Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Яковлева Альфира Галеевна

Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям
<
Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Яковлева Альфира Галеевна. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Томск, 2003 191 c. РГБ ОД, 61:03-13/2334-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основания приобщения младших школьников к духовным ценностям 15

1.1 Духовные ценности как предмет духовных потребностей личности 15

1.2. Педагогические факторы присвоения младшими школьниками духовных ценностей 37

1.3.Условия развертывания педагогических факторов присвоения младшими школьниками духовных ценностей 59

Глава 2. Реализация педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям и анализ ее результатов 85

2.1. Реконструкция содержания учебных предметов гуманитарного цикла 85

2.2. Организация ценностноориентированных видов деятельности младших школьников 107

2.3. Создание вариативной системы оценивания ценностноориентированных видов деятельности младших школьников 129

Заключение 157

Список использованной литературы 163

Приложения 182

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях радикальных изменений, происходящих в современном обществе, связанных с распадом привычного уклада жизни, социальной нестабильностью, отказом от прежних норм и идеалов, у подрастающего поколения возникает необходимость самостоятельного выбора своих ценностных ориентиров. Отсутствие способности осуществлять выбор подлинных идеалов приводит к ценностной дезориентации молодежи, выбирающей в качестве жизненных оснований мнимые, утилитарные ценности. Отсюда, важнейшей составляющей школьного образования должно являться духовное развитие учащихся.

Между тем, анализ практики начальной школы показывает, что проблема духовного развития младшего школьника не находит в ней своего полного отражения. Существенным признаком современной массовой школы остается ее преимущественно «знаниевая» ориентация. Причем, знания иногда являются самоцелью, а не средством развития духовной сущности ребенка.

Попыткой преодоления узких рамок знаниецентристского подхода к процессу образования младших школьников явились системы развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и новые модели традиционной системы обучения, разработанные в рамках модернизации и обновления содержания образования. Однако в данных образовательных системах сохраняется примат интеллектуального развития над духовным. Между тем, высокий интеллект без гуманистической составляющей, нередко оборачивается негармоничностью и ущербностью развития личности.

Исходя из вышесказанного, следует, что в условиях быстро меняющегося общества актуализируется проблема развития духовных структур личности, способствующих формированию способности учащихся к нравственной рефлексии, ответственному выбору своих жизненных оснований на основе подлинных ценностей.

В контексте современного школьного образования проблема духовного развития привлекает пристальное внимание исследователей 90 -х годов (Е.Л. Белозерцев, ЕВ. Бондаревская, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко,. Т.А.Костюкова, А. Лихачев, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Л.А. Попов, З.И. Равкин, В.И. Слободчиков, Л.В. Сурова, и целого ряда других.). Анализ публикаций, посвященных данной проблематике, позволил выявить несколько основных направлений исследований духовного развития школьников.

Первое из них базируется на концепции, согласно которой одной из важнейших задач отечественного образования является создание у подрастающего поколения фундаментальных начал тех духовных ценностей, которые традиционно выступали в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизнедеятельности и формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях (Е.В. Бондаревская, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, В.П. Зинченко, В.А. Караковский, Е.П. Попов, З.И. Равкин).

Представители второго направления (П. В. Бондарев, И. Ф. Гончаров, В.Ю Троицкий, А.С. Метелягин, Л.Н. Паукова, Л.А. Ибрагимова, Т.А. Костюкова, О.Г. Яковлева) полагают, что отечественное образование призвано быть национально ориентированным, что, в свою очередь, предполагает приобщение подрастающего поколения преимущественно к национальным ценностям как фундаментальным началам ценностей общечеловеческих.

Группа авторов, представляющая третье направление (А.К. Бруднов, В.И. Гараджа, В.М.Мальцева, Н.Д. Никандров) исследует целесообразность приобщения молодежи к религиозным ценностям в сложившейся социокультурной обстановке. Говоря об этом, следует иметь в виду, что изучение религиозных ценностей необходимо осуществлять в их историко-культурологическом контексте.

Проблема приобщения к духовным ценностям отражена в ряде диссертационных работ, посвященных исследованию педагогического

наследия ВВ. Зеньковского, Л.Н. Толстого, Т. Манна, Г. Гессе (Н.В.Кудрявая, Г.А. Насыпная, Л. А Романова); развитию духовности педагога как системообразующего фактора школьного образовательного процесса (А.Н. Гурова, ТА. Костюкова, М. М. Мукамбаева, Н. Г. Плахова, В.Л. Ширяев.); воспитанию духовности у учащихся старших классов в

современных условиях. (Х.М. Асоев, Т.Н. Каптан, Л.С. Романова, Л.М.Федорова ); духовному развитию младших школьников (И.Г. Баринова, И.В. Бурцева, ТВ. Есикова).

Однако, несмотря на то, что духовная проблематика в контексте школьного образования давно стала объектом внимания многих исследователей, мы сталкиваемся с недостаточной глубиной изучения тех ее аспектов, которые касаются процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям. Между тем, сегодня сохраняется реальное противоречие между необходимостью духовного развития младших школьников посредством приобщения к духовным ценностям и степенью теоретической и методической разработанности педагогического обеспечения этого процесса, что и позволило сформулировать проблему настоящего исследования: каковы по своей сути, назначению и методическому воплощению педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям? Вышеназванная проблема обусловила выбор темы нашей диссертационной работы: «Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям».

Цель исследования: выявление совокупности педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям.

Объект исследования: процесс приобщения младших школьников к духовным ценностям.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям.

Гипотеза исследования связана с предположением о том, что если под духовностью понимать интегральное, сущностное качество человека, которое проявляется в осознании единства ценности других людей и самоценности; познавательном отношении к миру, высоком интеллектуальном развитии, сочетающемся с герменевтичностью, эмпатийностью, то развитие личностной духовности предусматривает воспитание у младших школьников таких интегративных, системообразующих духовных потребностей, как потребность в другом человеке, духовном общении, труде, познавательная, нравственная и эстетическая потребности.

Воспитание духовных потребностей посредством приобщения младших школьников к духовным ценностям будет проходить эффективно при реализации совокупности следующих педагогических условий:

• реконструкции предметов гуманитарного цикла посредством включения в содержание учебных предметов элементов, усиливающих ориентированность образовательного процесса на духовные ценности;

• организации ценностноориентированных видов деятельности учащихся, направленных на актуализацию личностных функций, которые способствуют присвоению младшими школьниками духовных ценностей;

• реализации вариативной системы оценивания ценностноориентированных видов деятельности младших школьников и ее результатов, оказывающей положительное влияние на развитие у ребенка самопринятия как важнейшего внутреннего фактора присвоения духовных ценностей.

Задачи исследования:

1. Исследовать содержание и педагогическое значение категории «духовные ценности».

2. Раскрыть особенности процесса присвоения духовных ценностей младшими школьниками.

3. Обосновать ведущие педагогические факторы присвоения младшими школьниками духовных ценностей и условия развертывания этих факторов.

4. Выявить критерии оценивания приобщенности младших школьников к духовным ценностям.

5. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность реализации совокупности педагогических условий приобщения учащихся начальных классов к духовным ценностям.

Методологической основой исследования является светское осмысление понятия «духовность», предложенное рядом отечественных исследователей (В.Н. Сагатовский, Н.В. Щелковая, А.П. Лысков, B.C. Барулин), концепция междисциплинарного понятия «ценность» (ДА. Леонтьев) личностно- субъектный и деятельностный подходы к обучению (В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Суть первого из них заключается в наделении личностным смыслом усваиваемого элемента содержания образования, второго - в организации ценностноориентированных видов деятельности учащихся. Исследование опирается также на теории возрастной периодизации и развития личности ребенка (Л.С. Выготского), механизма рождения опредмеченной потребности (А.Н. Леонтьева), ценностных ориентации (А.Н. Кирьяковой), личностного диалога (М.М. Бахтина, М. Бубера),

актуализации личностных функции учащихся (В.В. Серикова), личностного отношения (В.Н. Мясищева), «Я-концепции» (Р. Бернса, К. Роджерса).

Методы исследования: группу теоретических методов научного поиска составили историко-педагогический, компортивистский анализы научной литературы, контент-анализ, изучение педагогического опыта. Центральное место в исследовании отведено научно-педагогическому эксперименту, в русле которого в качестве ведущего применялся лонгитюдный метод, включающий в себя длительное наблюдение, анкетирование, изучение ученического творчества, создание педагогических ситуаций, коллективные и индивидуальные беседы, рефлексию, диалог и ряд других эмпирических методов.

Основной базой исследования явилась муниципальная гимназия № 56 г. Томска.

Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе исследования (1990-1995 годы) соискателем изучалась актуальная для рассмотрения выбранной проблематики философская, социологическая, психологическая, общепедагогическая и методическая литература. Осмысливался, формулировался и практически осваивался понятийно-терминологический аппарат предпринятого научного поиска. Выбирались и теоретически обосновывались ведущие идеи и главенствующие позиции развертываемых изысканий. Критическому анализу подвергался массово традиционный и оригинально авторский опыт духовного развития младших школьников. Проводимый в данный период констатирующий эксперимент предполагал получение исходных данных об уровне сформированности личностных свойств, служащих предпосылкой развития духовности младших школьников. На данном этапе исследования было организовано проведение формирующего эксперимента и пролонгированного наблюдения за учащимися среднего звена, прошедшими стадию эксперимента в начальной школе.

Второй этап исследования (1995-2000) был целиком подчинен проведению формирующего эксперимента, когда соответственно исходным замыслам диссертанта осуществлялось практическое подтверждение научной состоятельности выявленной совокупности педагогических условий, благодаря которым у учащихся экспериментальной группы с высокой эффективностью развивались положительные тенденции «Я-концепции» и личностной направленности. На данном этапе исследования осуществлялось пролонгированное наблюдение за учащимися среднего школьного возраста, прошедшими в начальных классах этап формирующего эксперимента.

На третьем этапе исследования (1998-2002 годы) в контрольном эксперименте дополнительно проверялись и при необходимости корректировались ранее сформулированные соискателем теоретические положения. Разработанные методические рекомендации внедрялись в систему учебно-воспитательной работы гимназии №56 г. Томска.

Научная новизна исследования:

• обосновано содержание и педагогическое значение духовных ценностей как феноменов духовной и материальной культуры, обогащающих внутренний мир личности, стимулирующих развитие духовных потребностей;

• установлено, что для процесса присвоения личностью духовных ценностей необходимо актуализировать следующие личностные функции: поисково-избирательную; оценочную; критическую (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм); функцию волевой саморегуляции; рефлексивной; смыслотворческой; смыслопоисковой; функцию ответственности, включающую в себя функции нравственного выбора, мотивационного обоснования жизнедеятельности; функцию самореализации;

• доказано, что развертывание таких ведущих педагогических факторов присвоения младшими школьниками духовных ценностей, как знания о них, ценностноориентированные виды деятельности, оценка ребенка извне (другими людьми), обусловлено, во-первых, усилением ориентированности содержания образовательного процесса на духовные ценности; во-вторых, организацией ценностноориентрованных видов деятельности, способствующих актуализации личностных функций с целью конструирования в сознании младших школьников модели должного; в-третьих, реализацией вариативной системы оценивания результатов ценностноориентированных видов деятельности младших школьников;

• выявлены уровни приобщенности младших школьников к духовным ценностяхМ на основе следующих критериев: отношения младшего школьника к себе; другим людям; процессу учения. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических основ реализации педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям; выявлении совокупности необходимых педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям; разработке содержания и организации деятельности педагога, направленной на приобщение младших школьников к духовным ценностям.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в его ходе разработаны научно обоснованные рекомендации по организации педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям, пакет учебных программ по гуманитарным предметам с методическим обеспечение для начальной школы, комплект электронных учебных пособий для младших школьников, которые используются в практике начальной школы, при подготовке учителей, а также в системе ИПК и дистанционном образовании.

Достоверность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций; междисциплинарным подходом к решению поставленной проблемы; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных его цели, задаче и логике; сочетанием количественного и качественного анализа материала, опытно-экспериментальным подтверждением выводов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическое значение духовных ценностей заключается в том, что

они, являясь феноменом духовной и материальной культуры

человечества, обогащают внутренний мир личности, ориентируют ее на

постижение высших идеалов, способствуют развитию у человека

духовных потребностей как одного из основополагающих компонентов личностной духовности;

2. Развитие духовных потребностей обусловлено присвоением личностью духовных ценностей посредством актуализации таких личностных функций, как смыслопоисковая, поисково-избирательная, оценочная, критическая, рефлексивная, волевая саморегуляция, смыслотворческая, функция ответственности;

3. Воспитание духовных потребностей у младших школьников должно опираться на педагогические факторы присвоения духовных ценностей, объективно присутствующие в образовательном процессе начальной школы - знания о духовных ценностях, ценностноориентированные виды деятельности, оценивание ребенка извне (другими людьми), развертывание которых требует создания определенных педагогических условий;

4. Эффективность процесса присвоения духовных ценностей младшими школьниками обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: 1) разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла на основе принципов, позволяющих усилить ориентированность содержания образовательного процесса на духовные ценности (принципа соответствия обязательному минимуму содержания общего начального образования;; принципа историчности, контекстуальности, гуманности, рефлексии, культурологичности, обучения на высоком уровне трудности и ведущей роли теоретических знаний); 2) актуализацией личностных функций, способствующих присвоению учащимися духовных ценностей, посредством организации ценностноориентированных видов деятельности - читательской, творческой и диалоговой; 3) реализацией вариативной системы оценивания ценностноориентированных видов деятельности младших школьников, направленной на формирование самопринятия как важнейшего внутреннего условия присвоения духовных ценностей;

5. Присвоение младшими школьниками духовных ценностей прослеживается через уровень приобщенности к ним, который выявляется на основе следующих критериев: отношения к себе (параметр: общая самооценка), другим людям (параметры: гуманность, ответственность, устойчивость данных проявлений), процессу учения (параметры: доминирующие мотивы учения, сформированность познавательных мотивов). Апробация и внедрение результатов исследования в виде методических разработок, выполненных диссертантом, осуществлялись в школах №2, 7, 14, 27, 30, 54, 55 г. Томска, а также средней школе №52 г. Твери и многопрофильном лицее при Тамбовском государственном техническом университете. Материалы поиска были представлены на научно-практической конференции «Основные направления развития университетского педагогического образования» (Томск, 1996), Всероссийской научной конференции «Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности» (Томск, 1996), научно-практической конференции «Наука, образование, производство: интеграция и новые технологии» (Анжеро- Судженск, 1997), международном студенческом семинаре «Молодежь и духовность» (Томск, 1997), духовно-исторических чтениях «Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее» (Томск, 1998), всероссийской научно- практической конференции «Традиции православной педагогики и гуманизация образования» (Новокузнецк, 1999), областном семинаре учителей гуманитарного цикла «Культурное осмысление христианских ценностей в стандартах школьного гуманитарного образования» (Томск, 1999), научно-методической конференции «Проблемы организации самостоятельной работы студентов» (Томск, 2000), региональной научно-педагогической конференции, посвященной 150-летию П.Ф. Каптерева, «Каптеревские чтения» (Томск, 2000), региональной научно-практической конференции по теме «Управление развитием содержания образования» (Томск, 2000), международной научно методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании» (Кемерово, 2002).

С использованием материалов исследования на базе гимназии № 56 г Томска проведены региональные, областные и городские семинары для учителей начальных классов по следующим темам: «Когда интересно учиться» (1993 г., 1994 г., 1995г.), «Воспитание духовно-нравственной личности в условиях расширенного содержания начального гуманитарного образования» (1996 г., 1997г.), «Приобщение младших школьников к духовным ценностям» (1998г., 1999г.).

Учебно-методические разработки, выполненные диссертантом, легли в основу создания комплекта электронных учебных пособий для младших школьников в рамках проекта «Создание адаптивной образовательной среды для расширенного содержания начального гуманитарного образования» Реализация данного проекта осуществляется с 1999 года на базе гимназии №56 г. Томска и Института дистанционного образования Томского государственного университета.

Диссертация имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее изученности, определяются объект, предмет, цель, задачи, формулируются гипотеза и основные положения, выносимые на защиту, характеризуются методологическая основа, методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы, обосновывается достоверность полученных результатов, приводятся данные об апробации.

В первой главе «Теоретические основания приобщения младших школьников к духовным ценностям» исследуется содержание и педагогическое значение категории «духовные ценности», выявляются внутренние предпосылки и педагогические факторы присвоения младшими школьниками духовных ценностей, обосновывается совокупность педагогических условий развертывания данных факторов, критерии отслеживания приобщенности младших школьников к духовным ценностям.

Во второй главе «Реализация педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям и анализ результатов» раскрывается содержание программы опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку гипотезы исследования.

В заключении содержатся основные выводы исследования, намечаются перспективы дальнейшей работы, связанной с разработкой проблемы.

Духовные ценности как предмет духовных потребностей личности

Изучение теории и практики, касающихся поиска эффективных путей приобщения ребенка к духовным ценностям в условиях школьного образования, позволило нам выявить ряд отставаний в области теоретико-методологических вопросов, осложняющий этот поиск. Во-первых, в условиях интенсивного обновления общества вновь обострились методологические проблемы, связанные с личностным развитием ребенка - диалектика становления детской личности как субъекта и объекта воспитания; диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности; диалектика общего, особенного и индивидуального в развитии личности. Во-вторых, несмотря на имеющийся широкий исследовательский интерес к проблеме духовных ценностей в философии и психологии, являющихся методологическими по отношению к педагогике науками, четко не определена категория "духовные ценности". В-третьих, не разработаны эффективные методы диагностирования степени приобщения к духовным ценностям детей младшего школьного возраста.

Для того, чтобы разобраться со смысловым наполнением категории «духовные ценности», ее педагогическим значением, неизбежно обращение к другой сложной, до конца не изученной категории - «духовность». Поэтому в начале научного исследования нам представляется целесообразной конкретизация сущности понятия «духовность», которую мы намерены осуществить посредством ретроспективного анализа западноевропейской и отечественной философской мысли прошлых столетий, изучения различных подходов к осмыслению данного понятия в современной отечественной философской литературе. Наша обращенность к работам философов обусловлена концептуальной близостью данного исследования идеям СИ. Гессена, который рассматривает педагогику как прикладную философию [54].

Ретроспективный анализ философской литературы в русле духовной проблематики, проведенный нами на основе работ А.С. Богомолова, В. Виндельбанда, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосева, Д.Г. Льюис, B.C. Нерсесянца (философия античности); В.Г. Безрогова, Ф.Ч. Коплстона, А. Штекля (западное Средневековье), В.П. Большакова, М. Монтеня, Н.В. Ревуненковой, В.И. Рутенбурга (эпоха Возрождения); А.Ф. Грязнова, И.О. Канта, В.Н.Кузнецова, Д. Локка, Б.В. Мееровского, И.С. Нарского, Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо (западноевропейская эпоха Просвещения); М.Н. Громова, В.В. Зеньковского, Н.С. Козлова, Н.О. Лосского (отечественная философская мысль прошлых столетий); показал, что представления о сущности данного феномена исторически развиваются в двух основных традициях: религиозной и светской. Религиозное понимание духовности соотносится с понятием Бога. Бог выступает субъектом по отношению к человеку. Первоисточником религиозной духовности является откровение Бога, священность. Путь к духовности лежит через приобщение человека к Божественной ипостаси - Святому Духу, и через это - к Вечности, вечным и непреходящим жизненным ценностям. Поэтому религиозная духовность отличается от светской, прежде всего, тем, что ее первая основа - не знание, а вера. Светское же понимание духовности в самом общем виде связывает ее со сферой высших потребностей познания и альтруизма без присутствия идеи Бога. Духовность в этом контексте связана с заботой о других, с потребностью познания, с субъективным бескорыстием. В контексте данной работы нас интересует светское осмысление искомого понятия.

Однако, несмотря на имеющиеся различия, исследователи находят много общего между двумя типами духовности. Так, например, В.Д. Комаров выделяет следующие моменты, объединяющие религиозную и светскую духовность (Рис.1): общую основу - заботу о душе человеческой, о сохранении того, что составляет сущность и гарантию человечности; смысл - поиск правды реальной жизни ради утверждения добра и сохранения, спасения человечности в каждом; внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности на полюсах знания и веры: "познание невозможно без веры в успех, а верование невозможно без знания о спасении человечности" [113].

В связи с тем, что плодотворная традиция исследования личностной духовности в отечественной философии в начале XX века была нарушена и в послеоктябрьский период оказалась вытеснена в связи с наполнением категории духовности религиозным смыслом, до недавнего времени в философии она не была предметом специального рассмотрения.

Отдельные философские работы, посвященные проблеме светской духовности, стали появляться с начала 80-х годов. В этот период наметились, по утверждению Н.В Шелковой, три подхода к рассмотрению данного понятия.

Автор отмечает, что представители первого подхода (В.П. Великий, В.П, Киселев, А.В. Плетнев и другие) сводят духовность личности «к сумме социально положительных качеств» [276]. По мнению автора, используемый сторонниками подобной точки зрения суммативный подход ограничивает определение понятия перечислением различных компонентов и не позволяет выявить сущность и качественное своеобразие искомого феномена.

Второй подход реализован в работах В.Г. Федотовой, которая рассматривает духовность "как характеристику разнокачественности сознания, отражающую господствующий тип ценностей" [260]. При таком подходе, пишет Н.В. Шелковая, во-первых, духовность приравнивается к развитому ценностному сознанию, хотя не все ценностное содержание сознания имеет отношение к духовному; во-вторых, представлена разными типами: этизмом, теоретизмом, эстетизмом, что затрудняет определение специфики духовности как целостного образования. И хотя автор данной концепции и говорит о необходимости "триединства истины, добра и красоты как целостного типа духовности" [259], но скорее, как о перспективе, а не реальности.

Представители третьего подхода (Г.Э. Бурбулис, Т.Т. Власенко, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, Т.В. Холостова и др.) рассматривают духовность как ориентацию сознания, "осуществляющего изнутри мотивированное включение в общественную жизнь" [267]. Более того, духовность - это "качество человека, рассматривающего свое предназначение в жизни как реализацию себя для общества" [45]. Разделяя точку зрения Н.В. Шелковой, мы считаем, что подобный подход является наиболее плодотворным, так как духовность исследуется как целостное явление, как феномен сознания, выявляется ее специфика как интегрального качества человека, заключающаяся в самореализации на благо общества.

Педагогические факторы присвоения младшими школьниками духовных ценностей

Основываясь на понимании того, что условием возникновения духовных потребностей является присвоение личностью духовных ценностей, играющих ориентирующую роль в развитии личностной духовности, мы приступаем к выявлению и характеристике ведущих педагогических факторов, объективно присутствующих в образовательном процессе начальной школы, оказывающих положительное влияние на присвоение младшими школьниками духовных ценностей. Эту задачу мы намерены решить посредством следующих шагов: характеристики образовательного процесса в начальной школе как социокультурного пространства, развивающего духовные потребности личности. изучения сензитивных новообразований младших школьников как внутренних условий присвоения духовных ценностей; выявления ведущих педагогических факторов, объективно присутствующих в образовательном процессе начальной школы, оказывающих влияние на присвоение детьми духовных ценностей; анализа педагогической практики с позиции условий развертывания педагогических факторов присвоения духовных ценностей. Как показано в предыдущем параграфе, в отличие от биологических духовные потребности не даны генетически, и появляются фило- и онтогенетически, являясь продуктом социального развития, то есть передаются человеку в процессе социализации, приобщения к культуре. Носителем культуры выступает, прежде всего, семья. Однако наиболее оптимальному и интенсивному вхождению ребенка в мир науки и культуры способствует образовательный процесс в начальной школе, характеризующийся совместным движением обучающих и обучаемых к целям, опосредованным культурным содержанием и методами его усвоения. Поэтому он отражает свойства, как обучения, так и воспитания - двусторонность взаимодействия педагога и ученика; направленность процесса на развитие личности; единство содержательной и процессуальной сторон; взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования; реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека [37, с. 75]. В образовательном процессе происходит генезис базовых личностных функций учащихся, то есть тех проявлений человека, которые реализуют феномен «быть личностью» - функции ответственности, вбирающей в себя функции нравственного выбора, мотивационного обоснования жизнедеятельности и другие, функции самореализации, к которой исследователи относят функции творчества, свободы, самостоятельности, группы рефлексивных функций личности, обеспечивающих ее смыслопоисковую деятельность, развитие Я-концепции [233]. С позиции формирования личности, целостность образовательного процесса обусловлена единством трех его слагаемых - освоением, усвоением, присвоением. Под формированием мы понимаем процесс изменения личности, происходящий в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление социально-психологических новообразований в структуре личности, влекущих за собой изменение внешних проявлений личности, благодаря которой она существует для других людей [197, с. 345]. Освоение ребенком мира, происходит в результате познания назначения, функций, содержания, сущности, свойств объектов. Усвоение предполагает умение вступать в контакт с данными объектами. Присвоение - включение в структуру личности объектов как части личности [283, с. 10]. Если в качестве объектов выступают духовные ценности, являющиеся предметами духовных потребностей, то, на наш взгляд, именно третья составляющая образовательного процесса - присвоение - имеет приоритетное значение в воспитании духовных потребностей у младших школьников, так как обеспечивает создание ценностного «образа мира», как основы формирования у личности ценностных ориентации, то есть ценностного отношения к объективным ценностям общества, выражающемся в их осознании и переживании как потребностей, мотивирующих настоящее поведение и программирующих будущее [102], где иенностное отношение понимается как связь между предметом и субъектом деятельности, характеризующаяся с точки зрения значения первого для второго. Поэтому представление о ценном и неценном зависит от взаимосвязи двух основных факторов: от свойства оцениваемого объекта и в большей степени от природы оценивающего субъекта, то есть его актуальных потребностей [10, с.43-46]. Согласно А. В. Кирьяковой, педагогический смысл понятия «ориентация» подразумевает растущего человека, который приобретает жизненные ориентиры, осваивает окружающую действительность, ищет свое место в мире. Процесс ориентации может быть рассмотрен как восхождение личности к духовным ценностям на основе диалектического закона возвышения потребностей. По А.В. Кирьяковой, процесс ориентации имеет ряд фаз, синхронно работающих на всех этапах его развития. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностного освоения действительности, принять школьнику себя как самоценность и увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив. Наполняемость фаз процесса ориентации зависит от множества факторов, но наиболее осязаемыми являются возрастные возможности школьника. Поэтому достаточно открытыми для наблюдения становятся такие характеристики фазы, которые проявляются, совпадая и резонируя, с сензитивными новообразованиями возраста. Первая из фаз характеризуется процессом присвоения ценностей общества личностью и соотносится с младшим школьным возрастом. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, становление и развитие ценностных ориентации личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Механизмом присвоения являются поиск и оценка ценности [108, с. 37-50]. Таким образом, можно предположить, что сензитивные новообразования младшего школьного возраста выступают внутренними (психологическими) условиями процесса присвоения духовных ценностей. Следовательно, возникает необходимость изучения психологических особенностей младшего школьного возраста, характеризующегося интенсивностью формирования свойств и качеств личности, сохраняющихся в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Л.И. Божович отмечает, что каждый период детской жизни представляет собой целостный цикл полноценной жизни, обеспечивающий развертывание сущностных сил. В каждом возрастном периоде у детей обнаруживается ведущая потребность и соответствующее ей противоречие. Разрешение противоречий и удовлетворение ведущей потребности способствуют развитию многообразия потребностей, подготовке к полноценной деятельности в следующем возрастном цикле [32, с.63].

Реконструкция содержания учебных предметов гуманитарного цикла

Для проведения опытно-экспериментальной работы была выбрана средняя муниципальная общеобразовательная гимназия № 56 г Томска. Выбор базовой школы сделан по следующим основаниям: - наличие альтернативных образовательных направлений в начальной школе: традиционного обучения с учетом уровня готовности учащихся к школе, развивающего обучения по системе Л.В.Занкова; - осуществление принципа внешней дифференциации в начальной школе на основе выбора родителями образовательного направления и технологии обучения; - кадровое обеспечение: учитель начальных классов - классный руководитель, учителя изобразительного искусства, музыки, танца, трудового обучения, психолог, врач; - наличие необходимого учебно-методического обеспечения: учебных планов, учебных программ, учебников, методических пособий для учителя и учащихся. Экспериментальные классы скомплектованы на основе внешней дифференциации с учетом повышенного уровня педагогической готовности детей к школе. Под "повышенным уровнем" мы понимаем овладение первоклассниками в дошкольный период элементарными умениями чтения, счета в пределах первого десятка. В период с 1990 по 1999 гг. общее количество экспериментальных классов составило 21 (556 учащихся) (Приложение № 2). В качестве контрольных были определены начальные классы с развивающим обучением по системе Л.В. Занкова, так как данная система обучения предполагает общее развитие учащихся, в том числе и их духовных структур. За период экспериментальной работы количество контрольных классов составило 9 (225 учащихся). Количественный состав учащихся в экспериментальных и контрольных классах был одинаков и не превышал 28 человек. Диагностика психологической готовности к школе, проводимая при комплектовании первых классов, не выявила существенных различий между учащимися экспериментальных и контрольных классов. Обобщенные результаты диагностики психологической готовности детей к обучению в школе за период с 1990 по 1999 годы следующие: а) в экспериментальных классах с "высоким" уровнем - 32% учащихся, с уровнем "выше среднего" -44% учащихся, со "средним" уровнем - 24%; б) в контрольных классах -соответственно: 26%, 52%, 22% (диаг.1). Итак, все исходные условия, касающиеся образовательного направления, количества и контингента учащихся, в экспериментальных и контрольных классах максимально уравнены. Система Л.В. Занкова предполагает расширенный набор предметов в начальной школе. Учебный план контрольных классов включает в себя следующие предметы: литературное чтение, русский язык, речь и культура общения, математика, история, естествознание, география, информатика, иностранный язык, музыка, танец, изобразительное искусство, художественный труд, физическая культура. Для экспериментальных классов был составлен учебных план, в который вошли как традиционные учебные предметы - русский язык, детская литература, математика, природоведение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, художественный труд, - так и новые, нетрадиционные для начальной школы, - обществознание, культура речи и общения, логика, конструирование, информатика, иностранный язык, танец. В соответствии с учебным планом и гипотезой эксперимента был разработан пакет экспериментальных учебных программ, включающий в себя новые программы по традиционным учебным предметам - детской литературе и русскому языку -и нетрадиционным для начальной школы курсам: «Культуры речи и общения», «Обществознанию», «Логики», «Конструированию» (Приложение № 3). Экспериментальные учебные программы составлены на основе обязательного минимума содержания начального общего образования и включают в себя требования к уровню подготовки обучающихся по гуманитарным предметам. Однако новые программы имеют ряд отличительных особенностей, позволяющих усилить ценностную направленность образовательного процесса. Рассмотрим их. Программа по детской литературе составлена на основе программы по литературному чтению для 1-3-х классов и рассчитана на 408 учебных часов [210, С. 7-15]. Отличительной особенностью экспериментальной программы является усиление в содержании литературного образования младших школьников человековедческого аспекта, направленного на формирование в сознании ребенка образа жизни, достойного Человека, представления об идеале человека, живущего по принципам Истины, Добра и Красоты, основными характеристиками которого являются интеллект, нравственность, созидательность, о способах взаимодействия человека с окружающей действительностью, отражающих многообразие и богатство его духовного мира.

Организация ценностноориентированных видов деятельности младших школьников

Этот параграф посвящен описанию организации читательской, творческой, диалоговой деятельности как ценностноориентированных видов деятельности младших школьников и результатов диагностики эффективности педагогических условий, направленных на приобщение младших школьников к духовным ценностям. Организация читательской деятельности младших школьников предусматривала формирование у учащихся правильной читательской деятельности и приобщение младших школьников к чтению. В основу формирования у учащихся экспериментальных классов правильной читательской деятельности как способу приобретения знаний о духовных ценностях была положена концепция процесса понимания, включающего в себя три этапа: диалог с текстом; выделение главной мысли; самопроверку [64; 229]. Наблюдения показывают, что преобладающее большинство младших школьников не обращают внимания на слова, встречающиеся в тексте, значение которых им непонятно, и испытывают затруднения в определении множества, на первый взгляд, знакомых им понятий. Между тем, отсутствие понимания контекстуального значения отдельных слов и выражений влечет за собой, как правило, скольжение по поверхности смысла и одномерное восприятие прочитанного. Отсюда в экспериментальных классах была организована словарная работа, направленная на формирование у учащихся чуткого, вопросительного отношения к слову, предусматривающая постоянную акцентуацию внимания ребенка на значениях слов. В отличие от традиционного подхода к словарной работе в начальных классах, который характеризуется тем, что в процессе первичного знакомства с текстом, учитель сам поясняет значение отдельных слов, в экспериментальных классах предпочтенье отдавалось самостоятельной словарной работе учащихся. На начальной стадии обучения детям предлагалось найти в тексте слова, значения которых они бы могли объяснить без затруднения и сравнить свое понимание с трактовкой, которая дается в толковом словаре. Далее такая же работа проводилась с малознакомыми и незнакомыми словами. В итоге учащиеся подводились к осознанию необходимости точного понимания контекстуального значения слов. Особое внимание в рамках словарной работы уделялось осмыслению слов-понятий, обозначающих духовные ценности. Этому процессу способствовали такие виды работ, как определение лексического, семантического значений слова с помощью толкового и этимологического словарей, конкретизация его контекстуального значения в результате подбора однокоренных слов, антонимов и синонимов, осмысление сущности искомого понятия на основе фразеологизмов и пословиц, обсуждение проблемных ситуаций, нацеленных на осознание значимости духовной ценности. Следующая линия работы с текстом, способствующая формированию правильной читательской деятельности, предусматривала обучение младших школьников выделению главной мысли текста и была связана с развитием умения учащихся вычерпывать смыслы из каждого слова, словосочетания, предложения и более крупных смысловых единиц текста, а также их монтажа и прогнозировать текст на всех уровнях - от слова или словосочетания до целого текста. Завершающим этапом на пути к пониманию текста является самопроверка. Отсюда, еще одна линия работы с текстом включала обучение младших школьников формулированию вопросов рефлексивного характера, позволяющих ребенку углубиться в смысл прочитанного, чтобы понять, например, что нового он открыл для себя в тексте; как это новое соотносится с имеющимся у него опытом, знаниями; что бы еще хотел об этом узнать; какова оценка прочитанного с различных позиций; возможны ли решения других вопросов; какие причины породили события, описанные в книге; каковы возможные последствия (положительные и отрицательные). Формирование правильной читательской деятельности младших школьников прослеживалось в процессе работы над художественными, научно-популярными текстами, результатах поисковой деятельности учащихся, в качестве которых выступали краткие тематические сообщения или рефераты, подготовленные детьми самостоятельно. Сравнительный анализ результатов отслеживания степени осмысленности младшими школьниками слов-понятий, обозначающих духовные ценности, проводимого на основе метода определений, метода незаконченных предложений, метода оценки поступков литературных героев, показал, что точность определения слов-понятий и их контекстуального использования в экспериментальных классах в 2, 2 раза выше, чем в контрольной группе. Данный факт приводит к выводу о том, что целенаправленная работа по осмыслению учащимися слов-понятий, обозначающих духовные ценности, способствует формированию у учащихся начальных классов понятийной базы, необходимой для присвоения духовных ценностей. Изучение творческих работ учащихся (мини-сочинений, отзывов о произведениях), анализ работы с текстом и контрольных срезов показали высокий уровень сформированное правильной читательской деятельности у 91% выпускников начальной школы, обучавшихся в экспериментальных классах деятельность, и у 54% учащихся контрольной группы. Приобщение младших школьников к чтению осуществлялось в экспериментальных классах на основе оригинальных книжных изданий, текстоориентированного подхода к обучению русскому языку и систематического применения в образовательном процессе частично-поискового метода. В результате анализа педагогической действительности, мы пришли к выводу о том, что традиционный подход к приобщению младших школьников к чтению, характеризующийся тем, что ведущая роль в этом процессе отведена учебнику по чтению, не решает главной задачи - расширения функционирования книги в жизни младшего школьника - и тем самым затрудняет воспитание у ребенка потребности в книге как важнейшем средстве познания. Учебник в этом случае становится для большинства младших школьников единственной книгой, посредством которой происходит их знакомство с детской литературой. Между тем, мы предполагали, что приобщение к чтению начинается с введения ребенка в мир детской книги. Поэтому в экспериментальных классах предпочтенье отдавалось оригинальным книжным изданиям, использование которых на уроках детской литературы позволяло расширить представление младших школьников о детской литературе и углубить работу над художественным произведением. В процессе ознакомления учащихся с новой книгой особое внимание уделялось ее внешнему оформлению, иллюстрациям, особенностям редакции. На уроках дети имели возможность видеть разнообразие детских изданий, сравнивать полные и сокращенные варианты литературного произведения, самостоятельно формулировать вопросы, придумывать творческие задания. Текстоориентированный подход к обучению русскому языку предусматривал использование в качестве учебного материала художественные произведения детской литературы и, с точки зрения читательской деятельности, имел ряд положительных моментов, выявленных на основе наблюдения учителей и отзывов родителей учащихся. Во-первых, поисковый характер заданий по русскому языку позволял ребенку, в очередной раз, обратившись к тексту, подмечать и раскрывать для себя его новые особенности. Во-вторых, специфика заданий побуждала ребенка, обращаясь к тексту, внимательно вчитываться в слова и предложения, осмысливая их, постигать образные возможности слова. В-третьих, пользуясь правом свободного выбора текстовой основы для выполнения задания, ребенок в поисках необходимого фрагмента добровольно мог перечитать произведение, находя в нем что-то новое для себя.

Похожие диссертации на Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям