Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Кудирмекова Надежда Ивановна

Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг.
<
Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудирмекова Надежда Ивановна. Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг. : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Горно-Алтайск, 2006.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2868

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Организационно - педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917-1945 гг.

1.1. Состояние школьного дела у алтайцев до революции 14

1.2. Осуществление школьного строительства и создание учебно-материальной базы алтайской национальной школы в 1917-1945 гг 35

1.3. Определение содержания школьного образования в 1917-1945 гг 62

1.4. Формирование и профессиональная подготовка педагогических кадров школы в 1917 - 1945 гг 91

Выводы по I главе 110

Глава II. Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946 - 1958 гг .

2.1. Состояние послевоенной алтайской школы и обеспечение ее деятельности 112

2.2. Совершенствование структуры и содержания образования в алтайской национальной школе (1946-1958 гг.) 126

2.3. Подготовка учительских кадров для алтайской национальной школы в 1946- 1958 гг 148

Выводы по II главе 165

Заключение 167

Список литературы 173

Приложение 191

Введение к работе

Актуальность исследования. История образования в Горном Алтае является составной частью региональной и отечественной педагогической науки. Исторический опыт обучения и воспитания в таком своеобразном по территории и народонаселению регионе интересен и специфичен, обусловлен прежде всего национальными, религиозными и культурными особенностями коренного народа - алтайцев.

Обретение в 1991 г. Горно - Алтайской автономной областью государственного суверенитета, существование ее как самостоятельного субъекта Российской Федерации - Республики Алтай - обусловило принятие законов «О языках Республики Алтай» (1993 г.), «Об образовании в Республике Алтай» (1999 г.), «Концепции национальных школ Республики Алтай» (1992 г.), обозначивших основные направления и приоритеты последующего развития народного образования.

В «Концепции...» алтайская национальная школа раскрывается как система обучения и воспитания детей и молодежи на родном языке, в основе которой лежит принцип включения их в этнокультурную среду и приобщения Е культуре других народов. «Конечная цель такой школы - способствовать становлению этнической личности как носителя и творческого продолжателя культурно - духовных ценностей народа» [50, с.29].

Десятилетний опыт деятельности республиканских учреждений образования в рамках «Концепции...» показывает, что, наряду с имеющимися успехами, в силу объективных и субъективных причин ряд ее положений до сих пор остаются не реализованными и требуют корректировки. Например, еще не решены все вопросы организации обучения алтайских детей родному языку, обеспечения школ учебной литературой и педагогическими кадрами; отмечается снижение статуса родного языка и степень владения им алтайскими детьми и молодежью [47, с.61], [125, с.36]. Полагаем, что современные проблемы функционирования школ Республики Алтай возникли не сегодня и не случайно.

В связи с этим нам представляется важным обращение к истории образования в Горном Алтае и, в частности, к изучению проблем становления и развития алтайской национальной школы, что выступает отдельным звеном в научном осмыслении не только национально - регионального историко -педагогического процесса, но и истории алтайского народа в целом.

Актуальность проведения регионального исследования подтверждает «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000 г.), среди основных целей и задач отечественного образования ближайших лет определившая «гармонизацию национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержку национально - культурной самобытности народов России, их языков и культур» [84, с. 8].

Проведенный нами анализ литературных источников показал определенную изученность процессов развития системы национального образования и школ отдельных народов Российской Федерации. Вместе с тем мы констатируем отсутствие современных обобщающих трудов по истории алтайской национальной школы.

Первые публикации о создании и развитии школ у национальностей РСФСР появились в раннесоветский период. В трудах государственных и партийных деятелей СМ. Диманштейна, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, А.В. Луначарского раскрываются принципы национальной политики советской власти и декларированные ею права нерусского населения на образование [34,59,69,74].

Сведения о путях формирования школьной системы Горного Алтая мы находим в статьях ж очерках общественно - педагогических деятелей 1920 -1930 - х гг. И.С. Алагызова, П.Я. Гордиенко, Г.И. Итыгина, Л.П. Мамета, П.К.Рубашкина, Г.К. Ульянова [1,31,45,77,106,126]. Написанные по следам событий, они содержат обширный фактический материал, так как их авторы явились организаторами и участниками создания советской системы просвещения.

Сорокалетний путь развития национальных школ советской России подробно освещен в сборнике статей под редакцией Ф.Ф. Советкина [88]. Издание

знакомит нас с генезисом школ автономных республик и областей РСФСР, но алтайская школа в нем не представлена отдельным исследованием и освещается в общем изложении истории народного образования Горного Алтая.

Ценные данные о развитии нерусской школы страны имеются в вышедших в 1960 - 1980 - х гг. «Очерках по истории советской школы и педагогики» авторов Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корнейчика, З.И. Равкина и в выпусках «Истории школы и педагогической мысли народов СССР», членами научных редакций которых выступили Н.П. Кузин, М.Н. Колмакова, Ф.Г. Паиачин, З.И. Равкин [55,94,95].

Проблемы истории национальной школы нашли отражение в публикациях 1990 - х гг. авторов В.К. Бацына, В.А. Владыкиной, Т.Ю. Красовицкой, М.Н.Кузьмина, В.И. Матиса, A.M. Родина и других [8,30,58,65,78,104]. Они раскрывают основные этапы создания школы, роль партии в национальной работе, опыт языкового строительства, подготовку педагогических кадров и пр. Отмечая большую научную значимость названных работ, необходимо сказать о недостаточном освещении в них проблем развития алтайской школы.

Некоторые данные о школах Горного Алтая представлены в трудах сибирских исследователей В.А. Демидова, П.Н. Иванова, В.Л, Соскина, А.Ф. Эфирова, Н.С.Юрцовского [33,37,116,136,137], сборниках по истории школы Западной Сибири под редакцией Ф.Ф. Шамахова и П.П. Костенкова [134,135]. Выявленные ими особенности эволюции региональной школы позволяют нам учитывать общие для национальностей края тенденции.

При изучении проблемы исследования заслуживают большого внимания труды историков Горного Алтая, В частности, просветительная деятельность Алтайской духовной миссии рассмотрена В.Г. Бабиным, А.П. Беликовой, З.С.Казагачевой, М.Ю. Ключниковой, Н.А. Майдуровой, Н.С. Модоровым, Г.П.Самаевым и другими учеными [16,12,46,49,79,108]. История частных алтайских школ конца XIX в. исследована В.А. Муйтуевой [140,141].

Среди исследований по вопросам национальной школьной политики следует отметить монографию В.Г. Бабина, всесторонне изучившего обсуждение

б Государственной думой проблем образования в национальных регионах в дореволюционный период российской истории [5]. Автор показал сложность принятия в начале прошлого века законопроектов по национальному вопросу с учетом политических требований различных партий и движений страны.

Советский период истории образования в Горном Алтае нашел освещение в статьях Н.В. Белоусовой, A.M. Варченко, П.Д. Войтика, Н.М. Екеевой, Н.Ф.Иванцовой, ЕЛ. Кандараковой, С,Я. Пахаева, Ф.А. Сатлаева [20,25,29,36,38,142,11]]; очерках Н.А. Витовцева и Н.Ф. Копытова [28,52]. В.А.Андронкина и Ф.М. Тимофеева проследили деятельность общеобразовательной и профессиональной школы Горного Алтая периода социалистического культурного строительства [3,120].

Особое место среди региональных историко - педагогических исследований занимают труды А.П. Беликовой, раскрывшей основные тенденции развития содержания образования, политехнического и трудового обучения в школах Сибири 1920 - х гг. Из научного наследия АЛ. Беликовой мы извлекаем важную информацию об истоках просвещения и становлении школьного дела у алтайцев, формировании кадров национального учительства [9,10,13,18]. Методологическим руководством для нас являются статьи ученого о региональном подходе к выявлению особенностей развития школы и системы образования [14,15].

Большую значимость для настоящего исследования имеет работа М.Ю.Ключниковой, где детально проанализирована история осуществления в Горном Алтае начального всеобуча, выявлена специфика учебно -воспитательного процесса школ XIX - начала XX вв. [49]. Историко -педагогические факты о развитии народного образования в изучаемом регионе мы находим в докторской диссертации СП. Беловоловой по этнопедагогической культуре алтайцев [19].

Многонациональной школе Алтая посвящено исследование С.Л. Борзенко, попытавшейся изучить процесс создания школы в 1920 - е гг. [21]. Диссертант выявила условия и тенденции становления школы у немцев, латышей, эстонцев,

белорусов. Однако национальной школе для детей - алтайцев в этом труде отводится незначительное место.

Кроме названных исследований необходимо отметить работы Н.М. Боаги, М.М. Буруловой, В.В. Модоровой, Р.К. Санабасовой и Н.А. Содонокова, раскрывающие этнопедагогические основы обучения и воспитания алтайских учащихся в современной практике общеобразовательных школ Республики Алтай [22,110,115].

Определенный интерес для изучаемой темы представляют труды дореволюционных исследователей Алтая В.И. Вербицкого, В.В. Радлова, С.П.Швецова, Н.М. Ядринцева [27,101,133,139]; историков и этнографов Н-А.Баскакова, Л.П. Потапова, A.M. Сагалаева, Е.М. Тощаковой, Н.И.Шатиновой, Л.И. Шерстовой [7,97,107,123,132]; литературоведов к лингвистов Н.М. Киндиковой, Н.Н. Суразаковой, Н.Б. Тайбориной, А.Т.Тыбыковой [48,119,143,124].

Таким образом, перечисленные выше работы свидетельствуют о имеющихся исследованиях по истории образования в Горном Алтае и развитию школ отдельных народов России. Однако знакомство с ними не воссоздает единой картины генезиса школы у алтайцев и показывает, что история алтайской национальной школы до сих пор не стала предметом специального и целостного изучения. Сложившееся противоречие между необходимостью использования исторического опыта алтайской национальной школы в современных условиях и отсутствием целостного рассмотрения его специфики и научного осмысления определили тему исследования «Становление и развитие алтайской национальной школы (1917 - 1958 гг.)».

Проблема исследования состоит в выяснении путей становления и развития алтайской школы, преодоления противоречия между декларированными концептуальными педагогическими идеями и реалиями, определявшими развитие национальной школы, материальными, учебно - методическими и кадровыми возможностями осуществления этих идей в школьной практике алтайского региона в изучаемый нами период.

Цель исследования - раскрыть своеобразие процесса становления и развития алтайской национальной школы и определить в изученном историческом опыте то, что представляет научно - методическую ценность для решения рассматриваемых проблем на современном этапе развития национального образования в Республике Алтай.

Объект исследования - общее образование в Республике Алтай в период 1917-1958 гг.

Предмет исследования - процесс становления и развития алтайской национальной школы в 1917 - 1958 гг.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами определены следующие задачи:

выявить исторические и социальные предпосылки становления и развития алтайской национальной школы изучаемого периода;

определить основные этапы и рассмотреть особенности формирования учебно - материальной базы алтайской национальной школы;

обозначить организационно - педагогические условия, определившие развитие содержания общего образования и осветить ведущие тенденции в организации учебно - воспитательного процесса школы с учетом ее национально - культурной специфики;

проанализировать условия и тенденции кадрового обеспечения алтайской национальной школы обозначенного периода.

Методологической основой диссертационной работы является философское учение о социальной и исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической науки; о взаимосвязи общественного развития и образования; о диалектике общего, особенного и единичного. Исследование базируется на основополагающих принципах историзма и объективности, позволяющих всестороннее, посредством анализа множества фактов познать исторические явления, получить истинное знание об объекте. В работе применены общеметодологический, аксиологический, цивилизационный, системный, культурологический, региональный подходы, взаимодействующие

в рамках методологии истории образования и педагогической мысли (А.П.Беликова, М.В. Богуславский, Б.С. Гергдунский, Г.Б. Корнетов, В.И.Матис, З.И. Равкин, Ф.Ф. Шамахов).

В исследовании использован комплекс методов: теоретический анализ историко - этнографической, философской, психолого - педагогической, культурологической литературы; историко - педагогический анализ архивных источников и статистических данных; анализ государственных документов об образовании; теоретический анализ учебников, учебно - методических пособий, программ и учебных планов; изучение и обобщение педагогического опыта; биографический метод как источник знаний о персоналиях истории школы.

Хронологические рамки исследования ограничены 1917 - 1958 гг. Их границы определены началом революционного реформирования системы отечественного просвещения, обусловившим создание алтайской национальной школы и законом Верховного Совета СССР от 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования ь СССР», явившимся рубежным событием нового этапа развития школы.

Территориальные рамки диссертации соответствуют территории современной Республики Алтай и учитывают изменения административного устройства (Бийский, Каракорум - Алтайский, Горно - Алтайский уезд, Ойротская, Горно - Алтайская автономная область).

Исследование темы обеспечено источниками: материалами 17 фондов шести государственных архивов - Российской Федерации (ГАРФ), Новосибирской (ГАНО) и Томской (ГАТО) областей, Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), Государственной архивной службы Республики Алтай (ГАСРА), отдела хранения спецдокументов (ОХСД ГАСРА), архива Горно - Алтайского педагогического института, сборниками документов [24,51,66,68,82,86,87,113].

В архивах нами изучены партийные и советские правительственные постановления, протоколы заседаний коллегий Совета по просвещению

нацинальных меньшинств при Наркомпросе РСФСР, алтайского представительства при Наркомнаце РСФСР и ВЦИКе, Алтайского губернского и Западно - Сибирского краевого отделов по делам национальностей, документы по школьному строительству, программно - методические материалы, годовые отчеты краевых, уездного, областного и аймачных (районных) отделов народного образования.

Важные для диссертации данные были выявлены из трудов по педагогике, истории России и Сибири, этнографии, психологии, языкознанию, литературоведению, культурологии, изданий по статистике, учебников и пособий 1924 - 1958 гг. выпуска. Изучению проблемы способствовали материалы, исполненные на современном и латинизированном алтайском языке.

Источниковую базу диссертации существенно дополнили периодические издания: журналы «Русская школа» (изучены выпуски 1905 - 1917 гг.), «Журнал Министерства народного просвещения» (1905 - 1917), «Народное просвещение» (1918 - 1930), «Просвещение национальностей» (1929 - 1935), «Педология» (1928 - 1932), «Революция и национальности» (1930 - 1937), «Революция и письменность» (1932 - 1937), «Революционный Восток» (1927 -1937), «Сибирский педагогический журнал» (1923 - 1935), «Просвещение Сибири» (1926 - 1936), «Педагогика» (1992 - 2005), газеты «Жизнь национальностей» (1918 - 1922), «Кызыл Ойрот» (1930 - 1935), «Звезда Алтая», «Алтайдьж Чолмоны» (1991 - 2005) и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

с учетом современных методологических подходов к осуществлению историко - педагогического исследования выявлены исторические и социальные предпосылки становления и развития алтайской национальной школы;

проанализированы и охарактеризованы особенности содержания образования, определены условия и специфика развития учебно -

11 воспитательного процесса алтайской национальной школы, программно -методического обеспечения ее образовательной деятельности;

выявлены организационно - педагогические условия обеспечения алтайской национальной школы учительскими кадрами, изучен исторический опыт подготовки и повышения профессиональной квалификации педагогических кадров означенного периода;

история алтайской национальной школы рассматриваемого периода дополнена введением в научный оборот ранее не опубликованных архивных источников и материалов педагогической периодики.

Теоретическая значимость определяется тем, что:

история национального образования дополнена сведениями об основных принципах и специфических условиях становления и развития алтайской национальной школы;

определены принципы содержания образования национальной школы, охарактеризованы условия применения адекватных этнокультурным особенностям учащихся методов, средств и форм обучения и воспитания;

выявленные диссертантом организационно - педагогические условия подготовки учителей для алтайской национальной школы пополняют научный фонд исследования современных проблем педагогического образования в национальном регионе Российской Федерации.

Практическая значимость определяется использованием результатов исследования при разработке концептуальных основ развития современной системы национального образования Республики Алтай, разработкой авторских учебно - методических комплексов по читаемым в Горно -Алтайском государственном университете педагогическим дисциплинам «Общая педагогика», «Теория обучения», «Теория и методика воспитательной работы», «История образования и педагогической мысли», «Педагогика межнационального общения», общих и специальных курсов в системе повышения квалификации учителей, в процессе подготовки учебников, методических пособий, монографий.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечена методологической оснащенностью, обширной источниковой базой, разнообразием документальных и архивных материалов; использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, апробацией его результатов.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись в форме публикаций и выступлений на международных, всероссийских, региональных, республиканских и внутривузовских научно - практических конференциях 2001 - 2005 гг. (Бийск, Горно - Алтайск, Новосибирск, Томск), Анохинских краеведческих чтениях 2003 г. (Горио - Алтайск). Основные идеи диссертации обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры общей педагогики Г -АГУ и методологического семинара Томского государственного педагогического университета. Материалы исследования использовались на учебных занятиях по педагогическими дисциплинам со студентами филологического факультета и факультета иностранных языков Г - АГУ.

Исследование проводилось в несколько этапов: На первом этапе (2000 - 2001 гг.) состоялось изучение литературных источников, определение научного аппарата диссертации, теоретический анализ степени разработанности проблемы, обоснование и разработка программы исследования, выявление архивных источников. На втором этапе (2002 - 2003 гг.) осуществлялось изучение архивных документов, сборников научных статей, публикаций педагогической к; ведомственной периодической печати, разработка учебно - методических материалов для студентов Г - АГУ и слушателей республиканского института повышения квалификации работников образования по исследуемой теме, определение структуры и основного содержания диссертации. На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) проводился системно - структурный анализ диссертационных исследований, анализ и систематизация собранного массива архивных и литературных источников, выявление условий и тенденций

становления и развития алтайской национальной школы, обобщение историко -педагогических фактов, оформление текста диссертации. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Важнейшими предпосылками становления и развития алтайской национальной школы явились: создание в XIX в. письменности и грамматики алтайского языка; открытие инородческих школ; .подготовки. учителей и выпуск учебников на алтайском языке; демократические преобразования школьной системы Горного Алтая в 1917 - 1919 гг. органами местного самоуправления; разработка Каракорум - Алтайской окружной управой проекта развития национального образования.

  2. Становление и развитие алтайской национальной школы 1920 - 1958 гг., формирование учебно - материальной базы и обеспечение ее деятельности определялось государственными документами о введении начального и семилетнего всеобуча, о проведении среди нерусского населения РСФСР мероприятий социалистического культурного строительства.

  3. Развитие содержания образования в алтайской национальной школе происходило в соответствии с принципом «школа на родном языке», с трудовым политехническим характером обучения и воспитания учащихся на основе учета национальных особенностей, связанных с условиями региона и образа жизни коренного народа, его языка, культуры, традиционного мировоззрения, быта и хозяйствования.

  4. Обеспечение алтайской национальной школы учительскими кадрами осуществлялось в сложных специфических условиях Горного Алтая, характерных для рассматриваемого периода; начиналось через систему краткосрочных курсов и продолжилось подготовкой учителей в Ойротском педагогическом техникуме, национальном рабфаке, Горно - Алтайском учительском, позднее педагогическом институте, региональных и центральных вузах страны.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Состояние школьного дела у алтайцев до революции

Горный Алтай (современная Республика Алтай) - это своеобразный по территории и народонаселению регион юга Западной Сибири, отличающийся своей нетипичностью в политическом, социально - экономическом, национальном и религиозном отношениях.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. Республика Алтай является многонациональным субъектом Российской Федерации с населением в 203 тыс. человек, 57,6 % которого составляют русские, 30,6 % коренное алтайское население, 6,0 % казахи, 0,7 % украинцы и 2,4 % - другие национальности. 2,9 % всех жителей представили телеигиты (1,2 %), тубалары (0,8 %), кумандинцы (0,5 %) и челканцы (0,5 %) - коренные малочисленные народы Республики Алтай. В конце 1990 - х гг. они были включены ъ Алфавитный перечень национальностей и этнических наименований Института этнологии и антропологии Российской Академии наук [92, с. 1].

Вследствие своего особого территориального и геополитического расположения Горный Алтай в течение долгого времени являлся и остается до сих пор местом диалога и взаимопроникновения различных религиозных верований и цивилизаций, Востока и Запада, что самым непосредственным образом отразилось на мировоззрении и культуре его этносов. Современное население Республики Алтай неоднородно по вероисповеданию, имеет последователей как мировых религий, так и ряда других конфессий. Среди алтайцев есть приверженцы традиционной национальной религии - шаманизма, Ак - Jan (бурханизма), христианства (православия) и буддизма [107, с.78].

Принявшие в 1756 г. подданство Российской Империи коренные, тюркские по языку жители дореволюционного Горного Алтая именовались алтайскими инородцами. Подобное название было заложено 22 июля 1822 г. государственным деятелем России М.М, Сперанским в «Уставе об управлении инородцами» [113, с,216]. Однако прежде всего они являлись представителями определенного рода (сеока), в соответствии с чем расселялись без четких административных границ по инородным волостям, дючинам и управам Бийского округа (с декабря 1898 г. уезда) Томской губернии и имели ряд названий: телесы, телеуты (черные калмыки), черневые татары (тубалары), теленгиты (чуйцы), кумандинцы, калмыки (белые калмыки, алтайцы) и др.

Алтайские инородцы кочевых волостей занимались преимущественно скотоводством и охотничьим промыслом, Телеуты, кумандинцы, черневые татары (тубалары) вели полуоседлый и оседлый образ жизни, занимаясь хлебопашеством, охотой, кедровым, лесным, извозным, дровяным и другими промыслами.

Раскрывая специфику ведения сибирскими аборигенами кочевого хозяйства известный отечественный историк, этнограф и публицист XIX в. Н.М.Ядринцев писал: «Кочевание на равнинах разнится от кочевания в горах - в одних местах радиус кочевки длиннее, сезоны переходов продолжительнее, ... с появлением трав на горах и склонах на лето кочевник поднимается в горы, к зиме он спускается в долины ... Кочевание строго соответствует распределению трав и корма для скота ... Поэтому на блуждание кочевника мы не можем смотреть как на прихоть, как на привычку бродяжничать. Это связано с естественными способами пропитания его скота и его самого» [139, с.255 - 256].

Как свидетельствуют источники, кочевые алтайцы по своим религиозным верованиям являлись язычниками, «идолопоклонниками шаманского суеверия» [40, с.4]. Алтайцы, переходившие на оседлый образ жизни, в большинстве случаев были крещеными, принявшими православие в приходах Алтайской духовной миссии. В конце XIX в. инородческое население Горного Алтая насчитывало 44356 человек, из них 22497 мужчин и 21859 женщин, что составляло 76,2 % всех жителей [44, с.7], [112, с. 131].

Традиционным жилищем алтайцев Чуйской степи являлась юрта, покрытая войлоком. Алтайцы северных и южных районов круглый год жили в аиле (чадьтр айыл) - коническом шалаше из жердей, покрытых корой лиственницы [101, с.143]. В середине юрты и аила стоял очаг (очок). Несмотря на то, что огонь постоянно поддерживался, тепла в аиле не хватало; теплый воздух выходил через множество щелей и верхнее дымовое отверстие. К утру в аиле стояла та же температура, что и на улице. Деятель Алтайской духовной миссии В.И. Вербицкий, описывая уклад жизни алтайских инородцев и сравнив аил с юртой, оценил, что последняя «красивее и лучше сохраняет от воздушных перемен» [27, с.26].

Территориальное расселение алтайцев, как мы уже отметили, строилось по родам. Исследователь СП. Швецов, анализируя в 1890 - х гг. брачные и семейные отношения алтайцев, признал род основой их общественного строя, понимая под этим «союз всех лиц, связанных между собой действительным или предполагаемым родством» [133, с.З].

Родовой, патриархальный строй алтайцев предусматривал безусловное господство мужчины, полное игнорирование личности женщины, подчиненной главе семьи и не игравшей в общественной жизни никакой самостоятельной роли. Являясь предметом собственности мужа и его рода, алтайская женщина занималась воспитанием детей, обработкой продуктов скотоводства, выделкой шкур и кож для пошива одежды и обуви, изготовлением кожаной цосуды и других предметов быта [122, с. 118].

Алтайский ребенок рос и воспитывался в типичном урочище, населенном участке местности, образованном семьей (отец, мать, братья, сестры, дедушка, бабушка), а также семьями братьев отца или старших братьев. Урочище алтайцев составляли семьи, находившиеся в кровном родстве по отцовской линии или родстве по браку.

Духовный облик ребенка - алтайца формировало постоянное присутствие горного ландшафта, его открытость, притягательность, внушительность и таинственность. Для него понятия «горы» и «Алтай» являлись тождественными и неразделимыми. Горное (родовое) пространство (свой Алтай) для ребенка расширялось по мере его взросления [22, с.39 - 40].

Через непосредственные связи между старшими и младшими поколениями кровных родственников, их ежедневные взаимоотношения и поведение алтайские дети постигали нормы традиционной экзогамной организации семьи. Они рано информировались взрослыми о правилах взаимоотношений между родственниками, их правах и обязанностях. Обычно 10 - 12 - летние дети знали родовое самоназвание, этноним матери и номенклатуру своего родства [132, с.35],[35,с.180].

В семье алтайских кочевников осуществлялась раздельная трудовая социализация детей и подростков. Участвуя в повседневной практике семьи и выполняя различные трудовые роли, они усваивали специализированные занятия мужчин и женщин в алтайском обществе, совокупностью которых достигалось необходимое жизнеобеспечение. Сезонные перекочевки большого числа скота, охота, рыбная ловля, заготовка дров, орешный и лесной промыслы требовали усилия всего родственного коллектива, в том числе посильной помощи подростков и детей [62, С.67].

Основанная на принципах эмпиризма, имплицитности, синкретизма и интуитивности, народная педагогика алтайцев выступала важным транслятором традиционной культуры воспитания в алтайском микросоциуме [ПО, с.132]. Индивидуальный опыт ребенка и усвоение опыта родителей являлись основными источниками приобретения им знаний об окружающем мире.

Мальчик с раннего детства помогал отцу собирать овец, коров, лошадей, в восьмилетнем возрасте мог самостоятельно пасти скот на небольшом расстоянии от дома. Его развивали физически, рано приучали следить за зверем и птицей, ставить капканы, закидывать аркан, стрелять. В случае отъезда родителей старшие братья кололи дрова, поддерживали огонь, носили воду, смотрели за детьми.

Осуществление школьного строительства и создание учебно - материальной базы алтайской национальной школы в 1917-1945 гг

Наш анализ архивных источников и материалов периодической печати показал, что термин «школьное строительство» в советских и партийных постановлениях означал осуществление в стране сложного комплекса мероприятий по открытию и организации деятельности школ нового типа, решению проблем содержания образования и подготовки кадров учительства.

В настоящем параграфе мы рассмотрим процесс непосредственного возведения школьных объектов, создания школьной сети и формирования учебно - материальной базы алтайской национальной школы периода 1917 -1945 гг. Развитие содержания образования и подготовка педагогических кадров алтайской национальной школы показаны в следующих параграфах первой главы.

Накануне 1917 г. уровень грамотности алтайского населения составил 6 % у оседлой и 2 % у полукочевой и кочевой его части. Судя по источникам, на данный момент в 28 школах Горного Алтая обучалось 1500 учащихся, из них 300 алтайцев [120, с.170].

Эти ученики составили контингент начальных миссионерских и министерских школ, содержавшихся на средства местного населения, томского Епархиального училищного совета и государственного казначейства. Алтайцам Бийского уезда было недоступно повышенное и профессиональное образование, так как гимназии, реальные, технические и коммерческие училища, высшие учебные заведения размещались за пределами Горного Алтая.

Со второй половины 1917 по март 1918 гг. история алтайской национальной школы связана с просветительными мероприятиями Алтайской горной думы; первого органа местного самоуправления, созданного в начале июля Бийским съездом представителей инородческих волостей и положившего начало национально - культурному и государственному самоопределению алтайцев [75,с.34-35],[П6,с.24].

Данный форум рассмотрел важные вопросы демократического реформирования деятельности учебных заведений. Заслушав доклад о народном образовании алтайского учителя - миссионера С.С. Борисова (Тодогошева), делегаты приняли резолюцию, где говорилось о необходимости национализации алтайской школы (выборе языка преподавания, письменности, транскрипции, алфавита), развитии дошкольного, внешкольного и профессионального образования, издательской деятельности, создании форм содействия учебным заведениям и органов управления. Здесь же, в Бийске, по инициативе С.С. Борисова был организован первый сбор пожертвований в пользу народного образования, который составил 467 рублей [75, с.34,112].

Понимая трудность организации работы учебных заведений, Алтайская горная дума предприняла ряд шагов для привлечения внимания региональной и центральной общественности к культурно - просветительным нуждам алтайского народа.

Так, известен факт публикации 12 сентября 1917 г. в газете «Сибирская жизнь» обращения Алтайской горной думы к интеллигенции Сибири с просьбой оказать содействие в сборе материалов (книг, рукописей, журналов, статей, портретов) для «создаваемого ею особого книгохранилища, где были бы сосредоточены все документы ..., характеризующие природу и климат Алтая, материальную, духовную и прочие стороны жизни алтайцев ...» [75, с.69], [44, с.59].

При изучении центральной педагогической периодики нам удалось выявить еще один орган печати, где Горная дума разместила подобное заявление. Оно вышло в конце лета 1917 г. в совмещенном выпуске популярного в российских педагогических кругах начала XX в. петербургского журнала «Русская школа» (№ 2 - 4), издававшимся под редакцией Я.Я. Гуревича и начиналось так: «По постановлению Алтайского инородческого съезда в Бийске учреждена Алтайская горная дума, в число задач которой входит содействие национально - культурному возрождению алтайского народа ...» [2, с.33].

Культурно - просветительные мероприятия Алтайской горной думы продолжила сменившая ее Каракорум - Алтайская окружная земская управа, созданная в феврале 1918 г. Горно - Алтайским краевым учредительным инородческим съездом.

Среди многих направлений деятельности управы съезд обсудил проблемы развития народного образования и постановил открыть 13 интернатов, пять школ и две гимназии. «Вопрос об отделении школы от церкви даже не ставился. Миссионерские школы были без всяких оговорок включены в общую сеть» [77, с. 84].

Кроме того планировалось создание школ для взрослых, сельских народных читален, библиотек, культурно - просветительских обществ и кружков. Отдел народного образования Каракорум - Алтайской управы возглавил учитель В.К.Манеев, бывший руководитель подобного отдела в Алтайской горной думе.

Дальнейшая деятельность Каракорумского земства представляла собой попытку осуществления в округе всеобщего начального образования. В ноябре 1918 г. с целью сбора данных отдел народного образования разослал по волостям анкету. Обширные опросники по каждой школе выявляли, кроме прочего, продолжительность учебного года, количество учеников, состояние школьных помещений, обеспеченность пособиями и оборудованием [75, с. 96].

Анализ архивных документов показал, что на данный запрос откликнулось 80 волостных учителей, детально описавших особенности своей работы. По отчетам учителей нам стало известно, что из общего числа только двадцать школьных зданий находились в удовлетворительном состоянии, половина всех учреждений образования арендовали чужие помещения. В срочном ремонте нуждались Александровская, Аюлинская, Кош - Агачская, Мариинская, Пыжинская, Сугашинская, Урсуло - Кеньгинская, Эдиганская и другие школы [113, с.142]. В начале 1919 - 1920 учебного года (далее уч. г.) в Каракорум -Алтайском уезде действовало 92 начальных школы, их них 60 алтайских [241].

Кроме одно и двухклассных школ на территории Каракорума открылись Улалинская второклассная гимназия, Чемальское и Горно - Онгудайское высшие начальные училища, Чемальская учительская семинария, 36 учреждений внешкольного образования и 15 культурно - просветительных обществ [38, с.45].

Для пополнения школ учебной литературой управа командировала в Барнаул заведующего Каракорумским отделом народного образования Б.Ф. Добрынина. Другой сотрудник управы, Г.М. Токмашев в октябре 1918 г. принял участие в издательском съезде в Новониколаевске и приобрел для Улалинской гимназии учебных пособий на сумму ]647 руб. 65 коп., письменных принадлежностей на 835 руб. [246].

Реализацию планов земства по дальнейшему преобразованию системы просвещения остановила Гражданская война. Начавшиеся в 1918 г. военные действия привели народное хозяйство Горного Алтая в полное разорение, в связи с чем алтайское население вынуждено было покидать родные места и бежать в Монголию, Казахстан и степной Алтай. К концу 1919 г. Каракорум -Алтайская уездная земская управа прекратила свое существование, так как открыто и вооруженно противостояла Советам.

Состояние послевоенной алтайской школы и обеспечение ее деятельности

Вторая глава диссертации посвящена выявлению основных тенденций развития алтайской школы послевоенного периода восстановления народного хозяйства и дальнейшего строительства социализма. Настоящий параграф призван показать состояние и динамику изменения сети национальных школ Горного Алтая 1946 - 1958 гг., акцентируя внимание на преодолении последствий войны, введении всеобщего основного семилетнего обучения и открытии средней национальной школы.

Великая Отечественная война тяжело отразилась на школьном образовании страны. Массовая эвакуация гражданского населения привела к значительному сокращению числа школ и их контингента. Если до войны в СССР насчитывалось 191545 школ с 34784 тыс. учащихся, то в 1945 г. в 186853 школах обучались 26094 тыс. детей [95, с.66].

Одними из важных задач советских органов народного образования явились выявление и учет подлежащих обучению детей, обеспечение их горячим питанием, одеждой и обувью. Кроме того требовала скорейшего разрешения проблема определения государственной или частной опеки над потерявшими в годы войны своих родителей детьми - сиротами.

Проявляя особую заботу о восстановлении и дальнейшем развитии системы народного образования, советские партийные и государственные органы уже в первом, 1945 - 1946 уч. г. провели большую работу по уточнению и упорядочению сети школ, учету детей школьного возраста и используемых не по назначению школьных зданий.

Утвержденный Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г. «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946 - 1950 гг.» предусматривал довести количество начальных, семилетних и средних школ в 1950 г. до 193 тысяч и количество учащихся в них до 31,8 млн. человек, осуществив всеобщее обязательное начальное обучение детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне [95, с.66]; обеспечить на основе организации школ рабочей и сельской молодежи обучение той части молодежи, которая в годы войны не могла получить школьного образования.

С завершением Великой Отечественной войны алтайская национальная школа также испытывала значительные организационно - педагогические трудности. На начало 1945 - 1946 уч. г. в области действовали 74 алтайских и 11 смешанных начальных школ, 11 алтайских и семь смешанных семилетних школ, где обучалось 2283 учащихся. Общий отсев учащихся по области за предыдущий учебный год составил 1840 чел. [194]. За 1941 - 1945 гг. число учащихся в школах всеобуча сократилось на 11047 чел., в том числе на 4551 учащихся - алтайцев [3, с.75].

В годы войны в Ойротии фактически не обновлялся фонд школьных зданий, не закончена начатая в конце 1930 - х гг. постройка школ, повсеместно пришли в негодность учебные и хозяйственные помещения, мебель, инвентарь, библиотеки. Война нарушила планомерное снабжение школ учебниками и пособиями, производство которых резко сократилось из - за недостатка фондируемых материалов, рабочей силы, энергетических и производственных мощностей.

Послевоенная алтайская национальная школа нуждалась в капитальном ремонте, фундаментальном обновлении учебных кабинетов и пополнении оборудования. В целом в аймаках области требовалось восстановить, упорядочить и укрепить национальную школьную сеть, обеспечить деятельность всех типов учебных заведений, решить задачи учета и максимальной наполняемости школы учениками.

Большая организационная работа по стабилизации деятельности алтайских национальных школ была проведена летом 1945 г. после утверждения Ойротским областным исполнительным комитетом плана подготовки учреждений образования к новому учебному году. Местные партийные и советские органы решали вопросы обеспечения необходимыми материалами школьных ремонтно - строительных работ, поиска финансовых средств и привлечения к нуждам школы внимания: населения и общественности.

К началу занятий областной отдел народного образования приобрел учебные пособия на сумму 124 тыс. руб., закупил у населения 5732 экземпляра учебников. Школьную обстановку несколько стабилизировало обеспечение тетрадями, чернильными порошками, перьями, карандашами и мелом [201].

Ойротские школы функционировали, в основном, в перемонтированных помещениях с небольшим числом пришкольных интернатов. По данным годового отчета областного отдела народного образования на 1 ноября 1946 г. вместо необходимых 42 пришкольных интернатов на 2105 мест имелось всего 14 для 345 учащихся [194]. Ввиду отсутствия средств директор Кок - Пашской начальной школы Улаганского аймака Д.П. Кошев произвел ремонт школьного здания за свой счет [202].

Послевоенные мероприятия по организации школьной работы во многом напоминали социально - культурную ситуацию Ойротии начала 1920 - х гг. Великая Отечественная война создала серьезные трудности в осуществлении не только семилетнего, но и начального всеобуча: большинство алтайских детей чабанов и скотников, на длительное время отрываясь от школы, уходило с родителями на высокогорные пастбища. Сельские дети не посещали занятия, так как не имели одежды и обуви. Как и в первые годы существования автономии, необходимо было скорейшим образом произвести выявление подлежащих обучению детей и подростков, обеспечить доступность и всеобщность обучения.

В условиях сохранения алтайским населением кочевого образа жизни с зимним выпасом скота (тебеневки), большого числа детей - сирот, местные органы народного образования использовали довоенный опыт по организации всеобуча. В течение 1945 - 1946 уч. г. учителя, члены сельских советов и сотрудники аймачных исполнительных комитетов, комсомольцы и представители профсоюзов организовали учет детей школьного возраста, провели подворные обходы по сбору одежды и обуви. С первыми поступлениями частных пожертвований и отчислений двухдневного заработка родителей началось формирование школьного продовольственного и денежного фонда всеобуча. Только в 1946 г. рабочие и служащие областного центра г. Ойрот - Туры передали школам области 24 тыс. руб. [93, с.492 - 493].

Как показывают материалы XVII сессии Ойротского областного Совета депутатов трудящихся, в апреле 1946 г. областной фонд всеобуча составили 97 тыс. руб., 1500 кг. хлеба, 32 тонн картофеля, 215 комплектов одежды, 320 пар кожаной и валяной обуви, 29 кож, 700 кг. мяса, 120 кг. масла и сала, 700 кг. шерсти. Организация общественного подвоза и горячего питания позволили в следующем учебном году снизить отсев учащихся до 1208 чел. [195].

Совершенствование структуры и содержания образования в алтайской национальной школе (1946-1958 гг.)

В послевоенные годы страна остро нуждалась в квалифицированных специалистах различных отраслей народного хозяйства. Необходимо было в короткий срок обеспечить комплектование вузов и техникумов молодежью с хорошей общеобразовательной подготовкой. Особую значимость в связи с этим приобретали проблемы повышения качества знаний учащихся и ликвидации второгодничества, которое резко возросло в годы войны и было характерным явлением для всех регионов. В РСФСР, например, в 1939 - 1940 уч. г. на второй год осталось 12 % неуспевающих учащихся. В 1943 - 1944 уч. г. этот процент возросло 17, а в 1945 - 1946-до 22 [95,с.152].

Повышение успеваемости школьников могло быть достигнуто лишь при условии глубокого изучения причин их отставания в учении, разработке и реализации мер совершенствования деятельности учителя, воспитания у учащихся сознательного и добросовестного отношения к учебе.

В целях регулирования деятельности педагогов и оказания им своевременной методической помощи Министерство просвещения РСФСР в 1945 г. утвердило «Положение об инспекторе школ», отражавшее предъявляемые к школе и учителям требования. Данное положение значительно отличалось от подобного документа 1939 г., поскольку по - новому ставило вопрос о проверке работы предметника, знаний учащихся, деятельности инспектора школ по контролю за обучением.

На должность инспектора назначались лица с высшим образованием и стажем педагогической и административной работы в школе от пяти до десяти лет. Особые меры принимались к совершенствованию подбора и расстановки кадров инспекторов по русскому и родному языкам в связи с низкой успеваемостью школьников по этим предметам.

Как и в большинстве школьных учреждений страны, в Ойротской автономной области за годы Великой Отечественной войны значительно сократился объем содержания школьного образования. Ввиду отсутствия квалифицированных учительских кадров в начальных и семилетних школах практически не преподавались математика, естествознание, география, история, биология, черчение и физика. Обучение проходило без полноценного обеспечения школьников учебниками, письменными принадлежностями и наглядными пособиями [93, с.492].

Материальные и кадровые трудности военного времени самым негативным образом отразились на уровне грамотности алтайских учащихся. Вынужденное в условиях войны сокращение срока пребывания ребенка в начальной школе от одного до двух лет, низкая посещаемость детьми и подростками учебных занятий, неподготовленность большинства учителей вызвали слабое усвоение учениками грамматики родного и русского языков. Средняя успеваемость школьников области в 1943 - 1944 уч. г. составила 73 % [3, с.74].

Как говорится в отчетах Онгудайского и Шебалинского аймачных и областного отделов народного образования послевоенных лет, алтайские школьники имели малый запас русских слов, затруднялись выразить собственную мысль, совершали большое количество ошибок при письме и чтении на родном и русском языках. После плохого выполнения учащимися экзаменационных заданий весной 1945 г. учителя вынуждены были проводить летнюю подготовку школьников к осенним экзаменам.

Преследуя цель более качественного освоения алтайскими детьми программы начальной школы и в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1946 г. в Ойротской автономной области в 1947 - 1948 уч. г, открылись подготовительные классы [93, с, 499]. Начиная обучение с семи лет, школьники в течение четырех лет пребывания в начальной школе изучали родной и русский языки, арифметику, чистописание, пение, рисование, занимались физкультурой. Дальнейшее обучение учащихся осуществлялось в неполной средней (семилетней) и средней (десятилетней) школе.

В рассматриваемый период содержание образования в национальных школах Ойротской (с 1948 г. Горио - Алтайской) автономной области строилось на основе учебных планов Министерства просвещения РСФСР для нерусских (национальных) школ, разработанных в 1946 - 1956 гг. С выходом очередных редакций планов в них изменялись как учебные дисциплины, так и недельные часы нагрузки по предметам.

Особенностью учебных планов национальных школ РСФСР всегда являлось наличие в их структуре таких важных для развития национального ребенка дисциплин, как родной язык и родная литература, русский язык и русская литература. Порядок их преподавания в первые послевоенные годы определялся вышедшим еще до войны постановлением ЦК ВКП (б) от 13 марта 1938 г. «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», закрепившим в СССР новые принципы коренизации и изучения русского языка [8, с.12]. Согласно постановления 1938 г. дети -алтайцы изучали русский язык со второй половины второго класса и он являлся обязательным школьным предметом.

На основании нового учебного плана 1950 г, русский язык в алтайских национальных школах вводился во II полугодии подготовительного класса, а в следующем 1951 - 1952 уч. г. - в первом. Таким образом, с начала 1950 - х гг. происходит постепенное увеличение бюджета учебного времени на изучение государственного языка.

Похожие диссертации на Становление и развитие алтайской национальной школы : 1917-1958 гг.