебных заведений, учебные планы и программы, организационные документы, акт о внедрении результатов исследования в педагогическую практику.

Методология и теория деятельности как средства проявления и формирования личности

Как подчеркивает отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, одну из актуальнейших задач нашей психологии составляет преодоление пассивной созерцательности и развитие сознания личности, ее активной преобразовательной деятельности, созидательной направленности человека.

В связи с этим целью данного раздела является изучение роли деятельности в формировании личности и профессиональном развитии.

Деятельность личности - сложное явление. Различные ее стороны изучают различные науки: общественная сущность деятельности является предметом общественных наук; ее физиологические механизмы изучает физиология. Психология изучает психическую сторону деятельности; педагогика - вопросы оптимального использования деятельности для гармонического развития человека.

Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности, имеющие комплексный, конкретный характер. Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательная и целенаправленная. В ней и через нее человек реализует свои цели.

Значение деятельности прежде всего в том и заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, а в действенной жизни, активной деятельности формируются воля, ум, нравственность личности, ее потребности, творческие способности. В свою очередь, потребности побуждают человека к сознательной деятельности. Образуется "цепочка" взаимодействия: потребности побуждают к деятельности, а деятельность формирует новые потребности.

С.Л. Рубинштейн в действиях и деятельности людей различает двойной план. Во-первых, каждое действие и деятельность человека в целом -это прежде всего воздействие, изменение действительности. Она заключает в себе отношение индивида как субъекта к объекту, который эта деятельность порождает, объективируясь в продуктах материальной и духовной культуры.

Во-вторых, вещи или объекты, порожденные человеком, включаются в общественные отношения. Через посредство вещей человек соотносится с человеком и включается в межлюдские отношения. Поэтому действия и деятельность человека в целом - это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт - отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность - не внешнее делание, но и позиция по отношению к людям, к обществу, которую человек утверждает. И особенно существенным в мотивации деятельности является отношение человека к общественному содержанию, к нормам права и нравственности. Поэтому центр тяжести в мотивации человеческих действий переключается из сферы вещной, предметной в план лич-ностно-общественных отношений, осуществляющихся при посредстве первых и от них неотрывных.

Если эта сторона приобретает в действиях человека основное, ведущее значение, тогда деятельность человека глубоко осознается и приобретает новый специфический аспект, она становится поведением.

Поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нормам. Самым существенным в нем является общественное, идеологическое, моральное содержание. "Единицей" поведения является поступок, как "единицей" деятельности действия. Поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали.

Поскольку в поступке определяющим является его общественное содержание, поступок не сводится лишь к внешнему действию; в некоторых случаях воздержание от участия в каком-нибудь действии само может быть поступком, если оно выявляет позицию, отношение человека к окружающему.

В поступках, в действиях людей их отношение к окружающему не только выражается, проявляется, но и формируется: действие выражает отношение, но и обратно - действие формирует отношение.

В мотивации человека господствует крайнее расщепление: человек выполняет свой долг, но действует вопреки своему влечению. Осуществление поступка, заключающее в себе определенное моральное содержание, может быть для человека осознаваемым им долгом и, вместе с тем, непосредственно испытываемой потребностью, когда общественно значимое становится для него вместе с тем и личностно значимым.

Действенная сила долженствования, когда общественно значимое становится и личностно значимым для него, проявилась с изумительной мощью в героических делах нашего народа по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.

Деятельность складывается из совокупности действий. Когда действие осознается человеком, оно становится поступком. Если деятельность складывается из действий, то поведение из поступков. Деятельность и поведение - сознательные компоненты личности, ее проявлений, ее развития.

Таким образом, структура деятельности складывается из движений, действий и мотивов. А структура поведения - из движений, поступков и мотивов.

Чтобы добиться успеха в любом деле, нужно больше думать о своем деле, а не о своем успехе.

Современное состояние народного декоративно-прикладного искусства Кубани и роль общеобразовательной школы в сохранении культурной преемственности

Задачей данного раздела является изучение современного состояния народного декоративно-прикладного искусства и определение роли общеобразовательной школы в сохранении культурной преемственности на Кубани.

Общеизвестна этнокультурная специфика Кубани в связи с полиэт-ничностью проживающего населения. Современное состояние народного декоративно-прикладного искусства Краснодарского края во многом предопределяется состоянием народной культуры славянского населения Кубани, которое составляет более 85% жителей. Это и позволяет нам рассматривать обозначенную проблему в контексте этнославянской культурной традиции.

Формирование традиционной культуры славянского населения Кубани осуществлялось запорожскими, донскими казаками, иногородними из центральной и южной частей России, прибывавшими на Кубань с 1792 года в несколько этапов, под влиянием взаимодействия их с горскими племенами.

Культурная восточнославянская традиция Кубани специфична и имеет свои особенности. Во-первых, кубанская традиция - это традиция позднего формирования. Во-вторых, освоение Кубани, прежде всего казачеством, осуществлялось с разных территорий. В-третьих, культурное пространство формировалось поэтапно в соответствии с цикличностью заселения. В результате этносоциальных и этнокультурных процессов неоднородность кубанской традиции была унифицирована и сложилась в общекубанское культурное ядро.1 Одновременно сохранялись и получали свое развитие локальные особенности, отражающие местную природную и культурную специфику в рамках кубанской традиции, что подтверждается исследованиями ученых, в том числе и в области народного искусства.

Однако, начиная с 20-х годов XX столетия, с различной степенью активности искусственно инициируется и стимулируется процесс утраты этнокультурного фонда, направленный на уничтожение этнического самосознания, традиционного жизненного уклада, стирание специфических черт народной культуры. В этот период принципиальным изменениям подвергаются состав, функции, характер, социальная среда бытования и мировоззренческая основа традиционной культуры кубанского казачества. Изменение социально-экономических условий повлекло невостребованность части традиционной культуры, утрату ряда духовных ее начал. Оказались почти утраченными его обрядовая и бытовая функции. В настоящее время преобладающей является его эстетическая функция, что и определяет сегодня существование некоторых его видов в пассивном бытовании, В связи с этим исчезли и многие виды народного декоративно-прикладного искусства.

С середины 70-х годов в Краснодарском крае активизируется интерес к изучению, сохранению и развитию народного искусства и в целом традиционной культуры. Этими вопросами занимаются историки, искусствоведы, педагоги, работники образования и культуры. Проводятся Всероссийские и краевые научно-практические конференции в области народного искусства, фестивали, концерты, выставки, фольклорно-этнические экспедиции, разрабатываются различные комплексные программы системного изучения местной традиции. Создаются специальные учреждения и учебные заведения нового типа: казачьи школы и гимназии, Кубанский центр художественных народных ремесел, Центр народной культуры Кубани, который возглавляет народный артист России, лауреат Государственной премии России профессор В.Г. Захарченко.

Опытно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях по народному декоративно-прикладному искусству

Диссертант принимал непосредственное участие в опытно-педагогической работе 1992-1997 г.г. в детском саду № 79 г. Краснодара с целью проверки разработанной им Программы и методики этих занятий. Занятия проводились с воспитателями по овладению ими мастерством художественного ремесла (по вышиванию, плетению из природного материала, аппликации) и с детьми. На занятиях с детьми присутствовали воспитатели, и родители.

В своей опытно-педагогической работе эти требования мы поставили во главу угла. При этом мы учитывали, что преобладающей художественной деятельностью должен быть ручной труд, развивающий детские пальчики, тонкость движений и зрение (способное видеть оттенки цвета и их сочетание). Это особенно важно с 2 до 7 лет, когда пальчики еще не окостенели. Развивая фаланги, мы формируем основу освоения письма, а затем выбора профессии, где требуется это точное движение. Важно не упустить это время, эти возможности.

Детский сад выполняет особо важную роль в подготовке детей к серьезным занятиям НДПИ. Как отмечают психологи,1 в этом возрасте наиболее зримо проявляются художественные задатки, которые важно своевременно родителям и воспитателям заметить, создать условия для их первоначального развития. Поэтому главной задачей занятий по художественной деятельности с дошкольниками является развитие движений кисти и фалангов пальцев.

Незамеченные задатки детей и неразвитые тонкие движения - одна из причин случайного выбора профессии, что ведет впоследствии к неудовлетворенности своей деятельностью, к снижению производительности труда, его качества, к производственным конфликтам, неудовлетворенности человека собой, людьми, обществом.

Программа занятий с воспитателями включала:

1) Осознание значения занятий НДПИ для воспитания детей и ее состояния (4 часа).

2) Практическое обучение воспитателей ремеслам по выбору в форме индивидуальных занятий.

3) Методика работы с дошкольниками (72 часа)

Во второй младшей группе дети побывали в мастерских Центра художественных ремесел. Дети с интересом рассматривали изделия, выполненные учащимися и мастерами Центра. Они задали много вопросов: "А из чего сделано, смогу ли я? Можно попробовать поплести? Научите меня?"

Дети проявили большой интерес к плетению соломкой. Детей, которые отрицательно отнеслись к ремесленной деятельности, не было. Были дети, у которых не получалось сразу, и они переживали, что у них не выходит. Их убеждали в том, что со временем все у них получится.

С детьми занятия проводились в течение 4 лет. За это время они научились элементарным навыкам плетения из соломки (подставки) и вышивки (салфетки). Мы предприняли попытки проводить занятия с детьми индивидуально и малыми группами. Больше половины детей экспериментальной группы задания осваивали довольно быстро и достаточно хорошо, а некоторые из них, усвоив приемы изготовления, оказывали помощь отстающим.

Дошкольники, особенно младшие, быстро утомлялись даже при выполнении интересной работы. Поэтому необходимо строго соблюдать дозировку занятий, постепенно наращивать время их выполнения, чередовать с другими видами деятельности, постепенно усложняя степень трудности этих занятий.

Дошкольников мы обучали элементарным знаниям и умениям, которые необходимы для систематического обучения в средней школе.

Все дети ходили на эти занятия охотно, работали с увлечением и с нетерпением ждали каждого занятия, забывали про игрушки и еду. Эмоционально делились своими впечатлениями дома с родителями. Через детей был вызван интерес к данной деятельности и у их родителей. Бабушки, дедушки и родители проявляли желание познакомиться с народными ремеслами. Они находили и приносили воспитателю старинные вышитые рушники, скатерти, плетеные кружевные салфетки и пр.

Разработка организационной структуры подготовки педагога-мастера НДПИ

Одним из первейших условий профессиональной подготовки квалифицированных педагогов-мастеров для системы средних учебных заведений в условиях специального отделения или факультета является научнообоснованный стандарт учителя народного декоративно-прикладного искусства, включение в нормативные документы этой педагогической специализации.

Пока подготовка учителей такого профиля не проводилась. В процессе всестороннего исследования проблемы мы убедились в необходимости организации специальных факультетов при педвузах или вузах культуры. В нормативных документах ("Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) дан Госстандарт по специальности № 053000 - "Народное художественное творчество", утвержденный Приказом Госкомитета РФ по высшему художественно-педагогическому образованию от 05.03. 94 г. № 180.

В этом документе не названа квалификация педагог-мастер по народному декоративно-прикладному искусству и художественным ремеслам, хотя потребность в таких кадрах возрастает на примере народов Кубани и других регионов России, которые исстари, со времен Древней Руси, занимались различными художественными ремеслами и передавали свое мастерство подрастающим поколениям. О возросшей объективной необходимости и потребности в профессионально подготовленных мастерах-педагогах по народно-художественным ремеслам для системы дошкольных учреждений, школ, средних и высших учебных заведений, как нами доказано, свидетельствует тот факт, что только для Кубани таких педагогов-мастеров необходимо триста человек.

Диссертанту доверили и поручили закладывать фундамент кафедры по подготовке в вузе педагогов-мастеров НДПИ, разработать основную информационно-педагогическую и методическую базу.

Мы начали с разработки необходимых организационных документов. Были составлены Учебный план специализации НДПИ, программы по специальным дисциплинам, требования к выпускникам и пр. (см. Приложения 9, 10). Параллельно - на этом же этапе - была разработана новая модель специалиста применительно к области НДПИ (педагог-мастер). В основу положен Государственный стандарт высшего образования (1994), включены также специальные требования, учитывающие профиль мастерства.

Необходимо было разработать модель специалиста, подготавливаемого на кафедре. В основу этого документа мы положили Госстандарт по преподаванию, существенно дополнив его требованиями к педагогу-мастеру по специализации "Народное декоративно-прикладное искусство". Специальных исследований по подготовке учителей-мастеров по художественным ремеслам славянских народов пока нет. Это затрудняло нашу работу, требовало от нас самостоятельного решения проблемы. В комплексе разработанных интегрированных программ по учебным курсам на кафедре составными частями вошли общенаучные дисциплины, педагогические, специальные (см. Приложение 9).

Общие требования к учителю средней школы разработаны исследователями-педагогами и психологами Н.В. Кузьминой,1 Т.А. Ильиной,2 Ю.К. Бабанским3 и многими другими учеными, которые считают, что учитель должен овладеть солидной теоретической и практической подготовкой по педагогическому циклу наук и по специальному предмету преподавания, овладеть высокими морально-этическими качествами.

Модель подготовки педагога-мастера по народному декоративно-прикладному искусству сложна тем, что требует сочетания двух видов способностей: специальных, как у мастера народного художественного ремесла (здесь мы придерживались концепции народного мастера, разработанной М.А. Некрасовой), а также педагогических - общих и частных (по методике обучения ремеслу). Педагогу-мастеру по обучению НДПИ нужно владеть информацией по истории народного декоративно-прикладного искусства народов своего края, России, мира, знать теорию этого вида искусства, технику и технологию творческого процесса создания художественных ценностей.

Похожие диссертации на Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству