Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Кирьянова Ольга Александровна

Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере
<
Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кирьянова Ольга Александровна. Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кирьянова Ольга Александровна; [Место защиты: Иркут. гос. пед. ун-т].- Иркутск, 2008.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/362

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере 13

1.1. Особенности деятельности режиссера в социально-культурной сфере 13

1.2. Подготовка будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере 32

1.3. Педагогические условия формирования готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере 60

Выводы по главе 98

Глава 2. Экспериментальная работа по подготовке будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере 101

2.1. Определение исходного уровня готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере 103

2.2. Реализация комплекса педагогических условий подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере 119

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 142

Выводы по главе 154

Заключение 156

Библиография 160

Приложения

Введение к работе

Произошедшие за последние десятилетия социально-экономические и социально-культурные преобразования в нашей стране обострили проблему потенциалов социокультурной среды в оздоровлении общества. В связи с этим возникает задача подготовки компетентных специалистов, способных активно создавать комфортные условия для самореализации личности в творческих коллективах. Значимым для развития современного образования становятся идеи и принципы создания различных гуманитарных научных пространств, касающихся вопросов самоопределения и самореализации человека в мире и актуализации его творческого потенциала. Изменения в сфере профессионального образования обеспечивают свободу творчества, возможность творческой самореализации, и обусловливают потребность в подготовке специалистов-профессионалов, готовых творчески взаимодействовать и способных стать организаторами и творцами социокультурной среды.

Система среднего профессионального образования в области культуры и искусства является фактором, способствующим сохранению, возрождению и развитию общекультурных и художественных ценностей отечественной социально-культурной сферы. В рамках традиционной парадигмы образования процесс обучения студентов творческих специализаций не всегда отвечает потребностям социально-культурной сферы и не создает условия для готовности индивида к самостоятельной деятельности, так как направлен, в основном, на усвоение студентом заранее спланированной системы знаний и умений, на овладение определенной системой действий и навыков по заданным алгоритмам. На наш взгляд, ориентация профессионального образования на создание и включение в реальный учебный процесс специальных педагогических условий с целью создания особой творческой среды и обеспечения высокого уровня готовности к последующей профессиональной деятельности наиболее адекватно отвечает требованиям к уровню подготовки и выпуска специалистов для социально-культурной сферы.

Актуальность исследования определяется необходимостью подготовки выпускников училищ культуры к деятельности в социально-культурной сфере в новых социокультурных условиях, которые характеризуются изменением профессиональной роли специалиста режиссерской специализации в сторону универсальности, профессиональной мобильности его знаний, умений и навыков и в рамках выбранной специализации и сферы в целом.

Необходимость изучения данной проблемы в системе среднего профессионального образования продиктована рядом проблем теоретического и практического характера.

На наш взгляд, недостаточное внимание преподавателей дисциплин специализации к педагогической составляющей учебно-творческого процесса, а также «педагогика требования» выполнения творческих заданий без методического пошагового объяснения закономерностей и специфики творческого процесса, вариативности возможных решений являются серьезными теоретическими проблемами, вследствие чего студент приобретает комплекс профессиональной неполноценности, который отрицательно влияет как на учебно-творческий процесс, так и на всю последующую самостоятельную деятельность в социально-культурной сфере.

К практическим проблемам мы относим недостаточное внимание к индивидуальным особенностям каждого студента и процессам рефлексии; ориентацию учебно-творческого процесса на результат; отсутствие постоянной педагогической поддержки творческих идей и отсутствие продуманных условий для приобретения самостоятельного профессионального опыта. Это приводит студентов на выпуске из стен училища к осознанию недостаточной готовности к деятельности в социально-культурной сфере и тормозит процессы самораскрытия и самореализации обучающейся личности.

Осознание необходимости достижения выпускником режиссерской специализации высокого уровня готовности к последующей деятельности в соответствии с новыми требованиями социально-культурной сферы вызвало противоречие между содержанием подготовки будущих режиссеров и современными

5 требованиями, предъявляемыми к организации процесса обучения. Обеспечить готовность будущих режиссеров к осуществлению деятельности в социально-культурной сфере на высоком уровне позволит специально разработанный комплекс педагогических условий, организующий процесс подготовки студентов ссуза культуры на основе принципов «педагогики сотрудничества» и лич-ностно-ориентрованного подхода в образовании.

Несмотря на то, что многие педагоги творческих дисциплин и режиссеры-практики подчёркивают необходимость изменения и обновления форм и методов преподавания дисциплин специализации для решения вышеназванных проблем, на наш взгляд в специальной и научной литературе, недостаточно освещены вопросы подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере.

В научных исследованиях, выполненных на материале художественных специализаций: музыкальных (Бакланова Н.К., Дунаева И.Д., Нежинский О.М., Шахов Г.И. и др.), хореографических (Бурцева Г.В., Королев В.А. и др.), режиссерских (Алексеев В.Ю., Бакланова Н.К., Марков О.И., Массарский СМ., Савина В.Ф., Ярошенко Н.Н. и др.) обращается внимание на недостаточную теоретическую, методическую, общекультурную, и, особенно, практическую профессиональную квалификацию выпускников вузов и ссузов культуры и искусства. Однако в дидактике среднего профессионального образования практически отсутствуют целостные исследования, посвященные разработке педагогических условий подготовки студентов к последующей деятельности в социально-культурной сфере. Анализ научно-педагогической литературы и практики позволяет нам сделать вывод о том, что, несмотря на довольно обширный спектр исследований, посвященных проблеме подготовки студентов различных творческих специализаций к деятельности в социально-культурной сфере, не все теоретические аспекты разработаны в равной степени.

Анализ научной литературы и современной практики среднего профессионального образования в учреждениях культуры позволил выявить следующие противоречия:

между направленностью процесса обучения на овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и требованиями социально-культурной сферы к качеству профессиональной компетентности будущего режиссера;

между необходимостью получения обучаемым самостоятельного профессионального опыта и отсутствием такой возможности в условиях традиционной системы подготовки будущего режиссера;

между изменяющимися потребностями социально-культурной сферы и уровнем готовности будущего режиссера к деятельности в данной сфере.

Необходимость разрешения указанных противоречий позволяет определить проблему исследования: какие педагогические условия обеспечивают готовность будущего режиссера к деятельности в социально-культурной сфере.

Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработка послужили основой для определения темы исследования: «Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере.

Объект исследования: процесс обучения будущих режиссеров в ссузе культуры.

Предмет исследования: педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере.

Гипотеза исследования. Необходимый в современных условиях уровень готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере будет обеспечен, если:

определен смысл и значение понятия «готовность будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере»;

обоснован комплекс педагогических условий, способствующих подготовке будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере;

разработана образовательная модель подготовки будущего режиссера к деятельности в социально-культурной сфере.

В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:

изучить состояние проблемы в научной литературе и раскрыть содержание категории «готовность к деятельности в социально-культурной сфере»;

разработать критерии, показатели и уровни готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере;

проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность образовательной модели, обеспечивающей условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере.

Методологической основой исследования являются:

системный подход к профессиональному образованию (В. Г. Афанасьев, В. С. Ильин, И. К. Сергеев, Н. А. Паршиков и др.);

личностно-деятельностный подход к процессу обучения (В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. И. Зязюн, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.);

личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения (Г. А. Алагуева, Е. В. Бондаревская, Е. И. Казакова, Т. В. Машарова, Н. А. Осу-хова, В. В. Сериков, А. П. Тряпицина, Т. В. Фролова и др.);

культурологический подход к процессу становления субъекта учебно-творческой деятельности (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, В. В. Сафонов и

др-);

идеи о творчестве и деятельности философов Аристотеля, Н.А. Бердяева, Р. Декарта, Д. Дьюи, И. Канта, Платона, Ж.-П. Сартра и др.;

психологические теории творчества и мыслительной деятельности (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Н. В. Рождественская, О. К. Тихомиров и др.);

работы классиков проблемного обучения (В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, В. Оконь и др.);

исследования представителей гуманистической психологии и педагогики (Л. С. Выготский, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс и др.);

теоретические труды ведущих отечественных режиссеров театрального искусства (В. Э. Мейерхольд, В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос и др.) и режиссуры театрализованных представлений и массовых праздников (О. И. Марков, А. Д. Силин, И. Г. Шароев и др.).

В работе используется комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования:

организационные методы: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, учебно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализа документов (учебные и рабочие планы, программы по дисциплинам специализации; текстовые отчеты о мониторинге качества обучения; личные дела студентов);

эмпирические методы: обсервационные (наблюдение, самооценка), диагностические (тесты, анкеты, беседы, опрос, интервьюирование), экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперимент), видео-фиксация учебно-творческих уроков, показов, выступлений, мероприятий и спектаклей.

Практическая направленность реализована через разработку и внедрение спецкурсов, -мастер-классов, разработку рабочих программ, методических пособий и рекомендаций по планированию и организации для внедрения в учебно-творческий процесс подготовки по дисциплинам режиссерской специализации, тренингов по развитию творческого воображения и мышления.

Экспериментальной базой исследования в течение 1998-2007 являлось режиссерское отделение Иркутского областного училища культуры.

Решение поставленных задач осуществлялось в три этапа.

На первом этапе исследования (1998 - 2002 г.г.) изучалась философская, педагогическая, психологическая и специальная литература по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы исследова-

9 ния, разрабатывалась рабочая гипотеза, готовились материалы для проведения опытно-экспериментальной работы. Проводилось анкетирование выпускников режиссерского отделения, студентов заочного отделения, слушателей «Курсов повышения квалификации работников культуры», руководителей учреждений культуры с целью исследования исходного уровня готовности будущего режиссера к деятельности в социально-культурной сфере.

На втором этапе исследования (2002-2006 г.г.) осуществлялась экспериментальная работа на режиссерском отделении Иркутского областного училища культуры по созданию и внедрению педагогических условий в учебно-творческий процесс для совершенствования процесса подготовки будущего режиссера к деятельности в социально-культурной сфере. В ходе эксперимента определялись формы, методы, способы и технологии организации учебно-творческого процесса обучения студентов ссуза культуры; разрабатывалась модель их подготовки к деятельности в социально-культурной сфере.

На третьем этапе (2006 - 2007 г.г.) с целью определения эффективности опытно-экспериментальной работы по подготовке будущего режиссера к деятельности в социально-культурной сфере было проведено итоговое тестирование с последующим анализом и интерпретацией результатов формирующего эксперимента; сформулированы выводы, проведено оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

конкретизировано понятие «готовность будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере» (на примере специализации «Постановка театрализованных представлений»);

определены компоненты, критерии, показатели и уровни готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере;

разработана образовательная модель подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере;

обоснован комплекс педагогических условий подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере.

10 Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

обоснован новый подход к организации учебно-творческого процесса в ссузе культуры (на примере специализации «Постановка театрализованных представлений»);

выявлен потенциал дисциплин специализации: «Режиссура театрализованных представлений», «Сценарное мастерство и основы драматургии»;

обоснованы способы взаимодействия педагогов и студентов в процессе подготовки к деятельности в социально-культурной сфере.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

разработана и апробирована модель подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере, которая может быть широко использована в образовательном процессе ссуза и вуза культуры и искусства;

разработаны методические рекомендации «Техники раскрепощения творческой фантазии сценариста и режиссера»;

результаты исследования могут быть использованы в практике работы преподавателей средних профессиональных заведений с области культуры и искусства с целью повышения эффективности подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере.

Апробация исследования осуществлялось в ходе многолетней преподавательской деятельности в Иркутском областном училище культуры на режиссерском отделении.

Ход, основные положения и результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались:

1) на региональных и межрегиональных, всероссийских и международных

научно-практических конференциях:

- международная научно-практическая конференция «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» // Восточно-Сибирская Государственная Академия культуры и искусств, г. Улан-Удэ - 2002.

I, II, III, и IV межрегиональные научно-практические конференции «За культуру и образование» // Иркутское областное училище культуры, Иркутск. -2003-2006гг.

межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы науки и практики» // Иркутский государственный университет, Иркутск - 2003.

межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы целостности и непрерывности образования» // Иркутский Государственный Педагогический Университет, Иркутск - 2003.

региональная научно-практическая конференция «Программно-методическое обеспечение деятельности учреждений культуры клубного типа» // Комитет по культуре администрации губернатора Иркутской области, Областной центр народного творчества и досуга, Иркутск - 2004.

всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы целостности и непрерывности образования» // Иркутский Государственный Педагогический Университет, Иркутск.- 2004.

межрегиональная научно-практическая конференция «Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы» // Восточно-Сибирская Государственная Академия культуры и искусств, г. Улан-Удэ. - 2005.

региональная Интернет-конференция «Современные профессионально-ориентированные технологии подготовки конкурентоспособного специалиста СПО» // Иркутский Педагогический колледж №1, Иркутск. - 2006.

международная научно-практической конференции «Культура и образование: проблемы и перспективы» // Бурятское республиканское училище культуры и искусства, Улан-Удэ. - 2006г.

2) на занятиях, семинарах и мастер-классах в рамках «Курсов повышения квалификации работников социально-культурной сферы» при Иркутском областном училище культуры;

  1. на заседаниях предметно-цикловой комиссии режиссерских дисциплин, методическом совете Иркутского областного училища культуры; научно-практическом семинаре «Школа педагога-исследователя» Иркутского областного училища культуры;

  2. в специальных журналах: ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Специалист», 2004г., «Среднее профессиональное образование, 2005г., «Вестник Новосибирского государственного колледжа культуры и искусства», Новосибирск, 2005-06г;

  3. в сборнике методических докладов и тезисов преподавателей учреждений СПО культуры и искусства «Культурологическое образование нового тысячелетия», Москва, 2003-05 гг.

  4. в реферируемом научном журнале «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Аспирантские тетради». - Санкт-Петербург, № 17 (43) 2007г. (Журнал включен в список изданий, рекомендуемых ВАК России для публикации материалов кандидатских диссертаций).

  5. в реферируемом научном журнале «Вестник Московского государственного университета культуры и искусства». - Москва, №5 (21) 2007г. (Журнал включен в список изданий, рекомендуемых ВАК России для публикации материалов кандидатских диссертаций).

Особенности деятельности режиссера в социально-культурной сфере

Исследование проблемы подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере является актуальным для понимания механизмов развития личности обучающегося человека, его самоопределения, самоактуализации и полноценной реализации в последующей профессиональной деятельности. С целью выявления особенностей деятельности режиссера в социально-культурной сфере рассмотрим теоретические основания дефиниции «социально-культурная сфера». Под сферой (от греч. sphaira - шар) понимается область действия, пределы распространения чего-либо, а также общественное окружение, среда, обстановка [182, 1306]. Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики специфической сферы деятельности или жизни (как художественная культура), а в более узком смысле, как сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, результаты познания, произведения искусства и т.д.), а также человеческие силы и способности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей) [182, 678].

Культура - антропологический феномен, она может сохраняться, передаваться и распространяться только усилиями самого человека. Культура проявляется как совокупность общечеловеческих, национальных и личностных цен 14 ностей и программ поведения, деятельности, общения, в которых запечатлены нормы и образцы достойной человеческой жизни, способы ее преобразования людьми и результаты коллективного и индивидуального творчества, выраженные в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этнических обычаях, различных языках и символических системах, содержащих социально значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение, общение людей [105].

Культура также понимается как искусственная среда, созданная и создаваемая человеком в процессе общественно-политической практики, которая: а) необходима для существования человека, развертывания его творческих сил; б) выражается в совокупности предметных, знаковых, организационных форм и уровне освоения их человеком. В обновлении общества и духовном развитии человека культура предстает «творчески созидательной деятельностью по преобразованию природы и общества, результатами которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил» [11, 8].

«Именно через культуру человек способен внести в мир и в себя как личность смысл, человеческое значение, использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества» [32].

Понятия «социум», «социальное» идут от лат. societas - общество и, следовательно, приставка «социальная» определяет предметом рассмотрения формы организации жизни и деятельности человека в обществе; совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; и определенную форму социальных отношений [182, 1924].

По квалификации В.Е. Новаторова, социально-культурная сфера — это сложносоставная система, включающая в себя: средства массовой информации, туризм, физическую культуру и спорт, народное образование и здравоохранение, общественные объединения, культуру и искусство [135, 45-46].

О.И. Марков особо отмечает многозначность понятия социально-культурной сферы как феномена культуры, философии, идеологии, социологии, педагогики, психологии и интегративность этого понятия, выступающего в роли референтного образования и регулятивного механизма [118].

В социально-культурной сфере активизируются процессы социализации личности (освоение личностью различных социальных ролей и усвоение нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества) и социальной адаптации (приспособление индивида к изменяющимся условиям жизни) [117].

На основе выделенных понятий, можно заключить, что социально-культурная сфера включает в себя сферу культуры, и в этой среде осуществляются процессы сохранения культуры, развития и передачи последующим поколениям её ценностей, норм и идеалов. В связи с этим выделены и направления деятельности внутри социально-культурной сферы: - творческое развитие личности; - организация культурного отдыха, развлечений и мероприятий; - развитие образования, самообразование личности; - социальная защита и реабилитация; - приобщение к миру прекрасного; - охрана памятников истории и культуры; - возрождение и развитие национальных культур; - возрождение и развитие промыслов, ремесел, фольклора; - патриотическое воспитание; - физическое оздоровление населения, пропаганда здорового образа жизни. [135, 48-49].

Подготовка будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере

Современное профессиональное образование в области культуры и искусства имеет ярко выраженную особенность, связанную со спецификой деятельности в социально-культурной сфере и явным гуманитарным уклоном. Рассмотренные в п. 1.1. особенности социально-культурной сферы и требования, предъявляемые будущему специалисту данной сферы позволяют выделить культурно-гуманистические функции образования, выступающие как средство трансляции культуры, овладевая которой обучающийся человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного и развивать собственную субъектность [180, 80]. К культурно-гуманистическим функциям образования можно отнести следующие: - развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолеть жизненные препятствия; - формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере; - обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; - овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально нравственной свободы, личной автономии и счастья; - создание условий для самореализации творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций [там же].

Для гуманистически ориентированного образования характерно единство общественного и личного, следовательно, в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом и профессиональной сферой, а с другой — условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии. Профессиональное образование для обучающейся личности выступает: «1) как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения, поскольку человек свои способности раскрывает, прежде всего, в профессиональном труде; 2) как средство устойчивости, социальной защиты и адаптации человека в условиях общественного развития» [99, 13]. Профессиональное образование в ссузе культуры является составной частью системы социализации человека, формирующей определенные, профессиональные свойства его личности, т.е. формирует студента как будущего специалиста социально-культурной сферы в области режиссуры театрализованных представлений (социальный заказ).

Следовательно, главной социальной целью профессионального образования в области культуры и искусства является создание определенных педагогических условий для овладения профессиональной творческой деятельностью для последующего эффективного включения специалиста социально-культурной сферы в общественно-полезную деятельность в соответствии с его личностными особенностями, интересами и способностями.

Составными элементами системы профессионального обучения в ссузе культуры являются теоретическая и практическая подготовка студентов по циклам общеобразовательных, специальных дисциплин и дисциплин специализации. Данный состав содержания обучения будущих режиссеров продиктован двойной специальностью «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» и является реализацией целостного и системного подхода, что обеспечивает единство общего и специального развития личности будущего специалиста. Но сложившаяся система, традиционность и последовательность в преподавании учебных дисциплин, при которых сначала формируется общенаучный цикл, затем общепрофессиональный, далее, специальный и в последнюю очередь — практический не позволяют в результате обучения выйти на высокий уровень готовности будущего режиссера к деятельности в социально-культурной сфере. «Такой порядок нарушает реальную логику зависимости целей и средств, где определяющим (исходным) является профессиональная деятельность, к которой необходимо подготовить специалиста. Реальная логика диктует, чтобы формирование взаимосвязанных содержания образования и содержания обучения было бы следующим: содержание профессиональной деятельности - содержание комплекса профессионально направленных задач - содержание информационного обеспечения умений - содержание требований к знаниям специалиста. Разработка и сопоставление взаимосвязанных моделей профессиональной деятельности и профессиональной подготовки специалистов - наиболее целесообразный путь формирования содержания образования и содержания обучения» [173, 56].

Деятельность режиссера в социально-культурной сфере требует сформированное определенных профессиональных навыков, которые отвечают современным общим и специфическим запросам рынка труда вообще и социально-культурной сферы в частности. Профессиональные знания, умения и навыки формируются у будущих режиссеров в течение всех трех лет обучения. Именно знания в области философии, культурологии, литературы, психологии и педагогики и других дисциплин общеобразовательного цикла, создают фундамент готовности к последующей профессиональной деятельности и гарантию профессиональной мобильности в выбранной профессии. Специальные дисциплины (история, теория и практика социально-культурной деятельности и народного художественного творчества) формируют у студентов общее представление о сфере профессиональной деятельности, ее специфике, условиях труда и возможных профессиональных перспективах. Дисциплины специализации (дисциплины режиссерского цикла) имеют целью развитие режиссерских художественно-творческих способностей; углубляют систему профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления творческого процесса постановки мероприятия.

В процессе обучения в ссузе культуры у студента формируются следующие профессиональные навыки: способность к аналитическому, критическому и творческому мышлению, коммуникативные навыки и способности, приспособляемость и мобильность, художественные способности, креативность, способность работать в команде и способность работать самостоятельно. Качественное получение и совершенствование студентами профессиональных навыков зависит от всей системы подготовки будущего специалиста, но в большей степени от педагогических и методических приемов, применяемых в образовательном процессе. Последующая специальность и специализация студентов должны не просто учитываться преподавателями учебных дисциплин, но и определять подход к изучаемому материалу, его содержанию, формам и методам подачи и изучения. Профессиональные навыки приобретаются в процессе обучения через включение в методику преподавания всех дисциплин продуманных педагогических приемов и методов, стимулирующих обучение посредством действия, сотрудничества, эксперимента, обмена опытом, творческого решения теоретических и практических проблем.

Анализ исследований, посвященных профессиональной подготовке позволяет сделать выводы, что есть научная база, актуализируюущая проблему качества подготовки специалиста для социально-культурной сферы.

Так, например, в работах, выполненных на материале художественных специализаций: музыкальных (И.Д. Дунаева, О.М. Нежинский, Г.И. Шахов и др.), хореографических (Г.В. Бурцева, В.А. Королев и др.), режиссерских (В.Ю. Алексеев, Н.К. Бакланова, О.И. Марков, СМ. Массарский, В.Ф. Савина, Н.Н. Ярошенко и др.) обращается внимание на низкую теоретическую, методическую, общекультурную, и, особенно, практическую профессиональную квалификацию выпускников вузов и ссузов культуры и искусства.

В последние годы выполнен ряд докторских диссертаций, направленных на решение проблем реформирования системы высшего культурологического образования и совершенствования профессиональной подготовки специалистов для сферы культуры. Кратко рассмотрим основные подходы и предмет исследований данных диссертаций.

Определение исходного уровня готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере

Для определения исходного уровня готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере нам было необходимо разработать систему выявления степени сформированности данной готовности. Понимая под системой выявления продуманное и упорядоченное применение диагностических методов для изучения степени сформированности профессионально значимых качеств будущего специалиста режиссерской специализации и, исходя из специфики и содержания компонентов структуры подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере, рассмотренных нами в п. 1.2., мы предложили следующие методы диагностики степени сформированности готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере:

- анкетирование, необходимое для изучения реального состояния проблемы готовности выпускников режиссерской специализации к деятельности в социально-культурной сфере (Приложение 1). При составлении анкет мы основывались на: а) образовательной модели процесса подготовки студента к деятельности в социально-культурной сфере; б) логике построения классических стандартизированных тестов, анкет и опросников;

- авторский опросник, позволяющий выявить профессиональную направленность и уровень сформированности готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере (Приложение 2);

- стандартизированные тесты и опросники, позволяющие выявить сфор-мированность внутренних профессиональных качеств и установок;

- наблюдение за изменением учебного процесса, поведением и взаимодействием его участников в результате внедрения комплекса педагогических условий.

Для изучения реального состояния проблемы готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере в 1998-2002 г.г. нами было проведено: анкетирование, тестирование и опрос студентов контрольной группы режиссерского отделения Иркутского областного училища культуры (констатирующий этап педагогического эксперимента).

Анкетирование студентов контрольной группы режиссерского отделения Иркутского областного училища культуры1; выпускников училища данной специализации, работающих по выбранной профессии не меньше года и руководителей учреждений культуры г. Иркутска и Иркутской области проводилось с целью выявления различных аспектов понимания смысла «готовность к деятельности в социально-культурной сфере» и обозначить основные проблемные моменты процесса формирования данного качества в процессе обучения.

Анкетирование студентов режиссерского отделения проводилось на четвертом курсе. Руководители учреждений культуры и выпускники отвечали на вопросы анкеты в рамках «Курсов повышения квалификации работников культуры», действующих при Иркутском областном училище культуры.

Выяснилось, что считают правильным утверждение о том, что готовность будущего режиссера к деятельности в социально-культурной сфере необходимо специально формировать в процессе обучения как объективную необходимость от общего числа студентов очного отделения — 49%, студентов заочного отделения - 35%, выпускников училища - 94%, руководителей учреждений культуры-100%.

Среди участников анкетирования готовность будущего режиссера к деятельности в социально-культурной сфере рассматривают, прежде всего, как соответствие результатов личностного развития будущего режиссера.целям и задачам предстоящей профессиональной деятельности 54% от числа опрошенных студентов очного отделения; 44% из числа студентов заочной формы обучения; 33% из числа выпускников училища, со стажем работы не меньше одного года и 78% руководителей учреждений культуры.

Основными показателями готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере студенты очного отделения считают креативность, умение управлять внутренними ресурсами, волевой активностью и позитивными эмоциями в процессе создания сценического произведения, а также адекватность в выборе методов, приемов, средств и вариантов действия для решения проблемных творческих задач. Студенты заочного отделения основными показателями данной готовности считают потребность в творческой деятельности, в реализации творческих идей и замыслов; креативность и устойчивую мотивацию на самосовершенствование профессиональной деятельности. Выпускники училища для формирования готовности к деятельности в социально-культурной сфере приоритетными считают следующие показатели: креативность; удовлетворенность выбранной профессией; потребность в самоанализе, самоизучении и самонаблюдении. Руководители учреждений культуры отме чают в первую очередь в качестве показателей готовности к деятельности в социально-культурной сфере адекватность в.выборе методов, приемов, средств и вариантов действия для решения проблемных творческих задач; сознательное преодоление внутренних и внешних препятствий для достижения поставленной цели; устойчивую мотивацию на самосовершенствование своей профессиональной деятельности, адекватную оценку ее уровня и своих способностей.

Отвечая на вопрос анкеты о критериях сформированности готовности к деятельности в социально-культурной сфере, студенты режиссерского отделения очной формы обучения в подавляющем большинстве (94%) на первое место ставят профессионально-ориентированное творческое мышление; студенты заочного отделения - профессиональную самостоятельность (81%); выпускники училища (88%) и руководители учреждений культуры (100%) считают, что о сформированной готовности к деятельности в социально-культурной сфере свидетельствуют все перечисленные в анкете критерии.

Мы заметили, что первом этапе констатирующего эксперимента (в начале четвертого курса) 33% от общего количества студентов не отметили самостоятельную работу будущего режиссера над собой, процессы самообразования, самоанализа и рефлексии как важный способ организации учебно-творческой деятельности в процессе формирования готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере, 24% студента не отметили в данном контексте и поощрение преподавателями ведущих дисциплин участия студентов в творческих коллективах, 21% - участие преподавателей и студентов в качестве волонтеров в организации и проведении театральных фестивалей и кинофорумов. Второй этап констатирующего эксперимента, был проведен на четвертом курсе очного отделения после прохождения студентами преддипломной практики. Мы отметили, что все предложенные варианты были выбраны как важные способы организации учебно-творческой деятельности в процессе формирования готовности будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере у 94 % студентов от общего числа опрошенных.

Реализация комплекса педагогических условий подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурной сфере

В содержании данного параграфа рассматривается комплекс педагогических условий, обеспечивающих высокий уровень сформированности у студентов режиссерского отделения готовности к деятельности в социально-культурной сфере.

В процессе теоретического осмысления проблемы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что формирование готовности к деятельности в социально-культурной сфере у студентов режиссерского отделения качественно возможно и эффективно в том случае, если в процессе профессиональной подготовки специально создаются определенные педагогические условия, направляющие и формирующие данное качество. Апробация выделенных педагогических условий, подробно описанных нами в п. 1.3. первой главы, проходила в течение четырех лет (2002-2006 гг.) на режиссерском отделении Иркутского областного училища культуры. Мы определили следующие педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности будущих режиссеров к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере: 1. Активизация эмоциональной сферы будущего режиссера; 2. Создание в учебном процессе ситуаций, способствующих осозна-нию студентом смысла будущей профессиональной деятельности; 3. Органическое включение в учебно-творческую деятельность процессов рефлексии; 4. Оказание постоянной педагогической поддержки будущему режиссеру. Мы считаем, что внедрение данного комплекса педагогических условий обеспечивает, во-первых, единство компонентов готовности к деятельности в социально-культурной сфере, во-вторых, непосредственно сам процесс формирования готовности к данной деятельности. Рассмотрим подробно каждое педагогическое условие отдельно.

Обучение творческим дисциплинам, на наш взгляд, невозможно без диалога, обратной связи, совместного поиска решения творческих проблем, поэтому мы использовали диалоговые формы проведения занятий: групповые дискуссии, семинары; анализ и моделирование профессиональных ситуаций; разбор случаев из режиссерской практики и др. должны стать приоритетными формами организации учебного процесса, особенно на последнем курсе обучения. Реализуя первое педагогическое условие с целью активизации эмоциональной сферы будущего режиссера, мы предложили дополнить практические занятия по дисциплинам специализации специально организованными формами активного обучения и рассмотреть возможность их ситуативного сочетания в учебно-творческом процессе. Нами были использованы диалоговые формы активного обучения. В частности, при обучении студентов дисциплине «Режиссура театрализованных представлений» были организованы: - дискуссии на тему: «Творчество как профессия, профессия как судьба» (первый год обучения); «Профессиональная этика актера и режиссера. Проблемы сохранения и распространения» (второй год обучения); «Роль самообразования и рефлексии в процессе формирования готовности к самостоятельной профессиональной деятельности» (третий год обучения); - семинары: «Специфика режиссуры как творческой профессии» (первый год обучения); «Особенности выразительных средств режиссуры массовых мероприятий различных жанров» (второй год обучения); «Театрализация как способ отражения мира. История и современность» (третий год обучения); - анализ профессиональных ситуаций; разбор каждого состоявшегося контрольного урока, показа, экзамена, мероприятия, с детализацией плюсов и минусов, формулированием основных проблем и путей их решения; - моделирование профессиональных ситуаций: уточнение должностных инструкций и обязанностей с помощью назначения студентов курса помощниками режиссера и ответственными за: монтаж и изготовление декораций; световое и музыкальное оформление и ведение мероприятия; костюмы и реквизит; с последующим анализом результата и персональной ответственности каждого студента в коллективном учебно-творческом процессе.

При обучении дисциплине «Сценарное мастерство и основы драматургии» мы организовали: - дискуссии на тему: «Компиляция и творчество как методы создания сценария» (первый год обучения); «Сценарное мастерство: технология или вдохновение» (второй год обучения); «Идейно-тематическая основа сценария: «за» и «против» (третий год обучения); - семинары: «Цель и смысл творчества» (первый год обучения); «Новые жанры и формы массовых мероприятий, событий, акций» (второй год обучения); «Сценарий как способ реализация активной жизненной позиции» (третий год обучения); - анализ профессиональных ситуаций: анализ сценариев, написанных для различных мероприятий училища; сравнение качества сценарного материала из различных методических пособий, репертуарных сборников и журналов; - моделирование профессиональных ситуаций: создание замысла мероприятия на заданную тему за определенное количество времени; конкурс на лучшее оригинальное стихотворение, афоризм, пословицу, название мероприятия; сочинение историй «Старая сказка на новый лад» на темы профессиональных праздников.

Традиционно первый год обучения творческим дисциплинам в вузах и ссузах культуры и искусства осуществляется в форме игровых и тренинговых занятий. Увлеченность процессом погружения в творчество, эффективность и продуктивность этого периода учебно-творческого процесса должна быть поддержана и в следующие годы обучения. Мы включали в дальнейший учебно-творческий процесс овладения дисциплинами режиссерского цикла игровые и тренинговые занятия как специально организованные формы активного обучения, что позволило преодолевать возникающие трудности в освоении усложняющегося учебно-творческого материала, избежать рутины и творческих кризисов, перейти в преподавании режиссерских дисциплин от педагогики требо 122 вания (идей, решений, результата) к педагогике сотрудничества (взаимодействие и совместный поиск). Рассмотрим содержание занятий более подробно.

На занятиях по дисциплине «Сценарное мастерство и основы драматургии» помимо традиционных форм проведения занятий (лекции, беседы, семинары и т.п.) мы включили в учебный процесс ролевую игру «Битва профессионалов» и спецкурс «Тренинги раскрепощения творческой фантазии».

В частности, одной из ролевых игр стала игра «Битва профессионалов». Тема: «Защита плана-сценария детского новогоднего мероприятия для Дворца культуры». Учебная группа была поделена на четыре подгруппы: «Авторы», «Заказчики-оптимисты», «Заказчики-пессимисты», «Эксперты». За неделю до проведения занятия студенты, объединенные выпавшей им ролью «авторы», готовили сценарно-режиссерские предложения по организации и проведению новогоднего мероприятия в тайне от других групп. Мы определили время проведения игры (1 час 30 мину и план проведения: 1. 2 минуты - начало занятия, объяснение условий игры, регламент, распределение ролей; 2. 20 минут: защита первого проекта - 5 минут, вопросы «заказчиков-пессимистов», ответы «авторов», резюме «пессимистов» — 6 минут, вопросы «заказчиков-оптимистов», ответы «авторов», резюме «пессимистов» - 6 минут, заключение «экспертов» - 3 минуты. 3. 2 минуты - комментарий педагога; 4. 20 минут: защита, вопросы и экспертная оценка второго проекта; 5. 2 минуты - комментарий педагога; 6. 20 минут: защита, вопросы и экспертная оценка третьего проекта; 7. 2 минуты - комментарий педагога; 8. 20 минут: защита, вопросы и экспертная оценка четвертого проекта; 9. 2 минуты - комментарий педагога и резюме занятия.

Похожие диссертации на Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере