Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Степанова Алла Вениаминовна

Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности
<
Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Степанова Алла Вениаминовна. Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05, 13.00.01 Москва, 2002 196 с. РГБ ОД, 61:02-13/1301-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы социально-художественного развития младших школьников средствами театральной деятельности .

1.1. Предмет "Театр" в практике школы как компонент понятия "социальное становление личности". с. 18-30

1.2. Развитие младших школьников в ходе театрального воспитания и образования - процесс познания и отражения объективного мира с учетом особенностей детей младшего школьного возраста, с. 31 -47

1.3. Театральное образование детей в нашей стране и за рубежом как фактор социально-художественного формирования личности . с. 47-86

1.4. Состояние и тенденции развития театрального образования младших школьников в детских учреждениях различного типа. с. 86-124

Выводы к главе 1.

Глава 2. Театрализованная деятельность как важное условие целенаправленного социально-культурного воспитания младших школьников .

2.1. Разработка модели системы детской театрализованной деятельности и проверка эффективности ее влияния на социально-художественное развитие младших школьников в педагогическом эксперименте . с. 127-134

2.2. Содержание и методы опытно-экспериментальной работы, формирующей социально-художественные качества личности. с. 134-140

2.3. Результаты театрализованной деятельности младших школьников в социально-художественном развитии, их значимость в учебном процессе . с. 140-153

Выводы к главе 2. с Л 53

Заключение. с.154-155

г. с. 156-169

Литература.

Приложение.

Введение к работе

Глобальные изменения в мире и общий кризис образования на рубеже нового тысячелетия позволили ЮНЕСКО выявить некоторые основные тенденции будущей реформы школы: "Постиндустриальная цивилизация носит гуманистически-ин(}юрмационный характер, она предъявляет повышенные требования к духовному миру человека, разносторонности его развития, широте и гибкости его квалификации, творческому уровню работников, их умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи"[119;5]. Учеными подчеркивается та сложность ситуации, в которую попал человек 20 столетия: новые социально-экономические условия жизнедеятельности, информационная и компьютерная власть, общий духовный кризис (В.А. Лекторский, Б.С. Гершунский, В.А. Разумный, Х.Г. Тхагапсоев, Н.Д. Никан-дров, А.П. Валицкая, В.В. Кумарин, П.Г. Щедровицкий, Н.С. Розов, Б.З. Вульфов, А.А. Пинский, П. Козловски, Л.М. Фридман, Н. Хантингтон и др.). Поэтому современный этап развития российского общества вплотную подвел педагогическую теорию и практику к осознанию важности вопросов воспитания и образования через эстетическое воспитание средствами искусства. В концепции РАО красной нитью прослеживается мысль о том, что "школьное образование в России до последнего времени сохраняло знание-центристский характер в противовес культурообразующему"[119;40]. Поэтому возросла роль культуры, понимание актуальности ее воспитания и возможности формирования средствами искусства высоконравственной, развитой и гармоничной личности, умеющей правильно оценивать происходящее и верно ориентироваться в любых жизненных ситуациях. "Выход из глобального кризиса образования (разрыв между образованием и культурой, отставание образования от науки) ученые видят в переходе от знаниецен-тристской к культуросообразной школе, ибо будущее зависит не столько от количества знаний, сколько от уровня культуры и способности человека к ориентации в нестандартных ситуациях. Речь идет о культурологическом смысле содержания образования, где главная задача - развивать способность личности во всех сферах ее деятельности путем приближения к достижениям мировой и отечественной культуры, овладения системой знаний о природе, обществе и человеке"[119;40]. Учеными все более подчеркивается, что именно искусство включает в себя те гуманитарно-культурологические, культуротворческие и этико-эстетические начала, которые необходимо воспитывать в личности (А.П. Валицкая, В.В. Кумарин, К.В. Кулаев, П.Г. Щед-ровицкий, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский и др.)

Известно, что воспитание культуры закладывается в детстве, а от уровня сформированного художественного развития зависит общий уровень художественной культуры в целом. Исходя из запросов времени и социального заказа общества, мы решили пересмотреть учебно-воспитательную работу с детьми, подчинив ее программе социально-культурного совершенствования формирующейся личности. Поэтому перед нами встала задача повышения общего уровня образованности учащихся. Решение данной задачи мы видели в больших возможностях предметов художественно-эстетического цикла (таких как литература, изо, музыка, танец, театр), изучение которых должно быть организовано с первого класса.

Результаты анкетирования, индивидуальные беседы с детьми, их родителями выявили, что занятия изобразительным искусством, аппликацией, инсценирование, игры-драматизации, пение находят у каждого ребенка самые положительные отклики: дети любят этим заниматься, любой вид данной деятельности вызывает у них живой интерес, эмоциональный порыв, желание творить.

Из всех видов искусства, на наш взгляд, самым интересным является театр, поскольку воспитательные возможности его весьма велики, т.к. театр - это своеобразный способ отражения жизни на сцене. В восприятии театрального искусства (и как воспринимающего, и как творящего, ребенка-зрителя и ребенка, проявляющего себя в собственной художественной деятельности) принимает участие вся личность: чувства, мысли, воображение. Театр - это творческий процесс, в котором органично соединяются другие виды искусства: литературное, искусство слова, музыкальное, изобразительное, пластическое. Поэтому, обучаясь искусству театра, ребенок будет соприкасаться с другими видами искусств.

Театр дает возможность воспитывать в детях не пассивных слушателей, а зрителей, понимающих язык театра А поскольку восприятие спектакля глубоко индивидуально и определяется как психологическим складом, темпераментом, так и общим уровнем развития, то восприятие спектакля -это процесс, способствующий формированию и психической сферы, и чувственно-эмоциональной отзывчивости, и нравственных качеств, и познавательных интересов. Однако интерес к творчеству другого наиболее полно формируется через собственное творчество (Е.К. Чухман), поэтому воспитание в детях не только зрителей, но и исполнителей является целесообразным. Собственное творчество помогает формированию и развитию чувств, мыслей, воображения, т.е. способствует становлению активной позиции личности, влияя на ее качественные изменения.

Собственная театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе ее лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества Игра - это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни - необходимая потребность, заложенная в самой природе малыша (Л.С. Выготский, Е.Н. Петрова, Н.Я. Михайленко, Т.С. Комарова, Л.В. Пименова, О.Л. Лившиц и др.). Схватывая и конкретизируя увиденное в окружающем мире, ребенок пополняет свой жизненный опыт, и на основе полученных впечатлений у него возникает желание к действию. Игра и реализуется в действии (в подражательной форме) и дает возможность перевоплотиться в воображаемый образ, способствуя проявлению чувств, заставляя фантазировать и мыслить.

В театральном творчестве соединяются различные виды художественной деятельности (изготавливаются костюмы, рисуются декорации, разучиваются роли и проч.), и каждый вид деятельности выступает как само стоятельное действие, объединенное общим замыслом и единой целью. А конечный результат данных действий - их полное и окончательное выражение в театральной постановке, т.е. театральная деятельность сама дает материал и почву для самых разнообразных видов детского творчества.

Таким образом, собственная творческая деятельность, и именно театральная, - один из способов, углубляющих восприятие ребенка, а это требует концентрации внимания на мотивах поступков действующих лиц, понимания их, анализа, сравнения, что создает почву для самостоятельных обобщений и выводов. Вместе с тем собственная творческая деятельность заключает в себе возможности приобретения новых знаний, расширение кругозора, накопление художественных впечатлений, проявление интереса к восприятию искусства. В импровизациях, театральных постановках ребенок действенно постигает язык театрального искусства и, играя на сцене, не только закрепляет впечатления, обогащая жизненный опыт, но и упражняет различные способности, развивает творческое воображение, коммуникативные и нравственно-волевые качества, интеллектуально-познавательную сферу. А это способствует социально-художественному развитию. Ученые отмечают, что для детей младшего школьного возраста это особенно важно; вопросам художественного развития личности через развитие интеллектуальной сферы, совершенствование познавательных процессов: образного мышления, восприятия, а также творческих способностей, зрительной памяти и пространственных представлений посвящены работы Л.В. Григоров-ской, Л.В. Александровой, В.П. Мадушевского, В.Д. Остроменского и др.

Театр - искусство коллективное. А совместная деятельность, пишут ученые А.П. Ершова, Е.К. Чухман, А.Ю. Гончарук, В.М. Букатов, Л.А. Никольский, М.П. Стуль, Т.С. Комарова и др. по созданию общего спектакля, характеризуется особенностью благоприятных условий для общения детей между собой и общим конечным результатом. Это доставляет большее удовлетворение и вызывает более радостные чувства, потому что происходит понимание того факта, что каждый внес свое что-то новое в общее дело.

Поэтому коллективная основа театрального воспитания - это эффективное средство решения задач социально-художественного развития.

Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные возможности для социально-художественного развития детей. В собственной театральной деятельности происходит развитие каждого ребенка, его чувственно-эмоциональной сферы, нравственных начал, интеллектуальных способностей. В то же время в каждом ребенке заложен огромный потенциал художественно-творческих способностей, и именно театральное воспитание и образование позволяют раскрыть этот потенциал, как так театральное творчество само дает хорошую почву для развития различных способностей, поскольку опирается на синтез разных видов искусств.

Социально-художественное развитие, исходя из этого, будет включать в себя следующие компоненты: чувственно-эмоциональную сферу, нравственные качества и интеллектуально-познавательные способности. От уровня сформированности данных трех компонентов будет зависеть уровень социально-художественного развития, так как театральная деятельность предполагает их взаимосвязанность и взаимообусловленность.

В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение де тей предметам искусства, исходя из собственных интересов. Ріменно возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития. В младшем школьном возрасте закладываются основы культуры, так как дети наиболее расположены к восприятию мира, и в частности художественного.

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами театрального искусства, развитие творческого потенциала в процессе художественно-театральной деятельности рассматривались наукой в исследованиях Е.С. Роговер, Т.Э. Потапова, Г.С. Похмелкиной, М.В. Колосовой, Е.М. Котиковой, А.А. Конович и др. Формированию коммуникативных способностей под влиянием взаимосвязанного использования театрального искусства и музыки посвящены работы Г.Б. Вершинина, А.Г. Генина.

Художественно-творческое развитие подростков средствами театрального искусства во внешкольных учреждениях доказано диссертациями А.Ю. Гончарука, А.Н. Аверьяновой, В.М. Букатова, Ю.А. Халфина. Влияние театрального образования на общий ход художественного развития подтверждено учеными, А.П. Ершовой, Е.К. Чухман, А.Ю. Гончаруком, О.Ю. Акакиевой, Л.А. Никольским, М.П. Стуль и др. История становления и развития театрального искусства и его роли в эстетическом и художественном образовании в школах РСФСР, Белоруссии, Азербайджана освещается в работах Л.В. Остожьевой, Е.М. Котиковой, Ф.А. Г. Султанова

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в изучении возможностей театрального воспитания и образования младших школьников в процессе собственной художественно-творческой деятельности через взаимо связанное использование предметов искусства в театральной игре. При данном подходе собственная театральная деятельность влияет на качественные изменения личностных свойств учащихся, их эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие, а значит, и социально-художественное.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является социально-художественное развитие младших школьников средствами искусства

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс социально-художественного развития младших школьников в театральной деятельности.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в разработке модели системы театральной деятельности младших школьников и в определении ее возможностей, влияющих на формирование качественных личностных свойств, которые способствуют социально-художественному развитию учащихся в процессе изучения ими предметов искусств (музыки, изо, танца, театра) на основе интегрированного подхода.

Цель и предмет определили ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Раскрыть сущность, структуру и место театральной деятельности в учебном процессе начальной школы.

2. Обосновать возможности театральной деятельности младших школьников. Определить ее влияние на формирование личности.

3. Разработать критерии оценки и показатели уровня социально-художественного развития учащихся в процессе театрализованной деятельности.

4. Разработать модель системы театральной деятельности младших школьников и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность в социально-художественном развитии учащихся.

В основу исследования положена ГИПОТЕЗА: театральное деятельность младших школьников в рамках предмета "Театр" и внеклассной и внешкольной работы при условии использования в обучении взаимосвязанных единым содержанием предметов искусства будет способствовать достижению нового качественного уровня эмоциональных, нравственных и интеллектуальных свойств личности.

Мы считаем, что социально-художественное развитие как чувственно-эмоциональное и нравственно-интеллектуальное становление личности младших школьников является интегральным процессом, в структуру которого входят три основных компонента:

1. Чувственно-эмоциональная сфера: способность эмоциональной отзывчивости к предметам и явлениям окружающей действительности, наличие чувства соучастия, сопереживания и взаимной поддержки.

2. Нравственные качества: направленность личности, оценка и прогнозирование своих возможностей, сформированных вследствие коллективной деятельности при понимании значимости собственного индивидуального вклада в конечный результат - театральную постановку.

3. Интеллектуально-познавательные способности: овладение общими и специальными знаниями, необходимыми для выполнения ролей в собственной театральной деятельности (спектаклях), по которым можно судить об уровне восприятия, постижения и понятия реального мира через познание, приятие и интерес к искусству.

При сформированном определенном уровне данных компонентов можно судить об общем уровне социально-художественного развития каждого учащегося.

Опираясь на концепцию дифференцированного принципа развития в работах Н.И. Чуприковой и Т.А. Ратановой, можно прогнозировать выделение критериев чувственно-эмоционального и нравственно-интеллектуального становления личности младших школьников вследствие собственной театральной деятельности, таких, как:

1. Устойчивость личности, понимаемую нами как сформированность социально-значимых, нравственных мотивов поведения, эмоциональной стабильности, ответственности и самостоятельности.

Готовность личности к выполнению различной деятельности, а именно учебной, подразумевающей сформированность интеллектуально-познавательных систем в ходе индивидуального развития и обучения, вы полнения творческих заданий на уровне поискового метода, развитие самокритичности и стремления к стабильности в познаниях.

3) Активность личности, рассматривающей включение в творческую деятельность, опирающуюся на интерес, желание, инициативность, коммуникативность, динамизм, на основе полученной интеллектуально-познавательной подготовки.

Сформированность данных критериев чувственно-эмоционального и нравственно-интеллектуального становления личности младших школьников вследствие собственной театральной деятельности позволит повлиять на повышение качественного уровня образованности учащихся.

Мы предполагаем, что в качестве ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, определяющих эффективность социально-художественного развития младших школьников средствами театральной деятельности, будут являться следующие:

а) создание необходимой благоприятной эстетической среды в обра зовательном учреждении и общего эстетического пространства, которые способствуют эмоциональному, интеллектуальному и нравственному разви тию каждого учащегося и воспитывают художественно-творческую лич ность средствами собственной театральной деятельности;

б) взаимосвязь содержания урочной и внеурочной работы с младшими школьниками по развитию их художественно-творческих способностей средствами собственной театрализованной деятельности, включающей в се бя эффективные формы и методы педагогического воздействия с целью за интересованности каждым учащимся процессом обучения различным пред метам художественных дисциплин;

в) теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения предметов искусств, должны стать для каждого учащегося осознанной цен ностью, и быть применимы на практике, т.е. в собственной театральной дея тельности;

г) учебные программы, методические разработки, сценарии внекласс ных мероприятий, имеющие в основе интегрированное содержание теат ральной деятельности учащихся;

д) понимание педагогами, администрацией, родителями учащихся не обходимости театральной деятельности, ее значения и роли в социально- художественном развитии детей;

е) обучение учащихся средствами искусства, направленное на общее развитие, должно осуществляться по принципу "не воспитываем профес сионалов, но обучаем профессионально";

з) тесная взаимосвязь педагогов и школьного психолога с семьей и наличие эмоционально-эстетического сотрудничества с родителями учащихся.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются положения философии и эстетики об общественно-исторической природе художественной культуры и ее функциях (Н.Г. Чернышевский, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, А. Лилов), а также труды психологов в области детского творчества (Б.М, Теплое, Е.И. Игнатов, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков), исследования ученых в области искусствознания и педагогики, обосновывающие целесообразность использования комплексного взаимодействия искусств в художественном развитии детей (Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин, Н.П. Сакули-на, ТС. Комарова, Л.А. Рапацкая, Т.Я. Шпикалова, Б.Н. Цикин), педагогические и психологические положения о роли художественно-творческой деятельности в формировании и становлении чувственно-интеллектуальных и нравственно-волевых качеств личности (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Б.Т, Лихачев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.), значимость театрального творчества и преподавания театрального искусства в общеобразовательной школе как способных формировать и развивать психические и личностные качества, расширять и углублять художественный и жизненный опыт в процессе общения с искусством и занятий художественно-творческой деятельностью, а также влиять на эффективность учебно-воспитательного процесса в целом (А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, А.Ю.

Гончарук, Е.К. Чухман); концепция дифференцированного принципа развития (Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова); различные аспекты социального становления и развития личности (М.И. Рожков, К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Толстых, М.М Прихожан, И.И, Нагуманова, А.В. Мудрик) элементы методики педагогической квалиметрии в оценке эффективности учебно-воспитательного процесса через понятие "эффективность", включающее в себя сравнение прогнозируемых показателей социально-художественного развития с полученными в ходе театрализованной деятельности младших школьников (методика Фоминой Н.Б., г. Алексин Тульской области).

ИСТОЧНИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература, архивные документы Тульского государственного архива, нормативные документы для общеобразовательных школ, материалы совещаний, конференций по вопросам, связанным с темой исследования, педагогический опыт учителей г. Тулы и Тульской области, опытно-экспериментальная работа автора.

Для решения задач исследования были использованы следующие МЕТОДЫ:

а) теоретический анализ научной литературы, раскрывающей опреде ление "театральное образование"; работа с архивными документами, позво ляющими проследить ход становления театрального образования в г. Туле и Тульской области; изучение государственных программ общеобразователь ных учреждений по предметам эстетического цикла и составленных на их основе авторских и индивидуальных программ;

б) знакомство с состоянием театрального образования учащихся за рубежом (на примере некоторых стран), изучение и обобщение педагогиче ского опыта театрального образования в образовательных учреждениях Рос сийской Федерации, школах г. Тулы, Тульской области; разработка модели системы театральной деятельности в школе, предусматривающей опытно- экспериментальную работу по теме исследования;

в) изучение школьной документации, беседы с учителями, учащими ся, родителями, тестирование и анкетирование;

г) педагогические наблюдения, диагностирование, изучение резуль татов деятельности младших школьников, определение критериев оценки.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА и ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в научном обосновании положения о том, что театральное образование в школе выступает как эффективный фактор воспитания личности младшего школьника с учетом тех его особенностей, которые способствуют качественным изменениям познавательных процессов и влияют не только на социально-художественное развитие ребенка (становление чувственно-эмоциональных и нравственно-интеллектуальных сторон личности), но и способствуют более высокой эффективности овладения рядом учебных предметов. Разработан интегрированный подход при изучении предмета "Театр" и определены педагогические условия (благоприятная эстетическая среда, взаимосвязь урочной и внеурочной работы, интегрированный подход и др.), обеспечивающие эффективность социально-художественного развития каждого ребенка Выделены показатели интеллектуально-художественного развития младших школьников средствами театрализованной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в использовании его результатов при составлении учебных программ по театральному воспитанию с учетом региональных особенностей, учебных пособий для начальной школы по предметам искусства, учитывая интегрированный подход, при разработке рабочих учебных программ и планов для школ эстетического направления; в возможности использования выстроенной системы театрального воспитания в работе любого образовательного учреждения при условии изменения и вариативности форм и методов работы, исходя из возможностей и запросов данного учреждения, не нарушая общего подхода к эстетическому воспитанию и образованию в целом.

С целью проверки научной и практической ценности методических идей, установленных на основе педагогических, психологических и специальных методик, требований к новому содержанию образования, обобщения педагогического опыта по материалам научной, научно-популярной литературы и бесед автора диссертации с педагогами школ г. Тулы, был проведен педагогический эксперимент в 1992-2000 гг. Исследование проводилось по этапам:

1. Поисково-теоретический этап (1992-1995 гг.) - изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования: определение и формулировка цели и задач исследования, его предмета; разработка рабочей гипотезы; анализ состояния проблемы исследования, выявления положительных сторон и недостатков в театральном воспитании и образовании учащихся младших классов в практике общеобразовательной школы; составление анкет, тестов и проведение анкетирования и тестирования; разработка критериев оценки продуктов детской театрализованной деятельности; проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния объекта исследования.

2. Опытно-экспериментальный этап (1995-2000 гг.) - составление плана и разработка программы формирующего этапа эксперимента; выбор форм, методов, содержания учебно-воспитательной работы по социально-художественному развитию младших школьников, разработка модели системы детской театрализованной деятельности на основе интегрированного подхода; внедрение разработанной программы и определение доступности предложенной системы, содержания эстетических дисциплин, влияния их на эффективность социально-художественного развития.

3. Заключительноч 6общающий этап (2000-2001 гг.) - анализ, интерпретация, обобщение и обработка результатов опытно-экспериментального исследования; оформление результатов.

АПРОБАЦИЯ результатов исследования осуществлялась в ходе опытной работы с учащимися начальных классов МОУСШ №24, МОУСШ №49 Пролетарского района г. Тулы; в разработке и проведении автором городского семинара по проблеме организации учебно-воспитательного процесса художественно-эстетического образования в г. Туле (МИАЦ, декабрь, 19% г.); в разработке и проведении городской научно-практической конференции "Художественно-эстетический аспект образования" (ГУО1,Тула, август, 2000 г.), районной научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала обучающих и обучаемых через совершенствование форм и методов реализации проблемы целостности образовательного процесса в районе" (МОУДОВ РМК, Тула, ноябрь, 2001 г.); опубликованы по проблеме исследования статьи:

1. "Эстетическое воспитание детей и развитие их художественно-творческих способностей средствами народного искусства" // Н.М. Сокольникова. Культура, искусство, школа. - М. 1999. - С. 164-166.

2."Развитие личности ребенка средствами искусств в условиях школы эстетического направления". Материалы научно-практической конференции "Повышение эффективности управления воспитывающей деятельностью образовательного учреждения". - Тула, МИАЦ, 1999. - С. 26.

3."Взаимосвязь интеллектуального и художественного развития в процессе изучения предметов эстетического цикла". Сборник научных трудов. - М., Редакционно-издательский центр "Альфа" МГОПУ, 1999. — С. 100-102.

4. "Театральное воспитание младших школьников в общеобразовательной школе". Методическое пособие для учителей. - Тула, МОУДОВ РМК, 2001.-56 с.

5. "К вопросу эстетического воспитания школьников через искусство". Сборник научных трудов преподавателей, студентов и аспирантов ГУО - Главное управление образования I ll 1У им. Л.Н. Толстого. - Тула, Редакционно-издателъский центр ТПТУ им. Л.Н. Толстого, 2001. - С. 226-231.

6. "Материалы районной научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала обучающих и обучаемых через совершенствование форм и методов реализации проблемы целостности образовательного процесса в районе". - Тула, МОУДОВ РМК, 2001. - 68 с. (в печати).

На защиту выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Театральное образование и художественно-творческая деятельность младших школьников осуществляется в их собственной театральной деятельности и способствует социально-художественному развитию, которое заключается в том, что у детей повышается уровень чувственно-эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуально-познавательной сфер. Дети приобщаются к творчеству, у них формируются начала художественной культуры.

2. Наиболее эффективно осуществляется социально-художественное развитие младших школьников при интегрированном подходе к изучению искусства и определенных педагогических условиях.

3. В зависимости от уровня сформированное компонентов социально-художественного развития (эмоциональной, нравственной и познавательной сфер) можно проследить общекультурный и интеллектуальный уровень развития каждого ребенка, определяемый нами как высокий, достаточный, допустимый и критический. Это позволяет определить уровень формирования и развития художественно-творческих способностей в условиях обучения детей театральному искусству и самостоятельной театральной деятельности. 

Предмет "Театр" в практике школы как компонент понятия "социальное становление личности".

Проблема ознакомления детей с театральным искусством имеет глубокие корни в истории мировой педагогики. Однако воспитание средствами театра через театральное образование привлекло пристальное внимание педагогов, психологов и стало наиболее серьезно рассматриваться ими лишь в последние десятилетия XX века, и поэтому данная проблема на сегодняшний день является актуальной и дискуссионной. Острота ее в современных условиях связана с изменением общественной ситуации в стране и, как следствие, изменением парадигмы российского образования, связанной с переходом от знаниецентрической к культуросообразной школе, от информационной к - ценностной педагогике.

Цели современного образования - усвоение учащимися содержания культуры, накопленной человечеством, приобретение опыта творческой деятельности и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру. Особое место в реализации этих целей занимают предметы художественно-эстетического цикла. Они относятся к той области действительности, которая отображает в наиболее целостном виде гуманистические ценности и входит в зону особых познавательных и личностно значимых интересов учащихся, содействует их развитию и социализации. Поэтому проблема содержания художественно-эстетических знаний в школе требует серьезного внимания и особого подхода в новых социальных условиях.

В процессе формирования и выстраивания проектно-эстетического типа образования, отвечающего культуросообразной школе, как отмечено в статьях А.П. Валицкой, П.Г. Щедровицкого, Х.Г. Тхагапсоева, Ш.А. Амоношвили, В.И. Загвязинского [2,22,149,171], наиболее важную роль, нужно признать, играет эстетическое воспитание. Именно оно в системе общего воспитания подрастающего поколения в современной психологии и педагогике все более рассматривается как приоритетное направление. "Через красивое - к человеческому - такова закономерность воспитания", - говорил еще В.А. Сухомлинский. Поэтому именно эстетическое воспитание открывает возможности "активного, целенаправленного и глубокого внедрения в сознание растущего человека"[35;25] эстетического отношения к действительности, способствует формированию эстетического вкуса, эстетических потребностей, нравственных, волевых качеств, а в целом художественной культуры. "Эстетическое воспитание, - пишет И.Ф. Гончаров в книге "Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников"[35;30],- обращено к культуре чувств человека, к наиболее существенным сторонам его душевно-духовного мира, или... к сущностным силам...". Поэтому эстетически воспитанная личность та, которая способна эстетически относиться к наибольшему кругу явлений действительности, имеющая высокий уровень художественного вкуса и возможность проявить себя как творческая личность.

В современных социокультурных условиях вопрос подхода к эстетическому воспитанию приобретает иные оттенки. Б.З. Вульфов отмечает: "Характерная черта нашей современной реальности в том, что рыночные отношения весьма причудливо соседствуют с идеями демократизации и гуманизации народного образования, школы" [28 ;3]. Рынок стал фактором гуманизации социальных реформ в обществе, и утверждение его власти в экономике и во всей жизнедеятельности человека естественно увеличивает потребность в развитии моральных и эстетических начал.

Однако, по утверждению ученых [34,70], рыночные отношения не могут быть прекрасными сами по себе и подлинное "эстетическое наполнение" могут приобрести "только в действиях, поступках людей, во всем их облике" [103]. Поэтому, от того "рядом или вместе" будут рыночные отношения и процессы демократизации и гуманизации в российском образовании, зависит многое в жизни общества. "Если только рядом, значит, человечность неизбежно уступит жесткому расчету; если вместе, дополняя друг друга, - есть надежда, что в будущем рациональном обществе появятся и деловые мечтатели, и благородные прагматики..."[28;4]. Ясно, что понятие эстетического в современных условиях не может сводиться только к внутренней культуре личности, к ее положительным, благородным, имеющим нравственную основу поступкам. Эстетическое воспитание на данном этапе развития общества должно не только учитывать особенности складывающихся новых экономических отношений в условиях современного рынка при создании иной среды обитания предметно-вещественного мира, но и должно опираться на интеграцию с экономикой, рыночными отношениями и, гуманизируя их, создавать культурное пространство для человека, как творческого индивида и истинного субъекта культуры, для расширения духовного потенциала общества, построения человеческой деятельности по законам красоты.

Новое качество эстетическим ценностям искусства придает эстетически организованная среда, которая, формируя внутренний мир и опираясь на познание предметов и явлений действительности, влияет на нравственное самоопределение человека, приобретает характер иного качества и становится "опорой личности, краеугольным камнем его культуры, без которых невозможно развитие цивилизации"[75;51].

Все это говорит о том, что эстетическое воспитание сегодня способствует реальному процессу нравственного и духовного совершенствования человека, создает рядом с эмоционально оформленными идеями и идеалами в искусстве предметы и вещи, окружающие нас в повседневной, будничной суете, тем самым организует социальный быт, воздействуя и изменяя образ жизни людей во имя красоты, гармонии и блага.

Поэтому задача школы - поднять эстетическое воспитание подрастающего поколения на иной социальный уровень при пристальном рассмотрении его содержания в новых исторических условиях.

На наш взгляд "вместе, дополняя друг друга", рыночные отношения и процессы демократизации и гуманизации в российском образовании будут действовать при подходе к эстетическому образованию через воспитание средствами искусства, а именно, вовлечение в учебно-воспитательный процесс предмета "Театр" в качестве обязательного. Во-первых, театр - это своеобразный способ отражения жизни на сцене, а значит, через занятия театром каждый ребенок будет получать реальные представления об окружающей жизни и учиться адекватно оценивать предметы и явления. Во-вторых, синтетичность театрального искусства дает возможность соприкосновения с другими видами искусства и организации интегрированного подхода в обучении. Предмет "Театр" при этом может выступать в качестве системообразующего ядра. В-третьих, воспитательные возможности театра весьма велики и позволяют акцентировать внимание в обучении на эмоционально-чувственное, нравственно-волевое и познавательно-интеллектуальное развитие, а значит, на социальное становление личности.

Театральное образование детей в нашей стране и за рубежом как фактор социально-художественного формирования личности

Вопросам воспитания и образования детей средствами театра, внедрения театрального искусства в школьную жизнь посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых [6,17,36,37,44,48,51,64,68, 88,107,132,150]. Становление театральной педагогики в странах происходило в разные исторические эпохи и имело свои характерные черты в развитии. Интересно обратиться к опыту театрального дела в нашей стране и за рубежом, примеры которого нам удалось найти.

Так, болгарскими педагогами используются богатые возможности театра в воспитании и образовании школьников, которые имеют вековые традиции. Корни их уходят в религиозные обряды и церковные службы. Имеется и другая точка зрения: зарождение театральной педагогики происходило в становлении учебного процесса на определенном этапе развития школьного дела [45]. Все формы театрального воспитания (школьный театр 1846-1856 гг., читалищный театр 1856-1866 гг., театральные товарищества с 1865 г.) возникли в эпоху, когда союз школы и театра имел огромное значение (эпоха болгарского Возрождения (1846-1878 гг.). Сначала школа использовала театр для совершенствования учебно-образовательного процесса, затем школьный театр приобрел глубоко общественный характер и активно участвовал в борьбе за национальное самосознание и освобождение болгарского народа от турецкого ига. Школа и театр имели общий путь и являлись очагом просвещения, культуры и патриотизма.

Основы театрального дела были заложены в первых народных училищах (Габровское). Основоположенниками всех начальных форм театра явились прогрессивные учителя, сочетающие большое мастерство педагога и художника: СП.Н. Изворский, П. Берон, С. Филаретов, С. Добро-плодный, ПР. Славейков, Д. Войников и др. Ими были включены в учебный процесс игры (П. Берон), элементы театрального искусства при обучении истории, географии и других наук. Широкое распространение получили школьные празднества - художественные чтения, декламации (С. Изворский), которые имели характер примитивных начатков театрального творчества. Их сменили "школьные позорища", явившимися первыми школьными театрами (И. Шумерская). Большое внимание уделялось развитию художественно-творческих способностей через воспитание патриотических чувств средствами театра (Д. Войников). Основой школьного театра явился диалог, для которого были характерны поиски содержания и отражения болгарской действительности, ощущение действенности речи, живое общение участников, попытки выявления определенного состояния действующих лиц, В диалогах поднимались проблемы народности, языка, адресованные детям, школе. Все это способствовало формированию у учащихся непримиримого гражданского духа и осознанного отношения к театру. Таким образом, развитие театрального дела в Болгарии проходило от нравственно-дидактического содержания к тематике общественно-исторического значения. Большое влияние на болгарское театральное дело оказала русская драматургия Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, Н.В. Гоголя. После освобождения Болгарии от турецкого ига в 1878 г. театральное дело проходит новые этапы: в детском театральном воспитании возникают новые моменты - связь с профессиональным искусством, тенденции создания профессионального театра для детей, складываются теоретические концепции, содержащие много ценных мыслей о создании системы воспитания средствами театра Школьные театры продолжают развиваться в различных формах: художественной самодеятельности при школах, читальнях и других культурно-просветительских учреждениях.

Школьные спектакли являются самым могучим воспитательным средством: в них вовлекаются все учащиеся. Продолжительная подготовка способствует воспитанию чувств, положительных эмоций, ответственности к делу как учителей, так и учащихся. Вместе с тем, рассматривая спектакли как школьные увеселения, содержащие театральные элементы, к ним относились и как к средству, объединяющему школу, семью, общество.

Однако в условиях буржуазной Болгарии больше прослеживалась тенденция стихийной деятельности отдельных учителей, осуществлявших свои поиски изолированно друг от друга. Для 20-х шдов XX века характерно появление нового отношения прогрессивных деятелей к театральному делу в школе, и в частности, к юному зрителю, выражавшееся в подготовке для него специальных спектаклей, организации школ и кружков для учителей, будущих руководителей школьных театров, педагогов по художественному чтению. Так, при Болгарской драматической школе (БДШ) был открыт первый театр для детей, который ставил пьесы со сказочным содержанием, где роли детей играли ученики начальной школы. Однако преподавательскому составу БДШ не удалось внести вклад в теорию и практику школьного театра, хотя основателем школы К. Сагаевым был выпущен ряд интересных работ, среди которых книга "Детский театр как дидактическое средство" (1930 г.). В данной публикации автором была сделана первая попытка изложения целостной системы и методических установок детского театра. Так, педагогом были поставлены задачи перед драматическим искусством. Наглядным способом: - облагораживать нравы (воспитательная цель); - дополнять живыми примерами знания, полученные через "мертвые" слова учебников (образовательная цель); - усовершенствовать родной язык, т.е. стремление к созданию объединяющего художественного языка. - поощрять родные искусства, т.е. побуждение к национальному творчеству. - искать новые пути оригинальных сценических решений, т.е. развитие творческого начала.

Разработка модели системы детской театрализованной деятельности и проверка эффективности ее влияния на социально-художественное развитие младших школьников в педагогическом эксперименте

Основные воспитательные и развивающие возможности, как отмечается учеными [42,67,87,119,121], заложены в учебном процессе. Это доказывается наличием различных подходов в художественном воспитании в ряде образовательных учреждений, где наметились и сложились свои индивидуальные системы эстетического образования [52-59]. В ходе опытно-экспериментальной работы нами была разработана модель системы детской театрализованной деятельности, в основу которой были положены результаты констатирующего эксперимента, решающего следующие задачи: 1. Какова заинтересованность и степень желания учащихся начальной школы заниматься общеобразовательными и эстетическими дисциплинами до начала эксперимента? 2. Каковы представления учащихся начальной школы об искусстве театра, его языке, специфике, связи с другими видами искусств? 3. Каким должно быть содержание уроков театра в начальной школе, чтобы оно могло отвечать общедидактическим принципам и соответствовать возрастным особенностям и возможностям учащихся? 4. Каким должно быть дополнение к существующим программам по эстетическим предметам, чтобы оно могло обеспечить эффективность процесса социально-художественного развития. 5. Какой объем содержания и уровень требований необходим и достаточен для учащихся начальной школы по предметам искусств. 6. Какова эффективность усвоения учебного материала учащимися экспериментальных и контрольных классов? С целью определения исходного состояния театрального воспитания и образования младших школьников и дальнейшие изменения результатов в ходе опытно-экспериментальной работы мы осуществляли следующие методы: I. Заинтересованность учащихся учебными (в том числе эстетическими) дисциплинами определялась путем анкетирования в три этапа: первый в 1992-93 уч. г. - в школе работало 3 эстетических класса, второй в 1995-96 уч..г., - в школе работало 9 эстетических классов и третий в 1999-2000 уч. г., - 16 эстетических классов. Анкетирование проходило среди учащихся 2-9 классов (как экспериментальных, так и контрольных) и охватило в 1992-93 уч. г. 600 учащихся, в 1995-96 уч. г. 560 учащихся и в 1999-2000 уч. г. 574 учащегося. Анкета включала следующие вопросы: 1. Какие предметы тебя больше всего интересуют - русский язык, чтение, математика, музыка, изо, танец, театр, физкультура? /нужное подчеркни. 2. Чем бы ты хотел заниматься больше всего - рисованием, музыкой, театром, танцами? /расставь цифры над названиями предметов по мере интереса. 3. Что ты очень любишь - решать задачи, писать сочинение, играть на сцене, рисовать, петь в хоре, читать книгу? / нужное подчеркни. В результате анкетирования было выявлено следующее: - 1992-93 уч. г. - учащиеся с удовольствием занимались гуманитарными предметами (44,5 %), естественнонаучными (67 %), эстетическими (36,2 %); - 1995-96 уч. г. - интерес к гуманитарным предметам и естественнонаучным стал выше (соответственно 60,5 % и 75 %), эстетические дисциплины приобрели большую популярность (59,2 %) (диаграмма 2). При- чем, наблюдался повышенный интерес к предметам искусств учащихся экспериментальных классов (диаграмма 3). - 1999-2000 уч. г. - гуманитарными предметами также интересовались 68,5 % учащихся, естественнонаучными 80%, причем наметилась тенденция к большей заинтересованности данными дисциплинами учащихся экспериментальных классов. Однако, примечателен и тот факт, что предметами искусств стали больше интересоваться учащиеся контрольных классов.

Результаты театрализованной деятельности младших школьников в социально-художественном развитии, их значимость в учебном процессе

В ходе опытно-экспериментальной работы по театральному воспитанию и образованию младших школьников был сделан следующий вывод: эффективность социально-художественного развития зависит от обязательности выполнения соответствующих требований к модели системы детской театрализованной деятельности. Преемственность в обучении, интегрированный подход, коллективная деятельность и взаимосвязанное использование внешкольной и внеклассной работы способствуют выстраиванию данной системы в целенаправленной, логической, поэтапной последовательности.

Анализ, обобщение, интерпретация и обработка теоретического и экспериментального исследований позволяют утверждать о доступности предложенного содержания уроков искусства в начальной школе, положительном влиянии их на эффективность общеобразовательного процесса вследствие социально-художественного развития каждого ребенка, о возможности и целесообразности изучения предмета "Театр" в общеобразовательной школе.

В результате проведенного теоретического исследования и анализа данных педагогического эксперимента установлено необоснованное отношение к предмету "Театр" в общеобразовательной школе, его незаменимая и обязательная роль и место в общем образовании подрастающего поколения. Полностью подтвердилась гипотеза о возможности достижения средствами театрального воспитания и образования, опирающихся на театральную игру, нового качественного уровня чувственно-эмоциональной (способность эмоциональной отзывчивости к предметам и явлениям действительности, наличие чувства соучастия, сопереживания и взаимной поддержки), нравственно-волевой (направленность личности на ту или иную деятельность, оценка своих возможностей, понимание значимости собственного вклада в конечный результат) и интеллектуально-познавательной (овладение специальными знаниями, позволяющими судить об уровне восприятия, постижения и понятия реального мира через интерес к искусству) сфер личности младшего школьника. Рассматривая формирование данных сфер как интегральный процесс, мы подтвердили положение о том, что от специально организованных условий и при наличии интегрированного подхода каждый учащийся может быть вовлечен в театральную деятельность. Поэтому правильная организация театрализованной деятельности позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, воспитывает интерес и любовь к искусству и различным его видам, развивает творческое начало и художественные способности, тем самым помогает более эффективно формировать эмоциональные, нравственные и познавательные качества. Способствуя приобщению каждого ребенка к творчеству, театральное образование не только влияет на уровень социально-художественного развития, но и воспитывает начатки художественной культуры в целом и формирует элементы осознания необходимости приобретения социального статуса, как первого этапа становления личности.

Проведенное исследование подтвердило эффективность предложенной модели системы эстетического воспитания и необходимость выдвинутых нами педагогических условий, которые способствуют повышению уровня социально-художественного развития младших школьников: необходимая благоприятная эстетическая среда в образовательном учреждении и общее эстетическое пространство, взаимосвязь содержания урочной и внеурочной работы, применение учащимися полученных знаний и умений в собственной театральной деятельности, имеющей интегрированное содержание, понимание педагогами, администрацией и родителями необходимости занятий театром, их значения и роль в развитии детей, профессионализм в обучении. Использование критериев развития чувственно-эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуально-познавательной сфер личности младшего школьника позволило определить общий уровень как социально-художественного, так и общекультурного развития каждого учащегося.

Это дает основание рассматривать предмет Театр" как общеобразовательную дисциплину, гуманистический характер которой обеспечивает личностно-ориентированный подход. Поскольку обучение искусству театра, построенное на основе собственной театральной деятельности, отвечает общепедагогическим и дидактическим принципам художественного образования, подтверждается актуальность и необходимость данного предмета в общеобразовательной (начальной) школе в качестве обязательной дисциплины.

Похожие диссертации на Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности