Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения Тулепов, Лесбек Абдешович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тулепов, Лесбек Абдешович. Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Тулепов Лесбек Абдешович; [Место защиты: Акад. образования Таджикистана].- Душанбе, 2013.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/430

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий 14

1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства 14

1.2. Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства 37

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся начальных классов с использованием современных инновационных технологий на уроках изобразительного искусства 70

2.1. Совершенствование содержания обучения изобразительному искусству в начальных классах для развития творческих способностей учащихся с использованием средств 70

2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся начальных классов с использованием инновационных технологий на уроках изобразительного искусства 86

Заключение 174

Список использованной литературы 181

Приложение 195

Введение к работе

Актуальность исследования и постановка проблемы.

Новая концепция образовательной системы Республики Казахстан и стран постсоветского пространства, в том числе Таджикистан, предполагает качественно иной подход к достижению гарантированного уровня образования. В соответствии с переменами, происходящими в обществе, меняются цели и задачи образования, выдвигаются идеи культуросозидающей и поликультурной школы, решающей проблемы воспитания личности самобытной, целостной, способной к культурному саморазвитию, культурно-нравственной саморегуляции поведения и принятия культур живущих рядом народов.

На необходимость совершенствования образования, повышения качества обучения, целенаправленного развития творческих способностей учащихся указывается в «Законе об образовании» Республики Казахстан.

Смена образовательной парадигмы привела к построению разных форм профессионального развития, связанных с переосмыслением самого содержания образования, его структуры и форм организации. Именно активная творческая сторона учения недостаточно актуализирована традиционной организацией обучения. Реализуя новые принципы содержания образования, начальная школа сталкивается с необходимостью внедрения в процесс обучения инновационных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства.

В настоящее время в Казахстане и других стран содружества идёт становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в единое образовательное пространство. Большое внимание уделяется именно образованию, так как качественное обучение и воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших факторов экономического и социального развития страны и обеспечивает его конкурентоспособность в современном мире.

Проблема воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. При этом главной задачей системы образования Республики Казахстан является создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование, развитие и становления личности ребёнка. Реализация этой задачи зависит от образовательных учреждений, педагогического коллектива, педагогических систем и технологий обучения, внедрённых в учебный процесс.

Социально-экономические изменения, произошедшие в обществе, привели к смене ценностной ориентации в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, способствующее реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Задача школы - создать такие условия обучения и воспитания каждого ребёнка, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально - теоретическим, художественно -эстетическим, нравственным и эмоциональным развитием личности.

Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения всё настойчивей звучит призыв к переходу на педагогические технологии. Любая технология обладает свойствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Педагогическим коллективам учебных заведений дана возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Изменилась и роль ребёнка в учебном процессе. Если в традиционной педагогике ребёнку отводилась роль объекта, то в современной педагогике к ребёнку обращаются как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Формированием творческих способностей личности посредством обучения изобразительному искусству занимались многие педагоги: И.Сманов, З.Ш.Айдарова, М.Ашуров, К.Ералин, М.Н. Дадобоева, Х.А.Джалилова, М.В.Кадирова, А.А.Азизов, М.Ж.Танирбергенов, Б.А.Нурмагамбетова, А.В.Павловский, К.Т.Тастимиров, С.К.Бейсенбаев, Ж.Кошенов, Л.Г.Дирксен и мн. др.

В трудах А.И.Крупнова, К.А.Славской, Д.Б.Богоявленской, А.Н.Леонтьева, О.А.Исломова, А.Исоева и др. рассматриваются структура и динамика, связанных с этим психических процессов, а так же основные аспекты развития данной проблемы в процессе обучения и воспитания. Большое значение в исследовании выбранного нами направления имеют также труды Д.Б.Кемешева, Ж. Бейсенбекова, С. Матаевой, М.Д Ашурова, Б.А. Нурмагамбетовой, в которых рассматриваются движущие силы, условия и механизмы детского творчества.

Обществу в современных условиях нужна творческая личность с системным, творческим мышлением. Превращение ребёнка в творческую личность зависит, как уже указывалось выше, от технологии педагогического процесса и мастерства педагога. В «модели современного учителя», которую предлагает д.п.н., профессор М.Н.Сарыбеков, одним из пунктов содержательного подхода её построения является и нравственная позиция учителя, которая неизбежно должна отражаться на методике его воспитательной работы. Это, в свою очередь, связано с тем, что учителю важно располагать профессиональными качествами, отвечающими способностям целей его деятельности, так и тем, что ему необходимо усвоить и иной взгляд ученика, вытекающий из современных теоретических исследований, - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности. Правильно организованный урок изобразительного искусства в начальной школе может помочь решить проблему формирования творческих способностей ребёнка.

Сегодня встаёт вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к воспитанию и развитию подрастающего поколения, стратегическим ориентиром которого должно стать формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой. Поэтому научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве, способствовать развитию творческого потенциала учащихся является чрезвычайно важной задачей.

Изучение практики работы в общеобразовательных школах показывает, что характер обучения и воспитания средствами изобразительного искусства отмечен недостатками в художественном образовании самих педагогических кадров. Большинство педагогов испытывают трудности в осуществлении поиска организационных форм на уроках изобразительной деятельности не только для повышения эффективности усвояемости знаний и умений, но и для формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

Феномен человеческого разума требует постоянной подпитки для оптимизации творческого поиска, который обеспечивается такой технологией как мозговой штурм. Дети не являются исключением. Поэтому проблема в формировании творческих способностей, является одной из главных и актуальных задач общеобразовательной школы. Самое важное - ещё со школьного возраста привить у ребёнка любовь к искусству, что является основной сутью его природы.

Таким образом, возникает противоречие между объективной необходимостью организации учебного процесса на уроках изобразительной искусства в начальной школе по формированию творческих способностей учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике.

Преодоление противоречия между учебным процессом и теорией, а также выявление педагогических условий, которые могут исправить существенные недочёты, сложившиеся в педагогической практике, обусловили выбор темы исследования - «Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения».

Разрешение противоречия и выявление педагогических условий для методики организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных технологий как средство формирования творческих способностей младшего школьника составляют проблему нашего исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке структуры организации уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием инновационных технологий по формированию творческих способностей учащихся.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников изобразительному искусству по формированию их творческих способностей.

Предмет исследования - методика организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных технологий по формированию творческих способностей детей начальной школы.

В основу исследовательской работы была положена следующая гипотеза - если разработать методику и систему организации и проведения уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием инновационных технологий, то всё это позволит обеспечить формирование творческих способностей учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1.Уточнить сущность понятий «творческий потенциал», «инновационные технологии».

2.Раскрыть педагогические условия и методику организации уроков изобразительного искусства в развитии творческого и эстетического потенциала учащихся.

3.Выявить условия формирования творческих способностей школьников начальных классов с использованием инновационных технологий при анализе содержания предмета изобразительного искусства.

4.Разработать модель системного подхода к организации уроков изобразительного искусства и методику проведения уроков с использованием инновационных технологий как основы формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

5.Составить научно-обоснованные рекомендации учителям общеобразовательных школ по формированию творческих способностей учащихся начальной школы средствами методики изобразительного искусства.

Ведущая идея исследования: Хорошо отлаженная методика организации уроков изобразительного искусства в сочетании с элементами традиционной системы обучения и инновационных технологий способствует формированию творческих способностей учащихся начальных классов, обеспечивая повышение качественного результата процесса обучения и сохранение их творческого потенциала.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения, раскрывающие сущность творческого развития ребёнка в условиях школы значимости искусства в её духовно-творческом формировании и философском аспекте; современные концепции и теории обучения в формирование творческих способностей детей; теория личностно - ориентированного подхода в обучении; теория воспитывающего и развивающего обучения; учение о всестороннем и гармоничном развитии личности, теория поэтапного формирования знаний и умений у школьников и пр.

Источники исследования: труды философов, психологов, художников — педагогов по проблеме исследования. Закон РК «Об образовании» РК (1999г.), «Концепция развития образования Республики Казахстан (2004-2005гг.), программа по изобразительному искусству общеобразовательных школ (2003г.), учебники по изобразительному искусству для начальных классов, передовой педагогический опыт учителей - новаторов, методистов, а также опытно-экспериментальная работа автора.

Этапы и методика исследования:

На первом этапе (2005-2007 гг.) проводилось изучение состояния условий развития творческих способностей ребёнка, развитие и сохранение творческого потенциала через уроки изобразительного искусства, анализ литературы по проблемам художественного обучения учащихся, определение методологической базы исследования, гипотезы и организации исследования. На данном этапе осуществлен анализ философской, психолого-педагогической литературы, учебных и творческих работ учащихся, эмпирическое наблюдение, сравнение и моделирование обучающего процесса путём анализа педагогической литературы, наблюдаемого и организуемого в процессе художественного обучения и воспитания. Начало исследовательской работы положено в начальной школе №35 г. Павлодара.

На втором этапе (2008-2010 гг.) - проводилось уточнение заложенных в гипотезе условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей детей, разработка методики экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся с развитием и сохранением их творческого потенциала. Использования методов анкетирования, бесед, оценочных суждений, наблюдения, самооценки, отработки экспериментальных оценок и определенных заданий.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) проводилась опытно- экспериментальная работа по теме исследования, проводилось обобщение результатов эксперимента, вносились необходимые корректировки и исправления, формулировались выводы, разрабатывались научно-методические рекомендации по изобразительной грамоте. Использовались методы сравнения и обобщения.

Базы исследования: СШ №№ 8, 20, 34, 37 г. Шымкента ЮКО, СШ №№21, 27 г. Павлодара в параллелях с первого по четвёртые классы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-теоретически уточнена сущность понятий «творческий потенциал», «творческие способности», «инновационные технологии»; -на научно-теоретической основе определены роль и задачи художественного обучения и воспитания в формировании творческих способностей учащихся начальных классов;

-определены и экспериментально обоснованы педагогические условия организации и поведения уроков изобразительного искусства по формированию творческих способностей учащихся начальных классов при использовании инновационных технологий;

-изучены показатели по развитию творческих способностей учащихся в содержании учебных предметов изобразительного искусства в начальных классах;

-разработана структурная модель организации урока изобразительного искусства по формированию творческих способностей младших школьников; -с научно-теоретических позиций определена методологическая система организации уроков изобразительного искусства в начальных классах с использованием инновационных технологий как фактор формирования творческих способностей младшего школьника.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении и теоретико-практическом обосновании психолого-педагогических условий внедрения в процесс преподавания изобразительного искусства инновационных технологий обучения, выявлении объективных и субъективных факторов, обуславливающих динамические закономерности роста качества знаний, умений и практических навыков учащихся начальных классов. На основании проявления общих законов диалектики обоснованы закономерности создания и функционирования системы уроков с использованием интегрированных, игровых и этнокультурных технологий обучения. Раскрыта зависимость эффективности системы от условий, созданных для усвоения образовательной программы всеми обучающимися с учетом их индивидуальных возможностей, склонностей и познавательных интересов.

Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке и апробации практического курса изобразительного искусства для начальных классов, разработке методических рекомендаций по использованию инновационной технологии;

- в разработке и внедрении в практику обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов системы уроков в целях развития их творческой компетенции, представленной в виде тематического планирования;

- в разработке и апробации на практике сценариев уроков изобразительного искусства для учащихся начальных классов с использованием игровой технологии обучения;

Практический курс и методические рекомендации по формирования творческой самостоятельности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием игровой и этнокультурной технологий обучения могут быть широко использованы учителями в практике работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Уточнение сущности понятий «творческий потенциал», «творческие способности», «инновационные технологии».

2.Обоснование создания педагогических условий для системы и методики организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных педагогических технологий для формирования творческих способностей учащихся начальной школы.

3.Теоретико-экспериментальное обоснование структурной модели организации урока изобразительного искусства по формированию творческих способностей младших школьников;

4.Теоретическое и практическое обоснование формирования творческих способностей младших школьников через методику организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных технологий.

Достоверность научных результатов подтверждаются методологической обоснованностью проведённого исследования, логичностью научного аппарата, целью и задачами исследования, опытной проверкой теоретических положений в ходе эксперимента, использованием апробированных методов исследования и обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём:

-обсуждения на республиканских и международных конференциях (Павлодар, Новосибирск, Пенза, Шымкент, Омск, Семипалатинск 2003-2008гг.); - публикации методических разработок по теме исследования; -подготовки и обсуждение докладов на международных научно-практических конференциях: «Наука и образование в 21 веке: динамика развития в Евразийском пространстве» (Павлодар, 2006), «Актуальные проблемы педагогического образования» (Шымкент, 2006), «Новое в искусстве и дизайне» (Павлодар, 2006), «Цивилизация и глобализация духовных ценностей Средней Азии и Казахстана» (Шымкент, «Отырар», 2007), Международная научно - практическая конференция (Пенза, декабрь, 2007), «Социально - гуманитарное направление в парадигме современного образования» (Павлодар, 2007), «Инновационные технологии в системе педагогического образования» (Шымкент, 2007); «Инновации в педагогическом образовании» (Омск, 2008), Материалы международной научно-практической конференции - «Приоритетные направления науки, технологии и техники (2009 г.), Университеты XXI века: инновационные и новые технологии (Алматы, 2012).

Структура диссертации определена логикой и последовательностью поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлена её проблема; определены характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы, методика и база исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, сведения об апробации и внедрении результатов

исследования.

В первой главе – «Теоретические условия формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий» - раскрываются философские, социальные и психолого-педагогические обоснования проблемы исследования, мировоззренческая и воспитательная роль искусства в становлении творческой личности учащихся. Рассмотрены педагогические условия и принципы методологической системы организации уроков ИЗО как источника творческого потенциала школьников начальных классов. Определены особенности условий организации уроков в развитии творческих способностей учащихся через национально-прикладное и изобразительное искусство, намечены пути и средства формирования творческих способностей младшего школьника.

Во второй главе – «Опытно – экспериментальная работа по формированию творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий» - дан анализ педагогического эксперимента по формированию творческих способностей учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства. Раскрыта и проанализирована программа по «Изобразительному искусству» в начальной школе и учебники по рисованию для начальных классов. Представлено содержание опытно - экспериментальной работы, методологическая система организации уроков изобразительного искусства, динамика роста и методические рекомендации по формированию творческих способностей младшего школьника средствами изобразительного искусства. Обобщены основные результаты опытно - экспериментальной работы.

В заключении подведены итоги исследования, раскрыты основные положения, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы, намечены перспективы исследования.

В приложении представлены отдельные материалы экспериментальной работы, даны разработки уроков по изобразительному искусству.

Психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства

На современном этапе социально-экономического развития нашего общества, в условиях реформирования системы высшего образования происходит переосмысление пройденного пути, переосмысливаются так же и устаревшие методы, ведётся поиск новых решений. Общественный прогресс выступает, прежде всего, как процесс активного усвоения и преумножения человеком культурных ценностей, а также возрождения гуманизации общества. Важную роль в решении всех этих проблем играет эстетическое воспитание подрастающего поколения, и особенно в младшем звене общеобразовательной школы, где закладываются основы мировоззрения и миропонимания малышей. Вновь встаёт вопрос о переоценке ценностей в художественном детском творчестве. Расширяя круг новых ценностей в художественном детском творчестве, а так же, в области живописи, с применением различных техник, способов и приёмов [9, 10].

Одной из самых актуальных тем современной школы на сегодняшний день - это проблема творческих способностей и общего развития школьника, где первоосновой база начальной школы. Всё это нуждается в теоретическом анализе и практическом обосновании, где, прежде всего надо рассматривать понимание самой проблемы творческих способностей, а также общего развития младшего школьника [11, 12].

Исходным условием эффективного формирования творческого мышления школьников на занятиях изобразительного искусства, является стимулирование заинтересованности всех участников учебно воспитательного процесса к занятиям изобразительной деятельностью в системе школьного образования [13,14].

Анализ интересов и мотивов всех участников учебно-воспитательного процесса приводит к стимулированию интереса как слаженной системы комплексных воздействий, осуществляемых учителем изобразительного искусства, на всех участников учебно-воспитательного процесса с целью создания положительного настроя к урокам изобразительного искусства и признания их значимости в формировании творческих способностей личности [15]. В своей работе мы описали компоненты системы воздействий учителя, необходимых для формирования творческих способностей учащихся через занятия изобразительной деятельностью в условиях общеобразовательной школы.

Педагогические исследования Бабанского Ю.К., Смирнова С.Д., Сокольниковой Ю.П., Калмыковой З.И., Шалабаевой Г., Уразбековой А.С., А.С.Карпынова А. и др. послужили основой методики формирования художественно - творческой активности подрастающего поколения в условиях среднего специального образования и источником знаний, необходимых для грамотного и эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса. Различные аспекты проблемы гармонии в человеке становились предметом пристального внимания великих казахских мыслителей: Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева, просветителей: Ч.Валиханова, Ж.Аймауытова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева и др. Исследования современных казахских казахстанских философов Ж. Абильдина, К.К. Бегалиновой, А.К. Нысанбаева, О.А.Сегизбаева, посвященных философскому наследию Хожа Ахмета Ясави, Абая Кунанбаева и Шакирима Кудайбердиева, анализируют проблему приоритета духовно-нравственных ценностей человека в мире. Философское обоснование творческой активности позволило рассматривать данную проблему в ходе изучения и анализа её научных основ тесной взаимосвязи с психологией развития личности. При этом творческая активность рассматривается как интегральное качество личности, играющее главную роль и оказывающее непосредственное влияние на совокупность психических и физических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека и проявляются в его деятельности [16].

Развитие человека не может как процесс абстрактный и изолированный от определённого времени. Его развитие - это целая система отношений самых различных планов и уровней [17]. Эстетическое воспитание - есть ценностное отношение к миру, которое формирует и настраивает все человеческие отношения, поэтому оно становится вопросом сохранения и упрочнения собственного человеческого статуса, так как от характера и качества этих отношений зависит и развитие самой природы человека, а так же, и само дальнейшее выживание человека [18,19]. На это обращали внимание в различных концепциях педагогики и психологии: Ж.Пиаже, Л.С.Выгодский, Г.А.Фортунатов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Запо-рожец, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес, Д.Б.Эльконин, а так же учёные-педагоги других стран А.А.Калыбекова, Д.А.Кемешев, М.Ж.Козыбаков, К.Ж.Амирга-зин, Е.С.Асылханов, М.Н. Дадобоева, Х.А.Джалилова, М.В.Кадирова, А.А.Азизов, Б.А.Нурмагамбетова, К.Ералин, М.Ж.Танирбергенов и др.

Исследуя данную проблему мы опирались на теоретические обосования и пратические рекомендации в отношении художественного образования Беды Г.В., Кузина B.C., Танирбергенова М.Ж., Шорохова Е.В., Амиргазина К.Ж. и др.

Важным источником изучения творческой активности стали исследования Комаровой Т.С., Мелик-Пашева А.А., Йеменского Б.Н., Сокольниковой Н.М., Шпикаловой Т.Я., Исламова О.А. и др., посвященных художественному образованию детей, анализ которых позволил выявить средства, приёмы и методы организации творческих уроков наиболее близкие к теме нашего исследования.

Для достижения гармонии в развитии ребёнка необходимо уделять внимание его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности. Появление художественно-творческой активности, в нашем случае - детей младшего школьного возраста [20]. Потому что именно начальная школа закладывает в ребёнке то бесценное зерно творческой осмысленной активности, которое мы привыкли называть «творческим мышлением».

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Эти вопросы интересуют многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в школе. Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Некоторые педагоги, между тем, раскрывают творческие способности как врождённое свойство, считая, что природа награждает ими далеко не всех. Такая точка зрения основывается на анализе и обосновании сравнительных качеств конечных продуктов деятельности человека. Такой критерий всё - таки применим для того, чтобы выявит «более» творческих индивидумов из какой-то группы населения, но он мало полезен для того, чтобы стимулировать творческую активность детей в общеобразовательной школе. Если педагоги сводят своё определение творчества к относительному качеству конечных продуктов деятельности, то предпосылки, ведущие к сознанию этих продуктов, остаются вне зоны их внимания [21, 22].

При использовании на уроках изобразительной деятельности инновационных технологий обучения осуществляется содержательный анализ понятия «изобразительная деятельность» и систематизируется педагогический опыт формирования творческих способностей учащихся средствами изобразительной деятельности. В ходе рассмотрения важной роли изобразительной деятельности в психологическом развитии ребёнка убедительно показанной многими исследователями: А.В.Запорожецем, В.С.Мухиной, Т.В.Назаровой, Д.Н.Узнадзе, В.А.Левина, Е.А.Рожковой. В психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения изобразительной деятельности, которое давало бы дополнительное представление об её специфике, задачах, функциях и средствах. Наиболее содержательным в этом отношении можно считать определение Т.С.Комаровой: «Изобразительная деятельность - это художественно творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своих отношений к изображаемому» [23, 24]. Изобразительная деятельность - это процесс объективизации человеком с помощью разнообразных средств, мнений, эмоций (чувств) и намерений, как элементов сложившегося в сознании субъективного образа окружающего мира, результатом чего становится сотворение пространственной модели этого внутреннего образа [25, 26].

Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства

Методика преподавания изобразительного искусства является искусством, искусством сложным, многогранным и очень ответственным, так как преподавание требует от педагога творческого подхода к делу, вдохновения и интуиции.

Для того чтобы проанализировать современные условия формирования детского творчества через уроки изобразительного искусства, необходимо обратиться к истории развития школьной системы. Ведь во второй половине XIX века развитие академической системы художественного образования в целом идёт по нисходящей. Снижается уровень методической подготовки преподавателей рисования, нарастают противоречия между официальной Императорской Академией художеств и прогрессивными русскими художниками.

Со второй половины XIX века рисование как учебный предмет получает иное направление. В этот период художественное академическое образование многие стали понимать как систему идеального воспитания, где методической основой должны были служить античные образцы, имеющие идеальную красоту. В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов. В уставе обосновывалось такое решение, а именно - отказаться от преподавания приходится, с одной стороны, по недостатку времени, с другой - по недостатку хороших учителей.

В связи с этим в 1869 году в Академии художеств был поднят вопрос об устройстве специальных педагогических курсов для подготовки учителей рисования, т.к. окончившие полный курс и получившие звание художника питомцы Академии художеств в дидактическом отношении были совершенно не подготовленными.

В 1870 году для поощрения и развития художественного образования учреждаются художественные конкурсы для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений с присуждением поощрительных наград. Художественная комиссия не только присуждала награды за присланные рисунки, но и обсуждала вопросы методики преподавания в общеобразовательных школах [75].

В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. В этом же году были организованы бесплатные курсы по художественному образованию для народа. Где преподавание этих курсов сначала велось под руководством профессора живописи В.П.Верещагина и академика архитектуры А.М.Горностаева, а в последствии - под наблюдением художника В.П.Шеметова. При академии художеств были так же организованы педагогические курсы, слушатели которых держали экзамен по окончании 2-х лет [65,с.82-841.

С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана специальная комиссия при Академии художеств, в которую входили выдающиеся художники И.Н.Ге, И.Я.Крамской, П.П.Чистяков. Комиссия занималась так же составлением программы для средних учебных заведений.

Исследуя методику работы художника педагога необходимо учитывать не только его установки, но и умение держать себя с учениками, его манеру говорить, ходить по аудитории, вплоть до выражения лица и глаз. Поэтому там, где это необходимо для более полной характеристики методов преподавания, приводятся сведения, относящиеся к внешнему облику педагога, его манере выражать свои мысли. Так как считалось, что различия в методах преподавания заключается не только в методических установках, но и в искусстве преподавания.

Очень много нового, оригинального внёс в методику обучения Н.К.Зарянко (1818-1870). В его методике есть много ценных положений, которые не утратили своего значения и сегодня. Его методика основана на научно - теоретическом обосновании рисунка. Он впервые предложил новый метод преподавания перспективы и разработал стройную систему обучения. Н.К.Зарянко утверждал, что методика преподавания методики изобразительного рисунка требует творческого подхода.

Особенно много ценного в методику преподавания академического рисунка внёс П.Н.Крамской. Он не имел себе равных. Крамской считал, что обучать рисунку нужно с детского возраста. Методика преподавания, по его мнению - это тоже искусство, где педагог должен быть гибким и иметь свободу в выборе методов обучения [74].

Большое значение на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник - педагог П.П.Чистяков. Его взгляды на цели и задачи искусства стали формироваться в 60 - е годы XIX века. С 1872-1892гг он вырабатывал новую методику преподавания, проверяя на практике свою педагогическую систему. Он боролся за направление в преподавании искусства, а не против академической системы как таковой.

Начало XX века открывает новую страницу в истории развития методов преподавания рисования: в этот период появляются самые различные взгляды на искусство, на школу, на формы и методы преподавания. Педагогические принципы, идеи и методы, разработанные И.Н.Крамским и П.П.Чистяковым не получили полного претворения в жизнь, так как методика преподавания рисунка, живописи, композиции стало меньше интересовать учителей общеобразовательных школ. На первое место стали выдвигаться общие вопросы эстетического воспитания детей, детского творчества и детской психологии [75,с.40-44]. Поскольку такими вопросами в России серьёзно ещё не занимались, предлагалось ознакомиться с трудами западноевропейских педагогов -исследователей. Был организован художественно - педагогический журнал, который взял на себя роль пропагандиста новых технологий обучения. Н.Е.Румянцева статье «Развитие эстетического чувства у детей» писала: «Современная психология в лице её лучших представителей становится на другую точку зрения». По её мнению, в основе психической жизни лежат не представления, а чувства и стремления.

Многие передовые педагоги считали, что нельзя создавать школьные художественные произведения по масштабу и вкусу взрослых, не определив предварительно точно художественного чувства детей, как нельзя давать им в руки учебники, не зная степени их понимания. Так как необходимо, прежде всего, определить как у детей, предоставленных самим себе, проявляется эстетическое чувство и как оно проявляется. Повышенный интерес к вопросам методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах, привлечение к проблемам педагогики психологов, художников, искусствоведов. И так как круг специалистов расширился, увеличилось количество проблем, потому, что каждый рассматривал методику преподавания со своих позиций.

Вышедшая в свет в 1926 г, книга профессора-искусствоведа А.В. Бакушинского «Художественное творчество и воспитание», имела в 30-е годы большое влияние на педагогическую практику. Эта работа не потеряла своего значения и теперь благодаря необычайно тонкому и глубокому анализу возрастных особенностей образно-графического языка детей и подростков в различные периоды его развития, особенно в изображении пространственных отношений в рисунке, связанных с развитием двигательного и зрительного опыта ребенка, их диалектической взаимосвязи в процессе развития 174,с.35-401.

Отличительной особенностью многих трудов этого периода было исследование процесса развития рисунка у детей отдельно конкретных условий их воспитания, обучения и индивидуальных особенностей. А.В. Бакушинский признавал значение окружающей среды и воспитательного воздействия как руководство художественно-творческой деятельностью ребенка. Где в качестве основного педагогического вывода он выдвигал положение о том, что путь воспитания надо предпочесть пути образования и последний безвозвратно подчинить первому. Таким образом, педагогическое руководство он свел к помощи в освоении детьми различных материалов и разнообразных художественных процессов. Однако подчеркивал значение, прежде всего, свободного творческого развития художественных возможностей детей без нарушения их стихийного биологически возрастного течения [63,с.42].

Совершенствование содержания обучения изобразительному искусству в начальных классах для развития творческих способностей учащихся с использованием средств

В концепции эстетического воспитания Республики Казахстан раскрываются и обосновываются проблемы современного общества в воспитании и развитии разносторонней развитой личности.

Как уже отмечалось выше, творческая личность формируется в процессе целенаправленной деятельности по практическому освоению художественной культуры своего народа, народных традиций.

В познавательном процессе изучения образности языка изобразительного искусства, связанной в первую очередь, с различными уровнями воспитания художественного образа, с утилитарными основами изобразительного искусства, без чего невозможно адекватно воспитывать и , передавать эстетические качества любого произведения искусства [145]. Предметы и явления природы оцениваются эстетически человеком в такой степени, в какой он сам способен проникнуть в их глубинный смысл, каков у него багаж конкретных знаний, уровень специальных умений, наконец, уровень общей культуры воспитания.

Эстетическое воспитание явлений и предметов возможно только у человека подготовленного, эта готовность выражается в эмоциональной оценке предметов восприятия, в понимании красоты окружающего мира и доступность художественной культуры [146].

В работе по художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников Казахстана на данном этапе имеется ряд существенных недостатков:

1. Традиционный путь обучения младших школьников изобразительному искусству предусматривает первоначальную отработку умений и навыков реалистического изображения вне связи с формированием художественной культуры, опирающимся на национальные и культурные особенности народа. Этот путь неизбежно ограничивает возможности влияния изоискусства на творческое развитие, эстетическое воспитание и культурное становление личности.

2. На практику обучения школьников Казахстана механически переносится методика преподавания, не учитывающей специфики национальных особенностей, исторической культуры различных регионов Казахстана.

3. В новых программах достаточно отчётливо просматривается единая линия, подчиняющая себе всё многообразие содержания теоретического, искусствоведческого видов занятий с практической деятельностью школьников, направленной на освоение конкретного художественного образа. Однако не всеми учителями улавливается эта линия, вследствие чего работа по развитию творческих способностей учащихся утрачивает целенаправленность и соответственно дидактическую и методическую ценность.

Специфика освоения любого вида искусства заключается в том, что кроме усвоения теоретических сведений важны и практические упражнения. Без регулярных целенаправленных занятий невозможно формирование чувственного восприятия, передавать свои эмоциональные и эстетические оценки того или иного явления.

С учётом национальных особенностей, традиций, местных условий предлагаемая концепция ставит следующие задачи эстетического воспитания и художественного образования школьников Казахстана:

1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности посредством овладения образным языком изоискусства и декоративно - прикладного искусства. 2. Формировать утилитарные знания, умения, необходимые для творческого самовыражения учащихся и выражения ими эстетической оценки окружающей действительности.

3. Развивать потенциальные творческие способности учащихся посредством активизации их творческой деятельности.

4. Формировать у учащихся чувство национальной гордости, патриотизма и интернационализма на основе изучения художественной культуры своего народа.

В интересах реализации организации образования и воспитания в общеобразовательных школах, необходимо выполнить определённые условия для удовлетворения культурных национальных потребностей школьников Казахстана [147,148].

Процесс формирования эстетического восприятия состоит из следующих одно за другим звеньев, конкретно реализующих определённые изобразительные задачи, ведущие к осуществлению неразрывного единства эмоциональных и рациональных задач. Поэтому в процессе художественного обучения необходимо определить оптимальную нагрузку на младших школьников и соотносить это с конкретными психологическими особенностями каждого ребёнка. В это время необходимо давать детям чёткие установки на решение изобразительных задач, поскольку целевые установки активизирую восприятие, повышают его мобильность и избирательность, способствуют формированию изобразительных представлений.

Как уже указывалось выше - целью обучения в начальной школе является развитие индивидуальной способности ребенка образного восприятия мира, углубление и обогащение его эмоциональной жизни.

При разработке программы «Изобразительное искусство» авторы учитывали, что распределение учебной нагрузки и учебного материала носит примерный рекомендательный характер и не ограничивает учителя в творческом решении поставленных задач. В таблице 2.1 показаны разделы и количество часов.

Программа 1-4 класса рассматривает:

1. виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, народное прикладное искусство, архитектура;

2. разнообразие жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и анималистический жанры;

3. средства изобразительного искусства: рисунок, цвет, свет, композиция,; перспектива;

4. технические приемы выполнения рисунка, лепных изделий, предметов декоративно-прикладного искусства [94].

Живопись. Графика.

Учащиеся знакомятся с жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, исторический жанры, осваивают художественные материалы: акварель, жировые мелки, цветные карандаши, гелиевые ручки и т.д., получают знания по цветоведению: основные, дополнительные, смешанные цвета, оттенки, колорит, тон; по перспективе, светотени, основные законы композиции. При планировании работы по живописи в 4 классе учителю необходимо обратить внимание на гармоничное сочетание трех основных составляющих художественного образования: эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства и объектов действительности; овладение элементарными теоретическими знаниями основ живописи, художественно-практическая деятельность в области реалистической живописи. Для этого программой предусмотрено рисование с натуры натюрморта и пейзажа.

Содержание курса «Графика» составляет рисование различных предметов и явлений окружающего мира по памяти, по воображению, с натуры. Большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с различным графическим художественным материалом и обучению работы с ним.

Главное место в изобразительном искусстве принадлежит композиции. Учащиеся знакомятся с законами композиции и учатся применять эти знания во всех видах изобразительного искусства.

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся начальных классов с использованием инновационных технологий на уроках изобразительного искусства

Как уже неоднократно отмечалось выше, творческие способности изначально есть у каждого из нас. Но многие ли сохраняют их до зрелого возраста? Единицы! Так как считается, что исследовать и творить могут только немногие люди, носители каких-то особых «творческих» профессий. На наш взгляд, это не совсем обоснованное суждение. Для полного понимания механизма развития творческих способностей, а, следовательно, и творческой активности - необходимо знать их свойства, к которым В. С. Кузин относит:

а) художественно-творческое воображение и мышление, которое v. обеспечивает определение главного, наиболее характерного и существенного в явлениях действительности. А так же - обобщение художественного образа и создание оригинальной композиции;

б) зрительную память и её свойства, которые способствуют созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогают успешной трансформации их в художественный образ;

в) эмоциональное отношение - особенно развиты эстетические чувства к какому-либо воспринимаемому или воображаемому явлению;

г) волевые свойства личности, которые могут обеспечить, практическую реализацию творческих замыслов.

Решение проблемы методологии организационной работы на уроке в развитии творческих способностей детей младшего звена в учебно воспитательном процессе имеет большое значение особенно сейчас, в условиях духовного возрождения. Поэтому особенную значимость приобретает поиск путей развития творческих способностей учащихся в общении с искусством. Эта проблема может быть решена при условии организации целенаправленного процесса, включающего разнообразные формы классных, внеклассных занятий, сориентированных на постижение духовно-содержательных аспектов изобразительного искусства в единстве восприятия и созидательной деятельности на основе общения, сотворчества, а также путем совершенствования системы педагогического руководства процессом развития творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Процесс обучения изобразительному искусству, согласно программе, начинается для детей младшего школьного возраста 7-10 лет, Обучение проводится на уроках предмета «Рисование» младшем звене школы. Дети в этом возрасте как чувствуют, так и изображают реальный мир. Чувство у ребенка - это истина, которая не принимает сомнения в том, что реальный мир изображен непохоже. Непосредственность и правда чувствования в символических, непроизвольно стилизованных детских рисунках, декоративных поделках и есть то золотое зерно, которое необходимо сохранить и развить в детском творчестве. В связи с целью определяется и главная задача художественного воспитания, опирающаяся в своем разрешении на характерные особенности возрастов: изыскание и разработка таких педагогических методов, которые могли бы бережно пронести яркий мощный огонь первичного родового творческого периода через критические возрасты отрочества и юношества в душевный строй взрослого человека. Но при всей своей непосредственности детский рисунок должен быть грамотным, что сделает его ещё интереснее, научит мыслить, рассуждать, анализировать [167].

В ходе анализа педагогической литературы мы изучили различные инновационные технологии, которые можно использовать в процессе обучения изобразительному искусству младших школьников. В экспериментальных школах мы решили использовать вариативность организации работы по направлению нашего исследования.

Структура урока, построенная на основе критического мышления, дает учителю понять, где есть познавательная деятельность в изучении, что помогает направлять учащихся в процессе изучения. Всё это позволяет учителю:

1) активизировать умственные способности учащихся;

2) ставит цели в обучении;

3) обеспечить хорошую дискуссию;

4) повысить мотивацию учения;

5) активно вовлекать учащихся в процесс изучения;

6) стимулировать обмен мнениями;

7) стимулировать рефлексию;

8) дать возможность учащимся выражать различные мнения;

9) помогать учащимся задавать собственные вопросы;

10) поощрять собственные высказывания учащихся;

11) обеспечить учащихся новой информацией;

12) способствовать развитию критического мышления.

Учащиеся, обучающиеся по данной структуре, имеют на практике определенные навыки, которые в дальнейшем ведут их к успешной интеграции новых знаний с предыдущими.

Многие крупные учёные указывали на значимость в эволюции детского мировосприятия изобразительного искусства, выделяя в качестве одного из основных средств художественного воспитания. Они исходили из преобладания зрительной функции в познание ребёнком окружающего мира [168]. Отсюда следует, что рисование, как для одарённых детей, так и для тех, которые не собираются впоследствии быть профессиональными художниками, имеет огромное значение, когда краски и линии в рисунке начинают говорить младшему школьнику о чём-либо. Он владеет новым языком, который расширяет его кругозор. Кругозор, передавшийся малышу на языке образов, то, что другим не может быть доведено до его сознания [169]. По мнению Н.М.Сокольниковой - изобразительное искусство гармонирует художествненно-образное и логическое начала в мышлении ребёнка, а так же развивает личность цельно, а не односторонне.

Выше мы уже обосновывали использование технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. Применение данной технологии действительно удобно, так как она не требует какого-либо глобального изменения программ и учебников, ее можно внедрить на основе материала казахстанских учебников. А так же, эта технология помогает младшему школьнику овладеть умением получать самостоятельно дополнительную информацию, основываясь на базу теоретических знаний -строить критическое рассуждение на основе анализа.

Многие утверждают, что младший школьник не может обладать критическим суждением, т.к. не может самостоятельно мыслить. В своей экспериментально - исследовательской работе мы применили методики технологии критического мышления относительно возраста младшего школьника и обосновали наше предположение о том, что если ребят направлять, не навязывая своего мнения, побуждать их к желанию поиска, к желанию рассуждать, обосновывать и обосновывать свою мысль. Уверенность в себе, хорошая база знаний, в свою очередь, побуждают младшего школьника мыслить творчески и творить прекрасное.

В экспериментальных школах мы применили вариативность аналитической формы определения интеллектуального уровня. Экспериментальные исследования проходили на базе школ № 21, 28 г. Павлодара. Мы остановились на технологии критического мышления, т.к. данная методика не требует изменения содержания программы обучения. Ее можно внедрить на основе материала казахстанских учебников.

В эксперименте принимали участие все параллели по два класса в каждой. Всего 400 человек, из расчёта в среднем по 25 человек на каждый класс параллели. Мы проанализировали структуру организации такого урока. В схеме 2.1 представлена структура урока, организованная по технологии развития критического мышления.

Похожие диссертации на Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения