Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования Гвоздецкий, Михаил Юрьевич

Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования
<
Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гвоздецкий, Михаил Юрьевич. Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гвоздецкий Михаил Юрьевич; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2010.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/792

Введение к работе

За последние десятилетия усилился интерес к идее народности в отечественной педагогике, связанный с оценкой перспектив возрождения национальных традиций в процессе реформы образования. Важную роль приобретает активное использование идеи народности воспитания в жизни современной школы на фоне включения России в общемировой процесс глобализации (в том числе в Болонский процесс), а также формирования новой российской государственности и идеологии. Изучение развития идеи народности воспитания представляется весьма важным в связи с разнообразными конфликтами (политическими, социально-экономическими, культурными, этническими), с которыми столкнулась наша страна на рубеже XX-XXI вв.

Принятие Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «Национальной доктрины образования Российской Федерации» (2000 г.), «Концепции модернизации Российского образования до 2020 г.» (2008 г.) требует обеспечения сохранения и развития национальной культуры в школе, воспитания уважения к традициям как своего, так и других народов. Важной составляющей Закона «Об образовании» выступает «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций». Согласно «Национальной доктрине образования Российской Федерации», образование должно обеспечивать «сохранение, распространение и развитие национальной культуры». «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) уделяет значительное внимание базовым национальным ценностям, восходящим к историческим традициям народов России.

Основоположником идеи народности воспитания в отечественной педагогической науке по праву считается К. Д. Ушинский. Уже современники великого русского педагога отмечали важное место этой идеи в его педагогической концепции; ей отводили ведущую роль многие его ученики, последователи и аналитики.

В дореволюционный период идея народности воспитания изучалась такими исследователями педагогического наследия К.Д. Ушинского, как П.Ф. Каптерев, В.Ф. Люстрицкий, Л.Н. Модзалевский, Д.Д. Семенов, В.Н. Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин и др. Нравственно-религиозный аспект данной идеи проанализировали В.Ф. Люстрицкий и Д.Д. Семенов; ее общественный смысл раскрыл П.Ф. Каптерев; национально-самобытную сторону охарактеризовал Л. Н. Модзалевский; В.Я. Стоюнин и В.Н. Сорока-Росинский обосновали демократическую направленность данной идеи и ее роль в возрождении русской национальной школы. Несмотря на выделение разных сторон идеи народности воспитания в творчестве К.Д. Ушинского, не было дано ее комплексного освещения; мало внимания уделялось развитию этой идеи в трудах последователей великого педагога.

В советское время идея К.Д. Ушинского о народности воспитания первоначально отвергалась как противоречащая интернациональному и атеистическому воспитанию и получила признание лишь в период Великой Отечественной войны в процессе возрождения русского национального самосозна-

ния. Большой вклад в ее осмысление внесли Н.К. Гончаров, Д.О. Лордкипа-нидзе, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский и др. Однако в их трудах эта идея нередко получала сугубо материалистическую и классовую трактовку, а ее религиозный аспект замалчивался. Поэтому истинное понимание народности великим педагогом оставалось не до конца раскрытым.

В постсоветское время идея К.Д. Ушинского о народности воспитания нашла широкий отклик среди педагогов как в связи с реформами образования в европейском контексте, так и в связи с актуализацией концепции русской школы. Попытку заново осмыслить место этой идеи в творчестве Ушинского без искажений и умалчиваний предприняли Е.П. Белозерцев, В.Ю. Вельский, И.Ф. Гончаров, Э.Д. Днепров и др. Однако до сих пор отсутствует многосторонний анализ идеи народности в педагогическом творчестве К.Д. Ушинского и развития его взглядов на народность воспитания в истории отечественного образования.

В связи с этим мы пришли к выводу, что, несмотря на большое количество работ, посвященных данному аспекту педагогического наследия ученого, идея народности воспитания не получила сколько-нибудь определенной трактовки. Одни исследователи творчества К.Д. Ушинского упрекали его в национализме; другие обращали внимание, в первую очередь, на общественно-политическое звучание этой идеи; третьи рассматривали ее лишь в ракурсе общечеловеческих ценностей. До сих пор не сложилось однозначного представления и о том, как формировалась идея народности в творчестве К.Д. Ушинского, какой вклад внесли его последователи в трактовку этой идеи, какие из ее сторон оказались наиболее значимыми для дальнейшего развития отечественной теории и практики образования.

