Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого Струценко Светлана Валерьевна

Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
<
Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Струценко Светлана Валерьевна. Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Струценко Светлана Валерьевна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т].- Пятигорск, 2009.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1491

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы формирования духовно-нравственной личности определяется современной социокультурной ситуацией, направленной на свободное развитие личности на основе общечеловеческих идеалов, усиливающимся гуманистическим движением «развития разумного человека», требованиями формирования духовной личности в системе образования.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» определяет ключевые направления духовно-нравственного развития личности с опорой на ценности национальной культуры и региональные традиции в соответствии с общечеловеческими нормами.

Идея формирования духовно-нравственной личности привлекает к себе внимание тем, что, во-первых, провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как самоценности, к детству как важному самостоятельному периоду в жизни человека; во-вторых, предлагает принципы и методы воспитания духовно-нравственной личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию, самосовершенствованию; в-третьих, объясняет возникновение гуманистических концепций развития ребенка и признания его права на индивидуальность.

Сказанное обусловливает необходимость возрождения и упрочения традиций духовной культуры народов России, преемственности в нравственных и духовных идеалах, предопределяет интерес к российскому педагогическому наследию, в том числе к наследию Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, в котором идея формирования духовно-нравственной личности занимает важное место. Их обращение к педагогике во второй половине XIX века было не случайным. Побудительными причинами стали социальная ситуация в России во второй половине XIX века, недостатки существовавшей системы образования, духовные искания писателей. Как прогрессивные деятели и граждане России они отчетливо осознавали, что образование и обучение являются ведущими источниками и средствами духовного развития ребенка. И если что-то и необходимо было менять в устройстве государства, то следовало начинать с пересмотра цели и содержания образования и обучения. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский глубоко проникли в духовный мир ребенка и взрослого. Они показали, что человек, испытывающий определенные трудности в социальной и личностной сферах, беспомощен в решении проблем своего существования, в том числе проблемы добра и зла.

Изучение наследия Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого позволило нам сделать вывод о том, что они рассматривали духовность как обретение человеком научных знаний, общечеловеческих и этнокультурных ценностей, как желание действовать на пользу общества и вести себя в соответствии с гуманистическими морально-этическими нормами и религиозными убеждениями. Признавая духовность как социально-ценностное образование и высшее проявление человеческой сущности, в ее содержание они включали гуманность, интеллигентность, нравственность, гражданственность, общинность, соборность, стремление жить и действовать по законам совести, правды, красоты и добра. Духовность, присущую русскому человеку, они характеризовали как единство сознания и жизни, как наличие внутренней свободы и ответственности по отношению к самому себе, как высокий уровень нравственности и христианско-православной веры. По мнению Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, высший уровень сформированности духовности личности представляет собой соответствие ее мировоззрения, убеждений и идеалов общественным интересам и гражданскому самосознанию. В своих воззрениях они признавали за человеком наличие индивидуальной ценности, видели нравственное совершенствование личности в духе православия, проводили параллель между идеей общечеловеческого и национального воспитания.

Проблема формирования духовно-нравственной личности исследовалась философами, писателями, литературными критиками и психологами. Связь педагогического процесса с философской и психологической базой личности занимает центральное место в научных трудах М.Ю.Айбазовой, Б.Г.Ананьева, Ш.А.Амонашвили, А.С.Арсеньева, Б.М.Бим-Бада, А.А.Бодалева, Е.В.Бондаревской, В.А.Вейкшана, И.Е.Видт, Б.З.Вульфова, Б.С.Гершунского, Н.К.Гончарова, В.Д.Губина, А.Н.Джуринского, В.И.Загвязинского, Н.В.Кудрявой, Б.Т.Лихачева, В.А.Сластенина и др.

Сущность духовности личности как высшей ценности педагогического образования и особенности ее воспитания исследованы такими учеными, как И.Н.Андреева, Е.П.Белозерцев, М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, Л.П.Буева, В.А.Вединяпина, В.В.Веселова, Г.С.Вяли-кова, Л.Д.Гирева, В.И.Додонов, Т.Б.Игнатьева, И.Ф.Исаев, В.А.Мосо-лов, Л.И.Новикова, С.Г.Пестриков, В.Г.Пряникова, Е.Г.Осовский, З.И.Равкин, В.И.Слободчиков, Л.А.Степашко, Я.С.Турбовской, Н.Л.Шеховская, О.Б.Широких, В.Д.Ширшова, Е.Н.Шиянов и др.

Большой вклад в разработку и углубление понимания проблемы формирования духовности личности внесли участники XXII - XXVIII сессий Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (1999 – 2008 гг.). Основу их исследований составил анализ духовно-нравственной базы ценностных ориентаций личности с позиций истории и современности. Ученые определяют основные идеи формирования духовности и анализируют ее влияние на равновесие морально-психологического климата общества. Научные статьи членов этого Совета дают представление о разнообразных подходах к определению содержания понятия «духовность личности» и основных направлениях формирования духовно-нравственной личности.

Внимание к проблеме формирования духовности в наследии Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского существенно возросло с конца 90-х гг., когда стали публиковаться ранее не издававшиеся для широкого круга читателей философские труды Л.Н.Толстого: «О жизни», «Исповедь», «В чем моя вера?», «Путь жизни», «Круг чтения», «Учение Христа, изложенное для детей», а Ф.М.Достоевского стали считать не только великим писателем, но и педагогом, внесшим весомый вклад в отечественную науку о воспитании. Последние публикации подтверждают необходимость дальнейшего исследования духовно-нравственных основ формирования вышеназванных писателей.

До настоящего времени сравнительно-сопоставительный анализ диалектики взглядов Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого на проблему духовного воспитания не был предметом самостоятельного целостного исследования с позиций плюрализма в оценках мировоззренческих концепций и гносеологических подходов. Проведенный нами анализ новейшей публицистической и педагогической литературы показывает, что социокультурная ситуация требует нового осмысления проблемы формирования духовно-нравственной личности, признания человека высшей ценностью и его права на свободу выбора. Педагоги-практики отчетливо осознают необходимость применения научно-обоснованных разработок, которые позволят обратиться к истокам духовности, облагородить сердца и души учащихся всем возвышенным, лучшим и подлинно человеческим и развивать духовную культуру личности.

Социальные, психологические и педагогические противоречия, слабая информированность в литературе о многообразии идей, концепций, теорий развития духовно-нравственной личности, теоретическая и практическая значимость свидетельствуют об актуальности предпринятого исследования.

Проблема исследования состоит в обобщении с позиций историзма опыта решения задач формирования духовно-нравственной личности в гуманистической педагогике Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого и формулировании выводов, содействующих повышению эффективности духовного воспитания в современной отечественной школе.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: гуманно-личностная концепция формирования духовности, разработанная Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским.

Предмет исследования: процесс воспитания духовно-нравственной личности в педагогическом наследии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Гипотеза: исследование основывается на предположении о том, что сущность и черты духовности, раскрытые Ф.М.Достоевским и Л.Н.Толстым, а также содержание, источники, средства формирования духовно-нравственной личности, получившие обоснование в их наследии, могут быть использованы в теории и практике воспитания духовности личности в современных условиях.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи диссертационной работы:

1. Охарактеризовать взгляды Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого на духовность как высшее проявление человеческой сущности и на раскрытое ими содержание воспитания духовности личности;

2. Раскрыть основные факторы процесса воспитания и роль духовности учителя и родителей в формировании духовно-нравственной личности в наследии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого;

3. Обобщить и показать с позиций историзма прогностическое значение опыта решения названной проблемы в трудах педагогов и сформулировать выводы, способствующие повышению эффективности формирования духовно-нравственной личности в современной отечественной педагогике и общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования явилась совокупность следующих принципиальных положений:

на философском уровне:

- плюрализм философских, гносеологических оценок к изучаемым фактам, явлениям, теориям; диалектическое единство общего, особенного и единичного, логического и исторического в изучении фактов, явлений, событий, рассмотрение их во взаимосвязи; объективность в подборе и оценке изучаемого; системный подход как направление методологии научного познания социальных процессов, в основе которого лежит поиск и нахождение целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений; противоречия как движущая сила развития; идея гуманизации и демократизации общества; философские концепции духовности как высшего проявления человеческой ценности; признание духовности как единства материального, культурного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического.

на общенаучном уровне (социальных наук):

- обусловленность возникновения и развития педагогических концепций и теорий социально-экономическими, политическими, культурными и религиозными факторами развития общества; конкретно-исторический подход к исследуемым объектам и предметам; возможности воздействия художественной литературы на сознание и чувства ребенка, на формирование внутренних переживаний и духовных убеждений личности; необходимость формирования эстетической потребности в детстве – наиболее плодотворном периоде духовного развития личности.

на уровне конкретной (педагогической) науки:

- связь теории и истории педагогики с гражданской историей, истории с современностью; гуманистические ценности как основа духовно-нравственных отношений личности; обретение духовностью жизненного смысла в процессе творческого развития и саморазвития личности; интеллигентность, гуманность, гражданственность, коллективизм, свободомыслие, ответственность в делах и поступках, добрые человеческие отношения как ведущие черты духовности; воздействие духовности на конструктивные преобразования в социокультурной среде; идея гуманизации и демократизации образования, школы, личности учащихся.

Теоретической основой исследования явились идеи, положения, концепции, теории, раскрывающие:

- сущность целостного педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, А.В.Беляев, А.Ю.Белогуров, Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Гордин, Т.А.Ильина, Г.М.Коджаспирова, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.И.Мищенко, Н.Д.Никандров, И.П.Подласый, В.А.Сластенин, В.И.Смирнов, Л.А.Степашко, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов, Г.И.Щукина, Е.А.Ямбург и др.);

- историко-педагогический процесс как составная часть историко-культурного развития общества (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, В.В.Веселов, Б.Л.Вульфсон, В.И.Додонов, А.И.Джуринский, С.Ф.Его-ров, Л.Н.Исаев, Г.Б.Корнетов, В.В.Кумарин, П.А.Лебедев, Д.О.Лорд-кипанидзе, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.В.Образцова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, В.Я.Струминский, Л.Л.Суп-рунова, В.Г.Торосян, Ф.А.Фрадкин);

- проблемы теории воспитания (Б.Л.Вульфсон, Б.С.Гершунский, Л.Г.Григорьева, Р.Г.Гурова, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Т.И.Кон-никова, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, К.Б.Семенов, В.Н.Сорока-Росинский, Г.Н.Филонов, А.А.Фролов, М.И.Царев, И.А.Шоров, Н.Е.Щуркова);

- методические аспекты изучения литературного наследия Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого в школе (М.М.Бахтин, С.В.Белов, Б.И.Бурсов, С.П.Бычков, С.А.Венгеров, Л.П.Гроссман, Н.К.Гудзий, А.С.Долинин, В.А.Жданов, Э.Е.Зайденшнур, Н.В.Кашина, В.Я.Кир-потин, Ю.Г.Кудрявцев, Г.Б.Курляндская, Ю.И.Селезнев, Е.С.Сереб-ровская, Г.М.Фридлендер и др.);

- психологические основы формирования личности (Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Лидак, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Фридман, П.М.Якобсон).

Для решения поставленных задач использовались следующие основные методы историко-педагогического исследования: анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников; сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ; систематизация идей, теорий по вопросам общего и семейного воспитания детей; обобщение теоретических положений.

Источниками исследования явились педагогические и публицистические труды Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, государственные документы об образовании, научные исследования по педагогике, методике преподавания литературы в школе, материалы педагогической периодической печати по изучаемой проблеме.

Этапы исследования: первый этап (2000-2003гг.) – поисково-аналитический – сбор и изучение фактического материала, его анализ и систематизация на основе названных выше теоретико-методологических подходов. На втором этапе (2003-2005гг.) – теоретико-аналитическом – обобщался систематизированный материал, выявлялись существенные связи педагогических явлений, фактов, положений, формулировались результаты проведенного исследования, делались теоретические обобщения и выводы. На третьем этапе (2005-2008гг.) – обобщающем – уточнялись отдельные теоретические положения, завершалось оформление диссертационной работы. На всех этапах в научной печати публиковались материалы по теме исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в нем с новейших теоретико-методологических позиций проанализирована сущность духовности личности, раскрытая в трудах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, выявлено прогностическое значение взглядов названных писателей на проблему формирования духовно-нравственной личности в процессе обучения и воспитания. В ходе исследования установлено, что духовность личности есть высшее проявление человеческой сущности. Охарактеризованы такие основополагающие черты духовности, как социальная справедливость, гуманность, интеллигентность, нравственность, общинность (соборность), внутренняя свобода, свобода в суждениях, ответственность по отношению к самому себе, вера. Показано, что в наследии этих писателей раскрыта не только содержательная сущность духовности, но определены основные средства, пути формирования духовно-нравственной личности. Выявлены важнейшие педагогические условия развития духовности личности учащихся в процессе их обучения и воспитания, основанных на гуманном отношении к личности ребенка.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем обобщен и научно переосмыслен вклад Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого в разработку проблемы формирования духовности как ключевого компонента овладения духовной культурой. Рассмотренные источники и средства формирования духовности личности позволяют уточнить, дополнить и углубить накопленный позитивный опыт разработки содержания образовательного процесса в современной школе РФ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения полученных выводов и положений в современной образовательной школе в процессе обучения литературе, а также в практике подготовки учителей в целях дальнейшего совершенствования процесса воспитания духовно-нравственной личности. Положения и выводы могут быть включены в учебные курсы теории и истории педагогики для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, использоваться для повышения квалификации учителей, работников сферы образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены методологическими позициями, учитывающими тенденцию развития знаний о человеке, широтой привлекаемых источников исследования, комплексом использованных методов теоретического анализа и их соответствием целям и задачам диссертационной работы, системой обобщенных фактов, материалов, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследование проблемы формирования духовно-нравственной личности основывается на необходимости критического использования в современной педагогике и школе прогрессивного наследия Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого о воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями современного общества Российской Федерации.

2. Теоретико-методологическими аспектами формирования духовности в трудах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого являются: идея гуманности в процессе обучения и воспитания, идея ценностного отношения к детству, идея связи обучения с жизнью, идея гармонизации личности и среды. Основными средствами влияния на формирование духовно-нравственной личности выступают среда и образование. Актуализация идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого базируется на ключевых моментах гуманизации личности и школы.

3. Критика Ф.М.Достоевским и Л.Н.Толстым состояния общего и семейного воспитания во второй половине XIX века включает в себя следующее: деградация семьи в «случайное семейство», утрата «общей идеи» отцами, «моральное разложение и духовное обнищание молодежи», подмена нравственного идеала, отсутствие высшей цели жизни. Гуманистическая сущность идеи свободного развития личности в области семейного воспитания осуществляется при создании в семье условий для реализации детьми игровой и трудовой деятельностей, постоянном духовном росте родителей, запрете физических наказаний; в области общего образования – посредством формирования педагогической культуры и духовности учителя с опорой на идею гуманности, равенства и свободного доступа к знаниям и образованию.

4. Историческое и прогностическое значение опыта решения проблемы формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого для отечественной педагогики и школы заключается: в сосуществовании идеи общечеловеческого и национального воспитания; в решении исследуемой проблемы на основе антропологического принципа; в признании свободы в воспитании формой побуждающего воздействия на сферу духовности; в осуществлении формирования духовно-нравственной потребности личности через систему нравственных воздействий; в определении процесса самосовершенствования и самовоспитания как потребности личности в нравственном идеале и моральном росте; в признании важнейшим условием духовного оздоровления общества наличия примера (образца для подражания) в семье.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ в 2001-2008 гг., на научно-практических конференциях молодых ученых того же университета, на университетских чтениях по итогам научной работы за 2004 - 2006 годы, на III и V Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск – 2001, 2007). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами ПГЛУ, Железноводского филиала гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, учителями общеобразовательных школ г.г. Железноводска, Пятигорска.

Основные положения диссертации освещены в 14 публикациях автора.

Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены предмет, объект, цель, гипотеза, конкретизируются задачи, раскрывается научная новизна, показана теоретическая значимость и практическая ценность; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой о духовности как высшем проявлении человеческой сущности» раскрывается понятие «духовность» как социально-ценностное образование, определена сущность и основные черты духовности, источники и содержание формирования духовности личности в трудах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Во второй главе «Процесс воспитания духовно-нравственной личности в наследии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого» выявлены основные средства духовного развития ребенка (среда, образование) и формирования его нравственного поведения в процессе воспитания, раскрыты основные черты школьного и семейного воспитания и их влияние на формирование духовности и нравственности у детей.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются общие выводы.

Библиография включает 228 наименований использованных источников, из них 7 на иностранном языке.

Похожие диссертации на Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого