Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое руководство развитием зрительной памяти у учащихся 1-4 классов в процессе обучения изобразительному искусству Сазонова, Екатерина Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сазонова, Екатерина Ивановна. Педагогическое руководство развитием зрительной памяти у учащихся 1-4 классов в процессе обучения изобразительному искусству : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1996.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 96-13/357-9

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиям глубоких преобразовании во всех cfepax обществЬино2 кизни, где гуманистическое начало приобретает все больЕгуа значимость, возрастает необходимость в. твсозчзскя развитом иолодои поколении, способном понять, оценить я преобразовать в своей практической деятельности, окруаапций мир.

Актуальнее, в наш дни задачи улучшения художественного образования в эстетического воспитания современных школьников предполагают развитие у. них чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, укзндя"понимать и пенить произведения искусства, панятникн ссториз и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

. Современнее задачи общеобразовательной школы во кногоа связаны с практпчесзоЗ реализацией'идей рззвзващего обучения (Л.С.Виготсяий). ЕагисЗ Еаучно-прзктической задачей является орггнЕзапяя в ледзгогвчзскоя процессе оптимальных условий для становления излостной, гармонически развитой личности..В этой связ5 вознкпает потребность в їтспхслсгс-їк^згогическзх разработках новых методов сбучекзя с целід развития у учащихся способности к активно.! тнорческоЗ познавательной деятельности. Один из аспектов зтсЗ щюбясин - рззвзтзе звательной пашп-а у Едяадпих езольнппов в процессе обучения изобразительному искусству - явился ткясЯ нашего исследования. Существенно, что развитие зрительной пзкяти икает препцгязстзенпое значение для методики обучения изобразительному искусству в период начального обучения. В этот период. риссЕаниезыступа'от как естественная я . необходимая для . дальнейшего, формования личности ребенка форма познания и оіра-ненпя действительности, при которой доглзнирует зрительная пймять. Изучение сбразно-шиглачаских процессов в структуре изобразительной деятельности приобретает особую актуальность в комплекса психологических проблем, связанных с развитием худопественнс-творчос-ких способностей рабенка. Таким обрззои, потребности школьной педагогики приводят к.необходимости создания психологически и педагогически обоснованной методики развития зрительной памяти учащихся 1-4 классов в процессе обучения изобразительному искусству, то есть необходимости эффективного педагогического руководства этим

прояеесок.

Таким образ esc, одкни. из уел овей успешного решения задачи развития зрительной лагяятй у младайг'ШїОлькаков является систем-Еніі подход, органичное единство венходогсь-педагогйчаских исследований с собственно изобразительным искусством.

П тэ о б л е к ой ..нследовен в.я явилась разработка, научное обоснование в гкоперикектальнэя проверка эффективных педагогических путей, петодов и средств развития зрительной памяти у младших школьник(1-4 классов). В процессе обучения изобрззкте-яьвецу искусству реззііие srot проблемы составило Е п^е г,шь изследеванЕЯ.

О 6. 8.Е.Ї0К исследования выступал пронесе развития зрительной памяти у клздазх шеольников на занятиях изобразительным искусством.

Доедает к с с л є д о в эй и я; педагогические основи методики, пути, кетодн и средства развития зрительной па-мата у учащихся 1-4 классов в процессе обучения изобраззтельноцу искусству.

Е основу исследования водояепа гипотеза, которая язяяется предположением о тса, это память ІШІС 'система в'едавстве ее зрительной, образной, вербалько-логичоской, мот ордой а эмоциональной форм ионе? выступать вапкейшим психологическим шхапиэмок развита взобрззитель!ї>і деятельности детей, изменяясь в развиваясь вместе' с развитием и соворщэкствЬванпсм этой деятельности при условии разработки и еспольбозснин в педагогической практике эсМоетсвлых педагогических путей, истодов и средств развития памяти, то ость при условии эффективного педагогического руководства.

Б соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:.

  1. Раскрыть проблему развития зрительной памяти у кладшлх школьников в проиессе обучения изобразительному искусству как психслого-педагогнческув проблему.

  2. Выявить кесто и роль зрительной памяти в эстетическом воспитании я художественной образовании шедших школьников.

  3. Установить возрастные и индивидуальные особенности в развитии зрительной памяти у учащихся 1-4 классов в продессе обучения изобразительному искусству (рисование с натуры, по памяти.

но представлении, на теин, иллюстрирование).

  1. Раскрыть я научно обосновать эффективный педагогические пути, кетоды з средства развития зрительной навіяти у младших школьников на занятиях изобразительным искусством.

  2. Разработать эксперлиеатальнуо методику развития зрительной пзг-ггз у учащихся 1-4 жіассоз (экспериментальную програмну, егзтодпчэсззэ реконеядзшш, сЕСте&ту наглядных учзбно-кзтодичес-KES таблиц) в процессе обучения изобразительному искусству.

Для рсягпяя постзвяещш: задач использовались следующие г,;этош псследонякия;

теорзтзлзсипЗ: анализ Философской, сшиблоглчоской, пэда-гоггсчесзсЗ, психологическое и искусствоведческой литерахурц;

нзучзпнз в сбсблепиа опыта нздагогоз, ведущих уроки искусств;

наблюдения за учєСнци процзссом, творческой деятельностью учгщихся и пздвгогсэ;

dscesi:, авкетироззіїиз л лиерптеировзппа;

кс~2е;;о-псда1'огдчсс:пй рззггвзхщлй мсопордкент;

изучение продуктов деятельности тпольянкоз (рисунков, ^дозеся^сппях подслои:, рассказов по партингсет л т.п.).

Опп^с-зкспзрп^егл'альнпл работа проводилась э шсоле-лабо-раторлп й 1053, школа:; 1*3 Г72, 1057, 220 г.Мосісвії.

Исследование; проводилось с ICS0 по I9SS гг. На первой этапе (1ГЛ0-ГЭ91 гг.) ссупззтвлялся спстс.\:зтячэсееЗ анализ оте-ч-зстеспиоЛ п сзрубспюГі пздагсгдч-.'.іксїї, леяхолонічсзпоЗ, кзтоди-чосйоЛ* к лс.^ссгБСвздчсс-с'ї литсра-урн с яэлкз изучения истории проблем нсслздов^г^я, с плльэ использования з диссертации отдолі ккх дздзгогясеслпх методса л лриешз, адйпщрз~«пнта к понпрзтЕнл' условия;.! опитзо-з:лпох>іг:сзтсльііо.і работы в исси ІЗ 1GS3. Анализ литературчгас источников, пгличзя диесертодЕомпаг исследований, кнструптивипх кзторполоз продолзляся и на втором зтаао (1991--1096 гг.), завершившись разработкой эисшрл^счгз-ткгоЗ програмки по изобразительному искусству, разработкой методика зпсперк-кс-ята, педзгогич&екпх путей, методов д'средств развития зритель-нсй П21.жгл у кладшах школьников средствами изобразительного Естества.

6.

Методика эксперимента заключалась в следующем: одни классы бнлв "зксперізйнтальі'йзій", другне, параллельные - "контрольншш". ЙЬтодака «збучёгхя нзс0раззтель.ноі.!у искусству в "зксвзрЕйгггг-акь-' них" клзссйл осуществлялась со рззрзбстаЕяоІ оЕсвзрнм2Е?аяь;:о1 програма Е кетсдическйя рекойэндвпЕяа. Суть зкспзрвнекталіЕсго сбучапЕя Eai^ro42Ji3Cb.B'&Hpoaoa..Rcfio^bsoi2^3H-;cnai2J^bHii)c учебных заданий, уярагснс'кйі; вробгзілзнх ЕгравнГ'-с2тугшй,.-:епстс!за взгляд-- шх учсбзо^еяЬдичёсках всеобщи s. -г.it.. ЕрнгзаЕПйг- йрэ^е всего

"OCyiVJCKJBTb ВЫСОКО *фрДуКГВШСЄ рЗЗЕЕТВв 5рїЄЯЬйЬ5 ВйДШТИ, КЗК

ocsgek, ' баса уозо.лі'бі.'о худогеаменпа-^Еорчесзгого прояессэ.

В "КС^ГрОЛЬПНХ" ЕЛЗССаХ ОСучеШІО' В30браЕ5ТЄЛІіК0?.ї7..ЕСі{уСР*"ВУ "

било обдавім, дзадкйкозш&и В начало и в конце экспзрз^евта цро-

ВОДЛ-ГВСЬ ЗЕІТЗРН. УРОВНЯ раЗВЗТИЯ Зргі'ЗЛЬНОЙ ДСІЇЯТИ у ІШіаДіПИХ пголь-

ehiwB посредством --рисувясв с натуры, по вамгли, по предстазлевж), а їігізїз с вс^-ощьв воцросвшіов.

М атодологв ческой о с н о & о вс с ледов а Е и л ЯРЛЛЕСЬ ТРУДЫ даВССТПКЖ'УЧЗЕНХ - $ІІЛ0СЄ0В, Е8ДЯ--ГОГ02, ЕС2Х0Л0Г0В, ЕСКуССТВОЕвДОВ ClJ аилвша-действенном отношений ЧеЛОВЗКЗ' Е МЕру, S ЇЗЕКО НОДОгеВУЯ ПСВХ0Л0Т2ЧЄСКСЙ H3y,". О .

Г.ззг-ЕїЕії певхикз в деятельности, тесная едЕгсетва С03ЕЄВПЯ л дея-тол.6госїи, внедкзввавгя Ъядаздпхся худагЕияоп о Еаглейшзх компо- -ес"гшк структурах художесс-Еошюс СЕОСОбНОСТеЙ.

На з а щ в т у в вносятся следуищво долоаоння:

  1. ЗрЕтельнзя пзьшть является кзанзйіпм Есяхолого-пєдагогд-ч^'^ач мехашшгац осукссївіклаїя шеЗразЕїзлкгсЗ'деятельности ;"*-ге-3, выполняздшл продуктЕвгасз ^/їгіойш в оргакизаши в' рехуляцви данного вида деятельности. Качество результатов ЕзобразЗтэльноЯ деятельности д^тей (рисунков) затшсит от уровня' сформированвоств зряїельзой пакятп.

  2. .СфоранроЕзнность зрлтелхаоЗ пашни, опрзделшецая успеш- . вость изобразительной деетальксеїп, зарзктеризуатсл:

є) наличием в' долговременнее взметя ребенка преде* азленкй в котивашоннах установок, обеспечивзздих самостоятельность в срвгвнзльность врз создании и отрагвввв худовєствеьпвх зааыелов;

б) способность к отбору информации для создания содєраатеяь-вых образов к оперирования выв в процессе изобравеная.

7.

  1. Обучение рисовании, направленное на овладение раціональними приемами запоминания и реконструкции зрительного материала, значительно повышает эффективность развития зрительной памяти учащихся.

  2. Для организации процесса развития зрительной памяти в условиях изобразительной деятельности необходимо выполнение следующих условий:

а) конкретизация задач обучения с учетом уровня сформирован-
ности зрительной памяти детей;

б) выбор рациональных приемов формирования зрительных пред
ставлений на каждом уроке;

в) определение оптимальных методов и форм активизации зри
тельной памяти учащихся.

Научная - новизна исследования состоит в том, что:

зрительная память раскрыта и обоснована как один из важнейших психологических механизмов осуществления изобразительной деятельности младших школьников и определена -ее продуктивная роль в развитии этого вида детского творчества;

раскрыты.закономерности функционирования и развития зри-тельно-мнемических процессов в связи с возрастом и усвоением первоначальных приемов рисования;

выделены' уровни сформированности зрительной памяти младших школьников (элементарный, фрагментарный,, перзично обобщенный, целостный) и определены качественные характеристики зрительной памяти, обуславливающие успешность изобразительной деятельности. В соответствии с этими уровнями составлена классификация типов изображений, выполняемых учащимися 1-4 классов;

обнаружена корреляция показателей качества изобразительной деятельности с уровнем сфор,гарованностя зрительной памяти младших школьников;

разработана эффективная методика развития зрительной памяти у детей средствами изобразительного искусства;

процесс управления развитием образной памяти в условиях изобразительной деятельности рассмотрен нами как самостоятельный педагогический фактор формирования творческой личности ребенка, что обуславливает принципиально новый подход к содержанию и мето-

дам обучения творческим дисциплинам, предметам искусства.

Теоретическое значение. Полученные результаты, свидетельствующие о том, что зрительная память является важнейшим психолого-педагогическим механизмом осуществления, изобразительной деятельности подтверндают современные научные представления психологов и педагогов о месте памяти в структуре деятельности человека как базовом ее компоненте. Установленные наш уровни сформированпости зрительной памяти млгд-ших школьников, а также выявленные качественные ее характеристики, обуславливающие успешность изобразительной деятельности детей, расширяют и углубляют психологическую и педагогическую, теорию развития творческих способностей. Рассмотренные в ра?лках теории развивакщего обучения функционально-психологические механизмы изобразительной деятельности позволили теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития зрительной памяти у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

П р а к Т'И ч е с к о е значение. Результаты исследования имеют практическое значение в связи с решением задач по созданию оптимальных условий для развития художественно-творческих способностей младших школьников и повышению качества процесса обучения. Выявлены психолого-педагогические принципы подбора системы учебных заданий, стимулирующих развитие зрительной памяти. Составг.эны типы таких заданий, методические рекомендации учителям по организации развития зрительной памяти, которые могут быть использованы для раннего выявления специальных способностей к творческой деятельности, в частности, к изобразительной. На этой основе возмоана индивидуализация обучения с целью дальнейшей профориентации.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предмету'изобразительно- -го искусства для общеобразовательных учреждений, при создании новых поколений учебно-методических пособий для .школьников, в курсах лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, в институтах усовершенствования учителей.

У.

Степень дгіо.c_.g о а.е р н о с.т и и о б о с н о-

в а а н рс ти полученных диссертантом рэзулътатоз проведепшй
работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных като
дов исследования, научной методологией, четкой организацией спыт-
во-зкспарзїзнтальной работы, использованием современных достнке-
епЗ педзгогическоЗ наука, психологии, искусствознания к эстети-
23, теории а практики эстетического воспитания и худогествекнс-
го образования.

А п р.о б а и и я и внедрен к є р о з у л ь -g я г о п л с с.л е д о а а н и.я. Результаты исследования єезгодно соо&цзлзсь и получали одобрение на заседаниях кафедра эстетического воспитания Северо-Западного административного учеб-. ного округа. Департамента народного образования г.Москэы, :.з заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Результата исследования внедрены в' практику работы энснери-кентально2 сколн-гимназии S 1058, 172, 1057 г.Москвы, дошкольнс-го детского учреждения . I860 г.Москвы в вздо методических реко-ілендиллй для учителей начальных классов, воспитателей детских садов, учителей.изобразительного искусства в начальной школе. Основино положения работы внесены в разработку оксперкмевталь-еой програмка по изобразительному искусству для начальных классов. ярєдставлєннс2 я победившей на конкурсе "Учитель года-53" Северо-Западного округа гЛЛэскш.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (203 нагксиозакЕя)..

Похожие диссертации на Педагогическое руководство развитием зрительной памяти у учащихся 1-4 классов в процессе обучения изобразительному искусству