Среди диссертаций, защищенных только в последние два десятилетия по проблеме педагогического наследия К.Д. Ушинского, есть и такие, в которых рассматривается идея народности воспитания (Н.М. Дадеркина, Л.А. Терещенко и др.). Однако они посвящены исследованию проблемы реализации идеи народности воспитания самим К.Д. Ушинским в его учебных книгах. При этом зарождение идеи народности воспитания в творчестве К.Д. Ушинского и ее дальнейшее развитие в трудах последователей ученого в период последней трети XIX в. - начала XXI в. никогда не исследовалось. Недостаточно изучена также история реализации этой идеи в отечественной школе, особенно сейчас, на рубеже XX-XXI вв.

Таким образом, в настоящее время возникли противоречия между потребностью дальнейшего осмысления идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в условиях постсоветской России и недостаточной изученностью истории развития этой идеи в отечественной педагогике; между использованием взглядов К.Д. Ушинского на народность воспитания в школьной практике и недостаточным уровнем подготовленности педагога к использованию их многоаспектного характера; между востребованностью идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в новой социально-политической обстановке и отсутствием систематического анализа этой идеи.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы тенденции и условия развития идеи К.Д. Ушинского о народно-

сти воспитания в теории и практике отечественного образования с последней трети XIX в. до начала XXI в.

Цель исследования: выявить и обосновать тенденции и условия развития идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в истории отечественного образования, охарактеризовать ее развитие и реализацию на современном этапе.

Объект исследования: система взглядов К.Д. Ушинского на народность воспитания, ее отображение в трудах его последователей и в школьной практике.

Предмет исследования: тенденции и условия развития идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в отечественном образовании с последней трети XIX в. до начала XXI в.

Задачи исследования:

  1. Выявить предпосылки зарождения идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания.

  2. Обосновать процесс формирования идеи народности воспитания в научно-педагогическом творчестве К.Д. Ушинского; обозначить ее главные аспекты и связь с другими сторонами его педагогической концепции.

  3. Выявить тенденции и условия развития идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в истории отечественного образования.

  4. Охарактеризовать особенности трактовки идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в современной педагогической теории.

  5. Определить пути и формы реализации идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в общеобразовательных школах России на рубеже XX-XXI вв.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

на философском уровне: философские концепции образования и культуры, опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности: антропологическая (Б.М. Бим-Бад, А.Я. Данилюк, А.И. Пискунов, В.И. Слободчи-ков и др.), культурологическая (B.C. Библер, К.Ю. Богачев, Е.В. Бондарев-ская, И.Ф. Исаев, Л.А. Степашко и др.), цивилизационная (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов и др.);

на общенаучном уровне: основные идеи общенаучного системного подхода (В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Г.П. Щедро-вицкий, Э.Г. Юдин и др.); гуманистический подход (А. Маслоу, К. Роджерс и др.); деятельностный подход (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи взаимосвязанно сти и взаимообусловленности разных факторов в развитии образования (субъективных и объективных; политических, социальных, экономических, культурологических, педагогических).

на конкретно -научном уровне: работы по истории педагогики, связанные с появлением и формированием идеи народности воспитания в отечественной философии образования и творчестве К.Д. Ушинского (Н.К. Гончаров, П.Ф. Каптерев, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, Л.Н. Модзалевский, А.И. Пискунов, Л.А. Степашко, В.Я. Струминский и др.), в том числе работы, дающие новую трактовку идеи народности в постсоветский период (Е.П. Бе-лозерцев, В.Ю. Вельский, М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, К.А. Дридгер,

М. В. Захарченко, И. 3. Сковородкина и др.) и освещающие реализацию народности воспитания в школьной практике на рубеже XX-XXI вв. (Е.П. Бе-лозерцев, И.Ф. Гончаров, В.Ю. Троицкий, Л.А. Черных и др.). Источниковую базу исследования составили:

труды философов, публицистов и педагогов XVIII-первой половины XIX вв., затрагивавших проблему народности воспитания: отечественных (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, И.В. Киреевский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, С.С. Уваров, И.С. Хомяков и др.) и зарубежных (И.Ф. Гербарт, Ф.А.В. Дистервег, И.Г Песталоцци и др.);

педагогические работы К. Д. Ушинского и его последователей до революции (В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, С.А. Рачинский, Д. Д. Семенов, В.Н. Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин и др.);

труды историков педагогики и последователей К. Д. Ушинского после революции (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, Н. К. Гончаров, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, А.Г Иванов, А.Н. Иванов, В.В. Карпов, Т.В. Карпова, Д.О. Лордкипанидзе, В.А. Сухомлинский, Г.В. Флоровский, Л.А. Черных, СТ. Шацкий и др.);

периодические издания (журналы «Педагогика», «Русская национальная школа», «Народное образование» и др.);

нормативные законодательные акты (Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Концепция модернизации Российского образования»);

мемуары современников и учеников К. Д. Ушинского;

учебно-методические пособия и учебники, используемые в школах, которые реализуют идею К. Д. Ушинского о народности воспитания;

материалы интернет-сайтов общеобразовательных школ, которые включают педагогические идеи К. Д. Ушинского в свои концепции и программы и реализуют их в практике своей работы.

Для решения поставленных задач в диссертации применялись теоретические методы исследования. Для реализации принципа историзма использовался сравнительно-исторический метод, позволивший выявить сходства и различия в трактовке идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания на разных этапах развития отечественного образования, а также историко-ретроспективный и историко-генетический методы, которые позволили проследить истоки и динамику развития данной идеи. В исследовании использовались следующие эмпирические методы исследования: беседа, изучение школьной документации, изучение и обобщение массового и передового опыта по использованию идеи народности воспитания в школьной практике.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой стали следующие общеобразовательные школы: МОУ СОШ № 15 г. Вологды; МОУ Андог-ская СОШ им. Героя Советского Союза А.А. Карташова (с. Никольское Ка-дуйского района Вологодской области); МОУ СОШ № 4 г. Нерехты Костромской области; МОУ Колодинская СОШ Пошехонского района Ярославской области (с. Колодино); МОУ Ивановская-на-Лехте СОШ Борисоглебского района Ярославской области (с. Ивановское); Леснополянская начальная школа-детский сад им. К.Д. Ушинского (р. п. Лесная Поляна Ярославского

района Ярославской области); Тутаевский комплекс школ, участниц проекта «Разработка и реализация системы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе курса «Православие и русская культура» в общеобразовательных школах»: НОУ ПСО Православная школа им. Иоанна Кронштадтского; МОУ СОШ № 6; МОУ СОШ № 7 им. Ф.Ф. Ушакова (г. Тутаев Ярославской области).

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечиваются разнообразием использованного материала; исходными методологическими позициями исследования; современными подходами к педагогической науке; применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; возможностью использования его результатов в научно-теоретической и практической работе, внедрения в школьную практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

представлен новый взгляд на формирование идеи народности воспитания в научно-педагогическом творчестве К.Д. Ушинского: выявлен процесс ее зарождения, становления как системы и дальнейшей разработки;

обоснованы главные аспекты идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания (общественно-демократический, национально-самобытный, духовно-нравственный), а также их связь с другими сторонами педагогической теории К.Д. Ушинского;

выявлены особенности трактовки идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в истории отечественной педагогики (С.А. Рачинский, В.Н. Соро-ка-Росинский, В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский и др.) и в наше время (Е.П. Белозерцев, В.Ю. Вельский, И.Ф. Гончаров, Э.Д. Днепров и др.);

обоснованы важнейшие тенденции развития идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания: расширение общественно-демократической направленности воспитания; его обогащение национально-самобытными элементами (благодаря деятельностному и региональному подходам); углубление духовно-нравственного содержания идеи народности (освоение христианской этики, раскрытие народного идеала человека, приобщение к духовным ценностям и святыням своей семьи, рода, Отечества);

определены условия развития взглядов К.Д. Ушинского на народность воспитания с последней трети XIX до начала XXI в.: демократизация общественной жизни, научно-технический прогресс, рост национального самосознания, падение тоталитарной государственности, возрождение в обществе религиозно-нравственных ценностей;

выявлены приоритетные направления трактовки данной идеи на рубеже XX-XXI вв.: акцент на общественном характере воспитания в отличие от «государственного заказа», развитие национальной самобытности воспитания в рамках «русской школы» и школ республик РФ, внимание к региональным особенностям воспитания, обращение к духовно-нравственному опыту православия;

определены пути и формы использования идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в школьной практике на рубеже XX-XXI вв. на материале ряда общеобразовательных школ России.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

проведенный анализ взглядов К.Д. Ушинского на народность воспитания и изучение их развития в трудах его последователей углубляет сложившееся в отечественной педагогике понимание идеи народности воспитания;

педагогическая наука дополняется многоаспектным рассмотрением идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания (общественно-демократический, национально-самобытный, духовно-нравственный аспекты);

- выявленные ведущие тенденции развития идеи народности по К.Д.
Ушинскому могут быть учтены при разработке концепций воспитания в усло
виях реформирования современного образования;

разработанная в диссертации методика анализа идеи народности воспитания в творчестве К.Д. Ушинского и ее развития в работах его последователей может быть использована для теоретического и исторического описания других педагогических идей;

проведенное исследование развития идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в отечественной педагогике позволяет наметить перспективы дальнейшего использования этой идеи в российском образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в диссертации практический опыт использования идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания может применяться в современной общеобразовательной школе. Выявленные методические решения и педагогические средства реализации идеи народности воспитания дают возможность сделать воспитательную работу в школе более разнообразной и эффективной. Результаты проведенного анализа могут быть использованы при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов по теории и истории отечественной педагогики для средних и высших педагогических учебных заведений, а также применяться при составлении концепций и разработке программ учебных предметов общеобразовательных школ, организации в них воспитательной работы.

Личный вклад автора в исследование состоит в том, что им раскрыт процесс зарождения и становления идеи народности воспитания в творчестве К.Д. Ушинского; обоснованы ее главные аспекты (общественно-демократический, национально-самобытный, духовно-нравственный) и связь с другими сторонами педагогической теории К.Д. Ушинского; определены тенденции развития этой идеи в истории отечественного образования, их зависимость от общественно-политической ситуации соответствующей эпохи; изучено использование идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в школьной практике на рубеже XX-XXI вв.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В идее К.Д. Ушинского о народности воспитания нашел отражение опыт зарубежной и отечественной педагогики, накопленный в России к середине XIX в., что обусловило преемственность этой идеи по отношению к разным направлениям философии образования: к общественно-демократическим настроениям буржуазной Реформации и к теории кулыуро-сообразности воспитания, вытекающей из философии романтизма; к теориям российских просветителей, либералов, славянофилов и западников, демократов, отстаивавших народно-самобытные традиции воспитания; к взглядам консервативно-государственного крыла российского общества, в том числе

теории официальной народности С.С. Уварова. Однако взгляды К.Д. Ушин-ского на народность нельзя отождествить ни с одним из указанных направлений.

  1. Идея народности воспитания рождается в творчестве К.Д. Ушинского из двух начал - христиански интерпретируемой идеи общего блага и антропологически трактуемой идеи народного характера, который придает воспитанию жизненную силу. Народность тесно связана с двумя другими составляющими педагогической теории К.Д. Ушинского (наукой и религией) и учитывает три аспекта воспитания. Общественно-демократический аспект имеет целью удовлетворение запросов общества вне связи с политическими интересами; национально-самобытный аспект направлен на целостное развитие личности посредством освоения народных идеалов и традиций через родной язык, словесность, культуру, творческий труд; духовно-нравственный аспект служит духовному возвышению человека через приобщение к заветам и обычаям православия.

  2. Идея К.Д. Ушинского о народности воспитания нашла творческое осмысление и развитие как до революции, так и в советское время. До революции сложились две ее трактовки, отражавшие позиции интеллигенции и крестьянства: 1) приобщение трудящихся масс к научному прогрессу (при сохранении национальных приоритетов - родного языка, патриотизма); 2) консервация традиционного образа жизни православной сельской общины (при освоении некоторых элементов европейской науки и культуры). После революции возобладала общественно-демократическая трактовка, но под давлением тоталитарного государства. Национальная самобытность осваивалась с целью патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время, ее приспосабливали к общегуманистической или советской идеологии. Акцент ставился на изменчивость национального идеала. Не полностью востребованной осталась в советское время духовно-нравственная сторона идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания вследствие ее связи с религией.

  1. В постсоветскую эпоху новое теоретическое осмысление получили все аспекты народности воспитания по Ушинскому. Ее общественно-демократический потенциал оценивается как средство продуктивного разграничения сфер влияния общества и государства в школьном воспитании, а также как путь преодоления социальной и этнической дезинтеграции российского общества. Национально-самобытное начало - как способ формирования национальной идеологии, сохранения национальной идентичности, открытой для диалога с другими культурами. Духовно-нравственная сторона служит приобщению к христианским ценностям и православным традициям. Значим вклад данной идеи в развитие этнопедагогики и педагогики среды.

  2. Идея К.Д. Ушинского о народности воспитания реализуется в современной школьной практике как в учебном процессе (расширение содержания предметов родиноведения), так и во внеучебной деятельности (в работе кружков, клубов, при организации праздников, походов и т.п.). Пути реализации идеи народности воспитания - это освоение народных традиций с целью целостного духовного развития личности; творческая деятельность учащихся

по усвоению национальных ценностей и обычаев; взаимодействие школы с окружающей средой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях: «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2006); «Чтения К.Д. Ушинского» (Ярославль, 2006, 2008-2011); 61-й научно-технической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Ярославль, 2008); международной научной конференции «Историко-педагогическое знание: прошлое, настоящее, будущее» (Владимир, 2008); IV Равкинских чтениях (Йошкар-Ола, 2009); выездных школах молодых ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Ярославль, 2009, 2010); Всероссийской конференции «Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования» (Воронеж, 2010), а также на заседаниях кафедры теории и истории педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (2007-2010); освещены в 17 публикациях по теме исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, охарактеризованы методологическая основа и методы исследования; определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Становление идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания» - выявляются предпосылки зарождения идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания; изучается формирование данной идеи в творчестве ученого; выявляются ее главные аспекты и связь с другими сторонами его педагогической теории; уясняется специфика ее трактовки педагогом на фоне взглядов его предшественников и современников; рассматриваются направления реализации данной идеи в педагогической практике К.Д. Ушинского.

Во второй главе - «Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в отечественной педагогике (1870-1980-е гг.)» - анализируются особенности осмысления и оценки идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания российскими педагогами с 1870-х по 1980-е гг. Выявляются тенденции и условия развития данной идеи; устанавливается зависимость ее трактовки как от философии образования ряда ведущих деятелей народного просвещения, так и от его реальных нужд в дореволюционную и советскую эпоху. Характеризуется степень востребованности разных сторон данной идеи в период до и после революции 1917 г.

В третьей главе - «Идея К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике российского образования на рубеже XX-XXI вв.» - выявляются особенности теоретической трактовки и практического применения данной идеи на новом этапе развития российского общества и педагогической науки. Анализируется ее осмысление в русле новых педагогических подходов, раскрывается ее педагогический потенциал для формирования новой государственной и национальной идеологии. Описаны пути и формы ее ис-

пользования в современной школьной практике на материале ряда общеобразовательных школ России.

В заключении подводятся итоги исследования, обосновывается значение реализации идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в современной школьной практике для дальнейшего духовно-культурного и социально-экономического развития нашей страны, определяются возможные дальнейшие пути изучения проблемы.

Похожие диссертации на Развитие идеи К.Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования