Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Жданова Светлана Николаевна

Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
<
Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жданова Светлана Николаевна. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей : диссертация... д-ра пед. наук : 13.00.01 Оренбург, 2007 335 с. РГБ ОД, 71:07-13/124

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей 23

1.1. Освоение мира человеком: генезис понятия 23

1.2. Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление 51

1.3. Система дополнительного образования детей и эстетическое освоение мира учащимися: анализ взаимосвязи 70

Выводы по первой главе 90

Глава 2. Социально-педагогическая концепция эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей 96

2.1. Эстетизация образования как методологический базис процесса освоения мира личностью 96

2.2. Проектирование содержания эстетически ориентированного дополнительного образования детей 122

2.3. Эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей 138

Выводы по второй главе 151

Глава 3. Условия эффективности процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей 157

3.1. Активизация познавательной деятельности учащихся как фактор эстетического освоения мира в учреждении дополнительного образования детей 157

3.2. Учет социально-психологических и тендерных особенностей учащихся учреждения дополнительного образования детей 176

3.3. Развитие эстетического потенциала педагога как детерминанта эффективности дополнительного образования учащихся 208

Выводы по третьей главе 223

Глава 4. Научно-методическое сопровождение процесса эстетического освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования детей 229

4.1. Интеграция педагогических технологий сопровождения эстетического освоения мира учащимися 229

4.2. Методика организации практико-ориентированных форм эстетического освоения мира учащимися 250

4.3. Специфика мониторинга процесса эстетического освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования детей 266

Выводы по четвертой главе 282

Заключение 288

Список использованной литературы 294

Приложения 322

Введение к работе

Актуальность исследования. Существенные изменения в социокультурной ситуации современного общества требуют ориентированности подрастающего поколения на эстетическое освоение мира как базиса успешной социализации, что позволяет личности не только осмыслить все многообразие мира в единстве, но и определить свое место в нем. Присущее человеку эстетическое начало, как важнейший элемент культуры, является общим универсальным свойством, пронизывает восприятие всех видов деятельности человека, отражая яркость красок и смыслов неотчужденного, неравнодушного отношения человека к окружающему миру, содержит скрытые резервы для воспитания гармоничной личности.

Современное образование, недостаточно обеспечивающее развитие личности, способной к эстетическому освоению мира, вынуждено ориентироваться в рамках сложившихся социально обусловленных ограничений на приоритет пользы, а не красоты как блага. Существующее положение касается различных социальных институтов, в частности, учреждений дополнительного образования детей, которые призваны реализовать эстетически ориентированную концепцию освоения мира учащимися в социуме.

Актуализирует проблему эстетического освоения учащимися мира Приоритетный национальный проект «Образование», основные положения которого предполагают развитие целостности личности, поддержку талантливой творческой молодежи, что подчеркивает необходимость преодоления барьеров отчуждения личности от своей сущности, требуют качественного изменения процесса позитивного освоения социальных норм жизнедеятельности. Востребованной остается целенаправленная эстетическая установка личности на освоение мира, от которой во многом зависит гармоничность взаимодействия человека и общества.

Исследования современных ученых констатируют углубляющееся несоответствие между рациональным и эмоциональным развитием человека,

что ведет к отчуждению от культуры, природы, самого себя. (М.А. Верб, Н.А.Гончарук, Л.П. Печко, Е.Л. Прасолова, В.А. Разумный, Б.П. Юсов). Пессимистический взгляд на эстетическое освоение мира всегда появляется в период социально-экономических, политических преобразований, вызывающих недовольство у многих людей в ситуации аномии. Неспособность человека различить прекрасное и безобразное отмечается, как правило, когда новые поколения, «порывая» с традиционными устоями, считают, что ценности предшествующих поколений исчерпали себя.

Социально-педагогический смысл феномена эстетического освоения мира учащимися заключается в приобретении личностью эстетического отношения к миру, включающего способность сопереживать природе, истории, другому человеку, чувствовать мир во всех взаимосвязях и осознавать целесообразность бытия, развивать и закреплять опыт жизнедеятельности по законам эстетики.

Значимым социальным институтом, способным адекватно реализовать эстетически ориентированную концепцию освоения мира учащимися в социуме, выступают учреждения дополнительного образования детей, в которых создается эстетически обогащенная среда, обеспечивающая персонификацию образования. Перед педагогической наукой возникает необходимость разработки социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, в системе дополнительного образования детей позволяющей, адекватно и объективно проявляющемуся социальному и личностному заказу, обеспечить социализацию учащихся.

Теоретико-методологический анализ научных трудов по проблеме эстетического освоения мира как научного направления в контексте основного и дополнительного образования свидетельствует, что к настоящему времени имеется объем научно-педагогического знания, позволяющего обосновать базис исследования, выделяя философский, психологический, педагогический уровни изучения.

Проблема эстетического освоения мира далеко не новая научная проблема. В научной литературе и в исследованиях, проведенных в 70-80 годы прошлого века, накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности, содержания эстетического отношения к миру и механизмов его воспитания и развития у человека. Категория «эстетическое освоение мира» приобрела статус междисциплинарной категории, фиксирующей в каждой научной дисциплине ее значение и область применения, как содержащая эталоны красоты.

На философско-эстетическом уровне выясняется соотношение между эстетическим освоением и бытием, обосновывается своеобразие отражения данного бытия в эстетическом отношении, выявляются пути и механизмы их «движения друг к другу», раскрывается структура индивидуального эстетического освоения мира человеком (А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили). Эстетика в качестве звена философской теории рассматривает эстетическое отношение, при этом эстетическое освоение имеет иную ценностную природу и служит средством постижения поведения, деятельности человека и общества в их взаимодействии.

Наибольшую значимость для исследования общих закономерностей процесса дополнительного образования детей и проблем эстетического освоения учащимися мира представляют:

отечественные философские традиции исследования эстетического отношения человека к миру (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.А. Розанов, А.Ф.Лосев, Э.В. Ильенков);

теории эстетического воспитания (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский., М.А. Верб, Ш.М.Герман, О.В.Дивненко, ІО.Я. Егоров, Б.Т. Лихачев, Ю.А. Лукин, В.К.Скатерщиков, А.В.Разумный);

психолого-педагогические идеи о социальной и познавательной активности личности, общепсихологические и возрастные аспекты личностной активности учащихся (Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская,

А.А. Бодалев, А.И.Крупнов, Б.Ф.Ломов, A.M. Матюшкин, В.Г.Мордкович, В.Д Небылицын, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев);

общепедагогические подходы к организации общего и дополнительного образования (Б.С. Гершунский, В.А. Горский, В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, Г.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, А.И.Щетинская);

концепция социально-педагогического подхода в воспитании, образовании и социализации личности (В.Г. Бочарова, ІО.В. Василькова, В.И.Загвязинский, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Т.А. Папкова, В.И. Попова, С.В.Сальцева, Ф.Ш. Терегулов).

Анализ теории педагогики и реального положения дел в учреждениях дополнительного образования в связи выдвинутым обществом социальным заказом на личность, способную к эстетическому освоению мира, позволяет констатировать наличие противоречий между:

объективной потребностью общества в личности, способной к эстетическому освоению мира и недостаточной подготовленностью выпускников образовательных учреждений к познанию окружающей действительности по законам эстетики;

потребностью учащихся в осуществлении эмоционально-окрашенного взаимодействия с окружающим миром на основе представлений о гармонии и красоте жизни и отсутствием мироосваивающих технологий в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей;

потребностью образовательной практики в наличии научно-методического обеспечения процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей и неразработанностью социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися в педагогической науке.

Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах

актуализируется проблема исследования: в теоретическом плане - это разработка концепции эстетического освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих эстетическое освоение мира учащимися в системе дополнительного образования детей.

Актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость и научная неразработанность определили тему диссертационного исследования: «Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей».

Объект исследования: процесс дополнительного образования детей.

Предмет исследования: теория и практика эстетического освоения мира учащимися в учреждениях дополнительного образования детей.

Цель исследования: обоснование социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: система дополнительного образования детей становится эффективной при создании и реализации социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, предусматривающей:

разработанность понятий и категорий, дающих целостное представление об эстетизации образования, определяющей основные направления его совершенствования в целях обеспечения эстетического освоения мира учащимися;

обоснованность закономерностей и принципов, рассматривающихся как методологическое основание, отражающее исторически и социально сложившиеся эстетические начала жизнедеятельности, и определяющие связи между ведущими компонентами процесса освоения;

разработанность концепции реализации теории освоения мира учащимися, включающей в качестве содержательно-смыслового ядра

ведущие идеи относительно специфики образного отражения многомерной действительности адекватно законам эстетики жизнедеятельности;

конструирование эвристической модели процесса эстетического освоения мира учащимися, отражающей структурно взаимосвязанные целевой, содержательный, технологический и аналитико-результативный блоки, составляющие технологическую основу обновления дополнительного образования детей;

создание технологии мироосваивающей деятельности в социуме, включающей алгоритм содействия персонификации социально-личностного эстетического развития, способы (этапы, шаги, операции) формирования познавательной, мотивационной и практической сфер личности учащегося, обеспечивая активность его вхождения в социальные связи и отношения;

обоснованность педагогических условий, детерминирующих создание эстетически окрашенной среды дополнительного образования, предъявляющей учащимся позитивные образцы социокультурной деятельности.

Эвристичность выдвинутой гипотезы состоит в том, что предлагаемая социально-педагогическая теория впервые раскрывает процесс-эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей, с новых позиций акцентируя: актуализацию резервов эмоционально-чувственной сферы и неотрывного от нее мышления личности; активизацию творческого потенциала учащихся; обеспечение социализации личности.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

  1. Охарактеризовать категориально-понятийное пространство социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей.

  2. Разработать концепцию реализации теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей.

  1. Сконструировать эвристическую модель процесса эстетического освоения мира учащимися в учреждении дополнительного образования детей.

  2. Разработать социально-педагогическую технологию мироосваивающей деятельности учащихся.

  3. Выявить совокупность педагогических условий эффективности реализации социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися.

Методологической основой исследования являются: положения диалектической теории познания о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений; диалектики объективного и субъективного факторов в истории общества; обоснованное отечественной философией положение об эстетической детерминации развития целостной личности системой общественных отношений человека как активного субъекта освоения мира; методология и методы психолого-педагогических исследований эстетического развития личности.

В исследовании использована совокупность взаимообогащающих методологических подходов: социально-педагогического, средового, персонифицированного, полихудожественного.

Теоретическую основу исследования составляют:

- на философском уровне: философские положения о познании и освоении мира человеком (Г.Гегель, И. Кант, К. Маркс, М. Хайдеггер); традиции отечественной философии исследования эстетического начала, теории единства и общности эстетического сознания, эстетической деятельности, эстетического отношения (А.Ф. Лосев, Ю.Б. Борев, А.И. Буров, М.С. Каган); идеи философии о социально-исторической обусловленности развития личности как активного субъекта освоения действительности и общественных отношений (А.Ф.Лосев, В.А.Розанов, Э.В.Ильенков, Г.П. Щедровицкий); научно-философские концепции образного отражения картины мира в сознании и поведении человека (К.А. Абульханова-Славская,

11 А. Адлер, Э. Гуссерль, В.Дильтей, Т. Лукманн, С.Л. Рубинштейн); гносеологические основы эстетики, логики и методологии научного исследования (В.И. Загвязинский, В.В.Краевский, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков); философские основы образования и теории дополнительного образования детей (А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова, СИ. Гесссн, В.А. Горский, А.Я.Журкина, В.В. Краевский, О.Е.Лебедев, СВ. Сальдова, В.А. Сластенин, О.Г. Тавстуха, А.Б. Фомина, А.И.Щетинская);

на общенаучном уровне: гуманистические социально-психологические и педагогические теории личности и ее развития (А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.В.Кирьякова, В.А.Маликова, К.Роджерс, Д.И.Фельдпггейи); теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский); научные положения личностно ориентированного образования, антропологические воззрения на человека как целостную социоприродную сущность (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.II. Зинчепко, В.В.Сериков, Ф.Ш. Терегулов); теоретические основы развития творческого и эстетического потенциала личности в образовательном процессе (В.И. Андреев, Н.Б. Крылова, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына); идеи социально-педагогического подхода в воспитании, образовании и социализации личности (В.Г. Бочарова, А.Я. Журкина, В.И. Загвязинский, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова, В.И. Попова, СВ. Сальцсва); теоретическое обоснование персонифицированного образования с учетом тендерных особенностей развития личности (А.И. Белкин, Л.И. Божович, В.А. Геодакян, И.Г. Дубов,И.С Кон, Н.А. Обозов, В.В. Столиц, А.В. Петровский); средовый подход в воспитании личности (П.Ф. Лесгафт, Ю.С Мануйлов, В.Д.Семенов, СТ. Шацкий);

на конкретно-научном уровне: теории эстетического воспитания (А.В.Бакушинский, П.П. Блонский, А.И.Буров, М.А. Верб, Ш.М.Герман, О.В.Дивненко, Ю.Я.Егоров, Т.И.Костина, Б.Т.Лихачев, Ю.А.Лукин, В.К.Скатерщиков, СТ. Шацкий); научно-методические идеи о роли

эстетических факторов в образовании и социокультурном развитии личности (А.Ю.Гончарук, Н.Б.Крылова, Е.Л.Прасолова, В.А.Разумный, Л.Б.Соколова); идеи психологии и педагогики искусства, концепция полихудожественного развития личности учащегося (Л.С. Выготский, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Б.М. Теплов, Л.В.Школяр); методика и технологии эстетического воспитания и творческого развития учащихся (В.П.Беспалько, Л.II. Печко, М.Н. Чошанов, М.В. Шакурова, В.Э.Штейнберг,Б.П. Юсов).

База исследования. Реализация концептуальных основ социально-
педагогической теории эстетического освоения мира учащимися
осуществлялась в учреждениях дополнительного образования г.Оренбурга и
Оренбургской области. Основные идеи исследования углубленно
реализованы в Центре эстетического воспитания детей и детских клубах по
месту жительства Южного округа г.Оренбурга; Центре внешкольной работы
«Подросток» г.Оренбурга; Центре развития творчества детей и юношества
г.Новотроицка; Орджоникидзевском Центре дегского творчества
г.Магнитогорска; в Оренбургском государственном педагогическом

университете на факультетах социальной педагогики, психологии, институте естествознания и экономики; Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования; на отделении дошкольного воспитания Оренбургского педагогического колледжа №3; на базе федеральной экспериментальной площадки Российской академии образования в УДО г. Оренбурга; в деятельности научно-исследовательской лаборатории Социального института Оренбургского государственного педагогического университета. Всего в опытно-поисковой работе участвовало 1460 учащихся учреждений дополнительного образования, 170 педагогов, 230 студентов, 36 преподавателей вузов.

Исследование проводилось с 1997 по 2005 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (1997-2000) определялась методологическая база исследования, выявлялись теоретические и социально-педагогические

предпосылки эстетического освоения мира учащимися, состояние проблемы в научной литературе и педагогической практике; выявлялись ключевые позиции исследования, его понятийно-категориальный аппарат; разрабатывалась социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися, модель педагогического обеспечения освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Основными методами, применяемыми на первом этапе, являлись теоретический анализ, систематизация и обобщение общих и частных философе ко-педагогических исследований, синтезирование и классификация ведущих идей проблемы, понятийное моделирование, экстраполяция, прогнозирование.

Второй этап (2000-2004гг.) был посвящен апробации социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися, осуществлялась экспериментальная проверка модели эстетического освоения мира детьми; внедрялась технология мироосваивающей эстетической деятельности личности в социуме; определялись критерии эффективности теории эстетического освоения мира личностью. Основными методами работы являлись анализ и синтез эмпирических данных, изучение и обобщение педагогического опыта, метод экспертных оценок, собеседование, наблюдение, формирующий эксперимент.

Третий этап (2004-2006гг.) включал обобщение и анализ полученных результатов исследования; происходило уточнение и корректировка концептуальных подходов и идей, проверялась достоверность полученных выводов; разрабатывались и внедрялись в практику авторские научно-методические рекомендации; подвергалась количественной и качественной обработке полученная информация и оформлялся текст диссертации. Для этого применялись методы: анализ и синтез эмпирических данных, обобщение педагогического опыта, математической статистики.

Научная новизна исследования:

1.Разработана социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися на методологическом, концептуальном,

методическом и прикладном уровнях, включающая базовые понятия, основные научно-педагогические подходы, закономерности, принципы и технологии.

2.Уточнены научно-педагогические категории (освоение, эстетизация, социализация, полихудожественность) и понятия (эстетическое освоение мира; мироосваивающая деятельность, эстетический потенциал личности, эстетически обогащенная среда дополнительного образования), составляющие содержательно-педагогическое поле теории эстетического освоения мира учащимися.

3.Обоснована концепция реализации теории эстетического освоения
мира учащимися в системе дополнительного образования детей,
базирующаяся на социально-педагогическом, средовом,

персонифицированном и полихудожественном научно обоснованных подходах, включающая закономерности и эстетические принципы, совокупность ведущих идей, эвристическую модель.

^Сконструирована эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в дополнительном образовании, структурно представленная целевым, содержательным, технологическим и аналитико-результативным блоками, включающими педагогические средства, формы и методы формирования эстетической позиции личности в процессе мировосприятия и гармоничной социализации.

5.Разработана социально-педагогическая технология мироосваивающей деятельности учащихся в социуме, представляющая алгоритм содействия эстетического развития личности, способы преобразования познавательной, мотивационной и практической сфер личности, обеспечивающая активность вхождения учащихся в социальные связи и отношения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

- созданная социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования дополняет теорию

общей и социальной педагогики в разделе «Методология дополнительного образования»;

предлагаемая в исследовании концепция реализации теории эстетического освоения мира учащимися реализуется за счет специально организованной деятельности учащихся и педагогов учреждения дополнительного образования, позволяет на теоретической основе осуществлять учащимся выбор способов мироосваивающей деятельности в процессе дополнительного образования;

уточненные в свете концепции основные категории и понятия исследования, отражающие логику и внутреннюю динамику освоения мира личностью, обогащают категориально-понятийное пространство педагогической науки в рамках гуманистической парадигмы эстетического воспитания;

выявленные закономерности и принципы, определяющие методологические требования к педагогическому сопровождению процесса эстетического освоения мира учащимися, обогащают сложившиеся в педагогике представления об эстетизации как базисе дополнительного образования детей;

охарактеризованный комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации процесса эстетического освоения мира учащимися (активизация познавательной эстетической деятельности учащихся; учет социально-психологических и тендерных особенностей учащихся как фактор персонификации дополнительного образования детей; развитие эстетического потенциала личности педагога дополнительного образования) расширяют теорегическис представления о содержании процесса эстетического освоения мира в учреждении дополнительного образования.

Результаты исследования способствуют решению научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение, открывают новое направление научных исследований, связанных с теоретико-

16 методологическим обеспечением процесса эстетического освоения мира учащимися.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью широкого применения в массовой практике дополнительного образования полученных выводов и рекомендаций по модернизации традиционной системы эстетического воспитания; переподготовке педагогов учреждений дополнительного образования, способных превращать эстетическое освоение мира учащимся в личностно значимый процесс.

Разработано научно-методическое сопровождение процесса

эстетического освоения мира учащимися в условиях дополнительного образования, позволяющее комплексно проектировать и осуществлять образовательный процесс на основе научно обоснованных:

программ (учреждения, отделов, творческих объединений) эстетически ориентированного содержания с учетом социальных запросов к дополнительному образованию детей и родителей;

технологии мироосваивающей деятельности в социуме, раскрывающей алгорим этапности социально-педагогического, полихудожественного и персонифицированного взаимодействия учащихся и педагога;

оценочно-критериального инструментария педагогического мониторинга, включающего комплекс диагностических материалов, обоснованных процессуально-личностных критериев и показателей оценки результативности эстетического освоения мира учащимися в дополнительном образовании, обеспечивающих объективность, системность и комплексность контроля и оценки;

учебных пособий, научно-методических материалов и рекомендаций по эстетическому освоению мира личностью «Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного образования», программ авторских спецкурсов для студентов, педагогов учреждений дополнительного образования;

Прошедшие экспериментальную проверку монографии, учебные пособия и методические рекомендации используются в массовом педагогическом опыте.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в учреждениях дополнительного образования детей включает:

на методологическом уровне - закономерности (эстетико-природная обусловленность развития личности; роль образного отражения в познании действительности; значимость активности субъекта в освоении мира); принципы (единства истины, добра и красоты; гармонии; открытости; резонирования; увлеченности; образности; рефлексивности); ведущие идеи, составляющие смысловое ядро теории (идея развития эстетической сферы личности учащегося; идея эстетизации образовательного и жизненного пространства; идея активизации эстетической позиции субъекта освоения мира);

на концептуальном уровне - цель (формирование эстетически ориентированной личности); задачи (приобретение и накопление эстетических знаний о мире, творческое освоение социально-ролевого взаимодействия, преобразование себя и мира по законам красоты); содержание (обогащение деятельности творческих объединений учащихся на основе эстетизации образовательного процесса);

на методическом уровне - научно обоснованные методы и формы (эвристические, эмоционально-образные, иолихудожественные, персонифицированные, социоигровые); технология мироосваивающей деятельности в социуме и педагогические условия реализации дополнительного образования (активизация познания учащихся, учет тендерных особенностей личности, развитие эстетического потенциала педагога);

на прикладном уровне - проекты и программы эстетически ориентированной деятельности учащихся и педагогов; эвристическая модель

освоения мира учащимися (в совокупности целевого, содержательного, технологического, аналитико-результативного блоков); диагностический инструментарий мониторинга (комплект диапюстико-измерительных методик, включая проективные, прогностические, вербалыю-ассоциативные, лонгитюдное анкетирование и др.);

2. Категориально-понятийное пространство исследования содержит совокупность традиционно трактуемых и авторски уточненных в русле концепции ведущих понятий и категорий:

- освоение как процесс интеграции теоретического познания и практического опыта (эмоционального чувствования и неотрывного от него мышления) в постижении личностью окружающей действительности;

-эстетизация как фундаментальная идея реализации законов эстетики в образовании, определяющая роль формирующих эстетических влияний, способных объединять в единое целое интеллектуальные и эмоциональные проявления личности;

-социализация как процесс вхождения в общество на основе интеграции эстетических образцов прекрасного, обеспечивающих закрепление результатов познания мира в структуре личностного опыта привнесением персонифицирующих смыслов в индивидуальную жизненную картину мира;

-полихудожественность как многомерность образной

представленности окружающей действительности, выступающая не внешней формой существования, а имманентно содержательной характеристикой эстетического освоения личностью мира;

-эстетическое освоение мира как процесс в единстве эстетического восприятия, творческой активности и преобразующей деятельности личности на основе чувственного раскрытия в образах многосторонних отношений личности и общества, в соответствии с законами совершенства, гармонии, соразмерности действительности;

мироосваивающая деятельность как процесс приобретения личностью чувственно-логического опыта и рефлексии последействия на основе художественной переработки образа действительности в результате переживаний и действий, в соответствии с алгоритмом «чувствовать-осознавать-творить»;

эстетический потенциал личности - как интегративная целостность способностей, качеств и умений личности органически объединять интеллектуальные возможности с чувствами и эмоциями при вступлении в художественно обогащающее взаимодействие с окружающим миром на основе эстетически ориентированной личностной позиции;

- эстетически обогащенная среда учреждения дополнительного образования как пространство совместной деятельности сообщества детей и педагогов по освоению разносодержательных культурных полей социоприродного окружения на микро-, мезо-, макро- уровнях, предполагающее развитие в образовательном процессе эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний и продуктивного воображения учащихся.

  1. Концепция реализации теории эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей отражает: методологически значимые подходы, закономерности и принципы, целевые ориентиры в эстетическом воспитании личности учащихся; многообразие содержания предметной и надпредметной деятельности, отражающего наличие свободных видов художественно-эстетического творчества и личностного мироосвоения; сопряженность и взаимодополнение функций (информационная, обучающая, развивающая, социализирующая и др.), необходимых для эмоционально-нравственного обогащения личности.

  2. Эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей интегрирует: целевой (формирование личности, способной к эстетическому освоению мира); содержательный (виды познания, творчества и развивающего досуга

по различным направлениям: декоративно-прикладного, туристско-спортивного, художественного, хореографического, музыкального, социокультурного характера); технологический (технология МДС, моделирование звуковых картин, эмоционально-образный тренинг, полихудожественные методы, имаго-техники вдохновения, эвристическая работа с сюжетом и др.) и аналитико-результатиепый (гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и адекватные им показатели; диагностический инструментарий мониторинга, позволяющего выявить уровни сформированности эстетической позиции личности в освоении мира, а также эффективность реализации научно-обоснованной в исследовании социально-педагогической теории) структурные блоки, выступающие в качестве технологической основы проектирования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Социально-педагогическая технология мироосваивающей деятельности личности в социуме (МДС) представляет собой триединство составляющих (социально-педагогическая: педагогическая поддержка, социоигровые методы, социально значимая практика; полихудо.жественная: эмоционально-чувственное погружение, образное моделирование, художественное творчество) и индивидуально-дифференцированная: по возрасту, по полу, по индивидуальным различиям, но способностям); интегрирует этапы (вводный, диагностический, прогностический, деятельностно-практический, рефлексивный) и процедуры (гармонизация, эмоционально-образная настройка, диагностика затруднений, выявление эстетического потенциала, моделирование целей и содержания, активизация творческой деятельности, анализ и интерпретация результатов); наличие обратной связи, рефлексии и коррекции; предусматривает усложнение целеполагания, вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, актуализацию опыта освоения мира учащимися в процессе дополнительного образования.

6. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования являются:

активизация познавательной эстетической деятельности учащихся, обеспечивающая освоение эстетических понятий, норм и правил мировосприятия;

учет социально-психологических и тендерных особенностей учащихся как условие персонификации дополнительного образования детей, способствующий личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию;

развитие эстетического потенциала личности педагога дополнительного образования, обеспечивающее демонстрацию многообразие образцов эстетически окрашенного сознания и поведения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается аргументированностью построений его методологических оснований, опорой на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки; полнотой и непротиворечивостью анализа предмета исследования; методологическим анализом исходных теоретических положений: использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам исследования и специфике каждого этапа исследования; сочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данных; успешными результатами внедрения в образовательную практику мироосваивающих технологий в рамках деятельности научно-практической лаборатории Социального института Оренбургского государственного педагогического университета, под руководством автора объединяющей студентов, педагогов дополнительного образования, аспирантов и соискателей; итогами опытно-поисковой работы, подтвердившей правомерность первоначально выдвинутой гипотезы.

Объективность полученных данных и выводов исследования
гарантируется использованием апробированных, валидных,

взаимодополняющих и дублирующих методов исследования; репрезентативностью выборки контингента опытной и экспериментальной работы; использованием на этапе обработки методов математической статистики и компьютерной программы, личным участием автора в апробации экспериментальных программ эстетико-ориентированной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования; количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-поисковой работы, на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики ОГПУ( 1999-2007), при участии в научных и научно-практических конференциях:

- международных (Москва, 1996,1998,2002,2005,2006; Казань, 2006; Челябинск,
2003,2005; Шадринск, 2005; Ярославль, 2005);

всероссийских (Уфа, 2005; Магнитогорск, 1998, 2002; Нижний Новгород, 2004; Волгоград, 2005;Тамбов, 2005; Уфа, 2005; Саратов, 2006; Южно - Сахалинск, 2006; Санкт-Петербург, 2006);региональных, городских, вузовских (Оренбург, 1996-2007; Уфа, 2005; 2006, Рязань,2005);

интернет-конференциях (Тюмень,2005;Санкт-Петербург,2006;Казань ,2006);

на семинарах - практикумах по инновационным технологаям регионального, городского и окружного уровня для педагогов дополнительного образования в период с 1997 по 2007гг; посредством публикаций в печати (моноірафии, научные статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ, учебные и методические пособия, учебные программы и учебно-методические комплексы, научно-методические рекомендации. Общее количество публикаций более 60.

Структура диссертации отражает общую логику исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление

Исследование сущности освоения мира дает основание перейти к конкретизации проблемы в ракурсе эстетического освоения мира. Проблема эстетического освоения мира относится к числу избранных педагогами-философами в силу своей обращенности к сущностной роли эстетического начала, пронизывающего все процессы и явления жизнедеятельности человека. Эстетическое начало является общим универсальным свойством, обогащающим освоение всех видов деятельности человека. Эстетическое освоение мира учащимися неразрывно связано с процессом образования, интегрирующим обучение, воспитание и развитие личности.

Образование, в целом, является мощным фактором социализации личности, содержащим основополагающие эстетические константы в мировосприятии человека. В современном рыночном обществе эстетический компонент делает продукт любой деятельности более привлекательным и конкурентоспособным, наделяет его ценностными качествами красоты и сообразности идеалам человека. Целенаправленная эстетическая установка личности на освоение мира является одним из важнейших компонентов разноуровневых образовательных программ.

Вопросы освоения мира в процессе формирования личности ставились учеными и педагогами в общеметодологическом плане на основе классических подходов к красоте природы и мира, к ее восприятию, оценке. При разработке и освещении традиционного подхода к проблеме учеными анализировались гносеологические, аксиологические и онтологические корни прекрасного с целью выявления особенностей ее восприятия и переживания личностью, а также развития представлений о ней в разных цивилизациях (4,41,75,119,126,193,195).

В отечественной эстетике наиболее глубокий анализ и разработка категорий и представлений о феномене эстетической выразительности реальной действительности принадлежит М.М.Бахтину и Л.Ф.Лосеву, развивающим теорию эстетической выразительности как фундаментально объективного свойства эстетики реальности и категорий эстетической науки (18,146).

Проблему эстетического развития личности, ее творческого потенциала в процессе эстетического познания и освоения действительности, формирования ее эстетической культуры изучали М.С.Каган, Н.И. Киящснко, Н.Б.Крылова, О.ВЛармин, Н.Л.Лейзеров, Б.Т.Лихачев, Д.С.Лихачев и др. (103,110,127,141,142). Зафиксирован синдром «перевернутых смыслов» в эстетическом освоении мира, который выражается в нарушении традиционного алгоритма изучения действительности: от первоначального постижения канонов мироздания в явлениях природы и общества к последующему за этим воплощением в искусстве, называемым философами «второй реальностью». Преодолеть затруднения в освоении мира учащимися призвано целенаправленно организованное дополнительное образование (208).

В педагогике эстетическое освоение действительности личностью традиционно связывается с эстетическим, художественным и художественно-эстетическим воспитанием, эстетическим развитием и образованием.

Уяснение сущности процесса эстетического освоения мира происходило на основе анализа понятийного поля основных дефиниций, уточнения ведущих понятий в источниках справочного и научно-педагогического характера.

Термин «эстетический» происходит от греческого aistheticos -чувствующий, чувственный. В греческой философии «эстетическое» трактовали как начало, пронизывающее все процессы и явления. Закономерности эстетического освоения действительности общи для любых сфер. Эстетическое является общим универсальным свойством, пронизывающим восприятие всех видов деятельности человека и важнейшим элементом человеческой культуры (272,с.427).

Рассмотрим более глубоко значение общепринятых терминов по исследуемой проблеме, традиционно употребляемых в педагогической науке.

Понятие «эстетическое воспитание» традиционно рассматривали П.П.Блонский, А.И.Буров, Б.Т. Лихачев, СТ. Шацкий как формирование способности полноценного восприятия и понимания красоты в искусстве и действительности, выработка эстетических вкусов, идеалов, развитие творческих задатков и способностей (27,41, 142, 286). С.С. Гольдентрихт, ЯЛ. Зись и И.О.Лазарев подчеркивали, что эстетическое воспитание находится в неразрывной связи с всесторонним развитием культурной жизни общества, направлено, прежде всего, на воспитание в человеке гуманистических качеств, интереса и любви к жизни в се многообразных проявлениях (60, 91).

Целью эстетического воспитания, по мнению Л.В. Бакушинского, является «освобождение творческих потенций человека», «культура творческой личности» (298,с. 39). А.Ю.Гончарук рассматривает эстетическое воспитание как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности (природе и общественной жизни) и искусству (61). Ю.Я. Егоров, Н.И. Киященко, В.А. Разумный считают эстетическое воспитание частью духовной сферы общества, определяющей цели и задачи развития творческих способностей, интеллектуальных и эмоциональных свойств человека и общества в целом. К основным задачам эстетического воспитания традиционно относят развитие у каждого человека способности восприятия эстетических явлений в искусстве и жизни; формирование умения различать душевные состояния при восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического; формирование художественного и эстетического вкуса, умения проникать в сущность произведений искусств и явлений действительности; сосредоточить внимание на законах красоты, прилагаемых к материально-производственной, общественной и познавательной деятельности; стремление к творчеству по законам красоты (74,110,208).

Изучение и анализ психолого-педагогической, научной и философской литературы выявили интерес исследователей к проблемам художественно-эстетического воспитания, которое все чаще рассматривается как способ гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека.

Эстетизация образования как методологический базис процесса освоения мира личностью

Концепция эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования, разработанная нами в ходе исследования, интегрирует методологические основания, научные положения и ведущие идеи о сущности эстетизации дополнительного образования; отражает педагогические подходы, закономерности и принципы, позволяющие научно обосновать проектирование содержания, методы и технологии процесса дополнительного образования в целях развития личности. Основой социально-педагогической теории эстетического освоения мира учащимися выступает идея эстетизации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования как фундаментальная категория, характеризующая уровень совершенства, гармонии, соразмерности действительности.

В поисках весомых подтверждений тому, что эстетическое является одним из оснований образования, исследована история развития взаимоотношений между педагогикой и эстетикой. Относительно новое понятие «эстетизация» отражает уровень взаимодействия педагогической науки и эстетики, достигнутый как результат исторически обусловленного перехода от частичного использования эстетики к эстетизации учебно-воспитательного процесса как насущной потребности.

На протяжении всей истории развития педагогика целенаправленно стремилась использовать ни с чем не сравнимые по силе возможности эстетики, эстетические влияния среды и искусства на развитие личности, специально разрабатывала всю совокупность проблем, связанных с эстетическим воспитанием, как составной части своего развития. Можно констатировать, что разработка эстетики усилиями педагогов, искавших пути более эффективного использования формирующих влияний эстетики в учебно-воспитательном процессе, плодотворно сказалось на развитии каждой из этих областей познания, что позволяло усиливать результативность процесса взаимодействия между ними.

Выстраивая теорию эстетического воспитания, педагогика опиралась на огромный исторически накопленный пласт фундаментальных философских трудов, созданных гением великих мыслителей, выдержавших самый строгий из всех возможных экзаменов проверку временем. Тот факт, что в современных условиях цивилизации эстетика не только познает и отражает специфические особенности действительности, но и выступает разветвленным видом деятельности, без которой жизнь, по сути, невозможна, является убедительным доказательством истинности и научной состоятельности идей эстетических теорий, лежащих в основании педагогики.

Наиболее ценными являются обобщения Л.Ф.Лосева в отношении специфики эстетики, которая как органическая часть философии прошла в своем развитии, в содержательном наполнении своих фундаментальных категорий огромный путь (146).

Начавшись с описания наблюдаемых явлений, очевидной способности человека эмоционально воспринимать окружающее в его многообразных проявлениях, философская мысль, все глубже проникая в сущностные проявления отношений, их эмоциональную окраску, раскрывала человечеству глубинные характеристики действительности. А.Ф.Лосев подчеркивает, что изначально предметом познания было эстетическое своеобразие самой действительности (гармония, симметрия, ритм, красота) (146, с. 148). Отсюда и определение Пифагора, принятое уже в VI в. до н. эры, трактующее эстетику как учение о прекрасном в природе. 11о уже в VI - V в. в учении Гераклита эстетическое стали связывать не только с мерой предметов, явлений, свойств, звучаний, цветов, по и непосредственно, с деятельностью. У Сократа, Платона (V - IV), стремящихся преодолеть описательную очевидность эстетических проявлений, проникнуть в их сущностную природу, эстетическое объясняется как отражение гармонии духовного, ирреального, состояния души, передающегося через искусство. И это вторичное, воспроизводимое через искусство отражение уже является искусственным, предметом специально произведенной деятельности. Усматривая непосредственно в самой природе проявления совершенства, Платон отождествляет и выражает его в категории «гармония», с которой связываются все положительные чувства, и противопоставляет ей все отрицательное, связываемое с категорией «хаос». Для Платона эстетическое есть высшая форма совершенства во всей полноте и всеохватности.

Разделяя понимание эстетического как совершенного, Аристотель переносит это непосредственно в реальную действительность, трактуя последнюю как творческую человеческую деятельность, отрицающую адекватность явлений и произведений искусства (14). По Аристотелю, прекрасное есть объективное качество предметов, выражающееся как «порядок (в пространстве), соразмерность и определенность», но право художника представлять возможное, отступать от копирования (14,с.205). При этом Аристотель настолько расширяет границы проявления эстетического, что вводит категорию «эстетически отрицательное» и дополняет категориальный ряд основных понятий эстетики, кроме прекрасного и гармоничного, трагическим, комическим, драматическим, лирическим, эпическим. По Аристотелю, эстетика как научное знание отражает гармоническое и дисгармоническое - в мире, искусстве, художественном творчестве, художественном восприятии, и поэтому является учением об искусстве как художественном освоении эстетического своеобразия действительности.

В дальнейшем разработка эстетики шла по ее соотношению с этикой -нравственностью, добром, злом, ценностями. Хрисипп, Зенон (IV - II до н. э.) включением понятия ценностей выявили точки сопряжения этического и эстетического. Все ценное отождествляется с прекрасным и благом, неценное - безобразным и злом, в первую очередь, в поведении людей. Для стоиков эстетика - это учение об эстетических проявлениях и свойствах человеческого поведения и их отражении в искусстве.

Эта линия в трактовке эстетического, его фокусировании на поведении людей получила свое углубленное развитие в творчестве Сенеки, ставящего во главу бытия мораль, нравственное не только в поведении человека, но и его отношении к самому себе. Основная ценность искусства в том, что оно подготавливает душу к восприятию добродетели. Мировоззренческий смысл этого направления состоял в том, чтобы изначально, используя возможности влияния на человека эстетического, подчинить его требованиям этики.

С позиций философии эпикурейства вторичность искусства отрицает его объективную значимость и ценность. Оно, в сути своей, иллюзорно. Но при этом его можно и нужно использовать для получения чувственных удовольствий, несомненно, важных и значимых в жизни каждого человека. При очевидном расхождении в сущностной оценке природы искусства и эстетического, оба эти направления исходят из его несомненной способности оказывать на человека мощное влияние.

В эпоху эллинизма эстетическое в своих фундаментальных категориях «прекрасное» и «возвышенное» стало все больше трактоваться в антропологическом аспекте, подчеркивающем значимость ничем другим незаменимых возможностей эстетического влияния на человека. Мыслители приходят к выводу о могуществе эстетического, в отличие от других форм влияния, ибо если от человека зависит поддаваться или сопротивляться убеждению, то восторг или изумление оказывают на нас влияние помимо нашего желания.

Активизация познавательной деятельности учащихся как фактор эстетического освоения мира в учреждении дополнительного образования детей

Необходимым педагогическим условием, обеспечивающим эффективность эстетического освоения мира учащимися наряду с учетом гендерно - индивидуальных особенностей личности и развитием эстетического потенциала педагогов является активизация познавательной деятельности учащихся.

Сравнение процессов познания и освоения показывает, что процесс познания выступает базовым в освоении мира. Подчеркнем, что если познание объективной реальности содержит три общепринятых этапа: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, то эстетическое освоение мира учащимися знаменуется еще и закреплением результатов познания в структуре личностного опыта, привнесением персонифицирующих смыслов в жизненную картину мира индивида, переживанием чувственно-логического опыта и рефлексии последействия часто на протяжении всей жизни.

Активизация познавательной деятельности как условия эффективности эстетического освоения мира учащимися происходила в процессе реализации научно-исследовательского проекта «Человек. Социум. Культура» в Центре эстетического воспитания детей г.Оренбурга.

Программа опытно-поисковой работы предусматривала процесс формирования и корректировки воспитательной системы эстетического освоения социокультурного пространства детьми в течение 6 лет: с 1999 учебного года по 2005-2006 учебный год.

Нами были определены этапы опытно-экспериментальной работы: 1 этап - подготовительный: март 1999-август 1999 года: создание условий для формирования воспитательной системы: научно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение; создание творческих групп педагогов - исследователей по проблемам эстетического освоения мира; организационно- подготовительная работа. 2 этап - поисковый: 1999-2000 учебный год: разработка научно-методического обеспечения процесса дополнительного образования в учреждении и социально-педагогической поддержки учащихся; обновление технологий совершенствования эстетически ориентированной деятельности детских объединений, организации развивающе-досуговой деятельности во внеучебное время. 3 этап - преобразующий: 2000-2004 учебный год: проведение диагностических срезов по разработанным критериям; разработка эстетически-ориентированных программ; внедрение инновационных мироосваивающих технологий в условиях социокультурного воспитания, апробированных в ходе формирования воспитательной системы; выпуск методических пособий и рекомендаций на основе обобщенных результатов опытно-поисковой работы; сотворчество ЦЭВД и социума, обеспечивавшее социокультурное эстетически ориентированное дополнительное образование, творчество и развивающий досуг детей. 4 этап - обобщающий: 2004-2006 учебный год: организация образовательного процесса с учетом результатов эксперимента. В процессе активизации познавательной деятельности учащихся учитывались следующие основные принципы: 1. Принцип самоценности детства, как основополагающего периода жизни человека, требующий: - реализации основных требований Конвенции о правах ребенка; - учета возрастных и индивидуальных преобразований в личностном развитии обучающихся; - сохранения суверенитета растущего человека, свободы его развития; - ориентации на первичность личностно-индивидуальных ценностей и потребностей человека. 2. Принцип социокультурного подхода к дополнительному образованию, требующий: - понимания образовательного процесса как составной части культуры общества, как культурно-исторической ценности опыта прошлого и основы будущего; - максимального использования региональных, народных, семейных традиций материальной и духовной культуры; - формирования творческих способностей личности по освоению, сохранению и созданию новых культурных ценное гей; - воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. 3. Принцип инициативы и творчества педагогов и воспитанников, требующий: - формирования ярко выраженного индивидуального стиля деятельности каждого педагога; - освоения поисково-исследовательской функции; преодоления стереотипности и инертности мышления и поведения; - интеграции совместного поиска педагогического коллектива и поощрения нестандартности, таланта педагога, распространения новаций; - сотворчества с воспитанниками. 4. Принцип эстетической ориентированности дополнительного образования, требующий: - расширения выбора предпочитаемых видов эстетической деятельности; - обеспечения амплитуды эстетических знаний и умений, важных в различных областях человеческой деятельности; - поддержки ведущих, стержневых эстетических интересов подростков во избежание сужения диапазона выбора. 5. Принцип сотрудничества: - организация жизнедеятельности в соответствии с реалиями социума, с полноценным участием многих социальных институтов (семья, образовательные учреждения, предприятия, клубы, ассоциации, учреждения культуры, театры, библиотеки, ВУЗы, СУЗы. и т.д.); престиж Центра эстетического воспитания детей у родителей, общественности, специалистов; - установление прочных связей и отношений между субъектами образовательного процесса ЦЭВД: администрацией, педагогами и воспитанниками детских объединений; - осуществление взаимной информации о деятельности ЦЭВД, опыте достижений педагогов и обучающихся.

Интеграция педагогических технологий сопровождения эстетического освоения мира учащимися

Обоснованные в исследовании концептуальные основы эстетического освоения мира учащимися потребовали соответствующей технологии, способной адекватно довести теорию до практического уровня и обеспечить выполнение основных требований эстетизации, выступающей методологическим обоснованием педагогических преобразований в системе дополнительного образования.

Согласно определениям ученых-методологов, педагогическую технологию рассматривают как категорию процессуальную, представленную совокупностью методов изменения состояния объекта (284); как организационно-методический инструмент реализации последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащегося (135, 142); как технику реализации учебного процесса (24); система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, практика алгоритмического применения этих способов (286).

Категориальный анализ дефиниции «педагогическая технология» позволяет назвать следующие признаки: 1. системность организации деятельности но преобразованию педагогических объектов; 2. последовательность действий, направленных на достижение определенных целей; 3. инвариантность, прежде всего, в методологии организации проектирования изменений объекта; 4. детерминированность сущностной природой объекта изменений; 5. динамика педагогической технологии характеризуется как искусственно-естественный процесс с постоянной обратной связью. Среди множества образовательных технологий, успешно применяемых в практике воспитания, обучения и развития, мы выделяем особо актуальные в ракурсе задач нашего исследования: социально-педагогические, полихудожественные и дифференцированно-личностные.Опираясь на основные научные представления о технологии, мы ввели термин «технология мироосваивающей деятельности в социуме», содержательно адекватный смысловым ориентирам концептуального подхода исследования. Мироосвоение как производное категории «освоение мира» является понятием, интегрирующим процессы восприятия объектов, явлений и субъектов окружающего мира, понимания, выработки личностной позиции (как устойчивой системы отношений человека к миру, включающей взгляды, представления и установку личности на освоение мира), проявления личностной активности и рефлексии собственной деятельности. Мироосвоение базируется на познании объективной реальности от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Эстетическое освоение мира учащимися знаменуется еще и закреплением результатов познания в структуре личностного опыта, привнесением персонифицирующих смыслов в жизненную картину мира индивида, переживанием чувственно-логического опыта и рефлексии последействия часто на протяжении всей жизни. В основе технологии МДС (мироосваивающей деятельности в социуме) лежит идея формирования эстетического отношения учащегося к окружающему миру на основе освоения культурно-эстетического наследия человечества и позитивного эстетико-гуманного восприятия многообразия духовной и практической деятельности в их единстве но законам красоты, обеспечивающих гармоничность образа жизни и творческого поведения субъекта в ходе социализации и самореализации. В ходе нашего исследования обосновано, что технология мироосваивающей деятельности в социуме (МДС) представляет собой совокупность трех составляющих (социально-педагогической, полихудожественной и дифференцированно-личностной), имеющих специфику методической инструментовки. Социально-педагогическая составляющая актуализирует гуманистические цели мироосвоения, формирование культуры освоения учащихся и преобразования социальной среды, активизации внутреннего мира человека в соответствии с социально значимыми нормами. При осознанно мотивированном включении в освоение и преобразование окружающей его действительности - мира предметов, процессов, явлений и отношений между людьми индивид (субъект), являясь существом социальным, получает успешное развитие. Социально-педагогический смысл технологии мироосваивающей деятельности в социуме заключается в целенаправленном использовании педагогами ресурсов социума для создания благоприятных условий освоения учащимися форм и методов познания мира, преобразования и приумножения опыта созидательной деятельности. Идеи социально-педагогической поддержки концентрируют в себе помощь и поддержку меры человечности в человеке. Происходит развитие субъект-объектно-субъектных отношений, сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и социальным опытом, что позволяет достичь свободы выбора действий и решает задачу помощи будущему члену общества как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Данное обстоятельство позволяет в образовательном и воспитательном процессе сместить приоритеты от влияния нормативного, жестко регламентированного процесса к личностно и социально значимой деятельности детей в условиях социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая компетентность педагога включает эффективное применение способов и методов: -социально-педагогической поддержки самоопределения, интериоризации внешних влияний в ходе освоения, самореализации и рефлексивности; -координационно-регулирующих в согласовании усилий субъектов мироосваивающей деятельности для обеспечения социально-психологического комфорта жизнедеятельности учащихся, как в творческих объединениях учреждения дополнительного образования, так и во всем многообразии открытых форм в ходе участия в клубных проектах по месту жительства и школе, социальных проектах вне удо, в региональных, российских и международных конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях; - социоигровых методов вовлечения в процесс освоения. Социоигровая педагогика, по своей сути, несет социализирующий смысл, поскольку реализуется как игра в поведение, исполнение разных социальных ролей. Успешное применение методов социоигровой педагогики, называемой авторами А. Ершовой и В. Букатовым драмогерменевтикой, и дальнейшая разработка показали, что в процессе формируется человек общительный, чуткий, умеющий слушать и понимать своего партнера, с развитым чувством ритма, пространства и времени, с развитым чувством слова, владеющего искусством общения; и человек действенный, ибо вся организация игры направлена на поиск решения, па открытие, нахождение средств воплощения. Эффективность социоигровой педагогики в развитии человеческих качеств и направленность на освоение социальных ролей позволяет выбрать ее в качестве «сквозной» в процессе эстетического освоения мира учащимися (78).

Похожие диссертации на Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей