Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Конокотин Александр Александрович

Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений
<
Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Конокотин Александр Александрович. Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Орел, 2001 178 c. РГБ ОД, 61:02-13/374-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культура семейно-бытовых отношений как социально-педагогическая проблема 14

1.1. Ценности семьи и семейно-бытовых отношений в философском, этическом, социологическом и культурологическом научном знании 14

1.2. Проблема культуры семейно-бытовых отношений в психолого-педагогических исследованиях 45

Выводы по первой главе 67

Глава 2. Социально-педагогические основы становления культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений в условиях гуманитарного образования в высшей школе 71

2.1. Ценностно-смысловые представления о семье и факторы, их обусловливающие (по данным диагностического опроса студентов и курсантов различных вузов) 71

2.2. Целевая социально-педагогическая программа гуманитарно-образовательной поддержки культуры в сфере семейно-бытовых отношений у курсантов военно-технического вуза 98

2.3. Развитие представлений курсантов о культуре семейно-бытовых отношений в условиях социально ориентирующей деятельности, этического

просвещения и помощи в разрешении жизненных проблем 113

Выводы по второй главе 134

Заключение 136

Использованная литература 145

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях сложного протекания социально-экономических преобразований в российском обществе существенно меняются демографическая ситуация, человеческие ценности и духовные идеалы, представления о семье и поведении в ней, растёт число разводов и семей риска. В силу этого обостряется социально-педагогическая проблема помощи личности в вопросах создания семьи и развития культуры семейно-бытовых отношений, прежде всего, в юношеском возрасте, поскольку институт семьи относится к разряду тех социальных явлений, культурное значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества.

Исходя из этого, видно, что в семье и семейно-бытовых отношениях, содержащих в себе множество ценностей, вбирающих опыт прошлых и современных поколений и реализующих жизненно значимые потребности людей во взаимопонимании и доверии друг к другу, человек может и должен уметь обрести своё душевное равновесие и психологическую устойчивость. Известные социологи и педагоги подчеркивают, что семейно-бытовым отношениям и возможностям семьи в сфере социализации и воспитания личности объективно не существует сколько-нибудь серьезной альтернативы (Азаров Ю.П., Гуров В.Н., Маслова Н.Ф., Мудрик А.В., Харчев А.Г. и др.), поскольку в социальном развитии человека нравственность или безнравственность, доброта к людям или жесткость в отношениях почти полностью не заданы генетикой, но перекрываются культурными результатами воспитания в семье и, далее - в системе образования.

Для социальной практики, таким образом, объективно важно, что семья является естественным институтом социализации, где теплый дом и гармоничный союз супругов помогают ему, поскольку при этом складывается особая система нравственных отношений, которые объединяют социальные потребности и ценности не только супругов, но и их детей. Однако, успешное становление ценностей семьи и культуры в сфере семейно-бытовых отношений невозможно без специальной подготовки человека по данным вопросам. * Следовательно, в социально-педагогическом плане важно выявить как звенья цепи в создании благополучных семейно-супружеских отношений, так и проследить пути ценностного развития социально-психологических установок на формирование у юношей и девушек качеств супруга и семьянина, в том числе, и в условиях системы общекультурного гуманитарного образования. Ведь на практике, задолго до официального акта заключения брака, у будущих супругов начинает вырабатываться готовность к семейной жизни, общность в мыслях и чувствах, понятиях и настроениях. Исходным моментом юношеской готовности к семейным отношениям и созданию семьи является сознательное # понимание девушками и юношами социальной значимости своих действий, ответственности за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы.

Между тем, понимание семейных проблем далеко не всегда свойственно современным юношам и девушкам. В силу этого сплошь и рядом переход от неформальных и исключительно эмоциональных взаимоотношений в период пред брачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как семейных партнёров на практике часто связан со значительными психологическими трудностями. Кроме Torot у большей части молодежи представления о семейной жизни складываются под воздействием средств массовой культуры (литературы, кинематографа, internet, радио, телевидения), содержательная сторона которых в последние годы претерпела значительные перемены. Исходя из этого, видно, что для практики гуманитарного 9 образования и воспитания юношества, особенно в системе высшей школы, в общепедагогическом плане важно уяснить исходные начала становления культуры отношений личности к семье. Необходим и социально-педагогический анализ изменения представлений молодых людей о сфере семейно-бытовых отношений.

В социальном плане проблема юношеской культуры семьи приобретает в современном российском обществе особую актуальность, поскольку, по статистическим данным, соотношение между браками и разводами за последние годы в России составило 3:2, то-есть на каждые три брака приходится два развода. Причём, из общего числа распадающихся браков 41 процент разводов приходится на юношеские семьи, просуществовавшие менее 5 лет и создававшиеся в возрасте от 18 до 24 лет. Вместе с тем, с увеличением разводов отмечается и сокращение брачности (с 8,9 процентов в 1990 году до 6,3-в 1997). По данным нашего экспресс опроса студентов и курсантов вузов, 72,5 процента из них отмечают, что для создания благополучной семьи нужны прежде всего «деньги и работа». Однако, среди проблем семьи их заботят не только материальные, но и отсутствие взаимопонимания супругов (у 62 %) и гармонии в супружестве (у 57,2 %). Причем, как разрешать эти проблемы на практике, они не всегда представляют достаточно отчетливо и полно.

Таким образом, видно, что налицо серьёзный культурный кризис молодой семьи, связанный с социально-экономической, демографической, социально-психологической нестабильностью, противоречивостью ценностей общества и духовных ориентиров личности. Ситуация кризиса семьи чревата и своими демографическими и медико-социальными последствиями, поскольку на общем фоне снижения рождаемости может произойти депопуляция нации.

Известно, что для семьи социально необходимо наличие определенного количества жизненно важных функций, исключение которых обесценивает смысл существования семьи. Объективно существуют функции, которые в той или иной форме сохраняются (реально или в потенции) в течение всего жизненного цикла существования полноценной семьи и которые важно осмыслить мировоззренчески уже в юности.

В частности, среди важнейших специалисты выделяют такие функции, как воспитательная (культура воспитания), хозяйственно-бытовых отношений (культура быта), эмоционального, интеллектуального, речевого

6 взаимодействия (культура общения с партнером), психологической разрядки (культура отдыха), сексуально-эротическая функция (культура сексуальных отношений) и др. Поскольку они составляют особую социально- психологическую систему, где реализация ее элементов тесно взаимосвязана с личностным осмыслением качественных параметров каждого из них, то общая социально-педагогическая проблема в системе гуманитарного образования юношей и девушек состоит в том, чтобы на практике сформировать такую личностную культуру семейно-бытовых отношений, которая включает в себя как развитие в сознании личности ценностей и жизненного смысла семьи, так и личных представлений об адекватном поведении при вступлении в брак и практических путях успешного функционирования семейных отношений Между тем, существующая система высшего образования не всегда помогает личности устранить жизненно важные пробелы и противоречия юношеского фамилистского (семьеведческого) самообразования. В частности, как у студентов гражданских вузов, так и у курсантов военного вуза, в их представлениях о культуре семейно-бытовых отношений налицо противоречивые ценности и не всегда адекватное видение семьи. В практике вузовского образования проблемы семьи и культуры семейно-бытовых отношений крайне редко затрагиваются в ходе плановых учебных занятий, Например, в военно-техническом вузе на них отводится по разным программам лишь от 2,5-3 до 5-6 часов учебного времени в рамках изучения культурологиии, социологии, психологии и педагогики вместе взятых. При этом закладывается лишь описательное знание функций семьи, тогда как юношей и девушек интересуют способы грамотного решения практических проблем семьи с позиций адекватного построения культуры семейно-бытовых л отношений.

Исходя из обнаруженных социально-образовательных и личностно-психологических противоречий, проблема специального педагогического исследования состоит в том, чтобы определить, при каких условиях организации гуманитарного образования в военно-техническом вузе знания курсанта о семье становятся социально значимыми и существенными для развития его личной культуры семейно-бытовых отношений и при отборе какого содержания социокультурного знания могут сложиться такие ценностные ориентации, связанные с будущей семьёй, которые помогут личности эту семью и спланировать, и построить, и сохранить как социально-нравственный институт. С учетом обозначенного, тема нашего исследования -"Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений", цель которого состоит в том, чтобы выявить те психолого-педагогические условия, содержание, формы и методы внутривузовской социально ориентирующей деятельности, которые обеспечивают в юности успешное становление культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Объект исследования - система представлений о семье и культуре семейно-бытовых отношений.

Предмет исследования - содержание и условия успешного воспитания и самовоспитания в юношеском возрасте культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Рабочая гипотеза исследования: В период обучения в высшей школе юношеская культура личности в сфере семейно-бытовых отношений успешно складывается при условиях, если, во-первых, в прошлом, в родительской семье у личности накоплен собственный опыт позитивных отношений сотрудничества и взаимопонимания и, во-вторых, в социальной микросреде юношеского взаимодействия при разрешении проблем в коллективе выстраиваются партнерские отношения взаимопонимания и взаимоподдержки и существует целевая социально-педагогическая программа гуманитарно-этического развития смысловых представлений личности о семье и её функциях, для чего оказывается индивидуально-дифференцированная педагогическая помощь при возникновении жизненных конфликтов социально-этического и бытового плана.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретического состояния проблемы семьи и брака в философско-этической, социологической и психолого-педагогической литературе и выявить сущностные характеристики проявления юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений.

2. Проанализировать юношеские представления о семье и браке, сложившиеся у обучающихся в высших учебных заведениях, и на диагностической основе наметить целевую комплексную программу преобразования индивидуальных представлений о семье и браке в культуру личности в сфере семейно-бытовых отношений.

3. Реализовать социально-педагогическую программу поддержки саморазвития культуры семейно-бытовых отношений в процессе овладения курсантов военного вуза соответствующим гуманитарным знанием и разработать в помощь обучающимся в вузе рекомендации по развитию адекватных ожиданий и представлений о семье и браке.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: общефилософские положения о природе и сущности человеческой деятельности в становлении отношений личности к окружающему миру; историко-культурный анализ, позволяющий проследить тенденции развития семьи и семейных отношений в культуре общества; концепции ценностно-ориентированной гуманистической педагогики, обеспечивающие в условиях высшей школы аксиологический анализ юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений, в ценностном её определении как единства витальных, экзистенциальных и познавательно-гностических ценностных ориентации личности.

В психолого-педагогическом плане исследование опирается на положения психологической теории развития личности в деятельности и общении и социально-педагогические концепции субъектно-творческого саморазвития личности в юношеском возрасте. Методы исследования: теоретические методы аналитического исследования (историографический, сравнительно-культурный и сравнительный психолого-педагогический анализ); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, изучение жизненного опыта конкретных личностей, педагогическое моделирование и опытная работа по развитию юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений, диагностические методики, устный и письменный опрос, последующая математическая обработка эмпирических материалов исследования).

Эмпирической базой исследования явились: на констатирующем его этапе - 615 человек, в том числе - 310 курсантов военного и 305 студентов гражданских вузов; в трехлетней опытно-экспериментальной работе участвовали юноши-курсанты старших курсов военного вуза.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап — ориентировочно-аналитический (1995-1997 гг.) - посвящен анализу философской, социологической, психолого-педагогической литературы, сбору и обработке эмпирических данных об уровне сформированности юношеских представлений и ожиданий в области семейной жизни.

Второй этап - теоретико-моделирующий (1997-2000 гг.) - отражает разработку педагогической модели культуры семейно-бытовых отношений и целевой комплексной программы её развития у юношей, обучающихся в условиях высшей военной школы.

Третий этап - опытно-обобщающий (2000-2001 гг.) - связан с апробацией социально-педагогической программы в процессе опытной работы фамилистского объединения курсантов и с обобщением результатов исследования в тексте диссертации.

Достоверность полученных выводов и результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, задачам исследования; подтверждена результатами опытной работы, свидетельствующими о позитивных изменениях в культуре личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: уточнены понятие культуры в сфере семейно-бытовых отношений, её содержание, структурно-компонентный состав, критерии и показатели; разработана педагогическая модель целевой социально-психологической поддержки личностной сферы развития культуры семейно-бытовых отношений; - теоретически обоснована и эмпирически подтверждена в опытно- экспериментальной работе с курсантами военного вуза необходимость и достаточность системно-критериального подхода в целевой социально- педагогической организации индивидуальнотдифференцированной поддержки * процесса становления юношеской культуры семейно-бытовых отношений посредством комплексной социально ориентированной деятельности, этического просвещения и разрешения в учебном коллективе социально- коммуникативных проблем и жизненных конфликтов личности.

Практическая значимость исследования: разработана многомерная методика выявления юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений; создан в помощь обучающимся в вузе пакет диагностических, рефлексивных и формирующих социально-педагогических методик, направленных на # оказание социально-психологической помощи в развитии самосознания личности, её взаимоподдерживающих и понимающих отношений в ближайшей социально- коммуникативной среде; разработана личностно ориентированная социально-педагогическая программа, обеспечивающая позитивную динамику индивидуальной культуры

11 в сфере семейно-бытовых отношений у курсантов военного учебного заведения, проверенная в условиях элективного курса занятий. Диагностические материалы и методические рекомендации могут быть использованы в культурно-воспитательных целях в вузовской системе гуманитарного образования. Положения, выносимые на защиту:

Отсутствие в современном обществе целенаправленной социально-педагогической поддержки культуры семейно-бытовых отношений в системе гуманитарного образования молодежи ведет к созданию бесперспективных молодых семей, не только не способных ответственно реализовать свои социально-психологические и воспитательные функции, но и заранее нацеленных на развод и «пробный» брак. Подобная ситуация, усугубленная информационно-ценностным вакуумом по вопросам семьи, чревата разрушением в российской культуре традиционно сопереживающего и соучаствующего самосознания. Это требует создания системы личностно ориентированной образовательно-гуманитарной работы, обеспечивающей позитивное развитие культуры ответственных семейно-бытовых отношений личности, особенно в юношеском возрасте в целом и у юношей в частности.

Культура семейно-бытовых отношений в обществе - это такой компонент общей культуры человека данного социума, в котором отражен накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт людей, связанных узами семейных отношений. В юношеском возрасте она определяет ценностный настрой на семью, включающий определённые мотивы взаимодействия личности с партнёром, направленные на создание и построение существенно новых отношений в собственном семейном коллективе, в котором согласованно поддерживаются принципы взаимотерпимого и комфортного существования всех её членов.

Культура отдельной личности в сфере семейно-бытовых отношений представляет собой индивидуальное и социальное качество ее ориентации, которое отражает позитивный характер личного самосознания и личных отношений конкретного человека и проявляется в его активном соучастии в духовно-практической деятельности по познанию и позитивному преобразованию собственных ценностных позиций и поведения относительно семьи и домашнего очага.

Процесс становления юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений предполагает не только когнитивное (понимающее) восприятие самой личностью знаний об этических нормах семейно-бытовых отношений, передаваемых родительской семьей и другим социальным окружением, но и их индивидуальное мировоззренческое осмысление с позиций гармонизации своих личных смыслов семьи, необходимой коррекции социально-коммуникативных ожиданий в сфере семейной жизни и с позиций личного овладения способами построения взаимоответственных отношений в семье.

В организационно-педагогическом плане социально ориентирующая модель гуманитарно-образовательной системы, создающей целесообразные условия для развития в юношеском возрасте индивидуальной культуры семейно-бытовых отношений, должна включать в себя реальные возможности для личностного проявления нормативно-нравственных знаний и диалоговых способов взаимодействия с людьми, освоенных в процессе целенаправленного этического просвещения, социально ориентированной деятельности и творческого общения в микро группах, что и является в период обучения в высшей школе важным условием успешного становления духовно-ценностной культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования личным участием автора в проектировании и реализации опытно-экспериментальной работы в вузе; путём публикаций и участия в работе научно-практических конференций (Орел: ВИПС, Академия ФАПСИ, ОГИИК; Липецк: ЛГПИ, ЛГПУ; Брянск: БГУ; Калуга: КГУ).

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, характеризуются объект, предмет, задачи, гипотеза, методы и его база; сформулированы основные положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе "Культура семейно-бытовых отношений как социально-педагогическая проблема" проанализированы основные тенденции теории становления семейно-бытовых отношений и семьи как социального института в философском, социологическом научном знании, рассмотрена проблема культуры семейно-бытовых отношений в психолого-педагогических исследованиях.

Во второй главе "Социально-педагогические основы становления культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений в условиях гуманитарного образования в высшей школе" представлены результаты констатирующего эксперимента, раскрыты особенности функционально-ролевых и ценностно-смысловых представлений личности о семье, и обоснованы факторы, их обусловливающие (по данным эмпирического исследования); спроектированы содержание и условия реализации целевой социально-педагогической программы поддержки становления культуры семейно-бытовых отношений в среде курсантов военно-технического вуза; представлены результаты организации социально ориентирующей деятельности по развитию у курсантов адекватных ценностно-смысловых представлений о семейно-бытовых отношениях в условиях этического просвещения в учебной группе и помощи в разрешении социально-психологических проблем в домашней и семейной жизни курсантов.

В заключении даны общие выводы, а в приложении - комплекс диагностических методик и программа элективного курса по основам фамилистики.

Ценности семьи и семейно-бытовых отношений в философском, этическом, социологическом и культурологическом научном знании

В современной науке существует множество различных подходов к изучению семейно-бытовых отношений, поэтому прежде всего обратимся к определениям категорий «семья» и «семейный быт» с позиции общенаучного и конкретно - научного знания. Так, в современном энциклопедическом философском словаре семья определяется как основанная на браке и кровном родстве малая группа людей, связанная общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью (156.-С.576). Брак же при этом трактуется как первоначальная основа семейных отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родственные права и обязанности. При этом, в системном плане, семья, как правило, представляется в виде более сложной системы отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, с их бытом и особыми типами отношения друг с другом.

С понятием семьи неразрывно связано и понятие бытовых отношений. Семью рассматривают не просто как брачную группу, но как особый социальный институт в системе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющий функции физического и духовного воспроизводства человеческого рода и регулирующий социально-психологические связи, взаимодействия и отношения на основе ценностей и этических норм, подверженных обширному культурному влиянию и социальному контролю через систему обычаев, социальных установок, позитивных и негативных санкций. С точки зрения современных социологов, семья выступает как общественный механизм воспроизводства человека, где существует иерархия отношений между супругами, родителями и детьми как в особой социальной группе, члены которой связаны общностью быта, моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейный быт понимается как сфера внепроизводственной социальной жизни людских сообществ, включающая как удовлетворение их материальных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение человеком духовных благ (культуры общения, особых форм отдыха, развлечения), т.е. семейный быт в широком смысле включает социальный уклад повседневной жизни людей, объединённых общими интересами и отношениями.

С позиций специалистов по этике, семейно-бытовые отношения выступают в виде совокупности норм и правил, регулирующих взаимоотношения людей в семье, в сфере досуга и свободного общения, а в юридическом смысле семья определяется как круг лиц, связанных нормативно узаконенными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. С позиций педагогики, семья представляет собой важнейший институт социализации и пожизненного духовного (эмоционально-нравственного и воспитательного) влияния на детей. Поскольку семья как социальный институт возникла на ранних этапах формирования общества и государства, то далее обратимся к анализу процесса формирования в обществе и функционирования в нём культуры семейно бытовых отношений, которая обусловлена социальным, ценностно нормативным содержанием жизни конкретного общества, а потому более подробно рассмотрим представления о культуре семейно-бытовых отношений, как они выглядят в свете знания различных наук. Как показал проведенный нами анализ представлений о семейно-бытовых отношениях в различных областях научного знания, то социальное значение, которое семья исторически приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило и рано зародившийся в науке устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX в.) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития, его копия и миниатюрный праобраз. Поэтому, ученых-философов, начиная с античности, средневековья и, отчасти, до Нового времени, интересовала не столько сама семья и её быт, как специфический социальный институт, сколько ее социальные связи и нормы отношения к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству.

Рассматривая общество в качестве разросшейся вширь семьи, социальные философы, вплоть до Ж.-Ж. Руссо, М. Ж. А. Кондорсе, И. Гердера, Ф. де Куланжа и, в определенной мере, И. Канта и Ф. Гегеля, по аналогии были склонны выводить свои модели морали и социальных отношений в обществе из моделей построения семейных отношений. Правда, уже в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности: «Идеальное государство - общность жен и детей», поэтому «каждый брак должен быть полезен для государства», - писал Платон (116. - С.-261; 458). Далее, уже Аристотель так же полагал, что социальная природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства» (18,4-7,32). Позднее английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной гражданской философии, опровергал точку зрения на семейный быт как нечто заземленное государством и лишенное святости, поэтому он желал возвращения земному институту семьи её духовной ценности.

В рациональную эпоху просвещения французский социальный философ и педагог XVIII в. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом и отрицал правомерность общественного неравенства между полами, обратил внимание на естественные природно-эмоциональные и функционально-ролевые ценности отношений, обусловливающие социальные различия мужчин и женщин. Исходя из этого, в области воспитания он предполагал дифференцированный подход к содержанию социального образования женщины и мужчины.

Проблема культуры семейно-бытовых отношений в психолого-педагогических исследованиях

В данном разделе будут рассмотрены различные аспекты социально-психологических и педагогических исследований, посвященных проблеме становления семейных отношений и личностной культуры семьи для того, чтобы показать, какие психологические факторы действительно могут дробить семейно-бытовую подсистему и какие условия её социально-педагогической организации могут позволить добиться экзистенциально-ценностного становления такой подсистемы у личности в юношеском возрасте.

Ещё в «Домострое», видном социально-бытовом и педагогическом памятнике русской культуры XVII в., особое внимание уделяется принципам и этическим правилам православного поведения граждан в быту и в сфере семьи. «Домострой» предписывает особые духовные каноны и нормы нравственного поведения и отношений человека, ориентирует мужа и жену на исполнение вполне определённых социальных ролей и обязанностей в христианской семье с позиций их божественной предопределённости и единоцелостности. С точки зрения «Домостроя», в семье важна своя автономная матрица культуры с предписаниями-эталонами и моделями разного смыслового поведения мужчины и женщины, связанных воедино ценностями богоугодных отношений к миру и людям.

К концу XIX и в начале первой четверти XX в. проблема культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений весьма тщательно осмысляется уже многими видными педагогами России. Так, П.Ф. Лесгафт (1837-1909), видный педагог, врач, основоположник гигиены человека и физического воспитания, впервые выявил особое влияние семейной жизни и воспитания на типологию становления человеческого характера (мягкотелый, злостнозабитый и др.). Он предложил свою социокультурную программу семейного воспитания, где на первое место поставил ответственные отношения матери и ребёнка, опыт совместной деятельности, игр и направленных упражнений, стимулирующих личность, её последующие семейные нравы, пытливую активность ума, ответственность, волю и творческие способности в отношениях с миром. Так П.Ф. Лесгафт подчёркивал, что «качество ребёнка является отражением качеств окружающих его лиц» (95). В.П. Вахтеров (1853-1924) также точно подметил, что «каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их увидит ребёнок, могут послужить для него примером подражания» (34). Тем самым, было подмечено, что атмосфера семьи, условия воспитания в семье, слова, поступки, действия, отношения в ней берутся личностью на вооружение, с детства как бы впечатываются и определяют опыт её дальнейшего поведения, становятся частью ее культуры в сфере семейно-бытовых отношений. Ещё раньше известный педагог Стоюнин В .Я. (1826-1888) подчёркивал, что «бескорыстная любовь может явиться только тогда, когда в любимом ребёнке видят, прежде всего, человека, рождённого не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья, для возможно полного выражения идеи человеческой жизни, человека, которому принадлежит будущее, но который в настоящем требует помощи, чтобы подняться, твёрдо встать на ноги и устроить свою судьбу согласно со своим человеческим назначением».(148)

Таким образом, видно, что уже во второй половине XIX - начале XX в. выдающиеся педагоги видели важнейшие функции семьи в нравственном воспитании личности, в подготовке ребёнка к жизни, в самоосуществлении этой личности в будущем как культурной, способной создавать свою семью и двигать дело культурного прогресса вперёд, создавать человеческую жизнь на нравственных основах.

С точки зрения современных психологов и педагогов, семья является своеобразной кузницей сохранения и укрепления личности будущих супругов. Наиболее типичными ситуациями, обеспечивающими психологическую возможность получения необходимых сведений о себе как семьянине и об основах будущей семьи, в подростковом и раннем юношеском периоде для личности выступают, прежде всего, отношения в ближайшей микросреде, дружба, семейное общение, чтение художественной литературы, восприятие произведений искусства.

Анализ более поздних педагогических работ по проблемам семьи доказывает, что российской семье присущ определенный уровень духовности, и чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать свои способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи исследователи прежде всего относят ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, а в современных условиях - и активные контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством определяют собой эстетику быта, воспитательный потенциал и интеллектуальные устремления членов семьи.

Именно в силу своего духовно-ценностного ядра родительская семья выступает как важнейшая школа нравов, где человек делает первые шаги по пути морально-ценностного становления собственной личности. Активная общественная и социальная направленность деятельности и поведения отца и матери находят отражение в образе жизни семьи и дальнейшем поведении их детей. Огромную роль в передаче социально-духовного опыта старших поколений младшим играют семейные традиции (например, отмечать начало и окончание учебного года детей, дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.) К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии - документы, воспоминания, письма, награды, каждая из которых - свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям в семье -источник её нравственной силы, духовной преемственности поколений.

Ценностно-смысловые представления о семье и факторы, их обусловливающие (по данным диагностического опроса студентов и курсантов различных вузов)

В данном разделе рассмотрим особенности юношеских представлений о семье в контексте духовно-нравственного становления личности будущего семьянина.

Известно, что процесс развития личности в юношеском возрасте описывается этапами, или фазами, которые отображают самостановление новых качественно-количественных изменений в ценностной структуре личности (А.В. Мудрик, Р.С. Немов , Д. Фельдштейн, В.Э. Чудновский и др.). Духовно-нравственное становление в юности, таким образом, связано прежде всего с накоплением и утверждением в её внутреннем мире определенных мировоззренческих представлений и взглядов, саморазвитием эмоциональной, когнитивной, волевой, коммуникативной и иных сфер социально психологической структуры личности, поэтому, далее, обратимся к нашим эмпирическим данным.

В целях выявления юношеских ценностно-смысловых представлений личности о семейной жизни нами была проведена социально-педагогическая диагностика на базе опроса 615 студентов и курсантов разных вузов, в том числе - 305 - из гражданских вузов в фоновом эксперименте, констатирующем ценностное ядро личности, в сравнении с данными 310 курсантов военного вуза. А, далее, 310 юношей и девушек военного вуза изучались нами более подробно по многомерной диагностической методике (см. приложение 1.1). К диагностическому обследованию ценностных представлений о семье были привлечены как студенты и курсанты, не имеющие своей семьи, так и уже создавшие свои семьи.

Комплексная диагностическая методика включала в себя опросный лист «Твой идеал семьи», аналитико-творческую работу по сравнению родительской и собственной семьи, выбор инструментальных и терминальных ценностей, которые опрашиваемые ранжировали по степени важности ценностей семейной жизни лично для себя, а также методику незаконченных предложений, выявляющих отношение юношей и девушек к родительской и своей будущей семье (см. приложение 1.1).

Диагностические методики были направлены на получение двух видов данных. Во-первых, это сведения об отдельных аспектах функционирования семьи, определяющие характер и содержание формирующихся в юношеском возрасте ценностно-смысловых представлений и функционально-ролевых ожиданий личности в самостоятельной семейной жизни. В этот блок включались такие личностные характеристики, как способность к решению внутрисемейных проблем и оценке коммуникативных качеств членов семьи, этические и ролевые предпочтения в семейной жизни, аффективная вовлечённость и отношения личности к родительской и собственной семье, "поведенческий контроль", то-есть способ, каким опрошенный обусловливает свое влияние на поведение ее членов сейчас или в будущем. Во-вторых, на основе перечисленных диагностических методик нами выявлялись степень и уровень сформированности познавательно-нравственных представлений личности о своей будущей семье, а также личностно-ценностная значимость настоящей родительской и своей (будущей или уже имеющейся) собственной семьи.

Для оценки результатов состояния юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений нами специально были разработаны диагностические качественно-ценностные критерии, определяющие характер знаний курсантов о сущности и значимости семьи, понимание духовно-нравственных основ семейной жизни. В частности, ценностными критериями в социально-педагогической диагностике для нас служили такие характеристики, как социальная значимость семьи и восприятие личной готовности и этических способностей личности нести ответственность за созданную семью, нравственные качества поведения в семье (взаимоуважение, духовность, проявления теплоты), проявленность равноправных отношений взаимоответственности и взаимоподдержки, а также оценка опрашиваемыми своих способностей любить, сочувствовать, сопереживать, сострадать, быть искренним, бескорыстным при самоотдаче в семье и др. Теперь подробнее обратимся к анализу полученных эмпирических данных.

В результате анализа данных по градации опрошенными терминальных и инструментальных ценностей по степени значимости этих ценностей лично для каждого опрошенного нами установлено, что среди базовых ценностей личности у всех опрошенных «семья» и «любовь» входят в ценностное ядро личности, независимо от полученного образования, пола опрошенных, их возраста и семейного положения (см. таблицу 1. - С. 74).

Как видно из таблицы 1, ценность семейной жизни в юношеском возрасте входит у всех опрошенных в ядро их личностных ценностей, причем, как у девушек, так и у юношей, как у получающих гражданскую, так и воинскую профессию, как у женатых и замужних, так и у холостых и незамужних. Эти данные, полученные в ходе фонового эксперимента нашего исследования на весьма представительной выборке молодежи (10-процентной от общего количества обучающихся в двух разных вузах), еще раз убеждают нас в социальной значимости педагогического исследования факторов и условий, которые определяют становление юношеской культуры семейно-бытовых отношений.

Целевая социально-педагогическая программа гуманитарно-образовательной поддержки культуры в сфере семейно-бытовых отношений у курсантов военно-технического вуза

Процесс ценностной ориентации личности молодого военнослужащего на социально и духовно значимые ценности семьи в личностном культурном пространстве может быть представлен как расширяющееся ценностно-жизненное пространство. В нём личность в юности сама строит и приобретает индивидуальную ценностную траекторию своего движения по ориентирам, включающим как культурные ценности внешнего (социального) мира, так и ценности их внутреннего опознания и самооценки в процессе становления, т.е. саморазвития, данной личности. В условиях обучения в военном вузе индивидуальный выбор курсантом создания семьи в качестве своей жизненной цели в нашей опытно-экспериментальной работе поддерживался на основе педагогически организованного процесса познания им основ фамилистики, самого себя и окружающих обстоятельств и путём приучения постоянно сравнивать, оценивать и сопоставлять собственные потребности и ожидания в семейной жизни. Для этого было важно приучить его обращаться не только к прошлому собственному опыту знакомства с семейной жизнью в родительской семье, далеко не всегда благополучному, но и к корректной социально-педагогической помощи в осмыслении культурных путей, как стать настоящим семьянином, ориентирующимся на лучшее будущее, на комфортное построение своих семейных отношений, с позиций личного культивирования соответствующих ценностей в собственной жизни.

Разрабатывая и проектируя гуманитар но-образовательную программу развития юношеской культуры семейно-бытовых отношений у курсантов, с учётом полученных эмпирических материалов, мы предположили, что, если в системе взаимодействия в курсантском юношеском коллективе в закрытой воинской среде (курсантский коллектив) будут целенаправленно выстраиваться ценностные отношения диалога, взаимопонимания и сотрудничества, а не эгоистического самоутверждения личности, и если при этом будет целевая социально-педагогическая программа поддержки процесса индивидуального развития культурных представлений личности о семейных отношениях, то сам курсант в процессе такого гуманитарно-этического и духовного просвещения окажется способен к самопостроению своей личной культуры в сфере семейно-бытовых отношений с позиции нравственно-психологической поддержки партнёра по семейному общению.

Исходя из этого, социально-педагогическое управление процессом становления ценностно-смысловых ориентации личности в сфере семейных отношений призвано было преобразовывать ситуативные отношения личности к окружающей действительности в устойчивую систему таких её ценностных ориентации, которые определяют общую духовно-нравственную линию жизнедеятельности военнослужащего как культурного человека.

При этом мы считали, что синтез фрагментарных впечатлений и разрозненного личного опыта поведения и деятельности в родительской семье, разумеется, даёт личности общую шкалу всех ее последующих ценностей. Однако, человек, в своей активно-личностной системе, в высшей степени динамичен, он всегда что-то ищет. Следовательно, программу саморазвития своего духовного мира и духовных потребностей человек задаёт себе сам. Никакое общество, каким бы блистательными педагогическими призмами оно ни пользовалось, не сможет искусственно заложить во внутренний мир личности готовую программу ее развития, если она сама эмоционально и психологически не участвует в этом процессе. Следовательно, личностная активность и осмысление мира общения с людьми в конечном итоге сможет у курсантов заложить новые структурные связи его личности в общении с другими людьми, что и формирует новое ценностное ядро его личности.

Проведенный выше анализ дифференциации юношеских ценностей в области семейной жизни в зависимости от пола и семейного статуса наших курсантов показывает, что в верхней части иерархической структуры ценностей их личности в сфере семейных отношений-оказались когнитивно-нравственные и этико-эмоциональные ценности (любовь, взаимопонимание, общность взглядов, доверие и др.). Основными объективными факторами, обусловливающими иерархическую структуру личностных ценностей семейной жизни и понятий в сфере культуры семейно-бытовых отношений, у юношей и девушек являются и их семейное положение, и возрастной ценз, а также субъективное понимание значимости ведущих аспектов формирования личной культуры семейно-бытовых отношений.

Исходя из этого, посредством сферы гуманитарного образования представления о культуре семейно-бытовых отношений у них могут быть расширены именно с учетом тендерных различий курсантов и их семейного статуса. Именно поэтому, в своей целевой комплексной социально-педагогической программе гуманитарного образования, обеспечивающей преобразование личностных представлений курсантов о семье и браке в устойчивую культуру семейно-бытовых отношений, мы прежде всего рассматриваем проблему духовно-нравственного становления личности через призму общечеловеческих ценностей христианского понимания семьи и брака. Обращение к духовно-нравственным гуманитарным ценностям вполне оправданно, так как именно они определяют веками сложившийся менталитет русского народа и, в частности, православию, которое уходит корнями в сущностное и ценностное понимание значения семьи и брака, поскольку традиционно русский народ ставил всегда во главу угла стабильность семьи и неразрушимость брачных уз. Причём, христианская трактовка семейных взаимоотношений основана не на принуждении соблюдать брачные устои и хранить верность супругов, а на глубоком понимании, осознании и принятии духовно-нравственных основ внутрисемейных взаимоотношений, их непреходящей ценности для самого человека и для общества.

Поэтому в своей социально-педагогической программе преобразования у курсантов военного вуза их ценностных представлений о семье и браке в личную культуру семейно-бытовых отношений мы обратимся прежде всего к анализу социальных и духовно-нравственных качеств личности, необходимых для семейной жизни, исходя в содержании воспитательной (гуманитарно и социально ориентированной) деятельности из гуманистического христианско-православного культурного наследия. Используя это принципиальное положение, мы не считали необходимым касаться религиозных канонов православной веры, а основывались на культурологическом понимании её социальных и духовно-нравственных основ семейной жизни. Кроме того, не менее важно было и то, что, включая в содержание программы формирования у курсантов их личной культуры семейно-бытовых отношений духовные основы православия, мы традиционно как бы отождествляем любовь к членам семьи с любовью и верностью своей Родине, что, по мнению многих отечественных педагогов (Рачинский С.А., Шацкий СТ.), неразрывно связано друг с другом.

Похожие диссертации на Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений