Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Хамаганова Раджана Владимировна

Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей
<
Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хамаганова Раджана Владимировна. Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Улан-Удэ, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:04-13/2013

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки развития этических знаний младших школьников 13

1.1 . Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект 13

1.2 . Этапы становления нравственного сознания школьников 31

1.3 . Особенности развития этических знаний младших школьников.. ..50

Выводы по первой главе 71

ГЛАВА 2. Педагогические условия развития этических знаний младших школьников 72

2.1. Критерии определения уровня развития этических знаний младших школьников 73

2.2. Развитие этических знаний младших школьников в учебной и вне классной воспитательной деятельности 95

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 121

Выводы по второй главе 134

Заключение 135

Библиография 140

Приложения 154

Введение к работе

Актуальность исследования. Российское общество, находящееся на этапе интенсивного реформирования, предъявляет соответствующие требования к системе образования. Растущая потребность общества - человек мобильный, способный к самостоятельным и ответственным решениям, с четкими ценностными ориентациями.

Необходимость в формировании нового современного типа человека выразилась в смене образовательной парадигмы - отказ от монологической, авторитарной системы и переход к гуманистическим основам обучения и воспитания. Цели и приоритетные направления обновляющейся системы образования отражены в государственных документах - Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года, Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы, Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы.

Приоритетными задачами провозглашены: воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре других народов; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Как явствует из положений государственных нормативных документов, цель современного образования - это воспитание человека с целостным миропониманием, который умеет видеть взаимосвязи в различных сферах жизнедеятельности общества, взаимозависимость социального и природного мира.

Ухудшение экологической обстановки на Земле, загрязнение воздушного, водного бассейна, истощение природных ресурсов, не утихающие конфликты между государствами, локальные войны - все эти проблемы мирового масштаба усиливают актуальность поиска эффективных путей воспитания подрастающего поколения. Все большую значимость приобретают общечеловеческие ценности, провозглашенные в международных правовых документах - Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка.

Подрастающее поколение нуждается в ясных смыслообразующих жизненных ориентирах - главная ценность на Земле - это жизнь как таковая во всех ее проявлениях, человек и благо каждого независимо от национальности, социального положения, физических и психических особенностей.

Современные подходы в воспитании и обучении во многом опираются на педагогику советского периода. В контексте темы нашего исследования нами были осмыслены идеи воспитания, развернутые в педагогических произведениях Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и др. Проблема формирования нравственного сознания, поведения во взаимосвязи разрабатывалась такими педагогами-учеными, как И.А.Каиров, Н.И.Болдырев,И.С. Марьенко, И.Ф.Харламов, О.С.Богданова. Программа нравственного воспитания, разработанная Н.И.Болдыревым для всех ступеней общеобразовательной школы является фундаментальным вкладом в данной области. Важно то, что в основу воспитания положены принципы гуманизма, интернационализма, непримиримости к лицемерию, стяжательству, эгоизму.

Вклад коммунистической идеологии в развитие образования в советском обществе был несомненно огромен. Однако нельзя не отметить и отрицательных моментов. Основой нравственного поведения являлась прежде всего принадлежность к коммунистической партии. Главный регулятор деятельности был страх перед исключением из нее. С распадом советского государства стало очевидно, что идеологические рамки были чисто внешними ограничителями, не затрагивающими личностных переживаний людей. Картина

духовного обнищания, упадка моральных ценностей, утрата идеалов — это итог формализма, сухой идеологизации правил и норм. Совершенно ясно, что никакие внешние рамки (идеологические, религиозные, политические и другие) не могут быть достаточно твердыми, если не затронуты личностные переживания человека.

В поисках философских оснований воспитания нравственной личности мы обратились к литературе. Основным направлением в современной этике является исследование моральных норм, объединяющих людей вне зависимости от их политических, религиозных убеждений, национальных особенностей и т.д. Проблема поиска фундаментальных философских основ объединяющей этики человечества всесторонне рассматривается многими учеными, среди которых представляют особый интерес труды А.А.Гусейнова, А.Швейцера, Ю.В. Шрейдера, С.В.Мейена. Процессы глобализации экономических, политических процессов, все более тесное взаимодействие стран и народов заставляет обращаться к «этике объединенного человечества» (А.А.Гусейнов), главным ее принципом является принцип сочувствия к другому (С.В.Мейен). Основой нравственного поведения провозглашается сам человек как личность, а не политические, религиозные, идеологические и другие рамки. Всеобщим основанием для равного отношения ко всему живому, признаваемым во многих современных педагогических исследованиях, является «принцип благоговения перед жизнью» (А.Швейцер). Следование ему обеспечивает сохранение природного разнообразия, что является условием жизни человека, разрешение конфликтов мирным путем, без применения насилия.

В целях изучения внедрения философских идей в педагогической теории и практике мы провели анализ современных программ. На сегодняшний день имеется огромное количество разнообразных курсов по приобщению детей к моральным ценностям (23, 24, 46, 58, 77, 94, 111, 142 ). Особый интерес представляют научные исследования Н.Е. Щурковой, А.И. Шемшури-ной, М.И.Шиловой.

Система воспитания этической культуры А.И.Шемшуриной, имея пре
емственные связи с «Азбукой нравственного воспитания» О.С.Богдановой,
опирается на следующие подходы. Это создание этического взаимодействия
в сфере общечеловеческих ценностей, обеспечение динамики от объект-
субъектной к субъектной позиции учеников методами опосредованного
влияния на детей, сензитивность педагогических средств и форм этического
воспитания школьников их возрастным и индивидуальным возможностям.
Данные положения послужили ориентирами при построении нашего иссле
дования. Важно то, что методика «Этической грамматики»
А.И.Шемшуриной основывается на диалоге, равноправном обмене духовны
ми, моральными ценностями учителя и ученика.

Большое значение при разработке методов педагогического взаимодействия в данном исследовании имели теоретические положения Н.Е.Щурковой. Принципом построения взаимоотношений в пространстве школьной жизни является утверждение одного человека в бытии другого. Мера этического определяется вниманием к другому, учитыванием интересов окружающих, безоговорочное принятие ценности личности другого человека вне зависимости от возраста, статуса, успешности и т.д.

Важной предпосылкой при установлении соотношения общечеловеческого, национального, личностного компонентов этического знания в процессе усвоения их младшими школьниками стали исследования М.И.Шиловой. Наполнение гуманистическим содержанием учебного материала, использование богатейшего потенциала народного поэтического творчества, этнокультурологических текстов глубоко созвучно нашему исследованию.

Несмотря на обширный пласт исследований все же мало уделяется внимания формированию целостной картины мира, приобщению к общечеловеческим ценностям (жизнь, благо каждого живого существа на Земле). В программах по нравственному воспитанию внимание в основном уделяется знакомству с этикетом, воспитанию взаимоотношений. Воспитание же нравст-

венного отношения к природе, человеку как части природного мира является прерогативой программ по экологии. Возникает противоречие между необходимостью воспитания равного нравственного отношения ко всему живому (провозглашаемое в философских трудах ) и малой разработанностью этой проблемы в педагогике.

При исследовании психологических предпосылок младшего школьного возраста в усвоении этических знаний мы опирались на труды Ж.Пиаже, Л.Кольберга. Особый интерес представляли научные исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, Н.А.Менчинской. Взаимосвязи между общением в процессе учебной деятельности и нравственным развитием детей рассматриваются В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, В.В.Репкиным, А.К.Дусавицким. Активное задействование нравственного сознания ребенка, создание условий для развития этического мышления, организация коммуникативных ситуаций (М.Липман) - являются условиями формирования ответственного и самостоятельного поведения.

Психолого-педагогические исследования указывают на то, что главным условием усвоения этических знаний является активная позиция самих детей. Только в условиях свободного диалога, актуализации собственного жизненного опыта учащиеся могут выработать самостоятельную точку зрения, глубоко осознанное отношение к окружающему миру. Противоречие состоит в том, что на практике мало уделяется внимания применению методов, активизирующих самостоятельность мышления, развивающих эмпатию, умение сочувствовать как основы нравственного поведения.

В ходе поиска путей структурирования содержания этических знаний большую роль сыграло изучение работ по социальной педагогике и психологии (А.В.Мудрик, И.С.Кон, М.С.Комаров и др.) В начале для детей легче проходит усвоение представлений, связанных с ближайшим окружением. В процессе развития этических знаний, создания коммуникативных ситуаций, по мере расширения сведений об окружающем мире, дети становятся спо-

собны к усвоению этического содержания знаний о родном крае, стране, мире.

В своем исследовании мы говорим о развитии этических знаний. Этические знания (по сравнению с нравственными нормами ) предполагают более высокий уровень обобщения, понимание абсолютного, всеобщего характера моральных законов. Это не столько заучивание правил, памяток по правилам поведения, сколько самостоятельный поиск способов действий в тех или иных ситуациях на основе принципа сочувствия. Этические знания усваиваются детьми в процессе рассуждения, философствования, при создании коммуникативных ситуаций.

Развитие этических знаний — это процесс накопления представлений об этическом понятии в различных жизненных ситуациях и качественный их переход от понимания необходимости нравственной нормы в конкретной ситуации к пониманию всеобщего, абсолютного ее характера. По мере осмысления ребенком того или иного правила, закона этические знания выходят на новый качественный уровень, частная норма становится общим принципом.

Анализ научной литературы позволил выявить неизученные аспекты данной проблемы и сформулировать противоречия:

между необходимостью приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям (равное отношение ко всему живому, жизнь и благо каждого как высшая ценность) и недостаточной реализацией данного направления на практике;

между наличием разнообразных программ по нравственному и экологическому воспитанию и практическим отсутствием программ по формированию целостных представлений о природном и социальном мире, человеке как гармоничной части окружающей действительности;

между психологическими предпосылками младшего школьного возраста в процессе развития этических знаний и недостаточной активизацией мышления самих детей, актуализацией жизненного опыта,

развития эмпатии, сочувствия как главного условия нравственного поведения. Отмеченные противоречия обусловили проблему систематизации теоретических основ психологии, педагогики образования и воспитания и выработки эффективных путей развития этических знаний в младшем школьном возрасте. Данная проблема определила выбор темы диссертационного исследования: Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей.

Цель исследования: определить педагогические условия организации процесса развития этических знаний младших школьников.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: развитие этических знаний младших школьников средствами общечеловеческой культуры.

Гипотеза исследования: процесс развития этических знаний младших школьников будет успешным, если

целью процесса развития этических знаний будет формирование целостного представления о мире, где природное и социальное взаимосвязано, где все живые существа имеют равную значимость;

содержание этических знаний будет логически структурировано по концентрическому принципу: начиная от близкого социального и природного окружения (семья, одноклассники, учителя, комнатные растения, домашние животные и т.д.), затем последовательно охватывая все более широкие области окружающего мира (люди разных народов, деревья и растения различных уголков страны, мира);

методы развития этических знаний будут активизировать самостоятельное мышление учащихся (обсуждение этических ситуаций, прием диалектического анализа, прием гиперболизации), актуализировать жизненные впечатления, развивать способность к эмпатии, со-

чувствию как основы нравственного поведения (прием вживания, игры, психогимнастические упражнения). Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи: -провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме;

обосновать исходные предпосылки развития этических знаний учащихся младшего школьного возраста;

определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность усвоения общечеловеческих и национальных ценностей;

-определить критерии сформированности этических знаний учащихся младших классов;

- разработать и экспериментальным путем апробировать программу раз
вития этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих
ценностей.

Методологическую основу исследования составляют: совокупность философских, психологических и педагогических положений, раскрывающих идеи целостности человеческой культуры (И.С.Кон, Л.С.Выготский, А.Н,Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А.Ильин); идеи о закономерностях нравственного развития личности (Ж. Пиаже, Л.Кольберг, В.П.Кобляков, Л.И.Божович, Л.С.Славина, А.А.Люблинская); положения о сложной иерархической структуре морали и нравственного сознания ( М.Н.Росенко, А.Г.Здравомыслов, Е.В.Золотухина-Аболина, И.Л.Зеленкова); научные обоснования механизмов развития этических знаний у детей (А.А.Люблинская, О.С.Богданова, А.И.Шемшурина); принципы гуманистической педагогики (В.С.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин).

При выполнении диссертационной работы использован комплекс методов научно-педагогического исследования: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, статистико-математические методы (t-критерий Стьюдента), графические, эксперимент и др.

База исследования: общеобразовательные школы № 20, 10, школа-интернат №6 г. Улан-Удэ.

11 Этапы исследования:

На первом этапе (1998-2000г.г.), констатирующе-поисковом, изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература по теме исследования. Разрабатывалась научная гипотеза, цель, задачи, методика исследования, осваивались экспериментальные методы исследования. Выявлялись психологические основания младшего школьного возраста в процессе развития этических знаний. Проводился подготовительный этап, включающий изучение состояния проблемы в практике школ.

На втором этапе (2000- 2002г.г.) была организована и проведена экспериментально-педагогическая работа, направленная на выявление педагогических основ развития этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей. Осуществлялась экспериментальная работа по разработке, созданию, корректировке и апробации педагогических условий для учащихся 1-3 классов. В процессе педагогического эксперимента проводилась диагностика степени развития этических знаний на основе общечеловеческих ценностей.

На третьем этапе (2002-2003 г.г.), теоретически-обобщающем, осуществлялся анализ и уточнение данных, полученных в ходе экспериментальной работы, обобщались результаты исследований, выделялись выводы, формировалось заключение и оформлялся текст диссертационной работы. Научная новизна исследования состоит в том, что:

уточнены понятия «нравственное воспитание» и «развитие этических знаний»;

разработаны научные основания развития этических знаний в младшем школьном возрасте, выявлены факторы и условия, определяющие динамику нравственного становления детей;

определено содержание этических знаний как целостного комплекса представлений, охватывающего во взаимосвязи природный и социальный мир, основой которого являются общечеловеческие ценности (жизнь, благо каждого живого существа);

- научно обоснована и экспериментальным путем подтверждена сово
купность педагогических условий, определяющих эффективность про
цесса развития этических знаний младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

определена структура и этапы процесса развития этических знаний;

обоснована и подтверждена эффективность педагогических условий развития этических знаний в начальных классах;

выявлены объективные и субъективные факторы, обуславливающие усвоение этических знаний младшими школьниками, определены критерии эффективности процесса;

разработана целостная система развития этических знаний, охватывающая урочную и внеурочную воспитательную деятельность.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных подходов, практических рекомендаций для учителей начальной школы и методическом обеспечении процесса развития этических знаний младших школьников. Материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу методических рекомендаций для системы повышения квалификации учителей.

Достоверность исследования обеспечивается: методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики;

использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы;

применением статистических методов обработки результатов диагностик.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие этических знаний - это процесс углубления и систематизации нравственных представлений детей на научном уровне, це-

лью которого является формирование целостной картины окружающего мира, представление себя как гармоничной его части.

  1. Процесс развития этических знаний опирается на общечеловеческие ценности: жизнь - как основополагающая ценность, а также ценности, конкретизирующие ее: семья, одноклассники, учителя, растения в школе и дома (1 концентр ); люди разных народов, профессий, животные и растения родного края (2 концентр); человечество как единая семья, растения, животные мира (3 концентр).

  2. Эффективность процесса обусловлена использованием различных методов и приемов активизации мыслительной деятельности детей: приемы «вживания» в состояние другого существа, прием гиперболизации ситуаций, прием диалектического анализа, игры для развития эмпатии; привлечение личного жизненного опыта детей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами.

Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект

В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания, развитие этических знаний.

В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Нашей целью является осветить в первом параграфе, каким образом сформировались ценности современного общества; выявить основные подходы педагогов к целям воспитания подрастающего поколения.

Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов.

Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово «ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении [ 78, 32 ].

Наряду с понятием этики со времени завоеваний Александра Македонского используется понятие мораль. Это слово латинского происхождения -«moralize» и имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить свою культуру от ассимиляции в эллинской, римлянам необходимо было четко разграничить «свои» обычаи и «чужие». Мораль служила в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков.

Данные различия в происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что "этика" и "мораль" стали наполняться разным содержанием.

Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль ( А.А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, И.С. Кон, Ф.Т.Хаматнуров). С понятиями «мораль» и «нравственность» дело обстоит сложнее. Здесь существует два основных подхода. Эти понятия ранее не разделялись в философии (И.С. Кон, В.П. Кобляков). Но современные авторы их разводят. Под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности (Ф.Т.Хаматнуров, А.И.Шемшурина и др.).

Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности.

Этические же знания, исходя из определения этики предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические знания, нежели нравственные нормы.

Роль морали в обществе огромна. Для нас важным моментом является то, что учеными признается мораль как один из основных механизмов управления, регулирования общественной жизни.

Например, Л.М. Архангельский выделяет три функции морали: гносеологическая (отражательная), регулятивная и гуманистическая (воспитательная). Е.А. Якуба - функции социальной ориентации и регулирования. Также выделяются функции гносеологическая, воспитательная, революционно-критическая, апологетическая (С.Ф.Анисимов, В.П.Кобляков), функция предвосхищения (А.И. Титаренко), функция формирования социального субъекта (Т.С. Лапина).

Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции:

1.Функция социальной ориентации или социального регулирования; 2.Познавательная (отражательная), революционно-критическая и апологетическая;

3.Мораль как система ценностей, побуждений и ограничений личности воспитательная и более широко - функция формирования социального субъекта.

Говоря о структуре морали, необходимо сказать, что мораль конкретного общества отражается, во-первых, в сфере общественного сознания, во-вторых, в сфере общественной деятельности и, в-третьих, в сфере общественных отношений (И.Л.Зеленкова).

Этапы становления нравственного сознания школьников

В первом параграфе нами были рассмотрены философские основания развития этических знаний. Было определено содержание этических знаний, сущность общечеловеческих ценностей. Теперь перед нами стоит вопрос, способны ли младшие школьники усвоить сложные этические понятия и за счет каких психологических механизмов это возможно.

Целенаправленное обучение и воспитание начинается с поступлением ребенка в школу. Воспитательные мероприятия проводятся с учащимися, начиная с первого класса и далее в средней школе и старших классах. Однако, большее внимание в воспитании черт характера уделяется подростковому и юношескому возрасту.

Сложилось представление о том, что только в подростковом возрасте ребенок способен к собственно нравственному развитию, глубокому осмыслению этических понятий. Младший же школьник еще не готов к серьезным педагогическим воздействиям, направленным на нравственное воспитание, воспитание высших нравственных качеств. Почему, чем это обусловлено? Мы рассмотрим причины данной позиции.

Глубокие систематические исследования становления нравственного сознания детей проводились Ж.Пиаже. Было установлено, что в период жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. В начале {нравственный реализм) дети усваивают нормы и твердо их придерживаются, независимо от времени, ситуации, обстоятельств. Для детей характерно непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделение всех многообразных жизненных явлений, людей на две категории - хорошее и плохое, у них отсутствует еще понимание неоднородности, различных градаций в нравственных оценках.

Нравственный релятивизм появляется у детей примерно с одиннадцати лет. Он основан на понимании ребенком того, что каждый человек имеет право на уважительное к себе отношение и в каждом его поступке можно увидеть оправдание и осуждение с нравственной точки зрения.

На стадии нравственного реализма ребенок мыслит категориями авторитета, полагает, что нормы нравственности установлены властью и незыблемы. На этапе нравственного реализма ребенок делает моральный выбор в пользу бездумного послушания, беспрекословного подчинения взрослому. Это происходит даже тогда, когда ребенок видит расхождение между требованием взрослого и общепринятыми нормами. Это послушание есть результат незнания жизни, непонимания изменчивости обстоятельств, внешних и внутренних взаимосвязей между предметами, явлениями, людьми.

Дети более старшего возраста, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебрегать мнением взрослого и при этом поступить в соответствии с нормами морали. Например, младшие дети считают, что говорить неправду нельзя ни при каких обстоятельствах. Старшие же дети полагают, что в некоторых случаях ложь допустима. Это указывает на способность принимать собственные решения на основе анализа последствий, с учетом условий и обстоятельств.

Л.Кольберг спустя тридцать лет после выхода трудов Ж.Пиаже расширил данную концепцию. Он установил, что на т. н. доконвенционалъном уровне развития нравственности (или преморальном, преднравственном уровне), в возрасте до десяти лет дети чаще дают оценки поведению преимущественно по его следствиям. Они не могут проанализировать мотивы и содержание поступков человека. На первой стадии этого уровня развития ребенок полагает, что подчиняться правилам необходимо для того, чтобы избежать наказания. На второй стадии уже возникает мысль о полезности нравственных поступков, которые сопровождаются поощрениями. В этом возрасте действуют авторитарные (страх перед наказанием) и гедонистические ( получения удовольствия) мотивы. Причем раньше формируются чувства страха, боязни, как низшие, а затем уже чувства удовлетворения от поощрения за хороший поступок.

На уровне конвенциональной морали (с десяти до тринадцати лет) значение придается прежде всего тому, чтобы быть «хорошим человеком», соответствовать ожиданиям окружающих. Дети ориентируются на принципы других людей и на общепринятые законы, требования. Суждения, оценки основываются на одобрении или неодобрении других людей (третья стадия).

Критерии определения уровня развития этических знаний младших школьников

Для определения исходных положений, выяснения актуального уровня сформированности этических знаний у детей младшего школьного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент. При организации эксперимента мы руководствовались научными подходами, представленными в трудах ученых по методологии и организации эксперимента [26, 127, 186 ]. Опираясь на эти работы, мы выделили требования, которым должны отвечать данные, полученные в результате исследований: надежность, обоснованность, точность.

В организации экспериментальной работы в контексте нашего исследования нам помогли работы А.И.Шемшуриной, М.И.Шемшуриной, Г.Н. Рзае-вой и других, в которых большую ценность представляют диагностические материалы и рекомендации по их использованию.

В начале эксперимента было необходимо определить критерии определения уровня развития этических знаний у детей.

Как уже отмечалось в первом параграфе первой главы, структура нравственного сознания имеет следующие компоненты: сознание, деятельность и отношения.

В структуре нравственного сознания знания имеют два компонента: эмоционально-чувственный и рационально-теоретический. Отсюда необходимо определение уровня сформированности знания на уровне эмоционального переживания и на уровне нравственных понятий, суждений.

Также рационально-теоретический компонент можно соотнести с информационным знанием (знание-информация), а эмоционально-чувственный компонент - с оценочным знанием.

Информационное знание отражает свойства и качества явлений, событий, людей; закономерности их развития. Это знание является основой формирования убеждений человека. В зависимости от того, соответствует оно оценочному знанию или не соответствует, оно превращается в волеустремле-ние, совпадает со знанием-оценкой, либо игнорируется и изменяется.

Оценочное знание (знание-оценка) содержит суждение об объективных свойствах и закономерностях развития окружающего мира с позиции их моральной ценности для индивида ( Богданова О.С.) [15, 86].

Следующий компонент нравственного сознания - отношение к окружающему миру. Важно определение нравственного отношения детей по содержанию: отношение к себе, к людям, природе, отношение к труду и продуктам труда.

Этические знания, рационально обоснованные и эмоционально пережитые, реализуются в поведении, деятельности. Деятельность человека осуществляется через ряд поступков, который в свою очередь представляет собой цепь элементов: мотив - намерение - принятие решения - действие - рефлексия. С точки зрения определения уровня сформированности этических знаний важно определить степень самостоятельности в принятии нравственных решений. Необходимо выяснить, является ли нравственное поведение устойчивым, осознанным или ребенок поступает нравственно, исходя из ситуации; не по убеждению, а во избежание наказания.

Таким образом, в экспериментальной работе мы опирались на следующие критерии: Эмоциональный критерий: проявление эмоциональных переживаний в отношении различных явлений; преобладающие, регулирующие поведение эмоции - страх перед наказанием; стремление к получению поощрения, стыд, совесть. Рациональный критерий: сформированность нравственных понятий, суждений Поведенческий критерий: ситуативное следование нормам (аффективное поведение), следование нравственным правилам, исходя из мнения большинства (традиционное поведение), постоянное следование нравственным правилам, независимо от внешних обстоятельств (рационально-целевое).

Критерий отношения:

-совокупный критерий, выявляющий связи и взаимоотношения, контакты с объектами действительности. Поскольку поведение детей вне школы наблюдать сложно, то необходимы их устные высказывания об отношении к тем или иным явлениям: к людям, к природе, к народным традициям и т.д.

Соответственно данным критериям мы определили следующие пара метры: эмоциональные переживания детей относительно тех или иных явлений;

Развитие этических знаний младших школьников в учебной и вне классной воспитательной деятельности

В своей работе мы используем термин «развитие». Как уже отмечалось в первом параграфе первой главы, данное понятие нам видится эффективным, так как при этом в центре внимания находится личность самого ребенка, развитие его внутреннего мира, мышления, моральной рефлексии и т.д.

Развитие этических знаний предполагает обращение к личности ребенка, его чувствам. Процесс предполагает осмысление нравственных правил на теоретическом уровне. Дети не просто усваивают, запоминают некоторые нормы поведения, а анализируют причины и следствия того или иного поступка, учатся видеть абсолютную необходимость следования нормам на основе знания взаимосвязей в социальном, природном мире.

Понятие «развитие этических знаний» отличается от понятия «нравственное воспитание». Как отмечалось в первом параграфе первой главы, нравственность - это сфера субъективных норм поведения отдельного человека, усвоенные правила поведения на уровне обыденного сознания. Этика - это наука, изучающая на теоретическом, философском уровне мораль общества. Этические знания по сравнению с нравственными понятиями предполагают более высокий, теоретический уровень осмысления. Развитие этических знаний включает не только усвоение норм и правил поведения, но и теоретическое их осмысление, понимание их безусловной необходимости на основе знания всеобщих законов, абсолютных ценностей, выработанных человечеством и обобщенных современными философами - этиками.

Сравнительная характеристика процессов нравственного воспитания советского периода и развития этических знаний представлена в следующей таблице.

Также мы разводим понятия «этические знания» и «этическая культура». Этические знания - это более узкое понятие, это часть этической культуры. Общей целью процесса развития этических знаний является овладение этической культурой, формирование этически культурной личности.

Этические знания являются первой, отправной точкой формирования этического сознания. Развитие, обогащение знаний, получение ответов на философские, этические вопросы особенно важно в младшем школьном возрасте. У детей еще узок круг представлений, мало жизненного опыта. Но их волнуют проблемы взаимоотношений, норм поведения, что плохо или хорошо, как поступить в той или иной ситуации. Учитель вводит ребенка в мир взаимоотношений и наполняет окружающую действительность этическим смыслом, открывает внутреннюю суть человеческого общения, дает нравственные ориентиры.

В содержание этических знаний мы включаем совокупность представлений ребенка о мире, взаимоотношениях человека с окружающими людьми, нормы взаимодействия человека с природой. Основу этических знаний составляют общечеловеческие ценности.

Под общечеловеческими ценностями мы понимаем ценности, идеалы, выверенные временем, присущие каждому народу независимо от национального менталитета, особенностей культуры; это ценности, которые способствуют прогрессу человечества, в них утверждается гармония жизни на земле. В содержание «общечеловеческих ценностей» входят понятие «жизнь» во всех ее проявлениях и равное отношение к «малому» и «большому» в природе; понятие «человек» и понимание, принятие людей независимо от их особенностей (расовых, национальных, социальных, психических, физических и т.д.).

Всеобъемлющая ценность «жизнь» получает свое конкретное отображение в отношении к объектам природного и социального мира: животным, растениям, людям.

Похожие диссертации на Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей