Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Орлова Оксана Никодимовна

Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия
<
Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орлова Оксана Никодимовна. Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Курск, 2007.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2178

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Законодательно-правовые основания и история становления повышения квалификации учителей религии в Германии 13

1.1. Эволюция законодательного регулирования и история становления подготовки и повышения квалификации учителей религии в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия 14

1.2. Законодательная база изучения христианства в Германии: современное состояние 49

1.3. Взаимодействие евангелической церкви и государственных органов управления образованием в вопросах подготовки и повышения квалификации учителей религии 71

Выводы 91

Глава 2. Система повышения квалификации учителей религии в Германии 93

2.1. Структурно-институциональная характеристика системы повышения квалификации учителей религии 94

2.2. Организационные формы и содержание повышения квалификации учителей религии 111

Выводы 135

Заключение 136

Библиографический список 139

Приложение

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. На рубеже XX -XXI веков произошла переоценка роли религии не только в культуре и истории России, но и в духовно-нравственном развитии человека. Религия и деятельность церкви стали фактором, оказывающим активное воздействие на социальные процессы и общественную жизнь страны. Многие граждане испытывают большую потребность в изучении как православия, так и других традиционных в нашей стране религий. Идею изучения религии как элемента национальной культуры поддерживает большинство нерелигиозных россиян. В связи с переосмыслением форм и содержания духовно-нравственного воспитания детей и юношества, знания о традиционных религиозных ценностях включаются в школьное образование.

Эти процессы основываются на соответствующих законодательно-правовых документах. В 1997 г. была принята новая редакция Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором подчеркнута «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (СЗРФ. 1997. № 39. Ст.4465). В системе образования имеются правовые основания, определяющие возможность обучения детей религии. Одновременно, субъектам федерации предоставлена самостоятельность в решении данного вопроса в рамках регионального компонента. В ряде российских регионов администрации и епархии заключили соглашения о сотрудничестве, в которых предусматривается возможность включения религиозных знаний в школьное образование. В ряде регионов, например, в Белгородском, Смоленском и некоторых других, введен предмет «Основы православной культуры», который носит обязательный характер. В Курской, Московской и многих других областях, курс «Основы православной культуры» преподается на факультативной основе. Хотя, по мнению сторонников этого предмета, преподавание основ православной культуры - является возрождением культурных традиций, ставящим целью приобщение к культуре и истории страны, в его содержании значительное место занимают религиозные знания.

Рост интереса к традиционным культурным и религиозным ценностям нашел свое выражение так же в создании факультетов и кафедр теологии и религиоведения в светских высших учебных заведениях. Так направления и специальности «Религиоведение» и «Теология» открыты почти в 50-ти вузах страны, активно обсуждается вопрос о введении теологии в номенклатуру научных специальностей.

На открытии XV Рождественских чтений (Москва, 2007 г.) в докладах Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко, Министра культуры Российской Федерации А. Соколова отмечалась актуальность интеграции профессионального религиозного образования в единое российское образовательное пространство.

Рост общественной потребности в изучении религиозных знаний, появление в образовательных учреждениях предметов, включающих религиозные знания со всей остротой ставит проблему подготовки педагогических кадров, компетентных в этой сфере деятельности.

Важной стороной решения этой проблемы является переподготовка и повышение квалификации учителей, уже преподающих религиозную культуру. Этому в известной мере способствует взаимодействие религиозных организаций с образовательными учреждениями в целях подготовки и повышения квалификации преподавателей историко-культурологических дисциплин для расширения их компетентности в религиозных вопросах.

Однако, продуктивное решение проблемы, на наш взгляд, состоит в создании структурно и методически обеспеченной системы повышения квалификации учителей.

Вместе с тем, учитывая сложность и многогранность проблемы преподавания религии для российской системы образования, представляется целесообразным и полезным изучение опыта подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и, особенно, подходов к регулированию государственно-церковных отношений в решении этих проблем в западно-европейских

странах и, прежде всего, в Германии, где эти отношения имеют достаточно устойчивый характер и хорошо проработаны во всех (в том числе и правовых) аспектах.

В настоящее время отдельным аспектам этой проблематики, в том числе вопросам подготовки и повышения квалификации учителей религии, в российской современной научной литературе посвящены работы С.А. Енькова, И.В. Золотаренко, М.Н. Костиковой, Т.А. Кудриной, Н.Н. Лисового, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, М.П. Мчедлова, Т.И. Петраковой, В.А. Сла-стенина, В.И. Слободчикова, Л.Д. Соловьевой, В.Н. Тростникова и других.

Указанные проблемы хорошо изучены в немецкой педагогике. Им посвящены исследования У. Бауман (U. Baumann), К-Э.Нипкова (К.-Е. Nipkow), Г. Леммерманна (G. Lemmermann), Г. Рюппелля (G. Ruppell), Р. Фриллинга (P. Frilling), Д. Циллессена (D. Zillessen), Г.-А. Штемпеля (G.-A. Stempel), К.-Т. Шайльке (К.-Т. Scheilke).

Вопросы преподавания религии в различных типах школ Германии, про-
( фессионально-технических учебных заведениях, дошкольных учреждениях, а

также проблемы повышения квалификации учителей религии и улучшения качества преподавания предмета освещены в работах Г. Беверсдорффа (Н. Bew-ersdorff), Б. Ендорффа (В. Jendorff), Г.-Й. Зильберберга (G.-J. Silberberg), Ю. Клуге (J. Kluge), С. Ляймгрубера (S. Leimgruber), М. Нейфельдера (М. Neu-felder), Г.-Ю. Рериха (H.-J. Rohrig), 3. Фёрстера (S. Foerster), У. Шпаршу (U. Sparschu), Г. Хильгера (G. Hilger), Х.-Г. Циберта (H.-G. Zibert).

Практический интерес к изучению опыта Федеративной Республики Германии в области преподавания религии в школе, а также к повышению образовательного уровня учителей религии позволил выбрать тему диссертации: «Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии (на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия)».

Проблема диссертационного исследования формулируется следующим образом: каковы условия и организационные формы повышения квалификации учителей религии в Германии.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - теория и практика повышения квалификации учителей религии.

Предмет исследования - законодательное обеспечение, организационные формы и содержание деятельности организаций, занимающихся повышением квалификации учителей религии в Германии.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать историю становления повышения квалификации
учителей религии в Германии.

  1. Охарактеризовать современное состояние законодательных основ изучения христианства в Германии.

  2. Выявить основные направления взаимодействия евангелической церкви и государственных органов управления в вопросах подготовки и повышения квалификации учителей религии.

  3. Раскрыть структурно-институциональную характеристику системы повышения квалификации учителей религии.

  4. Охарактеризовать организационные формы и содержание повышения квалификации учителей религии в Германии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы конкретности, всесторонности, эволюционности, а также общенаучные принципы объективности и системности. Концепция диссертации сложилась на основе переосмысления места религии в современном образовании, а также возрастающей роли в формировании духовно-нравственных и культурных ценностей общества.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы:

теоретический анализ (системный и ретроспективный):

- изучение и систематизация материалов по организации повышения квалификации учителей религии в Германии;

анализ существующих форм повышения квалификации учителей религии в Германии;

обобщение и систематизация полученных результатов;

логико-теоретический анализ философских, педагогических и методических трудов по исследуемой теме;

і эмпирические методы:

наблюдение за проведением уроков религии в немецких образовательных учреждениях и их последующее обсуждение с учителями и методистами;

беседы с руководителями Земельного церковного ведомства земли Северный Рейн-Вестфалия, доцентами и руководством педагогико-теологического института, школьными учителями религии, религиозными учеными-педагогами, священниками;

интервьюирование исследователей проблем повышения квалификации учителей религии;

праксиметрический метод:
і/ - анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих отноше-

ния государства и церкви.

Источники исследования: религиозно-педагогические сочинения русских и немецких педагогов и религиозных педагогов; российских и зарубежных психологов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания; а также документальные и литературные материалы, программы, рекомендации, руководства по повышению квалификации учителей религии, предлагаемые Земельной церковной службой евангелической церкви; материалы ежегодных Рождественских образовательных чтений, нормативно-правовые документы и акты, Уставы Земельных евангелических церквей.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999-2003 гг.) был осуществлен сбор источников и материалов по избранной теме. Во время стажировки в Педагогико-теологическом институте (Германия, Бонн, 2003 г.) проводилось интервьюирование учителей религии и специалистов, осуществляющих повышение их квалификации, свя-

щенников, авторов школьных учебников евангелической религии. Посещались уроки религии в различных видах и типах образовательных учреждений. Изучались труды немецких религиозных педагогов, посвященные данной проблеме; проанализирована степень научной разработанности исследуемой темы; определены методы, способствующие раскрытию содержания.

На втором этапе (2003-2005 гг.) были определены основные параметры исследования; изучались и анализировались литературные источники, уточнялись и обобщались полученные при этом данные.

На третьем этапе (2005-2007 гг.) происходила систематизация полученных результатов, и оформлялись материалы диссертационного исследования.

Положення, выносимые на защиту:

  1. Система подготовки и повышения квалификации (ПК) учителей религии в Германии формировалась с начала тридцатых до конца шестидесятых годов XX века. В течение этого времени происходили значительные изменения в структуре школы, а, следовательно, в системе подготовки и ПК учителей религии. Институциональные изменения в организации повышения квалификации состояли в преобразовании общественных структур в синодальное подразделение, а затем - постоянно действующие учебные заведения, признанные государством в качестве вузов. В последующие годы все основные мероприятия по ПК учителей евангелической религии разрабатывались и проводились данными учебными заведениями.

  2. Взаимоотношения государства и церкви в Германии определяются детально проработанной нормативно-правовой базой. При разработке и введении каждого нового документа отмечается высокий уровень преемственности. Уточнение и развитие конституционные и федеральные нормы получают в земельных конституциях, которые устанавливают цели образования, разделение компетенций между семьей и школой, определяют принципы преподавания предмета «Религия» и специфику подготовки и ПК учителей для этих целей.

При светском характере образования урок религии является равноценным школьным предметом, обязательным для государственного учебного плана и

преподается в соответствии с принципами соответствующих религиозных конфессий.

  1. Евангелическая церковь активно участвует в общественных дискуссиях по вопросам образования и воспитания, стремясь внести свой вклад в расширение образовательных горизонтов и улучшение результатов педагогического труда. В сотрудничестве с государством евангелическая церковь (согласно Конституции) принимает участие в обеспечении возможностей изучения религии детям нехристианских культур. Также она участвует в подготовке и ПК учителей предмета «Практическая философия». Одновременно расширяется сотрудничество евангелической и католической конфессий в области преподавания религии.

  2. Особое отличие мероприятий по ПК учителей религии состоит в совмещении работы местных региональных и надрегиональных учреждений. Все мероприятия по ПК учителей религии планируются, проводятся и контролируются тремя основными инстанциями: Педагогико-теологическим институтом, Обществом евангелических воспитателей и IV-м отделом «Воспитание и образование» Земельного церковного ведомства.

  3. Фукционирующий в системе церковного ПК учителей религии федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия педагогико-теологический институт евангелической церкви (ПТИ), осуществляет повышение квалификации как школьных учителей, преподающих религию во всех видах и типах образовательных учреждений, так и священников по вопросам подготовки детей к конфирмации, ведет методическую и научную работу.

б.Анализ деятельности ПТИ дает четкое представление об основных направлениях, методах, формах и содержании ПК, в соответствии с которыми строится работа институтов повышения квалификации учителей религии в Германии. Вся деятельность по организации и проведению ПК осуществляется на фоне непрерывного диалога церкви с органами управления образованием, учителями, учащимися и их родителями, религиозной общественностью. Цер-

ковное ПК направлено на рассмотрение всех учебных вопросов в свете реального контекста жизни учителя и учеников.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем целостно представлен анализ системы повышения квалификации учителей религии в Германии; раскрыта история развития подготовки и повышения квалификации учителей религии в Германии; в научный оборот введены труды немецких педагогов, специалистов в сфере подготовки и повышения квалификации учителей религии.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем раскрыты теоретические основы проектирования взаимодействия образовательных учреждений и церкви в области повышения квалификации учителей религии; выявлены организационные механизмы управления развитием системы повышения квалификации учителей религии; материалы, полученные в работе могут стать основой дальнейшего изучения системы подготовки кадров в Германии и разработки научного обеспечения повышения квалификации учителей религиозной культуры в России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлены особенности системы повышения квалификации учителей религии, построенной на взаимодействии государства и церкви. Содержащийся в данной работе материал может использоваться в учебных курсах и спецкурсах системы дополнительного профессионального образования учителей, а также учитываться при организации подготовки и повышения квалификации учителей, преподающих основы православной культуры и других традиционных культур России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической базой концепции диссертации; использованием методов, адекватных ее задачам и логике, репрезентативностью и разнообразием библиографических источников, богатством документальных и литературных данных, убедительно подтверждающих основные теоретические положения и выводы диссертации.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством:

участия в ежегодно проводимых всероссийских научно-практических конференциях, посвященных педагогическому наследию К.Д. Ушинского, ежегодных всероссийских Знаменских чтениях, Международных Образовательных Рождественских чтениях;

выступлений автора с докладами на межвузовских и вузовских научно-практических конференциях, заседаниях кафедры иностранных языков Курского госуниверситета;

публикаций тезисов и статей по проблемам исследования в научных сборниках.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы; сформулированы проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, определены методологическая основа и методы исследования, источники исследования, показаны научная новизна, теоретическое и практическое значение работы.

В первой главе «Законодательно-правовые основания и история становления повышения квалификации учителей религии в Германии» проанализирована эволюция законодательного регулирования подготовки и повышения квалификации учителей религии, выявлена предыстория становления преподавания религии как равноценного школьного предмета и системы повышения квалификации, охарактеризовано современное состояние законодательной базы изучения христианства, показано взаимодействие евангелической церкви и государственных органов управления в вопросах подготовки и повышения квалификации учителей религии.

Во второй главе «Система повышения квалификации учителей религии в Германии» представлена структурно-институциональная характеристика системы повышения квалификации учителей религии, рассматриваются ее цели,

задачи, организационные формы и содержание работы по повышению квалификации учителей религии.

В заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.

Библиографический список содержит 201 источник по теме исследования, в том числе 147 - на немецком языке.

Эволюция законодательного регулирования и история становления подготовки и повышения квалификации учителей религии в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия

Анализ истории становления преподавания религии как равноценного школьного предмета в Германии и системы повышения квалификации учителей религии показывает, как непросто происходил этот процесс.

После Первой мировой войны в Германии существенно менялась организационная структура школы. Более того, события 1918 года поставили под сомнение все до сих пор имевшие значение моральные и духовные ценности. В сложившихся условиях нужно было создать плодотворный проект школьного воспитания и образования. Для этого была необходима обновленная педагогика, прочно стоящая на позициях Евангелия. Среди педагогов, занимавшихся этим вопросом, был доктор Отто Дибелиус (Otto Dibelius), которого называют «пионером борьбы за евангелическую воспитывающую школу» [Kepler 2000: 67]. Он выступил с предложением создать религиозно-педагогический институт. В 1923 г. было принято совместное решении Верховного совета и генерального Синодального управления евангелической церкви Старопрусского Союза о создании религиозно-педагогического института. Руководство церкви считало, что необходимо направить талантливых учителей, четко осознающих задачи евангелического вероисповедания, в университет для получения педагогического образования и тем самым ввести в академический мир евангельскую педагогику, чтобы показать в целом значение и ценность евангельского образа жизни. «Мы глубоко верим, что создание базовой среды для христианского воспитания и образования, открытой и сплоченной, необходимо» [Dibelius 1989:101].

Второго ноября 1923 г. в Берлине открылся Религиозно-педагогиче-ский институт евангелической церкви. Руководителем института стал доктор О. Дибелиус, будущий епископ Берлина. Деятельность института развивалась по двум направлениям: 1) фундаментально-научное; 2) практическое, занимавшееся методикой преподавания религии. Религиозно-педагогический институт в своей деятельности столкнулся со многими проблемами - от определения его научной концепции до финансовых сложностей. Он стал первым учебным заведением, чья цель состояла в подготовке учителей религии для школ.

Институт прекратил существование с приходом к власти национал-социалистов. Идеалы, которые проповедовала евангелическая педагогическая теория и практика, не отвечали запросам фашистского тоталитарного государства. Начавшийся диалог между церковью и школой, теологией и педагогикой прекратился, но факт существования религиозно-педагогического института имел огромное значение: были сделаны первые шаги и получены первые практические результаты.

Следующим этапом в решении проблемы специальной подготовки учителей религии для школ стало создание религиозно-педагогической семинарии в 1929 г. в городе Билефельде при катехизаторском комитете. Это учебное заведение предлагало полугодовой курс обучения, по завершении которого выпускали учителей религии.

Руководство семинарии стремилось организовать школьно-практические мероприятия. В процессе работы между священниками и учителями установились доверительные отношения. Деятельность этого учреждения во многом была сходна с практической работой Религиозно-педагогического института (в Берлине), о котором говорилось выше.

В 1935 г. был составлен общий учебный план, цель которого заключалась в обеспечении определенного единства содержательных линий, чтобы ориентировать учителей при составлении личных учебных планов.

Государство национал-социалистов преследовало цель вытеснить христианский дух и образ мыслей из школы и насаждать подрастающему поколению свои идеалы. Тем не менее представители церкви боролись за то, чтобы идеи христианского воспитания молодежи не ограничивались рамками церковных общин, а были включены в образовательную политику. О том, что в самые тяжелые годы фашистского господства церковь не прекращала своей деятельности и различными способами пыталась претворять в жизнь идеи христианства, свидетельствует возникновение в 1933 г. исповедальной церкви (Bekennende Kirche). Она была преобразована теологом М. Нимёллером (М. Nimoller) из евангелического Союза помощи священникам и представляла собой церковную оппозиционную партию, боровшуюся против угнетения церкви фашистским государством. Исповедальная церковь формулировала свои теологические принципы на основании решений Бармского исповедального синода (29-31 мая 1934 г.). Синодом был основан Имперский братский совет и земельные брат ские советы, которые приняли функции руководства евангелической церковью на период пребывания у власти национал-социалистов.

Доказательством не прекращавшейся в годы войны церковно-просветительской деятельности является документ, принятый церковью в апреле 1943 г. Этот тайный документ существовал тогда только в двух экземплярах. Впервые он был опубликован в октябре 1945 г. в Швейцарии. В нем говорилось, что для всех детей верующих родителей должна быть предусмотрена христианская, в полном смысле этого слова, школа. «Все воспитание должно быть пронизано евангельским светом. Необходимо, чтобы все образование, весь распорядок школы, программы и учебники по предметам определялись подлинно христианским духом, под руководством и присмотром Церкви, таким образом, чтобы религия была основанием образования не только на низшем, но и на высшем и среднем уровнях» [Lange 1980: 93].

Этим идеям предшествовала концепция «воспитывающей школы», предложенная О. Дибелиусом. Он считал, что для всех крещеных детей школа должна быть христианской, но при этом не должно совершаться насилие над свободой совести. Преподавание религии следует регламентировать отдельными законами и распоряжениями. Эта школа получила название «Общая христианская государственная школа». Предмет «Религия» предлагалось назвать «Христианское учение» и считать его постоянным предметом в учебном плане. Рассматривался вопрос о возможности отказа от посещения уроков религии учащимися, принадлежащими к другим вероисповеданиям. Предполагалось, что преподавать «Христианское учение» смогут только те учителя, которые уполномочены церковью. Учебные планы и учебники, то есть весь учебно-методический материал для предмета «Религия», должны утверждаться церковью, но церковный контроль за всей образовательной и воспитательной деятельностью школы не предусматривался. Уполномоченный от церковных органов должен был осуществлять только лишь контроль преподавания религии. В документе излагались требования к уровню образования учителей религии: учителя религии для гимназий и средних учебных заведений должны были обя зательно получить высшее теолого-педагогическое образование. Для подготовки учителей религии для народных школ планировалось введение соответствующих учебных курсов в институтах для учителей народных школ. Для их образования также предполагалось организовать отдельное учебное заведение -семинарию для церковной службы, которое бы занималось подготовкой учителей религии.

В рамках этого документа не рассматривались вопросы повышения квалификации учителей религии. Основной проблемой в той ситуации был вопрос о том, чтобы направить в школы учителей с педагогическим образованием, имеющих церковное разрешение (допуск-рекомендацию).

Следующим этапом в решении вопроса об участии церкви в преподавании предмета «Религия» в общеобразовательной школе и подготовке учителей для этих целей стала состоявшаяся в 1945 г. конференция руководителей евангелической церкви. С докладом выступил доктор философии Эрнст Клессманн (Ernst Klessmann), который занимался вопросами школьного воспитания и обучения.

Законодательная база изучения христианства в Германии: современное состояние

Принимая во внимание всю сложность, многогранность и деликатность проблемы, связанной с преподаванием религии, представляется целесообразным и полезным знакомство и изучение подобного опыта других стран, где имеется отработанная правовая база этих взаимоотношений, опыт применения ее на практике с учетом исторических традиций. Одной из таких стран является Германия, имеющая богатый опыт преподавания религии в школе и выверенную нормативно-правовую базу отношений государства, церкви и школы.

Преподавание религии в Германии, как и практически во всех странах Европы, объясняется тем, что на первом этапе развития образования очагами просвещения являлись монастыри.

На следующем этапе важным толчком к развитию общего образования стала доктрина Лютера, выдвинутая им в период Реформации, о всеобщности священства: «...любой может научать». Первым учебником того времени в Германии являлся «Малый катехизис» Лютера (1592 г.), используемый для обучения письму и чтению и служивший распространению веры.

На третьем этапе, с начала эпохи Просвещения, на первое место выдвинулось общее образование, однако вопросы преподавания религии и их значимость в школьном курсе никогда не ставились под сомнение.

На четвертом этапе (конец XIX - начало XX вв.) в Германии сложилась идея свободного преподавания Библии (А. Дистервег), но не выдвигалось требование об отмене преподавания религии в школе.

Раскроем более подробно содержание этапов развития образования и преподавания религии в Германии.

Первоначально в Германии школа была делом церковной администрации. Важное место в школе отводилось религиозному образованию. Поэтому историю религиозного обучения нельзя отделять от общей школьной истории. По сути дела, профессия учителя возникла из церковных должностей: в народных школах преподавали пономари, в гимназиях - священники, не имеющие пасторского места.

Христианское наставление существовало сначала в церкви в форме учебной проповеди и было дидактически структурировано как самостоятельное занятие, так как церковь была миссионерской, и, в первую очередь, священнослужители должны были разъяснять сущность христианства и способствовать пропаганде крещения и воцерковления. В целом, религиозное воспитание, как и всякое другое в то время, не являлось еще целенаправленным процессом, преобладало семейное религиозное воспитание. Только в средневековых соборных и монастырских школах имело место определенное религиозное занятие, целенаправленное и структурированное. До начала периода Реформации эти занятия ограничивались узкой церковной средой, нецерковные организации не были задействованы.

Единичные городские школы существовали еще с XIII века, но только вследствие Реформации стало развиваться единое «школьное дело». Реформация способствовала созданию государственной системы воспитания и образования и тем самым изменила условия для занятий религией. В 1520 г. М. Лютер организовал совместные занятия для мальчиков и девочек. В Послании к членам муниципалитета (1524 г.) он требовал повсеместно организовать христианские школы. В других посланиях Лютер выступал за всеобщее образование. Он считал, что каждый христианин должен получить необходимые навыки и знания для надлежащего обращения с Библией без посторонней помощи.

Соответственно его взглядам, основным ядром христианской школы должен был стать урок религии. Особыми и очень важными предметами он также считал чтение и письмо. Эти три предмета, по его мнению, могли стать основой для первоначального образования человека.

Он также утверждал, что школа не может ограничиваться только первоначальным образованием, она должна ставить более широкие образовательные задачи, основываясь на идеалах христианства, учить молодого христианина правильно поступать в жизненных ситуациях и тщательно выполнять свои гражданские и профессиональные обязанности. Поэтому М. Лютер считал необходимым включить в ежедневные занятия еще арифметику и историю.

Своими требованиями общего образования для всех реформаторы шли дальше существовавших в то время общественных потребностей в образовании, поэтому их идеи не стали привычной практикой.

Огромное значение для развития образования в Германии имела деятельность представителей немецкого Просвещения: Г.-Ф. Гегеля, И.-В. Гёте, И.-Ф. Шиллера и других. В частности, Ф. Меланхтон по настоянию протестантов и в противовес деятельности иезуитов занимался разработкой системы среднего и высшего образования. Он реорганизовал латинские школы, положив начало их преобразования в гимназии, и создал евангелические национальные университеты, которые представляли цельную сословную систему образования, служившую формированию протестантского ученого-теолога. Ф. Меланхтон ввел в университетах изучение греческого языка, греческой культуры и Святого Писания в духе протестантизма.

Учение немецкого философа И. Канта (1724 - 1804) и его последователей помогает понять современные проблемы образования. «Кант дал мощный импульс развитию педагогики того времени, заложив фундамент педагогической антропологии, в основе которой была идея воспитания личности в ее целостности. .. .Кант подчеркивал примат нравственного воспитания над интеллектуальным...» [Воробьев, Шачина 2005: 103]. И. Кант считал, что задачи педагога направлены на то, чтобы подготовить человека к нравственному самосовершенствованию. Выполнение этих задач может быть достигнуто через обучение и религиозное воспитание. Эти мысли высказаны в трактате Канта «О педагогике» (1803 г.). Его идеи в той или иной мере разделяли все деятели немецкого Просвещения.

Очень большое значение для развития образования в Германии имела деятельность И.-Г. Песталоцци (1746 - 1827). Он, так же как и И. Кант, полагал, что развитие наших физических задатков должно быть подчинено развитию нравственности, и через нравственность - божественному началу.

Последователем И.-Г. Песталоцци был А. Дистервег (1790 - 1866). Другим выдающимся педагогом, который во многом определил развитие западной педагогики XIX века, был И.-Ф. Гербарт (1746 - 1841). Педагогика Гербарта опирается на этику и психологию. Нравственный процесс воспитания, согласно его идеям, должен соответствовать внутренней свободе, совершенству, благожелательности, законности и справедливости. В разработке этого вопроса заключался вклад Гербарта в развитие теории нравственного воспитания.

Структурно-институциональная характеристика системы повышения квалификации учителей религии

Как уже говорилось выше, государство наделило евангелическую церковь полномочиями по организации и проведению курсов повышения квалификации по всем школьным предметам, кроме католической религии и спорта (см. 1.2). Церковное ПК учителей религии государственных школ и школ, находящихся под эгидой церкви, предполагает равноценные с государственными условия повышения квалификации учителей, преподающих другие предметы. Для учителей религии это полностью соответствует служебному повышению квалификации. Для священников или других церковных служащих, преподающих в школе, действуют те же правила, что и для обычных учителей. Церковное повышение квалификации подчиняется тем же требованиям, что и государственное, и проводится соответственно установленным договоренностям между государственными или земельными органами управления образованием и земельными церквями.

Система ПК обеспечивает координацию работы федеральных и региональных учреждений ПК, муниципальных служб, профессиональных объединений учителей. Система ПК является частью системы непрерывного образования учителей религии и выступает в качестве его организатора, осуществляя научную, методическую, психологическую поддержку педагогов. В зависимости от уровня курсов ПК, учитель приобретает соответствующую профессиональную квалификацию.

Выделяются следующие основные направления повышения квалификации учителей религии: - евангелическая церковь Германии всецело содействует совершенствованию системы образования и повышения квалификации учителей религии таким образом, чтобы она отвечала насущным потребностям современной жизни; - церковное повышение квалификации учителей религии входит в сферу ответственности церкви в области образования. В процессе ПК теологические принципы евангелической церкви должны быть соотнесены с принципами и задачами современного образования для выработки позиций, свободных от противоречий; - непрерывное образование как требование современности, несомненно, включает в себя повышение образовательного уровня учителей религии и ставит перед церковью проблему поиска форм и средств участия в решении полного спектра задач повышения квалификации. Исходя из обозначенных основных направлений деятельности церкви в области ПК учителей религии, сформулированы следующие задачи: - дальнейшее расширение и углубление теологических и педагогических знаний, полученных учителями во время учебы в вузе, а также развитие способности составлять этические суждения с целью формирования христианского мировоззрения у школьников; - развитие и сохранение профессионализма с помощью инновационных методов и форм работы; - ознакомление с достижениями других учителей, создание возможности изучения имеющегося опыта и обсуждения интересующих вопросов с коллегами и доцентами, проводящими занятия; - организация и поддержание сотрудничества учителей при разработке школьных проектов и программ; - укрепление в процессе ПК христианских культурных традиций; - совершенствование педагогической и методической деятельности, а также разработка параметров коллегиальной оценки и обновления методов своей воспитательной работы; - развитие и поддержка междисциплинарной и межконфессиональной кооперации с учетом современных требований; - тесная связь ПК учителей религии с важнейшими требованиями и процессами современности; - организация осуществления основного образования по религии и другим религиозно-теологическим направлениям; - формирование у учителей религии умения создавать здоровый климат и доверительные отношения в школьном коллективе; - организация внешкольных мероприятий для поддержания постоянных контактов между молодежью, церковью и школой; На основании указанных задач возможно выделить следующие основные функции системы церковного повышения квалификации учителей религии: - информационную (удовлетворение потребностей специалистов в полу чении теоретических знаний); - обучающую (оказание консультативной помощи педагогам, обмен опытом, совершенствование практических компетенций); - исследовательскую (экспериментальная деятельность, изучение тенденций изменения и развития системы преподавания, организация проектной деятельности); - экспертную (экспертиза программ, учебных комплексов, проектов, ре комендательных и других документов и материалов).

Для решения поставленных задач и исполнения связанных с ними функций евангелической церковью созданы специальные подразделения, которые непосредственно организуют процесс подготовки и повышения квалификации учителей религии. Этим занимаются школьные отделы в церковных округах, окружные уполномоченные, религиозно-педагогические институты и академии Общества евангелических воспитателей. Отличительной особенностью системы повышения квалификации учителей религии в Германии является кооперация местных, региональных и надрегиональных учреждений. Такой подход по зволяет обеспечить коллективную ответственность в вопросах преподавания религии как школьного предмета.

Школьные отделы имеются в каждом из церковных округов. «Церковные общины и округа организовывают школьные отделы, т.к. они убеждены, что сотрудничество школы с церковной общиной, на территории которой она находится, необходимо для сохранения евангелической церкви» [Zur Qualitat kirchlicher Lehrerinnen-und Lehrerfortbildung 2003: 7]. Задача школьных отделов состоит в обеспечении постоянного взаимодействия с учителями, работающими в округе, в содействии повышению их знаний по предмету, методической компетенции. Школьные отделы наделены обязанностью наблюдения за повседневной общественной жизнью, ее религиозными, культурными и социальными аспектами. Они определяют, какие потребности в повышении квалификации возникают у учителей религии, и учитывают их при составлении программ повышения квалификации. Отделы располагают библиотеками и медиатеками, осуществляют индивидуальные консультации учителей, помогают в педагогическом оформлении жизненного пространства школы и в составлении школьных программ преподавания религии.

Организационные формы и содержание повышения квалификации учителей религии

Результаты современных общеевропейских социологических исследований привели к дискуссии о формах и содержании образования. Педагогико-теологический институт евангелической церкви Рейнской области также принял участие в обсуждении этих вопросов. Своими мероприятиями институт намеревается побудить ее участников к взаимному исследованию этой проблематики. Опыт уроков религии в младшей школе показывает, что начальный этап является основополагающим в процессе обучения. Необходимо уточнить, какие формы и содержание будут наиболее эффективными на различных этапах учебного процесса и каковы оптимальные формы сотрудничества школы и церкви, какие содержательные линии и учебные модели будут обеспечивать достаточную помощь молодежи в духовном и нравственном становлении. Пе-дагогико-теологический институт под руководством Рейнской земельной церкви предлагает свою помощь в решении этого комплекса вопросов и приглашает к сотрудничеству всех работников образовательных и воспитательных учреждений и других заинтересованных лиц.

Педагогико-теологический институт евангелической церкви (ПТИ) занимает ведущее место среди организаций, проводящих курсы повышения квалификации в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Анализируя деятельность ПТИ, мы получаем четкое представление об основных направлениях, методах, принципах и формах, в соответствии с которыми строится деятельность институтов повышения квалификации учителей религии в Германии.

Педагогико-теологический институт евангелической церкви осуществляет мероприятия по повышению квалификации учителей религии, исходя из специфики тех типов школ, гимназий, профессиональных училищ, дошкольных учреждений, спецшкол, в которых проводятся воспитательные мероприятия и занятия по предмету «Религия». В курсах повышения квалификации, посвященных различным религиозно-педагогическим вопросам, постоянно принимают участие пресвитеры, сотрудники синодальных учреждений, представители государственных органов образования и религиозной общественности.

ПТИ осуществляет свою деятельность, используя следующие организационные формы повышения квалификации: проведение учебных заседаний, посвященных получению учителями церковного разрешения на преподавание евангелической религии в школе (Vokation); организация занятий для групповых руководителей и модераторов; учебные курсы для кандидатов на должность учителя и стажеров; руководство занятиями по ПК отдельных целевых групп (воспитатели дошкольных учреждений, учителя религии младшей школы, кураторы школьных предметных секций и др.); разработка проектов учебных материалов и учебников; подготовка целевых курсов переквалификации учителей с правом преподавания религии в школе; организация различных творческих мастерских (Workshops), сертификационных курсов (Schulseelsorge) для священников, которые оказывают помощь школьникам в решении различных духовно-нравственных проблем, а также курсов ПК школьного викариата; подготовка детей к конфирмации; проведение дней христианских короткометражных фильмов; обсуждение проблем преподавания религии с руководителями школ; выбор содержания и форм школьного богослужения; интегративная работа (повышение квалификации учителей, социальных работников, волонтеров из церковных общин для работы с инвалидами).

Уместно охарактеризовать наиболее важные и интересные формы повышения квалификации учителей религии.

Сектор дошкольных учреждений ПТИ организует религиозно-педагогические курсы для воспитателей детских садов и других дошкольных учреждений, социальных педагогов и прочих работников, которые участвуют в воспитании дошкольников. Основными темами, которые рассматриваются во всех мероприятиях сектора в последнее время, являются: «Вклад в религиозное воспитание девочек и мальчиков», «Теология для детей», «Религиозное воспитание детей в плюралистическом обществе на рубеже смены перспектив». Эти направления разрабатываются в тесном сотрудничестве с Рейнским объединением евангелических детских дошкольных учреждений, методистами-консультантами в церковных округах и Обществом евангелических воспитателей. Вся деятельность координируется рабочим обществом дошкольных учреждений, в которое входят представители из различных округов.

Большое внимание ПТИ уделяет повышению профессионального уровня молодых работников дошкольных учреждений. Для них разработан религиозно-педагогический основополагающий курс «Теология в детских дошкольных учреждениях», рассчитанный на долгосрочное обучение, 4-5 недель в течение 2-х лет. Это практические занятия, дающие знания по основным вопросам теологии и религиозной педагогики для начинающих сотрудников в первые годы работы по специальности. По окончании выдается сертификат. Для тех, кто закончил основной курс и имеет желание совершенствоваться дальше, по мере спроса и набора групп проводится углубленный курс «Масштабы религиозного воспитания и образования». Центральное место в работе с молодыми воспитателями уделяется сравнительно новому курсу «Духовность в детских учреждениях», который состоит из 4-х блоков, осваиваемых в течение 2-х лет посредством недельных очных сессий. Интересной особенностью используемых в ПТИ организационных форм мероприятий по повышению квалификации является проведение занятия с целыми коллективами детских садов, а также с рабочими группами, скомплектованными из работников одного дошкольного учреждения. Этот курс позволит участникам более реально воспринимать ребенка в окружении семьи; понять и определить, в чем девочки и мальчики нуждаются и чего ждут от нас. Занятия помогут развитию самоанализа. Практические задания, которые предлагаются курсантам, позволяют более глубоко воспринимать душевные и духовные переживания детей и помогать им в сложных ситуациях, связанных с этими переживаниями.

Проведение мастер-класса для сотрудников дошкольных учреждений на данном этапе осуществляется по следующим темам: «Первые шаги в религиозной педагогике» (как вводный курс, помогающий начинающим воспитателям приобрести уверенность); «Межрелигиозная жизнь и обучение». Задачи деятельности детских садов с учетом современных требований становятся более значительными. В связи с этим происходит расширение опыта работников и усиление образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это ведет к открытию новых возможностей в работе с детьми.

Похожие диссертации на Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии : на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия