Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Литвин Виктория Богдановна

Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения
<
Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Литвин Виктория Богдановна. Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Мурманск, 2001 158 c. РГБ ОД, 61:02-13/136-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема развития культурного потенциала учащихся на современном этапе развития системы образования

1.1. Теоретические основы развития личностной культуры ребенка в учебном процессе начальной школы 3

1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы развития культурного потенциала учащихся младших классов 24

1.3. Анализ практического опыта работы по развитию культурного потенциала младших школьников 31

Глава 2. Готовность учащихся к освоению культурно-исторического наследия малой родины как педагогическая проблема 45

2.1. Место и функции региональной культуры в учебно-воспитательном процессе начальной школы 45

2.2. Современная социокультурная ситуация Кольского Севера 54

Глава 3. Теоретические и методические основы развития культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения 62

3.1. Современное состояние изучения истории и культуры родного края в начальных классах школ Мурманской области 62

3.2. Технология развития культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения 73

33. Педагогический эксперимент и его результаты 100

Выводы 141

Библиография 143

Введение к работе

* Актуальность темы исследования определяется как внутренними тенденциями развития знаний о человеке, так и логикой происходящих в нашей стране экономических, социальных и культурных общественных изменений.

В современных условиях перед школой ставятся ответственные щ задачи формирования личности учеников, обладающих общей культурой, в | достаточной степени развитым мышлением, способных к дальнейшему саморазвитию. Сферой, в которой проявляются полученные в процессе

I учебной деятельности знания, умения и навыки, является, прежде всего, культура. « В ее достижениях, с одной стороны, проявляется результат образования, а с другой стороны - культура выступает своеобразным | критерием качества образования» (Воронина Е.В.). В данном аспекте і особенно актуальной становится проблема развития культурного потенциала : | Щ: личности учащихся, позволяющего быть нравственно-эстетическим

I регулятором поведения, проявлять духовные потребности и творческую

, инициативу, строить разумные отношения с природой, людьми и обществом в целом, ; Ориентированный на необходимость приобщения детей к общечеловеческим ценностям учебно-воспитательный процесс школы невозможно строить без учета специфики ближайшей социокультурной среды, жизни родного края. Знание его истории и культуры - действенное #> средство познавательного, нравственного и эстетического развития детей, средство формирования патриотических чувств и духовных начал личности. I На пороге нового тысячелетия социокультурная ситуация в России характеризуется двумя разнонаправленными процессами: с одной стороны, в ! условиях отсутствия прежних идеалов жизни наше общество во многом ориентируется на инокультурные образцы, с другой - возникшая потребность в духовной оседлости, привязанности к «родному пепелищу» # ведет к возрождению исконной русской культуры, которое начинается с духовного обновления множества регионов, открытых для взаимокультурного обмена, В этом аспекте краеведение, по словам Д. С. Лихачева, становится явлением «первостепенной важности».

Многолетнее игнорирование и прямое подавление местного культурного и исторического материала в прессе, теле- и радиоэфире, учебных программах привело к невиданному забвению культурных традиций малой родины, пренебрежению к прошлому, неумению осознать себя в цепи поколений.

В сложных условиях духовного переустройства нашего общества особую роль приобретает культуросозидательная функция образования, т. к. сегодняшняя школа решает задачу формирования личности, готовой и способной к восприятию и пониманию культуры.

Многочисленные региональные ирограммы учебных курсов ориентированы, в основном, на средние и старшие классы общеобразовательной школы, хотя известно, что приобщение к истории и культуре края необходимо начинать с детства, когда формируются основные личностные качества и ценностные ориентиры человека.

Известно, что в настоящее время в учебно-воспитательном процессе временнбе пространство служит барьером для понимания исторически сложившихся традиций родного народа. Поэтому так важно определить систему педагогических воздействий, подобрать методические приемы работы, способствующие становлению положительных личностных качеств ребенка, развитию его культурного потенциала.

Цель исследования: разработать научно обоснованную и экспериментально проверенную продуктивную дидактическую технологию, направленную на развитие культурного потенциала детей 7-9 лет в процессе приобщения к истории и культуре родного края.

Объект исследования: формирование у детей 7-9 лет знаний о культуре родного края и умений к их творческому переосмыслению и практическому воплощению, что в целом приводит к развитию культурного потенциала.

Предмет исследования: процесс разработки продуктивной дидактической технологии» воздействующей на развитие культурного потенциала детей 7-9 лет в ходе изучения краеведения.

Гипотеза исследования: изучение краеведческого материала младшими школьниками способствует развитию их культурного потенциала, если оно осуществляется: на основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учетом их склонностей и потребностей; на основе интеграции знаний о культуре, доступных восприятию детей данного возраста; в процессе формирования умений творческого переосмысления полученных знаний и их практического воплощения.

ЗмЗДОссДеДРЯЩИЯ:

Изучить и проанализировать имеющиеся психолого-педагогические и культурологические труды по проблеме развития культурного потенциала детей 7-9 лет через приобщение к истории и культуре родного края.

Выявить уровень краеведческих знаний у детей 7-9 лет.

Изучить уровень развития культурного потенциала младших школьников (в сравнении контрольных и экспериментальных классов) после применения в процессе обучения разработанной технологии.

Методологическую основу исследования составили идеи о социальной и культурной обусловленности образования; о творческой природе культуры и культурного развития; о единстве личностно-деятельностного и культурологического подходов к воспитанию и образованию.

Теоретической основой_ исследования являются: общая теория культуры (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Д.С. Лихачев); психологическая теория культурно-исторического наследования (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Е.Б. Моргунов, С.Л. Рубинштейн); теория культурологического подхода к образованию (Б.Т. Лихачев,В.С. Леднев, А.Ф. Малышевский, Е.Н. Шиянов);

5 концептуальные разработки становления и развития краеведческого аспекта в образовании (П.П. Блонский, Н,К. Гаврюшин, Т.В. Молодцова, М.Ю. Новицкая, В.А. Сухомлинский, Г.С. Тараскина, К.Д. Ушинский). Методы исследования:

Теоретический (анализ философской, психолого-педагогической и культурологической литературы по теме исследования).

Статистический (количественный и качественный анализ работ учащихся начальных классов).

Педагогический (анализ программ и методических разработок по краеведению для начальной школы; педагогические наблюдения за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе, способствующем развитию культурного потенциала школьников; изучение и обобщение практики преподавания краеведения в начальных классах общеобразовательных школ).

Экспериментальный (осуществление и обработка результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении возможности развития культурного потенциала младших школьников через изучение истории и культуры родного края; разработке технологии блочной организации краеведческой работы; выявлении места и функций межпредметных связей для развития культурного потенциала детей 7-9 лет на основе изучения краеведения. Полученные в результате исследования данные позволяют дополнить учебно-воспитательный процесс по изучению краеведения комплексом фольклорного, литературного, исторического и природоведческого материалов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке на основе исследования технологии развития культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения, которая может быть использована учителями школы, институтами усовершенствования учителей и научно-методическими службами в работе по развитию культурного потенциала детей.

Апробациями„ внедрение результатов исследования осуществлялось на всех этапах научно-исследовательской работы. Результаты докладывались на научно-практических конференциях Мурманского государственного педагогического института: «Вопросы воспитания и обучения в системе непрерывного образования, «Современные педагогические технологии в преподавании учебных дисциплин в процессе подготовки учителей начальных классов в системе заочного обучения ВУЗа»; на пленарном заседании научно-практической конференции студентов и аспирантов МГПИ и на заседании секции «Актуальные проблемы современной педагогики» названной конференции. На основе диссертационного исследования подготовлено и издано учебное пособие для учителей начальной школы «Край, который я люблю».

На защиту выносятся положения:

Перспективным направлением в решении проблемы развития культурного потенциала младших школьников является изучение краеведения.

Изучение краеведения в начальной школе является результативным для развития культурного потенциала учеников при соблюдении следующих условий:

Знания о культуре края должны опираться на личный жизненный опыт детей;

Процесс приобретения знаний по краеведению должен носить не только репродуктивный, но и творческий характер;

Для Мурманской области наиболее эффективной в свете указанной проблемы является блочная организация материала в сочетании со связующими интегрированными уроками

Структура диссертации:

Работа состоит из введения, трех глав, выводов и библиографии.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза исследования, выделены положения, выносимые на защиту, приводятся данные об экспериментальной базе и апробации результатов исследования.

В первой главе - «Проблемы развития культурного потенциала учащихся на современном этапе системы образования» - анализируется философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

Во второй главе - «Готовность учащихся к освоению культурно-исторического наследия малой родины как педагогическая проблема» -охарактеризована современная социокультурная ситуация Кольского Севера и обозначены функции региональной культуры в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

В третьей главе - «Теоретические и методические основы развития культурного потенциала учащихся начальных классов в процессе изучения краеведения» - дана характеристика программы обучения, раскрыта последовательность работы, проанализированы результаты предлагаемой технологии в соответствии с теоретическими положениями, рассмотренными в первой главе и данными, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Выводы отражают итоги исследования, анализ научных результатов и их практическую значимость.

Библиография включает ] 87 научных и методических трудов

Теоретические основы развития личностной культуры ребенка в учебном процессе начальной школы

Проблема формирования духовной культуры, русского национального сознания была предметом теоретических исследований на различных этапах развития философской и педагогической мысли: советские и российские философы и этики С.Ф. Анисимов, Р.Г. Апресян, Н.А. Бердяев, В.Е. Вейдле, А.А. Гусейнов, И.А. Ильин, И.О. Лососий, В.М. Межуев, С.Л. Франк, Г.П. Федотов и другие, социологи и культурологи B.C. Библер, С.Н. Иконникова, М.Г. Ковчук, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, П.А. Сорокин и другие разрабатывали проблемы нравственной культуры, культуры взаимоотношений, национального самосознания и т. п.

Активно исследовалась и исследуется проблема культурного развития личности зарубежными этиками и педагогами ( ЕАнчел, С. Ангелов, Дж. Локк, М. Монтессори, Й. Оелькерс, И. Попелова, Э. Фромм, М. Фритцханд, А. Флитнер, В. Флитнер и др.).

Культура - феномен многогранный, сложноорганизованный, полифоничный. Она существует в единстве и многообразии, обусловленных пространственно-временными параметрами, которые порождают разнообразие жизненных форм, включает не только художественный, но и научный, идеологический потенциал поколений, как ныне живущих, так и от нас уже ушедших. Культура - разносторонняя, сложноорганизованная, полифункциональная и динамическая целостность.

В философской и искусствоведческой литературе сложился разнообразный взгляд на культуру: это и модель жизни человека (М.С.Каган), и социальная память человека (Ю.Б.Борев), и форма одновременного бытия и общения людей, и всеобщность духовного образа жизни человека, и само детерминация индивида в горизонте личности, и из-обретение "мира впервые" (В.С.Библер), и определенный способ и поле деятельности человека (В.С.Семенов), и система ценностей и универсальная технология (Э.СМаркарян), и культурная ценность, направляющая духовную и практическую деятельность человека (Э.В.Соколов), и самоорганизующаяся система духа, любовь, красота несущие в себе тонкую и высоко вибрационную энергетику (Н.ІСРерих), и процесс сохранения, поддержания, развития и совершенствования жизни - индивидуальной и рода человеческого (Ю.А.Жданов). Культура есть не только оппозиция по отношению к "натуре", природе, но и категория, вписывающаяся в более богатую и сложную категориальную систему "природа - общество - человек - деятельность -культура".

Следует подчеркнуть, что культура как феномен жизни человека не только транслирует ценности поколениям, но и сама является общечеловеческой ценностью. Именно она позволяет отделить биологическое, физическое в человеке и его социокультурное духовное. З.Фрейд отметил, что культура обозначает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми. Он считает также, что та или иная страна достигла высот культуры, если в ней все, что касается использования человеком земли и защиты его от сил природы, тщательно и целесообразно обеспечено - обращено на пользу человека. Одно из основных, особых требований, предъявляемых культурой - красота,

чистоплотность и порядок как ценности, регулирующие жизнь человека. Они обеспечивают человеку наилучшее использование пространства и времени, экономят его психические силы.

Характерной чертой культуры является уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным художественным достижениям и заботе о них, к ведущей роли, которую она отводит значению идей в жизни человека. Одной из важных черт культуры является то, что она выступает способом, регулирующим отношения людей между собой, то есть социальные отношения и ценности. ММ.Бахтин рассматривает культуру в целом как познание, нравственность, искусство, определяющие границы временного и пространственного существования ценностей. Он указывает, что культура является некой пространственной целостностью, имеющей собственную внутреннюю территорию, но по его образному выражению, ее "границы проходят повсюдуИ.[14,С.260]

Современная философия трактует культуру как способность каждого к осознанию своего предназначения в жизни и способность к анализу того, что с ним происходит, это то, что позволяет личности и обществу опираться на общечеловеческие, универсальные нормы и ценности. Культуру можно символически представить как крест, где точка пересечения вертикали и горизонтали - это пересечение истории и настоящего, индивидуальной судьбы с судьбой человечества, вечного и сиюминутного. Исходя из понимания культуры как вертикально - горизонтального пересечения времени и пространства, ценностей и событий, людей и природы, можно констатировать факт, что и категории времени и пространства являются не только формой существования материи, духовных ценностей, но и сами выступают ценностями в жизни человека.

Психолого-педагогический аспект проблемы развития культурного потенциала учащихся младших классов

По мнению психологов, формирование личности в младшем школьном возрасте, обусловленное внешними факторами воспитания и обучения, пронизывает процессы физического созревания и психического развития и связывает их в единый процесс развития личности. Все эти процессы протекают в единстве, во взаимосвязи. Поэтому С.Л. Рубинштейн так формулировал основной закон развития ребенка: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает воспитываясь и обучаясь» то есть под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество»[155,С. 192]. Такой подход наиболее полно представлен в культурно-исторической теории, основные положения которой изложены в работах Л.С, Выготского:

Человеческая психика развивается в деятельности, которая опосредована орудиями и средствами, применяемыми в процессе общественного производства.

Духовная деятельность людей возникает на основе их практической деятельности и приобретает сходную с ней структуру, будучи также опосредованной, но уже не орудиями труда, а своеобразными орудиями «духовного производства». Своеобразные орудия духовной, психической деятельности всегда являются отражением чего-то, что-то означают. Их роль в осуществлении тех или иных психических процессов зависит от значения, которое они приобретают на протяжении развития индивида, в результате его обучения и участия в жизни общества, путем усвоения социального опыта, передаваемого отдельному человеку окружающими людьми.

Таким образом, сознание человека как по своему содержанию, так и по своему строению имеет социально-историческое происхождение и развивается под влиянием его практического и теоретического сотрудничества с другими людьми.

Принципы личностного развития учащихся как субъектов обучения разработаны в культурно- исторической теории развития психики (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов). Главными среди этих принципов сами исследователи считают творческий характер развития, и, следовательно, подавление творческих проявлений культуры - это подавление ростков культуры. Вторым принципом В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов называют принцип ведущей роли социокультурного контекста развития, который воздействует на процессы формирования картины мира, на характер сенсорных эталонов, общий стиль поведения и деятельности [681.

Отношение ребенка к миру всегда опосредовано отношениями ребенка со взрослыми, поэтому совместная деятельность - необходимое условие развития человека в обществе. Овладение культурой, ее духовными и материальными достижениями происходит в ходе общения с людьми. В этом смысле процесс присвоения достижений культуры и есть процесс обучения (А.Н. Леонтьев),

У детей младшего школьного возраста ярко выражено стремление занять более «взрослое» положение в жизни и выполнять важную для окружающих деятельность. Л. И. Божович называет этот период формирования личности периодом рождения социального «Я» ребенка [26, С.91]. Формирование социального сознания связано с новой для ребенка позицией - позицией школьника. Поэтому все, что относится к учебной деятельности, оказывается ценным для младшего школьника. Мы считаем, что приобщение ребенка к общечеловеческой культуре дает ему возможность ощутить свое более взрослое положение в жизни. Особенно это касается таких форм работы как мини-исследования, доклады, выступления со своими творческими работами. Такая технология занятий позволит не только заинтересовать детей историей и культурой родного края, но и будет способствовать утверждению их социального «Я».

В процессе обучения активно развивается наглядно-образное мышление учащихся, и постепенно они начинают овладевать приемами мышления абстрактного. У школьников происходит не только накопление знаний, но и формируются умения к их самостоятельному приобретению, а это позволяет интенсивнее и глубже изучать культурные традиции, несущие в себе возможность и доступность формирования основ базовой культуры и нравственных категорий у младших школьников. Такие знания наиболее прочны, конкретизированы и долговечны. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия, основывающиеся на развитых житейских понятиях. Соответственно, чтобы способствовать формированию у детей теоретического мышления, необходимо обогащать опыт представлений детей об окружающем мире. Краеведческий материал, как никакой другой, отвечает этим требованиям: он основывается на личном опыте освоения мира каждого ребенка и в то же время расширяет этот опыт. Различные виды творческих и практических работ, основанные на краеведческом материале, позволяют ученику ориентироваться в своей дельности не только на внешние, наглядные признаки объектов, но и на внутренние, существенные свойства.

В младшем школьном возрасте особенно развивается познавательная потребность и потребность в саморазвитии, т.е. ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Основанные на личном жизненном опыте ребенка, привязанные к его повседневной жизни, культурные знания могут стать мощным стимулом стремления к знанию вообще. По нашему мнению, развитие культурного потенциала школьников в процессе изучения региональной культуры будет способствовать интересу не только к содержательной стороне учебного процесса, но и к тому, какими способами достигается решение учебных задач

Место и функции региональной культуры в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Духовное переустройство нашего общества начинается с культурного обновления множества самостоятельных регионов, открытых для взаимокультурного обмена.

Вопрос о культурном пространстве важен не только в рамках общенациональной культурной политики, но и имеет непосредственную практическую значимость для современной школы. Сегодняшний школьник растет и формируется в определенном культурном пространстве, которое включает в себя три уровня (М.С. Каган, ЛИ. Буева):

-микромир (дом, семья, улица, сверстники), который ребенок осваивает самостоятельно и с помощью которого приобщается к этическим, моральным и социальным нормам. Усвоенные в детском возрасте нормы не во всем совпадают с принятыми в обществе, так как каждая семья, микрогруппа ориентируется на собственные моральные образцы;

-макромир (город, край, государство), знания о котором ученик приобретает в школе. Практика работы учителей начальных классов показывает, что программами учебных предметов предусматриваются лишь фрагментарные сведения о малой родине, явно недостаточные для создания основ знаний по краеведению.

-мегамир (космос, ноосфера), освоение которого должно быть основано на взаимодействии знаний о микро- и макромире и всего потенциала человеческой культуры.

Современный ребенок знает многое, но его представления о мире довольно разрозненны, так как восприятие рассеяно между отдельными фактами, учебными предметами, информационными данными. Поэтому указанные три уровня в сознании нынешнего школьника связаны слабо и он психологически не готов к целостному восприятию мира. Следовательно, сегодняшняя школа должна формировать у учеников целостный взгляд на мир через умение воссоздавать, сопоставлять, сравнивать, анализировать.

Одним из аспектов этой работы является краеведение, так как краеведческий материал содержит сведения о культуре, знаниях и жизненном опыте народа, среди которого формируется личность ребенка.

В отечественной педагогике краеведению всегда отводилось важное место. К.Д. Ушинский был убежден, что культура, склад ума и характера каждой национальности в значительной степени обусловлены окружающей природой, родом занятий, исторической памятью, вне познания которых невозможно правильное образование. В соответствии с этой точкой зрения им была предложена идея особого школьного предмета - родиноведения: "Отчего в наших школьных уставах, подвергавшимся и подвергающимся постоянным переделкам, - писал Ушинский, - нет и намека на преимущественное, усиленное изучение родины? Почему и до сих пор русский мальчик начинает свое знакомство с историей не Рюриком, а Набополасаром, а знакомство с географией не Киевом или Москвой, а каким-нибудь Сиднеем или Вандимеевой землей?" Первые шаги познания мира должны, по мнению К.Д. Ушинского, осуществляться на примере родной природы, явлениях повседневных: "...не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а, напротив, приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукой и жизнью".[245]

П.П. Блонский считал, что естественный путь образования осуществляется как бы постоянно расширяющимися концентрическими кругами, и придавал огромное значение краеведению и родиноведению, составляющим как раз начальные этапы миропознания, так как именно в них осуществляется необходимая конкретизация преподавания. "Школа, семья и улица или родная деревня - предмет изучения ребенка в течение первых школьных лет, - писал П.П. Блонский, - город (уезд, область) и родина -предмет последних лет. Так как, таким образом, программа изучения среды определяется главным образом местными условиями, то о единообразии содержания ее не может быть и речи...Народная школа должна дать ребенку национальное воспитание. Это не значит, что человек должен замкнуться исключительно в круге национальных интересов. Нет, впоследствии средняя школа введет ученика в общечеловеческую культуру. Но... путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание, и расширение человеческого "я" должно происходить концентрическими кругами". [С.57-5 8]

В.А. Сухомлинский определил принцип постепенности миропознания: "Я советую воспитателям: воздействуйте на чувства, воображение, фантазию детей, открывайте окошко в безграничный мир постепенно... Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги".[165,С77] Подчеркиваемый В.А. Сухомлинским принцип постепенности миропознания естественнее всего осуществляется именно на краеведческом материале, на предметах, событиях, явлениях, непосредственно связанных с повседневной жизнью.

Современное состояние изучения истории и культуры родного края в начальных классах школ Мурманской области

Для проверки теоретических положений нашего исследования и выявления оптимальных путей их практической реализации нами был проведен педагогический эксперимент.

Конкретизируя общую цель исследования, мы определили частные задачи эксперимента: 1. Выявить исходный уровень знаний младших школьников о родном крае. 2. Определить, является ли для начальной школы более эффективным учебное или внеучебное изучение региональной культуры. 3. Разработать методические приемы развития культурного потенциала у учащихся младших классов и проверить на практике эффективность этих приемов. 4. Определить оптимальное сочетание исследовательского и творческого характера при изучении краеведения в начальной школе. 5. Выявить функции и эффективность интеграции учебного материала по краеведению для развития культурного потенциала младших школьников. 6. Определить уровни овладения младшими школьниками творческими умениями.

В соответствии с указанными задачами эксперимент включал в себя три этапа: 1. констатирующий 2. формирующий 3. контрольный и проводился в 1995-1999 годах в 1-4 классах школ №№ 9, 30, 47 г. Мурманска. Источниками эксперимента были анкетные опросы, экспериментальные уроки, наблюдения уроков, беседы с учителями и учащимися, анализ работы школьников.

Констатирующий эксперимент.

В ходе эксперимента выявлялся уровень знаний младших школьников о родном крае и определялась преимущественная направленность интересов учащихся.

Уровень знаний оценивался по следующим критериям; «знают» - дают полные ответы на предложенные вопросы; «допускают ошибки» - ответы неполные, есть неточности; «не знают» - не дают ответа на вопрос или дают неверный ответ. Приводим анкету, предложенную школьникам в ходе констатирующего эксперимента.

Учащимся были предложены вопросы четырех тематических блоков, каждый из которых выявлял определенный аспект краеведческих знаний: в Ї блоке содержались вопросы об истории Кольского края, во II - о событиях Великой Отечественной войны на Севере, в III -вопросы о современной культуре края.

Эти блоки вопросов были выбраны с тем, чтобы на основе сопоставления данных ответов наметить общие тенденции развития познавательных интересов учащихся в сфере краеведения и создать свою систему изучения истории и культуры в начальной школе. 1.Какой народ является коренным на Кольском полуострове? 2.Из какого края Российского государства пришли на Север первые русские поселенцы? В каком веке это произошло? 3.Назовите основные промыслы поморов. 4. Назовите поморские и саамские сказки, которые вы читали. 5.Какие книги об истории нашего края вы читали? В результате ответов учеников на вопросы I блока мы получили следующие данные: 1 вопрос: Какой народ является коренным на Кольском полуострове 40% учеников назвали коренными народами и поморов, и саами. Почти половина опрошенных (48%) отнесли к коренным жителям только поморов. Мы можем говорить о том, что ученики не различают понятия «коренной народ» и «поселенцы» и не представляют себе исторической динамики освоения Севера.

2 вопрос; из какого края Российского государства пришли на Север первые русские поселенцы? В каком веке это произошло?

Результаты ответов на этот вопрос подтверждают наш предыдущий вывод о том, что ученики не представляют себе историю края как целостный процесс.

В 3-х классах 4% учеников смогли сказать, откуда пришли на Север русские поселенцы. («Они пришли из Новгорода, потому что слышали они от людей, что этот край богат», «Новгородцы были людьми торговыми, они надеялись купить здесь пушнину, рыбу, древесину»). Лишь отдельные ученики (менее 1% от общего количества опрошенных) смогли дать ответ на вторую часть вопроса. Большинство школьников назвали XIX и XX века как время освоения Севера русскими.

3 вопрос: назовите основные промыслы и занятия поморов. Ученики назвали почти все поморские промыслы, но около 40% опрошенных причислили к ним и оленеводство, которым традиционно занимались саами. Следовательно, ученики имеют слабое представление об образе жизни поморов и саамов, об отличии их занятий. 4 вопрос: назовите поморские и саамские сказки, которые вы читали.

Более половины учеников (58,3%) смогли назвать сборники поморских и саамских сказок. В основном ученики называли 2-3 сказки («Глиняшко», «Чахкли», «Невеста Солнца»).

Также высокие показатели ответов на этот вопрос позволяют говорить о том, что именно фольклорные произведения больше соответствуют интересам школьников указанных возрастов, хорошо запоминаются и усваиваются. Мы можем предположить, что при изучении региональной культуры необходимо опираться на устное народное творчество народов Севера. Этот материал позволит дать представление и об образе жизни, и о промыслах, и о культуре, и о взаимоотношениях наших предков с природой.

Похожие диссертации на Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения