Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Андросова Элина Михайловна

Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст
<
Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андросова Элина Михайловна. Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст : историко-культурный контекст : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Челябинск, 2006 179 с. РГБ ОД, 61:07-24/46

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Цветовосприятие костюма в культуре как объект культурологического анализа стр. 16

1. Сущность, содержание и особенности цветовосприятия костюма в культуре стр. 16

2. Социокультурные факторы восприятия цвета в костюме и цветовых предпочтений в одежде стр. 43

Глава II. Специфика восприятия цвета в костюме в национальных культурах в исторической ретроспективе стр. 55

1. Особенности формирования цветовой символики костюма Древнего Мира стр. 56

2. Специфика влияния социокультурных факторов на цветовосприятие костюма во взаимосвязи с историко-культурным процессом стр. 71

3. Сравнительный анализ восприятия цветовой символики и цветоформы русского и западноевропейского костюма в культурно-исторической ретроспективе стр. 98

Глава III. Восприятие цвета костюма на современном этапе развития общества стр. 129

Заключение стр. 162

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

На протяжении сложной многовековой истории человечества эстетический критерий красоты постоянно меняется, и в соответствии с ним меняются критерии оценки внешнего облика человека, восприятие которого во многом зависит от костюма, одного из самых необходимых человеку предметов материальной культуры.

Материальный прогресс общества, технические изобретения, самые ранние из которых были связаны с костюмом (например, кремниевые скребки для обработки шкур животных, служивших первой одеждой человека, или первая элементарная машина - ткацкий станок), культурное развитие общества в целом - всё это в значительной степени влияет не только на трансформацию восприятия социумом человека, но и на образное выражение его самого посредством костюма. В костюме неизбежно присутствует эстетическая ценность времени, выраженная, с одной стороны, объективно, как созвучность эпохе, с другой - субъективно, как индивидуальный образный код каждого конкретного человека. Цвет является знаковым элементом внешнего образа человека, основанного на сложном механизме восприятия колористических особенностей предметно-пространственной, свето-цветовой и социокультурной среды.

Цвет - атрибут окружающей человека действительности, и цвет костюма в этом контексте стоит далеко не на последнем месте. Цветовой хаос или, наоборот, монотонность костюмных форм стали проблемой в самовыражении человека современного общества. Потеря гармонии в цвете -также одна из проблем современной жизни. Очень часто в жизни сегодняшнего горожанина появляется привыкание к цветовой скудости и однообразию костюмов, что лишает его не только полноценного выражения самого себя, но и, как следствие, полноценного общения с окружающими. Способность к эстетическим переживаниям по поводу колорита окружения атрофируется, и человек в современном социуме, как будет показано ниже,

4 становится всё более нечувствительным к восприятию цветового образа костюма. Это говорит о социокультурной значимости и воспитательной роли гармоничной по цвету среды.

Отношение человека к цвету неотделимо от процесса познания мира, от истории культуры. Сведение воедино субъективных восприятий цвета одежды и одновременно с этим учёт всеобщего историко-культурного фундамента восприятия цветоформ костюма возможно с помощью культурологических и социологических методов изучения феномена цвета в костюмных формах. Кроме того, неоправданное, без всякой меры, стремление к универсальности языка цвета чревато игнорированием национальных особенностей и достижений. Поэтому остро возникает необходимость изучения и корреляции общих закономерностей цветовосприятия костюма в контексте его социокультурных основ - для эффективного и результативного использования их в различных странах, регионах и социально-политических условиях. Вследствие этого актуальность настоящего исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью проведения отсутствующего до настоящего времени культурологического анализа различных аспектов цветовосприятия костюма во взаимосвязи с социокультурными основами общества, определяющими как социальные ориентации субъектов восприятия цвета в костюме, так и отражающими - через цветовосприятие костюма -национальное своеобразие культур. Такое культурологическое исследование позволит при цветовом проектировании костюма действовать не интуитивно, а научно, с опорой на всю сумму достижений цветовой культуры разных эпох, стран и народов.

Во-вторых, в условиях массового производства одежды единичное изделие перестаёт быть уникальным образцом и становится элементом универсального комплекса; именно поэтому важно, исследовав социокультурные основания цветовосприятия костюма, его трансформации в ходе исторического развития национальных культур, выявить наиболее типич-

5 ные черты восприятия цветности костюмов на современном этапе глобализации и интеграции общества. Это позволит, с одной стороны, оптимально удовлетворить истинные потребности социума относительно цвета одежд, а с другой - наилучшим образом "вписать" колорит одежд в комплекс окружающей среды.

В-третьих, без научного знания всего комплекса социокультурных основ восприятия цвета костюмных форм невозможно правильно определить цветопредпочтения различных групп социума, а следовательно, социальный заказ общества на одежду и перспективы потребления модной одежды в тех или иных регионах и странах. Промышленности нужен объективный, научно обоснованный колористический прогноз с учётом ре-гионалистических особенностей рынка потребления модной одежды.

В-четвёртых, колористика костюма, влияя на цветовосприятие образа человека в целом, способна вызывать у людей эстетические переживания. Эта эстетическая подоснова служит канвой конкретных цветовых решений отдельных костюмов, комплексов одежды, по возможности - всех социальных групп из различных территориальных общностей. Цвет важен не столько в виде отдельных костюмных форм, а, прежде всего, как система восприятия общей полихромии жизни. Дизайнерам необходимо учитывать эмоциональный эффект и эстетическое содержание колорита костюма, опираясь на значение цветовой семантики и функциональной роли цвета костюма в конкретной социокультурной ситуации.

Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в необходимости выявления социокультурных основ восприятия цвета в костюме в историко-культурном контексте в связи с отсутствием в научной литературе подобного рода культурологических исследований и преодолении сложившегося стереотипа объяснения цветовосприятия костюмных форм только лишь психофизиологическими особенностями субъектов цветовосприятия одежды.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема цветовосприятия костюма как интегрального процесса отражения социальным субъектом цветовой символики одежды во взаимосвязи с социальными и культурными основами, национальным и историческим своеобразием субъектов цветовосприятия в теоретическом плане практически не исследовалась. В связи с этим при подготовке диссертации автор изучил обширный круг источников в различных областях знания, позволивших ему сформулировать основные положения и выводы о взаимосвязи и взаимообусловленности культуры народов мира в исторической ретроспективе и восприятия цвета в костюме.

При рассмотрении различных аспектов философии культуры, философии искусства, эстетики - проблематики, которую автор объективно не мог обойти, - он обращался к работам М. Вебера, Ф. Готтенрота, М.С. Кагана, Т.П. Калугиной, А. Крёбера и К. Клакхона; А. Моля, B.C. Цукермана, Ф. Шеллинга, О. Шпенглера; при исследовании феномена культуры и особенностей национальных культур - к произведениям Н.Я. Данилевского, А.С. Кармина, И.К. Кузьмичева, С. де Мадариаги, Э.В. Соколова, П.А. Сорокина, А.Тойнби; при анализе сущности семиотического механизма культуры - к трудам Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана.

Анализируя объективную среду цветовосприятия и её составляющие (предметно-пространственную и свето-цветовую среды), автор столкнулся с необходимостью выявления закономерностей взаимодействия человека и вегци в культуре, изучения понятия формы не только в философии искусства, но и в философии дизайна; рассмотрению этих научных проблем посвящены книги и статьи Т.Ю. Быстровой, А. Гильдебранда, К.М. Кантора, Ф.Т. Мартынова, В.Ф. Рунге, М. Хайдеггера.

Кроме того, постигая принципиальные различия в рассмотрении понятия цветоформы как единства цвета и внешней формы костюма и использовании его в искусстве и дизайне, диссертант с помощью трудов В.Р. Аронова, З.Г. Бегенау, Н.В. Воронова, Т.В. Козловой, СМ. Михайлова,

7 Ю.В. Назарова, Дж. Нельсона, К. Танге, СО. Хан-Магомедова решил задачу исследования содержания, сущности, направленности и задач дизайна.

Рассматривая в своём исследовании субъективную среду цветовос-приятия как социокультурную среду, определяющуюся уровнем развития общества, его культурой, национальными своеобразием и традициями, идеалами и ценностными установками, автор исследовал проблемы стиля в бытии культуры и архитектурные стили, опираясь на работы М.М. Бахтина, О. Вайнштейна, В.Г. Власова, Н.А. Дмитриевой, А.В. Ефимова, Т.В. Козловой, Э. Кон-Винера, А.Ф. Лосева, Д.В. Сарабьянова, Г. Спенсера и других.

Так как тема диссертации затрагивает природу и сущность цвета, автором были проанализированы концепции цвета, представленные в трудах выдающихся мыслителей Аристотеля, Демокрита, Платона, Ж. Бюффона, Л. да Винчи, Д. Ломаццо, И. Ньютона, Б. Телезио, М. Фичино, И. Цана. Важным аспектом работы диссертанта явилось изучение им психологических теорий цвета М. Люшера и особенно И.В. Гёте, коїщепіщи цвета как символа определённых идей и категорий у Г. Гегеля, теорий восприятия цветов Ф. Шеллинга и А. Шопенгауэра.

Особую значимость для автора имело определение места цвета в иерархии приоритетов, определяющих социокультурный прогресс, а также выявление закономерностей цветовосприятия, отражающих национальное своеобразие культур; этой проблематике значительное внимание уделено в произведениях И.В. Гёте, Ф. Готтенрота, А.В. Ефимова, И. Ит-тена, СВ. Норенкова, М. Миннарта, Е.С. Пономарёвой и ряда других исследователей.

При изучении восприятия цветоформ костюма субъектами цветовосприятия диссертант подверг анализу различные, в том числе и культурологические аспекты, связанные с комплексным восприятием символических форм образов искусства и их цветом, в чём ему существенную помощь оказали работы Б.А. Базымы, А. Белого, Т.П. Григорьевой, А.В. Ефимова,

8 И. Иттена, В.В. Кандинского, А.Ф. Лосева, Л.М. Мироновой, А.А. Сурина, М.О. Суриной, а таюке труды М.М. Бахтина и А.Г. Устинова, посвященные анализу цветосимволое.

Исследование сущности, содержания и особенностей цветовосприя-тия костюма в историко-культурном контексте, выявление специфики восприятия цвета одежд во взаимосвязи с национальным своеобразием культур невозможно без глубокого изучения истории костюма разных времён и народов, чему автор посвятил многие годы жизни, исследуя эту интереснейшую область искусствоведения в отечественных и зарубежных музеях, картинных галереях, по литературным источникам, кино- и сценическим постановкам; указанной проблематике посвящены теоретические труды Е.В. Ильичёвой, Н.М. Каминской, Т.В. Козловой, М.Н. Мерцаловой; Л. Кибаловой, О. Гербеновой и М. Ламаровой; Л.П. Сычёва и В.Л. Сычёва, Э. Такера. Отдельные фрагментарные аспекты, связанные с обозначением проблемы восприятия цвета в одежде, автор обнаружил в произведениях К. Оккольти, И.В. Гёте, С.Н. Жученковой, P.M. Кирсановой.

В то же время, как свидетельствует проведённый автором анализ, научные и литературно-художественные сведения о цветовой символике костюма различных эпох и народов крайне разрознены, их чёткая систематизация в научной и специальной литературе отсутствует, а проблема закономерностей восприятия цвета в костюме во взаимосвязи с социокультурным процессом до сих пор не являлась объектом специального теоретического исследования. В работах вышеназванных и других авторов:

- не в полной мере раскрыт содержательный аспект взаимообуслов
ленности цветосимволики одежды и национального своеобразия культур,
их взаимопроникновения и взаимовлияния;

не исследован системный характер цветовосприятия костюма и его социокультурная сущность;

не рассмотрены особенности цветовосприятия костюма в разных культурах, в том числе в исторической ретроспективе;

не проанализированы культурные, социальные, религиозные ориентации субъектов цветовосприятия костюма, степень их детерминации социокультурными, политическими и территориально-региональными факторами;

не определена степень влияния цвета и цветоформ костюмных образов на развитие самой культуры, а также особенности их проявления как символов общественных процессов;

не исследованы тенденции изменения восприятия цветовой символики, в том числе и в костюме, в процессе глобализации современного общества.

Всё это и обусловило выбор темы исследования, его объектно-предметную область, а также цель и задачи.

Объектом диссертационного исследования является восприятие цвета в костюме, рассматриваемое в широком историко-культурном контексте.

Предметной областью исследования выступают социокультурные основания восприятия цвета в костюме и его трансформации в ходе исторического развития национальных культур.

Основная цель данной работы состоит в поиске и обосновании социокультурных основ восприятия цвета в костюме, позволяющих проследить специфику цветовосприятия костюма в национальных культурах в исторической ретроспективе и в современном обществе и выработать практические рекомендации по цветопроектированию костюмных форм с учётом специфики национальной цветовой символики одежды и социокультурных особенностей восприятия цвета в костюме.

Достижение названной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  1. Проанализировать объективную обусловленность цветовосприятия костюма социальными и культурными факторами.

  2. Рассмотреть системный характер восприятия цвета в костюме, исследовать его объект, субъекты и специфику.

  1. Выявить обусловленность восприятия цвета в костюме спецификой развития национальных культур, их взаимовлиянием, уровнем экономического развития общества, национально-историческим своеобразием и социокультурным развитием субъектов цветовосприятия костюма.

  2. Определить степень влияния на восприятие цвета в костюме религиозных ориентации субъектов цветовосприятия, основных составляющих политической системы общества (государства, политических организаций и др.) в их взаимосвязи с историко-культурным процессом, территориально-региональных факторов и психофизиологических особенностей субъектов цветовосприятия костюма.

  3. Раскрыть особенности влияния цвета и цветоформ костюмных образов на развитие культуры в исторической ретроспективе, исследовать закономерности и специфику их восприятия социальными субъектами, в том числе и как символов общественных процессов.

  4. Проанализировать тенденции изменения восприятия цветовой символики костюма в процессе глобализации современного общества, определить особенности интернационализации цветовосприятия костюма.

Теоретико-методологическая база исследования.

Специфика исследуемой теоретической проблемы исключает возможность использования какого-либо одного методологического подхода. В связи с этим при подготовке диссертации автор обращался как к различным теоретическим методам и авторским точкам зрения, так и к их синтезу.

Методологическую основу настоящей работы составили: идеи, положения и выводы теории взаимодействия общества и культуры, государства и гражданского общества; требования историко-типологического, сравнительно-исторического, социально-философского подхода к анализу культурных процессов; положения обіцей теории систем и требования принципа системности, приложенные как к анализу культуры общества, так и к анализу процесса цветовосприятия материально-вещественной среды, в том числе и костюмных образов.

Кроме того, при подготовке диссертации автор использовал структурно-семиотический метод, позволивший ему осмыслить уровни цветовосприятия вообще и цвета костюма в частности, представленные в конкретных литературно-художественных текстах и иных культурных источниках, а также непосредственно обратиться к цветовым кодам одежды.

Наконец, диссертант постоянно применял междисциплинарный подход, поскольку, с его точки зрения, это единственный способ, с помощью которого возможно и целесообразно теоретическое постижение сущности и особенностей восприятия цвета в костюме, связанного с различными сферами культуры, социально-политическими процессами и художественной практикой.

С формально-логической точки зрения метод исследования, применённый в диссертации, является дедуктивным: от исследования наиболее общих, концептуальных проблем феномена культуры, раскрытия сущности и особенностей взаимодействия культуры и субъектов цветовосприятия автор продвигается к частным проблемам, рассматривая особенности восприятия цвета в одежде разных культур, анализируя национальные, религиозные, сословные ориентации субъектов цветовосприятия костюма.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Проанализирована детерминация цветовосприятия в целом и костюма в особенности на основе диалектического взаимодействия культуры и субъектов цветовосприятия, выявлена обусловленность цветовосприятия костюма объективными и субъективными, социальными и культурными факторами.

  2. Рассмотрены социокультурные аспекты цветовосприятия костюма, определены его объект, субъекты, специфика и результат их взаимодействия, а также смысловые уровни восприятия цвета в костюме. Проведённым культурологическим исследованием доказано, что в основе восприятия цвета в костюме доминирующими являются не психологические, а социо-

12 культурные аспекты цветовосприятия.

  1. Обоснована обусловленность содержания и особенностей восприятия цвета в костюме, главным образом, спецификой исторического развития национальных культур, их взаимовлиянием и взаимопроникновением, уровнем экономического развития общества, национальным, историческим, сословно-классовым своеобразием и социокультурным развитием субъектов цветовосприятия костюма.

  2. Определена значительная степень влияния на восприятие цвета в костюме религии как социального института и религиозных ориентации субъектов цветовосприятия. Прослежено доминирующее влияние основных составляющих политической системы общества (государства, политических организаций и др.) в их взаимосвязи с историко-культурным процессом на направленность и особенности цветовосприятия костюма. Исследовано влияние на восприятие цвета в костюме территориально-региональных факторов и психофизиологических особенностей субъектов цветовосприятия костюма; при этом выявлено отсутствие жёсткой детерминации цветовосприятия костюма названными обстоятельствами.

  3. Раскрыты социокультурные особенности влияния цвета костюмных образов на развитие культуры в исторической ретроспективе, определены динамика и направленность восприятия их социальными субъектами, подвергнуты анализу сущность и содержание цветовой культуры костюма. Исследовано определяющее воздействие на цветовосприятие костюма мировых процессов интеграции и глобализации, выявлена усиливающаяся тенденция восприятия цвета костюма в качестве символа общественных процессов по мере развития социума.

  4. Проанализированы тенденции трансформации восприятия цветовой символики в процессе глобализации современного общества. Доказано, что по мере изменения динамики глобальных процессов современности цветовая символика костюма приобретает новые, обусловленные взаимопроникновением культур, оттенки и значения при утрате исторически сложив-

13 шихся старых, а цветовосприятие костюма меняется и, несмотря на повышение значимости национального самосознания культур отдельно взятых стран, носит всё более усиливающийся интернациональный характер.

Практическая значимость исследования.

Положения, высказанные в диссертации, целесообразно использовать при проведении культурологических исследований, связанных с уточнением места цвета в иерархии приоритетов, определяющих интегральный социокультурный процесс; выявлении закономерностей цветовосприятия различных объектов материального мира и социальных феноменов; проведении культурологического анализа цветосимволов в контексте общественно-политических процессов; освещении теоретических проблем истории костюма разных времён, народов и социальных общностей.

Материалы настоящей диссертации могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при подготовке студентов, обучающихся по специальностям "Культурология", "Дизайн (костюма; графический дизайн; среды)", "Художественное проектирование костюма", "Художественное проектирование изделий из кожи". Содержание диссертации может быть положено в основу специальных учебных курсов, факультативов и дискуссий, с выделением культурологических аспектов цветовой символики костюма; указанные специальные курсы будут способствовать методологической подготовке будущих дизайнеров-культурологов и художников-стилистов.

Материалы диссертации целесообразно использовать при формировании мобильной системы создания костюма "дизайнер-культуролог - производство - потребитель ", основанной на культурологическом анализе цветовосприятия костюма и новой научной методике разработки одежды, с учётом всех факторов колорирования костюма (в частности, - и к этой проблематике автор не раз обращался в диссертации - необходимо расширять диапазон возможных проявлений полихромии в формах костюма, учитывать взаимодействующее на всех уровнях восприятия цветоформ

14 одежды влияние различных уровней синтеза цвета в костюме). Выводы настоящего культурологического исследования окажут помощь дизайнерам-практикам в создании системы нового, адекватного требованиям времени, ранжирования потребительских групп по цветовосприятию костюмных форм с учётом их социокультурных особенностей, социального статуса, региональных условий, особенностей национальной цветовой символики одежды и тенденций моды.

Содержание и основные положения диссертации смогут оказать существенную помощь при концептуальном цветопроектировании одеэ/сды, использовании средового подхода к проектированию колористики костюма. Этот подход сочетает формологические, пространственные и социальные требования к цветопроектированию костюма, учитывает специфику эстетического освоения предметно-пространственной среды. Такой подход может реализоваться только с опорой на всю сумму достижений цветовой культуры разных времён, стран и народов.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были сформулированы автором более 7 лет назад и в течение этого времени постоянно корректировались и уточнялись в соответствии с проводимыми им исследованиями, а также в процессе преподавания в высших учебных заведениях дисциплин "Художественное проектирование костюма ", "Цвет в костюме ", "Основы композиции в дизайне костюма", "Основы теории и методологии дизайн-проектирования", "Костюмографика". Кроме того, положения и выводы работы были апробированы в процессе чтения факультативного курса "Проектирование костюма с учётом зрительных иллюзий формы и цвета " и авторского курса "Цветовое проектирование костюма класса прет-а-порте ".

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств. Отдельные положения работы были изложены автором в выступлениях на межвузовских научно-методических конференциях: "Истоки

15 и перспективы российской культуры", ЧГИ, 2000, "Проблемы гармонизации мироотношения", ЧГИ, 2001; на IV межрегиональной научной конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей "Молодёжь в науке и культуре XXI века", ЧГАКИ, 2005. С некоторыми аспектами своего исследования и разделами диссертации автор знакомил аудиторию в выступлениях на мастер-классах "Современные технологии в дизайн-образовании " в г. Сочи 14.10. 2005 г. и 11.10. 2006 г.; в выступлении на мастер-классе на XXIV Федеральной ярмарке товаров и оборудования текстильной и лёгкой промышленности в г. Москве (ВВЦ) 21.09. 2005 г.; в выступлении на семинаре на российско-китайском Фестивале моды в рамках V Московской Международной специализированной выставки "Малый бизнес и индустрия моды" 27.05. 2005 г.

Апробация диссертации подтверждена работой по формированию имиджа и стиля ведущих телепрограмм Челябинской государственной телерадиокомпании "36 канал ЧГТРК" в период с сентября 2005 года по август 2006 года (с учётом социокультурных особенностей цветовос-приятия одежды в Уральском регионе), а также 6 публикациями и 2 патентами автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 167 страниц, библиографический список использованной литературы включает 207 наименований.

Сущность, содержание и особенности цветовосприятия костюма в культуре

В современном социуме вопросы цвета костюма, цветовой гармонии облика человека стоят остро и во многом определяют восприятие личности обществом, апеллирующим к нравственности, эстетическому идеалу, законам этикета и социальной справедливости. На страницах популярных изданий даются многочисленные советы по цвету одежды, опирающиеся в основном на психологические характеристики, во многом спорные, выхолащивающие живость и многообразие проявлений цвета в костюме. Между тем проблема цвета в современном мире существует, поскольку цвет в своих проявлениях многолик и бездонен, требует понимания и философского осмысления. "По цвету памятников прошлых эпох мы могли бы определить эмоциональный характер исчезнувших народов", - писал И. Иттен [63, с. 11]. Автору близка его трактовка сущности цвета: "Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности - бесцветной тьмы... Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу... Слово и его звук, форма и её цвет - это носители трансцендентальной сущности, только ещё смутно нами прозреваемой..." [там же].

По мнению учёных-богословов Средневековья, цвет проистекал от света. Так, Аврелий Августин называл свет "царицей красок" и полагал, что у цвета и света, как и у всего сущего, единый источник - Бог [см.: 87, с. 119]. Поэтизируя свет, Григорий Палама, византийский философ, богослов и церковный деятель, говорил, что свет - "первообразная и неизменная красота". Альберт Великий, также связывая красоту и свет, определял её как "свет формы, сияющий на пропорциональных частях материи", а Фома Аквинский писал о красоте как о "свете прекрасного" [см.: 87, с. 99]. Свет прекрасного, по Ф. Аквинскому, означает "сияние формы вещи, будь то произведение искусства или природы". Самое простейшее проявление красоты как света - это, по его мнению, привлекательность ярких красок и блеска, лучезарность. "Лучезарность, - говорил он, - значит, яркие цветные предметы считаются прекраснейшими" [цит. по: 87, с. 99].

Многие исследователи указывают на то, что цвет в иерархии приоритетов стоит на первом месте, опережая даже форму, и что цвет первичен в визуальном восприятии объектов материального мира. Например, И.В. Гёте писал: "Глаз не видит формы, а только свет, темнота и цвет вместе являются тем, что отличает для глаза предмет от предмета" [цит. по: 63, с. 19]. Эта глубокая точка зрения немецкого мыслителя в полной мере может быть отнесена и к пониманию сущности восприятия цвета в костюме.

С началом эпохи Ренессанса в Западной Европе цвет постепенно утрачивает мистическое толкование, и отношение к нему становится всё более практическим, бытовым. Художники, учёные, философы, заинтересованные феноменом света и цвета, начинают изучать физическую природу г\вета. Л. да Винчи изучает "основные" цвета [см.: 90, с. 48-53], Б. Телезио связывает цвет с физическими свойствами материи [см.: 168]. Наряду с этим создаются и метафизические концещии цвета: М. Фичино, в духе Платона, говорит об "идее цвета" [см.: 178, с. 170-194; 155, с. 217, 219-220], Д. Ломаццо в XV веке характеризует цвет в соответствии с определённым темпераментом человека, а К. Оккольти в XVI веке описывает в своих трудах "цветовой код" [см.: 8, с. 31-32] одежды человека. Большинство первых теорий цвета носили психологический характер, описывая взаимодействия цвета и человека.

Научные открытия XVI - XVII веков привели к значительному повышению интереса исследователей к проблематике цвета, в том числе и к особенностям цвета в одежде. Достижения в области физики и оптики XVII века обусловили появление теории И. Ньютона, изложенной им в "Лекциях по оптике" [см.: 127; 128]. Теория И. Ньютона способствовала тому, что цвет и его цветовой символ лишились своего теологического содержания. В XVII веке немецкий учёный И. Цан создал свою цветовую систему, в которой цвет находится в жёсткой связи со всеми явлениями и категориями [см.: 113, с. 24-27]. В XVIII веке открытия, связанные с цветом, в рамках физиологической оптики были сделаны Ж. Бюффоном [см.: 69, с. 118-147].

Однако наиболее выдающимся в XVIII веке является учение о психологии цвета, возникновение которого связано с именем немецкого поэта и учёного И.В. Гёте; именно на базовые положения этого учения ссылаются в своих трудах Н. Бор, Г. Гегель, В.В. Кандинский, А.Ф. Лосев, М. Люшер.

И.В. Гёте считал "Учение о цвете", над которым он работал двадцать лет, главным своим достижением, оценив его выше созданной им поэзии и философии. Опровергая И. Ньютона, он доказывал, что окружающий человека цветной мир не может быть объяснен исключительно с позиций физики и оптики. И.В. Гёте впервые связал законы разноцветного мира с восприятием человека и с устройством органа зрения. Он нашёл общие закономерности образования цветов, тогда как И. Ньютон описал частный случай, наделив его закономерностями все проявления цвета.

Теория цвета И.В. Гёте целостна и не разделяет по сути функцию глаза, красочность мира и воздействие цвета на эмоциональное состояние человека; это позволяет считать её психологической и отчасти связанной с физиологией органа зрения человека. И.В. Гёте пишет: "Так как в ряду изначальных явлений природы цвет занимает столь высокое место ... то мы не будем удивлены, если узнаем, что он в своих общих элементарных проявлениях, независимо от строения и формы материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, оказывает известное действие на чувство зрения,... а через него и на душевное настроение. Действие это, взятое в отдельности, специфично, в сочетании - частично гармонично, частично характерно, часто также негармонично, но всегда определённо и значительно, примыкая непосредственно к области нравственного. Поэтому, взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям" [30, 758].

Особый интерес диссертанта к теории И.В. Гёте связан с постановкой им проблемы восприятия цвета в одежде. Вот как поэтично пишет учёный-поэт: "Красно-жёлтый даёт, в сущности, глазу чувство тепла... и более мягкого отблеска заходящего солнца. Поэтому он также... в той или иной мере радостен или великолепен в одежде. Слабый оттенок красного придает жёлтому сразу другой вид, и если англичане и немцы всё ещё довольствуются бледно-жёлтой, светлой окраской кож, то француз... любит жёлтый цвет, усиленный в сторону красного, как и вообще его радует в цветах всё, что стоит на активной стороне" [там же, 773]. Чрезвычайно интересна подчёркиваемая И.В. Гёте связь цветопредпочтений в костюме с национальными проявлениями характера и темперамента: "Как цвета создают настроения, так они сами также приспособляются к настроениям и обстоятельствам. Живые, бойкие нации, например французы, любят усиленные цвета, особенно активной стороны; умеренные, англичане и немцы, любят соломенно- и красно-жёлтый цвет, с которым они носят тёмно-синий. Нации, стремящиеся показать своё достоинство, как итальянцы и испанцы, носят плащи красного цвета с уклоном в пассивную сторону" [там же, 838].

Особенности формирования цветовой символики костюма Древнего Мира

Рассмотрение особенностей цветовой символики костюма Древнего Мира предполагает, с точки зрения автора, анализ цвета в костюме в некоторых странах Древнего Востока, в Древних Греции и Риме.

В культуре народов Древнего Востока отражена ведущая роль цвета и цветовой символики, в целом характерная для сложившейся у древневосточных народов модели мироздания. Так как в те времена для человека было характерно мифологическое мышление, то цвет, а точнее, сложившаяся в обществе устойчивая символика цветов позволяла ориентироваться в реальном мире [см.: 158, с. 10]. Историки и исследователи Древнего Востока делают выводы, что общая картина мироздания древневосточных народов была удивительно многокрасочна, что не всегда наблюдается в культурах нашей эры. Исследование этого многоцветия позволяет понять и оценить иерархию цветов, основанную на закреплении за каждым цветом определённого значения и смысловой идентификации.

Многие древние культуры в своем осмыслении устройства мира, как отмечает И. Иттен [см.: 63, с. 9-11], пришли к пониманию значения света и напрямую связанного с ним цвета, в связи с чем их солярные - на этом этапе развития - боги были наделены и окружены светящимся блеском и сиянием ярких цветов. Автор полагает, что именно этим объясняется тот историко-культурный феномен, что у древних народов Востока яркая, цветная одежда была исключительной привилегией высших каст и сословий, стоявших всех ближе к богам, а именно к богу Солнца (в древних культурах). Проведя анализ цветосимволики костюма тех эпох на базе исследования росписей, рельефов, мозаики, дошедших до наших дней, диссертант приходит к выводу, что сословная значимость иерархии цвета одежды несомненна. Алые, белые (светлые), золотые, оранжевые, пурпурные тона расцвечивали одеяния фараонов, царей, жрецов, придворной знати, военачальников.

Кроме того, совершенно очевиден тот факт, что в культуре древневосточных стран существовали два мистических цвета, а именно: сине-зелёный и синий. Именно поэтому эти цвета и их оттенки почти не встречаются в одежде простых граждан и низших сословий. Представляется возможным пояснить этот факт на примере культуры Древнего Египта.

Для Древнего Египта характерна канонизация искусства в целом и стройная система цветовых символов в контексте интересующего нас предмета исследования. Базируясь на мифологическом сознании, социальные отношения выражались в визуальных формах и образах. Такие цвето-образы являлись для египтян нормативными образцами, т. е. канонами. За простотой образного выражения скрывался тайный смысл, доступный лишь посвященным. Визуальные образы, выражавшие мысли древних египтян, были выражением объективного мира, представавшего перед ними в цвете. Отсюда становится очевидным, что в древнеегипетской культуре образ становится носителем цвета, и цвет выступает естественным компонентом образного мышления древних египтян.

Автор согласен с выводами историков, исследователей культуры и искусствоведов [см. об этом: 7; 106; 135; 196, с. 57-59] о том, что в культуре древних народов египтяне первыми разработали цветовую символику, т. е. создали целую систему цветосимволов. Цветосимволика отражала их мировоззрение и выражала идеи религиозной и философской направленности.

Важность цветовой символики в костюме египтян трудно переоценить. Многовековая неизменность социального устройства в египетском обществе отражалась на культуре одежды, в том числе и на "застылости" её форм. Костюмы фараона, сановников, женщин из их семей и жрецов не отличались от одежды простолюдинов по форме. Таким образом, отличия могли быть только в числе предметов одежды, разнообразии головных уборов, количестве украшений, ранговых и сакральных знаков [см.: 68, с. 12]. Одним из таких качественных знаков, позволяющих ранжировать египетское общество при всех прочих сходствах, был цвет в костюме.

Это, по мнению автора, доказывает следующий факт, связанный с клафтом - головной повязкой, занимавшей в костюме египтянина важное место. Форма и размер клафта были едины для всех. Но у чиновников, художников, писцов клафт был одноцветным, чаще всего белым. У высших сановников и фараона клафт был полосатым. К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки египетского общества, относились полосатый клафт и полосатый же воротник-ожерелье. "Знаковую роль выполнял цвет полос: жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону были принадлежностью клафта фараонов" [151, с. 27].

Тайный, мистический, закрытый для глаз общества смысл выражал в Египте синий цвет, отражая макрокосмос. Синий был цветом неба (обители верховного бога Солнца) и воды (основы всей жизни и природы). Синий цвет использовался в головных уборах и париках фараонов и цариц, кубообразных и треугольных бородах фараонов для обозначения космической сущности их обладателя. Находясь в костюме, священный камень "лазурит" (синий) возвеличивал своего владельца, выражая его Божественную сущность. Сине-зелёный цвет принадлежал богу Осирису. В Египте он считался символом вечной жизни, воскрешения и бессмертия, вот почему этот цвет так часто встречается в одежде фараонов и цариц Древнеегипетского царства.

Восприятие цвета костюма на современном этапе развития общества

В жизни современного общества и в индивидуальном социальном опыте каждого человека роль цвета многозначна и многопланова. "Мы считаем себя образованными, но что касается цвета, мы чрезвычайно примитивны. Не должно ли стать для каждого сознательное использование цвета и эстетическое наслаждение цветом частью личной культуры " [204, р. 12]

В первой и во второй главах исследования автор, рассматривая сущность цвета, содержание и особенности цветовосприятия костюма в национальных культурах во взаимосвязи с социокультурными факторами, вплотную приблизился к определению особого социокультурного цветового феномена, в значительной степени определяющего восприятие цветоформ костюмных образов на современном этапе развития общества.

Этот феномен, уходящий корнями в психофизиологию цветовосприятия, опирающийся на теоретический базис, включающий теорию цветовой гармонии, систематизацию и стандартизацию цветовых множеств, смещение цветов, раскрывается в различных аспектах духовной и материальной жизни. Определяемый как цветовая культура [см.: 54, с. 128], он характеризуется системой традиционных, устоявшихся и ассоциативно возникающих смысловых значений цвета. Цветовая культура, будучи объективно обусловленной и несущей в себе смысловую, эмоциональную и эстетическую информацию, открыта при этом для развития со стороны каждого индивида, что позволяет ему динамично развиваться в русле общественной культуры.

Цветовая культура возникла и существует в контексте социокультурных и территориально-пространственных процессов, особым образом выражая духовные устремления субъектов цветовосприятия и отражая уровень материально-духовной и цветопространственной среды общества, различных его социальных групп и отдельных индивидов. Автор, разделяя точку зрения А.В. Ефимова, утверждающего, что "цветовая культура является неотъемлемым элементом жизни общества, проявляющимся в различных её ипостасях" [55, с. 267], считает необходимым подчеркнуть, что проявления цветовой культуры обнаруживаются и в костюме, как своеобразной модели общества; этот вывод подтверждается настоящим исследованием.

В рамках различных культур у социальных субъектов развивались ассоциации цветов с определёнными типом и формой костюма, явлениями социализации костюмных форм, понятиями их социально-иерархической структурированности; это неизбежно приводило к кристаллизации систем цветовых символов в костюме, далеко выходивших за временные рамки одного поколения. "Человек постигал цвет на основе своего жизненного опыта и одновременно опирался на цветовую символику - коллективный опыт предшествующих поколений" [54, с. 128]. С одними и теми же цветами в костюме связывались целые комплексы различных понятий социальной жизни. В то же время - по мере развития социума - происходила постоянная корректировка цветовой символики костюма, и подтверждением этого являются постоянно меняющиеся цветовые предпочтения в костюмах различных эпох, что объективно зафиксировано историей развития костюма разных времён и народов.

Следовательно, при изучении цветовой культуры следует определять её пространственные и временные границы, а также факторы, влияющие на её становление и распространение. Границы цветовой культуры "... фиксируют эпоху и географический ареал, в котором она существует. Здесь располагаются её региональные центры, проявляются их взаимовлияния, возникают и разрушаются цветовые каноны, вызревают цветовые традиции, которые затем распространяются за пределы ареала" [54, с. 128-129]. Что же касается факторов, влияющих на формирование и распространение цветовой культуры, то, по мнению автора, их можно разделить на психофизиологические, природно-климатические, территориально-региональные, исторические и социокультурные.

Анализируя феномен цветовой культуры, следует отметить, что её становление и развитие включает процесс цветовой гармонизации. Первые практические шаги в этом направлении были предприняты в середине XIX века, когда французский химик М.Э. Шевроль, получивший органические красящие вещества, разработал способ поиска цветовой гармонии окрашенной пряжи для использования в ткацкой промышленности.

Преодолевая стойкий стереотип недоверия к научным разработкам по проблеме цветовой гармонизации, их результатами стали пользоваться художники. Первым из крупных художников-колористов, который подкрепил интуитивный поиск цветовой гармонии научным знанием, был Э. Делакруа. В начале 20-х годов XX века швейцарский педагог И. Иттен в пропедевтическом курсе Баухауза использовал колористический анализ произведений живописи выдающихся мастеров. И лишь относительно недавно теория цветовой гармонии заинтересовала архитекторов, которые оказались перед необходимостью цветовой гармонизации комплексов зданий, районов и даже городов. Чтобы справиться с её решением, требовалось понять пространственно-структурную и социокультурную специфику цветовой массы города. Эти принципиальные положения о необходимости цветовой гармонизации пространственных структур справедливы и в отношении костюма, гармонизации цвета которого необходимо уделять первостепенное значение в процессах современного его проектирования.

К элементам цветовой культуры относятся проявления цвета в объектах материального мира (среди которых костюм разных стран и народов занимает особое символичное место), воплощающих цветовую символику и философские представления о цвете и выражающих - через цветовос-приятие социальных субъектов - их цветопредпочтения, внутреннюю движущую силу цветовой культуры.

Похожие диссертации на Социокультурные основы восприятия цвета в костюме как проявление национального своеобразия: историко-культурный контекст