Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников Баубекова Гульзахира Джураевна

Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников
<
Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Баубекова Гульзахира Джураевна. Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников : ил РГБ ОД 61:85-13/495

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Традиции узбекского народа и их роль в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников 17

I. Педагогическая сущность прогрессивных традиций 17

2. Психолого-педагогические основы использования традиций в профессиональной ориентации 37

3. Анализ опыта использования трудовых традиций в трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся в школах республики 61

ГЛАВА П. Использование трудовых традиций в профес-' сиональной ориентации учащихся старших классов 86

I. Содержание, формы и методы работы по использованию трудовых традиций в профориентации в учебном процессе 86

2. Использование воспитательных возможностей трудовых традиций во внеурочной работе. 102

3. Возможности педагогической практики в повышении эффективности использования трудовых традиций в профориентации старшеклассников .122

Заключение 149

Литература 155

Приложение 172

Введение к работе

В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии перед советской школой поставлены весьма ответственные задачи: "... повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания ... укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку учащихся к общественно полезному труду" /12; 60/ .

Результатом воспитания сегодня должна быть активная трудовая и общественно полезная деятельность человека, в ходе которой знания и идеи превращаются в убеждения и привычки, в мотивы поведения и труда.

"Привить школьникам любовь к работе, в полной мере включить в воспитательный процесс силу производительного труда - это и есть одна из важнейших задач воспитания. Мы постоянно заботимся о том, чтобы готовить такую молодежь, которая не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны, за судьбы социализма и мира. Такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями" - отметил в своей речи К.У.Черненко/7/.

КПСС и советское государство прилагали и прилагают много усилий ,чтобы еще выше поднять уровень учебно-воспитательной работы в школе, чтобы наряду с высоким уровнем знаний, необходимых для продолжения учебы в вузе, школа в то же время ориентировала молодежь на общественно полезный труд в народном хозяйстве и готовила ее к труду. Этого требуют развивающаяся экономика и культура нашей страны, совершенствование социальных отношений, интересы самого человека. На осуществление этих грандиозных задач и направлена реформа общеобразовательной и профессиональной шкоды, намеченная в соответствии с программными установками июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС. Появилась еще одна комплексная целевая программа, осуществление которой, как сказано в постановлении апрельского (1984г.) Пленума ЦК КПСС, призвано поднять работу

общеобразовательной и профессиональной школы на качественно новый уровень, устранить недостатки, имеющиеся в ее деятельности, обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитание в духе любви к нашей социалистической многонациональной Родине и готовности к ее защите, в духе пролетарского интернационализма. Осуществить реформу - значит коренным образом улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производительным трудом и, что особенно существенно, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным средним образованием.

Эти установки Пленума ЦК КПСС, на котором дана глубокая политическая оценка реформы, показаны пути ее осуществления, должны лечь в основу всей организаторской и массово-политической работы.

"Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед к нашим великим целям, - сказал с трибуны Пленума Константин Устинович Черненко, - каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса.

Более высокий уровень! - это и настоятельное требование времени - социальный заказ общества развитого социализма, это и обращение к педагогам школ и училищ, призванным вносить больше творчества, душевного огня в учебно-воспитательный процесс, к самой маленькой ячейке государства - семье, в которой ребенок с малых лет впитывает и все хорошее, и все плохое, это призыв к трудовым коллективам неослабно держать в поле зрения воспитание детей работников, помогать родителям в столь елокном и тонком деле, это и задание .", ученым создавать учебники, соответствующие духу и букве реформы, архитекторам и строителям - проектировать и сооружать новые замечательные учебно-трудовые комплексы. Это конкретное указание руководителям базовых предприятий о том, что теперь и они наряду с директорами учебных заведений несут личную ответственность за трудовое обучение школьников.

Реформа рассчитана на две пятилетки. Самые крупные задачи школьного строительства рассчитаны на относительно далекий срок -вплоть до 1995 года. Но это не дает времени на раскачку. Многое необходимо сделать уже сейчас. К таким неотложным задачам следует отнести совершенствование методики преподавания всех дисциплин, создание новых комплексных планов и программ трудового обучения и коммунистического воспитания.

"В современных условиях, когда в стране осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, - говорится в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду", - выпускники средней школы за период учебы должны овладеть глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве в соответствии с общественными потребностями и с учетом призвания, способностей и трудовой подготовки, вплотную подойти к овладению определенной профессией" /13 / .

Жизненная необходимость решения этой важнейшей общегосударственной проблемы законодательно закреплена новой Конституцией СССР. В статье 40, в частности, говорится: "Граждане СССР имеют право на труд..., включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей" / 16/ . Это право закреплено и новой Конституцией Узбекской CGP.

Воздействуя на природу, человек познает ее законы и использует их для совершенствования трудовых процессов. Побеждая в труде стихийные силы природы, он осознает и утверждает себя как хозяин, создает материальную и духовную культуру. Сознательный характер труда предполагает деятельность, требующую приложения умственных сил, фантазии, интуиции. Труд существенно влияет на развитие способностей человека, творческих задатков и дарований каждой личности, вызывает волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитать убежденного человека. "Без человеческих эмоций, - писал В.И.Ленин, -никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины" / 5; 67-69/ .

Подчеркивая, как важно бережно хранить, накапливать лучшие традиции всех народов, человечества, В.И.Ленин отмечал, что эти традиции надо постоянно и систематически развивать, пропагандировать, превращать в норму повседневной жизни. В.И.Ленин вскрыл источники новых, социалистических традиций, их особенности и доказал, что без овладения лучшими традициями, выработанными человечеством, нельзя стать коммунистом. В.И.Ленин показал связь формирования новых традиций с повседневной борьбой трудящихся за социализм, с преобразованием жизни на самых передовых, коммунистических началах. Владимир Ильич отмечал, что именно воспитанием молодежи закрепляются достижения прошлых поколений. В этом важном деле велика роль наставников. Наставничество - явление, выросшее на народных традициях, и роль народных наставников в профориента - 7 ции огромна.

Развитие наставничества - важный резерв повышения эффективности и качества воспитательной работы среди молодежи. Оно является характерной чертой социалистического типа преемственности поколений. Рожденное социальным творчеством советских людей, движение наставников с новой силой свидетельствует о созидательных возможностях человека, свободного от эксплуатации, работающего на себя, на социалистическое общество. Целенаправленная, систематическая деятельность наставников по воспитанию достойной смены трудящихся способствует дальнейшему укреплению преемственности поколений строителей коммунизма.

Постоянная забота партии о трудовом становлении и профессиональном самоопределении учащейся молодежи нашла свое новое яркое подтверждение в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Оно развертывает широкую программу усиления политической, нравственной и трудовой закалки юной смены /14/ .

Советская школа должна научить подрастающее поколение строить новую жизнь, подготовить молодежь к творческому труду, сделать ее не только обладателем всех богатств, которые выработало человечество, но и продолжателем создания этих богатств. Школа, являясь одним из важнейших источников пополнения трудовых ресурсов страны, воспитание на трудовых традициях ставит существенной составной частью дела профессиональной ориентации, формирования у школьников трудолюбия, готовности трудиться после окончания школы на любых участках народнохозяйственного производства.

В 1974 г. ЦК КПСС принял постановление "О народных художественных промыслах". Этим постановлением предусмотрено дальнейшее развитие традиционных художественных промыслов. Министерству про • - 8 -свещения СССР было поручено осуществить необходимые меры по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ в центрах художественных промыслов. В связи с этим Министерством просвещения СССР было направлено в союзные республики письмо № 42-М от II июня 1975г,, в котором предлагалось рассмотреть вопрос об улучшении и расширении профессиональной ориентации школьников в центрах народных художественных промыслов, разработать и осуществить соответствующие мероприятия.

Осуществление трудового обучения, воспитания и профориентации в школах Узбекистана происходит в специфических условиях. Это объясняется, во-первых, богатыми устойчивыми национальными трудовыми традициями, которые ярче проявляются на селе, во-вторых, большим потенциалом семьи в деле трудового воспитания детей.

Формирование у молодого поколения трудолюбия на традициях народа было всегда в центре внимания советской педагогики. К.Д. Ушинский говорил: "Воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитывать сильных характеров" /175; 388/ •

А.С.Макаренко, наиболее полно разработавший вопрос о педагогическом значении традиций, подчерквиал, что без традиции невозможно правильное советское воспитание.

Большое внимание использованию народного искусства, традиций в целях трудового и эстетического воспитания подростков уделял выдающийся педагог С.Т.Шацкий.

В колонии "Бодрая жизнь", руководимой С.Т.Шацким, работы, связанные с декоративно-прикладным искусством, рассматривались как средство осуществления единства трудового и эстетического воспитания, составляющее органическую часть формирования всесторонне развитой личности... "Между основными сторонами дет - 9 - ской жизни - физическим трудом, игрой, искусством; умственным и социальным развитием, - писал С.Т.Шацкий, - существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге те или другие изменения в одном направлении вызывают соответственные изменения в другой области" /195; 5/ . 

Народное творчество всех 15 республик несет в себе богатую, выработанную столетиями, а подчас и тысячелетиями, художественную культуру. Орнаменты тканей, затейливые игрушки, резьба по дереву - все это восходит в своих прообразах к прошлым, часто древнейшим культурам. Отточенные поколениями трудовые традиции народных промыслов стали в наше время основой нового восприятия современности, основой творчества советских людей. Эта черта присуща работам народных умельцев из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Киргизии, Эстонии, Узбекистана и т.д.

"Литература и искусство наиболее ярко и эмоционально выражают духовный облик народов", - отмечает киргизский ученый А.Э. Измайлов/83,29/ .

Наше время - свидетель бурного роста популярности декоративно-прикладного искусства, развития народных традиций. При современной тенденции к стандартизации и унификации подлинное произведение народного мастера ценно тем, что оно сделано в индивидуальной, неповторимой манере, ярко выражает лицо народного умельца. На современном этапе декоративно-прикладное искусство приобрело особое значение. Оно не доживающая тень прошлого, а живая национальная традиция, возможности развития которой беспредельны. Как не может иссякнуть родник, дающий начало великой реке, так никогда не иссякнет творчество. И сегодня оно живет и растет, питаясь от своих древних корней и прокладывает новые пути в постижении современности. Мудрое и прекрасное, оно учит ви - 10 -деть красоту в простом и малом.

На важность исследований, связанных с изучением культурных наследий прошлого в области народной педагогики, указывал В.И. Столетов, отмечавший, что преемственность - закон развития педагогики. Вот почему изучение и обобщение историко- педагогического материала, который принято называть народной педагогикой, представляет большой научный интерес. Изучение узбекской народной педагогики, наставничества, синтезирование прогрессивных традиций, воспитание молодежи вообще, профориентация в частности, выявление методов и средств использования лучших из традиций народной педагогики в практике современной педагогической деятельности имеют определенную научную ценность и практическую значимость.

Видные деятели советской педагогики М.Й.Калинин, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлин-ский и другие особое значение придавали вопросам использования богатого педагогического наследия народа.

Этой проблеме посвящены многие работы современных исследователей. В частности, следует отметить исследования в этой области, проведенные Г.Н.Волковым, А.Э.Измайловым, Я.И.Ханбиковым, М.Ф.Шабаевой, А.Ф.Хинтибидзе, В.Х.Арутюняном, З.Ф.Миртурсуновым, А.Ш.Гашимовым, С.Т.Темуровой, М.Ширбаевым. Не вдаваясь в подробный анализ этих работ и не умаляя их достоинства, отметим, однако, что объектом их исследований является лишь совокупность или школьных, или народных традиций, а анализ педагогической сущности трудовых традиций не занял в них подобающего места. Особняком стоят работы ряда авторов, специально посвященные анализу духовного наследия некоторых народов СССР, накопленного именно в сфере трудового воспитания. Например, трудовые тради - II ции чувашского народа, народностей Сибири и Крайнего Севера стали объектом исследований Г.Н.Волкова / 53/ , Ю.Б.Стракача /І6Я/ . В их работах анализируется педагогическая сущность народных традиций, указываются некоторые пути использования их в процессе воспитания современной молодежи.

Вопросы традиций в республиках Средней Азии и Закавказья нашли отражение в трудах Г.Наджимова /125"/ , Н.С. Сарсенбаева /151/ , АЛотонова/191/ , А.Алиева / 24 / , Б.Х.Цавкилова и других. В их работах раскрыты сущность, механизм и закономерности возникновения и развития народных обычаев и традиций, выявляется роль прогрессивных обычаев и традиций в развитии общества. Авторы анализируют причины "живучести" реакционных, архаических обычаев и традиций, намечают пути преодоления их влияния на воспитание советских людей.

Вопрос о прогрессивных традициях узбекского народа в воспитании учащихся рассматривался в работах Л.М.Ходжаевой /І8Б/ , Р.Мавляновой /І2Г/ , С.Т.Темуровой /I7X/ , Б.Кадырова/101/ . В частности, Л.М.Ходжаева рассматривает влияние прогрессивных традиций узбекского народа на нравственное воспитание пионеров.

С.Т.Темурова исследует вопрос влияния прогрессивных традиций на нравственное воспитание старшеклассников и возможности их использования на уроках узбекской литературы.

Особо близки к нашей проблеме работы киргизского педагога Б.Апышева/27/ и узбекского Т.Миноварова /Ш/ .

Б.Апышев рассматривает влияние трудовых традиций киргизского народа на трудовое воспитание старшеклассников.

Т.Миноваров исследует особенности трудового воспитания в многодетной современной узбекской семье.

Несмотря на наличие ряда исследований и публикаций по воп - 12 -росам этнопедагогики, многие аспекты влияния национальных обычаев и традиций на воспитание подрастающего поколения еще не исследованы.

Проблеме профориентации школьников посвящено значительное количество исследований. В трудах А.А.Шибанова, К.А.Ивановича, А.А.Йовайши не только определяются сущность и основные исходные элементы советской системы профессиональной ориентации, но и экспериментально обосновываются содержание и методика проведения этой работы. В исследованиях Ю.П.Аверичева, СИ.Архангельского, С.Н.Чистяковой, Л.В.Ботяковой, С.АЛерник раскрывается необходимость выявления и развития профессиональных интересов школьников, определяется исключительная важность специальной работы с учащимися по формированию профессиональной направленности личности. Но ни в одной из этих работ не ставилась задача раскрыть роль прогрессивных традиций в профориентации учащихся старших классов. И вместе с тем, исследование этого вопроса необходимо, так как и в наши дни народные традиции составляют живую ткань общественной и семейной жизни каждой нации, каждого народа. Едва ли можно добиться успехов в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников без использования многовекового опыта грудящихся масс по привитию трудолюбия молодежи. Использование прогрессивных традиций узбекского народа в профориентации учащихся поможет повышению эффективности практической подготовки выпускников к общественно полезной деятельности.

Актуальность проблемы определяется научным и практическим значением использования народных трудовых традиций в решении задач коммунистического воспитания.

Анализ научной литературы и изучение опыта воспитательной работы школ республики позволили предположить, что прогрессивные

- ІЗ трудовые традиции узбекского народа будут одним из важнейших факторов профессиональной ориентации при:

а/ наличии продуманной системы их использования, способствующей формированию мировоззрения труженика;

б/ поддерживании в молодежи интереса и стремления к традиционным видам труда;

в/ подготовке школьников к участию в той сфере производства, в которой наилучшим образом проявило себя старшее поколение (деды, родители, старшие братья и сестры и т.д.).

Исходя из практической и теоретической актуальности проблемы, мы избрали темой исследования: "Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников".

Цель исследования: раскрыть педагогическую сущность трудовых традиций узбекского народа и выявить пути использования их в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников. Трудовое воспитание при этом рассматривается в связи с профессиональной ориентацией.

В исследовании поставлены следующие задачи:

а) раскрыть педагогическую сущность трудовых традиций узбекского народа;

б) изучить влияние этих традиций на развитие трудолюбия и профессиональную ориентацию подрастающего поколения;

в) выявить педагогические условия наиболее эффективного использования традиций узбекского народа в трудовом обучении и профессиональной ориентации старшеклассников;

г) разработать на этой основе практические рекомендации с целью оказания помощи учителям и родителям в трудовом воспитании, обучении и профессиональной ориентации школьников.

Предмет исследования: влияние трудовых традиций на профессиональную ориентацию старшеклассников. При этом нами исследуются именно те прогрессивные традиции, которые могут служить современному воспитанию.

Объектом исследования являются учащиеся старших классов (УШ-Х классы). Этот возраст (15-17 лет), исходя из общепринятой возрастной периодизации, принятой в советской педагогике и психологии /133; 56/ , характеризуется отчетливой дифференциацией учебных интересов, устремленностью в будущее, желанием юношей и девушек определить свою профессию /132; 370/ .

Научная новизна исследования заключается прежде всего в обосновании наиболее эффективных форм и методов использования трудовых традиций в выборе профессии учащимися старших классов. На основе изучения и обобщения положительного опыта профориентаци-онной работы республики и проведенных экспериментов разработан комплексный подход к использованию трудовых традиций в выборе сферы деятельности старшеклассниками.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в разработке определенной системы использования трудовых традиций, в определении их влияния и оптимальных возможностей формирования у учащихся готовности к сознательному выбору профессии.

Результаты исследования, касающиеся использования трудовых традиций в профориентации, внедрены в практику работы Ферганского пединститута имени Улугбека и школы-интерната № II города Ферганы.

Методы исследования:

1. Общий и сравнительный анализ педагогической, философской, психологической и социологической литературы.

2. Изучение трудовых традиций и обобщение передового опыта школ Узбекистана в области использования трудовых традиций.

3. Наблюдения за работой преподавателей и учащихся как в процессе обучения, так и во внеклассных мероприятиях.

4. Посещение комсомольских собраний, тематических вечеров с участием знатных людей и т.д.

5. Личные беседы, встречи со старожилами, ветеранами труда, научными работниками, директорами, завучами школ, классными руководителями. 

6. Устные и письменные опросы учащихся, анкетирование.

7. Изучение школьной документации (учебно-воспитательных планов школы, комитетов комсомола, стенгазет).

Методологической основой исследования данной проблемы являются положения классиков марксизма-ленинизма по вопросам трудового воспитания и подготовки молодежи к выбору профессии, материалы съездов, решения партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания. В подходе к решению проблемы мы опирались на труды К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, М.И.Калинина, А.С. Макаренко, С.Т.Шацкого, Хамзы Хаким-заде Ниязи, Ч.Валиханова, Тоголок Молдо и других выдающихся педагогов и государственных деятелей.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1976-1978гг.) - анализ состояния проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической литературе, в диссертационных исследованиях, изучение традиций узбекского народа непосредственно в сельских местностях, в горном поселке Шахимардан, кишлаках, селах.

Второй этап (1978-1980 гг.) - интенсивная опытно-педагогическая работа (в школе-интернате № II г.Ферганы, в Ферганском пединституте, в школе № 14 Риштанского района), уточнение гипо - 16 ,тезы и проверка ее отдельных положений.

Третий этап исследования (1980-1982 гг.) - проверка и осмысление результатов опытно-педагогической работы, а также уточнение выводов исследования и их оформление.

Апробация. Основные положения работы освещены в выступлениях на Республиканских педагогических чтениях, Самаркандской научно-теоретической конференции, в лекциях на курсах повышения квалификации директоров, завучей школ Андижанской, Наманганской, Ферганской областей; обсуждались на заседании сектора педагогики НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР, на Ученом Совете и заседании сектора трудового обучения и профориентации УзНИИПН им.Кары-Ниязова, на кафедре Ферганского пединститута, в Киргизском НИИ педагогики, а также изложены в публикациях (журналы "Школа и производство", "Совет мактаби", "Гулхан", газеты).

В- материалах ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, постановлениях партии и правительства указана генеральная линия совершенствования коммунистического воспитания, которая требует комплексного подхода к постановке всего дела воспитания и обеспечивает тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Народный опыт, народные традиции призваны содействовать ускорению этого единства. Школа должна готовить молодежь к жизни, к полезному для Родины труду, растить разносторонне образованных, глубоко развитых юношей и девушек. В этом важную роль должно сыграть воспитание подрастающего поколения на славных трудовых традициях нашего народа.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.  

Педагогическая сущность прогрессивных традиций

Народ - творец лучших моральных ценностей человечества, в том числе и наиболее ценных традиций. Он творил их в упорной борьбе за свое освобождение, выковывал эти традиции в неустанном труде, в битвах с иноземными захватчиками.

В прошлые исторические эпохи социальное, политическое, нравственное содержание традиций особенно ярко выступало в периоды острых классовых схваток. Именно в периоды подъема массовых народных движений, революционных битв, когда люди или широкими общественными интересами, боролись за высокие идеалы, и формировались лучшие традиции.

В органической связи наиболее ценных, прогрессивных традиций с историей народных масс состоит важнейшая закономерность формирования и развития традиций.

Традиция суммирует и обобщает опыт человеческих отношений. Именно это содержание традиций воспринимается и сохраняется в ходе исторического развития народными массами.

В процессе коммунистического строительства наряду с национальными чертами характера и особенностями психического склада людей возникают и получают все большее развитие общие черты духовного облика, рожденные социалистическими общественными отношениями и вобравшие в себя лучшие национальные традиции всех народов.

Таким образом, не отдельные выдающиеся личности, не воля правителей, а народ в целом в течение веков трудовой жизнью и герои - 18 -ческой борьбой с эксплуататорами создает ценные традиции.

Традиции рабочего класса, его марксистско-ленинского авангарда наследуют и развивают все ценное, прогрессивное в традициях прошлого, в том числе патриотизм, героизм и свободолюбие, которые выковывались в многовековой, и кровопролитной борьбе с царизмом, иноземными паработителями, многочисленными эксплуататорами, сидевшими на шее каждого народа; уважительное отношение к культурным ценностям других наций, верность в дружбе, товариществе; уважение к старшим, ко всему хорошему, что достигнуто ими; вежливость, скромность, радушие, гостеприимство; взаимная помощь и выручка; любовь к труду; трудовые обряды и праздники и др.

Эти традиции составляют духовную ценность народа, доставшуюся нам от предыдущих поколений, от которых мы наследуем все лучшее из их жизненного опыта, сохраняя, развивая и приумножая его в новых условиях, вкладывая в него коммунистическое содержание .

В.И.Ленин в лекции "О государстве" говорил, что подойти к любому социальному вопросу с научной точки зрения - значит не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это влияние проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь/5;67/ . Только такой исторический подход к традициям может вскрыть сложную диалектику их развития, выявить, что в истории традиции отражало своеобразие той или иной эпохи, а что порождалось общими социальными потребностями людей, свойственными им в любое время.

Воспитание возникло вместе с человеческим обществом как воспитание трудовое и нравственное. Поскольку самой древнейшей формой закрепления и передачи социально-нормативного опыта яв- лялись обычаи, и в первобытном обществе, по словам В.И.Ленина, "держалась общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда силой привычки, традиций"/ 5, 69/ . Становление и дальнейшее развитие самой морали, а также нравственного воспитания, прежде всего связаны с формированием и развитием различных традиций и обычаев.

Родословная традиций берет начало в глубокой древности, задолго до появления классов, и их роль в жизни общества трудно переоценить.

В оценке национальных традиций прошлого, а, значит, и в отношении к ним следует исходить из высказывания В.И.Ленина о том, что "есть две нации в каждой современной нации... Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова" / 3,123/ .

Изучая традиции, нужно видеть, в каких конкретно-исторических условиях и каким классом они создавались, какому классу служили, чьи интересы отстаивали, господство какого класса укрепляли.

В условиях развитой родовой общины традиции не имели рационального, истинного или ложного объяснения, кроме того, что обычаи и обряды исполнялись предками и их потомки должны также неукоснительно их соблюдать. "Все отлично знали, - пишет К.Ра-муссен об эскимосах, - что именно полагается сделать в каждом данном случае, но всякий вопрос мой "почему?" оставался без ответа". К.Рамуссен добился одного "объяснения": "... предки наши вооружались всеми старыми житейскими правилами, вырабатываемыми -опытом и мудростью поколений. Мы не знаем, как, не догадываемся почему, но следуем этим правилам, чтобы нам дано было жить спокойно. И мы столь несведущи, несмотря на всех наших заклинателей, что боимся всего, чего не знаем... Поэтому мы держимся своих обычаев и соблюдаем наше табу"/149, 81/ .

Обычаи и традиции первобытнообщинного строя выражали общие интересы всех членов коллектива. Это объясняется тем, что родовой строй еще не знал отношений господства и порабощения. С разделением общества на антагонистические классы традиции начинают принимать классовый характер. Происходит использование сложившихся традиций не в интересах всего общества, а лишь в интересах определенных групп и классов. Традиции рождаются в ответ на требование жизни и живут до тех пор, пока отвечают интересам того или иного класса. Они появляются в результате повторяемости каких-либо действий, продиктованных сложившимися обстоятельствами. Причем они или возникают стихийно, или вводятся сознательно.

Анализ опыта использования трудовых традиций в трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся в школах республики

Развитие культурной революции объективно ведет к росту социальных потребностей молодежи и прежде всего к необходимости в содержательном, творческом, квалифицированном труде.

В Узбекистане, например, полную и неполную среднюю школу оканчивает ежегодно около 230 тысяч человек. Из них третья часть поступает в вузы и техникумы, профессионально-технические училища, а остальные выпускники практически должны идти на производство, в сферу обслуживания. К ним надо добавить десятки тысяч юношей и девушек, не поступивших учиться и не определивших свою трудовую деятельность в прошлые годы.

Во многих работах профориентация сводится к чисто эмпирической деятельности по формированию установок на выбор профессии, к проведению различных мероприятий, которые должны дать в конечном итоге необходимый экономический эффект. Получается односторонний подход к решению проблемы профориентации.

В большинстве случаев она приводится лишь с выпускниками. Именно в тот период, когда десятиклассники начинают готовиться к выпускным экзаменам, для них организуют и вечер встречи с людьми разных профессий, и экскурсию, и лекцию. Понятно, что эффективности при таком подходе к постановке профориентации добиться трудно.

Нередко полагают, что каждый человек одинаково будет знать все, что исчезнут все профессии. Глубоко научное объяснение понятия "всестороннее развитие" дал А.В.Луначарский. Человек всего знать не может. Наука развивается гораздо быстрее, чем удлиняется жизнь человека, и весь объем наук человек усвоить не может. Поэтому он избирает себе специальность, в которой совершенствуется.

"Труд не приносит радость тому, кто не обладает ремеслом", -гласит народная мудрость. В народе говорят: "Кто овладел ремеслом, живет обеспеченно, ибо ремесло - золото", "Искусные руки голодными не останутся", а "Кто не овладел ремеслом - тот живет в вечной нужде". Отсюда можно сделать вывод, что народ высоко ценит ремесло, люди, владеющие ремеслом, уважаемы в народе. Поэтому узбекский народ в любое время с большим уважением относился к ремеслу. В народной педагогике зрелость и совершенство человека связываются со знанием ремесла, призыв к молодежи овладеть какой-либо профессией, занимает в ней одно из центральных мест.

Все самое положительное, самое ценное, что сформировано народной мудростью в течение многих столетий, входит и должно входить составн й частью в общую систему воспитания советской школы.

Ферганская долина Узбекистана исстари славилась непревзойденными умельцами, фантазия которых помогала создавать удивительные, уникальные предметы. Много веков насчитывает знаменитая голубая риштанская керамика, секрет которой "ишкор" передавали усто из поколения в поколение. Кокандские резчики выводили "мелодии" на дереве, заставляли его не только служить человеку, но и украшать повседневный быт. Маргиланские ткачи, сотворившие многоцветную радугу на шелке, прославили родной край своим тонким ремеслом навечно.

Большой знаток и пропагандист народных традиций в керамике, лауреат премии Ленинского комсомола СССР, главный художник Риш - 63 -танского завода художественно-керамических изделий Ш.Юсупов объединил вокруг себя пытливую, талантливую молодежь. Его питомцы знакомы не только с историей возникновения керамики, но и сами создают изделия из глины по традициям местной гурумсарайской или самаркандской мелкой пластики. Эти изделия можно увидеть в заводском музее.

В Чимионе и Хамзаабаде издавна культивируется роспись по ганчу.

На Маргиланской швейно-художественной фабрике открыт цех ручного ткачества. Он находится под поитоянным вниманием директора предприятия А.Пулатова, высокопрофессионального ткача, сумевшего объединить народных умельцев.

В Ферганском и Кокандском краеведческих музеях собраны прекрасные образцы народного творчества - и резьба по дереву, и чеканка, и ручная выделка шелка, и цветистые расшитые сюзане. Во многих семьях бережно хранят доставшиеся от дедов ляганы, кумганы, неповторимые по узорам скатерти, занавеси, покрывала. В каждом таком изделии отражены быт народа, его обычаи, духовные традиции. Вот почему очень важно не только их сохранить, но и возродить их производство, используя все достижения сегодняшнего дня, современной техники. Однако, нельзя сказать, что у нас в республике все сделано для широкого развития народного творчества.

Как показывает наше исследование, работы узбекских мастеров лучше знают на союзных и республиканских выставках, чем у себя в области, районе. Почти не выставляются их изделия во Дворцах культуры, пионеров, клубах, школах.

Нельзя допустить и согласиться с тем, что некоторые виды народных промыслов идут на убыль. Так обстоит дело с ганчем, чеканкой. Раньше известны были мастера, расписывавшие предметы -домашнего обихода при помощи особых штампиков. Их ремесло, к сожалению, забывается.

Известное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (1977) стало для педагогических коллективов боевой программой действий. В Постановлении говорится, что подготовка детей к жизни, к труду является первейшей обязанностью граждан СССР. В новых программах и учебниках широко поставлены вопросы углубленного развития у учащихся чувств советского патриотизма, социалистического интернационализма, гражданского и воинского долга, воспитания их на революционных, боевых, трудовых традициях Коммунистической партии и советского народа. Эти задачи должны решать в первую очередь родители и учителя школ.

За последние годы педагогические коллективы школ, областные, городские и районные отделы народного образования совместно с трудовыми коллективами предприятий улучшили постановку трудового воспитания и профориентации учащихся. Из года в год улучшается материальная база трудового обучения. В большинстве школ есть оборудованные мастерские по обработке металла, древесины, кабинеты швейные," автодела и другие. И все же на сегодняшний день только в 300 из 481 средней школы Ферганской области введено производственное обучение. Этот процесс, по нашему мнению, необходимо ускорять.

Содержание, формы и методы работы по использованию трудовых традиций в профориентации в учебном процессе

Вся обширная деятельность по воспитанию нового человека может быть эффективной лишь в том случае, если она использует такие формы и методы работы, которые наиболее адекватно отражают реальный процесс движения нашего общества к коммунизму, если она способствует формированию у каждого члена общества коммунистических идейно-нравственных принципов, здоровых привычек, положительных навыков.

В трудовом воспитании в узбекской народной педагогике широко применялись методы примера и назидания, поручения и приучения (упражнение, поощрение и наказание, убеждение). Средствами были участие в труде взрослых, подражание, показ, назидание за лень, за плохое, небрежное отношение к труду.

На современном этапе каждый учебный предмет участвует в сложном и многогранном процессе трудового воспитания учащихся свойственными ему средствами, согласованными с характером программного материала. Развитие познавательных интересов к труду и технике при непосредственном участии школьников в посильном производительном труде осуществляется в тесной связи с изучением основ наук. На это обстоятельство в свое время обращал внимание еще в 1919 году П.А.Кан. Он писал, что "следует поставить перед школой задачу такого порядка, чтобы труд физический и умственный, как общее правило, не стояли особняком или были вкраплены друг в друга отдельными пятнами. Систематическим слиянием, взаимным проникновением обоих видов труда может быть косвенно реализова - 87 -на еще одна задача большой важности. Не из книг и рассказов -на основании живого опыта, из своей практики, а , следовательно, наиболее убедительно молодежь в период своей наибольшей душевной восприимчивости убедится в том, что труд является центральным, всеопределяющим фактором жизни. Элементы трудового миропонимания и мировоздействия будут таким образом заложены в детской душе наиболее глубоко и прочно" / 93,12/ .

При определенной направленности преподавания и информация, получаемая школьником на уроке, и сам процесс обучения могут стать воспитательными факторами огромной силы. "Обучение является содержательным центром во всей системе всестороннего развития личности, вокруг которого должна развиваться всякая иная деятельность детей, организованный воспитательный процесс в целом !/91, 270/ . "Необходимо добиваться, - подчеркивается в декабрьском (1977г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду", - чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний ! /із/ . Продуманное, целенаправленное воспитывающее обучение заключает в себе возможности определяющего воздействия на развитие познавательных интересов учащихся, на формирование их жизненных планов. Содержание использования трудовых традиций в профориентации определяется в современной школе задачами коммунистического строительства и требованиями научно-технического прогресса.

На ХХУІ съезде КПСС трудовое воспитание в школе рассматривалось в едином комплексе с идейно-политическим и нравственным воспитанием учащихся, что поднимает трудовое воспитание на бо - 88 -лее высокую качественную ступень, расширяя и обогащая его содержание /12,19/ .

Разумеется, не все учебные предметы имеют одинаковые возможности ориентации на традиционные виды труда, тем не менее эти возможности имеются практически у всех общеобразовательных дисциплин и для их реализации необходимо соблюдение некоторых принципов, К ним относится, как показывают наше изучение и наблюдение, анализ учителями программы и учебника (пособия) по своему предмету, а также изучение тех традиционных профессий, ремесел, видов прикладного искусства, на которые нацеливает профориента-ционная работа. Далее, необходим отбор профориентационного материала, относящегося к трудовым традициям народа, и отработка прин-ципов размещения его в рамках учебной программы без нарушения ее внутренней логики, с тем, чтобы, используя все формы учебной, внеклассной и внешкольной работы по данному предмету, показать учащимся, как знание этого предмета применяется в повседневном труде.

Основное содержание использования трудовых традиций в учебном процессе, как показывает наше исследование, включает в себя:

1. Воспитание интереса и любви при изучении основ наук и различным видам труда, трудолюбия.

2. Вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками.

3. Воспитание у учащихся коммунистического отношения к труду.

4. Воспитание уважения, интереса к людям труда, к традиционным профессиям и оказание им помощи в выборе профессиональной деятельности.

Возможности педагогической практики в повышении эффективности использования трудовых традиций в профориентации старшеклассников

Осуществление задач развития народного образования, выдвинутых ХХЛ съездом КПСС, неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием работы по профессиональной подготовке и переподготов - 123 -ке учительских кадров. "Особая роль в развитии народного образования, - подчеркивается в "Основных законодательствах Союза ССР и союзных республик о народном образовании", - принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на высоком сознании профессиональной и общественной ответственности за надлежащее качество обучения и коммунистического воспитания молодого поколения" /12/.

Общество зрелого социализма высоко ценит личные способности, талант воспитателя. Но этот талант не должен действовать в отрыве от жизни, в каких-то изолированных от нее воспитательных учреждениях. "Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, - говорил В.И.Ленин, - если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни" /6; 313/. Развитое социалистическое общество, высоко ценя личные способности, талант воспитателя, вместе с тем переносит в своей воспитательной деятельности центр тяжести на организацию системы общественных отношений с целью максимального усиления их воспитывающего воздействия на людей. Теория коммунистического воспитания не противопоставляет индивидуальный педагогический талант реальным жизненным отношениям, не представляет это талант в образе некоего педагогического мессии, явившегося ради избавления людей от пороков, а считает, что этот талант действует на основе общественных отношений. И чем всесторонне будут организовываться общественные отношения развитого социализма в целенаправленно!" воспитывающий процесс, тем ярче расцветут индивидуальные педагогические дарования. К.Д.Ушинский справедливо считал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Некоторые ошибочно полагают, что труд сам по себе воспитывает всегда, главное- - занять детей делом, а остальное приложится. Однако педагогикой доказано, что воспитывает труд только в том случае, если он правильно организован и умело направляется учителем. Это и имел в виду А.С.Макаренко, когда писал: "Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот груд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата" /98; 112/. Большого успеха в трудовой подготовке школьников, в их профессиональной ориентации достигают, как показывает наше исследование, именно те педагогические коллективы, которые умело выделяют воспитательную сторону трудового обучения, трудовых традиций, делают труд эффективным средством формирования личности учащихся. Многогранен и богат трудовой опыт народа, который в умелых руках учителя, воспитателя советской школы и семьи будет служить бесценным педагогическим источником и средством трудовой подготовки учащихся.

Изучение и наблюдение современных узбекских семей показали, что в практике узбекского народа приучение к труду и трудовое воспитание остается главнеіішей заботой родителей. И что характерно, труд является центром воспитательной деятельности, через него осуществляется и обучение ремеслу, и эстетическое, и физическое, и нравственное воспитание.

Анализ работы советских ученых - педагогов и психологов -Ф.Н.Гоноболина, Н.И.Болдырева, Н.В.Кузьминой, А.И.Щербакова, Д.Ф.Самуйленкова /69, 38, 87, 171, 141/ позволяет выделить в качестве основных следующие черты личности учителя общеобразовательной школы в социалистическом обществе: глубокое знание марксистско-ленинской теории; высокая общая -образованность и культура, широкий кругозор; любовь к Родине, знание истории, традиций народа; основательное знание преподаваемого и смежных учебных предметов, а также педагогики, психологии и других наук, исследующих проблемы личности человека; большая методическая вооруженность, владение педагогической техникой .

"Новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки... Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передавать предрассудков, пороков и болезней", - говорил А.В.Луначарский Д О;/.

В данном параграфе мы обращаем внимание на три главных аспекта:

1) участие студентов с педагогами школы в профориентации с использованием народных традиции;

2) подготовка студентов к будущей деятельности - в плане той же самой профориентации;

3) осуществление реальной, подлинной профориентации старшеклассников.

Похожие диссертации на Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников