Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX - начале ХХ вв. Авзалов, Хайрулло Саидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авзалов, Хайрулло Саидович. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX - начале ХХ вв. : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1992.- 32 с.: ил.

Введение к работе

Постановка проблемы и ее актуальность. Изучение и обобщение педагогического наследия восточных просветителей, а также выявление общих, закономерностей развития школы и педагогической мысли народов Востока, в частности Ирана в конце XIX -начале XX в.. т.е. в период возникновения капиталистических отношения представляют большой научный и практический интерес для историке—педагогической науки.

' Актуальность исследования обусловлена тем, что выдающиеся просветители Ирана конца XIX - начала XX вв. М.Мальком-хан. А.Талибов и Зейналабеддия Марагей, являясь представителями радикального крыла просветителей страны, впервые разработали новко подходы, оказавшие большое влияние на становление и развитие демократической педагогической мысли Ирана. Они выступали за приобщение народа к идеалам просвещения, за образование женщин, распространение науки и техники. Оригинальным подходом отличается их ориентация на создание в Иране светскоіі школы, обязательной и доступной для широких слоев населения. стремление активнее противодействовать невежеству и отсталости страны. Они выступали за организацию новых Форм и методой обучения и,воспитания, за совершенствование.содержания образования, внедрение в него подлинно научных идей, понятий и воззрений.

Развивая прошлые и современные игл педагогические идеи, иранские просветители вносили большой вклад в формирование молодого поколения, стараясь пробудить в нем чувство любви к родине, стремление г.-знании, призывали к. борьбе за торкаст-во высоких человеческих идеалов, раЕе.чстЕа и справедливости. Они критиковали и осуждали откровенно консерватиЕпуп: полит—у щахского правительства, рассматривали образование кап срйдстао подлинного обновления социально?., экономической и духовно;! жизни Ирана. Одной из главных причин упадка и застоя иранского общества, но их убеждению, было невежество народа,'его необразованность. Экономическое, социальное и культурное развитие страны рассматривалось ими в перспективе развития науки и утверждения системы светского образования:

Несмотря на вчдавдиеся заслуги, этих мыслителей в развитая светских школ и прогрессивной.; педагогической мысли Крана,, пела г опічвск;:е взглялы просветителей если л находили отражение-в наязй и в зарубе-но.": исторккот-пзцагогпчоской литературе, то лпзь фрагментарно. До самого постедлаго времени :ш у нас, ни за рубежом нэ появилось-кп одного обстоятельного монографического исследования, цоселіцєнного развитию школы и поддгог-гг.ческо:1. мысли Ирана данного- периода. Опубликованная авторш монографія, продставлеиная на защиту в качестве докторской диссертации,, вэсполняет этот сулэстввняыц' пробел ..

В работах-отечественных, и зарубвн-лых ученых-:востоковедов, посвященных війюуіаза.ішнм мыслителям, пристальное внимание уделяется, как правило,, гх литературной и обазственцо-пдлиткчесхоЯ деятельности. Наиболее важными исследованиями в этом: плане является работы К.Чалккнз.. Е.Бёртельса, Д.С.Компссарова.. ДяДорри. Ц.М.Анаркуловои, Я-.А.Талипова, Г.Зругяна и др.

Жизнь и творчество рассматриваемых мыслителей, в; опре деленной; степени отралазны в ряде' диссертационных работ. посеящзшнх изуче.чпз литературы, обчэстЕенно-политичэской, философской мысли "гши в конца XIX - начале XX be. , а также насівши азер-

— - - — - о

бапдяанского просветителя М-2-Ахуняова . Общие гапросы развития просвещения Ирана к новое время нашли свое отраязние в работах Е.А.Дороаенко, Н-Млрзобядалош п др.

Аезялов Х.С. Школа -и: педагогическая течь в Иране в конца XIX - начале Ш й. Душанбе.. 19^2. ;-

Чайгчш К. КраткпГгсяёркновойзэл персидской литературы. М.,

Анатжу.

хана- Душанбе-. 1984':' Талспов И.А- ОбзэстЕеннаяиыеть в Ираке в ХІГ- начале XX вв. І.І.. 1933:- 5пугян Г. Идеологическая борьба в Пране в конца XIX в. ІЛ., 1958.

Бахазлиев OVT. .'.птоза-Лальк ом-хан к Э'ззтэбайдканспая лктзштура. Д::с--- хзяц. *;илолЬг..чаук, Баку,- 1971; І&лата І.І...І. Хязнь и "геспч-тстео :.:.А".Та.1ибоЕа.Дис—. канд.Зплолог.наук. Баку, 1966; 72:.:::.-0.3 Т- ~лзнь и-творчзетво Заі':;алабедлина іЛатзагей. Дис... ::2:-і-іглатог.наук. Т'члкент» IS63; !ік>::тов A..'J. Рать .'.!.З.Ахундс— ви 2 ^;зе'.:т:п: пзтзсп^С'Сй пгогиасспз::.ой лптэтзатуоы (птзоза. ко-^ец XIX в). Дис.".. кагли*:і-.хіог.::аук.. Л.. IS5I."__ і мОі;оі:з;ло Z-л. Система лиосбєі'ЗНіл в ІІсаяе. U., laos; .ігозоба-~элзб А. Образованна в ПЬана (проблемы" и тзадекцгз газвптия). Дне,— канд.истор^чэс.наух. :.і. ,*Із74 а др.

Недостаточная разработка наследия иранских просветителей потребовала новых подходов в исследовании их многогранного творчества, и прежде всего идей в области воспитания и обучения.

Специальное исследование педагогических воззрений и деятельности иранских просветителей, живагах з конце XIX - начале XX вв.. дало возможность выявить новые для истории педагогики имена, обобщить педагогические и просветительские идеи того времени. В целостном виде эти вопросы до настоящего времени не были подвергнуты систематическому и целостному исследованию.

Именно это обстоятельство и побудило автора предстааченной монографии избрать в качестве предмета специального изучения историю школы и совокупность педагогических идей иранских просветителей конца XIX - начала XX вв., а также влияние этих идей на процесс становтения и развития системы светского образоюния в Иране.

Воссоздание подлинно научной картины процесса развития светских школ и педагогической мысли Ирана в конце XIX - начале XX вв. в более широком историке—педагогическом плане отвечает требованиям нового научного и политического мышления, основанного на признании приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей.

Выбор Для исследования данного хронологического периода обусловлен тем, что в конца ИХ - начале XX вв. в связи с раэ-витиеи капиталистических отношений в Иране происходили коренные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни. В результате этих перемен прогрессивные силы Крана, в первую очередь писатела-просветители, глубоко осознали, что избавление страны и его народа от засилия шахского деспотизма зависит прежде Есего от широкого распространения просвещения среди народных масс и реорганизации системы мусульманского образования. Необходимость всестороннего научного анализа историкс-педагогического развития в странах Востока с древнейшей культурой и традициями просветительской мысли, ярким примером чего монет служить Кран, обусловливает актуальность темы настоящего исследования, которое на педагогическом материале призвано раскрыть специфику вклада Ирана в сокровищницу мировой педагогической мысли.

В свете вышеизложенного объектом настоящего исследование является развитие светской школы и педагогической мысли в странная Среднего Востока в конце XIX - начале XX вв.

Предметом исследования, является развитие светского просвете-», ния и педагогической мысли в Иране в конце XIX - начале XX вв.

Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать и цать целостную характеристику становления и развития светской аколы и пе аз гоготе ской масли иранских просветителей конца XIX -начала XX вв.. заполнить существующий пробел в историко-педа-гогической науке..

В соответствии с поставленной общей целью были определены конкретные задачи исследования:

выявить социально-экономические, политические и культурные условия развития Ирана в конце XIX - начале XI вв., показать их влияние на процесс развития светской школы и педагогической мысли Ирана рассматриваемого периода;

показать влияние европейской (французской, английской), русской и ирано-мусульманской (арабской, азербайпданской, турецкой) общественно-педагогической мысли на процесс становления и развития просветительско-педагогических идей в Иране конца XIX - начала XX вв.;

раскрыть общие и специфические особенности педагогических идей иранских просветителей конца XIX - начала XX вв. по проблемам воспитания и образования;

определить роль и место просветителей Мальком-хана, Тали-бова и Зейналабеддина в развитии педагогической мысли Ирана и других стран Востока в конце XIX - начале XX вв.

Решение этих задач потребовало целостного рассмотрения состояния научного знания^, и- образования в странах Ближнего и Среднего Востока в данный период истории.

Методологическую основу исследования составили философские положения об исторических связях и ориентирах при анализе обществе иных явлений, о взаимосвязи и взаимодействии теории и практики, об учете исторического опыта при осмыслении современных задач, равно как и современная философская концепция о целостной логике культуры. При анализе и интерпретации историко-педагогичэского материала учитывалась также современная психе— лого-педагогическая концепция о творческой сущности человека и

способах его самореализации ісубьективно-т^гаанистический подход).

Поставленная цель и конкретные задачи -исследования обусловили отбор ДІ23НЕ2Д, в число которые входят:

фундаментальные труды по философии, содержащие общемето- ' дологические положения:

литература по общим вопросам и истории европейской и восточной философии, филологии, истории, культуры и науки;

литература по истории школьного образования и педагогической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока;

труды самих иранских просветителей, изданных как на языке оригинала, так и в переводе на русский и европейские языки.

Среди источников последней группы, которые еще не изучались историками ледагогики, можно назвать в качестве примера такие сочинения, как '"Тайная книга или Дневник реформ", "Принципы прогресса1*, "Принципы гуманизма или человечности", "Истоки прогресса", "Дневник законов", "Принципы цивилизации", "Шейх и министр" Мирза Мальком-хана,, Талябово сочинение, или Книга Ахшда", "Пути добродетелей", ""Небесный избранник", "Заметки о свободе", "Политика Талиба" Абдурахима Талибова, "Путешествие Ибрахим-бека. таи неечастія терзавшие его" Зейналабедднна Ма-рагей.

Общий замысел работы, ее цель в задачи определили основные методы исследования, важнейшими из которых были теоретический, геторшео-педагогический, сравнительно-сопоставительный анализ разнообразных источников и литературы; педагогическое осмысление идейного и конкретно-научного содержания многообразного наследия иранских просветителей; синтез всех полученных данных и реконструкция системы передовых воззрений в исследуемый период в целом; беседы и интервьюирования в ходе встреч и бесед с советскими востоковедами, иранскими деятелями просвещения и педагогами. Автор в процессе исследования стремился соблюдать единство исторического и логического подходов, руководствуясь общеметодологичеекпми принципами историзма и системности.

ОсяоЕше этапы исследования;

1973-1980 гг. - изучение истории школы и педагогической мысли Ирана с древнейших времен до начала XX в. В ходе работы с литературными оригинальными источниками и ранее неизвестными

педагогическими трудами били выявлены интересные и оригинальные педагогически идеи выдающихся иранских просветителей. -М.Мальком-хана„ А~Талибова. ЗаЯналабвддина и других;

1981-1985 и?-, — систематическое изучение и. педагогическое осмысление накошенного фактического материала, что позволило уточнить дальнейший исследовательский замысел, конечную цель и задачи рэЛвтыт

І986-І9ШГ гг. - этап реконструкции системы педагогических взглядов иранхзсих просветителей в их соотнесенности с трада-ционнши взглядами мусульманских народов на природу человека, на роль, воспитание и обучение в его жизни. Одновременно выявилось* влияние социально-педагогических воззрение этак просветителей на- систему обучения и воспитаяю Ирана.

На атом этапе осуществлялось также литературное офориление паяученнах реаультатов к их опубликование.

Научная новизна и теоретическая значимости результата» ис-слэдиваиая состоит в таи, что в неы:

-' выявлена и теоретичвош обоснованы реальные угашвшг и противоречия становления и развития системы светского образо-ваята г прогрессивной педагогической мысли в Иране в рассматриваемый период, связанные с экономическим и культурным подъемом- страны под воздействием более передовых европейских государств в конце XIX - начале XI вв.; проникновение иностранного- капитала и его влияние на экономику Ирана; влияние западной и российской культуры; возникновение буржуазной обще сгвенно-политичэской мысли; рост общественно-политической активности народа {возникновение различных организаций, обществ, пораодлчаской прессы и т.п.); развитие просветительской литература и т»д.;

- проанализировано взаимовлияние ирано-мусульманской (арабской, турецкое, азербайджанской) и европейской (французской, английской) и русской общественно-педагогической мысли на формирование педагогических идей наиболее радикальных иранских просветителей, что способствует формировании целостного представления о развитии педагогической мысли стран Ближнего з Среднего Востока, а также в преодолении европоцентристских тенденций в истории педагогики;

в радикальном направлении просветительской мысли Ирана указанного периода выявлены -общие я специфические особенности педагогических идей наибялее прогрессивных мыслителей Малькон-хана, Талибова в Зейнадабеддтша, по-новому поставиваих вопрос о факторах формирования .личности, с учетом культурно-исторн-чэской специфики Ирана;

Еяервыэ в оте^эсжвешмй историко-пэдагогической литературе в комплексе представлено многообразиэ деятельности выдающихся иранских просветителей Ыальком-хана, Талибова и Зейнала-боддяпа, направлзнней на организацию светской системы просвещения, на совершенствование содержания учебных дисциплин в начальных и средних школах, широкое внедрение в учебный процесс элементов светского образования и прогрессивных методов обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: - разнообразием документально-литературных источ-Епкоз, значительная часть которых впервые введена в научный оборот; учетом современных философских, культурологических и -психолого-педагогическнх концепций при анализе исследуемого историко-педагогического ыатеризла; совокупностью различных методов изучения адекватных цели и задачам исследования.

Практическое значение выполненного исследования заключается в тач, что его выводы, фактический материал, выявленные и проанализированные новые литературные источники дают основу и новые стимулы для дальнейшего изучения, осмысления и освоения богатейшего научно-педагогического наследия просветителей стран Ближнего и Среднего Востока.

Материалы исследования могут быть широко использованы при создании спецкурсов и спецсеминаров как по истории школы и педагогической мысли народов мира, так и народов Средней Азии и Казахстана в особенности. Кроме того, факты и вывода, содержащиеся в монографии могут также принести пользу преподавателям педагогических вузов и учителям школ в деле воспитания молодежи в духе общечеловеческих ценностей, в частности в духе уважения к народам Востока, интереса к изучению их культурного достояния.

фотами внедрения результатов проведенного исследования в практику явилось опубликование представленной монографии н

ряд публикаций в центральных и республиканских изданиях. Кроме того, результата исследования в виде сообщений и докладов излагались на- каучно^теоретшгоских и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Кулябского госпадинститута им.Руцаки СІ935-І99І гг.). Материалы и ход исследования: докладывались и обсуждались в лаборатории истории зарубежное школы и- педагогики в НИИ теории и истории педагогики rJTocKBff ж. на кафедре педагогики Кулябского госпединститута республики Таджикистан.

Основные внноды и положения исследования в настоящее время используются при чтении спецкурса по истории педагогической мысли- народов Востока в Кулябском педагогическом институте. Изучение- пецагогичвеких взглядов иранских просветителей включено в учебную программу по истории педагогики педагогических: вузов республики Таджикистан. По материалам исследования авторам подготовлены и прочитаны лекции в институте усовершенствования учителей Кулябской области.

QcHOBHup положения, выносимые на зашиту;

— специфика взасодействия социально-экономических, куль
турно-политических и психолого-педагогичеекпх факторов развития
Ирака в конце XIX - начале XX вв. определяли особенности зарож
дения элементов- капиталистического уклада, формирование различ
ных социальных групп в иранском обществе, одновременно способ
ствуя росту национального самосознания, развития просветитель
ской литературы-, оказаишей существенное влияние на организацию
светского образования, совершенствование учебно-воспитательной:
работы, школ, а такяе: на развитие просветительско-педагогичас—
кой мысли Ирана. Негативные аспекты становления и развития-
системы светского образования и педагогической мысли были
обусловлены отсутствием е Иране государственной системы прос
вещения; сильным влиянием духовенства в сфере обучения и вос
питания детей ж молодежи; господством средневековых предрас
судков в школах и: других учебных заведениях против чего реши-
твльно Еиступали" иранские просветители;*

- процесс, взаимовлияния и взаимосвязи иранс-мусульман-
скиї,. европейской: и- русской педагогической мысли дали воз-
молшесть иранским- просветителям осуществить разработку новой
концепции, образования,, повышающую его социальную эффектив-

ності. в специфических условиях Нрава, что оказало положительное влияние на дальнейшее развитее иранской, афганской, азербайджанской и таджикской педагогической мысли;

педагогические идеи .наиболее радикальных иранских просветителей 11адьком-хана, Таяибова и Зейналабеддина, коренным образом отличались от мусульманской официальной педагогики по вопросам формирования личности, а также по проблемам умственного, нравственного, духовного и физического развития учащихся, гражданского и семейного воспитания, трудовой подготовки и воспитания женщин;

общепедагогические и обще дидактические идеи просветителей Ирана способствовали решению проблем системы просвещения в специфических условиях Ирана: организация государственной системы просвещения на светских принципах; совершенствование содержания дбразования; внедрение в учебный процесс светских учзбных предметов, использование новых прогрессивных методов обучения И '?,Д.

Похожие диссертации на Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX - начале ХХ вв.