Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей будущих учителей музыки на хоровых занятиях Короткова, Татьяна Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Короткова, Татьяна Михайловна. Развитие творческих способностей будущих учителей музыки на хоровых занятиях : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рос. академия образования.- Москва, 1996.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/2814-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями реформирования современного общества и, следовательно, в первую очередь существующей программы образования, т.к. именно оно сегодня становится сферой, определяющей успешность духовного, нравственного, экономического и политического обновления страны. Главным фактором, характеризующим современные подходы к образованию, становится гуманистическая направленность педагогической деятельности. Гуманизация обучения предполагает, что целью учебного процесса яеляєтся прежде всего развитие личности учащегося, чтобы все обучаемые могли самостоятельно находить решение постоянно возникающих перед ними проблем, т.е. научились учиться.

Гуманистическое направление педагогической деятельности реализуется в новом стиле педагогического общения. Отечественная школа, следуя велению времени, пытается уйти от авторитарной педагогики: авторитарно-командное отношение преподавателя к учащимся сменяется их взаимодействием на основе сотрудничества. Поворот школь к личности ребенка, стремление полнее и глубже учитывать ее потребности и интересы, развиЕать творческий потенциал, активность и самостоятельность школьников, воспитывать "самовыражающуюся" личность. Однако в полной мере эта тенденция может быть реализована лишь тогда, когда учитель будет иметь соответствующую ей профессиональную подготовку, обладать необходимыми личностными качествами: быть яркой, неординарной, творческой личностью с богатым внутренним миром, способной к самореализации.

Существующая система работы большинства педагогических заведений, особенно их музыкальных факультетов, предусмотренных для подготовки учителей музыки, в основном мало ориентирована на новые принципы обучения; сохраняется разрыв между общекультурным и профессиональным, информационным и проблемным обучением.

В ряду дисциплин музыкально-педагогических факультетов одно из главных мест занимает хоровой класс. Его задачи не исчерпываются только воспитанием у студентов умений и навыков пения в хоре; главная его задача - подготовить их к самостоятельной творческой деятельности на основе развития у них исследовательских качеств. На практике и в методической литературе роль хорового класса в подготовке педагога-музыканта чаще всего сводится к формированию у студентов хормейстерских навыков. Наше теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме развития творческих способностей студентов основывалось на современных

подходах в психологии и педагогике к проблеме подготовки будущих специалистов. В нем мы опирались на работы Б. Ф. Ломова, В. Я. Ляу-дис, А. М. Матюшкина, Г. П. Трофимовой, Г. А. Цукерман. Обучение с позиций современной психолого-педагогической науки - не просто информационный процесс, ориентированный на исполнительскую деятельность и переход готовых знаний от преподавателя к студенту при помощи запоминания и копирования способов и действий. Оно выступает как социальный процесс, выражающийся во взаимодействии и общении, в совместной деятельности участников образовательного процесса. Отдельные проблемы взаимодействия и стиля педагогического руководства хоровым коллективом рассматриваются в работах известных руководителей исполнительских коллективов: А. И. Анисимова, Г.А.Дмитриевского, А.А.Егорова, В. И. Краснощекова, К А. Ольхова, А. М. Лазовского, К К. Пигрова, В.Г.Соколова, Б. Э. Чайкина, П. Г. Чеснокова, А. А. Юрлова. Вместе с тем, нет обобщающих исследований, посвященных всестороннему освещению и научно-педагогическому обоснованию стиля педагогического руководства учебными хоровыми коллективами как важнейшего фактора их творческого развития. В практике хоровых коллективов возможности взаимодействия используются не полностью, хормейстеры не всегда реализуют возможности деятельности и общения е развитии самостоятельной ТЕОшеской инициативы. Недостаточная разработанность методики творческого развития личности будущего учителя музыки часто обусловливает использование педагогами пассивных, "сообщающих" методов обучения, которые не дают положительных результатов с точки зрения подготовки специалиста, способного к исследовательской деятельности. Первостепенную роль в решении этой проблемы имеет развитие у них интонационно-образного мышления, художественного воображения, чтобы студенты могли на основе самостоятельного анализа музыкального сочинения содержательно обобщать возникшие интонационно-слуховые представления о художественном целом, предлагая варианты его прочтения, т.е. развития у них ин-терпретаторских способностей. Из этого следует вьгоод: проблема актуальна и недостаточно разработана, что и определило выбор темы исследования - "Развитие творческих способностей будущих учителей музыки на хоровых занятиях".

Объект исследования - хоровая деятельность студентов музы-, кально-педагогического колледжа.

Предмет исследования - развитие творческих способностей учащихся в условиях их взаимодействия с дирижером на занятиях хора.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка

методики развития творческих способностей будущих учителей музыки в хоровом классе. Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач. Задачи исследования :_

изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;

определить возможности учебно-хоровой деятельности в формировании творческих способностей студентов - будущих учителей музыки;

выявить критерии развитости творческих способностей учащихся в учебно-хоровой деятельности;

- разработать и экспериментально проверить методику формирования творческих способностей студентов на Занятиях хорового класса е условиях сотрудничества .дирижера и исполнителей.

Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие творческих способностей студентов на занятиях хора будет более эффективно, если:

содержанием хоровых занятий окажется формирование способности к созданию самостоятельной и убедительной интерпретации музыкального произведения и умению ее практически реализовать;

целостность музыкальных трактовок будет базироваться на единстве замысла и выразительных средстє; - методическим принципом занятий яеится сотрудничество преподавателя и студентов как творческих партнеров.

Методологической основой исследования послужили положения отечественной психологии о развитии способностей в процессе деятельности, о связи обучения и развития; современные психолого-педагогические концепции интенсификации обучения и общения: позиции музыкально-педагогического наследия таких ученых, как Б.'Л. Яворский, Г. Г. Нейгауз, А. А. Баренбойм и др. В ходе исследования были использованы следующие методы:

.изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой, музыкально-педагогической и программно-методической хоровой литературы в связи с избранной проблемой;

педагогическое наблюдение, направленное на изучение особенностей и результатов взаимодействия руководителя хора и коллектива исполнителей в процессе создания и воплощения интерпретации исполняемых произведений;

опытно-экспериментальная работа, включавшая поисковый, констатирующий и формирующий"этапы, анализ соответствующего опыта в музыкально-педагогической практике и личное участие диссертанта в качестве руководителя хора;

.-4- диагностическое тестирование учащихся; - анализ ТЕорческих работ.

Научная новизна исследования определяется следующим:

1.Теоретически обоснованы и определены педагогические функции способности к интерпретации музыкальных произведений как основы развития творческих способностей будущего учителя музыки;

2.Разработана и экспериментально проверена методика развития творческих способностей учащихся на хоровых занятиях в условиях взаимодействия дирижера как творческих партнеров;

3. Определены критерии развитости творческих способностей учащихся на основе оценки оригинальности и правомерности предложенных интерпретаций и,критерии педагогической эффективности общения дирижера с хором в процессе их реализации;

4. Апробирована,адаптирована и расширена в соответствии со спецификой проявления творческих способностей методика их диагностики.

Практическая значимость исследования заключается е разработке методических рекомендаций по педагогической организации творческого общения руководителя хора с коллективом. Разработано содержание учебного плана для обучения учителя музыки со специализацией "Руководитель детского хора", содержание программ по хороЕому классу и практике работы с хором, чтению хороЕых партитур. Кроме этого результаты исследования могут быть использованы в лекциях и практических занятиях курса "Методика работы с хором", а также в системе общей переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность исследования обеспечивается значимостью исходных теоретических и методологических позиций, тщательностью теоретической и экспериментальной проработки результатов исследования, использованием комплекса методов сбора и анализа фактической информации, квалификацией и успешностью практической работы исследователя.

Апробация исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях /Архангельск, 1994г., Красноярск, 1995г. /. Результаты исследования обсуждались на кафедре хорового дирижирования Красноярского института искусств, на заседании лаборатории музыкального искусства в ИЦЭВ РАО.

Внедрение результатов исследования осуществлялось при публикации тезисов, при чтении лекций по проблемам развития творческих способностей е процессе хороЕой деятельности для слушате-

- 5 -лей курсов повышения квалификации при Красноярском институте повышения квалификации работников образования; положения и выводы исследования используются в работе музыкального отделения педагогического колледжа N1 г.Красноярска, школы эстетического воспитания при колледже, общеобразовательных школ NN 20,11, хоровой студии эстетического центра Свердловского района г. Красноярска. Предложенные в исследовании методические рекомендации были использованы при разработке нового содержания образования учителей музыки в педагогическом колледже N1 с целью интенсификации процесса подготовки специалистов /в том числе при разработке авторских программ по хору, чтению хоровых партитур, дирижированию, аранжировке, хоровому сольфеджио/.'

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей будущих учителей музыки на хоровых занятиях