Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся Харламова Марина Александровна

Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся
<
Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харламова Марина Александровна. Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Харламова Марина Александровна; [Место защиты: Владимир. гос. гуманитар. ун-т].- Воронеж, 2010.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1349

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена современным социально-педагогическим контекстом, в котором модернизационные и глобализаци-онные процессы встречаются и противоречиво взаимодействуют с потребностями развития и совершенствования отечественной системы образования, с необходимостью формирования у учащихся сознания этнической и культурной идентичности. Сегодня очевидно, что нравственные и гражданские качества личности, полнота ее внутренней, духовной жизни во многом связаны с характером ее отношения к национальному историческому и культурному наследию. Поэтому духовно-нравственное воспитание не может абстрагироваться от реального многообразия связей человека с социальной и культурной средой, образующей его непосредственное жизненное окружение.

Средовой подход в образовании, активно разрабатываемый в последние годы, опирается на тот значительный педагогический потенциал, который заключают в себе социокультурные условия жизнедеятельности личности, и тем самым открывает новые перспективные возможности перед теорией и практикой школьного образования. Вместе с тем многие социологи и культурологи фиксируют глубокие трансформации материально-вещественной и знаково-символической среды современного человека, которая становится все более стандартизированной и унифицированной. В связи с этим чрезвычайно остро встает проблема «экологии культурной среды». Педагогический смысл этой проблемы состоит в том, что образование должно не только учитывать, но и формировать качества социокультурного окружения, в котором осуществляется повседневная жизнь человека.

Наиболее продуктивными образовательными возможностями обладают композиционно целостные символически-смысловые ансамбли, характеризующиеся устойчивой историко-культурной семантикой. В качестве одной из таких культурно-образовательных структур выступает среда российского города, сохраняющего свойственные отечественной провинции черты уникальной историко-культурной территории.

Являясь ближайшим окружением человека, традиционная для провинциального русского города среда объективно заключает в себе значительные педагогические возможности для духовно-нравственного становления личности. Их актуализация особенно важна для детей школьного возраста, являющегося оптимальным периодом интериоризации социальных и культурных смыслов повседневного мира. Таким образом, сегодня в связи с усложнением процессов социализации личности использование возможностей культурно-образовательной среды в духовно-нравственном воспитании учащихся становится актуальной социально-педагогической задачей.

Вопросы духовно-нравственного становления личности находятся в центре внимания не только педагогики, но и многих других наук - философской антропологии, этики и эстетики, нравственного богословия, культурологии и этнологии, когнитивной и возрастной психологии, которые рассматривают ее с различных мировоззренческих и эпистемологических позиций, о чем свидетельствует широкий круг работ российских ученых.

В корпусе современных историко-педагогических исследований выделяются публикации, в которых социальное и нравственное развитие личности связывается с освоением национального историко-культурного достояния (Е.П. Белозерцев, П.А. Гагаев, В.И. Додонов, В.М. Кларин, Н.Д. Никандров, В.М. Петров, Е.А.Плеханов, В.Ю. Троицкий и др.). Вопросы научно-методологического, организационного, институционального, дидактического и методического обеспечения духовно-нравственного воспитания школьников освещаются в трудах В.А. Беляевой, Т.И. Власовой, С.А. Ефименковой, А.С. Куликова, Т.И. Петраковой, Л.Н. Прохоровой, И.А. Соловцовой и др.

Особую эвристическую значимость представляют публикации, посвященные разработке современной средовой концепции образования (Л.П. Барышникова, В.Л. Глазычев, Н.А. Коваперова, М.П. Кузьминова, Х.Й. Лийметс, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, A.M. Сидоркин, М. Хейд-метс, Л.А. Цыганова, М.В. Шептуховский и др.). Значительный вклад в обоснование уникальности русской провинции как территориально-культурного образования внесли Л.Н. Голубева, Е.С. Мертенс, Л.И. Мещерякова, А.В. Усачев, Т.Ю. Фадеева, Е.М. Фридман и др. На основе средо-вого подхода осуществлено комплексное изучение культурно-образовательной среды города Ельца в философско-социологическом (Е.П. Белозерцев, А.Е. Крикунов, А.И. Павленко, Д.Д. Поляков), истори-ко-педагогическом (В.В. Макаров, И.Б. Стояновская, В.В. Сороковых, М.Н. Позднякова, Д.А. Пряхин, Т.А. Шабалина), литературно-педагогическом (Н.В. Борисова, Г.П. Климова, Т.П. Дудина) и религиозно-педагогическом (А.В. Иванов, А.А. Зайцева, Д.Д. Поляков) аспектах. Учеными проводится мысль о необходимости более широкого включения в учебно-воспитательный процесс регионального историко-культур-ного наследия, традиций и ценностей отечественной школы и педагогики.

Вместе с тем в педагогической литературе ощущается явный дефицит исследований, анализирующих возможности непосредственного жизненного окружения, в частности, культурно-образовательной среды провинциального города России, для решения задач духовно-нравственного воспитания учащихся. По существу, в современной педагогической теории и практике обозначились противоречия:

. - между теоретическим (концептуальным) и эмпирическим уровнями средового подхода в образовании;

- между объективными возможностями культурно-образовательной
среды провинциального города и степенью их реализации в практике ду
ховно-нравственного воспитания учащихся.

Таким образом, социальной и научно-практической важностью отмеченных противоречий определена проблема теоретико-педагогического изучения возможностей культурно-образовательной среды провинциального города России в процессе духовно-нравственного становления, личности, что обусловило выбор автором темы исследования: «Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся».

Объект исследования: культурно-образовательная среда российского провинциального города.

Предмет исследования: культурно-образовательная среда провинциального города центральной России как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Цель исследования: раскрыть педагогические возможности культурно-образовательной среды русского провинциального города в духовно-нравственном воспитании школьников.

Сформулированная в соответствии с целью исследования гипотеза исходит из наличия объективной связи между процессом духовно-нравственного воспитания и тем природным и социокультурным окружением, которое образует среду непосредственной жизнедеятельности личности. Поэтому есть основание предполагать, что педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города обусловлены:

^качеством культурно-образовательной среды, образующей благоприятное для социализации личности жизненное окружение;

- созданием комплекса социально-педагогических условий, способст
вующих актуализации духовно-нравственного потенциала городской сре
ды;

- учебно-методическим и организационным обеспечением включения
культурно-исторического наследия в практику духовно-нравственного
воспитания учащихся.

Целью и гипотезой определяются следующие задачи исследования:

проанализировать философскую, психолого-педагогическую, краеведческую литературу по теме исследования с целью обоснования специфики понятийно-терминологического аппарата исследования, обусловленного методологией средового подхода к сфере духовно-нравственного воспитания школьников;

на основе обобщения широкого комплекса краеведческих исследований представить целостный концептуальный образ культурно-образовательной среды г. Ельца и раскрыть ее духовно-нравственный потенциал;

выявить в составе культурно-образовательной среды совокупность свойств и условий, использование которых в учебно-воспитательной дея-

тельности создает педагогические возможности для формирования у учащихся качеств ответственной и духовно богатой личности;

- определить особенности содержания, форм и методов духовно-
нравственного воспитания учащихся в условиях культурно-
образовательной среды современного Ельца и дать оценку использованию
ее педагогических возможностей в различных типах общеобразовательных
учреждений.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- положения средового подхода, ориентированного на разработку прин
ципов и способов использования воспитательных возможностей среды в
личностном развитии (СТ. Шацкий, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова,
Г.Г. Шек я др.), а также социально-педагогических теорий взаимодействия
личности и микросреды (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и

дрО;

- положения системно-культурологического подхода (М.С. Каган,
B.C. Жидков, К.Б. Соколов, Ю.В. Осокин и др.), позволяющего осущест
вить корректный анализ структурно-функциональных связей между эле
ментами культурно-образовательной среды, являющейся объективным
фактором становления и развития педагогической деятельности;

положения аксиологического подхода (А.В. Кирьякова, Н.Д. Никанд-ров, Е.А. Плеханов, З.И. Равкин, В.Д. Сластёнин и др.)> учитывающего ценностную обусловленность целей и содержания различных воспитательных практик в их социально-историческом, теоретическом и конкретно-прикладном аспектах;

идеи русской философской антропологии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, В.И. Несмелое, В.В. Розанов, М.М. Тареев и др.), в которой «духовная личность» характеризовалась композиционной и иерархической упорядоченностью внутренней жизни и соотносилась с такими экзистенциальными пластами человеческого бытия, как свобода, творчество, самосознание, индивидуальность, коммуникация;

наследие православных богословов, представляющее религиозную веру как образование, консолидирующее интеллектуальные, нравственные и эстетические элементы внутреннего опыта в целостность духовной жизни личности (Григорий Нисский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Иннокентий Херсонский и др.). Признавая глубину богословского анализа аксиологических составляющих индивидуального сознания (веры, надежды, любви), автор вместе с тем не отождествляет духовность с нормативно-ценностной структурой лишь религиозного опыта;

- положения отечественной возрастной психологии, раскрывающей
особенности интериоризации социокультурного опыта в процессе игровой,
учебной и предметно-практической деятельности ребенка (К.А. Абульха-

нова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);

- педагогическая концепция формирования духовно-нравственных цен
ностей (АЛ. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков), а также исследова
ния, в которых обосновывается идея духовно-нравственного воспитания
на основе национальной культуры, истории и традиций как приоритетная
задача российской школы (Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, В.М. Меньши
ков, Н.Д. Никандров, Т.И Петракова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и

ДР-)

Методы исследования:

- анализ, синтез, обобщение как методы теоретической концептуализа
ции эмпирического базиса педагогического исследования;

- сравнительно-исторический метод, соотносящий историко-
педагогические феномены с фактами социально-политической истории,
истории философии, религии, литературы;

- метод историко-педагогической актуализации проблемы, выделяю
щий в культурно-образовательной среде те элементы исторического на
следия, которые имеют наибольшую значимость для современной практи
ки воспитательной работы;

- анализ и обобщение педагогического опыта.

Задачи изучения культурно-образовательной среды провинциального города России и ее педагогических возможностей для духовно-нравственного воспитания школьников определили следующий круг источников: труды классиков отечественной педагогики и философии; святоотеческая литература; работы современных российских педагогов, философов, психологов; публикации ученых-краеведов. Эмпирическую основу исследования, обусловленную культурно-исторической самобытностью г. Ельца как провинциального города Центральной России, составляют исто-рико-краеведческие источники, педагогический опыт образовательных учреждений города.

Этапы исследования:

Первый этап (2000-2003 гг.) — определение объекта и предмета исследования, накопление эмпирического материала, выявление степени теоретической изученности проблемы, освоение философской, историко-педагогической, психологической, социально-статистической, справочной литературы с целью определения методологии и методов исследования.

Второй этап (2003-2006 гг.) - изучение и анализ краеведческих, и ис-торико-педагогических материалов, разработка теоретических основ исследования, формулирование выводов и обобщений, участие в семинарах и конференциях, подготовка отдельных публикаций по проблеме исследования.

Третий этап (2006-2009 гг.) - анализ полученных результатов, их систематизация и обобщение, уточнение выводов и теоретических положений, оформление текста, публикация основных положений работы. ' Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

определена специфика средового подхода, позволяющего рассматривать духовно-нравственное воспитание как связующее звено между средой и личностью учащегося, уточнен педагогический смысл таких понятий как «образ жизни», «социальная ситуация развития», «место развития личности», «культурно-образовательная среда», раскрывающих диалектически противоречивый процесс формирования эмоционально-ценностных компонентов индивидуального жизненного опыта учащихся;

на основе системно-культурологического подхода создан целостный концептуальный образ культурно-образовательной среды г. Ельца, определены основные параметры историко-культурного наследия, характеризующие его образовательный потенциал, который через систему социально-педагогических условий может быть использован для оптимизации учебно-воспитательной деятельности;

выявлены и структурированы педагогические возможности (социально-педагогические, коммуникативные, образовательно-просветительные, креативно-развивающие) культурно-образовательной среды провинциального города России, использование которых способствует совершенствованию процесса духовно-нравственного воспитания учащихся;

охарактеризованы особенности содержания, форм и методов организации воспитательной работы с учащимися, осуществляемой в учебных заведениях г. Ельца, определена специфика реализации педагогических возможностей культурно-образовательной среды города, обусловленная типом образовательного учреждения (средняя школа, лицей, православная гимназия).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и результаты вносят вклад в дальнейшее развитие теории духовно-нравственного воспитания:

позволяют на основе средового подхода углубить научные представления о педагогических возможностях и условиях совершенствования учебно-воспитательной работы с учащимися;

расширяют представления о сфере применения методологических принципов средового подхода, показывая их продуктивность для разработки концепций гражданского и профессионального становления личности учащегося;

обогащают научное знание выявленным комплексам педагогических возможностей (социально-педагогических, коммуникативных, образовательно-просветительных, креативно-развивающих) культурно-образовательной среды.

Практическая значимость работы определяется тем, что представленный комплекс педагогических возможностей культурно-образовательной среды способен сыграть конструктивную роль в создании единого образовательного пространства провинциального города; ориентирует историко-краеведческую работу на решение задач гражданского, патриотического и нравственного воспитания; позволяет органам муниципальной власти и управления принимать ответственные социально-педагогические решения, учитывающие культурно-историческую ценность городской среды.

Материалы исследования могут быть использованы педагогами при организации и проведении воспитательной работы с детьми в учреждениях основного и дополнительного образования. Особую практическую значимость они имеют для образовательных учреждений, расположенных в малых городах России, многие из которых сохраняют уникальную, исторически сложившуюся культурную инфраструктуру.

Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей, в курсах общей и социальной педагогики, истории педагогики и образования, а также для разработки учебных пособий, методических рекомендаций, специальных курсов, ориентированных на изучение родного края и способствующих решению вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся.

Личный вклад автора заключается в теоретическом обосновании проблемы и цели исследования; в раскрытии специфики средового подхода к решению задач духовно-нравственного воспитания учащихся; в определении педагогических возможностей культурно-образовательной среды российского провинциального города и путей их актуализации в учебно-воспитательном процессе; в анализе опыта различных типов общеобразовательных учреждений г. Ельца по созданию системы воспитательной работы на основе включения в учебно-воспитательный процесс историко-культурного и краеведческого материала.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью положений и выводов, опирающихся на средовой, системно-культурологический, аксиологический подходы; применением взаимодополняющих методов, характерных для педагогического исследования; результативностью учебно-воспитательной работы, проводимой в школах города на основе средового подхода; личным участием автора в практике образовательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования проводились в ходе реализации программы Минобразования РФ «Исследование духовных основ педагогической традиции отечественного образования» (1999-2003 гг.); в процессе преподавания основных учебных дисциплин; при разработке элективного курса «Духовно-нравственное воспитание в контексте отечественного образования»; при проведении

курсов повышения квалификации «Основы православной культуры» для учителей Ельца, Елецкого и Хлевенского районов Липецкой области. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина и кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета, в лаборатории «Средовой подход в образовании» института развития образования (г. Липецк). Диссертационные материалы нашли отражение в 18-ти публикациях, в том числе, в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Основные положения работы бьши представлены в выступлениях автора на международных (Костанай, 2005; Пенза, 2008; Белгород, 2009), всероссийских (Калуга, 2005; Владимир, 2006; г. Михайловка, 2008) и региональных (Липецк, 2001; Курск, 2002; Елец, 2005-2008; Воронеж, 2008) научных и научно-практических конференциях.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Духовно-нравственное воспитание является педагогически организованным процессом приобретения учащимися духовно-нравственного опыта, под которым понимается когнитивно-ценностная структура индивидуального сознания, определяющая характер внутренней жизни личности, ее отношение к себе, другим людям и к миру в целом. В структуре духовно-нравственного опыта выделяются: эмотивный уровень, представленный нравственными чувствами, побуждениями и переживаниями; рациональный уровень, образованный системой осознанных моральных норм и требований; аксиологический уровень как система этических ценностей и идеалов, имеющих императивно-прескриптивный характер; волевой уровень, включающий в себя побуждения, интересы, потребности и намерения, благодаря которым эмотивное, рациональное и аксиологическое содержание духовного опыта выражается в этически мотивированных формах ее социальной активности. На основании этого в качестве цели духовно-нравственного воспитания принимается формирование у учащихся эмоционально-ценностных и рациональных компонентов морального сознания, обусловливающих этически мотивированное поведение и деятельность личности.

  1. Культурно-образовательная среда — это сложное понятие, выражающее единство культуры и образования как взаимодополняющих областей социальной жизнедеятельности. Осуществляя выработку и сохранение социально-исторического опыта, культура вместе с этим выступает в качестве комплекса предметных, социальных и духовных условий, в которых протекают процессы социализации личности. В свою очередь институты социализации (школа, семья, церковь), осуществляя образовательную деятельность в определенном культурном пространстве, выполняют важнейшую культурную функцию - селекции и межпоколенной трансляции накопленного социального опыта. Вместе с тем социализирующее воздействие среды на личность в культурной подсистеме остается неупорядоченным,

тогда как в образовательной подсистеме оно имеет организованный и целенаправленный характер. Поэтому образовательный потенциал культурной среды тем значительнее, чем полнее его педагогические возможности реализованы через содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы с учащимися.

  1. Культурно-образовательная среда г. Ельца характеризуется сочетанием типичных для провинциальных городов России черт с традициями и культурными особенностями, обусловленными древней историей края. Культурно-образовательная среда Ельца характеризуется богатством и самобытностью духовно-культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством выдающихся мыслителей, ученых, общественных и религиозных деятелей, представителей литературы и искусства, а также развитой сетью образовательно-просветительных учреждений, играющих важную социально-педагогическую роль в жизни города. Целостный образ города и его ближайшего окружения, как уникального в историко-культурном отношении территориального образования, где центром интеллектуальной и культурной жизни является классический университет, составляет основу духовно-нравственного воспитания школьников.

  2. Педагогические возможности культурно-образовательной среды -это ее характеристики (свойства, условия, обстоятельства), использование которых в образовательном процессе способно оказать влияние на духовно-нравственное становление личности учащегося. Организация духовно-нравственного воспитания должна учитывать педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России, которая сформирована предметными условиями (экология, архитектура, инфраструктура), социокультурными факторами (локальный социум, экономика, культура) и институтами социализации (школа, семья, церковь). В условиях культурно-образовательной среды основой школьного, семейного и религиозного воспитания детей является историко-культурное наследие. Однако наиболее эффективные педагогические возможности для актуализации духовно-нравственного потенциала городской среды могут быть созданы лишь в школьном учебно-воспитательном процессе.

  3. Система духовно-нравственного воспитания, осуществляющаяся в общеобразовательных заведениях Ельца, направлена на использование педагогических возможностей (социально-педагогических, коммуникативных, образовательно-просветительных, креативно-развивающих) городской культурно-образовательной среды. Их многообразие позволяет придать учебно-воспитательной работе интегрированный, комплексный, межпредметный характер и одновременно осуществлять диверсификацию форм духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях различных типов образовательных учреждений.

Структура диссертации определяется решаемыми в ней задачами и ее общей логикой. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

Похожие диссертации на Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся