Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Каткова Ирина Глебовна

Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков
<
Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каткова Ирина Глебовна. Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2001 213 c. РГБ ОД, 61:01-13/1644-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей подростков в самодеятельном журнале

1.1. Литературно-творческие способности подростков как психолого-педагогическая проблема 12

1.2. Самодеятельный журнал как педагогическое средство 42

1.3. Характеристика процесса развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале 70

Выводы по первой главе 95

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале

2.1. Стимулирование потребностей подростков в развитии литературно-творческих способностей 100

2.2. Организация творческой деятельности подростков по созданию самодеятельного журнала 117

2.3. Активизация литературного творчества подростков на основе свободного выбора его содержания 128

2.4.Динамика развития литературно-творческих способностей подростков... 151

Выводы по второй главе 170

Заключение 173

Библиография... 179

Приложения 199

Введение к работе

Актуальность исследования. В современную эпоху бурного развития науки и техники, преобразования общественных отношений актуальными являются вопросы обучения творчеству, воспитания творческих личностей, развития творческих способностей в целом и конкретно литературно-творческих способностей учащихся в одном из наиболее благоприятных для этого периодов - подростковом.

Проблема творчества и развития творческих способностей личности является сложной для исследования, но рассмотрение возможных подходов к ней чрезвычайно актуально в настоящее время. Эта актуальность отражена в Проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Проекте Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).

В Концепции структуры и содержания общего среднего образования главной целью общего образования определено "формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, техники, укрепление исторической преемственности поколений)".

Национальная доктрина образования направлена, в числе иных задач, на создание "максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России".

Одним из педагогических средств, влияющих на развитие литературно-творческих способностей подростков, являются самодеятельные журналы, осуществляющие функцию отражения и выражения внутренней жизни авторов или жизни небольшого коллектива единомышленников, представляющие возможность творческой самостоятельности создателям журналов.

Можно выделить ряд работ авторов как дореволюционного (С. Ларионова, В. Мурзаева, СП. Незлобина, А.Н. Неустроева, Н. Рыбникова, М.П. Самариной, СИ. Симонова, С. Скворцовой, СГ. Смирнова, Г.А. Янчевецкого и др.), так и советского (В.И. Глоцера, Э.П. Зиннера, Н.И. Крайневой, Л.Л. Муравьёвой, Л.А. Преображенской, М. Рославлёва, Л.М. Сигала и др.) периодов, в которых рассматриваются различные аспекты функционирования самодеятельных журналов, соответственно выявляются и обозначаются условия (исторические и педагогические), а также литературные влияния - способствовавшие их зарождению и развитию.

Исследования А.Г. Асмолова, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, В.А. Горского, А.Я. Журкиной, М.Б. Коваль, Л.Ю. Ляшко, О.И. Моткова, Г.Н. Поповой, СВ. Сальцевой, В.И. Слободчикова, В.В. Усанова, А.Б. Фоминой и др. раскрывают спектр возможностей дополнительного образования в развитии у подростка имеющихся задатков, склонностей, способностей, интересов, представляющих социальную ценность.

В работах Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, В.А. Беликова, Д.Б. Богоявленской, Л.С Выготского, В.И. Загвязинского, А.Г. Ковалёва, В.А. Крутецкого, Ю.Н. Кулюткина, Н.С Лейтеса, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, A.M. Матюшки-на, И.Я. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Рындак, Г.С Сухобской, А.П. Тряпицыной, Г.И. Щукиной, Н.М. Яковлевой и др. рассматриваются идеи, ставшие основанием для изучения и реализации процесса развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале.

Философское рассмотрение сути процесса творчества (Платон, Аристотель, Августин, мыслители эпохи Возрождения, И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, А. Бергсон, А. Камю, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В. Франкл, Э.В. Ильенков, И. Пригожий, К.А. Абульханова-Славская, А.Т. Шумилин, О.И. Табидзе, П.В. Симонов и др.) позволило выделить в определении творчества его существенные признаки.

Ведущие отечественные психологи Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др. считают творческий процесс управляемым, что и позволило в нашем исследовании выявить педагогические условия развития литературно-творческих способностей подростков.

Возрастные особенности подросткового периода связаны с существенными сдвигами всех - психических и физиологических - функций, в силу чего этот возрастной период является сензитивным для овладения различными видами деятельностей. Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Г. Ковалёва, Г.Н. Кудиной, В.А. Левина, А.А. Мелик-Пашаева, З.А. Новлянской, В.П. Ягун-ковой и др., в этом возрасте происходит развитие разнообразных способностей, в том числе и литературно-творческих.

Психолого-педагогический аспект развития литературно-творческих способностей учащихся разработан в исследованиях Л.С. Айзермана, И.Е. Бряко-вой, А.С. Дегожской, В.И. Лейбсона, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, А.В.Москвиной, В.П. Ягунковой и др.

Анализ литературы по проблемам дидактики, в частности работ Ю.К. Ба-банского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандро-ва, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого позволил углубить и обогатить понимание сущности процесса обучения, его общих закономерностей и путей его совершенствования, что явилось одной из исходных теоретических позиций нашего исследования в разработке гипотезы о педагогических условиях использования самодеятельных журналов как средства развития литературно-творческих способностей подростков.

Обращение к истории образования и воспитания Оренбуржья связано с возможностью реализации духовного потенциала, корни которого уходят в историко-культурное многообразие края, потенциала, позволяющего воспитывать "живую любовь к родному краю" (Д.С. Лихачёв). В период смены ранее господствующих социальных укладов, преобладающих норм ценностей, системы культурных смыслов, сопровождающейся тенденциями к разрушению или от казу от многих позитивных достижений предшествующего времени, обращение к истории образования и воспитания в регионе позволяет обнаружить то положительное наследие, которое уже исторически вовлечено в "круговорот культуры или, точнее, круговорот духа" (П.А. Флоренский).

На основании теоретического анализа и анализа опыта выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием, состоящим, с одной стороны, в возросшей потребности общества в личности подростка, владеющего литературно-творческими способностями, а с другой - в недостаточной теоретической и практической разработанности в педагогической науке проблемы развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале.

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования "Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков".

Объект исследования: самодеятельные журналы как педагогическое средство.

Предмет исследования: процесс развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале.

Цель исследования: обоснование педагогических условий, содействующих эффективному развитию литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что самодеятельный журнал является средством развития литературно-творческих способностей подростков, если в нём обеспечивается:

- стимулирование потребностей подростков в развитии литературно- творческих способностей;

- организация творческой деятельности подростков по созданию самодеятельного журнала;

- активизация литературного творчества подростков на основе свободного выбора его содержания.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности самодеятельного журнала, стимулирующие потребность подростков в развитии литературно-творческих способностей и активизирующие их литературное творчество.

2. Определить структуру и содержание процесса развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале.

3. Обеспечить организацию творческой деятельности подростков в самодеятельном журнале.

4. Разработать научно-методические рекомендации по решению проблемы.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической научной литературы; анкетирование, интервьюирование, длительное прямое и косвенное наблюдение; беседы, письменный и устный опрос, тестирование учащихся; количественный и качественный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

- философские положения о диалогическом отношении к культурному наследию прошлого и настоящего (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман);

- теоретические положения психологической и педагогической науки по развитию творческих способностей (В.И. Андреев, В.И. Лейбсон, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, И.Я. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская и др.);

- теория творческой учебно-познавательной деятельности (Б.Г. Ананьев, В.А. Беликов, И.Я. Лернер, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына и др.);

- теоретические положения активности человека, механизма её становления, особенностей проявления в различных видах деятельности в рамках об щеметодологическои теории деятельности (А.Н. Леонтьев, А.Н. Ксенофонтова, Г.И. Щукина и др.);

- теоретические основания педагогического стимулирования (А.С. Белкин, В.Н. Тарасюк и др.);

- положения теории педагогического средства (В.В. Давыдов, В.Б. Ежелен-ко, П.И. Пидкасистый, Ю.К. Бабанский, Н.М. Шахмаев и др.);

- теоретические основания концепции технологии саморазвития личности (Г.К. Селевко).

Исследование проводилось в три этапа. Содержанием первого этапа (1992-1995 гг.) стало: определение задач, предмета и объекта исследования; осуществление анализа философской, психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, выявление и отбор архивного материала по проблеме исследования; длительное прямое и косвенное наблюдение подростков: изучение их интересов, способностей к литературному творчеству в ходе работы по созданию самодеятельного журнала. Был проведён констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития литературно-творческих способностей подростков, выбору педагогических условий реализации данной проблемы, обобщался и систематизировался полученный материал.

На втором этапе (1995-1997 гг.) разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы по развитию литературно-творческих способностей подростков в ходе работы по созданию самодеятельного журнала, проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале.

На третьем этапе (1997-2000 гг.) подводились итоги, обрабатывались и обобщались полученные данные, проверялись результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и внедрялись практические рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Самодеятельные журналы являются итогом взаимодействия педагога и подростков по развитию их литературно-творческих способностей, формой хранения результатов творческой работы авторов журналов и педагогическим средством развития литературно-творческих способностей подростков, так как обеспечивают:

- творческое саморазвитие авторов;

- преемственность между репродуктивными и творческими заданиями, обусловливающими последовательность деятельности подростков;

- свободу выбора содержания творческих заданий.

2. Процесс развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале включает этапы - подготовительный, содержательно-деятельностный, результативно-оценочный; механизмы - подражания, переноса, компенсации; содержание включает систему творческих заданий, целостно реализующихся в литературной деятельности.

3. Эффективность развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале обеспечивают педагогические условия:

- стимулирование потребностей подростков в развитии литературно-творческих способностей;

- организация творческой деятельности подростков в самодеятельном журнале;

- активизация литературного творчества подростков на основе свободного выбора его содержания.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлены особенности самодеятельного журнала как педагогического средства развития литературно-творческих способностей подростков;

- раскрыто содержание процесса развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале;

- определены педагогические условия эффективного развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования могут служить основой для разработки технологии реализации самодеятельных журналов как педагогического средства развития художественно-творческих, интеллектуальных и других способностей личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащееся в исследовании научное обоснование педагогических условий, содействующих эффективному развитию литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале, его научно-методическое обеспечение, позволяют совершенствовать образовательный процесс Школы начинающих литераторов, журналистов, филологов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на современные научные теории творческой деятельности; применением методов, адекватных намеченной цели, задачам, гипотезе; опытно-экспериментальным подтверждением правомерности сделанных выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и отдельные результаты докладывались на научно-практических конференциях Оренбургского государственного педагогического университета (Оренбург, 1997-1999 гг.); на российской научно-практической конференции "Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства" (Оренбург, 1998 г.); на областных конкурсах им. А.Д. Сахарова на лучшую научно-исследовательскую работу среди молодых учёных и специалистов (Оренбург, 1998-1999 гг.); на региональных научно-практических конференциях молодых учёных и специалистов (Оренбург, 1998-2000 гг.); на международной научно-практической конференции "Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия - Германия" (Оренбург, 2000 г.).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Литературно-творческие способности подростков как психолого-педагогическая проблема

В основе первого подхода прежде всего находится теория развития способностей Б.М. Теплова, который вводит в определение способностей три основных признака. Способности: 1) являются индивидуально-психологическими особенностями, отличающими одного человека от другого; 2) имеют отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей; 3) обеспечивают лёгкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Способности, определяющие успешность деятельности, рассматриваются Б.М. Тепловым (64) как динамические характеристики, находящиеся в процессе развития и осуществляющиеся в процессе деятельности. Из такого понимания способностей следует, что целостный подход к их изучению требует и анализа их природных предпосылок, и исследования того, как они проявляются в реальной деятельности, то есть в социальной ситуации. Это определяет разведение двух взаимосвязанных уровней - уровня природных предпосылок способностей, с одной стороны, и, с другой, - личностного уровня, на котором они осуществляются и реализуются.

Второй подход основан на теории Л.С. Выготского и связан с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека. Понятием "способность" Л.С. Выготский обозначает фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции (40, С. 187).

О.М. Дьяченко (61) выделяет следующие характеристики способностей, заданные Л.С. Выготским: во-первых - понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью;

во-вторых - развитие способностей рассматривается как подчинённое закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого;

в-третьих - развитие способностей характеризуется через освоение ребёнком определённых достижений культуры.

Для нашего исследования особенно важна идея целостности всего развития сознания, общая линия становления которого включает в себя генезис отдельных способностей. "Каждая наша "способность", - пишет Л.С. Выготский, - работает на самом деле в таком сложном целом, что взятая сама по себе, она не даёт и приблизительного представления о настоящих возможностях её действия" (40, С. 188).

Мы будем придерживаться следующей формулировки: способности - индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие её целостное развитие в процессе жизнедеятельности, детерминированные культурно-историческим контекстом их существования.

В качестве принципов построения типологии способностей используются различия в основных видах деятельности и различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной системы. В психолого-педагогической литературе (89, 90, 137, 146, 169, 193, 194, 206) выделяют: - общие способности, обеспечивающие относительную лёгкость и продуктивность в интеллектуальной деятельности; - специальные способности, направленные на достижение высоких результатов в литературной, музыкальной, сценической и др. видах деятельности; - способности к практической деятельности, включающие конструктивно-технические, организаторские, педагогические и др. способности. По отношению к способностям, вне зависимости от области деятельности, применимы следующие положения теории способностей, разработанной Б.М. Тепловым (206): - способности могут быть выявлены только при условии анализа особенностей деятельности; - успешность деятельности зависит от комплекса способностей; - возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими. Наиболее продуктивной формой деятельности человека является творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее" (169, С.670). Философы рассматривают вопрос сущности творчества, привлекавший внимание мыслителей всех эпох.

В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности, в том числе и творчества. Идея личного творения чужда античному миру. Космос, согласно представлениям древних греков, возникает из хаотического смешения физических элементов и представляет собой некое художественное, пластическое целое. Поэтому и вся человеческая деятельность, начиная от производства вещей и кончая искусством, есть мимесис, подражание красоте космоса (113).

В понимании художественного творчества, начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости человека к достижению высшего созерцания мира. Платон в диалоге "Пир" отмечает, что "творческое искусство... - есть всякая способность, которая является причиной возникновения того, что раньше не было" (149, С.340).

Аристотелевское учение об искусстве как подражании тесно связано с его пониманием сущности творчества. Термину "подражание" даётся широкое значение. Так, поэзия, по Аристотелю, - "подражание" жизни. Все поэты, все художники брали и берут свой материал из действительности в её прошлом или настоящем. Чувств, каких человек не переживает, и образов, каких он не видит, не может дать ни один поэт, как ни один музыкант не может дать звуков, переходящих за пределы восприятия (11). Термин "подражание" близок к понятию "творчество", но заключает в себе ещё и элементы, характеризующие само творчество, как акт, зависящий от материала, который берётся из действительности. Аристотель ставит творчество в тесную связь с природой человека. Концепция Аристотеля отражает свойственный античности взгляд на сущность творчества. Аристотель, по мысли А.Ф. Лосева (113), понимает творческую деятельность человека не как изобретение, а как реализацию того, что уже наличествует в душе человека. Учение об искусстве как мимесисе явилось лишь конкретизацией этой концепции в применении к художественной деятельности.

Характеристика процесса развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале

Под средством в педагогике рассматриваются предметы, действия, явления, весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и в частном, соотносимые с педагогической целью (65), разнообразная деятельность, в которую включается личность (91).

Логическое обоснование соотношения категорий "цель", "средство", "объект" дал В.Ф. Гегель в учении о понятии, показав, что средство и цель в любом суждении связаны между собой, между ними ничего не может быть третьего (45).

Так, если целью подростков в самодеятельном журнале является обнаружение личностной уникальности и неповторимости в слове, осуществляемое в литературной деятельности, то объектом выступают литературно-творческие способности, наличествующие у подростка, и через развитие которых достигается возможность наиболее полного его самовыражения. Функцию средства развития литературно-творческих способностей подростка, во всём многообразии предоставляемых возможностей: видов самих журналов и творческих заданий, методов и форм учебно-воспитательной работы, и осуществляет самодеятельный журнал.

Для нашего исследования важно, что в числе оснований классификации объектов, выполняющих функцию педагогических средств, находится и их влияние на развитие различных способностей.

Педагогические средства разнообразны и по видам (227), к одному из которых мы относим самодеятельный журнал.

В нашем исследовании мы выделяем самодеятельные журналы из многообразия форм школьной словесности: альманахов, альбомов, сборников (171). Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи или художественные произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания (141). Под самодеятельным журналом мы понимаем такую форму творческой работы и хранения её результатов, деятельность в которой направлена на самообразование и самовоспитание его авторов. Мы рассматриваем самодеятельный журнал как средство развития литературно-творческих способностей его авторов.

Самодеятельные журналы занимают существенное место в ряду малоисследованных педагогических средств. Изучение и его использование затруднено тем обстоятельством, что и рукописные и печатные самодеятельные журналы не всегда сохраняются или сохраняются не в полном объёме; они рассеяны в различных архивах и библиотеках, и какие-либо сводные их указатели отсутствуют. Существующие работы о самодеятельных журналах имеют информативный характер.

История зарождения, становления и развития самодеятельного журнала малоизучена. Не определены условия его существования и принципы жизнедеятельности, педагогические условия развития литературно-творческих способностей его авторов, что ещё раз утверждает нас в актуальности проблемы, выбранной нами для исследования.

Ценность самодеятельных журналов заключается как в отражении, непосредственно через восприятие их авторов, многообразных фактов исторической действительности, что является важным источником для изучения общественной жизни, культурных интересов и духовного мира подростков, так и возможности понимания индивидуальных особенностей авторов и сотрудников журналов.

Самодеятельные журналы, осуществляя функцию отражения и выражения внутренней жизни подростков или жизни небольшого коллектива единомышленников, предоставляя возможность проявления творческой самостоятельности их авторов, соответственно являются важным источником для изучения литературного творчества подростков. Важнейшее средство развития - это деятельность подростка в самодеятельном журнале, стимулируя и организовывая которую педагог направляет развитие их литературно-творческих способностей.

Можно выделить ряд работ авторов как дореволюционного (С.Г. Смирнова, С. Скворцовой, СП. Незлобина, СИ. Симонова, Г.А. Янчевецкого, А.Н. Неустроева, В. Мурзаева, М.П. Самариной, Н. Рыбникова, С. Ларионова и др.), так и советского (Н.И. Крайневой, Л.М. Сигала, Вл. Ге, ЭН. ГЭ., Э.П. Зиннера, М. Рославлёва, Л.Л. Муравьёва, Г. Кунгурова, В.И. Глоцера, Л.А. Преображенской и др.) периодов, в которых рассматриваются различные аспекты функционирования самодеятельных журналов, соответственно выявляются и обозначаются исторические и педагогические условия, а также литературные влияния - способствовавшие их зарождению, становлению и дальнейшему развитию.

В 1759 г. одновременно выходят в свет "Трудолюбивая пчела" А.П. Сумарокова, первый частный ежемесячный журнал, и "Праздное время в пользу употреблённое", первое в России ученическое издание. Необходимо отметить, что лишь за 4 года перед этим, в 1755 г., в России появился первый ежемесячный журнал, издаваемый при Московском университете (189).

Первый русский провинциальный журнал, ярославский "Уединённый пошехонец" вышел в свет в 1786 г., а уже в 1789 г. в Сибири появилось периодическое издание - тобольский "Иртыш, превращающийся в Ипокрену" - журнал, авторами и сотрудниками которого были учителя и учащиеся открытого в этом же году в Тобольске Главного народного училища, а также учащиеся местной духовной семинарии (3). Так, самодеятельные журналы учащихся появляются следом за первыми официальными российскими журналами.

Журнал "Полезное с приятным", издававшийся в 1769 г. при Санкт-Петербургском Шляхетском корпусе, может быть рассматриваем как продолжатель традиций "Праздного времени" (118). В 70-х гг. кадеты издают переводной, с французского, сборник "Сократические разговоры", посвятив его И.И.Бецкому (167).

Стимулирование потребностей подростков в развитии литературно-творческих способностей

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы подтвердили идею о необходимости создания педагогических условий, направленных на стимулирование потребностей подростков в развитии их литературно-творческих способностей в самодеятельном журнале: - обеспечение благоприятной творческой атмосферы, способствующей са мораскрытию подростков в литературной деятельности, побуждаемой и на правляемой мотивами самовыражения и самореализации в слове, увлечённости журналом и деятельностью в нём; - активизация инициативы подростков и поощрение оригинальных идей, как при создании текста и оформлении журнала, так и при организации творче ской деятельности в нём; - использование личного примера творческого подхода к деятельности в самодеятельном журнале. Следующий за констатирующим этапом формирующий этап эксперимента основывался на использовании системы творческих заданий, учитывающих индивидуальные, возрастные, психофизиологические особенности подростков, уровень приобретённых знаний, аналитических и творческих умений.

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной раббты были определены следующие задачи: - е деятельности учителя: выявление ведущей цели эксперимента - развитие литературно-творческих способностей подростков, отбор дидактического мате риала, его дифференциация по степени трудности, выбор методик в зависимо сти от характера деятельности подростков; - в деятельности подростков: выполнение тренировочных упражнений, яв ляющихся компонентом разработки системы творческих заданий, постановка проблемы развития литературно-творческих способностей подростков в само деятельном журнале. В результате проведённого исследования на данном этапе было подтверждено положение о том, что выполнение предметных репродуктивных заданий с позиций разрабатываемой гипотезы исследования способствует не только накоплению необходимых знаний, но и формированию личностных предпосылок творческой познавательной деятельности.

При разработке системы творческих заданий для подростков мы руководствовались рекомендациями А.П. Тряпицыной (212, С. 108-112): - система творческих задач включала творческие предметные и личностные задачи, характер и взаимосвязь которых определялась логикой целостного процесса обучения; - входящие в систему творческие предметные задачи были детерминированы логикой учебного предмета, которая находила своё содержательное выражение в ведущих идеях учебного материала (темы); - решение творческих задач способствовало овладению учащимися основными методами познания, особенностью творческой задачи являлась необходимость нахождения метода решения; - система творческих задач предполагала решение задач разными способами, отражающими общие и типичные для творческой познавательной деятельности процедуры, среди которых выделялись логические, интуитивные способы и разнообразные эвристики, помогающие "включить в работу" логические или интуитивные механизмы творчества; - система творческих задач отвечала требованию оптимального сочетания сложности и трудности задач; - составляющие систему творческие задания предусматривали как индивидуальную, так и коллективную формы решения; - система творческих задач являлась открытой системой, предполагающей наличие в ней задач или заданий, требующих выхода за рамки учебной программы, решение задач повышенной сложности учениками, использование вне-учебного опыта и интересов школьников, межпредметные перенос и синтез знаний и способов деятельности и, главное, самостоятельное нахождение проблем, постановку целей творческой познавательной деятельности.

В ходе исследования данные показатели явились основой разработки системы творческих заданий и реализовывались в соответствии с целью эксперимента. В процессе осуществления экспериментальной программы развития литературно-творческих способностей подростков в самодеятельном журнале использовались задания как репродуктивного, так и творческого характера. В ходе выполнения репродуктивных тренировочных упражнений подросткам была предоставлена возможность накопления необходимых для литературного творчества знаний, определения, прогнозирования и развития своих способностей.

В этой связи при выполнении репродуктивных заданий мы опирались на положение о том, что репродуктивные задания, предоставленные подросткам, могут приобретать при соответствующих условиях творческий, личностно-значимый характер.

Опыт работы с подростками по стимулированию потребностей литературно-творческих способностей показал, что творчество подростков основывалось на усвоении заданного и на его преобразовании. Но овладение знаниями не приобретало характера личной значимости, если не обеспечивалась ситуация творчества самого подростка, так как литературно-творческая деятельность требует осознания целей поиска, активного воспроизведения ранее изученного, потребности к восполнению недостающих знаний, самостоятельного поиска, внимания, воображения, вдохновения.

Важным условием выполнения творческих заданий, способствующих формированию потребностей литературно-творческой деятельности, являлось создание на занятиях определённого нравственного и эмоционального климата через использование ряда приёмов в целях обеспечения атмосферы творческого поиска, ситуации успеха и духа соревновательности, свойственных возрастным особенностям подростков. Первоначально давались легкодоступные творческие задания, признавались и поощрялись множественность вариантов ответов, раскрывалась личностная значимость изучаемого и сделанного, поощрялись чувства предвосхищения и ожидания. Значимым компонентом создания творческой атмосферы стала организация определённых педагогических ситуаций, пробуждающих индивидуальную мысль, приводящих в движение все способности и возможности подростка, когда в ситуации творческого поиска соединялись все виды деятельности.

Организация творческой деятельности подростков по созданию самодеятельного журнала

Активизация литературного творчества подростков в условиях самодеятельного журнала в ходе опытно-экспериментальной работы достигалась через реализацию ряда методов (соревнование, создание ситуации успеха, познавательные игры, занимательность, эмоциональные переживания, коллективные обсуждения, коллективный поиск оригинальных идей, коллективные творческие игры, самостоятельная работа, самопознание).

Остановимся на их краткой характеристике. Постоянное обсуждение подростками выполненных тренировочных творческих заданий, результатов тестов, заданий творческого характера на свободную тему, редактирование и рецензирование собственных творческих работ и работ других авторов журнала с последующим обсуждением в группе способствовали созданию духа творческого соревнования.

Это позволило, во-первых, выбирать авторам журнала соответствующие их жизненному опыту и литературному кругозору темы творческих работ, наиболее полно способствующих их самовыражению в литературной деятельности. Во-вторых, постоянно находиться творческом поиске, состязательности, что оттачивало навыки и умения сочинительства у подростков: требовало поиска новых средств художественной выразительности, способствовало формированию умений саморедактирования, навыков устного и письменного рецензирования работ авторов журнала. В целом, творческое соревнование активизировало не только процесс литературной деятельности, но и деятельность подростков в самодеятельном журнале: поиск новых возможностей оформления журнала, расширение сотрудничества с другими группами учащихся Школы словесности и творческих объединений Дворца творчества детей и молодёжи.

При выборе подростками темы эпизода совместно сочиняемого рассказа была создана ситуация успеха, основанная на собственных жизненных впечатлениях и наблюдениях, опоре на имеющемся литературном кругозоре; совместном обсуждении развития сюжета рассказа, композиции; обсуждении деталей и использовании изобразительных средств языка. Это позволило подросткам развить такие компоненты литературно-творческих способностей, как:

- наблюдательность (использовались наиболее яркие, точные характеристики описываемого явления, действующего лица, что требовало кропотливой работы по отбору изобразительных средств языка);

- воображение (были задействованы механизмы развития литературно-творческих способностей: подражания, переноса, специализации в читательской и литературно-творческой деятельности, компенсации слабо выраженных компонентов ярко выраженными компонентами структур читательских и литературно-творческих способностей и др.);

- эмоциональная впечатлительность (требовала поиска соответствующих теме выразительных средств языка и композиции творческих работ);

- чувство художественной формы литературного произведения (требовало постоянного углубления знаний литературоведческого характера и совершенствования собственных текстов подростков);

- эмпатия (способствовала постижению таких эмоциональных состояний как сочувствие, сопереживание, что оказывало нравственное воспитательное воздействие на личность подростка) и др.

Одно из творческих заданий называлось «Времена года». Авторам самодеятельного журнала была предоставлена возможность конкретизировать тему, написать поэтический или прозаический текст, наиболее полно отражающий их собственные переживания. Чтение вслух написанных текстов, устное их редактирование помогали подросткам находить наиболее точные, соответствующие внутреннему видению, образы. В процессе работы подростки сталкивались с необходимостью целостно и ярко передать собственные эмоциональные состояния.

Первая попытка раскрыть тему осени Димой Г. оказалась достаточно банальной как по художественному образу, так и по языку. Осень пришла на смену лета, Красные листья осыпались где-то. Перелётные птицы давно улетели, И лишь вороны за окном галдели. ("Тоска" Дима Г.) После обсуждения этого стихотворения в группе, после того как были высказаны негативные оценки, Дима не отказался, а ещё более укрепился в желании выразить волнующие его мысли и чувства. Итогом долгой и кропотливой работы, проходящей как самостоятельно, так и в группе, стало стихотворение "Осень", отличающееся экспрессивностью, яркой образностью, целостностью. Осень - венок из дождей и грусти, Тревожный вихрь из листьев. Осень - сплетенье надежды, печали И скрытых сомнений ночами... ("Осень" Дима Г.) Тема зимы у Инны Ф. нашла отражение в стихотворениях "Зимний вечер", "У неё румянец на щеках...", при чтении стихотворений вслух в группе были выявлены смысловые несоответствия, стилистические недочёты, непродуманность композиции стихотворений, шаблонные выражения и неудачные сравнения. Критика подростков, выявившая недостатки стихотворений Инны, активизировала творческий процесс. Результатом совместной творческой работы Инны и группы стало стихотворение "Вьюга".

Похожие диссертации на Самодеятельные журналы как средство развития литературно-творческих способностей подростков