Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении Кожанова Марина Борисовна

Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
<
Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кожанова Марина Борисовна. Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Кожанова Марина Борисовна; [Место защиты: Акад. повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования].- Чебоксары, 2007.- 408 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-13/215

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Регионально-этническая направленность воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении как научная проблема

1.1. Регионально-этническая направленность воспитания: философский и социально-педагогический аспекты 24

1.2. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания 53

1.3. Основные компоненты содержания регионально-этнической направленности воспитания в программных документах для дошкольных образовательных учреждений второй половины XX - начала XXI века 83

Выводы по первой главе 110

Глава II. Теоретические подходы к обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

2.1. Этнопедагогизация воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении как средство обеспечения регионально-этнической направленности воспитания детей 114

2.2. Современное состояние этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях 140

2.3. Концепция и программа этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении 166

2.4. Обоснование требований, обусловливающих деятельность педагога по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей 189

Выводы по второй главе 216з

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

3.1. Опыт разработки и применения технологии этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении 219

3.2. Реализация концепции этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях 252

3.3. Программно-методическое оснащение деятельности педагогов в опытно-экспериментальной работе 275

3.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении 305

Выводы по третьей главе 326

Заключение 328

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования Социокультурные процессы последних десятилетий вызвали необходимость изменений и в системе образования Центром педагогической теории современности является идея жнзнетворчества (В Л Матросов, В М Розин, В С Шубинский и др ) - формирования человека как творца В центре внимания педагога - уникальная целостная личность, сочетающая в себе планетарное, цивилизацнонное, этнокультурное, социально-групповое и личностно-индивидуальное начало, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоакгуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях Попытка игнорировать, либо гипертрофировать любое из этих начал, в том числе и этнокультурное, может привести к деформации целостности личности и, как следствие, к нарушению формирования духовного облика человека

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа Исследователи (И Н Андреева, А О Бороноев, Т В Кружилина, П И Смирнов и др ) связывают это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды,

а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение Возникает потребность в системе образования, обеспечивающей воспитание высоконравственной, толерантной и свободной личности с позитивной национальной идентичностью

Учеными (Ю В Бромлей, А В Иванов, Ф Ф Харисов, В Ю Хотинец и др ) установлено, что формирование этнического самосознания является важным условием развития этнической индивидуальности, определяющим фактором оптимизации жизнедеятельности людей в специфических условиях этнической реальности Каждый этнос в зависимости от условий жизни формировал свою культуру и систему этнических ценностей, отражающих специфику духовных отношений и ментальності! (И А Арнольдов, Б М Бим-Бад, Ю В Бромлей, ГН Волков, Б С Гершунский, ТВ Кружилина и другие) В связи с этим немаловажное значение имеет обеспечение культурно-национальной самобытности образования

Необходимость развития и социализации личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина была осознана как учеными, так и политиками Этот факт нашел свое подтверждение в официальных документах В 1990 г Министерство образования Российской Федерации приняло концепцию развития национальной школы, определившую основную задачу в области образования с точки зрения сохранения и развития языков - формирование национальных систем образования Закон «Об образовании» (1992 год) предоставил школе как социальному институту широкие полномочия выбирать направления своего

развития на принципах гуманизации, демократизации, многоукладное и вариативности, учета национальных особенностей, призвал образовательные учреждения реализовывать меры, направленные на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры

Необходимость ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей привела к тому, что содержание образования стало структурировался в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта Российской Федерации В активный научный и практический оборот вошел термин «регионализация» (региональное образование) Исследования в данной области по большей части ведутся в русле традиционного классического школоведения (Е П Белозерцев, И Ф Гончаров, УВ Зуева, В Н Иванов, В И Матис, А Б Панькин, М Г Тайчинов, В К Шаповалов и др) Между тем национальное воспитание должно осуществляться и на более ранних этапах развития личности

Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности Для сохранения культурной идентичности со своим народом, с точки зрения 3 А Богатеевой, М И Богомоловой, Л Г Васильевой, Э К Сусловой, И 3 Хабибулиной и др , с самого раннего возраста ребенок должен включаться в естественную этническую среду Образовательный процесс, опираясь на народную психологию и педагогику, многосторонний диалог культур, в идеале должен обеспечивать развитие личности ребенка на национальных, общечеловеческих ценностях, что будет способствовать ментальной совместимости людей в условиях их взаимодополнения и взаимообогащения, цивилизованному развитию общества в целом Организованное педагогом взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона составляет сущность регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Ценные мысли о важности национального образования нашли отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого В том или ином аспекте эту проблему рассматривав в зарубежной и отечественной педагогике С И Гессен, В А Дистервег, П Ф Каптерев, Я А Коменский, А С Макаренко, И Г Песта-лоцци, В Н Сорока-Росинский, В А Сухомлинский, Л Н Толстой, К Д Ушин-ский, И Г Фихте, С Т Шацкий, И Я Яковлев и др В их наследии содержатся научно обоснованные и практически развитые педагогические концепции

Представители современной педагогической науки (Е П Белозерцев, Г Н Волков, К Ж Кожахметова, Л В Кузнецова, А Б Панькин, Т Н Петрова,

М Г Тайчинов, М Г Харитонов, 3 Б Цаллагова и др ) в числе приоритетных подходов функционирования системы национального воспитания называют принцип от «близкого к далекому», что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с собственной историей, искусством, традициями, в контексте культурного развития России и мира в целом Это позволит не допустить самоизоляции этноса, обеспечит единое культурное и образовательное пространство, будет способствовать расширению социальной мобильности личности В связи с этим одной из стратегических задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, те этнопедагоги-ческое пространство (Г Н Волков) Такая постановка вопроса требует разработки и реализации программ воспитания ребенка-дошкольника с учетом использования педагогического потенциала полиэтнической среды региона - народной педагогики

Выдающиеся педагоги прошлого Я А Коменский, И Г Песталоцци, В А Дистервег, К Д Ушипский, Л Н Толстой, И Я Яковлев и др много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его многовекового опыта воспитания Продолжая и развивая эти традиции, современные исследователи значительно расширили тематику этнопедагогических исследований ГН Волковым и его многочисленными учениками раскрыты концептуальные основы этнопедагогики В работах ученых показывается роль регионально-этнической культуры в формировании социально значимых качеств ребенка (С А Алиева, А А Грибовская, Г А Гучене, Р В Калистру, Е П Кондратьева, Е И Корнеева, О В Леонова и др ), определяются педагогические условия приобщения детей к национальной культуре (Л Д Вавилова, Н С Иванова, И А Лыкова, А В Молчева и др ), обосновывается этнопедагогизация целей, содержания и процесса современного воспитания в условиях полиэтнического общества (НХ Байчекуева, Л X Балагова, ГН Волков, Э И Сокольникова и др ) Однако остаются неразработанными концепция и программа этнопедаго-гизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, а также технология ее реализации, обеспечшзающие регионально-этническую направленность воспитания детей

Современными исследователями X М Дикиновым, О И Пономаревой, М Г Харитоновым, ТВ Яковлевой и др также установлено, что восстановление этнических традиций воспитания в образовательных учреждениях невозможно без педагога, осознающего значимость этой деятечьности на современном этапе и профессионально подготовленного к ней, что, в свою очередь, вызывает необходимость выявления совокупности требований, предъявляемых к специалистам, обеспечивающим регионально-этническую направленность воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении В этой связи особую важность приобретают исследования С В Громаковой, О В Драгуновой, ГП Захаровой, ТА Зотеевой, Л В Поздняк, ВИ Ядэшко и др по теории

и практике подготовки специалистов дошкольного образования Особо следует отметить труды 3 О Кекеевой, Д Е Иванова, У Л Матназарова, О Д Мукаевой, В А Николаева, Л С Плетеницкой, М Г Харитонова и др , посвященные отдельным аспектам этнопедагогической подготовки и формированию этно-педагогической культуры педагогов

Изучение опыта работы ряда дошкольных образовательных учреждений региона позволило сделать вывод о том, что педагогические коллективы организуют воспитательный процесс, предполагающий разностороннее развитие личности ребенка, включающее приобщение детей к общечеловеческим ценностям и мировой культуре, овладение духовно-нравственным и культурно-историческим богатством своего народа Однако педагоги включают лишь отдельные элементы народной педагогики в процесс развития ребенка Практика показывает, что значительная часть воспитателей дошкольных образовательных учреждений испытывают серьезные загруднения в обеспечении регионально-этнической направленности воспитания детей Эти трудности обусловлены как субъективными, так и объективными причинами — отсутствием соответствующих научно-методических разработок

Анализ педагогической теории и практики позволил выявить ряд противоречий между

потребностью сферы образования в развитии и социализации личности ребенка дошкольного возраста как субъекта этноса и как гражданина в условиях возрождения национальных культур, традиций и отсутствием концепций, программ, обеспечивающих регионально-этническую направленность воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении,

потребностью системы образования в педагогах, подготовленных к обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, и неразработанностью требований к специалистам, осуществляющим данную деятельность,

необходимостью разработки и реализации программ воспитания ребенка-дошкольника с учетом использования педагогического потенциала полиэтнической среды и неразработанностью теоретических основ регионально-этнической направленности воспитания, создающих научную базу для разработки технологии этнопедагогизации воспитательного процесса,

необходимостью практики дошкольных образовательных учреждений в обеспечении регионально-этнической направленности воспитания детей и отсутствием соответствующих научно-методических разработок

Таким образом, регионально-этническую направленность воспитания детей необходимо рассматривать как ведущую деятельность педагогов по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении С учетом этого была избрана тема исследования, проблема которого формулируется следующим образом каковы теоретические основы и организационно-педагогическое обеспечение регионально-этнической направленности воспита-

ния как системообразующего фактора педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Объект исследования - педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

Предмет исследования - регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагоппеского процесса в дошкольном образовательном учреждении

Цель исследования - теоретическое обоснование и организационно-педагогическое обеспечение регионально-этнической направленности воспитания как системообразующего фактора педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Гипотеза исследования Регионально-этническая направленность воспитания в дошкольном образовательном учреждении будет осуществляться качественно и способе гвовать развитию и социализации личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина, если

проведен научный анализ регионально-этнической направленности вос
питания детей в дошкольном образовательном учреждении в целях

выявления с философских и социально-педагогических позиций содержания и закономерностей регионально-этнической направленности воспитания,

изучения сущности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания,

-установления основных тенденций в отражении ключевых компонентов содержания регионально-этнической направленности воспитания в программных документах для дошкольных образовательных учреждений второй половины XX - начала XXI века,

в определены теоретические подходы к обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении, основанные

на определении этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении как средства обеспечения его регионально-этнической направленности,

на анализе современного состояния этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях,

на концепции и программе этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении,

на совокупности требований, обусловливающих деятельность педагога по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении,

разработано и экспериментально проверено организационно-педагогиче
ское обеспечение регионально-этнической направленности воспитания детей
в дошкольном образовательном учреждении, включающее

технологию этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении,

программно-методическое оснащение деятельности педагога в опытно-экспериментальной работе,

реализацию концепции этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи

  1. Выявить с философских и социально-педагогических позиций содержание и закономерности регионально-этнической направленности воспитания

  2. Раскрыть сущность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания

  3. Определить основные тенденции в отражении ключевых компонентов содержания регионально-этнической направленности воспитания в программных документах для дошкольных образовательных учреждений второй половины XX - начала XXI века

  4. Проанализировать современное состояние этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях,

  5. Обосновать этнопедагогизацию воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении как средство обеспечения его регионально-этнической направленности

  6. Разработать концепцию и программу этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

  7. Обосновать совокупность требований, обусловливающих деятельность педагога по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

  8. Апробировать организационно-педагогическое обеспечение регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Общей методологической основой настоящего исследования явились на философском уровне положения диалектической теории познания о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений объективного мира Определяющее значение в исследовании содержания регионально-этнической направленности воспитания имел общефилософский принцип единства общего, единичного и особенного Общенаучный уровень методологического знания в исследовании представлен системным подходом Базовыми основами конкретно-научного уровня методологического знания данного исследования явились антропологический, аксиологический, личностно ориентированный, деятельностныи, диалогический, культурологический и этнопедагогическии подходы

Теоретическую основу исследования составили философско-антропо-логические идеи и теории (Н А Бердяев, В С Библер, И С Кон, В С Соловьев,

С Л Франк, Альберт Швейцер и др ), научно-теоретические принципы и положения философско-педагогических концепций национального образования (Е П Белозерцев, С И Гессен, К Д Ушинский, С Т Щацкий и др ), современных концепций детства (Ш А Амонашвили, В Т Кудрявцев, Д И Фельдштейн, Д Б Эльконин и др ), культурологической и антропологической концепции образования (И А Арнольдов, Б М Бим-Бад, Б С Гершунский и др ), это педагогической концепции воспитания (ГН Волков, ТН Петрова, З Б Цаллагова и др ), теории системного подхода (В П Беспалько, В П Кузьмин, Ю Г Татур и др ), теории формирования личности учителя (О А Абдуллина, Н В Кузьмина, В А Сластенин, Л Ф Спирин, А И Щербаков и др), современные образовательные и воспитательные теории (О С Газман, И Д Демакова, И И Зарецкая, И А Зимняя, В А Караковский, Г Б Корнетов, Б Т Лихачев, Л И Новикова, В М Розин, Н А Селиванова, В А Сластенин и др ), идеи личностно ориентированного воспитания (Е В Бондаревская, М В Кларин, В В Краевский, С В Кульневич, А Н Савостьянов и др ), исследования сущности, содержания и функций национального самосознания (А С Арутюнов, Ю В Бромлей, Л С Выготский, ТГ Стефаненко, А А Сусоколов, Н Н Чебоксаров, Ф Ф Хари-сов, В Ю Хотинец и др ), работы представителей научных школ современной этнопедагогики, культурологии, психологии этноса и др

В ходе исследования были использованы следующие методы теоретические - анализ литературы, моделирование гипотезы исследования, эмпирические - изучение педагогической документации и результатов деятельности, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент, статистические - ранжирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов

Исследование проводилось поэтапно

На первом этапе (1990-1999 гг) на основе изучения и анализа педагогической теории и практики по вопросам воспитания, профессионально-педагогического образования, использования народных традиций в педагогическом процессе детского сада, а также личного опыта работы в качестве музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и преподавателя вуза были выявлены теоретические основы этнопедагогизации процесса воспитания, раскрыто современное состояние проблемы подготовки педагогов к этнопедагогизации процесса воспитания детей и проведено опытно-экспериментальное исследование данного процесса Результаты работы на данном этапе были обобщены в кандидатской диссертации автора по проблеме формирования у студентов факультета дошкольной педагогики и психологии профессиональной готовности к этнопедагогизации процесса воспитания детей и в соответствующих публикациях

На втором этапе (1999-2001 гг) разрабатывались исходные теоретігческие позиции, категориальный аппарат, формулировалась рабочая гипотеза и задачи исследования, изучались сущность и содержание регионально-этнической направленности воспитания, этнопедагогизация воспитательного процесса как

средство ее обеспечения, обосновывались требования, обусловливающие деятельность педагоіа по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении, разрабатывались теоретические подходы и программа этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Па третьем этапе (2001-2005 гг) на основании разработанной технологии осуществлялась реализация концепции этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, разрабатывалось программно-методическое обеспечение деятельности педагога в опытно-экспериментальной работе

На четвертом этапе (2005-2006 гг) систематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались научные выводы, прогнозировались новые направления научно-исследовательской работы, оформлялась диссертация

Базой исследования являлись дошкольные образовательные учреждения Чувашской Республики, государственное образовательное учреждение «Детский сад № 803» г Москвы, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им ИЛ Яковлева», курсы повышения квалификации воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений в Чувашском республиканском инс гитуте образования

Научная новизна исследования состоит в следующем

выполнено комплексное исследование регионально-этнической направленности воспитания, ранее не подвергавшееся системному изучению в социальном, общепедагогическом и процессуальном контекстах,

осуществлено соотнесение целей дошкольного воспитания с целями регионализации образования, что позволило с позиций содержательно-целевого подхода выделить в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения четырехкомпонентную структуру, а в содержании каждого из компонентов когнитивного, аффективного, деятелыюстного, креативного — актуализировать проблемы регионально-этнической направленности воспитания детей,

предложен новый подход исследования этнопедагогизации воспитательного процесса как средства обеспечения регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении и как условия формирования начал национального самосознания дошкольников, ранее не бывший предметом специального исследования,

обоснована совокупность требований, обусловливающих деятельность педагога по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении,

разработаны концепция, технология и программа этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждешш, обеспечивающие регионально-этническую направленность воспитания детей, способствующие развитию и социализации личности как субъекта этноса и как гражданина

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет теорию дошкольного воспитания методологическим обоснованием регионально-этнической направленности воспитания как системообразующего фактора педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и вносит вклад в этнопедагогическую теорию раскрытием концептуальных основ этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении Расширен понятийный ряд, характеризующий феномен воспитания, введением в научный оборот нового понятия «регионально-этническая направленность воспитания»

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный и внедренный в современную педагогическую практику научно-методический комплекс (технология и программа этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, серия учебно-методических пособий «Этнопедагогическая библиотека воспитателя детского сада») обеспечивает регионально-этническую направленность воспитания детей в системе дошкольного образовательного учреждения, способствует повышению эффективности воспитательного процесса в условиях полиэтнической среды, формированию начал национального самосознания у детей дошкольного возраста Разработанные и внедренные в систему повышения квалификации педагогов и учебно-воспитательный процесс вуза программы специализации «Этно-педагогика» и спецкурсов «Народная песенная поэзия воспитания», «Воспитание детей дошкольного возраста средствами народной педагогики», «Традиционное воспитание детей дошкольного возраста в семье», «Этнопедагогизация процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении», «Современные подходы к этнопедагогизации дошкольного образования» способствуют эффективной подготовке педагогов к обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Материалы исследования могут быть использованы в ходе реализации национально-регионального компонента содержания образования студентов педагогических вузов, колледжей, в практике дошкольных образовательных учреждений

Основные результаты исследования были применены при разработке раздела «Этнопедагогизация воспитательного процесса» региональной программы «Образование ребенка-дошкольника» (Чебоксары, 2006 г)

Основные положения, выносимые на защиту.

1 Регионально-этническая направленность воспитания выступает системообразующим фактором педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, что обусловлено закономерностями потребностями общества, признанием ценности этого процесса со стороны государственных институтов, взаимодействием всех субъектов образовательного пространства представителей педагогической науки, образовательных учреждений - администрации, педагогов, детей, родительской общественности (в социальном контексте), необходимостью учета этнопсихологических особенностей личности воспитуемого

в образовательном процессе, этнопедагогическим подходом к образовательному процессу, этнопедагогической культурой педагога (в общепедагогическом контексте), выбором содержания, методов, средств и форм организации этого процесса, использованием идей и опыта традиционного воспитания в условиях современных образовательных учреждений, взаимодействием субъектов педагогического процесса в его организации и управлении (в процессуальном контексте) Регионально-этническая направленность воспитания-это организованное педагогом взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона, обеспечивающее развитие и социализацию личности ребенка в поликультурной среде как субъекта этноса и как гражданина

  1. Основными компонентами содержания регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении являются воспитание и обучение на родном языке, ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям, формирование знаний о своей национальной принадлежности, учет региональных (природные, географические, производственные и т д ) и этнических особенностей, использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и тд) В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения необходимо сохранение паритетности национально-культурных и общечеловеческих ценностных установок в содержании воспитания ребенка-дошкольника При таком подходе обеспечиваются целостность личности ребенка, возможность равноправной социализации при сохранении этнической самоценности

  2. Этнопедагогизация воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на основе концепции, организационно-содержательными компонентами которой явтяются этнопедагогическое пространство, этнопедагогически обусловленная воспитательная система, этнопе-дагогическая деятельность воспитателей, детей и родителей Содержание этно-педагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется следующими основными принципами системности, природосообразности, гуманизации образования, культуросообразности, диа-логичности, лингвокультурологичности

  3. Технология реализации концепции этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении представляет собой непрерывный цикл сменяющихся этапов (диагностико-аналитический, целепо-лагающий, процессуально-деятельностный) со своими специфическими структурными составляющими — компонентами (диагностика сформированности начал национального самосознания, уровня этнопедагогизации, концептуальная основа, цель, содержание, организация этнопедагогизации воспитательного процесса, средства этнопедагогпческого взаимодействия, управление этнопедагогизацией воспитательного процесса, ребенок, педагог, родители как субъекты этнопедагогической деятельности, результатэтнопедагогической деятельности)

5 Необходимыми требованиями, обусловливающими деятельность педагога по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении, являются понимание значимости этой деятельности на современном этапе (направленность на осуществление этнопедагогической деятельности), наличие совокупности этнопедагогических знаний и умений, устойчивое мотивационно-ценностное отношение к народной педагогике, восприимчивость к ней, понимаемая как активное ее восприятие, усвоение и использование в практической педагогической деятельности, сформированное национальное самосознание

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в различных учреждениях общего и профессионального образования и устойчивой повторяемостью его основных результатов, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности, единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом, личным опытом работы в дошкольном образовательном учреждении и вузе

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения работы освещались в публикациях и представлялись в научных сообщениях автора

Результаты исследования докладывались на пяти международных (г Чебоксары - 1998 г, 2003 г, 2006 г, Новосибирск, г Пенза - 2004 г), девяти всероссийских научных конференциях (г Пятигорск - 2003 г, г Чебоксары, г Нижнекамск, г Ульяновск, г Челябинск - 2004 г, г Чебоксары - 2005 г), двух межрегиональных и трех региональных научно-практических конференциях, а также на организованных и проведенных с личным участием автора Всероссийском семинаре-совещании (г Чебоксары - 2003 г) и Межрегиональном научно-практическом семинаре (г Чебоксары -2004 г)

Результаты исследования прошли апробацию в процессе внедрения в учебно-воспитательный процесс государственного образовательного учреждения «Детский сад № 803» г Москвы и дошкольных образовательных учреждений Чувашской Республики, Чебоксарского педагогического колледжа им Н В Никольского, государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им И Я Яковлева», «Шуйский государственный педагогический университет», «Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет»

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (414 источников на русском и 10 на иностранном языках) и 4 приложений Диссертационное исследование содержит 30 таблиц и 6 рисунков

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный и внедрённый в современную педагогическую практику научно-методический комплекс (технология и программа этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении; серия учебно-методических пособий «Этнопедагогическая библиотека воспитателя детского сада») обеспечивает регионально-этническую направленность воспитания детей в системе дошкольного образовательного учреждения, способствует повышению эффективности воспитательного процесса в условиях полиэтнической среды, формированию начал национального самосознания у детей дошкольного возраста. Разработанные и внедренные в систему повышения квалификации педагогов и учебно-воспитательный процесс вуза программы специализации «Этнопедагогика» и спецкурсов «Народная песенная поэзия воспитания», «Воспитание детей дошкольного возраста средствами народной педагогики», «Традиционное воспитание детей дошкольного возраста в семье», «Этнопедагогизация процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении», «Современные подходы к этнопедагогизации дошкольного образования» способствуют эффективной подготовке педагогов к обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Материалы исследования могут быть использованы в ходе реализации национально-регионального компонента содержания образования студентов педагогических вузов, колледжей, в практике дошкольных образовательных учреждений.

Основные результаты исследования были применены при разработке раздела «Этнопедагогазация воспитательного процесса» региональной программы «Образование ребенка-дошкольника» (Чебоксары, 2006 г.).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Регионально-этническая направленность воспитания выступает системообразующим фактором педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, что обусловлено закономерностями: потребностями общества; признанием ценности этого процесса со стороны государственных институтов; взаимодействием всех субъектов образовательного пространства: представителей педагогической науки, образовательных учреждений - администрации, педагогов, детей, родительской общественности (в социальном контексте); необходимостью учета этнопсихологических особенностей личности воспитуемого в образовательном процессе; этнопедагогическим подходом к образовательному процессу; этнопедагогической культурой педагога (в общепедагогическом контексте); выбором содержания, методов, средств и форм организации этого процесса; использованием идей и опыта традиционного воспитания в условиях современных образовательных учреждений; взаимодействием субъектов педагогического процесса в его организации и управлении (в процессуальном контексте). Регионально-этническая направленность воспитания - это организованное педагогом взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона, обеспечивающее развитие и социализацию личности ребенка в поликультурной среде как субъекта этноса и как гражданина.

2. Основными компонентами содержания регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении являются: воспитание и обучение на родном языке; ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природные, географические, производственные и т.д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.). В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения необходимо сохранение паритетности национально-культурных и общечеловеческих ценностных установок в содержании воспитания ребенка-дошкольника. При таком подходе обеспечиваются целостность личности ребенка, возможность равноправной социализации при сохранении этнической самоценности.

3. Этнопедагогизация воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на основе концепции, организационно-содержательными компонентами которой являются: этнопедагогическое пространство, этнопедагогически обусловленная воспитательная система, этнопедагогическая деятельность воспитателей, детей и родителей. Содержание этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется следующими основными принципами: системности, природосообразности, гуманизации образования, культуросообразности, диалогичности, лингвокулътурологичности.

4. Технология реализации концепции этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении представляет собой непрерывный цикл сменяющихся этапов (диагностико аналитический, целеполагающий, процессуально-деятельностный) со своими специфическими структурными составляющими - компонентами (диагностика сформированности начал национального самосознания, уровня этнопедагогизации; концептуальная основа, цель, содержание, организация этнопедагогизации воспитательного процесса; средства этнопедагогического взаимодействия; управление этнопедагогизацией воспитательного процесса; ребенок, педагог, родители как субъекты этнопедагогической деятельности; результат этнопедагогической деятельности).

5. Необходимыми требованиями, обусловливающими деятельность педагога по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении, являются: понимание значимости этой деятельности на современном этапе (направленность на осуществление этнопедагогической деятельности); наличие совокупности этнопедагогических знаний и умений; устойчивое мотивационно-ценностное отношение к народной педагогике, восприимчивость к ней, понимаемая как активное её восприятие, усвоение и использование в практической педагогической деятельности;, сформированное национальное самосознание.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в различных учреждениях общего и профессионального образования и устойчивой повторяемостью его основных результатов, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; личным опытом работы в дошкольном образовательном учреждении и вузе.

Основные компоненты содержания регионально-этнической направленности воспитания в программных документах для дошкольных образовательных учреждений второй половины XX - начала XXI века

Регионально-этническая направленность воспитания, обусловленная государственным характером отечественной системы образования, направлена на решение важнейших задач развития личности как объекта и субъекта общественных отношений: обеспечение возможности самоидентификации как представителю того или иного народа, определенной национальной культуры; самореализации в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой личности и ответственного гражданина; вступления в равноправный диалог с иными культурами и включения в современные мировые цивилизационные процессы.

Рассмотрение сущности регионально-этнической направленности воспитания связано с определением понятий «регион», «этнос» и производных от них «региональный», «этнический».

Подробный анализ содержания понятия «регион» с различных позиций представлен в работе В.Н. Аверкина и A.M. Цирульникова «Теоретические проблемы регионализации образования» [6]. Мы же в своём исследовании будем опираться на следующие определения понятия «регион»: обширная территория, включающая несколько областей страны или несколько стран, объединенных по экономико-географическим и другим признакам [225, 502]; целостная социально-экономическая, социально-культурная система, обладающая общностью исторического прошлого, своеобразием менталитета соседствующих народов, живущих на определенной территории [158, 104].

В содержание понятия «региональный», для данного исследования, мы вкладываем следующий смысл: территориально ограниченный, построенный по территориальным признакам.

Многозначность термина «этнос» связана с не сложившимся общепризнанным пониманием его природы, характера и строения. Т.Г. Стефаненко дает анализ различных концепций и подходов к трактовке сущности данного понятия и выводит определение данного понятия с позиции психолога: этнос - группа людей, осознающих себя её членами на основе любых признаков, воспринимаемых как естественные и устойчивые этнодифференцирующие характеристики. Этническая общность - это устойчивая во времени межпоколенная группа, для которой характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки. Т.Г. Стефаненко замечает, что в России «были утеряны региональные элементы культурной отличительности, на основе которых формировалась групповая идентичность граждан Российской империи, осознававших себя в первую очередь поморами, казаками, мегрелами, а не русскими, украинцами, грузинами» [338,23].

Наиболее распространённая на Западе точка зрения об этносе представлена в определении Г.Де Boca: «Этническая группа - это самоосознаваемая группа людей, которые имеют общие парадигмы традиции, не разделяемые другими, с которыми они контактируют. Эти парадигмы обычно включают в себя религиозные верования и практику, язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину» [417, 9].

Этнос вырабатывает определенную систему социализации своих членов, в рамках которой происходят воспроизводство и передача культуры молодому поколению, без чего невозможно его успешное функционирование, при этом социум формирует личность по своему «образу и подобию». Этнос заинтересован в сохранении имеющихся знаний и передаче их новым поколениям. Образование, кроме социально-экономической обусловленности, во многом зависит от этнокультуры, духовности, нравственных качеств, вбирает в себя традиции народа во всех сферах его деятельности, реагирует на природную среду обитания этноса [276,93].

Понятие «этническое» означает учет этноспецифических качеств, материализованных в особенностях культуры, традиций, языка, психического склада, этнического сознания, в области воспитания и обучения. В этой связи образовательный процесс рассматривается как сложное историческое и этнопедагогическое явление, представляющее собой совокупность исторических, социальных, психологических, этнокультурных явлений как единство среды и обучаемого, способствующих формированию субъектно-конкретного этноса, идентифицирующего себя со своим этносом и воспринимающего мир сквозь призму своих национально-специфических особенностей [185, 6-21].

При дефиниции содержания понятия «этнический» за основу было взято определение - «относящийся к какому-либо определенному народу, народности, нации» [223, 309].

Следовательно, словосочетание «регионально-этнический» можно трактовать как построенный по территориальным признакам и относящийся к определенным народностям, нациям, проживающим на данной территории.

Если учесть, что направленность - это сосредоточенность мыслей, интересов на чем-нибудь [225, 278], то тогда в контексте нашего исследования «регионально-этническая направленность» характеристика какого-либо процесса, целью которого является максимальный учет территориальных и национальных особенностей тех социумов, применительно к которым он используется. Обращаясь к проблеме регионально-этнической направленности воспитания, следует определить, в каком значении будет рассматриваться понятие «воспитание».

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996) трактует целенаправленный процесс образования как единство двух подсистем воспитания и обучения [358]. Наличие важнейших понятий «воспитание» и «обучение» позволяет развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу аспекты педагогически организованного процесса развития человека.

Центром педагогической теории современности является идея жизнетворчества (B.C. Шубинский [400], В.М. Розин [314], В.Л. Матросов [239]): формирования человека как творца, «проектировщика» собственной жизни, субъекта социального творчества, созидателя и хранителя разума и жизни на Земле - уникального звена в эволюции Вселенной. Современному миру нужен человек, не только знающий, умеющий создавать новые технологии, но и понимающий силу знаний, способный прогнозировать последствия применения разрабатываемых технологий, отвечать за свои поступки и действия. Нужно воспитывать человека, способного к преодолению собственного эгоизма, готового к диалогу с другими людьми независимо от их возраста, принадлежности к той или иной культуре, религиозной ориентации. Сегодня особенно нужны люди, осознающие ценность человеческой личности, культуры, понимающие свою ответственность за судьбу цивилизации в целом. Необходимым требованием современного образования является и этическая (духовная) ориентация развития человека. Образованный человек - это человек культуры, человек воспитанный, имеющий такое мироощущение, что его жизнедеятельность способствует сохранению культуры, укрепляет её.

Современное состояние этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях

Можно с уверенностью сказать, что программа «Истоки» направлена на формирование основ национального самосознания у дошкольников, имеет регионально-этническую направленность.

В то же время, когда появились программы «Детство», «Истоки», была выпущена «Программа воспитания ребенка-дошкольника» (г. Чебоксары, 1995 г.) [302]. Её появление связано с необходимостью создания новой программы воспитания детей дошкольного возраста, которая реализовывала бы цели и задачи, определенные не только Концепцией дошкольного воспитания, но и национальной программой развития образования Чувашской Республики. Уже в объяснительной записке к программе отмечено, что актуальное направление воспитания в настоящее время - это формирование у ребенка начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, интереса к национальной культуре и традициям. Решение данных задач обеспечивается за счет обучения ребенка языкам, использования краеведческого материала в содержании воспитания и произведений национальной культуры: народного фольклора, декоративно-прикладного творчества, классического и современного музыкального искусства и литературы.

В разделе «Познавательная деятельность» программы по каждой возрастной группе выделена задача воспитания личности ребенка: формирование системы знаний об окружающем и самом себе. Уже в средней группе предполагается, что ребенок получает знания о своей национальной принадлежности по национальности родителей; формируется первое представление о своей «малой» Родине - месте, где он родился и живет с родителями, как части родного края - республики Чувашии; знакомится с элементами национальной культуры родного народа, изделиями декоративно-прикладного искусства, фольклором, народными играми; формируются знания о многонациональном составе населения города, села, поселка и республики Чувашия, их языках и особенностях культуры, знакомится с элементами этих культур. В старшей группе - расширяются представления о себе, о человеке как члене общества; уточняются и закрепляются представления о Родине (Россия -Чувашия - родной край, село, город); дают элементарные сведения об их историческом прошлом, национальных и культурных особенностях, географическом положении; формируются обобщенные представления о многонациональном составе населения Чувашии, России, их языке, культуре; воспитывается эмоционально-положительное отношение к людям различных национальностей. В выпускной группе - закрепляются знания ребенка о его национальности, развивается, становится устойчивым желание осваивать отдельные элементы культуры своего народа (язык, традиции); формируются обобщенные представления о родном городе, селе, поселке, его истории образования и развития, географическом положении, своеобразии архитектуры, основных достопримечательностях, связанных с историей и т.д.; ребенок знакомится с известными людьми, прославившими город, село, республику; воспитывается любовь к родному краю; формируются обобщенные представления о родном крае -республике Чувашия; расширяются знания о многонациональном составе России, Чувашии, об их государственной символике; развивается чувство симпатии и уважения к языку, обычаям, культуре народов различных национальностей [302].

Таким образом, программа «Воспитание ребенка-дошкольника» явилась для дошкольных учреждений Чувашской республики настоящим ориентиром, позволяющим обеспечить целостное, разностороннее и гармоничное развитие ребенка, как национальной личности, на всех возрастных этапах.

В 1996 году появляется еще одна региональная программа, разработанная авторским коллективом под руководством Т.Н. Тараповой, Л.Ф. Сербиной, Л.И. Греховой, для дошкольных общеобразовательных учреждений Ставропольского края «Планета детства». Она построена на современных подходах к отбору содержания (культурологическом и аксиологическом) и направлена на обеспечение гармоничного развития личности ребенка.

Культурологический подход к содержанию состоит в том, что через все историко-культурное образовательное поле, осваиваемое ребенком, проходят стержневые смысловые идеи. Мировая и отечественная культура предстает перед ребенком не через разрозненные факты, а в виде устойчивых ценностных явлений, зародившихся в древности и определивших стойкие формы человеческого бытия.

Аксиологический подход реализуется через региональный компонент освоения культуры и истории своего края. Главная идея - это признание человека высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности -освоение общечеловеческих ценностей [287].

Автор программы «Я - человек» (1996 г.) С.А. Козлова [331] определяет так её цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям.

Программа имеет подзаголовок - программа приобщения ребенка к социальному миру. Её содержание построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, этнографии, литературы, искусства, религии, географии, астрономии, анатомии. Познавательный материал конкретизируется в соответствии с четырьмя разделами: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля - наш общий дом».

Реализация концепции этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях

Для выявления и обоснования требований, обусловливающих деятельность педагога по обеспечению регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении, мы обратились к опыту накопленному современными отечественными учеными. По мнению группы исследователей В.К. Кириллова, Б.Л. Алексеева, Т.В. Кирилловой и А.Б. Алексеева, квалификация воспитателя, его готовность к осуществлению современных педагогических задач могут быть оценены с трех позиций: как специалист, обладающий самым современным базовым образованием; как личность -носитель общечеловеческой и регионально-национальной культуры; как педагог, в совершенстве владеющий педагогической технологией [174,15].

Описывая функциональную модель профессиональной подготовки педагога, Н.В. Кузьмина выделяет несколько взаимосвязанных комплексов: целеполагающий, куда входят образовательная, развивающая и воспитательная функции; мотивационный, включающий ценностно ориентационную функцию и функцию самосовершенствования; операционно-содержательный (конструктивная, организаторская и коммуникативная функции); контрольно-корректирующий (контролирующая и корректирующая функции) [214].

Говоря о совершенствовании профессиональной подготовки педагогов, многие исследователи отмечают, что она должна идти по линии организации специальной работы по целенаправленному формированию и развитию педагогических способностей, профессионально значимых качеств личности. Те качества личности, которые являются специфическими профессиональными качествами именно педагога в отличие от категории педагогических способностей [204, 37]. При анализе структуры педагогических способностей им выделено три подструктуры -личностные способности (представляющие собой характерологические черты), дидактические способности (связанные с передачей детям информации) и организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением) [204,39].

Важнейшими педагогическими способностями А.И. Щербаков считает дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Кроме этого, им выделено в психологической структуре личности педагога: общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки [401]. Данная психологическая характеристика особо актуальна для воспитателя дошкольного образовательного учреждения, имеющего дело с конкретной личностью ребенка, обладающего своей неповторимой индивидуальностью.

Ю.П.Вавиловым по результатам анализа многих исследований выведена общая структура профессионально важных качеств педагога, в неё входят: - высокие нравственные и гражданские качества как передового человека своего времени; - педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, любовь к детям и ориентацию на развитие личности ученика; - педагогическая подготовленность, или профессионально необходимые знания, навыки и умения, педагогическое мастерство; - педагогические способности, в частности, диалектические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские (элементы), суггестивные, проективные, конструктивные, творческие и некоторые другие; - педагогическое самосознание как комплекс представлений о себе и своей профессии, самооценивание, определение собственных целей и перспектив; - ряд общечеловеческих качеств, приобретающих в педагогической деятельности профессионально важное значение (терпеливость, выдержка, настойчивость, доброта, чуткость, отзывчивость, принципиальность и др.); - индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых [66].

На особую важность в профессиональном комплексе педагога таких качеств, как толерантность, эмпатия, демократический стиль, необходимых для работы в поликультурной среде детей, указывает И.А. Новикова. Важно, чтобы педагог учитывал этнопедагогические, этнопсихологические и конфессиональные особенности обучения, мышления и восприятия учебного материала своих воспитанников [256, 119-120].

Общие подходы к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания изложены в исследовании В.И. Ядэшко [411]. В ряде работ по проблеме подготовки педагогов для дошкольных образовательных учреждений освещена их профессиональная готовность: к примеру, такие ее стороны как готовность к осуществлению народоведческой работы (Л.С. Плетеницкая [288]); готовность к осуществлению эстетического воспитания детей средствами ознакомления с природой (Е.В. Клюева [179]); готовность к осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду (В.А. Лысова [229]); готовность к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста (СВ. Громакова [122]);

Похожие диссертации на Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении