Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума Якупов Камиль Абдулхакович

Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума
<
Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якупов Камиль Абдулхакович. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Якупов Камиль Абдулхакович; [Место защиты: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы].- Уфа, 2009.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/2033

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Патриотическое воспитание как основа становления личности школьников 14

1.1. Патриотическое воспитание школьников в современной теории и практике 14

1.2. Специфика патриотического воспитания в современных условиях 40

1.3. Этнокультурные основы патриотического воспитания сельских школьников 62

Выводы по первой главе 93

Глава 2. Опытная работа по патриотическому воспитанию школьников в современном сельском образовательном социуме 95

2.1. Основные направления опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию сельских школьников 95

2.2. Согласованность и взаимодополняемость между направлениями деятельности субъектов социума, системность в их интеграции 115

2.3. Результаты опытно-эспериментальной работы по патриотическому воспитанию сельских школьников 132

Выводы по второй главе 151

Заключение 153

Список использованных источников 160

Приложения 185

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании людей снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма подрастающего поколения. Это -серьезный и опасный риск для российского государства, который может иметь негативные последствия для нашего народа, особенно с связи с усилением процессов глобализации во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Именно поэтому проблемы восстановления созидательной роли патриотического духа народа, формирование патриотического самосознания у подрастающего поколения для жизнедеятельности российского общества в современных условиях приобретают особую значимость. Звание патриота для современной России должно стать самым почетным званием, олицетворяющим осознание каждым россиянином своего гражданского долга перед страной, перед Отечеством, перед родным народом. Патриотизм, проявлением которого является вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к многовековой великой культуре, в силах дать новый импульс духовному и культурному оздоровлению российского народа, способствовать формированию в России единого демократического правового гражданского общества, гарантировать сохранение самостоятельности и независимости государства. Поэтому разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания подрастающих поколений на уровне человека, семьи, рода, школы, деревни-села, района, республики с учетом местной специфики и реальных возможностей остается одной из актуальных задач российской педагогической науки.

Сегодня в условиях усиления социализирующего потенциала этнической среды в многонациональной России важным источником формирования патриотического духа юных россиян является этнокультурное воспитание. Выпускники школ должны не только уметь свободно читать и писать на родном языке, но и знать историю, культуру, фольклор, литературу, искусство, менталитет как своего этноса, так и многонационального российского народа, их обычаи и традиции. Благодаря таким знаниям у учащихся может воспитываться бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России и своего этноса, формироваться чувство гордости за героическое прошлое далеких и близких предков, за принадлежность к многонациональному российскому народу. На наш взгляд, только так и обеспечивается историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие общенациональной (общероссийской) и этнической культуры, что становится основой для формирования общенационального и этнического самосознания, которое повышает значимость социальной сущности человека и «патриотизирует» смысл его жиз-нетворчества.

Проблема воспитания патриотов имеет глубокие исторические корни. Прогрессивные мыслители античности (Платон, Аристотель, Геродот) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения. Большой вклад

в решение проблемы патриотического воспитания внесли М.А.Бакунин, Г.В.Белинский, А.ИГерцен, Н.А.Добролюбов, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, О.В.Ключевский, Н.КІСрупская, В.И.Ленин, А.ВЛуначарский, А.С.Макаренко, ИЛЛавлов, Н.И.Пирогов, А.Н.Радищев, В.А.Сухомлинский, А.И.Соловьев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский и др.

Общетеоретическое значение для изучения патриотического воспитания имеют труды И.И.Валеева, Э.Ф.Виртяковой, Б.З.Вульфова, БЛ.Вульфсона, А.Н.Вырщикова, А.С.Гаязова, МЛ.Гурьяновой, В.И.Загвязипского, А.С.Запе-соцкого, Д.СЛихачева, А.В.Мудрика и др.

В русле нашего исследования заслуживают внимания труды А.Ф.Амирова, П.Р.Атутова, К.Ш.Ахиярова, М.Н.Берулавы, И.В.Бестужева-Лада, Г.Н.Волкова, Р.Т.Гарданова, Г.С.Голошумовой, В.Н.Гурова, В.В.Краевского, Т.С.Мальцева, С.Е.Матушкина, Н.Д.Никандрова, ЗГЛигматова, И.И.Павловой, ТБ.Поштаревой, АЗ.Рахимова, Ф.Г.Ялалова, исследовавших проблему с различных позиций.

Проблемы становления личности, этнокультурные основы формирования патриотического духа, роль педагогической культуры в усвоении школьниками общечеловеческих и конкретно-исторических ценностей, которые средствами народной педагогики способны повысить их познавательные способности, исследованы в монографиях В.И.Баймурзиной, Ф.Ш.Терегулова, В.С.Хазиева, Э.Ш.Хами-това, Ю.И.Юричка, ВМЯнгировой.

В исследованиях ДЖ.Валеева, Р.Р.Мунирова рассматривается взаимосвязь национальных, патриотических, интернациональных и нравственных факторов, раскрывается роль школьного краеведения в духовно-патриотическом воспитании детей. Вопросы формирования башкирской нации, национально-государственного устройства Башкортостана, особенности политического, социально-экономического, этнокультурного развития его народов, становления и развития образования исследованы в трудах А.Г.Абсалямовой, И.Г.Акманова, З.Ш.Касимовой, Л.М.Кашаповой, ПЛ.Козловой, М.М.Кулыпарипова, С.А.Мухамедьянова, М.М.Садриева, К.К.Тагирова, Р.З.Янгузина и др.

Роль языка в целом, и башкирского в частности, в процессе формирования и развития национального самосознания раскрывается в исследованиях Т.М.Гарипова, К.З.Закирьянова и М.Х.Идельбаева. Монографии Р.САюпова и Р.А.Бикмеева посвящены трудовому подвигу и военному героизму советских людей - уроженцев Башкирии - в годы Великой Отечественной войны.

По проблеме патриотического воспитания, в том числе и сельских школ, в последние годы появились диссертационные работы, методические пособия и научные статьи Р.Н.Азаровой, Н.К.Беспятовой, Х.Х.Галимовой, З.Т.Гасанова, Ю.СДавыдова, Ш.И.Исламовой, И.Т.Ильясова, Л.М.Каменковой, З.М.Кулаковой и О.Р.Газизовой, Ю.Г.Круглова, Т.А.Касимовой, С.Г.Лукманова, А.А.Леонтьева, Т.А.Орешкиной, А.П.Пашковича, С.ИЛудовиной, К.А.Тисленковой, Е.В.Усатовой, В.М.Филиппова, Р.А.Хамидуллиной, Д.Е.Яковлева и др.

Хотя в последние годы наметилось движение на пути интенсификации патриотического воспитания, еще остается немало сложных вопросов, требующих дальнейшего осмысления и конкретных решений. Можно отметить наличие ряда противоречий, обуславливающих актуальность темы исследования, между:

- требованиями общества к формированию личности гражданина-
патриота и недостаточным использованием результатов культурно-научной
и интеллектуально-просветительской деятельности российских и башкир
ских ученых, работников культуры и искусства в практике формирования
такой личности;

гуманистической стратегией развития российского образования и фраг-ментаршлм изучением «Культуры Башкортостана» (5-7 классы) и «Истории Башкортостана» (8-9 классы), что является единственным источником получения сельскими детьми информации о мужестве и героизме своих родных и близких в прошлом и настоящем, формирует и развивает у них «местный» и «семейно-родовой» патриотизм - чувство привязанности к родной земле, любви и верности к семейным традициям;

активным ростом национального самосознания всех субъектов образо-ва-тельного процесса и несформированностью у школьников патриотического отношения к культурно-историческим традициям родного народа.

Отмеченные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: какие педагогические условия необходимы для научно-теоретического и практического обеспечения процесса патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума.

Необходимость разрешения этих противоречий, актуальность и недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума».

Объект исследования - система воспитания сельских школьников.

Предмет исследования - патриотическое воспитание школьников в условиях сельского социума.

Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, способствующих воспитанию патриотизма у современных сельских школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс патриотического воспитания сельских школьников будет более эффективным, если:

выявлены сущность и содержание патриотического воспитания школьников в современном сельском социуме, находящегося в условиях происходящих изменений;

в сельском социуме обеспечивается единое воспитательное пространство на основе воздействия на школьников всей инфраструктуры села, обеспечения совместной работы школы, семьи и других его субъектов сельского социума по патриотическому воспитанию;

- созданы и апробированы педагогические условия, способствующие ус
пешному патриотическому воспитанию школьников (патриотическое воспита
ние школьников на культурно-исторических традициях малой Родины; согла
сованность и взаимодополняемость между направлениями деятельности со
ставляющих сельский социум элементов, системность в их интеграции; систем
ное изучение и знание учителями и родителями «мира» ребенка; интегрирова
ние педагогического воздействия субъектов сельского социума на подростков;
изучение и знание истории родной деревни как основа формирования патрио
тических чувств и патриотического сознания).

Исходя из объекта, цели и гипотезы, ставятся следующие задачи исследования:

на основе анализа теории и практики патриотического воспитания выявить его сущность и содержание в современных условиях,

определить предпосылки и факторы построения единого воспитательного пространства в сельском социуме, ориентированного на формирование патриота-ш кольника;

- выявить, научно обосновать комплекс педагогических условий,
обеспечивающих результативность процесса патриотического воспитания
школьников;

-экспериментально апробировать педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума и разработать методические рекомендации учителям общеобразовательных школ.

Теоретико-методологической основой исследования являются: концептуальные идеи и научно-теоретические основы патриотического воспитания (А.К.Быков, АЛВырщиков, З.Т.Гасанов, В.И.Лутовинов); концепция личност-но-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе (Е.В.Бондаревская, Л.И.Гриценко, И.С.Якиманская); культурологический подход (В.Л.Бенин, Э.Ф.Вертякова, Г.И.Гайсина, Г.СГолошумова); психологическая теория развития личности (А.З.Рахимов, Д.И.Фельдштейн); теория и методика педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин); концепция социального воспитания (М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.ПЗайцев); ведущие положения этнопедагогики и этнопсихологии (К.Ш.Ахияров, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, В.Г.Крысько); современная образовательная парадигма (В.И.Андреев, Р.МАсадуллин, В.П.Борисенков, А.С.Гаязов, С.Е.Матушкин, Н.ДЛикандров, Э.Ш.Хамитов); региональный подход, отражающий историко-культурные, природные и экономические особенности конкретного региона (И.И.Валеев, Л.К.Гребенкина, Ф.С.Файзуллин); концепция единства патриотического и интернационалистического воспитания (Б.Л.Вульфсон, И.Ф.Харламов); исследования по проблемам воспитания и обучения учащихся в условиях сельского социума, идеи модернизации сельского образовательного пространства (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, М.П.Гурьянова).

Нормативно-правовую основу исследования составили Законы «Об образовании» Российской Федерации и Республики Башкортостан, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Госу-

дарственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан на 2006-2015 годы», Постановление Правительства РБ «О мерах по патриотическому воспитанию граждан в Республике Башкортостан на 2006-2010 годы», Президентская программа «Молодежь Башкортостана на 2007-2010 годы».

Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретических (изучение и теоретический анализ литературы в области философии и истории, педагогики и психологии, социологии и культурологии, политологии и этнологии, нормативных документов, монографий, материалов международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференций, связанных с проблемой исследования; теоретическое моделирование); эмпирических (наблюдение; изучение и обобщение передового педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников; анкетирование; тестирование; беседа); педагогический эксперимент по патриотическому воспитанию сельских школьников.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились МБОУ СОШ села Старые Тукмаклы Кушнаренковского района, Кош-Елгинская СОШ Биж-булякского района, Староянтузовская СОШ Дюртюлинского района, Верхнеяр-кеевская СОШ №1 Илишевского района, Чекмагушевская СОШ №2 Чекмагу-шевского района Республики Башкортостан. Исследованием было охвачено более 900 школьников.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2001-2004 гг.) осуществлялась работа с литературой по философии, психологии, социологии, истории, политологии, педагогике и методике воспитательной работы; велись беседы с руководителями школ, музеев, общественных организаций, с родителями, ветеранами войны и труда, учащимися и молодежью о роли патриотизма в жизни каждого конкретного человека, школы, деревни, района, республики, страны и мира. На основе анализа теории и практики патриотического воспитания выявлены его сущность и содержание, определены предпосылки и факторы построения единого воспитательного пространства в современном сельском социуме.

На втором этапе (2005-2008гг.) велась опытно-экспериментальная работа по организации патриотического воспитания сельских школьников на базах Старотукмаклинской СОШ Кушнаренковского района, Кош-Елгинской СОШ Бижбулякского района, Староянтузовской СОШ Дюртюлинского района, Верхнеяркеевской СОШ №1 Илишевского района и Чекмагушевской СОШ №2 Чекмагушевского района Республики Башкортостан, в процессе которой проверялась научная состоятельность гипотезы, определялись условия эффективного формирования у школьников патриотических чувств и сознания в урочное и во внеурочное время. Разработана теоретическая модель гражданина-патриота и определены содержательно-методические направления ее реализации. Выявлены, научно обоснованы педагогические ус-

ловия, обеспечивающие результативность процесса патриотического воспитания современных сельских школьников.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) анализировались итоги, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию сельских школьников, осуществлялась проверка некоторых положений исследования и определенная корректировка, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем;

- определена сущность патриотического воспитания школьников в усло-
k виях современного сельского социума, заключающегося в том, что оно предпо
лагает создание и реализацию педагогических условий для интериоризации на
полненного патриотическим содержанием внешнего влияния (культурный по
тенциал, ценности и общественный опыт народа, обычаи, традиции и др.) во
внутреннее состояние личности (личностное достояние воспитанника), отли
чающееся новыми качественными характеристиками человека-патриота;

обоснована необходимость интегрирования педагогического воздействия субъектов сельского социума на подростков для формирования у них любви к своей малой Родине - родной семье, школе, деревне, в то же время обладающих чувством ответственности за судьбу страны и способных уважительно относиться ко всему человечеству;

определены и экспериментально проверены педагогические условия патриотического воспитания сельских школьников на основе максимально объективного изучения культурно-исторических ценностей прошлого и настоящего малой Родины (патриотическое воспитание школьников на культурно-исторических традициях малой Родины; согласованность и взаимодополняемость между направлениями деятельности составляющий сельский социум элементов, системность в их интеграции; системное изучение и знание учителями и родителями «мира» ребенка; интегрирование педагогического воздействия субъектов сельского социума на подростков; изучение и знание истории родной деревни как основа формирования патриотических чувств и патриотического сознания).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

обогащена теория патриотического воспитания учащихся за счет обоснования необходимости повышения роли каждой из составляющих сельский социум (конкретная семья и все молодежные, ветеранские, религиозные, общественные организации и благотворительные общества) в патриотическом воспитании детей, более широкого использования опыта и идей народных традиций, обычаев, а также новых ценностей, которые появились благодаря реалиям современной действительности в жизни и деятельности россиян, государственных праздников и государственной символики Башкортостана и России;

усовершенствованы подходы к постоянному системному патриотическому воспитанию школьников в образовательном процессе и во внеурочной, внешкольной деятельности;

определены и теоретически обоснованы предпосылки и факторы построения единого воспитательного пространства в сельском социуме.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию патриотического воспитания на основе более масштабного и правдивого знания истории малой Родины - семьи, рода, школы, деревни, села, района, республики, исторических личностей, ис-торико-археологических памятников, растительного и животного мира. Результаты исследования могут быть использованы образовательными учреждениями, практическими работниками школ и внешкольных воспитательных учреждений, родителями, государственными, политическими и общественными организациями в их деятельности, направленной на подъем национально-патриотического самосознания, патриотического самопознания и зтнона-ционального самоуважения, толерантности, любви к Родине, верности Отечеству, уважения к героико-патриотической истории народа, мирному труду и ратному подвигу россиян в прошлом и настоящем.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической основой выполненного исследования, соответствием используемых методов цели, предмету и задачам исследования, согласованностью теоретических данных с результатами экспериментальной работы в школах по определению и повышению патриотичности школьников, анализом наблюдений за культурно-досуговой деятельностью подростков, результатами бесед с ветеранами войны и труда, представителями российского спорта, искусства и культуры и их рекомендациями о необходимости совершенствования патриотического воспитания как важного фактора защиты самостоятельности и независимости государства.

Положения, выносимые на защиту:

сущность и структура патриотического воспитания современных сельских школьников, его содержание, средства и методы, обусловленные связями между основными субъектами воспитания сельского социума и детерминированные культурно-историческими ценностями этноса, особенностями менталитета, местными традициями и обычаями, в совокупности обеспечивающими целостность патриотического воспитания молодежи на селе;

совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры научных основ управления школой БГПУ им.М.Акмуллы в 2005-2007 гг., на Международных (Нижнекамск, 2007,2008,2009; Уфа, 2008), Всероссийских (Бирск, 2007,2008), Республиканских (Уфа, 2006, 2007), зональных научно-практических конференциях (Месягутово, 2008; Верхнеяркеево, 2008), на спецсеминарах для слушателей Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования БГПУ им.М.Акмуллы (2005-2009).

Материалы исследования апробированы в процессе чтения лекций, докладов, бесед и в последующем внедрены в образовательную деятельность в Кош-Елгинской СОШ Бижбулякского района, в Старо-Янтузовской СОШ Дюр-тюлинского района, Чекмагушевской СОШ №2 Чекмагушевского района, Верхнеяркеевской СОШ №1, №2 Илишевского района, в Угузевской СОШ

Бирского района, Шариповской, Казарменской, Старо-Тукмаклинской СОШ Кушнаренковского района, Кушнаренковском педагогическом колледже Республики Башкортостан.

Структура и объем диссертации определяется задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 287 источников.

Специфика патриотического воспитания в современных условиях

Отечественную педагогическую науку и систему образования на разных этапах ее многовековой истории отличала патриотическая наполненность. Воспитательные традиции педагогической мысли связывались с формированием, прежде всего, у подрастающего поколения чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой Родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом преумножить его достоинство и благополучие.

В дошедших до нас памятниках эпохи древнерусского государства ключевыми являлись понятия «Русская земля», «Родная сторона», «Мать-земля». Любовь к Родине, готовность к защите Отечества — главная идея многих пословиц, поговорок («С родной земли — умри, не сходи», «Своя земля и в гордости мила», «Родная земля — мать, чужая — мачеха» и др.). Былины о защитниках Отечетсва Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания.

Указывая на особенности развития педагогической мысли в средние века, необходимо отметить, что патриотическая идея в допетровский период была неразрывно связана с религиозными традициями. Отношение к Отечеству понималось как один из критериев в оценке человеческой личности. Важнейшей целью воспитания считалось формирование человека, для которого борьба за благо и процветание Отечества совпадала с его стремлением к правильной и праведной жизни.

Принято считать, что в петровское время церковь утратила свою духовную суверенность. Диктат государства над церковью определил пути развития школы и образования. Сам Петр с юных лет интересовался историей родной страны, чтил дела предков. Он понимал, что в героическом прошлом страны -корневая основа государства Российского, залог его прочности и престижа. Для него смыслом жизни являлось служение своему Отечеству, способствующее его славе, благосостоянию и процветанию.

В XVIII в. к проблеме человека, его обязанностей как гражданина и патриота обращались русские просветители - М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев. М.В.Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной целью педагогического процесса. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших чувствование Отечества, он называл нищими. По мнению просветителя, потребность жить «для пользы Отечества» должна быть мерилом жизненного смысла. Среди наук, воздействующих на формирование патриотических чувств, он особенно выделял историю. Назначение исторического образования М.В.Ломоносов видел в воспитании национальной гордости юношества на примере прошлых поколений. В целом, идеи М.В.Ломоносова о служении Отечеству, которое у него ассоциировалось с такими понятиями, как «русский народ», «российская земля», «науки», «труд», «русский язык», «добрые нравы», «патриот», имели большое педагогическое значение [196, 93-96].

Проблема воспитания истинных сынов, граждан Отечества занимала заметное место в педагогической мысли начала XIX в. (Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, декабристы). Их волновал вопрос о неразвитости гражданской жизни в России, о слабом знании русскими людьми родной истории и литературы, проблемы просвещения российского народа. Интерес к проблемам патриотического воспитания юношества обострился в 40-50-е гг. XIX в. Виднейший представитель западников В.Г.Белинский, размышляя на педагогические темы, поднимал вопрос о цели воспитания. Человек, а не гражданин, по мнению мыслителя, должен быть конечным продуктом воспитания. Бесконечное уважение к человеку, бесконечная любовь к человеку только за то, что он человек, независимо от его национальности, образованности и вероисповедания — вот что должно быть главным в воспитании. В то лее время В.Г.Белинский подчеркивал необходимость и национального воспитания. Он писал: «...только идя по разным дорогам человечество может достигнуть своей единой цели; только живя самобытною жизнью может каждый народ принести свою долю в общую сокровищницу. В чем состоит эта самобытность каждого народа? В особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгляде на предметы, в религии, языке, и более всего в обычаях. Все эти обычаи укрепляются давностию, освещаются временем и переходят из рода в род, от поколения к поколению, как наследие потомков от предков. Они составляют физиономию народа, а без них народ есть образ без лица, мечта небывалая и несбыточная. Народ крепко дорожит обычаями, как своим священнейшим достоянием. Разрушьте их внезапно, не заменив тотчас же новыми, и вы разрушите все опоры, разорвете все связи общества, словом, уничтожите народ» [45, 14-15]. Он с волнением говорил, что у нас народность обычно отсутствует в планах воспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деталях европейской истории, но не знают о сокровищах своей народной поэзии, русской литературе, Петре I, мало знают историю своей страны, своего Отечества, своей малой Родины. Обращаясь к педагогам, В.Г.Белинский призывал их отражать в содержании учебного материала «как можно больше человеческого, мирового, но стараться знакомиться с этим через родные и национальные явления». Другими словами, для В.Г.Белинского общечеловеческое в воспитании было так же значимо, как и национальное. Понятие «Отечество» рассматривалось им в связи с более универсальной категорией «Человечество».

Национальное направление в русской педагогике в середине XIX в. отстаивал К.Д.Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которым он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием. В статье «О народности в общественном воспитании» (1857) он писал: «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Оте 17 честву, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [14, 41]. И сегодня актуальны его мысли о том, что «у каждого народа своя собственная национальная система воспитания. Нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец» [14,43]. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» отметил одну из основных черт народности - патриотизм, который проявился в народе в тяжелые для России моменты и помог ему выстоять в героической борьбе с иноземными захватчиками, в Отечественной войне 1812 г., Крымской кампании. Педагог призывал учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливыми от сознания, что она твоя Родина («О необходимости сделать русские школы русскими»). Важнейшими составляющими понятия «Отечество», по мнению К.Д.Ушинского, являлись родной язык, окружающая природа, деятельный труд, православная религия, художественная литература, русская история. Первостепенное значение придавал изучению в школе родного языка. По его мнению, «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть и именно сама жизнь. Когда исчезнет народный язык — народа нет более» [14,52-53]. Он называл язык «удивительным педагогом», «величайшим народным наставником», который знакомит ребенка с историей народа, объясняет ему природные явления, вводит в народную поэзию, «патриатизируя» его душу.

Этнокультурные основы патриотического воспитания сельских школьников

В последнее время одним из важнейших процессов в мире, оказывающих значительное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, стала глобализация. «Возникшее под влиянием Роланда Робертсона (Roland Robertson (1992) понятие «глобализации» подчеркивает смешение глобального и локального, универсального и частного. Усиливающиеся процессы глобализации, европеизации и американизации сегодня оказывают непосредственное влияние на сферы образования и воспитания» [37, 104]. Под глобализацией подразумевают как всеобщие проблемы, которые затрагивают мир в целом, так и последствия интеграционных процессов в виде становления единого мирового рынка, свободного движения товаров и капитала, которые создают условия для свободного перемещения населения и способствуют широкому взаимопроникающему распространению информации. Практически, мы сегодня живем в условиях мировой информационной цивилизации, когда информация становится реальной силой. Этимологически термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов — это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Этим определяется необходимость сосуществования «патриотизма» и «интернационализма», т.к. именно от дружбы народов, живущих на Земле, от их взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимоуважения зависит дальнейший прогресс человечества. Сегодня, когда всякая актуальная информация становится доступной любому человеку, имеющему возможность войти в Интернет, в любой точке земного шара, намного возрастает значимость для конкретного человека и всех людей ответа на вопрос «Кто я такой?» — «Кто мы такие?» и вытекающие отсюда ответы о целях, смыслах, ценностях отдельной личности, группы, этноса, народа. Именно поэтому в современных условиях глобализации ценностно-актуальной становится необходимость обучения каждого конкретного ребенка идентифицировать себя как с «малой Родиной», с культурой той нации, к которой он принадлежит по факту своего рождения («Я - представитель своего этноса», «Я - россиянин»), так и с мировой цивилизацией, в рамках которой разворачивается его жизнедеятельность («Я - гражданин мира»). В результате ребенок начинает чувствовать себя частью всего человечества, у него формируется понятие «Я - часть всего человечества». Так происходит осознание детьми необходимости «сосуществования» «патриотического» (общероссийского) и «интернационалистического» (общечеловеческого), что отвечает и интересам конкретного человека, и интересам всех людей, живущих на земле. Как утверждает Д.И.Фельдштейн, сегодня воспитание детей происходит в условиях «принципиальных изменений, которые произошли в человеческом сообществе. Эти изменения, носящие, по сути, характер цивилизационного слома, качественно преобразили все стороны человеческой жизни — демографическую, этнополитическую, технологическую, социальную, экономическую, обусловив новую культурно-историческую ситуацию нашего бытия. Мир сегодня стал другим — открытым. Современный человек находится в едином информационном пространстве, по-новому понимает, осмысливает и этот мир, и себя в нем» [253, 56]. В этих условиях очень актуальной становится необходимость сохранения «человеческого» в человеке. Для этого детей необходимо научить мыслить масштабно, планетарно, с точки зрения интересов всего человечества, благодаря чему у них формируется «ответственность» не только перед своим «национальным государством», но и перед «мировым сообществом». Именно благодаря таким «личностям» намного возрастает способность той или иной страны сохранять свою независимость, самостоятельность и территориальную целостность, национальную систему ценностей, защищать патриотическое самосознание умов, усиливать информационно-культурный иммунитет родного народа, противостоять давлению, как извне, так и изнутри, находить необходимые ресурсы и эффективно их использовать в конфликтных ситуациях, которые сплошь и рядом возникают сегодня между различными странами, народами, государствами. Сегодня, когда формируется глобальная международная образовательная среда, идет интернационализация образования именно на принципах дополнительности, взаимопроникновения, взаимовосприимчивости всех имеющихся ценностей и достижений может сложиться прогрессивная совокупная целостность общечеловеческой культуры, выступающей фундаментальной основой общечеловеческой цивилизации в XXI веке.

Глобализация несет в себе как позитивные, так и негативные тенденции. С одной стороны, укрепляются связи между людьми, отдельными группами, нациями, государствами, с другой - нестабильность, рост бедности и безработицы, утрата национально-государственных традиций. В этих условиях российская школа, опираясь на базовые морально-нравственные, культурно-исторические ценности, выработанные многонациональным народом России за более чем тысячелетнюю свою историю, должна готовить и выпускать такую молодежь, которая была бы патриотом своей Родины, деревни, школы, семьи, могла бы защищать свои интересы, противостоять любым давлениям со стороны; такую молодежь, которая хорошо знала бы свой родной язык, культуру, обычаи и традиции, была бы настоящим борцом за цивилизованное развитие своего народа, своего социума, как составной части мирового сообщества, а также способной содействовать прогрессу всего человечества в целом. Для этого «внутренний» и «внешний» образ России должен восприниматься школьниками одинаково уважительно и как фактор общероссийской-общенациональной гордости, которая формируется благодаря успехам каждого российского этноса в культурно-созидательной деятельности в интересах страны, в интересах всех россиян, как реализация его высокого патриотического духа. Успешная реализация инновационной модели социально-экономического развития как раз зависит от совпадения положительного вектора восприятия «внешнего» и «внутреннего» образа страны большинством российского населения. Инновационное социально-экономическое развитие России и есть фундаментальная основа ее конкурентоспособности в глобальном мире, и оно в первую очередь зависит от патриотического духа большинства российского населения. Поэтому системное патриотическое воспитание школьников должно стать приоритетным направлением в деятельности каждой российской школы. Только патриотическое воспитание в силах формировать человека созидающего, человека укорененного на своей родной земле, лояльного к государству и его законам, способного действовать в рамках правового законодательного пространства. Необходимо подчеркнуть, что современной России востребован не лозунговый патриотизм, а патриотизм действия, патриотизм собственного примера, то есть патриотизм настоящий. Именно поэтому сегодня стране необходимы и востребованы, в первую очередь, те люди, которые считают свой дом, свою деревню, свой район, город, республику, страну сферой своей личной ответственности, которые живут по принципу «если не я, то кто?». Для формирования такой личности школьников главным источником должен стать собственный пример педагогов, руководителей властных структур, предпринимателей, бизнесменов, и их максимальная преданность России не только на словах, а, прежде всего и больше всего, в ежедневных конкретных делах. Важной питательной сферой для формирования патриотического сознания учащихся являются современные победы России на международном уровне и активное участие средств массовой информации в объективном освещении этих достижений, таким образом, организуя пропаганду интересов общества и тех нравственных идеалов и культурных ценностей, которые свойственны для всего российского народа.

Согласованность и взаимодополняемость между направлениями деятельности субъектов социума, системность в их интеграции

Патриотизм детей, подростков и молодежи необходимо воспитывать не только прошлой историей, но и на положительных примерах современности, созданием необходимых условий для полноценной жизнедеятельности каждого конкретного человека. Это — бесплатное образование и медицинское обслуживание, это - комфортные условия жизни и учебы для школьников и студентов, это — решение жилищных проблем для молодых, особенно в условиях села, это — улучшение условий жизни и труда в условиях сельского социума, это — повышение качества жизни и социального положения ветеранов войны и труда, инвалидов и престарелых, детей-сирот, это - достойные жизненные условия для «бывших афганцев, чеченцев» и других участников различных боевых действий и т.д.

Патриотически ориентированная национальная политика и идеология и основанное на них воспитание в нашей стране призваны способствовать сохранению российского государства и улучшению качества жизни народа. История показывает, что на основе патриотизма создаются благоприятные условия для развития конкурентоспособной экономики и укрепления гармонических отношений между этносами и конфессиями. Патриотизм педагогов — необходимая база для дальнейшего подъема качества образования. Только на основе такой политики и идеологии станет возможным сохранение и развитие многовековой великой русской культуры и ее органические связи с европейской и мировой культурой. Русская культура — явление не только национальное и даже европейское, а поистине всемирное. И благодаря своей культуре Россия всегда будет занимать видное место в настоящем и будущем всего человечества. Нашу молодежь необходимо формировать не как армию для якобы неизбежной будущей «большой войны», ее надо всеми средствами приобщить к высокотехнологическому труду, к вершинам отечественной и мировой культуры. Культура способна объединять людей в единое целое в мировом масштабе. Поэтому важным моментом в патриотическом воспитании в процессе глобализации является то, что детей необходимо научить жить в нескольких культурах. Из нашей истории мы знаем примеры, когда люди дву- или триязычны, читают литературу на этих языках и могут жить, перемещаясь из одной культуры в другую или находясь в поликультурном пространстве. Нет ничего более комфортного для человека, чем умение нормально жить в нескольких культурах, считать их «своими». Это дает возможность человеку жить, творить и созидать в режиме диалога культур. Этим сегодня определяется одна из главных задач современной российской школы - максимальное внимание общекультурной подготовке наших учащихся. Общекультурное развитие детей отражается в их поведении, общении, знаниях, умениях и навыках, привычках, ценностных ориентациях и вкусах. Детей важно приобщать к семейной, сексуальной, физической культуре, а также культуре труда и отдыха, культуре общения и культуре любви. Их также необходимо научить диалогу — уметь слушать и понять другого. Отношения между ними должны строиться на таких принципах: единство — в главном, свобода — во второстепенном, любовь — во всем. Детей важно научить с малых лет любить — любить себя, родителей, родных и близких, старших, пожилых, больных и немощных, любить животный и растительный мир, любить жизнь. Именно такие дети бывают способны «жить по средствам». Для них не «потребление», а «созидание» становится смыслом жизни, ценностью, определяющей сущность человека. Дети всегда нуждаются в духовном руководстве со стороны взрослых. Им надо помогать обрести веру в себя, в человека, в прекрасное будущее, в правильную и справедливую жизнь. Только вера создает сильную личность. Так формируется менталитет, мироощущение, миропонимание, качество мышления конкретного человека, по-другому - его Интеллект. Задача учителя - раскрыть перед учениками всю глубину, привлекательности познания, пробудить интеллектуальную потребность узнать больше, способствовать осознанию учащимися нравственной красоты познавательной деятельности. Именно самопознание способствует человеку реализовать себя как личность-патриот. Для этого на уроках и во внеклассной работе необходимо широко использовать сокровища мудрости народной педагогики — драгоценнейшие, вечные богатства народа - пословицы, поговорки, притчи, легенды, песни. Более масштабное знание учащимися традиций, обычаев, обрядов, верований родного народа духовно обогащая, способствует формированию у них патриотического самосознания, патриотического самопознания и этно-национального самоуважения. Как известно, именно духовно богатые люди всегда бережно и уважительно, с терпением и пониманием относятся к «патриотическим» чувствам «не родных» народов и всех людей земного шара. Поэтому и в условиях глобализации воспитание личности на основе традиций и обычаев родного народа, его менталитета, знания истории, языка и культуры остается фундаментальной основой формирования патриотического сознания.

Современный мир характеризуется нарастанием межнациональных и межконфессиональных конфликтов, обесцениванием человеческой жизни. В этих условиях жизнеутверждающее значение приобретает именно способность к диалогу с другими «культурами», «нациями», «народами», «конфессиями», «государствами». Способность людей к «душевной толерантности», к «сочувствию», к «всемирной отзывчивости» приобретает основополагающее значение для мировой цивилизации. Подчеркивая важность национальной системы воспитания детей, подростков и молодежи в то же время мы должны стремиться и к формированию из них настоящих интернационалистов. В условиях глобализации всей человеческой жизни — это жизненно необходимо. Поэтому, воспитывая у молодежи уважение к своим национальным корням, в то же время параллельно необходимо воспитывать в них уважительное отношение к истории, к обычаям, традициям и тех народов, которые нашу молодежь окружают.

Результаты опытно-эспериментальной работы по патриотическому воспитанию сельских школьников

Задача современной сельской школы — подготовить выпускника успешного, мобильного, конкурентоспособного, способного к самореализации и саморазвитию. Он должен обладать гражданской зрелостью, чувством патриотизма, нравственной и моральной устойчивостью, культурой общения в семье, трудовом коллективе, в быту и обществе в целом [27, 57-58].

В формировании патриотических мыслей и патриотических убеждений у школьников, в удовлетворении их потребностей в познании родного края, местных особенностей и сложившихся традиций, а также своеобразия менталитета своего социума, ведущую роль играют уроки истории и литературы. Историческое и обществоведческое образование помогают человеку освоить три сферы ценностей: этнокультурные, общенациональные (российские) и общечеловеческие (планетарные). Это обеспечивается соблюдением правильной пропорции между общенациональным, этнокультурным и социальным аспектами образовательной политики, которая должна учитывать специфику полиэтнично-сти Российской Федерации и Республики Башкортостан. Поэтому задача гуманистически наполненного образования — воспитать личность с ненасильственным поведением по отношению к природе, обществу, людям, формировать у нее уважение к взглядам и убеждениям разных народов, этносов. Особенно в нынешних условиях поиска нашей страной своего нового исторического пути, воспитание в каждом школьнике качеств патриота, гражданина великой России становится первоочередной задачей школы.

Для современной российской молодежи жизненно важной стала необходимость максимально осознанного подхода к понятию: «духовные основы развития России», имеющие многовековые глубокие исторические корни и являющиеся источником героико-патриотического духа российского народа. Без объективного и полномасштабного знания духовных основ национальных особенностей развития многонационального российского народа мы не сможем воспитать настоящих патриотов Родины, имеющих право восхищаться и гордиться своим этносом, своей страной, ее прошлым и настоящим, с уважением, верой и надеждой смотрящих на будущее ее инновационное развитие. Подлинное проявление любви к Отечеству позволяет человеку подняться на новую, более высокую ступень в его нравственном восхождении. Этому будет способствовать и, имеющая большой патриотический смысл, разработанная РАО Концепция человекосообразного образования, которая выступает системообразующей основой для проектирования целей общего среднего образования. Основная задача современного российского поликультурного образования — воспитание толерантной личности, способной к активной деятельности в поликультурной среде, а также формирование межкультурной компетентности и культуры межнационального общения [221, 4-5]. Исследователями подчитано, что в современном мире существуют около 5 тысяч этносов, проживающих на территориях более 200 суверенных государств. Каждый этнос имеет свою историю, уникальную культуру, свой путь социально-экономического развития. В России сегодня проживает чуть больше 142 млн. человек и среди них более 130 наций и народностей. Наиболее крупными являются русские, украинцы, татары, чуваши, башкиры. Совместное проживание благотворно сказывается на духовно-нравственном развитии народов, благодаря этому осуществляются взаимовлияние и взаимообогащение культур этносов. Благодаря совместной жизнедеятельности, люди учатся преодолевать эгоистические склонности и видеть в людях других национальностей таких же людей. Поэтому сегодня важное педагогическое значение приобретает осмысление учащимися единства человеческого рода и себя, как его неповторимой части, осознание того, что диалог между различными культурами и народами (этносами), братство, равенство, человечность — важнейшие общечеловеческие ценности, призывающие к дружбе между народами. Необходимо подчеркнуть, что этническое многообразие является очень важным ресурсным условием успешного развития цивилизации и в условиях начала XXI века. Именно поэтому сохранение этнопедагогических традиций и бережное к ним отношение может и должно стать не только важ 64 нейшим условием самосохранения этносов, но и решающим фактором успешного продолжения человеческой цивилизации [75, 49-50].

Духовность человека проявляется в «культуре» его жизнедеятельности, в его культурности. Культура является уникальным фактором духовного оздоровления людей. Д.С.Лихачев «историю человечества» назвал «историей культуры». Культура, по глубокому убеждению ученого, составляет главный смысл и главную ценность существования человечества: как народов, малых этносов, так и государств [116, 51]. В культурном развитии нашего общества особая роль принадлежит работникам культуры. Их профессионализм и интеллектуальный потенциал всегда должен быть востребован и максимально служить интересам России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 25 марта 2008 года в России впервые отмечался День работника культуры. Это - новый подход к работникам культуры, к их роли в нашем российском обществе и к культуре как общечеловеческой ценности. На протяжении всей российской истории основным духовным принципом развития культуры и строительства государства было «равноправие всех народов» России. В этом и кроется патриотическое составляющее российской цивилизации. Поэтому и в современной России эта духовная основа российской государственности — равноправие всех народов - должна еще более усовершенствоваться во благо общества, как важнейший фактор воспитания любви к Отечеству и как консолидирующая ценность всего многонационального народа России. Культурное многообразие нашего народа, равноправие, достоинство, свободное творчество каждого человека должны быть ведущими ценностями и защищены надежными правовыми гарантиями со стороны российского государства. Именно общая культура, происходящая из общей истории, формирует и объединяет наши народы в единое целое, способствуя тем самым дальнейшему прогрессу России.

Похожие диссертации на Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума