Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Калиниченко Анастасия Владимировна

Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского)
<
Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Калиниченко Анастасия Владимировна. Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2003 211 c. РГБ ОД, 61:03-13/2414-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации педагогических условий развития самоактуализации студентов техникумов в процессе изучения иностранного языка (корейского) 15

1.1. Самоактуализация человека как предмет философского и психологического осмысления 15

1.2. Педагогические основы развития самоактуализации студентов техникумов в процессе изучения иностранного языка (корейского) 52

Глава 2. Пути и средства педагогической поддержки самоак туализации студентов при изучении иностранного языка 107

2.1. Антропоориентированное обогащение содержания образования в процессе изучения иностранного языка (корейского) 107

2.2. Использование интерактивных методов обучения 1 30

2.3. Насыщение процесса обучения иностранному языку смыслами, побуждающими личность к выявлению личностных смыслов своего развития, к самоактуализации 1 43

Заключение 1 63

Библиографический список 1 69

Приложения 1 85

Введение к работе

Актуальность исследования. Геополитические особенности Дальнего Востока, а также развитие политических, экономических и культурных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона выступают фактором актуализации потребности в подготовке специалистов «среднего звена», способных к постоянной личностной самоактуализации в условиях преобразований в политической, экономической и социальной сферах, происходящих в нашей стране

Среднее специальное образование в настоящее время стремится, согласно гуманистической парадигме, в центр образовательной системы поставить обучающегося с его индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями. Однако обостряется противоречие между потребностью студентов в самообразовании, необходимости брать на себя ответственность за собственное развитие, и неспособностью в условиях педагогического процесса техникума к глубинному осмыслению исторического и собственного личностного рефлексивного опыта. Субъектом и самоцелью процесса воспитания и образования, на наш взгляд, является человек самоактуализирующийся. Поэтому одной из задач воспитания и образования в рамках среднего специального учебного заведения является активизация процесса личностной самоактуализации каждого студента. Задача воспитания и обучения должна заключаться и в том, чтобы создать условия для придания процессу самоактуализации закономерного, регулярного и осознанного характера. Для этого необходима педагогическая поддержка рассматриваемого процесса. Средством активизации самоактуализации студента может быть каждый учебный предмет, но мы убеждены, что в условиях географической приближенности российского Дальнего Востока к Корее значимым может стать корейский язык, тем более, что он станет языком международного общения для будущих специалистов.

Анализ научной литературы показал, что вопрос о педагогических условиях самоактуализации студентов техникумов при обучении корейскому языку изучен недостаточно, однако в философской, психологической и педагогической

литературе имеется определенный научный задел, который послужил методологическим основанием для разработки концептуальных положений, обосновывающих эффективность педагогических условий самоактуализации студентов

Традиции философско-этического представления о.человеке помогли понять самоактуализацию как самосовершенствование человека и его самопознание (Сократ); процесс сотворения себя через самопонимание и самоопределение (Ф. Аквинский, К. Ясперс). как результат свободного саморазвития личности в культурной среде, как самодвижение самой материи (П. Гольбах, Д. Дидро).

Основы для понимания самоактуализации личности как первоприродной закономерности, присущей личности, как постоянное восхождение к «себе лучшему» создают М. Бубер, П. Гольбах, В. Франкл, Э. Фромм.

Философы С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм видят самоактуализацию человека как самоустремление сущностных потенциальных сил человека в самодетерминирующейся деятельности. Самоактуализацию как самоосознание человека в целенаправленном творчестве рассматривают НА. Бердяев, К Ясперс; как развитие мировоззренческой рефлексии - В. Франкл, Э. Сепир.

Самоактуализация, на основе ряда философских концепций, может пониматься и как обретение личностью смысла своей жизнедеятельности путем самореализации, через самопроектирование, самотворчество, движимое внутренним стремлением к поиску новых решений (ММ. Бахтин, НА. Бердяев, Ж.II. Сартр, В. Франкл, М. Хайдеггер).

Увидеть самоактуализацию как вхождение в культуру в результате собственных усилий в свободном творчестве, как осуществление человеком заложенной от природы самости, позволяют труды ГС. Батищева, М.С. Кагана, П.А. Флоренского.

Положения о диалектической взаимосвязи культуры и творчества в работах Н.А. Бердяева, А. А. Бодалева, М. Шелера позволили определить самоактуализацию как закономерность в процессе приобретения самого себя, через актуализацию смыслового богатства обшей и личной культуры и мира; как процесс

самоизменения, самоосознания саморазвивающегося субъекта, соизмерялошего свое развитие с собственным идеалом в рамках «своей» и «чужой» культуры (Х.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер).

В психологии подходить к пониманию процесса самоактуализации помогают идеи о данном феномене как мотиве осознания всех потенциальных возможностей и вершинном уровне психического развития (К. Гольдштейн, А Маслоу, А. Ребер); о стратегии жизни, задаваемой структурой личности, и необходимости наличия жизненного смысла у самоактуализирующейся личности (А. Адлер, К.А. Абульханова-Славская, В.Э. Чудновский).

Самоактуализацию мы можем осмыслять, опираясь на исследования психологов, как духовную интеллектуальную деятельность, направленную на изменение личности (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев); на самосозидание (В.П. Зинчен-ко, А.Н. Леонтьев).

Ряд работ позволил нам определить самоактуализацию как процесс самосовершенствования человека (Р. Берне, И. Кон); как целенаправленное самодостраивание на основе жизненных ценностей (Л.С. Выготский, ДБ Эльконин); как продуктивный процесс обретения «самости» (А. Маслоу, В.И. Слободчи-ков, К. Юнг).

Положение о раскрытии психического через детерминистскую взаимообусловленность и взаимосвязь внутренних и внешних условий (С.Л. Рубинштейн) дает возможность рассматривать специфику влияния педагогического процесса обучения иностранному языку на развитие самоактуачизации студента, а саму самоактуализацию - как самоопределение индивида, восхождение к «себе лучшему», по отношению к внешним условиям на основе специфически сложившихся внутренних условий

Сензитивность юношеского возраста для возникновения и развития самоактуализации рассмотрена в психологических трудах ВИ. Андреева, Л.С. Выготского, PC Немова Самоценность юношеского возраста для всей последующей жизни личности и ее саморазвития доказана К.А Абульхановой-Славской, Л.С. Выготским.

Идеи самоактуализации как активизации саморефлексии, отраженные в трудах М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С Л. Рубинштейна, позволили осмыслить самоактуализацию как естественное проявление зрелости личности.

В аспекте общей и педагогической психологии понимание самоактуализации личности основывается на идеях о самоактуализации, как основанной на субъектном опыте актуализации «самости» (ГС. Батищев, А.А. Бодаїев, В.П. Зинченко, А.К. Осницкий, В.А. Петровский).

Основным путем и психологическим механизмом развития самоактуализации студента в процессе изучения иностранного языка является процесс личностного саморазвития, сущность которого, отраженная в трудах Л.Н. Куликовой, имела существенное значение для понимания нашей проблемы. В данных работах самоактуализация рассматривается как, с одной стороны, изначально природный феномен и, с другой стороны, как сознательное упразление своим развитием; как составляющая многоуровневого, многофакторного, протекающего в разных плоскостях человекообразования процесса саморазвития, как самонаправляемое становление личности, восхождение к «себе лучшему»: как расширение горизонтов личности.

Однако до сих пор нет целостной, интегрирующей названные идеи теоретической концепции, которая могла бы разрешить основное противоречие, заключающееся в осознании педагогами в системе среднего специального учебного заведения необходимости развития у студентов способности самостоятельно осмыслять личностный опыт, нести ответственность за свое развитие, творчески осуществлять личный способ жизнедеятельности, с одной стороны, и отсутствием достаточной разработанности в науке соответствующих теоретических положений о специфике педагогической поддержки самоактуатизации студентов и педагогических условиях ее развития в процессе изучения иностранного (корейского) языка, - с другой.

Социальная востреоованность, практическая значимость при недостаточной разработанности данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного (корейского) языка».

Объект исследования - профессиональная подготовка студента в педагогическом процессе среднего специального учебного заведения.

Предметом исследования являются эффективные педагогические условия поддержки самоактуализации студентов техникумов в процессе изучения иностранного языка.

Целью исследования является теоретическое обоснование педагогических условий развития самоактуапизации студентов техникумов и разработка основ соответствующей инновационной практики.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- теоретически обосновать педагогические условия самоактуализации
студентов техникумов;

выявить критерии эффективной педагогической поддержки способности к самоактуализации;

разработать для массовой практики совокупность способов эффективной педагогической поддержки осознанной личностной самоактуализации студентов техникумов при изучении иностранного (корейского) языка.

В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза.

Среднее специальное учебное заведение, готовящее специалистов среднего звена, призвано воспитать профессионалов, способных осознать ценность своего и чужого развития, самостоятельно активизировать свои лучшие качества, использовать рефлексивный опыт для решения профессиональных и межличностных задач, осуществлять самоактуализацию, на протяжении всей жизни. Самоактуализация, являясь пиковой стадией процесса саморазвития зрелой личности, способствует наиболее полному раскрытию всех потенций студента и активизации лучших качеств, заложенных природой. Самоактуализация как

психологическое ооразование, для которого сензитивным является юношеский возраст, есть следствие педагогической поддержки и образования. Продуктивным средством самоактуализашти личности выступает обучение иностранному языку.

Усиление самоактуализации происходит под влиянием занятий по иностранному языку, если:

- обучение осуществляется как диалог-обмен участников процесса лично
стным рефлексивным опытом, основанным на развитии ценностного отноше
ния к миру, к другим, к себе, к собственному развитию;

используются приемы и формы обучения, активизирующие процесс личностной самоактуализации студентов;

обучение основывается на психологическом новообразовании юношеского возраста - способности к самоактуализации, как самоценности для развития осознанной самоактуализации студентов техникумов.

Методологическую основу исследования составляют: разработанные в философии идеи о человеке как причине своего самосовершенствования, самотворчества, и самореализации; о культуре как факторе формирования человеческой личности; о языке как слагаемом и основе культуры, каналу развития ментальное, среде герменевтического опыта; о диалектической взаимосвязи культуры и творчества; о ценностях как основе личности; о самоактуализации как изначально стихийном процессе и первоприродной закономерности, присущей личности; идеи общения как универсальной реальности, в которой происходит обмен рефлексивным опытом; идеи о сензитивности юношеского возраста для возникновения самоактуализации; подходы педагогики саморазвития, в том числе о развитии способностей к самоактуализации как процессе проявления творческой позиции самого человека, о личной ответственности за собственное развитие, о качествах личности педагога, способного взаимодействовать с воспитуемым, основываясь на принципах гуманистического общения; идеи педагогической антропологии, идеи свободного воспитания личности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской,

психологической, педагогической литературы, изучение педагогического опыта по проблеме, разработка и организация эксперимента по разработанной программе исследования. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялись: опрос (устный и письменный), анализ письменных работ студентов, наблюдение, беседы, психологическое тестирование, методы обработки экспериментальных данных, анализ учебно-творческой деятельности студентов техникумов.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором решена актуальная научная задача, заключающаяся в изучении теоретико-методологических основ педагогической поддержки самоактуализации личности студента в образовательном процессе техникума, в том числе:

а) определены следующие эффективные факторы педагогической поддержки
развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка
(корейского): рефлексивный опыт всех участников процесса изучения иностранного
языка, гуманистическое общение учителя и ученика, ориентированное на свободное
взаимодействие участников образовательного процесса и его диалогический
экзистенциальный характер, погружение в культурно-языковую среду;

б) выявлены условия педагогической поддержки развития самоак
туализации: антропоориентированное обогащение содержания образования в
процессе изучения иностранного (корейского) языка, использование интер
активных методов и форм обучения, активизирующих процесс личностной
самоактуализации студентов, насыщение процесса обучения иностранному
языку смыслами, побуждающими личность к выявлению смыслов своего разви
тия, к самоактуализации;

в) обоснованы предпосылки педагогической поддержки развития
самоактуализации: взаимопонимание участников образовательного процесса,
открытость, доверие к преподавателю;

г) выявлены критерии развития самоактуализации: креативность,
рефлексивность, самоорганизация;

д) определены закономерности развития самоактуализации и принципы
педагогической поддержки самоактуализации студентов техникумов в процессе
изучения иностранного языка ( корейского);

е) конкретизирован термин «педагогические условия развития самоак
туализации»; сформулированы понятия «осознанная самоактуализация»,
«педагогическое тонизирование», «педагогическая поддержка развития
самоактуализации»; рассмотрены возможности влияния иностранного
(корейскою) языка на развитие самоактуализации студента.

Теория воспитания пополнилась основными положениями концепции педагогической поддержки развития самоактуализации студентов в образовательном процессе среднего специального учебного заведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что гуманистическая концепция саморазвития личности пополнилась основными положениями концепции развития самоактуализации студентов в педагогическом процессе среднего специального учебного заведения; в разработке педагогических принципов эффекгивной педагогической поддержки развития самоактуализации; в выявлении закономерностей этого процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе сформулированы основные рекомендации к организации обучения иностранному языку с целью развития осознанной самоактуализации; апробирована методика проведения занятий по иностранному языку, обеспечивающая рефлексивное отношение к себе, к другим, к деятельности студентов в процессе изучения ими иностранного языка; разработана система различных форм творческой деятельности, способствующей развитию толерантности, самостоятельности, креативности. На основе исследования подготовлены методические рекомендации по педагогической поддержке способности студентов к самоактуализации в процессе личностного саморазвития; разработана и используегся рабочая программа по обучению корейскому языку для педагогов в системе среднего специального образования. Разработанные нами материалы могут быть использованы в различных типах учебных заведений.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью исследовательских методов, целям исследования, задачам, феномену самоактуализации в процессе изучения иностранного (корейского) языка. Результаты работы были получены на основе анализа фактического материала, собранного и проанализированного в течение трех лет проведения исследовательской работы со студентами Хабаровского государственного промышленно-экономического техникума.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Осознанная самоактуализация, являясь важной задачей воспитания личности и подготовки профессионала, представляет собой интегративную характеристику личности, требующую труда самой личности. Самоактуализация является результатом творческого взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения, в том числе и иностранному языку при условии благоприятной педагогической поддержки. Самоактуализация в сензитивном для нее юношеском возрасте обеспечивает раскрытие и развитие человеческой сущности при познании и осознании себя, самостоятельное развитие способности свободно использовать свои возможности для организации собственной жизнедеятельности.

  1. Сущность педагогической поддержки самоактуализации студентов заключается в создании педагогических условий, при которых актуализируется потребность в использовании полного потенциала личности, через осознание студентом смыслов своей жизни, обогащение и реализацию субъектного опыта, отраженного в принятии творческих решений в любой деятельности. При этом исключается всякое принуждение к выбору пути личностного развития, но оказывается педагогом помощь через создание особых, активизирующих способность к самоактуализации, условий, при которых происходит осознание необходимости собственного развития, что способствует возникновению осознанной потребности в самоактуализации.

  2. Основными факторами личностной самоактуализации в образовательном процессе являются: рефлексивный опыт всех его участников; гуманистическое общение учителя и ученика, ориентированное на свободное взаимодействие участников образовательного процесса и его диалогический экзистенциальный характер; погружение в культурно-языковую среду.

4 Основными условиями, способствующими проявлению самоактуализации студентов на занятиях по иностранному языку выступают: антропоориен-тированное обогащение содержания образования в процессе изучения иностранного языка (корейского); использование интерактивных методов и форм обучения, активизирующих процесс личностной самоактуализации студентов; насыщение процесса обучения иностранному языку смыслами, побуждающими личность к выявлению смыслов своего развития, к самоактуализации

  1. Предпосылками процесса педагогической поддержки самоактуализации у студентов являются: педагогическая поддержка способности к самоактуализации, экзистенциальные потребности индивида в личностном развитии, восхождение к опыту рефлексии.

  2. Критериями самоактуализации являются: креативность, определяемая способностями личности к интерпретации, проблематизации и прогнозированию отношений; рефлексивность, определяемая рефлексией личности на себя, на других, на деятельность; самоорганизация, выраженная во внимании к внутренним процессам, в осознании ценностного содержания жизнесмыслов и в толерантности.

  3. Возникновение осознанной самоактуализации в процессе изучения иностранного языка (корейского) связано со следующими частными педагогическими закономерностями данного процесса: чем больше учебный материал активизирует рефлексивный опыт участников образовательного процесса, тем больше студент осознает себя субъектом своего развития; чем более творчески учитель применяет комплекс интерактивных методов и форм обучения, тем быстрее и качественнее развивается механизм рефлексии у студентов, проявляя себя в процессе самоактуализации; чем ближе и свободнее студенты общаются с самоактуализирующимся преподавателем в процессе изучения иностранного языка, обмениваясь опытом переживания и условиями возникновения пиковых моментов самоактуализации, тем больше студент понимает себя и других и тем чаще, руководствуясь своим личным опытом, может вызывать самоактуал"изацшо.

8. Осознанная самоактуализация студентов основывается: на принципе эффективно организуемой для самоактуализации воспитательной среды; принципе сотрудничества и сотворчества, организованного между всеми участниками процесса изучения иностранного языка; принципе педагогического предвидения.

Организация исследования:

На первом этапе - поисково-констатирующем (2000-2001 гг.) - осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы ведущих исследователей, по обозначенной проблеме, подтверждалась актуальность исследуемой темы, разрабатывались исходные положения, определялась методология и методика исследования. Это позволило сформировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки

На втором этапе - преобразующем (2001-2002 гг.) - разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня способности к самоактуализации у студентов контрольных и экспериментальных групп, создавался комплекс педагогических условий, способствующих самоактуализации студентов техникума в процессе изучения корейского и английского языков, обобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе - итоговом (2002-2003 гг.) - проводилась экспериментальная работа по апробированию комплекса и технологии педагогической поддержки развития самоактуализации студентов, при изучении корейского языка, педагогических условий, способствующих этому процессу Подводились итоги, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и апробировались на практике методические рекомендации.

Апробация раооты и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях в ХГПЭТ. на научном международном семинаре преподавателей корейского языка в Сеульском университете в 2001-2002 гг. Результаты работы отражены в публикациях автора в научно- методических сборниках материалов конференций.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Самоактуализация человека как предмет философского и психологического осмысления

Осмысляя самоактуализацию студентов в контексте гуманистического подхода к саморазвитию как главному пути становления личности, мы пришли к выводу, что одной из основ педагогической поддержки личностной самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка является уважительное отношение к иной культуре.

Вслед за В. Гумбольдтом [73], утверждавшим, что границы языка нации означают границы мировоззрения этой нации, мы склонны считать, что прийти к пониманию и уважению чужой культуры и языка можно только через понимание и уважение менталитета нации, говорящей на этом языке. В рамках нашей проблемы и в связи с геополитическими особенностями Дальнего Востока, куда относится Хабаровский край, это утверждение выводит нас на мысль о национальном или этническом стереотипе мышления людей, принадлежащих восточной нации.

Специалисты, изучающие этнокультурные стереотипы, отмечают, что нации, находящиеся на высоком уровне экономического развития, подчеркивают у себя такие качества, как ум, деловитость, предприимчивость, а нации с более отсталой экономикой - доброту, сердечность, гостеприимство [73. С. 37-53].

Этнические стереотипы, по мнению Н.В. Уфимцевой [218], недоступны саморефлексии «наивного» представителя этноса и являются фактами поведения и коллективного бессознательного, их невозможно специально обучить, а культурные стереотипы доступны саморефлексии и являются фактами поведения, индивидуального оессознательного и сознания, им уже можно обучать. Впервые понятие стереотипа использовал У. Липпман еще в 1922 году, который считал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных объектов мира. При таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты - детерминированность культурой и экономичность трудовых усилий и, соответственно, языковых средств. Большой толковый психологический словарь дает несколько иное представление о данном понятии - как о наборе распространенных психологических характеристик, способных изменяться. Так или иначе, считаем, что для нашего исследования наиболее ценной является утверждение Н.В. Уфимцевой [218] о возможностях изучения культурных стереотипов, которым можно обучать в процессе овладения корейским языком и в процессе знакомства со страной изучаемого языка

В настоящее время, когда человечество стремится к созданию мирового образовательного пространства, к духовному единению особое место занимает вопрос диалога культур Востока и Запада [217, 221]. Нам кажутся более важными при вступление в диалог с другими культурами такие качества, которые выявляют отдельные свойства характера и другие особенности изучаемой культуры, на которых в родной культуре внимание не останавливалось. Определенно, на этом зиждется идея понимания своей культуры через изучение чужой и идея адекватного принятия чужого менталитета, как составляющей этой культуры. В этой связи считаем логичным рассмотреть диалог культур, черты которых возможно изучить Диалог культур, по словам Н.В Крыловой [125], есть поиск путей духовного общения, проявляющийся через взаимное культурное самораскрытие. При этом может иметь место обмен опытом, в том числе историческим и культурным. Здесь, на наш взгляд, должна исключаться возможность бессмысленного копирования путей развития той или иной культуры. В рамках нашей проблемы нам наиболее близка позиция И.В. Носовой [173] -утверждение о том, что «единственный путь формирования полноценной и истинно мировой культуры - вовлечение в орбиту западной культуры основных ценностей культуры Востока, усвоение ее достижений, предание им мировой формы» [173. С.78].

Действительно, Россия всегда «находилась» между двух культур, культур Запада и Востока, поэтому географическая масштабность российских территорий предполагает несомненное влияние как восточной, так и западной культуры. Однако, на наш взгляд, путь развития России (включая систему обучения и воспитания) должен основываться на осмыслении западной демократии и восточной мудрости. Внимание к проблеме синтеза культур ученые оправдывают кризисом ценностей западноевропейской культуры, которая до последнего времени являлась доминирующей в мире. Теперь ее обвиняют в поверхностности, стагнации, односторонности (А. Бейли, К.Г. Юнг). Так А. Бейли стоит на позициях дополнения западного образования восточной мудростью и опытом. Восток со своим индивидуальным духовным миром, несомненно, привлекает к себе. Если Западу (в том числе и западной части России) свойственна возвышенность, вознесение, то Востоку присуще погружение и углубление [234]. Другими словами, европейцы мыслят «сверх» и «[чад», а «восточники» мыслят «вглубь» и «внутрь». К.Г. Юнг [234] отмечает, что при том, что европейцы владеют основательными знаниями о природе, располагают наукой, в то же время, они еще очень мало знают о собственной сущности, своей внутренней природе. Человек в восточной культуре определяется как часть космоса, ориентированный на самосовершенствование.

Цель самосовершенствования личности на Востоке лежит в достижении состояния гармоничности, а не в достижении личного превосходства [89] Развитие человека на Востоке находят в акцентированной помощи для осознания им своей ограниченности, ограниченности личного опыта. Основные усилия «восточной личности» направлены на стремления к развитию, выявление личных особенностей, на стимулирование саморазвития и самосовершенствования. Спроси совета у предков и возьми себе то, что необходимо - главная линия развития на Востоке. Восток в целом составляет духовную кладезь человечества. Его миссия - сберечь изначальную мудрость [37; 89]. Рассматривая вопрос диалога культур, ученые осооое внимание уделяют вопросу роли России в межкультурном диалоге. Находясь геополитически между двумя крупнейшими цивилизациями, Россия закономерно оказывается под влиянием этих двух культур (Н.А. Бердяев). Исходя из позиций русских философов (Н.А. Бердяев, Ф С. Соловьев, К. Ясперс), мы находим позицию и роль России в интеграции человечества, в интеграции культур, как общественных ценностей и идеалов, которые постепенно становятся ориентирами во взаимодействии между народами.

Педагогические основы развития самоактуализации студентов техникумов в процессе изучения иностранного языка (корейского)

Перед техникумом, как второй ступенью образования и средой и н культу-рации и социализации, обладающим спектром социальных возможностей для юношества, общество поставило задачу - педагогически целесообразно помочь юноше стать зрелой личностью, способной к осознанному развитию, к самоактуализации.

Гуманистическая педагогика, восходящая к идеям «свободного воспитания» личности (П.П. Блонский, КН. Вентцель, Н.Х Вессель, СИ. Гессен, Н.А. Дооролюоов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, АН. Острогорский, Н.И. Пирогов, С Л. Рубинштейн), рассматривает «деятельность» педагога по активизации личностного потенциала молодого человека, направленного на самоактуализацию как организацию педагогических условий, при которых происходит проявление студента в качестве духовного лица, развитие в согласии со своей личной природой, а не по общему шаблону.

Определяющим для растущей личности, с точки зрения Н.Х. Весселя, СИ. Гессена, П.Ф. Лесгафта, П.Ф Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Д. Юркевича, является ее нравственное развитие. Отсюда самоактуализация -это самоосуществление себя на основе самопознания и нравственного самосовершенствования, развитие всех духовных и физических сил в разнообразной деятельности в связи с активным характером психики. Задача преподавателя техникума - изучение каждого воспитанника, познание его особенностей и путей х развития, выявление факторов и условий, определяющих формирование его психической сферы, и стимулирование его самопознания; выстраивание на этой основе своей «Я-концепции» в систематически организованном гуманистическом учебно-воспитательном процессе; развитие Человека в человеке, свободного сознательного саморазвития каждого, безусловное уважение к личности, учет постепенности в развитии и выстраивание на основе этих принципов системы взаимоотношений.

Рассматривая человека как единое, непрерывно изменяющееся психобиологическое существо, в котором природное деяние и духовная организация, формирующиеся в ходе жизни, неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга, педагог обязан способствовать реализации врожденных природных стремлений (потребностей) к деятельности и совершенству, подчеркивает Н.И. Пирогов [179].

Разделяя его точку зрения, мы считаем, что задача учителя - раскрыть эти данные природой стремления, потенции, открыть их студенту, объяснить их природу, научить ими пользоваться и создать в образовательном процессе условия для самопознания и самосовершенствования. Другими словами, суть педагогической поддержки самоактуализации личности студента заключается, на наш взгляд, в создании условий, при которых юноша мог бы свободно и гармонически развиваться как физически, так и умственно, и нравственно, мог воспитывать у себя привычку к умственному труду, способность к рефлексии, самопознанию, росту духовных потребностей.

Педагогическая поддержка личностной самоактуализации, как показал теоретический анализ, обусловливает мощное развитие эмоциональной и волевой сферы в свободной творческой и самотворческой деятельности и заключается в специально созданных учителем жизненных ситуациях в образовательном процессе, которые помогут юноше выработать правильные нравственные оценки, нравственные убеждения и способность бороться за них; приобрести собственный субъектный опыт, отрефлексировав который возможно пробудить познавательные способности, развить стремление к бескорыстному добыванию научной истины и желанию проявить себя в самостоятельных поступках. На наш взгляд, это поможет юноше сформировать в себе сознательное стремление к нравственному самосовершенствованию как составляющей феномена самоактуализации [55].

«Воспитание достигло своей цели, - считает Н. X. Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над делом, соответствующим его духовным и телесным силам» (54). Видя в этой «неутомимой» работе над любым делом, над собой, суть феномена «самоактуализация», мы находим у Н.Х. Весселя подтверждение нашего мнения о том, что развитие самим человеком своих природных возможностей, образование всего своего будущего духовного достояния есть главная цель и ответственность человечества. «...Он должен сам все усвоить себе, сам вложить в себя», - провозглашает Н.Х. Вессель, - обнаружить, помочь осознать и развить природные возможности самими студентами - в этом состоит суть педагогической поддержки самоактуализации личности как составляющей процесса саморазвития. «Духовная высота» будет достигнута, если педагог создаст условия в образовательном процессе - «питании извне» для пробуждения у юноши внутренних сил, формирования стремления к активному усвоению знаний и работе над собой [55. С. 320]. В этой связи для нашего исследования особенно ценны идеи Н.Х. Весселя, П.Ф. Каптерева о равнозначимости обучения и воспитания.

Н.Х. Вессель считает, что воспитание и обучение тесно связаны и направлены к единой конкретной цели - всестороннему субъектному развитию всех сил и способностей человека. Таково же мнение П.Ф. Каптерева [101] о том, что человек - «прежде всего и больше есть то, что получается от его самодеятельности» [101], которое мы считаем особенно важным для понимания педагогической природы самоактуализации.

На наш взгляд, под самодеятельностью понимается естественный (природный), необходимый (внутренне присущий организму) самобытный, самодеятельный, творческий, глубокий (действующий по своим естественным законам) процесс самоактуализации, определяемый свойствами организма и среды и управляемый самим человеком, сначала при помощи владеющего механизмами самостоятельной активизации процесса самоактуализации учителя (родителя, взрослого), а затем самостоятельно Мы убеждены, что процесс воспитания будет успешным, если юноша сознательно стремится к счастью от процесса познания и саморазвития, фундамент, на почве которого складывается самостоятельное отношение человека к самым разнообразным влияниям.

Антропоориентированное обогащение содержания образования в процессе изучения иностранного языка (корейского)

Проведенный нами теоретический анализ проблемы самоактуализации личности в процессе обучения иностранному языку, позволил нам выделить и обосновать педагогические условия эффективности этого процесса. Опытно-эксперименталыгую деятельность по их проверке, мы строили на основе разработанной нами теоретической концепции педагогической поддержки личностной самоактуализации обучающихся в педагогическом процессе техникума

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в педагогическом процессе Хабаровского государственного иромышленно-экономического техникума. Эксперимент проходил в экспериментальной (96 студентов) и контрольной (30 студентов) группах по специальностям «юрист - социальный работник» и «право и обеспечение социальной работы» 1-3, 4-го курсов.

Как показало теоретическое исследование, важнейшим условием успешной педагогической поддержки самоактуализации личности является антропоориентированное содержание образования. Для проверки этого положения сначала был проведен констатирующий замер, целью которого было выявление исходного уровня самоактуализации студентов в педагогическом процессе техникума, сложившегося до начала опытно-экспериментальной работы (табл. 1). По тесту САМОАЛ (см. приложение 3) было обследовано исходное количество студентов. Анализ результатов показал, что у студентов контрольной группы низкие потребности в познании: (30%) коррелировали с показателями креативности (23%), в то время как в экспериментальной потребность в познании и креативность составляли 48 и 45% соответственно. Низкие показатели спонтанности и аутосимпатии (6 и 27% соответственно) в контрольной группе, свидетельствовали о высокой сензитивности к своим потребностям, влияющим на уровень самопознания и самопонимания.

Особого внимания требовал анализ ответов студентов первого года обучения на вопросы теста САМОАЛ, а именно, уровень ориентации во времени (см. приложение 3). Анализ шкалы 1 - ориентация во времени (приложение 3) студентов контрольной и экспериментальной групп показал, что 46% процентов респондентов имеют довольно низкий уровень ориентации во времени (55-65% по обшей шкале самоактуализации см. приложение 3), такой результат, по мнению А. Маслоу, показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные неуверенные в себе; у которых ярко выражена потребность в компенсации недостатка родительского внимания. Мы объясняем это социальными и историко-политическими изменениями в нашей стране на период рождения участников эксперимента (1984-1986).

Анализ шкалы V - креативность (приложение 3) показал, что только 20% респондентов имеют достаточный уровень по шкале V-креативность (50 - 70% по общей шкале самоактуализации). Определяя рефлексивность, креативность и самоорганизацию в качестве критериев самоактуализации мы интересовались уровнями по шкалам: III - взгляд на природу человека, VI - автономность, VII - спонтанность и VIII - самопонимание, характеризующим самоактуализирующуюся личность. Так, высокий показатель по шкале III (см. приложение 3) может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, характеризующихся естественной симпатией и доверием к людям, 21% процент респондентов имеют высокий показатель по этой шкале (65-75% по общей шкале самоактуализации); высокие показатели самоактуализации по шкалам VI, VII, VIII (см. приложение 3) соответственно констатировались у 18% (70-80% по общей шкале самоактуализации), 12% (55-70%) и 35% (47-55% по обшей шкале самоактуализации) респондентов соответственно. Высокий уровень самоактуализапки по шкале VI (см. приложение 3) соответствует уровню автономности и, по мнению гуманистически ориентированных психологов, является главным критерием полноты и цельности личности. Спонтанность - шкала VII (см. приложение 3) - это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность.

Низкий уровень - 12% по шкале XI (см. приложение 3)- гибкость в общении (40-60% по общей шкале самоактуализации), характерен, по мнению А. Маслоу, для людей ригидных, неуверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

В ходе теоретического исследования мы также, определили, что ценностные ориентации, являющиеся основным структурным элементом самоактуализирующейся личности, важны для понимания механизмов самоорганизации, рефлексивности и креативности. Исходя из этого, мы решили определить наличный на начало эксперимента уровень такого психического новообразования юношеского возраста как самоорганизация. Теоретическое исследование показало, что самоорганизация характеризуется такими показателями как ценностное содержание жизнесмыслов, толерантность, свобода выбора и внимание ко внутренним процессам.

Считая, что нравственную личность характеризует именно глубокое принятие нравственных принципов и норм как принципов, и норм собственного поведения, и их выполнение по внутренней потребности, мы, посредством методики самооценки HP. Битяновой и Л.Д. Столяренко (см. приложение 1), исследовали исходный уровень самооценки студентов. Полученные данные указывают на то, что из 96 человек в экспериментальной группе лишь 27(29%) имеют адекватную самооценку, 48(52%) - завышенную, 21(19%) - заниженную Наличие у 71% студентов неадекватной самооценки - особого внутреннего образования, являющегося «ядром» самоорганизации человека, которое развивается на основе системы нравственных ценностей, свидетельствует об отсутствии или неустойчивости морального регулятора, о сложностях личностного становления вследствие завышенного или заниженного уровня притязаний.

Насыщение процесса обучения иностранному языку смыслами, побуждающими личность к выявлению личностных смыслов своего развития, к самоактуализации

Обогащение содержания образования антропоориентированными смыслами и введение интерактивных методов и форм обучения иностранному языку обусловили положительную тенденцию развития способностей к личностной самоактуализации, что подтвердило справедливость первого и второго условия нашей гипотезы. Перед нами стояла задача по проверке ее третьего условия: целесообразна ли организация процесса обучения иностранному языку, основанная на осознанных способностях личности студента к самоактуализации, в качестве условия педагогический поддержки процесса личностной самоактуализации. Теоретический анализ показал, что наиболее активно «механизмы» самоактуализации и способности к ее активизации проявляются в юношеском возрасте, следовательно, для того, чтобы студент сознательно мобилизовал, применил, развил заложенные природой потенции, необходимо организовать процесс изучения иностранного языка таким образом, чтобы проблема, с которой столкнется студент, обросла личностными смыслами.

Результаты обобщенных характеристик уровня самоактуализации студентов и изменения её параметров (см. табл. 5) после введения второго условия подтвердили наши предположения о том, что произошли качественные изменения в личностном развитии студентов, которые, на наш взгляд, не могли бы ппоизойти в результате обычного научения и тренировок, а стали возможными только в результате актуализации потребности в целенаправленном, осознанном развитии своих потенциальных способностей в процессе изучения иностранного языка. Предполагая, что студенты самостоятельно осознают, что только собственная активность может явиться предпосылкой к продуктивной самоактуализации, мы решили проверить справедливость третьего, выдвинутого нами условия: насыщение педагогического процесса субъективными личностными смыслами самоактуализирующейся личности обусловливает активизацию способности к самоактуализации личности студента техникума в процессе изучения иностранного языка и влияет на ее осознанный характер.

Основываясь на описании А. Маслоу определенного ряда характеристик, которыми обладают самоактуализирующиеся люди, мы выделили рефлексивность в один из основных критериев способности личности к самоактуализации, определяющих эффективность педагогической поддержки процесса личностной самоактуализации студентов. Поэтому мы, реализуя третье условие гипотезы и следуя выводам теоретического исследования, на констатирующем этапе определили уровень развития мировоззренческой рефлексии студента, сложившийся до начала опытно-экспериментальной работы (см. табл. 6).

Для исследования уровня психического новообразования юноши на начало эксперимента - рефлексии, которая характеризуется интерпретацией и ин-тернально-экстернальным локусом контроля, мы использовали ряд методик.

Метод глубинного авторского интервью (см. приложение 5, 6, 8) позволил нам определить уровень сформированности рефлексивных способностей у студентов. Предлагаемые юношам схемы интервью разрабатывались нами как ориентир, активизирующий глубинные процессы, определяющие рефлексивность, осмысленные рассуждения, и были рассчитаны не на получение однозначных ответов, а на максимальную актуализацию размышления, на то чтобы в ходе глубинного интервью тонизировать у респондентов способности к созданию собственного импровизированноего мини-исследования затронутых проблем. Методика была эффективной для выявления «пространства интерпретации смысла», что одновременно связано и с определенной степенью внутреннего и внешнего контроля над собой. Различные варианты интервью включали в себя следующие проблемные темы: оценка собственных достижений; самоощущение в учебной деятельности и семье; личностные качества, способствующие и тормозящие жизненный успех. Второй вариант интервью включат следующие блоки вопросов: предварительные результаты этапов моего пути жизненного, смысл моего развития; мотивация учебной деятельности; оценка внутренней жизни как система смысложизненных ориентации.

При анаїизе юношами своей «Я-концепции» ключевой для нас была цель использовать ими возможность самим максимально открыто актуапизировать, на основе рассуждений, выводов, свое видение внутренней картины собственного самостроительства. Поэтому, мы «подводили» размышления о себе к рассуждениям о нравственных ценностях, целях и смысле жизни, средствах достижения цели, необходимости видения себя «лучшего», тем самым, устанавливая необходимые уровни доверия и глубины рефлексивности рассуждений. Ориентация диалога в русло «Я - Ты - Другой» провоцировала студентов на дапьнейшие исследования смысложизненных ориентиров других людей и причины их возникновения.

Рассуждения респондентов первого уровня способностей к самоактуализации о своих внутренних целях и их оценка собственных достижений были простроены как система смыслов, значений, оценок. В целом их позитивное восприятие себя и высокая опенка уровня своих достижений сочеталась с оценкой себя как нереализовавшихся: «мало чего осознаю в своей системе смысло-жизненных ориентиров»; «то, что я для себя сам, мной не сформулировано», «что я хочу для себя? Как все!». Высказывания такого рода, на наш взгляд, свидетельствуют о высоком уровне рефлексии, своего «Я». Именно это обусловливает их к внутреннюю неуспокоенность, постоянное стремление к оригинальному творческому обновлению и свидетельствует о том, что их ценностная структура построена по процессуальному принципу достижение необходимой цели моментально «творит» новую цель, движение к которой является более предпочтительным, и что воспринимается нами, как «зачаточное» развитие процесса самоактуализации.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (Корейского)