Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Сова Борис Леонидович

Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике
<
Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сова Борис Леонидович. Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Рязань, 2004 197 c. РГБ ОД, 61:04-13/2415

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Генезис и развитие идей гуманизма в зарубежной и отечественной педагогике 14

1.1. Эволюция гуманистических идей в зарубежной педагогике Запада и США 14

1.2. Развитие идей гуманизма в педагогике России 40

1.3. Проблема предупреждения и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних в отечественной педагогической теории и практике 66

Глава 2. Становление гуманистически ориентированной системы работы в воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных женского пола 98

2.1. Тендерный формат исследований в общей и пенитенциарной педагогике 98

2.2. Инновационные процессы в деятельности воспитательных колоний для осужденных женского пола 118

2.3. Опыт реализации достижений пенитенциарной педагогики в деятельности Рязанской воспитательной

колонии 139

Заключение 161

Литератур а 165

Введение к работе

Актуальность исследования. В период радикального реформирования всех сфер жизни общества, происходят процессы изменения самого человека и характера его взаимоотношений с окружающим миром. Особенно заметны деформации в системе жизненных доминант молодежи. Система общественных ценностей утратила незыблемые ранее принципы, нарушив четкость целей, поставив подрастающее поколение в условия самостоятельного выбора культурных ориентиров. При этом не все представители молодежи могут правильно понять и оценить происходящие события, а соответственно и сформировать свое собственное, отвечающее интересам общества, ценностно-ориентированное мировоззрение. Поэтому педагогам необходимо вести поиск новых форм и методов воспитания, базирующихся на демократических и гуманистических традициях мировой педагогики.

Гуманистическая направленность педагогики детерминирована тенденцией к гуманизации человеческого общества. Человек рассматривается в антропологическом измерении, как самоценность, что меняет сущность разных педагогических направлений, в том числе и пенитенциарной (исправительной) педагогики, направленной, в основном, на изменение уголовно-исполнительной системы (УИС), развивающейся в начале XXI века в составе Минюста Российской Федерации (МЮ РФ). Передача УИС из ведения Министерства внутренних дел (МВД) России в Министерство юстиции (МЮ РФ) само по себе стало важной предпосылкой улучшения воспитательной работы с заключенными, обеспечив возможность участия в ней более широкому кругу общественности.

Министерство юстиции Российской Федерации выступило с рядом законодательных инициатив по гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики. Задачи достижения общечеловеческих ценностей становятся стратегическими во всех аспектах воспитательной работы,

4 проводимой с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Гуманизация УИС предполагает проявление со стороны всех субъектов воспитательного воздействия справедливости, доброжелательности в отношениях к осужденным; принятие мер к нейтрализации негативного психологического влияния на личность условий изоляции; формирование у всех граждан понимания, что осужденные продолжают оставаться членами общества. Одной из важнейших проблем в УИС является положение осужденных женщин, обусловившее появление и использование в пенитенциарной педагогике нового методологического измерения - тендерного подхода.

Реальность сегодняшней жизни такова, что количество женщин, оказавшихся в местах лишения свободы, не только не снижается, но год от года растет темпами, вызывающими тревогу: только за 7 последних лет численность этой категории осужденных выросла в 2 раза (108, с. 21).

Изменяются и качественные характеристики заключенных, отмечается их омоложение. Сейчас более 25 % из них - в возрасте до 26 лет. Растет число осужденных за тяжкие (52 %) и особо тяжкие преступления (31%). В УИС в настоящее время функционируют 37 исправительных колоний для женщин и 3 воспитательные колонии, где отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние правонарушительницы. Помочь анализу существующих тенденций в переломный, а во многом и драматический период жизни нашей страны, может обращение к историческому опыту, который учит благоразумию и формирует историческое мышление.

История служит средством самопознания человечества, этноса, государства, социальной общности, личности, цивилизации; обеспечивает сохранение и передачу социальной памяти, этических норм, обычаев и традиций, то есть всего, что делает возможной преемственную эволюцию общества; проверяет прочность социальных ценностей, отсеивает истинные (вечные) от ложных, и потому преходящих; воспитывает чувства, открывает смысл личных истин - верности, долга, любви к Родине, преданности, ответственности и честности (265, с.5).

Различным аспектам изучения проблем гуманизма в педагогике посвящены труды Ш.А. Амонашвили (13), А.Ф. Ахматова (24), Л.А. Байковой (28), М.В. Богуславского (53), Э.Д. Днепрова (99), И.А. Колесниковой (143), Г.Б. Корнетова (149), И.Б. Котовой (154), Н.Д. Никандро-ва (202), Н.В. Ромаевой (263), А.А. Романова (266; 267), Е.Н. Шиянова (349), НЛ. Юдиной (353) и др.

В пенитенциарной педагогике и психологии теоретическими проблемами преступности несовершеннолетних, в том числе женского пола, занимались Ю.М. Антонян (19), ИЛ. Башкатов (35), И.Б. Бойко (56), Ю.В. Гер-беев (72), В.Г. Деев (90), Э.И. Дранищева (102), С.А. Завражин (112; 113), Б.Б. Казак (322), Т.В. Калашникова (130; 131), О.Г. Ковалев (141), В.М. Литвишков (172), Н.И. Махиборода (185), В.М. Поздняков (242; 243), ВЛ. Савардунова (270), МЛ. Стурова (298), АЛ. Сухов (303), Н.А. Тюгаева (314), АЛ. Ушатиков (322), Н.А. Харина (338) и др.

Теоретические и прикладные проблемы поведения трудных подростков, коррекционной работы с ними, организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, а также аспекты гуманизации исполнения наказания исследовали М.А. Алемаскин (10), З.А. Астемиров (22), С.А. Беличева (39), Л.И. Беляева (43), А.Д. Гонеев (77; 79), Е.М. Данилин (85), М.И. Кузнецов (162), О.С. Кузьмина (166), ИЛ. Куркина (168), С.А. Лузгин (178), Л.И. Маленкова (181), А.В. Митькина (191), А.С. Новоселова (208), В.А. Пертли (234), С.А. Семенова (281) и др.

Наряду с психолого-педагогическими, анализировались также правовые и юридические проблемы жизнедеятельности несовершеннолетних осужденных женского пола. Прежде всего, это научные работы Ю.В. Жуле-вой (108), В.И. Игнатенко (123), АЛ. Ильяшенко (125), Ю.А. Кашубы (134), Т.Г. Кудлай (160), СИ. Кузьмина (164) и др.

Для развития идей гуманизма в пенитенциарной педагогике особенно значимым был 20-й век, что объясняет интерес ученых к этой исторической эпохе, проявившийся в научных трудах разного профиля, в том числе и в

Щі диссертационных. Среди диссертаций по педагогике, посвященных станов-

лению и развитию теории воспитания трудных детей, системы воспитания исправительных учреждений, подготовке кадров для работы с трудновоспитуемыми, педагогическим основам исправления несовершеннолетних осужденных, ресоциализации несовершеннолетних осужденных женского пола, гуманизации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях, в отдельные периоды советской истории, выделим работы А.В. Гаврилина (70), С.А. Завражина (111), И.Н. Куркиной (168), Л.И. Маленковой (181), В.Н. Савардуновой (270), С.А. Семеновой (280). Однако эти труды, внеся

* значительный вклад в развитие пенитенциарной педагогики, не смогли ос-

ветить все стороны процесса гуманизации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными женского пола.

Проблемное поле исследования возникает при рассмотрении ряда противоречий между необходимостью:

становления законопослушного, умеющего самореализовываться и саморазвиваться подрастающего поколения, и социально-экономической, морально-психологической и педагогической обстановкой, неадекватной поставленной задаче;

создания общественно-государственной системы профилактики девиант-ного и делинквентного поведения детей, подростков, молодежи, и малочисленностью общественных, разрозненностью государственных институтов, осуществляющих такое воздействие;

преодоления негативной тенденции к росту количества подростков, в том числе женского пола, к деструктивному поведению и недостатком учреждений и специалистов дополнительного образования, способных организовать содержательный досуг этой категории подрастающих граждан;

- разработки инновационных технологий для ВК по лучшим образцам ми-
fei ровых гуманистических стандартов и нерешительностью в преодолении

старых стереотипов воспитательной работы, внедрении новых форм и методов воспитания, осуществляемых в учреждениях УИС;

7 - усиления педагогизации и психологизации воспитательного процесса ВК и недостатком высококвалифицированных специалистов, готовых к расширению социальных функций их профессиональной деятельности.

Все это требует осуществления целенаправленных научных изысканий в сфере теории и истории пенитенциарной педагогики, способных помочь дальнейшему развитию и укреплению гуманистических основ отечественной уголовно-исполнительной системы.

Осознание данных противоречий определило выбор темы диссертационного исследования: «Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике». Проблема исследования состоит в выявлении влияния идей гуманизма на преодоление антагонизма между развитием гуманистической теории педагогики и реальными возможностями для ее воплощения в пенитенциарной педагогике (на примере становления отечественной системы исполнения наказания, практики ВК для несовершеннолетних осужденных женского пола).

Разрешение обозначенной проблемы составляет цель данного исследования: определение влияния идей гуманизма на отечественную пенитенциарную педагогику, обеспечение гуманистической направленности изменениям в работе с несовершеннолетними осужденными женского пола.

Объектом исследования является процесс генезиса и развития идей гуманизма в педагогике стран Запада и России.

Предмет исследования - развитие гуманистических идей в пенитенциарной педагогике, опыт их воплощения в практике отечественных исправительных учреждений, жизнедеятельности женских воспитательных колоний.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если:

- Россия, являясь частью мирового историко-педагогического процесса, восприняла гуманистические идеи, зародившиеся в странах Запада, то

#

8 это способствовало обогащению собственной отечественной гуманистической педагогической традиции;

пенитенциарная педагогика развивается в одном научном и информационном поле с общей педагогикой, и их функционирование детерминируется едиными законами, то имевшиеся тенденции к гуманизации педагогической теории и практики России закономерно должны были привести к процессу укрепления гуманистических идей в пенитенциарной педагогике (особенно в последней трети 20-го века), что должно было значительно изменить уголовно-исполнительную систему, практику учебно-воспитательной работы в воспитательных колониях, гуманизировав ее. Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать развитие идей гуманизма в зарубежной и отечественной педагогике, их проникновение в пенитенциарную теорию и практику.

  2. Показать особенности становления гуманистических основ профилактики девиантного поведения подростков и пенитенциарной практики в истории отечественной педагогики.

  3. Проследить процесс институализации тендерного измерения (подхода) к проблемам теории и практики современной пенитенциарной педагогики.

  4. Раскрыть содержание гуманистических нововведений в женских воспитательных колониях России.

  5. Обобщить достижения пенитенциарной педагогики, на примере деятельности системы воспитательной работы Рязанской воспитательной колонии.

Теоретико-методологической основой исследования являются:
^ - философские положения о биологической, социальной, психической,

духовной сущности человека, о человеке как субъекте общественных отношений, культурно-исторической обусловленности его психики и поведения;

9
?*'' - идеи гуманизации педагогического процесса, личностно-

ориентированного и глобального образования, (Ш.А. Амонашвили, Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, В.А. Беляева, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, А.П. Лиферов, Н.Д. Никандров, СВ. Панюкова и др.);

современные методологические подходы: антропологический, аксиологический, тендерный, гуманистический, деятельностный, культурологический.

Для решения выдвинутой проблемы мы опирались на идеи, содержа-
* щиеся в работах по психологии развития личности (Л.С. Выготский, П.Я.

Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, Д.А. Фельдштейн и др.); по пенитенциарной психологии и педагогике (И.П. Башкатов, Т.В. Калашникова, В.М. Литвишков, В.М. Поздняков, М.П. Сту-рова, А.Н. Сухов, Н.А. Тюгаева, А.И. Ушатиков и др.); по теории и истории педагогики (М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, С.А. Завражин, Г.Б. Корнетов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, А.А. Романов, Л.А. Степашко, Е.Н. Шия-нов и др.); а также на положения действовавших в исследуемый период нормативных актов, которые в той или иной степени затрагивали вопросы исправления несовершеннолетних преступниц в период отбывания наказа-ния и помощи им после освобождения.

В работе использованы следующие методы исследования:
ретроспективный, историко-структурный, сравнительно-исторический; ана
лиз и синтез, аналогия, систематизация и классификация, интерпретация,
обобщение; наблюдение, беседа, анкетирование.
Этапы исследования.
Первый этап - проблемно-поисковый (1999-2000) - включал процесс
изучения педагогической, психологической литературы, определения степе-
ф; ни разработанности избранной проблемы в педагогической и психологиче-

ской науках; сбор информации о педагогической деятельности воспитательных колоний, о системе работы с несовершеннолетними правонарушитель-

10
ty1 ницами. Выявлено проблемное поле исследования, сформулированы его за-

дачи, выдвинута гипотеза, уточнен понятийный аппарат.

Второй этап - научно-аналитический (2001-2002) - характеризовался
историографическим анализом проблемы, дальнейшим изучением психоло
го-педагогической литературы, разработкой целостной концепции исследо
вания, корректировкой идей и положений, отбором, анализом и синтезом
основных источников, систематизацией материалов по исправительной пе
дагогике и практике работы ВК, их апробацией путем выступлений на на
учных конференциях и публикации статей.
1^' Третий этап - обобщающий (2003-2004) - позволил завершить анализ

и обобщение накопленного материала, апробировать результаты исследования через выступления и публикации, оформить текст диссертации. Научная новизна исследования заключается в следующем:

осуществлен дескриптивный анализ эволюции идей гуманизма, значимых для пенитенциарной педагогики;

охарактеризованы инновационные процессы в организации жизнедеятельности женских воспитательных колоний в последней трети XX века;

раскрыты особенности становления отечественной пенитенциарной теории и практики;

обоснована необходимость и перспективность применения тендерного измерения явлений пенитенциарной практики, показана роль российских ученых в процессе становления и институализации тендерного подхода в исправительной педагогике.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
получено новое методологическое знание об эволюции идей гуманизма в
педагогике, которые оказали значительное влияние на процесс гуманизации
отечественной пенитенциарной теории и практики. Показан процесс инсти-
ф туализации тендерных исследований в исправительной педагогике. Резуль-

таты исследования расширяют теоретические представления специалистов о возможностях тендерного подхода в пенитенциарной педагогике, о перепек-

tyj тивных путях, формах и методах гуманизации учебно-воспитательной рабо-

ты с несовершеннолетними осужденными женского пола. Проанализирован и охарактеризован процесс становления гуманистических тенденций в пенитенциарной педагогике и практике современной уголовно-исполнительной системы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что по
лученные результаты, обобщенные положения, фактологический материал
представляют собой основу для новых научных исследований в сфере пени
тенциарной педагогики, психологии, философии и истории образования,
^' сравнительной педагогики.

Результаты исследования могут быть использованы при отборе содержания учебных курсов в вузах, готовящих педагогов, психологов и социальных работников, в системе переподготовки и повышения квалификации пенитенциарных работников, а также педагогами-практиками в профилактической, коррекционной и консультационной работе с подростками и молодежью.

Достоверность научных результатов обеспечена теоретическим и практическим обоснованием исходных методологических позиций, включающим обращение к смежным отраслям знания (психологии, истории, фи-лософии, социологии, юриспруденции); использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету, задачам и логике научной работы; опорой на современные методологические подходы, а также на концептуальные положения ведущих ученых, обосновывающих цели, задачи и перспективы становления гуманистических основ исправительной педагогики и практики пенитенциарной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Процесс эволюции идей гуманизма представляет значимый для
^ истории пенитенциарной педагогики и имеющий непреходящую цен-

ность феномен, возникший в результате сложного синтеза философских течений, прогрессивных воспитательно-образовательных концепций и

12 опыта зарубежной и отечественной педагогики. Гуманистические идеи оказали значительное влияние на преобразование практики работы воспитательных колоний, в том числе, для несовершеннолетних правонару-шительниц.

  1. Отечественная педагогика накопила богатый опыт профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков, исправления несовершеннолетних преступников. Этот опыт включал элементы гуманного отношения, которые в процессе укрепления русской государственности складывались в систему общественного воздействия на дезадаптированных детей, закладывая тем самым гуманистические основы развития пенитенциарной педагогики.

  2. Оформление гуманистических основ пенитенциарной педагогики приходится на период последней трети 20-го века. Гуманистическая стратегия развития теории и практики исправления несовершеннолетних осужденных стала возможна благодаря психолого-педагогическим исследованиям, результаты которых активно внедрялись в практику воспитательных колоний, становясь основой для новых научных изысканий.

4. Достижения педагогической науки продуцировали появление но
вых методологических подходов, среди которых особое значение для
практики исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужден
ных женского пола приобрел тендерный подход, имеющий широкие
возможности и значительную перспективу своего развития.

Апробация результатов исследования осуществлялась в деятельности Рязанской ВК, посредством обсуждения полученных материалов на кафедрах боевой и физической подготовки, юридической психологии и педагогики Академии права и управления Минюста России, кафедре общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования РГПУ имени С.А. Есенина; через выступления автора с докладами и сообщениями на научных конференциях, а также публикацию результатов исследования в научных сборниках.

13
Ц'1 Структура диссертации обусловлена логикой исследования и

состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 356 источников.

;<*

+

>

Эволюция гуманистических идей в зарубежной педагогике Запада и США

Реформирование всех сфер общественной жизни России в конце XX века затронуло и общественные науки, вызвав ситуацию определенного методологического вакуума. Не оказались в стороне педагогика и история педагогики, призванные помочь объяснению вечных законов развития человека и человечества. Педагогика и особенно история педагогики интегрируют в себе, подвергая собственно педагогической интерпретации, данные всех наук, изучающих процесс развития человечества - этнографии, истории, философии, психологии, социологии и др. (310, с.65). Опираясь на теорию всемирного историко-педагогического процесса, можно проследить закономерности развития педагогической деятельности и педагогического знания, тем самым, получив сведения о путях, способах и условиях дальнейшего прогресса педагогики (310, с.80-81).

Попытки найти выход из методологического кризиса привели к появлению новых подходов к анализу историко-педагогической реальности, среди которых наиболее продуктивными оказались цивилизационный, аксиологический, парадигмальный и антропологический подходы. Цивилизационный подход (Г.Б. Корнетов) соотносит педагогическую теорию и практику с историческим типом культуры определенной эпохи. Парадигмальный подход был применен М.В. Богуславским для изучения генезиса гуманистической педагогической традиции (289). Согласно аксиологическому подходу (З.И. Равкин), в анализируемой педагогической действительности, прежде всего, определяются ценности как продукт культуры. Антропологический подход (Б.М. Бим-Бад) позволяет акцентировать внимание на самом человеке, а не на условиях, определяющих его развитие, по-новому рассмотреть деятельность и отношения субъектов педагогического процесса. Он может стать главным основанием, ведущим принципом современной педагогики, придав ей внутреннюю целостность и органическое единство. Ни один из названных подходов не может претендовать на исчерпывающее исследование объекта и, напротив, они дополняют друг друга по принципу компле-ментарности, трансформируя историю педагогики в диалоговое пространство (354, с. 14).

Для историко-педагогического познания кардинальное значение имеет сформулированный Э. Фроммом вывод о том, что «вся концепция человечности и гуманизма основывается на идее человеческой природы, присущей всем людям» (335, с.308). Такое привнесение антропологического принципа в рассмотрение историко-педагогического процесса позволяет центрировать аксиологическую проблематику вокруг гуманистических ценностей (147, с.10).

Гуманистическая педагогическая традиция имеет глубокие исторические корни, поэтому обозначить точное время зарождения идей гуманизма затруднительно. Известно, что впервые понятие «гуманизм» в культуру и педагогику ввел в 1 веке до н.э. М.Т. Цицерон, выдающийся оратор и политический деятель Рима, для обозначения своего идеала образования, а также образа мыслей, достойного человеческой жизни (148, с.72). Это понятие, развиваясь и наполняясь новым содержанием, стало одним из ключевых для западной педагогики и культуры. Однако генезис гуманистической традиции западной педагогики уходит корнями в более ранний период античной истории, он начинается с эпохи «культурного переворота» Древней Греции УП-Увв.дон.э. (149,с.38).

Культурный переворот в Древней Греции опирался на светское и рациональное видение мира, стимулировал эмансипацию сознания. Свободное творчество при этом становилось нормой жизни, признанной социальной ценностью, целью и смыслом человеческой деятельности. В V в. до н.э. в древнегреческой философии наметился поворот к изучению человека «изнутри» (Сократ, Протагор) и человек был провозглашен «мерой всех вещей, существующих и несуществующих» (264, с.202).

Сократ, по мнению Г.Б. Корнетова, гениально предугадал все основные проблемы гуманистической педагогики. Он поставил в центр педагогической деятельности вопрос о гармонизации отношений человека, стремящегося к достижению личного счастья, и общества, устремленного к справедливости, на основе их совершенствования. Главной воспитательной задачей для него было нравственное развитие и добродетельное поведение человека. Сам педагогический процесс Сократ рассматривал с точки зрения организации самопознания ученика, а участников этого процесса он считал равноправными партнерами (149, с.42).

Идеи самопознания, самовоспитания и самосовершенствования личности переосмыслили ученики и последователи Сократа - Платон, Аристотель, Эпикур и др. Платон, видя вокруг себя слишком много несправедливостей и преступлений, общественных и частных, был готов помочь человеку избавиться от своего несовершенства. В трактате «Государство» Платон строит модель исправленного и улучшенного человеческого общества. По его мысли, люди должны ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь, думать о пользе общества, воспевая в хороводах мудрость законов (177, с. 142-143). Платон пытался создать систему ценностей, которая учитывала бы интересы отдельного человека и могла служить идеалом в воспитании. Ориентацию на достижение практического успеха, невозможную без получения образования, он пытался последовательно опосредовать универсальными ценностными установками (149, с.43).

Учение Сократа и Платона во многом переосмыслил Аристотель, самый универсальный философ античности. Его трактаты об этике и политике образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся сферой практической деятельности и поведения (171, с.47). Более сдержанно оценивая возможности воспитания в деле формирования человеческой личности, Аристотель развивал гуманистический в своей основе принцип природосообразности воспитания. Среди главных педагогических задач он считал необходимым становление в человеке качеств гражданина государства, способности пользоваться досугом и счастьем, которое приносит деятельность души (205, с.59). Ему также принадлежит заслуга выдвижения идеала «общего образования», гуманистического по своей сути, призванного сформировать в человеке способность и стремление к восприятию культурных ценностей, воспитать у него умение правильно судить обо всем, а не делать из него узкого профессионала в той или иной области (149, с.43).

Дальше всех по сократовскому пути пошел Эпикур (341-270 гг. до н.э.). Он считал, что человек должен искать целесообразные способы лучшего устройства своей жизни. Главный критерий человеческого счастья, по Эпикуру, - чувство удовольствия. Путь к свободе и счастью лежит через познание. Эти положения утверждали новое отношение к человеку как к члену общества, звали к поискам путей и средств, ведущих человека к счастью и возвышению. В школе «Сад» Эпикура ученики, изучая философию, получали духовное удовольствие, что можно рассматривать важнейшим условием гуманизации образования (154, с.22).

Таким образом, можно утверждать, что в Древней Греции V-IV вв. до н.э. была поставлена главная проблема гуманистической педагогики: каким образом сделать так, чтобы «свободное развитие каждого стало условием свободного развития всех» (149, с.45).

Гуманистические идеи Древней Греции эволюционировали в эпоху Древнего Рима на основе развития риторического образования, в итоговом виде представшим как идеал «совершенного оратора», сформулированный в произведениях М.Т. Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Развитие риторического образования способствовало становлению гуманистической традиции западной педагогики, придавало педагогическому процессу выраженную прагматическую направленность, вооружая человека нужными ему в практической жизни знаниями, умениями и навыками. Кроме того, гуманитарное содержание риторического образования несло в себе мощный потенциал для развития человеческой личности. В формате риторического образования делались попытки решения многих идей гуманистической педагогики (М.Ф. Квинтилиан). Прежде всего - это вера в способность к образованию всех детей, учет природы каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, стремление сделать процесс обучения привлекательным для ребенка, отрицание телесных наказаний.

Наиболее значим для исследователей истории гуманизма период Х1У-ХУ1 веков, или эпоха Возрождения, проявившая исключительный интерес к человеку, определившая гуманизм как свое ведущее идейное течение. Его истоками были античная философия и христианство. Христианская традиция обогатила гуманистическую мысль духовностью, усилила в ней нравственное начало. По словам С.С. Аверинцева, христианство было сугубо «педагогическим» движением, некоей морально-религиозной школой человечества, так как предполагала веру в неограниченную «перевоспитуе-мость» людей, в возможность радикально пересоздать их изнутри (3, с.233).

Развитие идей гуманизма в педагогике России

Одной из основных тенденций развития современной отечественной педагогики является ее гуманизация. В педагогической печати довольно много говорится о гуманизации образования, гуманистической педагогике, педагогике гуманизма, однако каждый автор вкладывает свое понимание в рассматриваемый феномен и по-своему очерчивает исторические рамки его появления.

Россия, по определению Г.Б. Корнетова, представляет собой тип локальной цивилизации (151, с. 184). Она испытала влияние многих культурных традиций, но прошла самобытный путь исторического развития. Русская педагогическая практика оценивается неоднозначно, ее скорее можно назвать авторитарной, хотя нельзя не говорить и о гуманистической тенденции, уходящей к истокам.

Отсутствие прямой преемственной связи с культурным наследием античности, неспособность языческой традиции противостоять духовной экспансии Византии способствовали утверждению на Руси православной религиозной идеологии в том виде, в каком она сложилась в Восточно-Римской империи к концу 1 тыс.н.э. Крещение Руси князем Владимиром в 988 году имело далеко идущие последствия для развития отечественной педагогической традиции.

Византийская православная традиция, как и христианская традиция в целом, видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. Это могло быть достигнуто двумя способами: путем познания (умопостижения) и путем дел (образа жизни). Педагогика Византии осваивала оба эти пути. Западная католическая церковь сосредоточила внимание на первом, встав на путь рационализации религиозного познания, что во многом определило характер и западной педагогики, и культуры в целом. В Древней Руси (до конца XVII в.) преимущественное внимание уделялось второму пути. Рассудочное познание рассматривалось как «внешнее» и противопоставлялось истинному, «внутреннему», обращенному к Богу и связанному со «светлым» состоянием души. Истинная душевная мудрость (просветление) могла быть достигнута только сердцем (148, с.103).

Воспитание понималось на Руси как «душевное строение», оно было призвано помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что считалось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной -«мудрости разума». Органическое единство древнерусской педагогики и православия обусловило ее церковный характер. Педагогика Древней Руси отводила эмоциональному началу значительную, если не доминирующую роль. При этом она требовала от самого человека проявления воли, активной проверки своего «нрава», «помыслов» и поведения.

Будучи феноменом традиционной культуры, православие хорошо вписывалось в жизненный уклад Древней Руси - патриархально-общинный, идеологически не связанный с рационализмом античной культуры. Оно давало педагогике прочные духовно-нравственные ориентиры и представления о путях и способах их достижения. «Душевное строение» органически дополнялось профессиональной подготовкой, а также народной педагогикой, в свою очередь базировавшейся на православных принципах. Таким образом, древнерусские педагогические традиции с момента утверждения у славян раннеклассового общества были опосредованы православием. При этом во многом стиралась грань между воспитанием и образованием, акцент делался не на развитии разума, а на формировании души (148, с.105-106).

Во многом это определило черты подлинно народной гуманности, характерные для Руси с древнейших времен. Гуманистические идеалы русского народа нашли отражение в письменных источниках со времени их появления. В них даются советы по воспитанию у детей благочестия, почитания родителей, старших, о необходимости защищать сирот, слабых и т.д. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли XII века, утверждавших гуманистические идеи в воспитании подрастающего поколения, является «Поучение» Владимира Мономаха.

В этом документе впервые в русской педагогической литературе изложены глубокие суждения о связи воспитания с обучением, о роли опыта и примера старших в становлении личности, значении активной деятельности и трудолюбия в формировании человека, средствах и способах содействия нравственному поведению детей. Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогических воззрений в Древней Руси и во многом опередили свое время.

Большое место в «Поучении» отведено разъяснению значения воспитательного воздействия на детей личного примера старших. Касаясь вопросов нравственного воспитания детей, автор значительное место отводил приучению их к соблюдению общечеловеческих моральных норм, которые он считал ориентирами личного и общественного поведения молодого поколения в обществе: повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, приносить другим пользу, быть верным данному слову, не позволять сильным обижать слабых, не лениться, сочувствовать горю других, относиться чистосердечно к окружающим, уметь подавлять в себе гнев, творить добро, уклоняться от зла и т.п. Мономах приходил к выводу, что значение и исполнение детьми перечисленных нравственных правил являются критерием их истинной воспитанности.

Для становления гуманистической педагогической традиции важное значение имели размышления князя о справедливых отношениях между людьми. Особую роль он отводил благотворительности, заботе о нищих, си 43 ротах и убогих. Мономах наставлял детей: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека», «Куда же пойдете, или же остановитесь, напоите и накормите нищего». Советуя детям избегать жестокости, Мономах высказывался против смертной казни. «Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души» (14, с.200-201).

Мономах сделал попытку раскрыть роль и место природы в развитии чувства прекрасного у детей. Идеология православия выступала с проповедью презрения к красоте земной жизни и провозглашала единственным идеалом красоту загробного мира. Мономах впервые противопоставил ей новые морально-этические и эстетические нормы - красоту природы и красоту человека, его деятельность и тем самым поставил под сомнение религиозную перспективу потустороннего блаженства. В этом просматриваются и антицерковные мотивы, и, возможно, прообраз идей, которые будут выдвинуты позже в эпоху Возрождения в Западной Европе (14, с. 201).

Главный вывод Мономаха в «Поучении» состоит в том, что обучение и воспитание должны определяться земными потребностями жизни человека, а это возможно лишь при переходе от аскетически-религиозных рассуждений к практическому мышлению. В этом аспекте «Поучение» далеко опередило церковно-христианскую литературу своего времени, идеи западноевропейских педагогов. В произведении «как бы в зародыше, - писал известный русский педагог и историк М.И. Демков, - находятся те педагогические начала, которые впоследствии предстояло развить, расширить и углубить русской педагогике» (93, с.47). «Поучение» явилось первым педагогическим произведением не только в России, но и в средневековой Европе, принадлежащим светскому лицу. По жанровому своеобразию и педагогическому замыслу оно не имеет аналогий ни в одной литературе своего време 44 ни. Оно оказало влияние на нравственно-поучительные сочинения других древнерусских авторов (14, с.201-202).

Тендерный формат исследований в общей и пенитенциарной педагогике

Современное состояние мироустройства свидетельствует об увеличении роли женщин в обществе, их возрастающем влиянии на определение стратегий развития человечества. Женщины являются важным структурным компонентом трудовых ресурсов многих стран, их образовательный уровень и профессиональная подготовка в значительной мере определяют экономический рост развитых государств, а позиции в социальном управлении, науке, медицине, образовании и воспитании, культуре и искусстве неоспоримы. В связи с этим особое значение приобретают исследования, связанные с проблемами полоролевого социального взаимодействия, с изменением традиционных стереотипов поведения мужчин и женщин. Все чаще образ женщины предстает ролевой моделью успеха (63, с. 5).

Присутствие в социуме мужчин и женщин является важнейшей характеристикой общественных отношений, что позволяет психологам и педагогам, представителям других наук, заниматься изучением специфики определения ролей в обществе в зависимости от пола. Понятие пол в науке используется для обозначения тех анатомо-физиологических и биологических особенностей людей, на основе которых они определяются как мужчины и женщины. Пол человека долгое время считался также фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами. Однако антропологи, этнографы, историки и другие ученые установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском», сделали вывод, что биологический пол не может быть объяснен различием их социальных ролей, существующих в разных обществах (63, с. 5-6).

Попытки объяснить имеющиеся противоречия в восприятии различий между мужчинами и женщинами привели к возникновению понятия гендер, означающего совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендер - это социальная маска пола, особенности социального взаимодействия женщин и мужчин, один из способов социальной стратификации общества, сохраняющего систему неравенства по полу, что определяется как тендерная асимметрия (286, с. 20-23).

Понятие гендер позволило ученым выйти на новый уровень теоретического осмысления социальных вопросов, что, в свою очередь, определило появление нового научного измерения - тендерного подхода - к анализу явлений и процессов человеческой жизнедеятельности. Вместе с тендерным подходом стали апробироваться понятия тендерной идеи и тендерной идеологии. Тендерная идея выражает потребность в дальнейшей гармонизации взаимоотношений в обществе мужчин и женщин с целью творческого совершенствования работы всех социальных институтов. Тендерная идеология представляет собой систему идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем женщин и мужчин как двух социальных общностей, учитывающих интересы друг друга. В силу этого тендерная идеология является идеологией конструктивной, имеющей миролюбивый и интернациональный характер, принципиальным образом отличающийся от идеологий минувшего XX века, изначально ориентированных на интересы отдельных классов и групп. Названная идеология может объединять людей различного возраста, вероисповедания, а также страны и нации, выступать как механизм внедрения тендерных представлений в массовое сознание. Эти особенности дают ей все основания стать метапарадигмой XXI века (286, с. 37-39).

Подтверждением высказанного тезиса может служить факт появления новых исследовательских направлений и новых гуманитарных наук, таких как тендерная история, тендерная лингвистика, тендерная статистика, тендерная экономика, тендерное право, тендерная педагогика и тендерная психология.

Предметом тендерной психологии стали характеристики тендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. В основу этой науки легли постулаты дифференциальной психологии и психологии развития, пополненные следующими научными терминами: маскулинность, фемининность, андрогинность, тендерные стереотипы и т.п. Тендерный подход здесь выражается в идее независимости самореализации личности по половой принадлежности (63, с. 7-8).

Тендерная психология исследует проблемы социальных норм и дифференциальной социализации, тендерные различия в способностях к определенным видам деятельности; эмпатию, эмоциональность, агрессивность, конформность, альтруизм; существующие в обществе ограничения, накладываемые традиционными женской и мужской ролями; отношения, возникающие в разных этнических группах и культурах и многое другое. Такие исследования заполняют тот пробел в общей психологии, когда игнорировалось понятие пола, в качестве базового аспекта человеческой природы, в то время как тендер составляет основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме (47, с.17).

Институализация тендерных исследований и тендерного подхода в пенитенциарной психологии во многом связаны с научными разработками ученых Академии права и управления Минюста России. Так, например, в учебнике «Основы пенитенциарной психологии» (А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак) представлен отдельный параграф «Психологические особенности осужденных женского пола» (322). Анализу проблем психологии несовершеннолетних осужденных женского пола посвящены исследования Т.В. Калашниковой (129 - 132). Психологические особенности волевой саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола исследовала в своей диссертации Н.А. Харина (338). Все это позволяет утверждать, что гендерное измерение стало важной составной частью методологии исследований внутри оформившейся научной школы пенитенциарной психологии на базе Академии права и управления МЮ РФ.

Фактор пола еще не стал обязательной составляющей педагогических исследований. Педагогическая наука и практика, по утверждению Е. Яр-ской-Смирновой, долгое время игнорировали проблемы взаимоотношения полов. Поэтому воспитание и обучение строилось на основе маскулинного подхода, то есть с учетом особенностей мужской социализации, воспроизводя принятую в обществе систему половых ролей, где «мужские» ценности трактовались как универсальные, единые для всего человечества (63, с.8). Гендерное же измерение привлекает внимание ученых к представителям обоих полов, а не только к вопросам социального положения и общественной активности женщин, как это иногда понимается в психолого-педагогической литературе.

Педагогическая наука только в последнее время начинает осваивать формат тендерных исследований, тендерный аспект в педагогике все еще является новым направлением. Поэтому профессиональный педагогический словарь по-прежнему перегружен терминами ребенок, учащийся без уточнения его тендерной идентичности. В этом плане педагогическая наука не всегда успевает за инновационной деятельностью. Доказательством может служить факт, что статья о понятии «тендер» не включена в Российскую педагогическую энциклопедию (1999) и в Педагогический энциклопедический словарь (2002), а словарь тендерных терминов (2002) не дает определения тендерной педагогики. В курсе лекций «Теория и методология тендерных исследований» (М, 2001) среди 24 лекций, разделенных на 6 глав, нет ни одной, посвященной педагогической тематике (311). Вместе с тем, заметна тенденция к расширению объема и спектра психолого-педагогических исследований по тендерной тематике.

Для тендерной педагогики актуальными могут стать исследования по следующим направлениям: тендерные аспекты дополнительного образования школьников, досугового предпочтения молодежи, любви, товарищества, семейных отношений; тендерная асимметрия доступа к высшему образованию; тендерная дисфория (расстройство тендерной идентичности) детей; девиантное поведение мальчиков и девочек и др. (63, с. 10-11).

За последние годы уже появились работы, анализирующие конкретные педагогические вопросы в гендерном измерении. Среди таких трудов назовем монографию «Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания» (Столярчук Л.И., Волгоград, 1999). В широком спектре автор рассматривает проблемы генезиса идей полоролевого воспитания и их реализации в отечественной педагогике; современные подходы к воспитанию школьников в ходе полоролевой социализации; особенности воспитания школьников разных возрастных групп; концепцию и методику воспитания школьников в ходе полоролевой социализации, а также подготовку учителей к такой работе.

Инновационные процессы в деятельности воспитательных колоний для осужденных женского пола

Термин «инновация» рассматривается нами в традиционном для психолого-педагогической литературы понимании, как нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности (290, с.273).

Точкой отсчета начала инновационной деятельности в воспитательных колониях, ориентированной на идею гуманного отношения к несовершеннолетним, можно считать 60-е годы XX века, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение о деятельности детских приемников-распределителей, детских воспитательных и трудовых колоний» (1968). В основу воспитательной работы закладывались идеи А.С. Макаренко, а также достижения современной психологии и педагогики.

В 60-70-е годы активно развивались идеи А.С.Макаренко о коллективе и малых группах. Было установлено, что именно в малых группах происходят те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональный климат всего коллектива и самочувствие в нем отдельной личности. В тот период получил известность опыт создания и укрепления коллективов осужденных и использования их в воспитательном процессе исправительно-трудовых учреждений Вологодской области (291), этот опыт стал одним из маяков для подобных учреждений всей страны.

Особое значение макаренковское учение о коллективе имело в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями. В воспитательно-трудовых колониях, в условиях специфической среды, отдельными педагогами-новаторами создавались малые социальные группы, которые иногда не превышали 2-5 человек. Тем не менее, они играли очень важную роль в процессе исправления личности несовершеннолетнего осужденного, его социализации. Каждый осужденный жил и действовал в колонии как член особой малой социальной группы, отождествляя себя с ней. Его поведение сообразовалось с требованиями той конкретной группы лиц, к которой он себя относил. Многоролевая структура личности подростка определялась его членством в конкретных социальных группах, и чем больше совокупность последних, тем больше значимость личности (37). На основе этих выводов по-новому и строилась работа ИТУ.

Нововведения касались проблем общего и профессионального образования заключенных, их трудового, физического, политического, культурного и других направлений воспитания. Однако для определения перспектив, границ и содержания инноваций, чтобы они представили целостную систему воспитания, требовалось оживление научной работы, прежде всего в сфере психологии и педагогики. Поэтому отдельной и важнейшей областью инновационной деятельности стали психолого-педагогические исследования всех сторон жизни несовершеннолетних заключенных. Отдельные работы были посвящены несовершеннолетним осужденным женского пола (88, с. 72-73).

Прежде всего, нужно было установить, чем отличаются воспитательные колонии, предназначенные специально для девушек, есть ли возможности дифференцированной работы с ними, по каким основаниям их классифицировать и т.п. Результаты научных исследований становились достоянием пенитенциарных работников, создавая одновременно основу последующих научных изысканий.

Было предложено несколько типологий несовершеннолетних право-нарушительниц. В одном случае за основу брались результаты воспитательной работы (перевоспитания): исправившиеся, неисправившиеся, неустойчивые с преобладанием положительных или отрицательных свойств и качеств (102). Логичным дополнением стала классификация осужденных девушек по их жизненным планам и возможным перспективам: с адекватными социально-полезными жизненными планами, с завышенными притязаниями и планами; с негативными близкими и далекими жизненными планами (92).

В другом случае классификация строилась по уровню нравственного развития. Осужденные девушки подразделялись следующим образом: только что вставшие на путь аморального поведения, с ослабленной моральной устойчивостью, легко попадающие под влияние, легко внушаемые; морально распущенные воспитанницы, утратившие интерес к учебе, нормативному поведению, как и к мерам психолого-педагогического воздействия; воспитанницы с повышенным, извращенным половым чувством; группа дебильных девушек (198). Говоря о последней группе, мы не можем согласиться с отнесением «дебильных девушек» к классификации по моральным признакам. Не выдерживает критики и выделение в отдельную группу воспитанниц с повышенным извращенным половым чувством, так как это не показатель или критерий для отдельной категории.

Одновременно стали создаваться новые формы и методики работы с несовершеннолетними преступницами, ориентирующие их на формирование позитивных жизненных планов. Среди них были разработки комплексных условий создания благоприятной социальной среды для заключенных, программы работы воспитателей в колониях, включая программы по отдельным направлениям воспитательной работы.

Продолжая развитие идей А. С. Макаренко, отдельные исследователи (И.П. Башкатов, Л.А. Высотина, Т.В. Калашникова, Л.И. Маленкова, Н.И. Махиборода, О.В. Неровня, А.С. Новоселова, В.М. Литвишков и др.) пытались обосновать результативность воспитательной работы в колониях, построенной на основах коллективного воспитания и самоуправления. В их трудах излагается основной подход к исправлению и перевоспитанию пра-вонарушительниц через коллектив, а потому главное внимание уделяется изложению средств сплочения коллектива. В качестве приемов в этом случае выделяются обязательное участие воспитанниц в производительном труде, общественно полезной деятельности, в различных кружках, спортивных секциях, художественной самодеятельности, в организации дежурств, в работе комиссий, советах воспитанниц и т.п. (130, с. 41).

Так, например, И.П. Башкатов специально изучал этапы развития коллективов малолетних преступниц, влияние самоуправления на процесс перевоспитания. Для целенаправленного руководства общением несовершеннолетних создавались формальные группы, проектирующие официальную структуру коллектива. Эта структура отражала деловые отношения воспитанниц. Они сами выбирали органы самоуправления: председателя Совета воспитанников отделения, членов школьной, производственной, культурно-массовой, библиотечной и других комиссий. Одновременно изучались и возникающие стихийно неформальные (неофициальные) группы, особенности их влияния на заключенных.

В качестве важнейшей ставилась задача не оставить без внимания ни одного человека, вовремя определить «лидеров» и «отвергнутых», так как разделение осужденных ведет к воспитанию у них антигуманных чувств по отношению друг к другу, это служит и необходимой предпосылкой для организации воспитывающего коллектива осужденных (37, с.22). Постепенно отрабатывалась и апробировалась методика выявления малых групп, использование ее для гуманизации процесса перевоспитания несовершеннолетних преступников (преступниц) в воспитательных колониях (Новоос-кольская, Валуйская ВТК Белгородской области и др.).

Свидетельством того, что названный опыт действительно стал шагом вперед в развитии гуманистических начал пенитенциарной деятельности, стало осознание необходимости изменения подходов к несовершеннолетним осужденным со стороны сотрудников ВТК. Если раньше акцент делался на изучение групповых нарушений, то теперь стали изучаться сами малые группы, их внутреннее содержание, которое и оказывает решающее влияние на процесс перевоспитания отдельной личности. Сотрудники ВТК смогли глубже осмыслить задачи дальнейшего улучшения процесса исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных.

В диссертации В.М. Литвишкова «Формирование нравственной установки несовершеннолетних осужденных женского пола» (172) описывались методы организации дней самоуправления в колонии. Автор, опираясь на результаты конкретного опыта работы, доказывал, что предоставление осужденным права самим решать проблемы, возникающие в течение дня, самим ликвидировать создающиеся «тупиковые» ситуации в их деятельности - это одно из средств и изучения их психологии, и реализации методов исправления и перевоспитания (88, с.75).

Дни самоуправления, как форма перевоспитания несовершеннолетних правонарушительниц, активно внедрялись в деятельности воспитательных колоний в 80-е годы XX века. Предварительно осуществлялась серьезная работа по отбору кандидатов из заключенных на роль лидеров и их совместная подготовительная работа с сотрудниками колонии. Главной целью такой работы было формирование нравственной устойчивости и ответственности несовершеннолетних заключенных за порученное дело.

Похожие диссертации на Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике