Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Ланин Александр Михайлович

Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства)
<
Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ланин Александр Михайлович. Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 1999 177 c. РГБ ОД, 61:00-13/1027-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. 15

1.1. Теоретические аспекты проблемы развития народного искусства, его место в художественной педагогике (историко-педагогический анализ).

1.2. Историко- культурологическая концепция генезиса адыгского народного декоративно- прикладного искусства как одного из эстетических ценностей этноса и планетарной цивилизации. 26

ГЛАВА II. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ АДЫГСКОГО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. 47

2.1. О состоянии учебно- воспитательной работы в школах Адыгеи по изучению традиций адыгского народного декоративно-прикладного искусства и подготовке учительских кадров.

2.2. Разработка и внедрение системы профессионально- эстетической переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в контексте исследуемой проблемы. 51

2.3. Концептуальное обоснование первого блока программы курсов переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО " Основы изучения и возрождения этнохудожественной культуры и НДПИ адыгов". 60

2.4. Научные основы практической подготовки учителей ИЗО по традиционным художественным ремеслам адыгов. 67

ГЛАВА III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ АДЫГСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО. 79

3.1. Концептуальные основы преподавания изобразительного искусства в контексте традиций адыгской художественной культуры.

3.2. Основные идеи новой учебной программы "Изобразительное искусство и художественные ремесла" и национально- регионального компонента "Основы тардиционной художественной культуры 87

3.3. Научно- теоретические основы разработки программы курсов "Основы теории методики преподавания изобразительного искусства в контексте традиций адыгской художественной культуры, народного прикладного и профессионального изобразительного искусства Адыгеи". 90

3.4. Итоги исследования проблемы переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО в контексте изучения, возрождения и развития традиций этнохудожественной культуры и НДПИ адыгов.—

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ. 117

БИБЛИОГРАФИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЯ. 134

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Акт внедрения результатов научных исследований в практику. 135

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Программа курса "Основы изучения и возрождения этнохудожественной культуры и НДПИ адыгов". (Для системы переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства, руководителей кружков и студий прикладного искусства Республики Адыгея). 137

ПРИЛОЖЕНИЕ III. Программа курса "Основы теории и методики преподавания изобразительного искусства в контексте традиций художественной культуры, народного декоративно-прикладного и профессионального изобразительного искусства Адыгеи", (Для

системы переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства, руководителей кружков и студий прикладного искусства Республики Адыгея). 148

Приложение IV. "Основы традиционной и современной художественной культуры Адыгеи в преподавании ИЗО" (.5-8 кл.), национально-региональный компонент для интеграции в типовые, общероссийские учебные программы по изобразительному искусству. 157

ПРИЛОЖЕНИЕ V. Иллюстрации. 165

Введение к работе

Актуальность исследования. В педагогике, эстетике, искусствоведении накоплен обширный научно-педагогический материал, подтверждающий необходимость использования в учебно-воспитательной работе с учащимися отечественного народного прикладного искусства как важного средства эстетического развития личности.

Актуальность названной проблемы нашла отражение как в ряде директивно- нормативных документов, так и в трудах деятелей науки, образования и культуры.

Обратимся к основополагающим источникам, в которых остро поставлена проблема необходимости воспитания духовно-эстетической культуры молодежи на традициях народного искусства. Так, на одном из Российских съездов работников образования бьшо отмечено , что строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры - значит считать учащихся людьми без роду и племени (165), Справедливость этого тезиса подтверждается тем, что национальная художественная культура должна быть основой эстетического развития личности. "Национальное искусство,-указывают Ю.А.Серебрякова и А.С.Серебряков,-представляет собой конкретно-чувственные, узнаваемые, близкие для человека той или иной национальности образы, которые являются источником эстетического наслаждения от переживания родного, знакомого мира. Вполне органично национальные художественные ценности могут быть включены в духовный мир детей, подростков и молодежи. Благодаря своей эмоционально-образной, конкретно-чувственной форме искусство позволяет реципиенту непосредственно переживать национальные ценности, воплощенные в нем, лично к ним приобщится" (130,с.!92).

Действительно,национальное искусство в целом служит способом сохранения социальной памяти нации, народной мудрости, выполняя функцию создания у воспитуе-мых причастности к истории и культуре своего народа. Подобная идея выделена и в концепции национальной школы: "...система образования, средняя школа... должны быть как можно решительнее переориентированы на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. ...Именно в этом качестве школа может и должна выступить как стабилизирующая и цивилизующая, как подлинно культурная сила" (103, с.25).

Так деятельность Организации Объединенных Наций ( ЮНЕСКО) направлена на сохранение и развитие этнических культур планеты, включая Россию и Северозападный регион Кавказа. Под эгидой ЮНЕСКО в ряде школ Республики Адыгея про- водится эксперимент по проекту " Развитие национальной школы". В проекте отмече- Щ но, что необходимо перепрофилирование целей, на базе которых школа может содей- ствовать разрешению социокультурных проблем цивилизованного развития конкретного этноса по обеспечению его полноценного бытия в данной стране в период глубоких изменений, охвативших мир. Содержание образования в такой школе должно быть направлено на сохранение и развитие родной этнокультурной традиции в условиях открытого мира 21-го века ( И5,с. 1).

Это один из перспективных проектов, согласно которому национальное искус ство должно занять достойное место в системе школьного образования и Республики Адыгея. Следует также назвать и ряд документов нормативного характера, нацели вающих учительство на возрождение и изучение искусства народов коренной нацио нальности. В одном из писем Министерства образования Российской Федерации была * поставлена задача проведения уроков изобразительного искусства с учетом "культурных особенностей народа коренной национальности и активизации краеведческой и этнографической деятельности школьников " ( 105, с. 8-9 ).

Весомую значимость, подтверждающую актуальность данной проблемы, имеет и решение Адыгейского облисполкома, которое предусматривает разработку рекоменда ций в помощь учителям изобразительного искусства для проведения занятий и бесед j|fc по вопросам древних памятников адыгов, композиции адыгейского орнамента, особен- ностей раскладок цветов национальной одежды ( 104).

Проблема актуальности изучения и возрождения традиционного национального искусства нашла отражение ив" Основных направлениях развития эстетического обра зования ", рекомендованных МО РФ школам России. В документе отмечается, что "эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессио нальное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения на циональной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства. ... Художе- щ ственно- эстетическое образование должно помочь каждому человеку освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные" ( 106, с.8 ).

В этой связи своевременным явилось и Постановление Правительства России " О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации", в котором предусматривается разработка целевой программы " Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыс- Ф лов России на период до 2005 года" и программ обучения учащихся общеобразователь- ных школ традиционным художественным ремеслам ( 101, с. 1 -3 ).

Активная позиция в аспекте нашего исследования была занята и журналом "Декоративное искусство СССР ", который писал на своих страницах; " Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, С самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умения создавать их на первых порах гораздо важнее для общего развития ребят, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развитие художественного вкуса на образах не подвластных капризам моды" ( 46, с. 47).

Известный деятель в области эстетического воспитания Борис Михайлович Йеменский пишет: " Огромное значение для правильного развития социально- активной личности имеет формирование чувства Родины. Оно немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. Эти традиции прочнее всего хранятся в народных песнях, сказках и народном декоративно- прикладном искусстве" ( 96, с. 156).

Но народное искусство не только способствует эстетическому развитию личности и воспитанию чувства патриотизма. Оно, являясь выражением национального образа мира конкретного этноса, служит и средством межнационального общения, в результате которого осуществляется духовное взаимообогащение учащихся разных национальностей. В данном случае искусство выполняет интернациональную роль, функцию культурного сближения наций.

Известно, что у каждого народа в процессе его развития складывается своя, только ему присущая художественная культура, изучение которой может многое^дать для понимания национально- исторической системы понятий и ценностей этого народа, для улучшения культуры межнационального общения и, конечно,- интернационального воспитания.

На проблему творческого подхода в интернациональном воспитании указывают и ученые Адыгеи К. И. Бузаров и Ю. С. Ашинов: " Успех в формировании у учащихся чувства дружбы и интернационализма зависит прежде всего от того, на каких методологических позициях организуют этот сложный процесс, созданы ли необходимые педагогические основы. В интернациональном воспитании участвуют множество факторов. Важно суметь объединить их на основе комплексного подхода к решению образовательно- воспитательных задач" ( 30, с. 156 ).

В этом сложном воспитательном процессе искусству принадлежит важная роль. Оно оказывает огромное влияние на формирование духовного богатства личности, ее художественного кругозора. Перестраивая работу по музыкально- художественному воспитанию и образованию, - отмечает М. Г. Кац,- следует всегда помнить о благородном влиянии народной музыкальной культуры. Человек, любящий свою музыку, свою музыку, знающий и понимающий ее, не может замыкаться в рамках узконациональных музыкальных интересов. Он стремится знать больше того, что знает, он стремится познать музыку других народов. Это те здоровые ростки интернационализма, подлинной дружбы народов, которые надо формировать в сознании и поступках наших детей ( 57, с. 188).

Интернациональное воспитание и формирование культуры межнациональных отношений представляют собой взаимосвязанные процессы, проявляющиеся в поведении людей, как форме выражения красоты личности и духовного богатства нации. " Чем богаче внутреннее содержание нравственной культуры человека, тем больше проявляет культуры в сфере межнациональных отношений. И наоборот, чем беднее его духовный мир, тем больше он тяготеет к изоляции от людей другой национальности" (58, с. 183).

Поэтому в условиях многонационального состава населения региона важное значение приобретает народное искусство этносов, которое может путем духовного облагораживания внутренней нравственной культуры всего населения объединить разные народы и способствовать на этой основе культурному прогрессу людей.

В этой связи весьма актуальными являются научные направления, обозначенные профессором Б. М. Берсировьш как наиболее приоритетные на данном этапе. Они следующие: разработка научно обоснованной концепции возрождения и развития адыгских традиций, обычаев, культурных и духовных ценностей, способствующих научно-техническому прогрессу, расцвету искусства, просвещению общества, гармонизации межнациональных отношений; содействие интеллектуальному и творческому росту адыгской молодежи, развитию ее культуры, выявление и поддержка талантливых исследователей и деятелей искусства; просветительство и повышение роли науки и искусства среди диаспоры (19. с 13).

В контексте изложенного "забота о сохранении, сбережении национальной культуры, способствование ее интенсивному развитию и углублению является не просто делом благородным, а долгом каждого человека перед всем человечеством (56,с,19),

Резюмируя изложенное, можно выделить две важные педагогические функции народного прикладного искусства, присущие и традиционному адыгскому искусству,

Народное прикладное искусство как художественная ценность этнокультуры: обладает особым потенциалом эстетического воздействия на воспитание и развитие лич- ности; является эффективным средством интернационального воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.

Однако, как показал наш ретроспективный анализ прошлого, адыгское народное декоративно-прикладное искусство, имеющее вековые традиции своего прогрессивного развития и исключительную художественную ценность (см.гл.I,2 ), на протяжении многих десятилетий ( вплоть до 80-х годов 20-го столетия) не включалось для изучения В учебные программы по изобразительному искусству как в школах, так и в средних учебных заведениях Адыгеи и, следовательно, его богатый художественно- эстетический потенциал оставался невостребованным.Такое положение негативно отразилось на духовно-эстетическом развитии молодежи,

Отсюда, естественно, весьма серьезные отставания и в науке.

В Адыгее не проводилось специальных исследований, направленных на разработку национально-регионального компонента по изобразительному искусству, национальных учебных программ, пособий и дидактического материала по ИЗО. Поэтому изучение и возрождение традиций адыгского народного прикладного искусства в системе школьного и специального образования из-за слабой профессиональной подготовки учителей и преподавателей изобразительного искусства в этой области фактически не осуществлялись (см. 1, гл.2).

Это явилось главной основой пересмотра содержания программ повышения квалификации учителей этой категории и научной разработки системы их специальной курсовой переподготовки в Институте повышения квалификации. Наряду с этим учитывалось, что адыгское прикладное искусство, прошедшее многовековой путь своего развития, к концу 19-го столетия по ряду причин стало приходить в упадок, что привело в последствии к утрате богатейших его традиций. Поэтому согласно определению ЮНЕСКО, в современных сложных социо- культурных условиях развития планетарной цивилизации, создания нового типа национальной школы назрела необходимость превращения образования в действенное средство гармонизации межнациональных отношений, защиты и развития культур больших и малых этносов, обеспечения их взаимовосприятия и понимая и, что не менее важно в этом контексте,- возрождения национальных видов прикладного искусства.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая неразработанность с учетом новых реалий и новых задач, педагогическая значимость в области художественно- эстетического образования и определили выбор темы диссертации: "Подготовка и пеоеподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов. (В контексте изучения традиционно- прикладного искусства)".

Объект исследования- процесс подготовки и переподготовки учителей изобразительного искусства в аспекте повышения их уровня профессиональной художественно- эстетической квалификации.

Предмет исследования- теория и практика переподготовки учителей изобразительного искусства в новых условиях актуализации педагогических задач по изучению и возрождению в школах и внешкольных учреждениях традиций адыгского НДПИ как компонента национально- региональной образовательной системы.

Цель исследования- разработать, научно обосновать и экспериментально проверить систему специальной курсовой переподготовки учителей изобразительного искусства по возрождению и изучению в школах Адыгеи традиций адыгского НДПИ.

Рабочая гипотеза- эффективность работы по изучению и возрождению в школах и во внешкольных учреждениях Адыгеи традиций адыгского НДПИ будет успешно обеспечена при условии, если учителя изобразительного искусства: - будут вооружены в ВУЗАХ и ИПК системой теоретических знаний по осно вам национальной художественной культуры, изобразительного и прикладного ис кусства; будут обучены на курсах умениям и навыкам практического выполнения изделий по наиболее доступным в техническом исполнении видам национальных художественных ремесел (золотое шитье, плетение тесьмы и циновки, аппликация); получат в процессе курсовых занятий конкретные методические рекомендации на основе современных педагогических технологий по внедрению новой учебной программы и национально- регионального компонента по изобразительному искусству, сбору и сохранению памятников национальной художественной культуры на основе принципов художественного краеведения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены его конкретные задачи:

Теоретические аспекты проблемы развития народного искусства, его место в художественной педагогике (историко-педагогический анализ).

Интерес к народному прикладному искусству как особому явлению художественной культуры начал пробуждаться в среде русской интеллигенции во второй половине 19-го века. Начало изучению народного декоративно-прикладного искусства было положено изданием в 1872 году труда В.В.Стасова "Русский народный орнамент". Как этот труд, так и общие тенденции общественной жизни России побудили многих русских художников к собирательству предметов крестьянского искусства, а земские орга- , низации - обратить внимание на состояние кустарных ремесел. В результате этой деятельности оживилась работа художественных промыслов, и в 1882 году была открыта Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой эксперименты кустарного отдела имели большой успех. Это послужило главной причиной для земского собрания принять 16 декабря 1882 года решение об основании в Москве кустарного музея, который был преобразован в 1931 году как один из старейших музеев столицы и единственный в России подобного профиля.

Одним из главных и активных организаторов музея был Н.Д.Бартрам, сделавший многое для развития этого научного центра народного прикладного искусства. Работа музея народного искусства связана с именами таких крупнейших ученых, как В.С.Воронов и А.В.Бакушинский, которые по существу являются в России основоположниками науки о народном декоративно-прикладном искусстве. Музей собирает и экспонирует наряду с русским народным искусством и произведения народного искусства других национальных регионов России, в том числе - Северного Кавказа. Наиболее значительное место в этом разделе занимает искусство Дагестана. Художественная обработка металла представлена работами мастеров чернового серебра из аулов Кубачи и Гоцатль- заслуженных деятелей искусств кубачинцев Расула Алиханова, Гаджи Магомедова и других. Имеется большая коллекция традиционной керамики аула Балхар, унцукульской насечки серебром по твердым породам дерева, дагестанских ковров, показывающих разнообразие традиционных типов орнаментов.

Музей народного искусства стал одним из крупнейших научных учреждений , который вносит свой вклад в науку о национальном художественном наследии и современном народном искусстве. Изучение народного искусства, начатое музеем в лице таких ярких представителей как В.С.Воронова и А.В.Бакушинского, было продолжено другими учеными и в течение последующих десятилетий 20-го столетия было написано много фундаментальных теоретических работ по народному искусству и народным художественным промыслам. Большим вкладом в науку о народном искусстве явились труды В. М. Василенко, Г.К. Вагнера, Б.П. Богатырева, И. Я. Богуславской, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова и других отечественных ученых.

В их трудах нашли освещение такие важные для исследователя вопросы, как: о сущности и развитии народного искусства, о традициях и формах его бытования, о профессионализме рукотворного ремесла, о проблеме индивидуального и рукотворного в народном искусстве, о его многофункциональности и эстетике произведений.

Народное искусство понимается как часть культуры, мир духовных, художественно- бытовых ценностей, создаваемых людьми в свободное от своих повседневных трудовых занятий время. Распространенным было определение "народного искусства" в нашей отечественной литературе, в том числе и в трудах B.C. Воронова как искусства крестьянского. Он писал: "Крестьянское искусство быта явилось той сокровищницей, откуда постоянно черпались формы, построяния, узоры, мотивы, разновидности техники и мастерства: это искусство, сильное глубиной художественных привычек, в неприкосновенности сберегло здоровые и жизнеспособные начала национального художественного творчества" (39, с.79).

Имеются и другие точки зрения на сущность развития народного искусства. Так М.А.Некрасова рассматривает народное искусство как самостоятельную систему, заключающую в себе взаимоотношения: "человек- природа- культура" и функционирующую по своим законам и параметрам. "Экология природы, не может не включать экологию народного искусства как части культуры, как части природы, с которой изначально связан человек. Ставя так вопрос, мы определяем и путь его решения в системе человек-природ а-культур а" (95, с. 19).

Исходя из этих концептуальных посылок и глубокого исследования проблем развития народного искусства, она дает ему следующее определение: "...феномен народного искусства теперь может быть определен по главным параметрам его системы: коллективности в аспекте родового, самостоятельности художественного и творческого типа, особенности отношения к действительности, характеризуемого целостно стью восприятия, историческим сознанием творца. Это такая система, которая входит в более широкую систему национальной культуры и в систему мировой культуры как структура, которая на всех уровнях регулируется законом к о л л е ктивност и, традиции" (95, с. 322).

О состоянии учебно- воспитательной работы в школах Адыгеи по изучению традиций адыгского народного декоративно-прикладного искусства и подготовке учительских кадров

В первой главе диссертации были рассмотрены теоретические проблемы развития народного искусства, аспекты генезиса прикладного искусства адыгов как эстетической ценности этноса, обоснована педагогическая необходимость его изучения и возрождения в образовательных учреждениях.

Систематическое изучение состояния преподавания изобразительного искусства с начала 80-х годов показало, что проблеме изучения и возрождения адыгского декоративно-прикладного искусства в школах Адыгеи фактически не уделялось внимания. Многочисленные опросы учащихся, проведенные в школах Теучежского, Тахтамукай-ского, Шовгеновского и Кошехабольского районов, где проживают представители автохтонного этноса-адыги, свидетельствовали о том, что учащиеся 5-7 классов имеют слабые, отрывочные сведения о художественной культуре своих предков, прикладное искусство которых достигало в прошлом высокого уровня развития. В 50-ти школах указанных районов за период с 1980 по 1985 годы было опрошено около 3-х тысяч учащихся 5-7 классов. В процессе устных бесед учащимся задавались следующие вопросы:

1. Что Вы знаете о композиции и символике цвета адыгского орнамента?

2. Какие виды народного декоративно-прикладного искусства были распространены у адыгов до 30-х годов XX века?

3. Что Вы читали о художественных ремеслах адыгов?

Результаты опросов были следующими: на 1-й и 3-й вопросы получены отрицательные ответы, свидетельствующие о полной неинформированности школьников об особенностях композиции и истории орнамента адыгов, незнании ими литературных источников по данной проблеме.

На 3-й вопрос положительные ответы дали 10% учащихся, которые могли назвать такие традиционные виды художественных ремесел, как золотое шитье, торевтику и плетение циновок, следы которых еще остались в отдельных семьях в виде старинных изделий или в продолжающемся рукотворном ремесле старожилов. Примеры опросов учащихся школ русско-язычной диаспоры свидетельствовали об абсолютном незнании традиционного прикладного искусства адыгов. Исключение составляли 5% опрошенных учащихся, посетивших в разное время Краеведческий музей в г.Майкопе, где имеется экспозиция национального искусства адыгов.

Основными причинами сложившегося к началу 80-х годов положения, препятствовавшего изучению и Возрождению в школах Адыгеи традиционного искусства адыгов, как показало наше исследование, были следующие:

- профессиональная неподготовленность учителей изобразительного искусства по проблемам развития НДПИ адыгов и практическому владению отдельными его видами;

- неразработанность методики ознакомления учащихся с адыгским орнаментом, изучения истории прикладного и изобразительного искусства Адыгеи как национально-регионального компонента по действующим, типовым учебным программам;

- отсутствие региональной учебной программы по изобразительному искусству, программ для внеклассной кружковой работы, предусматривающих изучение и возрождение традиций адыгского народного прикладного искусства в комплексе с художественными традициями культуры народов других диаспор;

- отсутствие учебно-методических пособий для учителей по адыгскому народному декоративно-прикладному искусству.

Среди названных причин одной из наиболее острых является профессиональная некомпетентность учителей изобразительного искусства в области теории и истории адыгского народного декоративно прикладного искусства. Не получив глубокой, систематической теоретической, историко-этнографической, научно-методической и практической подготовки по указанной проблеме в тех учебных заведениях, где они обучались, учителя не могли грамотно решать учебные задачи по изучению и возрождению прикладного искусства адыгов в тех школах, где они работали. Поэтому перед кабинетом изобразительного искусства института усовершенствования учителей встала проблема основательной переподготовки учительских кадров по ИЗО.

Следует отметить, что школы Адыгеи с 1980-х до середины 90-х годов были укомплектованы дипломированными учителями ИЗО примерно на 50%. В основном это были выпускники Адыгейского педучилища им. Хусена Андрухаева, художественно-графическое отделение которого функционировало 20 лет, с 1967 по 1987 год. Кроме того, в школах Адыгеи в этот период вели уроки ИЗО выпускники других вузов Кубани, Краснодарского университета и Черкесского пединститута, имеющих художественно-графические факультеты. Колебания численного состава учителей ИЗО со средним специальным образованием в школах Адыгеи с 1980-х по 90-е годы составили в среднем от 45 до 55 человек, с высшим специальным образованием - от 5 до 10 человек.

Концептуальные основы преподавания изобразительного искусства в контексте традиций адыгской художественной культуры

Возросшая роль искусства в воспитании эстетической культуры детей и подростков создала в современных условиях гуманизации образования предпосылки для коренного пересмотра содержания учебных программ предметов художественного цик-ла(ИЗО, музыке, МХК) и в системе образовательных учреждений Республики Адыгея.

Переориентация содержания, целей и задач изобразительного искусства, как и других предметов художественного цикла, прежде всего связана с необходимостью учёта и использования фактора художественных ценностей отдельных народов, в частности, народа коренной национальности, в традиционной культуре которых заложен огромный, часто не используемый в полную силу образовательно- воспитательный потенциал. Как известно, в течение десятилетий в детсадах и школах Адыгеи по разным причинам не уделялось должного внимания изучению богатого наследия адыгской народной художественной культуры.

Дети и подростки адыгейских и интернациональных детских садов и школ не имели возможности для более глубокого изучения адыгской художественной культуры, потому что единые для всех типов подобных учреждений программы РСФСР ограничивали эту возможность. В результате этого нанесен существенный урон возрождению традиций адыгского народного искусства, интернациональному воспита-нию,формированию культуры межнациональных отношений. Не могли не настораживать многочисленные беседы со школьниками адыгейской национальности, в результате которых было выявлено слабое знание ими корней своей национальной культуры, богатых художественных традиций народного творчества предков.

Поэтому а современных условиях демократизации и гуманизации образования, когда закладываются основы возрождения традиционной национальной художественной культуры, возросла необходимость создания специальных учебных программ по предметам художественно-эстетического цикла для всех типов общеобразовательных школ, адаптированных к художественной культуре и народному искусству адыгов.

Давно назрела крайняя необходимость изучения адыгской народной художественной культуры и профессионального искусства во всех не адыгских (русскоязычных) образовательных учреждениях республики, для чего следует разработать и внедрить национально- региональный компонент преподавания ИЗО в контексте традиций адыгского народного и профессионального творчества. Это откроет возможности детям других национальностей знакомиться с адыгским народным искусством, ценностями национальной художественной культуры. Постижение ценностей адыгской художественной культуры может многое дать не только для понимания национально-исторической системы понятий, национального образа мира этноса, воспитания художественного вкуса,но и для создания прочной основы в формировании культуры межнационального общения.

В создавшейся ситуации, когда между народами нависла угроза национального разобщения и вражды, формирование культуры межнационального общения приобретает особую актуальность. Поэтому народному искусству, которое является синтезом красоты, чистоты и нравственности, отводится особая роль в сближении, породнении разных этносов, проживающих на одной общей территории, какой является и Адыгея.

Через изучение и восприятие искусства, художественной культуры народа коренной, в данном конкретном случае- адыгейской национальности другими народами региона видится создание благоприятных предпосылок для дружбы между людьми разного национального состава,сохранения взаимного уважения и мирного сосуществования.

В отношении изучения детьми своего родного искусства следует отметить, что дети коренной национальности, прочувствовавшие свою родную культуру, не способны замыкаться только ею, ограничивать себя рамками узконациональных интересов. Именно восприятие ребенком своего близкого, родного искусства через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное восприятие лишают национальные художественные ценности оттенка отчужденности, порождают условия к их особо тонкой эстетической восприимчивости и пониманию.

И в итоге, хорошее знание корней своей национальной культуры и искусства будет способствовать пробуждению у детей стремления к более широкому познанию искусства в интернациональном плане, искусства других стран и народов мира. Этим объясняется необходимость создания учебных программ по искусству и для адыгейской национальном школы.

Созданные талантом народа многочисленные реликвии адыгского художественного творчества остаются малоизвестными современникам, потому что не изданы специальные учебные программы, предусматривающие систематическое и полноценное изучение национального художественного наследия как в адыгейских, так и в неадыгейских учебно-воспитательных учреждениях системы образования Республики Адыгея.

Похожие диссертации на Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов (В контексте изучения традиционно-прикладного искусства)