Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Джанибекова Эльвира Хамитовна

Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева
<
Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Джанибекова Эльвира Хамитовна. Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2000 251 c. РГБ ОД, 61:01-13/28-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕЗИКО-МЕТОДОЛОПМЮКЙЕ ОСНОВЫ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЕ П.Ф.КАПТЕРЕВА 14

Глава II. САМОБЫТНОСТЬ РАСКРЫТИЯ П.Ф.КАПТЕРЕБШ ТЕОРИЙ ЕИДНЫХ ПРЕДОТАШТЕШ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ П ПОЛОШНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 61

2.1. Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века 62

2.2. Н.И.Пирогов 73

2.3. К.Д.Угаинский 88

2.4. Л.Н.Толстой 109

Глава III. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НАЦИОНАЛЬНОМ СВОЕОБРАЗИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 132

3.1. Крттика современной школы 132

3.2. Цель и задачи новой школы 190

Введение к работе

Актуальность исследования,. Одним иэ источников раэдатия педагогической науки является объективная оценка вклада мыслителей прошлого в решение наиболее важных проблем воспитания, образования и обучения, в приращение научных знаний в тесной связи с задачами современности и раскрытием их прогностического значения. Видные современные деятели отечественной педагогической науки Ф.А.Фрадкин, Е.Г.Осовский справедливо утверждают, что "Злободневные и острые вопросы образования, встающие сегодня перед каждым учителем и воспитателем, можно решить, лишь зная и используя в работе весь опыт великого творческого наследия наших предков. Только с возвращения памяти прошлого можно начать поиск пути в

будущее" .

В отечественной педагогике советского периода по политическим и идеологическим мотивам недооценивалась роль деятелей науки о воспитании, которые не соглашались с марксистскими догмами, партийными установками, выступали с позиций философского, гносеологического плюрализма, обосновывали необходимость автономии школы, независимость образования от государства и церкви, классовой борьбы, отстаивали требование формирования личности свободного гражданина и общественного деятеля на фундаменте общечеловеческих ценностей. Новый період, исторического разштия России, начавшийся после распада СССР, привел к разрушению старых стереотипов и методологических'подходов в науке, обусловил необходимость переосмысления теорий и концепций прошлого, в том числе переоценки педагогического наследия отечественных и зарубежных

I. Фрадкин Ф.А., ПлоховаМ.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. Учебн. пособие. М., 1995, с.З.

мыслителей, выявления их вклада в сокровищницу науки о воспитании. К числу таких деятелей относится видный русский педагог Петр Федорович Каптерев Ц849-І922).

Педагогическая теория П.Ф.Каптерева сложилась в последние десятилетия XIX - начале XX века. Методологической основой его теории явился антропологический подход к развитию личности, беручий свое начало в трудах Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, П.Ф.Ле-сгафта. Задачу педагогической науки П.Ф.Каптерев видел в выявлении идеала воспитания подрастающего поколения. Главной функцией школы, сущностью учебно-воспитательного процесса в ней он считал всестороннее совершенствование личности, которое осуществлялось развитием природных сил и способностей ребенка на основе овладения культурным наследием, а также в процессе разносторонней деятельности, в том числе самообразования. П.Ф.Каптерев продолжил и развил идею народности в общественном воспитании, впервые обоснованную великим К. Д.У пинским. Составной частью научного наследия П.Ф.Каптерева являются труды по истории отечественной и зарубежной педагогию. Наиболее полно и глубоко он исследовал историю развития отечественной школы и педагогической мысли после отмены крепостного права, показал источники этого развития, раскрыл самобытный и национальный характер теорий, концепций, разработанных видными представителями педагогической науки России П половины XIX - начала XX века, в том числе Н Лі .Пироговим, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, Н.А.Корфом, С.А.Рачинским и др. С демократических позиций педагог критиковал политику царизма в области просвещения, современную ему систему народного образования в России. В годы советской власти П.Ф.Каптерев отрицал принципы партийного подхода к образованию и воспитанию, выступал против политизации школы, обосновывая

- 5 -идею воспитания свободной личности, отстаивая автономию педагогического процесса. Необходимо отметить, что известный историк педагогики советского периода, автор многочисленных трудов по истории отечественной педагогики Е.Н.Медынский в своем капитальном труде "История русской педагогики11 (1938 г.) дал ненаучный, тенденциозный анализ наследия П.Ф.Каптерева, в том числе его работ по истории педагогики. С позиций коммунистической идеологии в, угоду политическим приоритетам своего времени он обвинил П.Ф.Кап-терева в национализме, обошел молчанием его взгляды на народность в общественном воспитании, на общечеловеческий характер воспитания, а его идею автономии школы, требование ее независимости от государства и церкви квалифицировал как "аполитичность"; самого же П.Ф.Каптерева отнес к защитникам существовавшего "несправедливого строя"1.

До начала 90-х годов XX века труды П.Ф.Каптерева не были известны широкому кругу работников просвещения. В 1982 году впервые в СССР были изданы его избранные педагогические сочинения, включавшие труды по общей педагогике, теории семейного воспитания, дидактике, истории педагогики и школы. Положительной оценки заслуживают исследования П.А.Лебедева - составителя сборника избранных трудов П.Ф.Каптерева. На основе глубокого анализа системы педагогических идей П.Ф.Каптерева исследователем сделан обоснованный вывод о том, что он, "продолжая дело КД.Ушинского, ...далеко продвинул вперед отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно-педагогического движения в России второй половины XIX - начала XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании" .

  1. См.:Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938, с.389-392.

  2. Лебедев П. А. П. Ф. Каптере в - видный педагог России второй половины XIX - XX столетия / Каптерев ЇЇ.Ф. Иэбр. пед. соч. М.,

Отрывки из произведения П.Ф.Каптерева включены в "Антологию педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в.", изданную АПН СССР в 1990 году (составитель -П.А.Лебедев). С 1992 по 1998 год журнал "Педагогика" систематически публиковал капитальный труд П.Ф.Каптерева "История русской педагогии". На уровне современных достижений отечественной педагогической науки систематизированный материал о педагогической деятельности и педагогических взглядах П.Ф.Каптерева изложен в первом томе Российской педагогической энциклопедии, вышедшей в свет в 1993 г. (автор материалов - П.АДебедев).

Исследованию ряда аспектов педагогического наследия П.Ф.Каптерева посвящены кандидатские диссертации: З.М.Тамбиевой - "Дидактические взгляда П.Ф.Каптерева" (1963); Ж.Т.Филипповой -"Развитие дидактических идей К.Д.Ушнского в творчестве П.Ф.Каптерева" (1975); Мажигийн Батжаргал - "Проблема активности и самостоятельности учащихся в трудах П.Ф.Каптерева и ее значение для монгольской околи" (1993); Т.А.Филановской - "Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания" (1996).

В названных работах исследовались преимущественно цели, задачи и сущность образования, процесс обучения, проблема воспитывающего обучения, формы и методы обучения.

Важным вкладом в исследование педагогического наследия П.Ф.Каптерева явились доклады и выступления участников ХП-ХІХ сессий Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской Академии образования (I99E-I998 гг.), в которых освещены многие стороны теоретических исканий педагога в области образования и воспитания.

Новые возможности углубленного целостного изучения научного наследия П.Ф.Каптерева открылись в связи с публикацией в 90-е

- 7 -годы работ теоретико-методологического характера таких ученых-педагогов, как З.И.Равкин1, М.В.Богуславский , Б.М.&*м-Бад , В.И.Додонов , Н.Д.Никандров и др. Названные авторы проанализировали многие :аспекты педагогического наследия П.Ф.Каптерева с точки зрения антропологизма, аксиологических ориентиров, других концептуальных идей гуманистической парадигмы воспитания в связи с общим процессом развития демократической педагогики конца XIX - начала XX века.

Возникла необходимость целостного исторического исследования взглядов П. Ф. Каптере ва на и с тори ко-педагогический процесс, сущность которого он видел в развитии гуманистических идей в теории и практике воспитания, образования и обучения, направленных на реализацию способов организации педагогического процесса, а также в сохранении творчески конструктивных начал в педагогической культуре.

Сказанное выше обусловило выбор темы настоящей диссертационной работы: "Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П.ф .Каптере ваи.

Проблема исследования заключается в выявлении национальной самобытности взглядов П.Ф.Калтерева на и с тори ко-педагогический процесс.

Объектом исследования явилась отечественная педагогика кон-

  1. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М., 1993; Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования педагогической мысли. Учебник-справочник. М., ІУУо.

  2. Богуславский М. В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах // Магистр, 1992, У.

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. М., 1994.

  2. Додонов В.Н. Теоретико-методо логические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала XX в. М., 1994.

  3. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, №12.

ца XIX - начала XX века.

Предмет исследования: теоретическое наследие П.Ф.Каптерева как историка педагогики.

Цель исследования: научный анализ и систематизация взглядов, идей П.Ф.Каптерева, раскрывающих своеобразие его подходов к оценке ис тори ко-педагогических фактов, явлений, к выявлению сущности историко-педагогического процесса.

Представленные выше объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи диссертационной работы:

  1. Охарактеризовать теоретико-методологические подходы П.Ф.Каптерева к анализу и оценке историко-педагогических ценностей и показать их гуманистическую направленность.

  2. Выявить самобытность взглядов П.Ф.Каптерева на педагогические теории видных деятелей науки России второй половины XIX -начала XX в.

  3. Охарактеризовать ведущие идеи П.Ф.Каптерева, раскрывающие национальное своеобразие отечественной школы конца XIX - начала XX века, и показать обоснованные им цели и задачи этой юколы.

  4. Обосновать актуальные для современной педагогической науки выводы, способствующие совершенствованию исследований по истории педагогики.

Настоящее историко-педагогическое исследование проводилось на основе следующих методологических принципов:

признание плюрализма философских, гносеологических подходов к оценке педагогических явлений, теорий в системе гуманистических ценностей;

воспитание - общечеловеческая ценность, ведущей чертой которой является ее гуманистическая направленность;

аксиологический подход в системе целостного изучения педагогических фактов, явлений, идей, теорій;

развитие и формирование личности осуществляется в конкретной социокультурной среде в процессе разносторонней деятельности и общения;

объективность в подборе изучаемых фактов, явлений;-

изучение педагогических реалий в их диалектическом единстве и взаимосвязи, движении и развитии;

связь логического и субъективного, исторического и современного;

выявление прогностического значения результатов исследования, ориентация на современную социокультурную ситуацию и ведущие тенденции развития, воспитания и социализации личности, в том числе единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.

В исследовании автор опирался на труды отечественных педагогов Ю.К.Бабанского, Н.К.Гончарова, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандрова, З.И.Равкина, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, В. А.С ухом ли не ко го, К. Д. Уши не ко го, Е.Н.Шиянова, психологов В.ВДавьщова, А.В.Запорожца, А.Г.Ковалева, В.А.Круте-цкого, А.В.Петровского, К.К.Платонова, П.М.Якобсона и др.

Большую помощь в нашем исследовании оказали работы отечественных специалистов по истории педагогики Б.М.Бим-Бада, М.В.Богуславского, К.Й.Бузарова» Н.К.Гончарова, С.Ф.Егорова, Г.Б.Кор-нетова, З.А.Мальковой, В.В.Макаева, М.Г.ПлоховоЙ, А.И.Пискунова, Л.Л.Супруновой, Ф.А.Фрадкина, И.А.Шорова и др.

В исследовании использовались следующие методы: изучение первоисточников; сравни тельно-истохичес кий и ретроспекедвный анализ; теоретический анализ, обобщение и систематизация полу-

- 10 -ценных результатов.

Источники исследования:: труды П.Ф.Каптерева; документы и материалы Центрального Государственного Исторического архива Российской Федерации (ЦІИА РФ) - фонды №733, 776, 777 -Министерства народного просвещения; публикации по истории отечественной педагогической мысли; периодическая педагогическая печать, словарно-справочная литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в педагогической науке выявлены и охарактеризованы теоретико-методологические принципы историко-педагогических исследований П.Ф.Каптерева, важнейшими из которых являются отражение в педагогической культуре народа его самосознания, антропологический подход к воспитанию и обучению, национальный и общечеловеческий характер педагогической науки, ее движение к гуманистическим ценностям, диалектический подход к мировому истори ко-педагогическому процессу. Впервые показано, что на основе этих принципов Л.Ф.Кап-терев раскрыл своеобразие педагогических взглядов деятелей педагогики России П половины XIX - начала XX века, в том числе Н.И.Пирогова, КД.Ушинского, Л.Н.Толстого, определил их вклад в мировую науку о воспитании, а также охарактеризовал состояние развития школы в России в названный период и на уровне достижений передовой науки обосновал главные задачи современной отечественной школы: свободное развитие яркой, самостоятельной личности; гуманно-демократическая направленность воспитания умственного, нравственного, гражданского, трудового, эстетического, физического; помощь детям в саморазвитии, самовоспитании и самообразовании.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что обобщенные и систематизированные в нем по-

- II -

ложения и выводы представляют собой унифицированный базис для целостных проблемных историко-педагогических исследований, позволяющих выяснять типическое и самобытное в истоки отечественной педагогической мысли и школы. Раскрытые в диссертации теоретические положения и обобщения П.ФЖаптерева о специфике истоки -ко-педагогических исследований включают опору на антропологическую природу процесса формирования свободной личности как члена гражданского общества, а обоснованная им идея соответствия естественного развития личности общечеловеческому идеалу воспитания, вытекающая из сущности антропологизма в педагогике, представляет собой один из критериев оценки результатов современных историко-педагогических исследований. Полученные в процессе настоящего исследования обобщения я выводы являются научной характеристикой современного подхода к анализу истоки ко-педагогического процесса и выявлению самобытного своеобразия национальных систем воспитания в прошлом и настоящем.

Практическая -значимость работы состоит в том, что фактический материал, выводы и обобщения, полученные в процессе исследования, могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истоїии педагогики для педагогических учебных заведений, стать основой спецкурсов по педагогике, использоваться в учебной, научно-исследовательской и воспитательной работе со- студентами - будущими учителями и в повышении квалификации учителей.

Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается использованием источников, соответствующих целям и задачам исследования, адекватностью методов научно-педагогического исследования поставленным задачам, а также апробацией полученных результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда высших педагогических учебных заведений.

- 12 -Основные этапы исследования. На первом этапе (1995-1997) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ фактического материала. На втором этапе (1997-1999) обобщался и систематизировался собранный материал, выявились основные результаты исследования, проверялась возможность их практического использования и завершалось оформление диссертационной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

!V I. Научный, гуманно-демократический характер разработанных

П.Ф.Каптеревым основных теоретико-методологических принципов истоки ко-педагогических исследований (отражение в истории педагогики исторического развития педагогического самосознания народа, его миросозерцания, педагогической культуры; выявления в исследовании народности воспитания, его национального, самобытного характера и свободы педагогического процесса; раскрытие

* педагогических отношений; характеристика антропологической сущ-

ности воспитания; диалектический подход к историю-педагогическим фактам, идеям, ценностям; развитие личности как основная задача образования и воспитания; отражение гуманистической на-

| правленное ти теории практики воспитания, деятельности школы).

2. Оценка П.ф.Каптеревым самобытного характера идей, тео
рий деятелей отечественной науки II половины XIX - начала XX ве
ка, их вклада в мировую педагогическую науку (на материале его
анализа национального своеобразия наследия общеетвенно-педаго-

гического движения 60-х годов XIX века и педагогических идей щ

Н.И.Пирогова, К.Д.Ушнского, Л.Н.Толстого).

3. Объективный характер результатов проведенного П.ф.Кап-
теревым анализа состояния школы в России в -конце XIX - начале
XX века (прогрессивная роль земской школы; антинародный харак-

I

- ІЗ -тер церковноприходской школы; засилие классицизма, формализм в обучении в гимназиях; неудовлетворительное состояние женского образования; реакционная, антинародная сущность политики царизма в области народного образования; отрицательное отношение к политизации советской юколы, превращению ее в идеологическое учреждение) .

4. Теоретическое обоснование П.Ф.Каптеревым цели и задач новой свободной, гуманно-демократической школы, удовлетворяющей интересам всего народа и осуществляющей педагогический процесс как развитие личности на основе антропологического подхода к ребенку; прогностическое значение цели и задач новой школы, создаваемой на основе модели, разработанной П.Ф.Каптеревым.

Атэобашя и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики ПГЯУ и Карачаево-Черкесского педагогического университета в 1997-1999 годах, на научно-практических конференциях по итогам научной работы в тех же университетах в 1998 и 1999 годах, на Всероссийской научно-практической конференции "Поликультурное образование в современной России" (Пятигорск, 1997); на межвузовской научной конференции по проблеме "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (Карачаевок, 1997); на межвузовской научной конференции по сравнительной педагогике (Карачаевок, 1998). Опубликованные материалы использовались кафедрами педагогики Ставропольского государственного университета, Карачаево-Черкесского педагогического университета, ПГКУ в учебной и воспитательной работе со студентами.

Теорезико-методолопмюкйе основы историко-педагогических исследование П.Ф.Каптерева

Историю педагогики Н.&ЛСаптерев рассматривал как историю развития педагогического с амосов навня, педагогической культури народа, являющейся составной часты» народной души. "История педагогики какого-либо народа - писал он» - есть кстодо развития одной стороны народной дуии - педагогического народного саносо т знания .

Деру Н.Ф.Каптерева принадлежит капитахьякй труд по исторій отечественной педагогической мисли - "История русской педагоги ки", ряд других публикаций по не торій педагогики к вколи в Россия и еа рубежом. В них он убедительно показал, что творцом педагоги ки является народ. Духовнее ценности, историческое самосознание людей в народной педагогике выступают как коллективная память масс.

Отличительной чертой народной педагогики, по П.Ф.Каптереву, является то, что она отражает интересы трудового народа, его борьбу за свободу и независимость, против угнетения и порабощения. Обобщенный педагогический опыт народа по мере его совершенствования анализируется эиднщк мыслителями, деятелями образования, приобретает характер научного исследования. В этой связи П.Ф.Кап-терев отмечал:"Педагогическое самосознание развивается тах или иначе в зависимости от свойств сачосознающих лиц, их мировоззрения, общественного положения, их потребностей я сила. Каждый вступающий в педагогический процесс деятель подходит к народному образованию со своими особенными задачами и требованиями, проводит свои взгляда, свое миропонимание, вследствие чего преобладание того яли другого деятеля в педагогическом процессе сообщает особый вид я характер всей педагогии данного времени 1.

Другими словами, обобщенные, системно организованные научно-педагогические знания выражаются ученши-епепналистамя. При этом установленные ими закономерности, существенные связи, правила педагогики отражают нх мировоззрение я самосознание.

5 своих иеторнхо-педагогических исследованиях В.Ф.Каптерев установил, что в истории русской педагогической мысли имело место постепенное втягивание широких народных масс в создание науки о воспитании:"История русской педагогии свидетельствует, что в процесс педагогического народного развития равнее слои, сословия и круги русского народа втягиваются постепенно, что русский педагогический процесс сначала бел довольно беден деятелями, потом число их увеличивается я ныне только дело понемногу начинает приближаться к тому, чтоб» русскому педагогическому процессу самосознания захватить весь народ и сделать русскую педагогию пло-дом гения всего русского народа " ,

Дальнейшее развитие русского педагогического самосознания он связывал с тем, что на известном этапе исторического развития в педагогический процесс весьма серьезно н глубоко входит государство. С этого времени педагогическая мысль развивается с учетом интересов определенных кругов, различных сословий, соответствующих органов власти: сельских обществ, церковных приходов, городских и земских управлений Возникают педагогические общества, появляется особый класс в обществе - учителя.

Основной источник педагогической науки Н.Ф.Кадтерев видел в обобщении и систематизации теоретических рассуждений и накопленного педагогического опыта с целью ввзвлення законов» установления правил воспитания, образования я обучения. Он писал в 1877 году, что на основе правил, установленных педагогической наукой, строится деятельность народной школы, в ней организуется педаго т гический процесс .

Уточняя сказанное, П. Ф. Каптере в в 1918 г. подчеркивал, что история педагогики - это не только история педагогических идей, но и история того, как out идеи становились достоянием науки к как они внедрялись в жизнь, вкольнув практику, так как "педаго-гика по своему существу не столько учит мышлению, сколько действовать .

Подлинно научное истоїяко-педагогичесяое исследование возможно, по П.Ф.Каптереву, только пря учете важнейшего исходного теоретико-методологического положения о сущности воспитания как общественного явления: воспитание присуще только человеческому обществу, поскольку оно представляет собой целенаправленную, осознанную деятельность.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века

П. Ф. Каптере в показал, что ., 60-е года XIX в. в России явились периодом крутого передома в экономической, общественно-политической и культурной жизни - эпохой Освобождения, эпохой великих реформ. Вслед за личные освобождением крестьян, созданием сельских обществ были проведена земская и городская, судебная, гуманитарная рефорйы. В результате, писал он, "искусственные перегородки между различными слоями общества падали; нарождалась идея гражданственности; словом, совершалось возрождение всего русского общества .

С освобождением крестьян возник чрезвычайно важный вопрос о народном образовании:,,Крестьяне становились гражданами государства и, как граждане, получали право на образование, - утверждал П.Ф.Каптерев. - Оставлять крестьян, т. е. большую часть своих граждан, в состоянии прежнего невежества государству было невыгодно и даже опасно, так как совершенно невежественные граждане не могли надлежащим образом исполнять гражданские обязанности и пользоваться правами, им дарованными; притом недостаток образования граждан чрезвычайно понижал силу и вес государства среди образованных соседей" .

Потребности экономического развития России, вступившей на путь капитализма, обусловили необходимость реформирования образования не только крестьян, но и дворянства. В этой связи Е.ф.Кап-терев отмечал, что освобождение крестьян лишало дарового труда помещиков и вообще весьма значительно понижало материальные средства дворянства. "Даровые хлеба исчезли, - писал он, - было самим дворянам зарабатывать средства существования» а для этого нужно было образование, учение в лколе. Прежде ВСЯКИЙ дворянский недоросль, каждый благородный Ннтрофан был обеспечен в своем существовании даровым трудом крестьян; с освобождением же крестьян всем дворянским Митрофанам приходилось плохо» Без образования можно было насидеться голодом, поэтому спрос на всякого рода школы со стороны дворянства чрезвычайно возрос"1.

Отмена крепостного права вынудила правящие круги пересмотреть вопрос о женском образовании. В ходе просветительных реформ этот вопрос не был решен в духе требований общественности, а был реализован, по убеждение Д.Ф.Каптерева, в урезанном, половинчатом виде. Рассматривая состояние женского образования в 60-е годы, он отмечал:"Учить приходилось не только мальчиков, но и девочек. До освобождения крестьян образование девочек особенных хлопот не доставляло: элементарная грамотность, немножко французского языка и музыки - вот и все. Дело было не в образовании, а в приданом, в душах крепостных и в тон, чтобы они были не заложены, иначе сказать, в даровых хлебах. С исчезновением последних, дворянству стало трудно выдавать своих дочерей замуж, по« требовалось и для них образование, да не домашнее, которое мало-помалу потеряло всякий кредит и стало приравниваться к не образованию, а более или менее серьезное, школьное, в гимназии или институты"2.

П. ф. Кап те ре в был первым исследователем исторіи педагогической мысли и просвещения в России, показавшим, что реформа народного образования в 60-е годы была направлена не только на распространение грамотности, повышение уровня образования, демократизацию учебных заведений, но и на преобразование сознания русского народа, на возрождение духовности и нравственности, на то, чтобы придать образованию и воспитанию гуманистическую направленность. Нельзя не согласиться с его утверждением о том, что освобождение крестьян существенно изменило все мировоззрение Руси, что времена татарщины и многие века крепостничества привили русскому сознанию элементы рабства, бессмысленного трепета, слепой покорности перед властью. Он справедливо отмечал, что "в умах многих русских крепко засела мысль, что масса русского люда от природы совершенно безправна, обречена на вечный труд в пользу ничтожного меньшинства, которое может ничего не делать. Настоящего понятия о человеке в России не было, а были понятия о дворянине, о крепостном, о купце, о чиновнике, о духовном лице. Крепостничество в корне подрывало и достоинство человека и понятие о человеке, оно расщепляло людей на множество сословных групп, воздвигая между ними твердые, не легко преодолеваемые перегородки и преграды. Истинная гуманность была чужда русскому обществу 1.

Крттика современной школы

В рассматриваемый период в педагогической науке и школьной практике России имели место плюралистические подходы к воспитанию, образованию и обучению. Одним из ведущих направлений развития педагогической мысли являлось антрополого-гуманистическое, виднейшим представителем которого был П.Ф.Каптерев. Это направ I ление формировалось и утвервдалось в практику под воздействием объективной материалистической психологии, под влиянием идей единства общечеловеческого и национального воспитания, целое тно-ч подхода к изучению ребенка, целенаправленного стимулирования педагогического процесса, гуманизации и демократизации школы и личности учащихся. С эчих позиций он критиковал систему народного образования в стране и за рубежом, сословный характер школы и воспитания в России, ограничения в сфере просвещения националь ного и вероисповедного плана. Критический анализ национального своеобразия отечественной школы» педагогической мысли П.Ф.Каптерев связывал с нахояаением реальных путей и условий развития и дальнейшего совершенствования всего дела образования, обучения и воспитания, стимулирования педагогической мысли. В ЭТОЙ связи он писал:"Следует критически относиться к прошлому, переоценивать его результаты, с выбором применять их к настоящему, но отбрасывать все более ранние приобретения .целиком нет достаточных оснований гуманно-демократической педагогики П.ф.Каптерев в своих истори-ко-педагогических исследованиях на достоверном конкретном фактическом материале убедительно показал, что до развития в стране промышленности господствовавшие классы и сословия не были заинтересованы в просвещении народа, умышленно задерживали развитие народного образования. Низкий уровень грамотности, культурную отсталость он называл болезнью, которою Россия страдает "издавна", "одной из тяжких язв" и подчеркивал, что "широко образованным государством она никогда не была1 1.

С развитием промышленного производства, науки и техники у эксплуататорских классов возникла потребность в научных знаниях, а также объективная необходимость в вооружении трудящихся масс полезными знаниями, так как от этого зависила производительность труда, а следовательно и прибыль господствовавших классов. Однако образование в современной ему школе находилось на низком уровне. Воспитание учащихся сводилось к тому, чтобы они становились грамотными, толковыми работниками и в то же время покорными слугами своих господ. Еще в начале своей педагогической деятельности С1879 год) П.ф.Каптерев с сожалением отмечал, что в России только один из каждых одиннадцати детей учится в школе. "Земля наша велика и обильна, - писал он, - но порядка в 2 ней нет. Особенно плох экономический строй жизни .

Характеризуя общественно-политическую обстановку, сложившуюся в России к концу XIX - началу XX века, П.ф.Каптерев подчеркивал антинародный, антидемократический характер внутренней политики царизма, отсутствие свобод, бесправие трудящихся, реакцию в области школьного дела. Он писал:"Как известно, царизм был системой тяжкой и всесторонней государственно-полицейской опеки над личностью гражданина, и в политике, и в религии, и в школе, и в литературе, и во всем укладе жизни. Без разрешения начальства и очень часто полиции - ни на шаг; происходила отчаянная борьба с общественностью, общества, по возможности, не разрешались, а разрешенные закрывались при первом подходящем случае. Не было свободы ни совести, ни слова, везде за всякое проявление свободы преследовали, и в политике, и в религии, и в школе, и в жизни. При таком строе жизни образование, очевидно, цениться не МОГЛО .

Похожие диссертации на Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева