Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Лутфуллоева Парвина Махмадуллоевна

Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий
<
Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лутфуллоева Парвина Махмадуллоевна. Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Лутфуллоева Парвина Махмадуллоевна;[Место защиты: Академия образования Таджикистана].- Душанбе, 2015.- 161 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Из истории возникновения, развития и географического распространения международного праздника навруз

1. Проблемы возникновения праздника Навруз и его культурно-философские аспекты 13 34 с.

2. Празднование Навруза и основы астрономического летоисчисления 34 39

3. Исторические сведения о международном статусе праздника Навруз 40 57

Выводы по 1 главе 58 62 с.

ГЛАВА 2. Познавательно - нравственная значимость праздника навруз во внешкольных мероприятиях

1. Содержание и сущность нравственной значимости праздника Навруз 63 69 с.

2. Познавательная и нравственная значимость праздника Навруз 69 93 с.

3. Методы и способы ознакомления учащихся с познавательно нравственной значимостью праздника Навруз в системе организации внешкольных мероприятий 93 140 с.

Выводы по 2 главе 141 143 с.

Заключение 144 151 с.

Список использованной литературы

Празднование Навруза и основы астрономического летоисчисления

Однако арабский историограф Макдиси ссылается на другую легенду: «Джамшед шах пешдодийцев повелел построить для него колесницу, и когда он сел на колесницу, был первым днём месяца фарвардин (1-й месяц года по солнечному календарю, начало которого соответствует 21-22 марта), проявившимся в своём полном блеске и сиянии, и тот день назвали Наврузом. (118, 42 43).

Бируни в другой легенде традицию празднования Навруза относит ко времени правления Джамшеда, но связывает её с избиением Ахримана и поиски изобилия: «Нечистый и скверный Ахриман лишил людей изобилия и их постиг голод. Ветер не веял, не шли дожди. Травы высохли, и наступила засуха, а планета чуть ли не превратилась в небытиё. Тогда Джамшед по велению Всевышнего отправился на юг, на поиск Ахримана. Некоторое время остался там, пока изобилие возвратилось, и люди спаслись от голода. И в это же время Джамшед вернулся в свет. В этот день каждая высохшая трава позеленела и люди воскликнули: «Вот, вот, новый день!» И каждый человек в этот день посеял ячмень. Впоследствии эта традиция укоренилась среди иранцев. Они во дворе дома сеяли семь видов зерен на семи рядах, и эти зёрна дали хороший урожай» (118, 43).

В «Тарихи Балъами» традицию празднования Навруза связывает с добродетельностью и справедливым деяниям Джамшеда: «Джамшед собрал учёных и мудрецов и спросил их: «Что сохраняет и укрепляет государственность?» Ответили: «Справедливое и доброе деяние в отношении к народу». Тогда Джамшед распространил добро и справедливость и повелел ученым: «В дни моего правления вы укажите на всё то, что справедливо, и я поступлю так, как вы скажете».

И этот день совпал с первым днем месяца фарвардин. И был назван день Наврузом. Но Омар Хайям в «Навруз-наме», хотя празднование Навруза и относит к эпохе Джамшеда, но его источник видит в возрождении природы и в весеннем равноденствии: «праздник называется Навруз, так как Солнце в течении 365 дней в четвертую часть первой минуты доходит на созвездия Овена, Джамшед распознал это и назвал Наврузом и традиционно праздновал его». (118, 43).

Шахристони в «Алмилал ваннихал» утверждает, что Навруз имеет природное, земное и временное основание: «Навруз это тот день, когда Солнце достигает созвездия Овена. В определении этого дня бытуют различные мнения. Самое известное, из них то, что Навруз это день, когда солнце после заката останавливается на созвездии Овена. Если солнце после заката достигнет созвездия Овена, то после него наступит Навруз». Исследователь Мирбобо Миррахим в книге «Праздник Навруза и мироведение» приводит различные взгляды ученых об истории этого древнего праздника, в том числе пишет, что «Известный ученый авестовед Пури Довуд относительно времени, в котором жил Заратустра, подчеркивает следующее: согласно данным, переданным посредством пахлавийских надгробных камней, Заратустра проживал во второй половине VII начале VI века до нашей эры. Однако писатели Греции и Рима полагают более древнюю историю возникновения религии в Иране. Именно на этом основании мы имеем право поддерживать мнение ученых о 7-тысячилетней истории Навруза. Потому и Муса ибн Иса-ал Кисрави об истории праздников высказывает следующее: «Навруз распространен Джамшедом, а Мехргон (праздник осеннего равноденствия) Афредуном, Навруз появился на много лет раньше Мехргона».

Однако в древней истории арийских народов существовали предания, согласно которым единобог в день Навруза сотворил мир, привел в движение небо, планеты и бесчисленные звезды, осветил Навруз как день сотворения мира, неба, солнца, земли и человека. Перед географически распространенным, политически и культурно развитым народом Великого Ирана этот праздник имеет огромную ценность и огромное значение. Как было сказано выше со слов Бируни, Навруз был первым днем фарвардина, что является первым днем нового года, и этот день иранцы называют днем сотворения мира.

Каждый праздник, как народный или национальный, религиозный или сектовый, имеет свою философию и суть, и в таких случаях нужно искать ответ на вопросы: «Когда появился?», «С какой целью появился?», Какие открытые или скрытые послания в себе носит?» Навруз не исключение из правил.

С этой позиции те легенды (предания), относящие появление праздника Навруз к эпохе правления Джамшеда и связи между ним и возрождением природы, совпадающее с началом весны, не могут быть истинной сутью Навруза, потому и недостоверны, так как, во первых, в то же время существуют легенды, связывающие появление этого праздника с сотворением мира и, во-вторых, большинство праздников древних племен имеет небесный, а не земной источник. Арийское слово «чашн» исходит из слова «ячишн» и употребляется в значении поклонение Богу и служение Ему. Наши предки в Навруз не только пели песни и плясали, чтобы удалить от сердца горе и печаль, но также занимались богослужением и тянулись к своему Творцу. Рассказывают, что справедливый Анушерван в Навруз не встретил посла Юспиниана, императора Рима, так как занимался молитвой. Арабское слово «ид» имеет религиозное содержание и исходит от «авдат» со значением, возвращение. Какое возвращение? Возвращение к Богу! Так как только возвращение к Богу приводит к радости, веселью и вечному спокойствию! Праздник Навруз, действительно земной праздник, берущий своё начало с небесной истории человечества.

Исторические сведения о международном статусе праздника Навруз

Это прежде всего грабительское нашествие Македонского и развал могучего государства Хахаманидов, нашествие монголов, после которых они уничтожили большие города - Термез, Балх, Нису, Мерв, Хорезм, Хамадон, Нишапур и более ста больших и малых городов, а Самарканд, Бухара, Чоч, Насаф, Ходжент, Охангарон, Ош, Джалалабад, Хива, Пенджикент потеряли 90% своего населения и в целом таджики потеряли более 10 миллионов человек в больших городах и ещё более в малых городах и областях. Долгое время Навруз не праздновался, и ушло в небытиё большая часть элементов Навруза. Советский период также оказал отрицательное влияние на празднование Навруза. Только в последние годы Союза разрешили праздновать Навруз.

Сегодня, когда Республика Таджикистан получила независимость и праздник Навруз на мировой арене признаётся как международный праздник, нам необходимо найти его первые элементы и посредством него выразить признательность древним арийцам, чудесным инициаторам Навруза, украсить его особой окраской предков и предложить человечеству бесценные достижения предков.

Навруз наш национальный праздник. Мы гордимся тем, что наши предки были передовыми во всех сферах своего времени и были образцом науки и высокой культуры в древние времена и средние века человечества. Ясным примером тому может служить стиль «Движения диких животных» или «звериный стиль» и их следы на медных, серебряных и золотых монетах. Посредством своего чудесного мастерства арийцы покорили сердца тысячи своих современников и ученых древнего мира, создатели первых империй, цивилизаций имели великие научные и практические достижения, были первыми лекарями, географами, астрономами, математиками, природоведами, открывателями земель, животноводами, писателями древнего мира, а также были умелыми градостроителями, племенными животноводами, семеноводами своего времени. Кроме книги «Авеста», они оставили в наследие немало научных произведений, первые города, различные ремесла (например, «Звериный стиль»), трехлопастные наконечники, племена чистокровных лошадей (арийское, ферганское, нисойское, мервское, хуттальское и другие) военные оружия и военные колесницы, высококачественные семена сельскохозяйственных культур и другие.

Один из важных элементов Навруза с времён возникновения этого праздника проведение весёлых мероприятий в сочетании с песней, музыкой, танцем, острословием и угощением. Навруз с древних времён связан с именем шаха Пешдодийцев Джамшедом, и эпоха Джамшеда была популярна во всём мире своим пиршеством и собраниями, до сих пор с удовольствием вспоминают «Джамский пир» или «шахский пир» сочетающийся с весельем, песней, музыкой, танцами и игрой. Песня и музыка на праздниках имели первостепенное значение. В пиршествах в честь Навруза участвовало всё население мужчины и женщины, молодые и пожилые, музыканты, певцы, балагуры и острословы.

Пиры имеют длинную историю и были известны ещё во времена правления Джамшеда. Известный таджикский композитор тех времен Борбади Марвази внёс большой вклад в создание Наврузских мелодий. Он в сотрудничестве с другими мастерами музыки Накисои Чанги, Саркаб, Саркаш, Бомшод, Ромтин, Гесуи Навогар, Фитна и другими создал хвалебные, сезонные, обрядовые мелодии и историко-эпические песни. Более 30 мелодий Борбада посвяшены определённой дате, народным обрядам того времени. В литературно-исторических и музыкальных произведениях они расположены следующим образом: «Ганджи гов», «Ганджбод», «Тахти Таклис», «Нокуси», «Авранги», «Луна на горах», «Мушкдона», «Ороиши Хуршед», «Нимруз», «Сабздори сабз», «Сарвистон», «Сози Навруз», «Нушинбода», «Марвои нек», «Мехргони» и другие. В его творчестве особое место занимают «Хусравониёт» и «Сози Навруз» посвященные Наврузу. Очень велик вклад Борбада в шаховские пиры во времена Сасанидов. Слава и популярность шаховских пиров была очень велика и в эпоху Саманидов. Об этом Рудаки пишет: Один весёлый пир устраивали, Вина, руда и музыканта пожелали.

О проведении шахских пиршеств в средние века упоминается Хафизом Ширази: Живите долго, эй кравчие шахского пира, Хотя не заполнен в ваш период кубок вина. (69, 129).

Некоторые элементы Навруза существовали и в доавестийские времена. Например, перепрыгивание огня, обряд ополаскивания водой, обливание розовой водой, различные состязания, проведение конкурса ремесленников, очищение дома, сжигание старых вещей, разбивание кувшина, начало сева и другие.

Традиции сжигания чучела или уничтожение старых вещей, признанные древнейшими традициями человечества, ныне проводятся в большинстве регионов Евразии. Посредством этого будто отдаляются все вредители и всякое зло от семейной жизни. Например, до эпохи правления Петра І в России, 14 марта праздновался как Новый год древности или до настоящего времени в отдельных областях России сжигание «Соломенного чучела» и в то же время в его огне сжигание старых вещей становится традицией, которые берут своё начало с арийских времён.

Особая традиция Навруза выпечка суманака. На наш взгляд, она также имеет древние корни. В прежние времена пшеница хранилась в колодцах и глиняных кувшинах. С наступлением теплоты часть влажной пшеницы зеленела. Её использование становилось невозможным. К тому же, до сбора следующего урожая для сохранения семьи нужна еда. Арийские женщины искали веками пути этих сложностей, наконец их нашли и они становились одним из элементов Навруза. Еда, приготовленная из белка пшеницы, включала в себя все важные и полезные для человеческой жизни витамины. Потому арийцы с древних времён не только открыли метод подготовки суманака, но и таким путём открыли обеспечивание жизненно важными для проживания витаминами, и, что важно это сохранилось до нашего времени.

Познавательная и нравственная значимость праздника Навруз

Родители обязаны воспитывать детей в таком духе. Источник такого воспитания мы должны искать в героических подвигах нашего народа.

Наше поколение должно знать, что таджики никогда не искали войну и не завоевывали другие страны. Хотя с самого начала имели сильную армию.

К примеру во времена хахоманидов ядро армии составляло царская конная гвардия и отряд «бессмертных». Согласно Геродоту название «бессмертные» объясняется тем, что число их десять тысяч должно было постоянно оставаться неизменным, на смену павших тотчас же набирались новые воины. (106, 152).

Чужие и иноземцы захватывали другие страны путем войны, силой оружия. Но благородные таджики выполняли такие действия благодаря своим умом и мирными переговорами. Символом таких действий является сказание о Сиявуше, где знаменитый таджикско-персидский поэт Фирдоуси олицетворяет в его образе героизм и храбрость нашего народа. Сиявуш -здоровый, красивый и умный юноша. Он совсем не отличается от своего учителя и наставника Рустама, такой же храбрый и смелый.

С врагом он предпочитает дела решить мирным путём, старается утихомирить поле войны мирными переговорами, чтобы не пролилась невинная кровь, чтобы молодые не попали в заговоры и интриги врагов, и чтобы не стали жертвой войны, матери не оплакивали своих сыновей, женщины не оставались без мужей. Храбрый Сиявуш дойдет до врагов без кровопролития и благодаря ясному уму и разумной речи восторжествует мир. Но время кровавое. Проблему не всегда решают богатыри, сторонники справедливости. Как однажды, так и стало. Сиявуш поймет, что интриганы и провокаторы одержали победу и хотят его убить, поэтому он сам вонзает меч в сердце, чтобы предотвратить войну.

Нужно также отметить, что когда чужеземцы нападали на нашу Родину, наши предки объединялись и сражались до победы, защищая свою Родину. Приводя в пример сказания о храбрости и мужестве сыновей, делаем выводы. Первый вывод. Нужно принимать и любить Родину такой, какая она есть. Никак нельзя представлять Родину без воды и песка, гор и камней. Человек растет и воспитывается в этой среде. Если сказать подругому, то те моральные и материальные ценности, которые созданы природой и самим человеком, в то же время воспитывают его как наставники.

Как говорит поэт Назар Халил: Аз кух,и Ватан сабри цамил омухтам, Аз чашмаи он софи дил омухтам. Дар манфиати халку Ватан мурданро, Аз мурдани мардони асил омухтам. Второй вывод. Дети с самого раннего возраста должны знать, что защита Родины и священной земли - это долг, и этот долг нельзя оставлять на потом.

Как защита Родины, так и патриотизм является долгом, так и воспитание в духе национальной гордости является задачей и долгом. Некоторые думают, что: а) у нас нечем гордиться. Нужно меньше говорить о гордости и больше действовать. По их мнению, если нация строит самолёты, тракторы и автомобили, то есть чем гордиться. Дети должны знать, что действовать -это важно, но наши предки, дедушки и бабушки, отцы и матери, и в прошлом, и в настоящем никогда не стыдились перед детьми. Создавали много морально-материальных ценностей, которыми надо гордиться. Это:

Одно из важных качеств Навруза - уметь прощать, поэтому поводу пишет писательница Ханифа Мухамадафруз, что Навруз - день прощения (обжалования) врагов, день посещения могил близких, день, в котором нужно забыть месть, обиду, гнев, отчаяние, ненависть, день, чтобы обновить себя, очистить себя и свои грехи, освободить себя, день согласия.

В прошлом у нашего арийского народа был обычай, что время Навруза было временем прощения. В Навруз люди забывали обиды и ссоры, очистив своё сердце, прощали грехи друг другу. Если даже это был очень плохой поступок, то, всё равно, в это время его нужно было забыть и простить. В Навруз люди освобождали своё сердце от грусти и печали, открывали друг другу свои объятия. Если по какой-то причине люди были в ссоре, то окружающие старались примирить их. Если кто-то перед кем-то был виноват, или обидел кого-то, то в Навруз он старался очистить свой поступок. Старался повернуть ссору к миру. Потому что в это прекрасное время года, время озеленения и зацветания, есть шанс очистить свои грехи. Невозможно было в Навруз не прощать, то есть Навруз был время прощения. Было бы чудесно, если бы мы настоящие владельцы этой традиции восстановили это. Если наши предки тысячелетиями назад оставили нам эту мудрость, то почему мы в современном мире не сделаем это своим проводником.

Методы и способы ознакомления учащихся с познавательно нравственной значимостью праздника Навруз в системе организации внешкольных мероприятий

Что же касается третьего вопроса - «Что вы знаете о присвоении международного статуса празднику Навруз», - то процент полноценных, хороших ответов оказался очень низким, причём, и в обычных, и в экспериментальных классах.

На наш взгляд, это объясняется, с одной стороны, отсутствием этих исторических сведений в учебной литературе, с другой стороны, тем, что с момента провозглашения международного статуса праздника Навруз (февраль 2010 г.) прошло немногим более четырёх лет, и большая часть населения, в том числе и ученики, не осведомлены об этом историческом событии.

XXI век, в котором мы живём, - время новых технологий и ускорения. Современный мир требует от нас, чтобы мы жили по-новому в таком стремительно меняющемся мире и воспитывали своих учеников, соответственно, так же. Очень действенным, эффективным средством как раз является привлечение их к участию способа, позволяющего: а) пробудить устойчивую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности; б) сформировать необходимые морально-нравственные качества и интерес к учёбе; в) воспитать чувство патриотизма, национальной гордости, учитывая лучшие качества, способности и личностные особенности нового поколения на всех ступенях обучения; г) обеспечить качество усвоения новых знаний и направить учащихся в русло активной самостоятельной деятельности; «Только новое поколение, которое имеет глубокое знание, полное мировоззрение и самостоятельную идею, будет чувствовать высокую ответственность гражданства и долг патриотизма к Родине и к народу» пишет Эмомали Рахмон, Президент Республики Таджикистан. «Та молодёж сможет превратиться в высшую энергию производства и в другие стороны жизни общества».

Поэтому главным остаётся повышение образовательно-политическо-правового уровня, самосознания и самопознания нового поколения и является основным направлением повышения властвования нашей нации.

Для того чтобы добиться этой стратегической цели, нам нужно воспользоваться имеющимися возможностями. И как мы уже сказали, Навруз и является одним из важнейших способов и возможностей. Но мы должны иметь в виду, что развитие интереса и желания получать знания, стать образованным человеком, нравственно - моральное и патриотическое воспитание, а также привитие чувства национальной гордости посредством празднования Навруза невозможно осуществить лишь только путём отдельных диалогов, уроков и специальных мероприятий. Мы должны добиться того, чтобы усилия и стремления педагогов были направлены на то, чтобы содержание всех учебных дисциплин, всей деятельности учащихся, познавательно-развивающих и интеллектуальных игр и художественной самодеятельности, кружков, участие в коллективном труде и общественной работе - всё это в какой-то мере будет способствовать развитию чувства любви к Родине любимому Таджикистану.

Чувство любви к Родине у детей развивается и начинается очень рано. Чувство, которое они испытывают к взрослым, тем, кто о них заботится, это мама, папа, учитель, воспитатель. Это залог любви к Родине, к народу.

Дети видят, как взрослые по утрам спешат на работу, работают в государственном или в простом учреждении. С гордостью рассказывают детям о своей работе. Все - это повод для гордости.

Важнее всего, чтобы ученики не были пассивными: если организовываются праздничные мероприятия, посвященные Наврузу, и один ученик прочитал доклад, 4-5 учеников рассказали стихи, то это вовсе не значит, что весь класс или школьный коллектив участвовал в мероприятии. Для учащихся экспериментальных классов мы, например, организовали внеклассное мероприятие, посвященное Наврузу, и дали ему название «В поисках праздника Навруза», предложив ученикам три вопроса: І.Что вы знаете о появлении праздника Навруз и его смысле? 2. Проведение праздника Навруз в вашем городе (районе, селе и.т.д.)? 3. Что вы знаете о международном статусе Навруза? При этом предоставили им нужную литературу и напомнили способ отгадки:

Каждый этап проводимой организационной работы имеет важную воспитательную значимость и способствует чёткой организации и проведении на должном уровне внешкольных и внеклассных мероприятий, посвященных Наврузу, в том числе мероприятия «В поисках Навруза», как предписание деятельности.

Цель и задачи этого предписания можно обозначить следующим образом: - прогнозирование системы работы, целью которой является формирование социально-активной личности и стимулирование активности учащихся; - разработка механизма, который бы обеспечивал осознание учащимися образовательно-воспитательной значимости и ценности праздника Навруз и эффективность осуществляемых мер; - как можно большее привлечение учеников к активному участию в воспитательных мероприятиях; - воспитание чувства национальной гордости и патриотизма, активной гражданской позиции, любви к Родине, интересы человека и общества; - подготовка учащихся к начальным элементам исследовательской и аналитической работы.

Для исполнения предписания использовались следующие методы и способы: обсуждение в группе, воспитательные часы, беседа, наблюдение, экскурсия, вечера вопросов и ответов, встречи, конференции, праздничные концерты относящиеся к теме «Навруз», просмотр фильмов и видеороликов, чтение стихов, сочинённых самими участниками мероприятия, встречи с людьми старшего поколения, с известными людьми, поэтами и писателями, с опытными учителями, творческие вечера, выставки творческих работ учеников, олимпиада по темам

Похожие диссертации на Познавательно-нравственная значимость международного праздника Навруз в системе внешкольных мероприятий