Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Чистякова Марина Александровна

Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников
<
Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чистякова Марина Александровна. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Нижний Новгород, 2007 208 с., Библиогр.: с. 187-208 РГБ ОД, 61:07-13/2722

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1, Формирование этнической идентичности личности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры 18

1.1. Понятие этнической идентичности как категории этнической педагогики 18

1.2. Историческая роль земледелия в становлении этнической идентичности русского крестьянства 34

1.3. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры в контексте этнической педагогики 43

1 4 Сущностно-содержательные качества личности в русской народной крестьянской культуре 57

Выводы по первой главе 67

Глава 2. Формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры 69

2.1. Педагогические условия и основные направления педагогической работы 69

2.2. Этническая составляющая русской народной крестьянской культуры в воспитательно-образовательном процессе 85

2.3 .Формирование этнической идентичности на занятиях по познанию окружающего мира 96

2-4. Организация воспитательно-образовательного процесса по этнической идентичности в авторской программе «Двенадцать Месяцев» 105

2,5, Формирование этнической идентичности личности на основе авторской программы «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на основе славянской мифологии» 113

Выводы по второй главе 120

Глаза 3, Экспериментальное исследование по формированию этнической идентичности у детей дошкольного возраста 121

3.1- Содержание и результаты констатирующего педагогического эксперимента 121

3.2. Содержание и результаты формирующего педагогического эксперимента 136

3.3. Оценка эффективности педагогической работы на контрольном этапе педагогического эксперимента 165

Выводы по третьей главе 183

Заключение 184

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования заявленной темы определяется значимостью разработок решения инонациональных проблем для современной российской педагогики. На фоне роста объективных закономерностей процесса интеграции человечества необходимо учитывать важность национального своеобразия и искать пути сохранения уникальных особенностей этнических социумов, В условиях всевозрастающей глобализации мира происходит, однако, с одной стороны, объединение народов в хозяйственной деятельности, что способствует ускорению научно-технического прогресса; с другой стороны, унификация жизни по чуждым стандартам усиливает опасность утраты исторически сложившимися многообразными национальными культурами своеобразия и уникальности собственной культуры. Решение этнонациопальных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России, в существенной степени зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала русской народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить молодежь, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать се в духе мира и уважения других народов.

Именно поэтому для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Это подчеркивается в таких официальных документах по образованию как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования»,

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»». Это отражается также в таких документах, как «Выступление Президента РФ ВВ. Путина на заседании обновленного Совета по науке, технологиям и образованию» в 2005 году, основными направлениями которого стали приоритетные национальные проекты в образовании, конкретизируемые в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»; в докладе председателя правительства РФ М. Е. Фрадкова «О мерах по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования» 2006 года. В этих документах, в частности, ставятся задачи повышения уровня приоритета национального российского образования, повышения уровня национального самосознания у подрастающего поколения будущих граждан России. Формирование национального самосознания подрастающего поколения является одной из актуальных проблем современной педагогической науки, призванной выявлять сущность педагогических явлений и процессов, в первую очередь, этнопедаготческих; способствовать раскрытию закономерностей, механизмов и специфики их протекания. Реализация национального своеобразия воспитания, на фоне воспитания культуры межнационального общения, толерантности, патриотизма и интернационализма в современных условиях становится первостепенной задачей воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений, ибо укрепление национальных устоев России и ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом.

В решении этой задачи особая роль отведена дошкольному образованию как начальному этапу в этнокультурном развитии детей. Проблема формирования этнической идентичности связана с проблемой соотношения развивающейся личности ребенка в условиях ее бытия в изменяющемся мире. Известно, что период дошкольного детства сензитивен

6 для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей, В старшем дошкольном возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, осуществляется первичное соподчинение мотивов, преобладание обдуманных действий над импульсивными, а также формируется самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Именно поэтому важнейшей задачей образования и воспитания в современном изменяющемся мире выступает поиск социокультурных возможностей удержания социально устойчивого . статуса личности ребенка. Традиционная русская народная культура во многом может способствовать сохранению этнонационального статуса личности, в связи с чем важно исследовать сущностные характеристики русской народной культуры, базисным основанием которой, по нашему мнению, является русская крестьянская культура. Немаловажным является тот факт, что в настоящее время более 30% населення России продолжает жить в сельских условиях, сохраняющих традиции народной культуры. Исходя из того, что русская народная культура обладает значительным педагогическим потенциалом и устойчивостью сохранения в условиях изменяющегося мира, необходимость специального изучения крестьянской культуры как базового фактора формирования этничности русского человека очевидна.

Степень изученности проблемы. Анализ философской, педагогической, культурологической, психологической литературы показал, что, прежде всего, целесообразно констатировать наличие нескольких основных подходов и концепций сущности происхождения и эволюции этносов, наций.

В многонациональной России большинство выдающихся мыслителей, таких как ВТ. Белинский, Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Н.Я. Данилевский, Н.Г.

Чернышевский, ИЛ. Ильин, И.В. Киреевский, Н.О. Лосский, А.С Пушкин, Н.И. Пирогов, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П,А. Сорокин, Л.Н. Толстой, П.А,Флоренский, ПП Шпет и др. в своих теоретических исследованиях апеллировали к национальному самосознанию и национальному характеру, предопределяя тенденции развития эгнопедагогической теории.

Исследование определения и понятия этнической общности было предпринято в научных трудах Г.Н. Волковым, Л.М. Дробижевой, М.В.Крюковым, B.C. Кукушкиным, Н.Г. Левиным, Э.С Маркаряном, Л.Д.Столяренко, Н.Н. Чебоксаровым и др. Сущность понятия национальности рассматривались в работах Д.С. Лихачева, В.В. Мавродина, П.И. Кушнера, П.И.Ковалевского, С.П Кагияна, Д.Н. Овсянико-Куликовского и других исследователей.

В изучении психологических особенностей социальных общностей, какими являются и этносы, большой вклад внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Эффективно исследуются социально-психологические механизмы идентификации, конформизма, уподобления, внушения, подражания, убеждения, которые проявляются не только в системе отношений личностей, групп, классов, но и в системе отношений наций, народов, этносов (Б.Г. Ананьев, В.И. Аникин, М.М. Бахтин, Л.В. Беловинский, П.П. Блонский, Л.И.Божо&ич, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, ПИ, Батурина, Л.А. Ветлугина, НЛ.Сакулина, Л.С. Выготский, Т.П Грушевицкая, И.А.Ильш, СП Кагиян, Н.С. Карпинская, ЮЛ, Лебедев, Ю.М. Лотман, ПЕ. Марков, Дж. Мид, В.СМухина, К.М. Нартов, Р.Ю. Посылкина, Э.К. Померанцев, А.В.Петровский, В.Я. Пропп, СЛ. Рубинштейн, ТТ. Стефаненко, Д.И, Фельдштейн, Л.В.Филиппова, В,Ю, Хотанец, Э. Эриксон, К.П Юнг и др.). История зарождения, развития, сохранения, экология этносов, довольно полно представленная в научной литературе (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Д.К.Зелеиин, В.И. Козлов, П.И. Кушнер, М.Г. Левин, АЛ. Садохин, Э.В. Сайко, ЭА Саракуев, КШ.Семенов, А.А, Формозов, Н.Н- Чебоксаров, И.АЧебоксарова, С.А. Токарев, Ю.В. Филиппов, ПВ.

s Шелепов и др.), позволяет продуктивно использовать результаты этих исследований в этнопедагогичскской теории и практике.

Для разработки теоретических основ этнической педагогики, определения условий и путей совершенствования процесса народного воспитания значимыми являются исследования современных ученых -ЕЛ.Белинской, Л.Н. Буйловой Е.В. Ьондаревской. М.А, Васильевой, Г.Н.Волкова, И.П. Гнатенко, АВ.Запорожца, ВТ. Крысько, О.Л. Князевой, Д.И. Латышнной, Н.М. Лебедева, МХМамардашвили, Э.СМаркаряна, В.В.Розанова, М.Д. Маханевой, НА Михайленко, ГГ. Кравцова, М.А.Новицкой, А.А. Обухова, Н.Д. Овсянников-Куликовского, П.И.Пидкасистсго, И.П. Подласого, Э.А. Саракуева, 3,В, Сикевич, В.И.Смирнова, Т.Г. Стефаненко, Е.В. Соловьевой, Л.Б. Фесюкова и др. Обзор исследований по интересующей нас проблеме позволяет заметить, что данные исследования составили фундамент разработки теоретических и практических аспектов этнической социализации и идентификации. В то же время следует отметить, что в существующих этнопедагогических исследованиях дискуссионными остаются многие проблемы; исследование социализации как формы социального движения, определение этноса как субъекта этнической социализации, выявление структуры процесса этнической социализации, определение наиболее значимых ее факторов, механизмов и результатов инкультурации.

Дискуссионность означенных проблем и обосновывает необходимость дальнейшего их теоретического анализа через выявление, прежде всего, цели, объекта и предмета настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основы формирования этнической идентичности личности, разработать и апробировать комплекс образовательно-воспитательных программ по формированию этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе

реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры.

Объект исследования: процесс формирования этнической идентичности личности при реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры.

Предмет исследования: формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры.

Гипотеза исследования: формирование этнической идентичности личности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

обосновано становление механизмов этнической идентификации в -процессе этнонаправленной социализации личности;

раскрыт педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры в контексте этпопедагогаки, устанавливающий сущность этнонаправленных процессов воспитания, обучения и развития;

выявлены сушностно-содержательные качества личности в русской народной крестьянской культуре с позиций аксиологии, культурологии, антропологии,онтологии;

- определены педагогические условия и основные направления
педагогической работы по формированию этнической идентичности в
процессе реализации педагогического потенциала русской народной
крестьянской культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация цели диссертационного исследования потребовала постановки ряда конкретных задач. Задачи исследования:

1. Обосновать формирование этнической идентичности как
категории этнической педагогики,

2, Раскрыть педагогический потенциал основных компонентов
русской народной крестьянской культуры - материального, духовного,
нормативного - в контексте этнической педагогики-

3. Определить сущностно-содержательные качества личности в русской
народной крестьянской культуре как основу формирования этнической
идентичности детей дошкольного возраста.

4. Выявить психофизиологические возрастные особенности детей
старшего дошкольного возраста как субъектов этнически направленной
образовательно-воспитательной деятельности.

5. Определить педагогические условия и основные направления педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию этнической идентичности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры.

6. Разработать комплекс эта ориентированных воспитательно-
образовательных программ и осуществить экспериментальное исследование
по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного
возраста.

7. Выделить критерии поэтапного мониторинга, обобщить его
результаты и провести педагогическую диагностику степени
сформированности этнической идентичности у детей старшего дошкольного
возраста.

Теоретические основы исследования. Теоретической основой настоящего диссертационного исследования выступает совокупность междисциплинарных знаний об этносе, этническом социуме, этнической культуре, этнической социализации, этнической идентичности, русской народной крестьянской культуре в контексте этнопедагогики. Интегральный вывод из этих знаний и составляет теоретическую основу этнопедагогики. В педагогической концепции формирования этнической идентичности исходным блоком является теоретический базис современных идей личностно-ориентированной педагогики (Й.П Волков, В.А. Сластенин и др.), этического, эстетического и художественного воспитания (А.В.Запорожец, ГШ. Гнатенко, Р.Г. Гурова, ВТ. Крысько и др.). Теоретические аспекты формирования и эволюции этносов и наций, формирования национального и

II этнического самосознания плодотворно исследовали отечественные и зарубежные ученые КД Азадовский, А.Г. Агаев, Ю.В. Бромлей, Ф.И. Буслаев, Л.Н. Гумилев, АЛ. Гуревич, Л.М. Дробижева, Д.К. Зеленин, С.А. Кагиян, Е.А. Катаев, В.И.Козлов, Д.С. Лихачев, MX Мамардашвили, СЛ. Токарев, В.Н. Топоров, В.А. Тишков, Н.Н, Чебоксаров, СВ. Чешко и др. Особое значение имеют теоретические положения М.МБахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Важные выводы для обоснования этнокультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.

Методологические основы исследования. Методологические основы настоящего диссертационного исследования представлены современными положениями в области педагогической деятельности с ее ориентированностью на гармоничное развитие личности, как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры (ЕВ. Бондаревская, А.А. Обухов, В.А. Сластенин, Л.В. Филиппова, Д.К. Ушинский и др.); фундаментальными положениями культурно-исторического развития высших психических функций, теорией деятельности, системным подходом к развитию личности (JLB. Беловинский, Л.С. Выготский, Д.И. Латышина, СЛ. Рубинштейн, Д.И. Фёльдштейн и др.); концепцией личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, МА Никулина, Е.Н. Дмитриева, В.А. Сластенин и др.). Методологические основы настоящего исследования представлены также исследованиями западных ученых и педагогов, которые проводят анализ личностных, социальных и культурных взаимодействий. Этнический социум и многомерность русской народной крестьянской культуры в контексте

этнопедагогики объективно представляют собой многомерное социально-историческое образование, включающее культурные, психологические, экологические, хозяйственные составляющие, поэтому в исследовании необходимым представляется реализация методологического принципа многомерного подхода к многомерному объекту, В связи с этим необходимо выделить теоретические основания методологии, ее обращенность как к исследованию целостного этнического социума, так и нормативную сторону методологии изучения системы общих и частных методов и приемов научного исследования в научных трудах Е.В. Бондаревской, В А. Караковского, Г\Б. Корнетова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева, Д.С. Лихачева, Ю.СМануйлова, ЛИ. Новиковой, Ю.В.Филиппова.

Достоверность и обоснованность результатов настоящего
диссертационного исследования обеспечивалась применением

апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, значительной количественной выборкой испытуемых детей старшего дошкольного возраста.

Основные положения, выносимые на защиту:

Понятие этнической идентичности как категории этнической педагогики

Тема настоящего диссертационного исследования, определяемая ролью и содержанием педагогической деятельности по формированию этнической идентичности личности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры, связана, прежде всего, с процессом приобщения детей к основам этнической культуры, а также с приобщением детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной крестьянской культуры. Формирование этнической идентичности личности в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры в исследовании базируется на выявлении сущности понятия этнической идентичности в целом. Решение задач по повышению уровня приоритета российского образования и воспитания подрастающего поколения базируется на формировании этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста, что является одной из актуальных проблем современной педагогической науки и конкретизируется в основных направлениях разработки инновационных программ в сфере образования.

Анализ понятий этнических образований показывает, что многомерность этноса определяет аналогичную многомерность этнического социума, а это обусловливает необходимость многомерной трактовки самого понятия этноса. С другой стороны, для раскрытия содержания и основных принципов этнической педагогики, как части общей педагогики, а также реализации педагогического потенциала русской крестьянской культуры в нашем диссертационном исследовании важно уточнить такие понятия как «этнос», «нация», «народ», «народность». Необходимость уточнения этих понятий объясняется тем, что в исследовательской и научной литературе по интересующей нас теме встречаются такие понятия как «народная культура», «народная педагогика», «народное искусство», «народность», «национальное самосознание», «национальный характер», «этническая общность», «этническая педагогика».

Понятия «этнос», «нация», «народ» определяются как общность людей, объединенных единой территорией, экономическими связями, единым языковым и культурным пространством. При этом обращает на себя внимание тот факт, что понятия «этнос» и «народность» относятся, как правило, к так называемым «малым народам» или к народам, которые на данной территории являются меньшинством; понятие «национальность» относится к более широко понимаемому кругу общности людей; наконец, понятие «народ» обладает наиболее широким смысловым значением.

История зарождения, развития, сохранения (экология) этносов, довольно полно представленная в научной литературе (Ю. Бромлей, Л. Гумилев, Ф. Зеленин, В.И. Козлов, П.И. Кушнер, М.Г. Левин, Э.В. Сайко, Ю.И. Семенов, С А Токарев, Ю.В, Филиппов, АЛ. Формозов, Н.Н. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова, Г.В. Шелепов и др.), позволяет продуктивно использовать результаты этих исследований в этнопедагогической теории.

Понятие «этнический» - ethnicity - появилось в англоязычной научной литературе в 60-е годы XX столетия, В этот период наряду с педагогическими, социально-психологическими и социологическими исследованиями проблемы социальной идентичности термин «этнический» широко распространяется в различных направлениях этнологии. Это было во многом связано со стремлением многих народов развивающихся стран сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры, психологического склада, с осознанием людьми своей принадлежности к тому или иному этносу и этнической идентичности. Ранее «этничность» в работах западных ученых понималась как синоним культурной идентичности. Норвежский этнолог Ф, Барт дифференцировал понятия «культура» и «этничность» [161, С. 26]. Отечественные исследователи дают несколько определений понятию «этничность». Л.М. Дробижева пишет: «Этничность -это не только этническая идентичность, этническое самосознание людей, но и реальное следование этноспецифическим формам поведения, особенностям в видении и восприятии мира, в жизненных ориентациях» [75, С. 51]. В.И. Козлов отмечает: «Этничность в своем первичном значении может пониматься как совокупность признаков или свойств, отличаюших один реально существующий этнос от другого» [111, С. 75]. ВЛ. Тишков рассматривает этничность «как комплекс чувств, основанных на принадлежности к культурной общности» [210, С. 8]. СВ. Чешко пишет: «Этничность - это представление о наследуемой групповой солидарности, основанное на общих (не всегда реально общих) представлениях о происхождении, исторических судьбах, интересе и культуре. Я определяю для себя этничность как групповую идентичность, производную от имманентного человеку социального инстинкта коллективности и легитимизируемую посредством представлений об общем происхождении и специфичности своей культуры» [238, С. 36]. Н.Г. Скворцов дает следующее определение: «Этничность является аспектом, стороной социального взаимодействия между труппами, члены которых осознают себя как культурно отличные от членов других групп, с которыми они имеют определенные отношения» [190, С. 3]. Осознание культурных отличий может осуществляться с различной глубиной и степенью, однако в любом случае оно порождает особое субъективное ощущение, переживание индивидов своей принадлежности к определенной этнической группе или общности людей. Когда же культурные различия воспринимаются как жизненно важные, они приобретают этническую окраску. Поэтому A.IL Садохин пишет о том, что «этничность -это особое чувство человека, которое выражается в переживании индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе или общности, формируется на основании осознания культурного и генеалогического единства этой группы» [182, С, 35], Сравнение имеющихся точек зрения на этничность позволяет сделать следующие выводы: - главным условием существования этничности является наличие дихотомического отношения «мы - они»; взаимные контакты этнических групп происходят тогда, когда они осознают свои общие и отличительные черты; этничность проявляется через социальные контакты, социальное взаимодействие.

Понятие «этнос» является одним из основополагающих для данного исследования- В работе предлагается определение понятия «этнос», данное КН. Чебоксаровым: «Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая биосоциальная общность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры, психологии и языка, а также сознанием своей общности и названием», [129, С. 15], Следует отметить, что понятие «этнос» ближе всего к понятиям «род», «племя», «этническая общность»: все эти понятия в научной литературе обладают сходными определениями [47? 76,120,122,138,182].

Историческая роль земледелия в становлении этнической идентичности русского крестьянства

Исторический анализ показывает, что важнейшим фактором этнической идентификации славян является земледелие, В современном мире земледелие является ведущей отраслью экономики многих стран мира. После первого крупного разделения труда земледелие стало являться основным занятием большей части населения земного шара. Вследствие этого земледелие становится особым устойчивым типом совместной деятельности этноса. Постепенно складывающийся устойчивый тип земледельческого труда, свойственный русским, объективно становился не только фактором процесса их идентификации, но и выступал феноменом, по которому его выделяло большинство окружающих народов.

После перехода на качественно новую ступень земледелия у русских возник и получил дальнейшее развитие феномен земледельческой общины. Благодаря подсечно-огневому земледелию. «Пассивные кочевники» -русские земледельцы - освоили почти всю Восточно-европейскую равнину, вовлекая в свою земледельческую орбиту и ассимилируя коренное население. Так, меря утратила свою этническую самостоятельность в XIII веке, мурома в XII, мещера -к началу II тысячелетия н.э. [228, С. 81, 92],

После того как земледельческая колонизация достигла верхней Волга и распространилась на верхнее и среднее прибрежье Оки в IX - X веках, её опорными пунктами стали Ростов Великий и Муром. Однако в IX - X веках и позднее, на протяжении большей части одиннадцатого столетия, основное русское население концентрировалось на юге древнерусского государства, так как «крупнейшие массивы плодородных почв располагались в Среднем Поднепровье - в районах Киева, Чернигова, Переяславля. Хорошими возможностями для хлебопашества обладала южная часть территории Рязанского княжества» [79, С. 61].

Частые набеги нз Великой степи сдвинули русское население на север, а позднее в таежную зону Восточно-европейской равнины, где была создана северная система земледелия. К XII веку русскими были освоены верхневолжский бассейн, берега Клязьмы, Нерли? Луха и других рек и речек верхневолжского речного бассейна. В связи с этим гам возникали русские крепости - Ярославль, Стародуб, Гороховец, Городец, Горбатов и другие, а вокруг них села и более мелкие поселения. Во второй половине XII века начинается активное проникновение славянского населения в Вол го-Камский край [59, С. 196] и севернее. Первые русские поселенцы появились в бассейне Северной Двины еще в XI - начале XII века. Основной движущей силой русской колонизации Севера было крестьянство - носитель ставшей уже традиционной агрикультуры. С течением времени приток русских переселенцев в бассейн Северной Двины усиливался. Этому способствовало потепление климата в первой половине II тысячелетия н.э., благоприятствовавшее развитию на Севере земледелия. Так как русская колонизация была колонизацией земледельческое а система земледелия -подсечно-огневой, то работы по устройству подсеки начинались с выбора места для ее оборудования. Лучшими считались боровые участки леса, заросшие березняком, осинником и вереском; имеющие ровную поверхность, много лет удобряемую сгнившими листьями и валежником. Лес рубили весной после того5 как на деревьях распустятся листья, или после ярового сева, обычно в мае месяце. Срубленный лес аккуратно распределяли по всей площади подсеки, добавляя к нему собранный в округе бурелом и валежник. На другой год в конце июня высохший лес сжигали, следя при этом, чтобы огонь не пересек черты подсеки [59]. Только после этого начиналась непосредственно обработка почвы. При этом преимущество отдельных индивидов в физической силе не давало им никаких привилегий и преимуществ в распределении ресурсов и отношениях с другими членами общины, так как индивидуальное поведение направлялось общиной исключительно в направлении общих задач. Такая система земледелия требовала ыромных трудовых затрат и совместных усилий в этом процессе крупных коллективов людей.

Феодальная раздробленность Руси с бесконечными междоусобными войнами, сыграло решающую роль в русификации Волго-Камских земель. В связи с продвижением на северо-восток в поисках более спокойных мест для поселения русские основывают города Юрьевец, Малый Китеж и «Китеж Великий». Последний располагался в междуречье Керженца и Ветлуги. Освоение этого края также связано с земледелием. Но если на юге возделывали пшеницу и просо, то здесь, на этой северной территории приходилось культивировать гречиху, овёс, рожь, а из технических культур лён. Таким образом, русские продвигались всё дальше и дальше на северо-восток. Миграциям русских на территорию, заселенную древними коми, земледельческому освоению этой территории содействовал не только поиск спокойных для обитания мест, но и стремление крупных русских феодалов подчинить своему контролю обширные пространства этого региона, для чего там строились города и другие опорные пункты, К ним принадлежали, например, Гледень и Устюг, сыгравшие огромную роль в присоединении к Русскому государству земель по Малой Северной Двине, Югу, нижней Сухоне (где могли жить пермяне), Лузе, и низовьям Вычегды, где, несомненно, имелось пермянское население.

Педагогические условия и основные направления педагогической работы

Педагогические условия и основные направления педагогической работы по формированию этнической идентичности личности старших дошкольников на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры в дошкольном образовании должны быть выработаны на основе принципов педагогической и этнопедагогической науки- В рамках данного диссертационного исследования предлагается последовательно рассмотреть педагогические направления, условия, цели, задачи, содержание и средства формирования этнической идентичности на основе приобщения старших дошкольников к русской народной крестьянской культуре. Педагогическое содержание, организация педагогического воспитательного процесса и выбор определенных учебно-методических материалов, которые используются на всех этапах дошкольного образования, должны быть непосредственно связаны с сущностью русской народной культуры. Виды, формы и методы педагогической работы в учебно-воспитательном процессе также определяются особенностями выбора исследования и использования этнопедагогических разработок, связанных с русской народной культурой. Однако специальных исследований и педагогических программ по формированию этнической идентичности личности старших дошкольников на основе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуре сегодня нет. Хотя некоторые основные принципы формирования этнической идентичности личности имеются в этнопедагогических материалах, а элементы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре содержатся в целом ряде программ по дошкольному воспитанию.

Анализ типовой комплексной «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» 1985 года, под редакцией МЛ. Васильевой [172], как образовательно-воспитательной программы для дошкольных учреждений, показывает в части содержания ее направленность на познавательное развитие детей на основе изучения и применения опыта народной отечественной культуры в образовательно-воспитательном процессе дошкольных учреждений, В этой программе русская народная культура становится педагогическим средством развития детей, под воздействием которого возможно изменение содержания и количества занятий, формы их проведения, изменение конкретных методик, принципов комплектования материала. Это, пишут авторы, «в большой степени касается разделов, относящихся к физическому развитию детей, художественно-эстетической, музыкальной и театрализованной деятельности» [172, С. 3-14]. При этом отмечается, что значительное число педагогов уже многие годы привносит и в содержание, и в методы, предложенные в программе, свои творческие находки и дополнения, связанные с русской народной тематикой. Дети, как правило, с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Во многих детских садах ведется соответствующая кружковая работа или организуются дополнительные услуги, устраиваются спортивные соревнования и праздники, конкурсы и выставки детских работ. Усилия педагогов по этим направлениям развития детей дают результаты, прежде всего, в части изучения окружающего мира на основе расширения знаний об окружающем, воспитании у детей патриотических чувств, любви к родному краю, к Родине. У детей формируется первоначальное понимание того, что люди разных национальностей нашей страны живут в дружбе между собой и народами других стран, что русская народная культура вбирает в себя культуры многих других народов, своеобразно использует их и создает собственную самобытную национальную культуру. Однако, развиваясь в системе современного города, ребенок получает представления о русской народной культуре достаточно своеобразно, нередко его знания о ней отрывочны и поверхностны, так как в современном городе утрачены глубинные связи с жизнью русского народа. Поэтому особенно важным является не просто знакомство дошкольников с родной культурой, на основе которого «„.воспитывается любовь к Родине, родному городу, селу» [172, С. 91.], осуществляется «...знакомство с изделиями народно-прикладного искусства...» [172, С. 107], а освоение ими типов, технологий, функций русской народной культуры, ее родовых духовных основ, которые, существуя уже на ментальном уровне, неизбежно влияют на любую сферу развития общей культуры дошкольника и на его будущую учебную и профессиональную деятельность. Следует отметить, что «Программа» требует дополнения в части исследования средств и методов приобщения детей к народной крестьянской культуре и разработки специальных материалов и пособий для решения данных задач.

Кроме того, в последние годы в дополнение к «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста» появилось несколько новых комплексных программ, таких, например, как «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Дом радости», «Истоки», «Наследие», которые используются во многих дошкольных учреждениях и в основе которых лежат несколько направлений развития детей с использованием элементов русской народной культуры, которые дают новые пути развития детей на основе обновленного содержательно-методического обеспечения. Так в программе «Детство» близкими к пониманию ценностей русской народной крестьянской культуры являются наличие таких принципов и целей, как обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия -миру людей, предметов, природы, осознания ребенком себя как субъекта действий и переживаний, и общей выраженной гуманистической направленностью. При этом формирование знаний и представлений об окружающем мире в программе соединено с собственной трудовой деятельностью детей, что также не противоречит этнопедагогическим принципам русской народной культуры. Программа «Золотой ключик» [143], базирующаяся на концепциях Л.С, Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, основной целью ставит достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возраст) развитие и эмоциональное благополучие детей. По мнению авторского коллектива под руководством Г.Г, Кравцова, это единство достигается уподоблением детского центра семье - через разновозрастную организацию групп и свободное подключение родителей к работе детского учреждения. Основу всей жизнедеятельности детей в данной программе «задает специально организованная, структурированная в соответствии с сезонными циклами система событий-тем, вокруг которых «собираются» содержание знаний, которые практически реализуются с детьми в разных видах их деятельности» [143, С. 4-8]. Такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст русских народных культурных традиций.

Содержание и результаты констатирующего педагогического эксперимента

Экспериментальное исследование по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры выполнялось в три основных этапа» Первый - «констатирующий», («диагностический») в ходе которого был выявлен уровень сформированное этнической идентичности детей 6-7 лет. Второй этап -«формирующий», («созидательный») - реализовывал специально разработанное содержание педагогической работы, представленное в виде комплекса авторских этноориентированных программ по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации русской крестьянской культуры, способствующих развитию личностных сущностно-содержательных качеств детей. Третий этап -«контрольный» - предусматривал заключительную оценку, подведение итогов работы второго этапа и сравнение результатов с теми, которые были получены на первом, «констатирующем», этапе. На контрольном этапе эксперимента проводилась вторичное исследование экспериментальной и контрольной групп детей по выявлению уровня сформированное этнической идентичности.

Содержание и результаты констатирующего педагогического эксперимента по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры опирался на изучении имеющегося начального состояния личностных сущностно-содержательных качеств дошкольников для дальнейшего их преобразования и развития, определения исходных условий проводимого педагогического эксперимента. На данном этапе исследования были изучены и определены показатели представлений дошкольников о русской народной крестьянской культуре; содержание и технология воспитания дошкольников средствами русской народной крестьянской культуры, а также возможности учреждений дошкольного образования детей в данном процессе, обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективности формирования этнической идентичности детей в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры.

Программа констатирующего этапа эксперимента решала следующие задачи:

1. Выявить наличие педагогических условий для формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры, составляющих экспериментальную группу, методом анкетирования, педагогического наблюдения, анализа продуктов деятельности детей, анализа имеющихся предметов и материалов русской народной крестьянской культуры.

2. Дать педагогическую интерпретацию выявленным педагогическим условиям, выделить значимые факторы в структуре всех признаков педагогического наблюдения; проанализировать значимые корреляционные связи между показателями формирования этнической идентичности в семье и в условиях ДОУ и УДОД.

3. Определить уровень развития имеющихся сущностно содержательных качеств личности детей экспериментальной группы, которые соответствуют уровню их этнической идентичности.

На констатирующем и формирующем этапе эксперимента по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогического потенциала русской крестьянской культуры приняло участие 100 детей 6-7 лет: 50 воспитанников

Центра поддержки развития ребенка «Маленькая страна» (3 группы по 12 человек, 1 группа в составе 14 человек - всего 50 детей); 25 детей, посещавших подготовительную группу ДОУ № 404 Советского района; 25 детей, посещавших подготовительную группу ДОУ № 445 Советского района г. Нижнего Новгорода. В экспериментальной работе также участвовали воспитатели и родители детей экспериментальных групп. Эти дети обследовались в качестве первой (экспериментальной) группы. В качестве второй (контрольной) группы на всех этапах эксперимента исследовалось 50 детей, посещавших подготовительные группы ДОУ № 433 Канавинского района г. Нижнего Новгорода, работающего по базовой программе воспитания и развития дошкольников в детском сад} .

Поставленные задачи и принятая нами концепция интегральной природы человека и его социализации (В.В. Орлов [161; 162], ЖВ.Филиппова [223; 224]), а также комплексный характер проблемы формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры, обусловили специфику применения комплекса диагностических методов, соответствующего возрастным особенностям детей 6-7 лет и целям диссертационного исследования. Это дало возможность получения количественных данных об уровне сформированное этнической идентичности старших дошкольников и об особенностях развития сущностно-содержательных качеств их личности. Кроме того, мы стремились дать им педагогическую интерпретацию, то есть, показать качественное своеобразие сущностно-содержательных качеств, формируемых в процессе развития этнической идентичности.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогического потенциала русской народной крестьянской культуры, предусматривал методы сбора и фиксации первичного исследовательского материала. Ведущим методом при проведении констатирующего эксперимента был метод педагогического наблюдения. В работе также использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Основной метод для сбора и фиксации материала -анкетирование на основе разработанных тематических опросников, Использование метода педагогического наблюдения расширяло сведения, получаемые из анкетирования. Так же как и анкетирование, наблюдение проводилось согласно определенным направлениям исследования. В исследовании на констатирующем этапе применялись аудиовизуальные методы фиксации материала. Третьим методом констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был метод анализа продуктов детской деятельности. В процессе анализа продуктов деятельности фиксировалась и исследовалась материальная часть русской народной крестьянской культуры, с одной стороны, как условие и средство развития сущностно-содержательных качеств личности дошкольника, а, с другой стороны, определенные продукты деятельности ребенка старшего дошкольного возраста изучались как проявление его личности в деятельности. С целью оценки уровня сформированности этнической идентичности у ребенка использовалась методика Е.З. Басиной [152], расширенная и дополненная нами при проведении исследований. Методика позволяет изучить содержательную сторону сформированности этнической идентичности у ребенка во всех видах этноориентированной детской деятельности.

Похожие диссертации на Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников