Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Адухова, Алёна Магомедовна

Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв.
<
Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адухова, Алёна Магомедовна. Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Махачкала, 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Становление русско-дагестанских педагогических связей во второй половине XIX в. - 19

1.1. Социально-политическое и экономическое положение Дагестана во второй половине XIX в . - 19

1.2. Влияние российской общественно-педагогической мысли 60-90-х гг. XIX в. на русско-дагестанские педагогические связи - 26

1.3. Становление русско-дагестанских педагогических связей - 47

ГЛАВА II. Развитие русско-дагестанского педагогического сотрудничества в начале XX в. - 72

2.1. Роль России в становлении светских учебных заведений в Дагестане - 72

2.2. Динамика русско-дагестанских педагогических взаимоотношений в начале XX вв. - 89

2.3. Эволюция русско-дагестанских педагогических связей в первой четверти XX в. -116

Заключение -156

Список литературы - 163

Приложение -175

Введение к работе

Актуальность темы. Образование в определенной степени отражает общецивилизационные закономерности, однако региональное общество вырабатывает и свои особенности формы реализации общих закономерностей. Велико значение общеобразовательной школы в развитии духовной жизни сообщества и вовлечении его в общемировой процесс. Исследование истории формирования русско-дагестанских педагогических связей дает возможность проследить на всех этапах развития процесс духовного роста регионального социума, определить закономерности этого роста, смены форм и содержания образования, вбирающих в себя логику жизнедеятельности данной общности, оценить возможность применения опыта прошлого в современной жизни общества.

Идущая ныне модернизация системы образования в стране касается всех сфер жизнедеятельности российской цивилизации и обусловлена потребностями времени и ускоряющимися темпами развития экономики. Кроме того модернизация образования включает учет региональных культурных особенностей, порожденных долгим процессом исторического развития народа, его традициями. Это приобретает важность в нынешних условиях регионализации управления образовательными системами, когда происходит подключение региональных образовательных стандартов и выработка региональной образовательной политики.

Изучение русско-дагестанских педагогических связей периода второй половины XIX - начала XX вв. важно еще тем, что позволяет всесторонне и исторически поэтапно рассмотреть проблемы системы образования; учесть накопленный опыт, выявить историко-культурный потенциал формирующегося на территории Дагестанского общества в системе образования.

Исследование малоизученных проблем истории образовательного процесса в Дагестане, имея необходимую в научном отношении ценность, дает

4 возможность восполнить пробелы этой проблемы, рассмотреть в полном

объеме достижения, противоречия и трудности ее становления, представить

ее как целостный феномен.

Степень изученности проблемы. Имеющаяся историко-педагогичес-кая литература по данной проблеме делится на три периода: до 1917 года, 1917 - середина 80-х годов XX в., вторая половина 80-х гг. - настоящее время.

С присоединением Дагестана к России (1813г.) в жизни края происходят коренные изменения в экономической и политической областях и закладываются основы для появления светской школьной системы, которая должна была впитывать в себя модернизационные изменения всего образа жизни. В самой России идет процесс развития общественно-политической и педагогической мысли и осознается идея о самоценности образования и необходимости развития школьного дела. В этот процесс втягивается и Дагестан. Исследования проблем этого периода связаны с российскими учеными, военными, писателями, которые проявляли интерес к истории Дагестана. Их работы были посвящены описанию материальной культуры, политических событий, природы, языка, географического положения области и носили преимущественно описательный характер и имели тенденцию рассматривать явления в прикладном плане, с точки зрения оценки политического и стратегического значения этого края.

По проблеме русско-дагестанских педагогических связей определенную ценность представляют работы П.Услара'154'1611, Л.Загурского'59"60', Е.И.Козубского181"84', С.Фарфоровского'1661, а также дагестанских авторов А.Омарова'1171, Г-Э.Алкадари[8], Д.Бутаева'1521 и др. Работы содержат ценный фактический материал по состоянию народного образования, данные о светских школах, о роли религиозных школ в духовной жизни местного населения, о русско-дагестанской педагогической переплетенности.

Богатый фактический материал по исследуемой проблеме содержат работы Е.И.Козубского, работавшего преподавателем гимназий в Темир-Хан-Шуре и Порт-Петровском. Его труды, несмотря на идеологическую перегруженность в духе его времени, показывают реальную картину формирования русско-дагестанских педагогических связей и притом в сравнении с ситуацией, сложившейся в религиозном образовании края. Е.И.Козубский первым попытался в дагестанской историографии дать аналитическую картину состояния школьного дела в Дагестане на фоне России. Их влияние на последующие исследования были значительны, хотя они и сохраняли описательный характер. Это было обусловлено еще тем, что процесс русско-дагестанских педагогических связей только начинал складываться, и школьная практика еще не давала достаточного материала для широкого анализа.

Поскольку Дагестан развивался в составе Российской империи, то наше исследование с XIX в. тесно связано с историографией России. В этой связи мы опирались на историко-педагогические труды XIX-XX веков, прежде всего, на работу Н.В.Чехова11741, который дает анализ состояния и развития школьного образования за 50 лет (с 60-х годов XIX в. - по 1911г.). В нём ёмкая характеристика государственных и общественных школ, широкая картина участия государства и органов местного самоуправления в деле развития образования.

Значителен вклад В.И.Чарнолуского[172) и Г.А.Фальборка'165', раскрывших проблемы реформирования школы, роль государства в сфере образования, участие общественных организаций и частных лиц в деле образования, место религии в школе, положение учителей и учеников.

Их работы дают исследователю возможность оперировать значительным объемом различных материалов, хотя и содержат типичные недостатки своего времени.

В работах 90-х гг. XIX в. важное место отводилось материалам на тему об экономической выгоде вследствие расширения образования. В 1896 году

вышел сборник «Экономическая оценка народного образования», где была помещена статья известного исследователя этой проблемы - академика П.И. Янжула «Значение образования для успехов промышленности и торговли». В состав этого сборника вошли выступления участников II съезда по техническому и профессиональному образованию в 1895-1896 гг. в Москве. Впервые в России были убедительно обоснованы хозяйственные преимущества, которые могли дать стране всеобщее образование. «При современных условиях, -пишут авторы книги, - народное образование есть единственно верный путь к быстрому распространению в массах знакомства с улучшенными приемами производства и в этом смысле служит могущественнейшим фактором богатства»'17'^.

На рубеже веков российская школа оказалась в эпицентре многих происходивших в стране процессов, представляя собой важный и показательный «срез» общества. А в историографии началась разработка проблем формирования единой системы школьного образования, которая потребовала исторического осмысления пути, пройденного российской школой. Эти проблемы получили отражение в обобщающих трудах Н.Генкеля'361, М.И.Демкова1"11'. У Г.Н.Генкеля школьное образование рассматривалось как сложный противоречивый процесс, в основе которого лежала поляризация интересов бюрократии и общественных сил. Автор высказывался за упразднение государственной монополии на образование, за более широкое участие общественности в организации школьного дела. Работа Демкова ценна обстоятельным обзором историко-педагогических источников. Он рассматривал динамику развития школьного процесса в условиях общественных факторов, влияющих на него, показывал неоднородность политических сил по своему социально-классовому составу, целям и методам борьбы, но, вместе с тем, отражавших широкий спектр формировавшихся социальных структур молодого российского буржуазного государства. Автор отмечал сближение позиций различ-

7 ных политических сил, их стремление к общенациональному консенсусу в

вопросе о характере и целях школьного образования.

Таким образом, до революции история становления школьного образования превратилась в самостоятельную область педагогической науки. В ней накапливались научные знания и достижения, формировались собственные тенденции и традиции. Тематика работ включала широкий круг проблем: обобщающие труды по истории школы, историко-статистическис обзоры, сравнительные исторические работы, публикации документов по истории образования и т.д. Вместе с тем, эта область научного знания находилась на начальном этапе своего развития. Проблемы методологии школьного дела исчерпывались исследованиями о роли школы в системе государственных и общественных приоритетов и содержании школьного образования. Вопросы методов и форм школьного образования не привлекали внимания историков образования.

После революции 1917 года преобладающим в оценке образовательной политики стал классовый подход. Происходит отмежевание от общедемократических оценок дореволюционной историографии школьной политики. Работы В.И.Ленина «О чем думают наши министры», «Перлы народнического прожектерства», «К вопросу о политике министерства народного просвещения», «Что можно сделать для народного образования», «О наших школах», «Странички из дневника» становятся в центре проблемы историографии. После революции партия, допуская в различные периоды своего управления относительную либерализацию некоторых аспектов общественной жизни, строго следила за соблюдением установленных норм в сфере образования, не ослабляя контроля за ней. Луначарский замечал в этой связи: «Было бы нелепостью, если бы мы допустили какое бы то ни было просвещение, лишенное политики, это абсурд».

Несмотря на важность исследований по вопросам образования советского периода, в историографии основное внимание науки было поглощено

8 социально-классовыми аспектами истории и политики образования, что ограничивало возможности исследователей, сковывало их строго очерченными идеологическими рамками.

Следует отметить работу Ш.Д.Хасбулатова «Народное образование в Дагестане в первые годы Советской власти». Ценность этого исследования в том, что оно написано ученым, который участвовал в создании советской системы образования в Дагестане. Естественно, что труды Хасбулатова не лишены идеологического воздействия своего времени.

Отличительной особенностью историографии послевоенного (50-60-е годы) периода являлась разработка истории образования учеными, которые знали изнутри республику, ее национальные и исторические особенности. Работы Абилова А.А. «Очерки советской культуры народов Дагестана»; Омарова СМ. «Женское образование в Дагестане»1'181; его же «Первые шаги л строительства советской школы в Дагестане»'119]; Губарева С.Ф. «Деятельность Коммунистической партии по созданию и развитию советской школы в национальных республиках Северного Кавказа (1920-1941)»'4 '; Исмаилова А.Р. «Ликвидация неграмотности в Дагестане»'66' собрали и обобщили огромный материал но развитию народного образования за годы советской * власти. Эти исследования, несмотря на слабые места, обусловленные историческими особенностями эпохи, содержат большой научный потенциал для изучения истории педагогических и образовательных процессов Дагестана.

Многие важные проблемы развития системы образования в Дагестане в трудах указанных авторов освещаются в связи с процессами культурной революции в регионе .

Особенностью историографии и историко-педагогических исследований советского периода являлся тот факт, что дооктябрьский период в истории просвещения вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные толкования важных моментов, характеризующих систему светского образования. При этом часто субъективизм брал верх при исследовании вопроса о роли России

в судьбах народов Дагестана, имелась тенденция к принижению прогрессивной роли участия России в судьбах малых народов, ее ведущего значения в модернизации и формировании системы образования, соответствующей эпохе. Иногда игнорировалась осторожная созидательно-терпеливая политика Российского государства в деле адаптации народов Дагестана к новым ментально-интеллектуальным ценностям. Историко-педагогические труды советского периода испытали на себе всесилие идеологии, которая утверждала, что народы национальных окраин были лишены грамотности, что царизм всецело подчинил дело образования задачам проводимой им русификаторской политике, что школа была превращена в орудие гнета передовой мысли, прибежище невежества и темноты.

В какой-то мере указанные недостатки преодолевались в 60-80-е годы, когда появился целый ряд работ, обогативших представления исследователей > о характере процессов в сфере образования и расширивших изучение проблематики народного просвещения. Основными при изучении этой проблемы стали темы взаимодействия власти и интеллигенции, руководства со стороны партийных органов социалистической культурой, деятельности партии но совершенствованию школьного дела. Эти проблемы получили освещение в ' ряде диссертаций по различным проблемам народного образования.

Третий период историографии приходится на рубеж 80-90-х годов, когда в отечественной историографии происходит сложный процесс смены методологических парадигм: отказ от формационного подхода к истории и переход к цивилизационному, структурно-функциональному и другим подходам. Методологический плюрализм позволил вскрыть многие пробелы в истории образования, более достоверно осветить обстоятельства, которые ранее искажались или замалчивались. Опираясь на огромные достижения ученых по изучению культурно-образовательного процесса Дагестана, развития светского образования, его истоков, коренящихся в местной культуре, выход на высоты современной цивилизации во многом через посредство России,

при опоре на достижения ее культуры, науки и образования, мы изучали проблемы, легшие в основу нашего исследовательского интереса.

В трудах 80-90-х гг. в значительной степени пересматриваются вопросы дореволюционного образования на Северном Кавказе. Наиболее широкое исследование по истории российского образования до 1917 г. принадлежит Г.Ш.Каймаразову'74'771. В последней своей работе «Просвещение в дореволюционном Дагестане» Г.Ш.Каймаразов наиболее последовательно с позиции историзма исследовал вопрос о роли России в судьбах дагестанских народов, и в особенности ее просветительскую деятельность в крае. Эта работа дала наиболее цельную картину развития народного просвещения в Дагестане после присоединения к России до 1917 года.

В конце 80-х годов, когда политика гласности сняла многие запреты, стали исследоваться ранее почти неизучаемые темы, в частности вопросы женского образования. Но появилась одна опасность: печать публицистичности, которой были отмечены многие современные исследования по истории образования в Дагестане. Хотя публицистические материалы в меньшей степени оказывали влияние на содержание исследовательских работ по истории образования, они создавали определенную общественную атмосферу вокруг тех или иных проблем и личностей, но вместе с тем препятствовали рассмотрению проблем истории образования с точки зрения научной беспристрастности.

В 90-е годы появились новые исследования по историко-педагогичес-кой проблематике, которые расширили общеметодологическую базу, а также увеличилось число исследовательских работ по образованию. В работах этого периода наблюдается тенденция отойти от доминирующей в советской историографии исследовательской парадигмы марксистско-ленинской методологии.

После 90-х годов в историографии наметился значительный исследовательский интерес к проблемам истории образования России и ее регионов.

Историки, работающие на данном этапе для всестороннего и глубокого объяснения процессов развития светского образования на современном этапе, могли опираться на закон Российской Федерации «Об образовании», пункт 4, статья 2, в котором одним из главных принципов государственной политики в области образования указывается «светский характер образования государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Исследуемая нами проблема нашла отражение в определенной степени в материалах научно-практических конференций, сборниках молодых ученых. В них показана история примечетских школ, содержатся примеры деятельности крупных ученых-алимов, продолжавших образование после этих школ за пределами Дагестана: более объективно показана роль русских учителей, открывавших школы для обучения русскому языку и т.д.

Историографический анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что в распоряжении исследователя имеется довольно большое количество работ, посвященных деятельности педагогических коллективов средних и высших школ, как в целом, так и по отдельным вопросам проблемы. Но при этом следует отметить, что до настоящего времени нет комплексной работы, отражающей всю значимость исследования истории русско-дагестанских педагогических связей как составной части важного общественно-исторического процесса. Отсутствует монографическое исследование образовательного комплекса в его целостности, системы его финансирования, социально-экономической значимости образования для республики после 90-го года. Не только познавательный, но и практический интерес представляют проблемы, связанные с подготовкой педагогических кадров, эффективностью различных типов школ в прошлом и в настоящее время.

Таким образом, обзор литературы приводит к следующему выводу, несмотря на значительное количество работ по данной проблеме, многие из них содержат в методологической основе стереотипы недавнего прошлого, некритически используют статистические данные и количественные характери-

12 стики, полученные в советский период, выводы и оценки, являющиеся, как

правило, следствием диктата идеологических норм, не всегда согласуются с реальностью. При всей значимости и ценности работ по истории исследования процессов образования в Дагестане совершенно очевидно и другое - отсутствие целенаправленного и всестороннего изучения духовных ценностей и противоречий дагестанского общества в комплексе, с учетом исторических корней, что позволило бы наиболее полно раскрыть особенности процесса формирования русско-дагестанских педагогических связей. Для восполнения этого пробела нами определена и исследована тема: «Русско-дагестанские педагогические связи (вторая половина XIX - начало XX в.)».

Объект исследования: история формирования и развития русско-дагестанских педагогических связей (вторая половина XIX - до 20-х гг. XX в.).

Предмет исследования: этапы зарождения и развития русско-дагестанских педагогических связей, основные тенденции в эволюции образовательных учреждений, типы учебных заведений, учащение их связей, изменения в образовательной политике правительства в регионе на протяжении второй половины XIX- начале ХХвв.

Цель исследования: раскрыть и проанализировать исторический процесс зарождения и развития русско-дагестанских педагогических связей в дореволюционное время, показать сущность, направленность и национально-региональные особенности этого процесса на разных этапах и в различные периоды общественного развития.

Гипотезой исследования является предположение о том, что: - обобщение и систематизация исторического и педагогического материала по проблеме русско-дагестанских педагогических связей позволит выявить исторически сложившиеся ценности с ориентацией на современную систему образования;

- введение в научный оборот ранее малоизвестных историко-педагогических

источников позволит с современных позиций оценить факторы и тенденции формирования русско-дагестанских педагогических связей;

анализ историко-педагогических исследований позволит определить своеобразие развития русско-дагестанских педагогических отношений и использовать ее позитивный опыт при совершенствовании национально-региональной системы образования;

расширение светской системы образования, ориентированной на активизацию социально-необходимых, исторически-обусловленных российско-дагестанских школьных связей, их анализ.

Исходя из поставленной цели и гипотезы, в диссертации ставится следующий комплекс исследовательских задач:

  1. Выявить социально-политические и экономические условия, на фоне которых слагались русско-дагестанские педагогические связи.

  2. Обосновать, что в основе этих связей лежит передовая педагогическая мысль и научные достижения России.

  3. Показать решающую роль России в формировании русско-дагестанских педагогических связей во второй воловине XIX - начале XX вв.

  4. Показать, что укреплению и расширению этих связей содействовало сотрудничество русских и дагестанских просветителей и педагогов. Методологическая основа исследования. Исследуя заявленную тему,

мы намерены строго придерживаться принципов научного историзма, дающего автору возможность при изучении историко-общественных явлений учитывать конкретные исторические условия в их неразрывной связи с прошлым, настоящим и будущим.

Мы исходим из необходимости использования многофакторного подхода, оправданного многообразием различных концепций, что позволяет преодолеть монополизм некой единой господствующей теории, претендующей на объяснение всеобщих закономерностей историко-педагогического процес-

14 са. Кроме того, такой подход, с учетом толерантного отношения к различным

точкам зрения, позволяет анализировать факты и события в их взаимосвязи и

взаимозависимости.

Сочетание статистических и сравнительно-исторического методов позволяет оптимально отразить динамику процессов в сопоставлении количественных и качественных характеристик формирования связей в системе светских школ; системный метод, в котором все звенья образования рассматривались как единая система, взаимосвязанная, взаимообусловленная, постоянно и непосредственно функционирующая в своей социальной среде; синтез теорий, альтернативность подходов, разнообразие методологических приемов дали возможность существенно расширить инструментарий исследования, шире и полнее раскрыть процессы формирования системы русско-дагестанских педагогических связей в их диалектическом взаимодействии.

Источники исследуемой проблемы.

При исследовании данной проблемы диссертант использовал широкий круг источников. Прежде всего, это материалы ряда центральных и республиканских архивов. Эти материалы касаются приказов Военного Министерства России, распоряжений правительственных органов (главным образом Министерства народного просвещения), указов царей на имя глав царской администрации. Много документов извлечено из школьной жизни сельских обществ, наибов к губернатору, к царским наместникам на Кавказе, В работе использовались архивы Темир-Хан-Шуринского реального училища, Ставропольской гимназии, ежегодных обзоров начальников Дагестанской области.

Немало материала по исследуемой теме содержится в опубликованных источниках таких, как «Акты Кавказской археографической комиссии» (АКАК) в 12 томах, Обзоры Дагестанской области за 1892-1916 гг., отчеты и циркуляры попечителя Кавказского учебного округа, издававшиеся в Тифли-

15 се во второй половине Х1Х-начале XX в., материалы первой всеобщей переписи России 1897г.

Из периодической печати использованы: «Дагестанские сборники» 1902, 1904гг., «Памятная книжка Дагестанской области» и Обзоры Дагестанской области. Выходила газета «Дагестан» на русском языке, а редактором-издателем был М.А.Ильин. Она просуществовала около года, первый номер газеты вышел 27 февраля 1906 года. Очень показательно, что газета открыла полемику по вопросам просвещения дагестанцев статьей «Прогресс и мусульмане», в которой обвиняла мусульманское духовенство в торможении народного просвещения, выступала против диких пережитков патриархального строя, мешающих горцам идти к свету, знаниям, бичевала тупость и бюрократизм местной администрации.

С 15 февраля 1908 года до 16 апреля 1917 года выходила газета «Дагестанские областные ведомости». В ней печатались распоряжения и приказы администрации, проблемные и исторические статьи. Она предоставляла свои страницы Сайду Ибрагимовичу Габиеву - просветителю Дагестана. Габиев нашел много интересных фактов помощи русских людей делу просвещения горцев Дагестана. С 1912 года редактором назначили подполковника Каф-фка, который сумел разнообразить материал. Чтобы текст был понятен горцам, редакция этой газеты выпускала приложение «Дагестан» малым форматом на арабском языке. Обе газеты печатались в типографии М.М.Мавраева.

Другая газета «Заря Дагестана» Сайда Габиева отличалась просветительским характером. Первый номер вышел 28 февраля 1912 года. Газета обещала обратить внимание на развитие самосознания горцев, вопросы школы. С 12 октября 1912 г. начала выходить «Мусульманская газета» на русском и татарском языках. Три года она просвещала дагестанцев.

После победы революции в дербентских «Известиях» появляются большие статьи о пользе просвещения. «Отныне, - писал в Декларации комиссар народного просвещения А.Эрлих, - наши задачи: 1) создание пролетарской

интернациональной школы для детей и взрослых; 2) воспитательно-просветительская подготовка народных масс и подрастающего поколения».

«Чанна Цуку» («Утренняя звезда» 1917-1918) и «Танг Чолпан» («Утренняя звезда») - 15 номеров всего - на своих страницах в тот период очень остро ставили такие насущные проблемы для Дагестана, как просвещение горцев и раскрепощение женщин-горянок.

Таким образом, при разработке данного исследования автор опирался на разнообразные типы источников, имеющих в большей или меньшей степени отношение к данной проблеме, хотя образование отражает состояние всей социально-экономической и политической ситуации в стране. Надо подчеркнуть, что характер, содержание, степень информативности документов различны и не всегда несут объективную информацию. Поэтому сопоставление и сравнительный анализ дают исследователю возможность максимально приблизиться к объективности.

В заключение необходимо подчеркнуть, что большое количество опубликованных документов, материалов из разных архивов, статистических сведений, обращение к мемуарной литературе, бесед с современниками позволили автору составить полное и подробное представление о сложном и противоречивом процессе развития двусторонних отношений светского образования в Дагестане.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней:

комплексно и всесторонне раскрыты историко-культурные реалии, являющиеся предпосылками развития русско-дагестанских педагогических связей, истоки, этапы их зарождения и развития;

показана решающая роль социально-экономического и культурного факторов, способствующих становлению рационализма в общественном сознании, в развитии системы светского образования через русско-дагестанские отношения;

- раскрыты роль и значение основополагающих концепций и базовых

принципов строительства новой школы, выдвинутых передовой русской педагогической мыслью и русской культурой в деле становления системы гимназического образования в Дагестане;

- проведен сравнительный анализ содержания образовательных связей
дореволюционного периода;

- всесторонне показана исторически сложившаяся роль России и рус
ской культуры в формировании систем педагогических связей в регионе.

Теоретическая значимость диссертации в том , что

педагогические процессы, происходившие в тот период идентичны условиям современности, когда происходит укоренение рыночных отношений;

в усилившемся влиянии светского образования на формирование национальной интеллигенции, в рационалистическом мышлении и преодолении консервативных традиций в дагестанском обществе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследовательской и образовательной практике, при создании исторических трудов по проблемам культуры и образования, при разработке учебных курсов и спецкурсов, при написании дипломных и магистерских работ по истории образования в Дагестане, а также в практической деятельности в сфере образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается широкой источниковой базой, комплексным анализом процессов, фактов и явлений; адекватностью исследовательских подходов, технологии и методов поставленным задачам; рассмотрением круга историко-педагогических источников и их критическим анализом, сопоставлением полученных результатов с данными общепризнанных научных исследований; научным анализом и апробацией результатов исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Пересмотр традиционных взглядов, оценок на формирование и развитие русско-дагестанских педагогических связей.

2.Аксиология русско-дагестанских педагогических связей для разработки концепции региональной образовательной политики Дагестана.

3.Новый подход к оценке факторов и тенденций формирования и развития двусторонности педагогических связей.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме публикаций, докладов и выступлений на научных и научно-практических конференциях. Общее количество научных публикаций по теме диссертации составляет 7 номинаций в объеме около 9 п.л. Работа обсуждалась на кафедре общей и теоретической педагогики Дагестанского государственного педагогического университета.

Социально-политическое и экономическое положение Дагестана во второй половине XIX в .

К 60-м годам XIX века дагестанское общество, говоря современным языком, находилось полностью в сфере арабо-исламской цивилизации, где доминировали традиции и адаты, феодальные владения с собственным внутренним управлением, союзы сельских общин с ментальной психологией и конфессиональная арабо-мусульманская система обучения молодого поколения.

Начало государственности и внутреннего административного устройства в рамках России выходит к «Положению об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом», утвержденному главнокомандующим Кавказской армией 5 апреля 1860 г. С этого времени Дагестан втягивается в социально-экономическое пространство российского государства, с которым связано все последующее формирование и развитие современной культуры и системы светского образования.

По вышеуказанному «Положению...» в Дагестанской области было введено военно-народное управление с разделением ее на четыре военных отдела: Северный Дагестан, Южный Дагестан, Средний Дагестан, Верхний Дагестан. Кроме них в область входили два гражданских управления: Дербентское градоначальство и город Петровск. Все они подчинялись начальнику Дагестанской области, назначаемому из числа царских генералов. В руках начальника «сосредотачивалась вся власть - административная, хозяйственная, финансовая и военная. По гражданскому управлению начальник области приравнивался в правах к генерал-губернатору центральных губерний России».

С 1859 по 1867 год была ликвидирована ханская власть с разделением территории области на девять округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Кюринский, Кайтаго-Табасаранский, Казикумухский, Самур-ский, Темирханшуринский. Надо отметить, что с точки зрения исторического развития ликвидация ханств и образование области было прогрессивным явлением для Дагестана. В результате этого и других актов впервые в истории этого края установилась единая система административного управления. По «Положению о сельском управлении в Дагестане», утвержденному главнокомандующим Кавказской армией 26 апреля 1868 г., сельское общество состояло из крестьян одного селения, и его управление составляли сельский сход (джамаат), сельский старшина, сельский кадий и сельский суд. Аграрная реформа в Дагестане совпала с периодом отмены крепостного права в России в 1861 г. Начальным этапом стала частичная крестьянская и земельная реформы 60-х годов XIX в. в Кумыкском округе, в Присулак-ском наибстве, в Шамхальстве Тарковском, Мехтулинском ханстве. С другой стороны, эта реформа в Дагестане совпала с периодом втягивания России в капиталистическую экономику, в товарное обращение и расшатывание устоев патриархально-феодальных отношений. Административно-судебная и аграрная реформы, проведенные самодержавием, в определенной степени способствовали экономическому и социально-политическому развитию Дагестанской области. Однако горское крестьянство не почувствовало существенной свободы в своей жизни, не ощутило облегчения существования. Больше того, в 90-е годы XIX в. наметилось усиление эксплуатации горской части крестьянства. Оно выразилось в изъятии значительной части земельных угодий в собственность казны. Леса и целый ряд горных пастбищ тоже отошли в государственную собственность. Значительную часть земель отобрали у сельских общин под строительство укреплений, крепостей, штаб-квартир дислоцированных в Дагестане воинских частей, под пастбища и постой скота царского войска. Немало пастбищных и пахотных земель было передано в собственность местных феодалов, офицеров и чиновников администрации и выделено русским переселенцам. Многочисленные подати и повинности самодержавию и местным феодалам ложились тяжелым бременем на плечи трудового крестьянства. Те многочисленные недовольства народных масс во второй половине XIX века были как бы естественной реакцией на усилившуюся эксплуатацию со стороны местных феодалов и царских чиновников. Наиболее значительные выступления - в Андийском округе, Ункратле в 1861 г., Закатал ах (1863 г.), в Анди и Гумбете, в Кайтаго-Табасаране, Ашильте и Гимрах, вторичное восстание ункратльцев в 1871 г., и самое крупное - это восстание в 1877 году, которое было подавлено жесточайшим образом. В исследуемый период происходил процесс количественного роста населения. В 1867 году оно насчитывало 449,5 тыс. человек, в 1897 г. - 586,6 тыс., а в начале 1904 г. - 642 тыс. В трех городах Дагестанской области в 1903 г. насчитывалось 47,5 тыс. жителей, в том числе в Дербенте - 20,8 тыс., Петровске- 17 тыс. и Темир-Хан-Шуре-9,4 тыс 671. Почти 95% населения области проживало в сельской местности. Русские переселенцы, которые составляли около 30 тыс. человек, проживали в слободах Чирюрт, Хаваюрт, Ишкарта, в Темир-Хан-Шуре, Петровске.

Происходило изменение в социальном составе населения. По статистическим данным за 1903 г., в Дагестанской области к привилегированным сословиям относилось 5129 человек. Более 570 тыс. сельских жителей рассматривались правительством как государственные крестьяне. Зависимых крестьян насчитывалось более 29 тыс. человек[67). Капиталистические отношения проникали в сельское хозяйство Дагестана, что способствовало разложению натурального хозяйства и превращению его в мелкотоварное. По данным посемейной переписи 1886 г. к середине 90-х годов в дагестанском ауле происходило имущественное расслоение с элементами классового характера. Все крестьянство распадалось на четыре группы. К первой группе относились безземельные хозяйства, которые не могли существовать за счет дохода от своего хозяйства. Вторую группу составляли малоземельные, на которых приходилось менее 3-х десятин пашни на двор. В Кюринском округе, например, они составляли 51,6% всех дворов. Третья группа- это крестьяне, имевшие от 3 до 10 десятин пашни на двор. В Кюринском округе такие составляли 33,6%. Четвертую группу составляли богатые крестьяне, у которых по 10 и больше десятин пашни. Они составляли в Кюринском округе 4,6% всех хозяйств округа [67].

Становление русско-дагестанских педагогических связей

Педагогическая мысль России проникала в Дагестан через таких педагогов, как Евгений Иванович Козубский, который родился в 1851 г. В 17 лет он окончил Ришельевский лицей в Одессе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета и готовился к профессуре под руководством профессора истории Иконникова. Однако в 1878 году он оказался в Тифлисе, в Кавказском учебном округе и стал преподавать в кадетском корпусе. Через два года его перевели в Темир-Хан-Шуринское реальное училище преподавателем истории и географии. С 1899 года Е.И.Козу-бский - секретарь дагестанского областного статистического комитета. А затем заведовал дагестанским областным кустарным музеем.

Е.И.Козубский очень скрупулезно исследовал Дагестан. В 1895 году он выпустил «Памятную книжку Дагестанской области», в которой довольно подробно описал 256 населенных пунктов Дагестана. Он пишет историю «Темир-Хан-Шуры», «Историю реального училища», где в течение 30 лет вёл уроки истории и географии, «К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие». Готовил и издавал ежегодно статистические сборники Дагестанской области.

Интересы Евгения Ивановича были очень широки. Заслугой его, несомненно, является создание первого в Дагестане краеведческого музея. Он же является одним из основателей первой в Дагестане публичной библиотеки, которая впоследствии превратилась, благодаря его усилиям, в сокровищницу редких книг по кавказоведению. При училище были организованы географический и исторический кабинеты, где хранились экспонаты, привозимые его учениками по реальному училищу из разных аулов. К примеру, ученик Омар Карнаилов описал свой родной аул Чох. И эти записки, в которых чувствуется мастерство и рука учителя, были опубликованы в «Дагестанском вестнике» № 15 за 1907 г., а затем в научном журнале 28 1961. Е.И.Козубский проработал в Темир-Хан-Шуре более 30 лет. Дагестан стал его второй родиной. Он отказался покинуть страну гор, хотя в Тифлисе, Москве, Петербурге для него открывались заманчивые перспективы. Он был первым кандидатом исторических наук Дагестана. «Без трудов Е.И. Козуб ского многое из дагестанской жизни до сих пор таилось бы в архвах, много фактов погибло бы безвозвратно... изучение Дагестана было бы без трудов Евгения Ивановича трудом непосильным. Он оставил по себе наилучшее воспоминание среди всех знавших его, как добрый друг, ... умный советчик и незаменимый собеседник». Борис Николаевич Тарасенко писал: «Я поступил в Темирханшурин-ское реальное училище в приготовительный класс в 1899 году. Учеником Е.И.Козубского был в третьем классе, то есть в 1903 году. Как преподаватель он был строг и требователен» 28 198]. В те годы Попечительский совет Темир-Хан-Шуринской женской гимназии возглавлял председатель канцелярии Военного губернатора Дагестанской области, действительный статский советник, князь Накашидзе Михаил Александрович. Было и 11 членов Попечительского совета. К 1903 году в трех городах Дагестана функционировало 5 нормальных учебных заведений, где обучалось 106 девочек и 144 мальчиков[116]. К началу XX века усиливающаяся динамика светского образования набрала довольно-таки хорошие для своего времени темпы развития. В 1903 году в 3-х женских гимназиях обучалась 451 девушка, в 6 начальных городских училищах училось 228 девочек, а в двух железнодорожных училищах, которые были открыты в Дербенте и Петровске для подготовки работников железнодорожного транспорта, проходили обучение 68 девочек "6 . В 41 учебном заведении в 1903 году было уже 933 девочек, что на 217 больше, чем в 1902 году. вала с 1-го октября 1875 года в доме на Аварской площади, в составе 89 учениц была взята под свое покровительство Великой княгиней Ольгой Федоровной. В год открытия прогимназии финансовые средства складывались из: 1. Разрешенной правительством ежегодной субсидии из местных доходов Закавказского края в размере 1500 рублей; 2. Ежегодное пособие Великой Княгини Ольги Федоровны в 200 рублей, назначенное еще женской бесплатной школе и перешедшее к прогимназии; 3. Проценты с капитала в 4000 рублей, принадлежащего бесплатной женской школе, образовавшегося из благотворительных сумм; 4. Ежегодное пожертвование Начальника Дагестанской области генерал адыотанта кн. Меликова в 100 руб.; 5. Плата, взимаемая за учебу. Кроме этого местное благотворительное общество отдало свой двухэтажный дом под женскую прогимназию1184,1 3"1 "1. Как видим из вышеперечисленного, государство в лице Министерства народного просвещения всячески избегало участия в финансовом обеспечении народного образования. Дом, в котором помещалась прогимназия, сильно пострадал от землетрясения 1882 года. Наем частного помещения обходился учебному заведению в 500 рублей в год. Долг прогимназии к 1887 году достиг суммы 800 рублей[184,1,3,13]. На ходатайство Попечительского совета о выделении ссуды в 15000 рублей на 30 лет для постройки нового дома Министерство народного просвещения отказал о1184,1,3" 16 171. Расходы на три женские гимназии и три женские одноклассные училища по трем дагестанским городам в 1910 году составили при 1020 учащихся 60373 рубля, а в 1915 году при 1367 учащихся 89000 рублей 116 92"95:65х -571.

Порт-Петровская женская прогимназия официально начала функционировать с 1903 года и через пять лет (в 1908 году) она получила прекрасное двухэтажное специально для нее построенное здание (ныне там школа № 2). Для гимназии очень много сделала ее начальница А.Аварская, которая возглавляла ее до революции. Эта гимназия начала работать после всех трех и скоро выдвинулась по количеству учащихся на первое место. В 1915 году в ней обучалось 343 учащихся, в Дербентской женской гимназии 291, а в самой старой (с 1875 года) Темир-Хан-Шуринской - 2071П6А571. В приобщении дагестанских девушек к светскому образованию определенный вклад внесло Бакинское четырехгодичное русско-мусульманское Александрийское женское училище, открытое в 1898 г. с целью дать элементарное образование девушкам. Это училище Тагиева в разное время окончили аварки Маликова Патимат, Карнаилова Айшат, табасаранка Табасаранская Фатьма, лезгинка Алкадарская Шахрузат, кумычка Казиханова из Кафирку-муха, Гайдарова Иглима из Дербента и др. девушки, которые начали педагогическую деятельность в дореволюционных школах Дагестана. В училище уроки рукоделия преподавала Айшат Халилова (Дибирова) из Дагестана. Отец Айшат - сосланный из Унцукуля, мать - сосланная из Ахтов.

Роль России в становлении светских учебных заведений в Дагестане

Связи между русским и дагестанскими народами уходят в давнюю историю. Но интенсивно они начали развиваться после присоединения Дагестана к России в 1813 г. Благоприятные условия для широкого распространения научной и общественно-педагогической мысли России в Дагестане сложились в начале 60-х годов XIX века, когда пал имамат Шамиля и была ликвидирована ханско-бекская власть.

Несмотря на попытки отстоять свою независимость в период Кавказской войны, Дагестан был обречен уже находиться в составе России, влиться в российскую цивилизацию, найти то общее, что сближает менталитеты двух разных культур. В новых историко-политических условиях постепенно начал формироваться новый менталитет горцев, в первую очередь той их части, которая раньше других прослоек приобщается к новым условиям.

Период присоединения Дагестана к России совпал с переломным периодом в истории его народов, имеющих элементы арабо-мусульманской системы образования, которая вступила в конкурентную борьбу с нарождающейся системой светского образования, представленной передовой русской педагогической мыслью XIX-XX вв. Известный принцип народности К.Д. Ушинского в воспитании внедряется в практику светского образования и в Дагестане благодаря просветительской деятельности местных властей и передовых педагогов - как русских, так и коренных национальностей. Появляются общественные организации, занимающиеся вопросами народного образования, ведут методический поиск более совершенных форм и методов обучения, возникают новые типы школ. Создаются условия для развития начальной (особенно горской) школы с преподаванием на родных языках народностей Дагестана, улучшения качества обучения вообще и в сельских местностях в частности. Все эти процессы протекают неоднозначно, сдерживаемые не столько административной системой, сколько сложностью образовательной ситуации в Дагестане, дефицитом квалифицированных педагогических кадров и традиционализмом. Роль образования в смирении горцев путем просвещения и открытия школы сознавалось царским правительством еще в период начала военных операций в Дагестане. В 1836 году барон Розен, изыскивая меры к распространению между жителями Кавказского края русского языка, предлагал воспитывать в школах при войсковых частях Кавказского края 864 туземца. В 1844 году генерал Клюки фон Клюгенау писал, что «следует в будущем обращать внимание на образование туземного населения, так как это, без сомнения, долгий и трудный, но, тем не менее, неизбежный и достойный имени русского путь к прочному утверждению нашей власти в Дагестане».

Межучебные и педагогические связи стали учащаться с созданием в 1848 году Кавказского учебного округа (КУО) в г.Тифлис во главе с Попечителем. В 1892 году в КУО входило 9 мужских гимназий, 2 прогимназии (с 4055 учащимися), 8 реальных училищ (с 2319 учащимися), 10 женских гимназий и 6 прогимназий (с 759 учащимися), 1 учительский институт и 4 учительских семинарии (с 363 учащимися). Городских училищ было 36 (с 7052 учащимися), 5 горских школ (с 595 учащимися), 7 ремесленных училищ (с 631 учащимся), 3 мореходных класса (со 109 учащимися), 2 мариинских женских училища (с 445 учащимися) 178 847]. Они представляли Бакинскую, Ели-заветпольскую, Ставропольскую, Кутаисскую, Тифлисскую, Черноморскую, Эриванскую губернии и Закатальский округ. Сюда же стали входить Дагестанская и Чеченская области 178 1051.

Учащиеся Кавказского учебного округа в том же 1892 г. в национальном отношении представляли следующую картину: русских - 51,4%, грузин - 19,4%; армян - 13,7%, татар - 2,9%, горцев - 1,8%, евреев - 1,2% и п ло/ 1178,847] др.национальности - 7,0%1 Объективная необходимость диктовала приведение политической жизни Дагестана в соответствие с общероссийской. 5 апреля 1860 года было утверждено «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом», а в апреле 1868 г. - «Положение о сельском управлении в Дагестане». В Дагестане укоренялась военно-народная администрация. Дагестан был разделен сначала на четыре военных отдела, впоследствии преобразованные в окружную систему. Округа делились на наибства, а последние на сельские управления, во главе которых стоял начальник Дагестанской области на правах генерал-губернатора. Он же являлся главнокомандующим войсками в Дагестане. Эта система известна в истории как «военно-народное управление». Она часто подвергалась изменению. В конце XIX века вместо военных отделов было создано девять округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Казикумухский, Кайтагский, Кюринский, Самурский, Темир-Хан-Шуринский. Так слагалась общедагестанская государственность. Она способствовала рационализации всей общественно-политической жизни края, преодолению феодальной и общинной раздробленности. Все изменения и реформы этого времени - одна из предпосылок проникновения рационализма в дагестанское общество и зарождения светского образования. Рационализм сюда приходит как бы извне, стараниями российской политической и военной элиты. Колониальная экспансия требовала от колонизаторов не только военной силы, но и определенного комплекса знаний о тех странах, куда она проникала. Хотя европейское общество вырвалось вперед благодаря, прежде всего, такой ценности как индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни, у восточных цивилизаций судьба слагалась иначе. Поэтому для дагестанского общества предполагалась догоняющая модель развития, которая особенно остро ставила на первый план потребность развития светского образования и науки.

Эволюция русско-дагестанских педагогических связей в первой четверти XX в.

Таким образом, во второй половине XIX в. педагогические кадры для Дагестана готовили в основном гимназии за пределами края. Педагогические курсы в Порт-Петровске и Темир-Хан-Шуре были открыты только в начале XX в. Это позволило к 1912 г. в целом обеспечить учителями гимназии и училища в городах. Но уровень подготовленности кадров в сельских школах оставался низким. Ситуация с учительскими кадрами стала улучшаться лишь после 1912 г. благодаря открытию на Северном Кавказе ряда учительских институтов и семинарий.

Отсюда вытекает вывод еще о том, что система усовершенствования квалификации учительских кадров в указанный период еще не сложилась. Элементы ее складывания выражались в работе отдельных методических и предметных комиссий, учительских съездов, позволявших лишь отчасти распространять передовой опыт. Тем не менее, система светского образования в Дагестане формировалась, чему в немалой степени способствовали слагавшиеся русско-дагестанские педагогические связи.

Из исследования вытекает проблема нехватки учителей, в особенности в горных школах, она ощущалась почти постоянно. Надо отметить, что этот период в истории образования Дагестана имел особенность, заключающуюся в приспособлении к системе российского просвещения, переходом от конфессиональной системы арабо-язычного образования к светскому образованию России, завоевавшему во второй половине XIX века авторитет в мире. В самой России в 70-е годы усиливаются противоречивые тенденции в развитии образования: ожесточается контроль над средней и высшей школой и начинается корректировка образовательной реформы. Теперь перед образованием ставится цель: «...охранение народного образования от посторонних пагубных влияний поддержанием и упрочением оного в духе религии и нравственности и возложением заботы о достижении сей цели на совместные усилия Министерства народного просвещения духовенства и дворянства», а поэтому инспектирование учебных заведений, контроль за их деятельностью и цензура ставятся во главу угла. Приоритет снова отдается классическому образованию. Главным становится изучение древних языков и математики. Граф Толстой для подготовки учителей древних языков создает в Лейпциге филологическую семинарию, а Нежинский лицей преобразуется в историко-филологический институт.

С воцарением на престол Александра III министром народного просвещения с 1882 года становится Иван Давыдович Делянов. Делянов был руководителем большинства реформаторских разработок, уставов, положений и программ в народном образовании. Делянов стал министром просвещения в тот период, когда одно из славных царствований в Российской истории завершилось катастрофой. Его реформаторская деятельность часто сталкивалась с противодействием реакционно-настроенных государственных деятелей, в частности, Константина Победоносцева, которого советская историография выдавала как основного идеолога всего реакционного в царизме. При очень деятельном участии К.П.Победоносцева стали готовиться и проводиться реформы во всех областях государственной и общественной жизни, в том числе и в народном просвещении. В частности, в письме к царю он писал о необходимости создания такой средней школы, где бы «люди низшего класса могли получить нехитрое, но солидное образование, нужное для жизни, а не для науки»1 D . И при этом он считал, что просвещению следует искать главную опору в церкви и народном первоначальном образовании. Во многих своих статьях и выступлениях он высказывал свою точку зрения о задачах народного просвещения, в основе которого он видел, прежде всего, нравственное воспитание. «Понятие народное о школе есть истинное понятие... По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и Бояться, и любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную

силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли». Эта противоречивая ситуация влияла на развитие начального образования в школах Дагестана и переход к среднему образовательному звену - гимназиям.

Неудовлетворительность горских школ как подготовительных заведений к поступлению в средние учебные заведения (как, например, гимназия) вызывала потребность местного чиновничества, офицерства и русифицированной элиты ходатайствовать перед правительством и наместником о создании в Дагестане своих средних школ.

В качестве базовых школ повышенного типа, дающих среднее образование, призваны были выступить лучшие учебные заведения края, имеющие хорошие достижения, сложившийся опытный состав педагогов и достаточно авторитетных родителей учащихся. Именно такие обстоятельства побудили начальство области поднять вопрос о необходимости преобразования Темир-Хан-Шуринской горской школы в прогимназию. Вопрос этот был разрешен положительно, и 14 сентября 1874 г. была открыта прогимназия в составе приготовительного и первого классов. С 1875 по 1877 гг. открылись II, III и IV классы, а в 1878 г. для детей горцев был введен и приготовительный класс. В среднем в прогимназии обучалось 196 учеников.

В 1874-1880 гг. в прогимназии училось 137 детей дагестанцев. Из них 25 человек были переведены в Ставропольскую гимназию, 4 - в Бакинское реальное училище, 2 - в учительскую семинарию, 48 поступили в Темир-Хан-Шуринское реальное училище, открывшееся в 1880 г., остальные окончили курс или выбыли из нее по разным причинам. Был открыт пансион на 60 человек: из них 45 детей почетных горцев Дагестанской области и 15 детей русских чиновников и офицеров. Средства на содержание пансиона отпускались из расчета 13620 рублей в год. За три выпуска с 1878 по 1880 гг. прогимназию окончило 38 человек, из них горцев - 4 (10%).

В 1880 г. по ходатайству князей, беков и офицеров прогимназия была преобразована в реальное училище. Основанием для открытия реального училища, а не гимназии, были следующие соображения: необходимость помочь оканчивающим училище поступить в российские военные училища и университеты, поскольку у местного офицерства недоставало средств обеспечить своим детям университетское образование. Училище было открыто в составе приготовительного и первых пяти классов. В сентябре 1881 года был открыт VI класс, а в сентябре 1882 г. дополнительный VII класс. Сверх этих классов, положенных по уставу реальных училищ, при Темир-Хан-Шуринс-ком училище был открыт подготовительный класс, необходимость которого была вызвана местными условиями.

Похожие диссертации на Русско-дагестанские педагогические связи: вторая половина XIX - начало XX вв.