Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Овчинникова Елена Викторовна

Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход
<
Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Овчинникова Елена Викторовна. Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Овчинникова Елена Викторовна;[Место защиты: Московский государственный университет культуры и искусств].- Химки-6, 2014.- 184 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основания технологий обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических учебных заведений 19

1.1. Личностно-ориентированный подход как методологическая основа обучения классическому танцу в хореографических училищах 19

1.2. Теоретические взгляды на процесс обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода 40

1.3. Состояние технологий обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ 64

Глава 2. Совершенствование процесса обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода 86

2.1. Диагностика процесса обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ 86

2.2. Педагогические условия совершенствования процесса обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ 105

2.3. Педагогическая модель обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода 127

Заключение 158

Список использованной литературы 162

Приложения 178

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между насущными потребностями развития системы хореографического образования и существующими теоретическими разработками в сфере преподавания классического танца в младших классах хореографических училищ как базовой дисциплины. В связи с этим в процессе обучения в хореографических училищах существует ряд противоречий между:

- традициями подготовки специалистов в хореографических училищах и объективными возможностями качественного преобразования процесса обучения в связи с вхождением в Европейское образовательное пространство;

- сложившимися приоритетами преподавания и необходимостью ориентации преподавателей классического танца в хореографических училищах на личностные особенности учащихся младших классов;

- современными требованиями к специалистам в области хореографического искусства и недостаточным теоретическим обеспечением процесса обучения классическому танцу младших классов хореографических училищ.

Поэтому в наши дни особенно актуально научное осмысление теоретических оснований технологии обучения учащихся младших классов в хореографических училищах. Многолетний опыт обучения будущих артистов балета показывает, что развитие танцевальных умений и навыков у учащихся младших классов требует теоретической разработки педагогической модели личностно-ориентированного подхода в обучении, которая, на наш взгляд, позволит адекватно раскрыть возможности и особенности обучения учеников младших классов в возрасте от 10 до 12 лет в учебно-творческом процессе хореографических училищ.

В условиях стремительных перемен в области педагогической теории и практики, влияния объективных и субъективных факторов в образовательной сфере необходимо сохранять неизменными главные цели и задачи, которые ставятся в младших классах хореографических училищ.

Хореографическое училище – это единое воспитательно-образовательное пространство, и в нем особенно важна гармонизация теоретических и технологических составляющих учебно-творческого процесса, обеспечивающая личностный рост ученика младших классов.

Для успешного освоения школы классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ необходим, прежде всего, определенный уровень стартового состояния. Поступив в хореографическое училище, ученик младших классов представляет в училище мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, характер поведения, личное интеллектуальное развитие и состояние общей культуры семьи. Развитие заложенных на генетическом уровне природных данных становится залогом успешного обучения и воспитания учащихся в младших классах хореографических училищ. Поэтому методологическим основанием исследования становится личностно-ориентированный подход. Введение в учебно-творческий процесс личностно-ориентированной модели преподавания классического танца необходимо для воспитания смысловой системообразующей составляющей овладения школой классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ.

Анализ теоретических оснований обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ показывает, что опыт применения научно обоснованных технологий не систематизирован, и, соответственно, теоретические изыскания проходят недостаточно эффективно.

В условиях реальной педагогической практики хореографических училищ поиск эффективных оснований процесса обучения классическому танцу учащихся младших классов показывает, что педагогу необходимо уметь сочетать работу с отдельным учеником с работой в группе, что может быть эффективным лишь на основе личностно-ориентированного подхода.

В системе художественного образования особое значение приобретает перцептивно-коммуникативный процесс в системе педагог – ученик младших классов. Признание приоритета личностно-ориентированных теоретических оснований позволяет сформировать универсальную педагогическую модель, адекватную существующим условиям. При этом большинство современных исследований не являются в должной мере ориентированными на решение прикладных задач учебно-творческого процесса в младших классах хореографических училищ.

Решение данной проблемы путем внедрения личностно-ориентированной педагогической модели обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ позволит привести к развитию их творческой и личностной индивидуальности. Личностно-ориентированный подход в обучении классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ на данный момент не имеет соответствующей теоретической базы, что и подтверждает актуальность избранной темы настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования

В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен и обобщен опыт изучения теоретических принципов обучения классическому танцу учащихся младших классов при том, что аналогичный опыт на основании личностно-ориентированного подхода в профильной литературе специально не рассматривался. Это означает, что лишь отдельные теоретические аспекты данной проблемы рассматривались как в педагогических, так и в психологических исследованиях.

Проблематика личностно-ориентированного обучения в отечественной педагогике стала интенсивно изучаться сравнительно недавно (В.В.Сериков, С. Якиманская). Вопросов учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении в той или иной мере касались педагоги и психологии, работавшие в контексте следующих направлений:

- специфика педагогических систем и особенности разработки целостного учебно-воспитательного процесса - Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Э.В. Ильенков, Л.Б. Ительсон, Ф. Калгрен, И.Я. Лернер, И. Ломпшер, Н.Д. Никандров, Г.И. Петрова, В.Д. Семенов, Г.Н. Сериков, Э. Стоунс, Н.И. Чуприкова, В.Д. Шадриков, Н.Е.Щуркова;

- структура учебной деятельности - В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Й. Лингарт, В.Я. Ляудис, Д.Б. Эльконин;

- особые типы педагогических систем и инновации в образовании - В.П. Беспалько, В.С. Библер, M.А. Галагузова, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.Н. Ланда, М.И. Махмутов, А.Я. Найн, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина;

- специфика творческой индивидуальности педагога - С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан, А.К. Маркова, Л.И. Митина, В.А. Сластенин;

- профессиональная педагогика - С.Я. Батышев, Г.Е. Збаровский, Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко;

- познавательный интерес, самостоятельность и творчество учащихся - В.Е. Алексеев, Д.Б. Богоявленская, З.И. Калмыкова, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина;

- психодиагностика и индивидуальный подход - М.К. Акимова, Ю.З. Гильбух, Э.А. Толубева, К.М. Гуревич, Э.Ф. Зеер, К. Ингекамп, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Л.М. Фридман;

- творческая деятельность педагогов-новаторов – Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.Я. Лернер, В.Ф. Шаталов и др.

Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах: Н.П. Базаровой, Б.Я. Брегвадзе, А.Я. Вагановой, Т.И. Васильевой, Е.П. Валукина, Н.А. Вихревой, С.Н. Головкиной, Р.В. Захарова, М.Ф. Иваницкого, А.П. Кириллова, В.С. Костровицкой, Л.М. Лариной, В.П. Мей, А.М. Мессерера, Т.Б. Нарской, А.В. Никифоровой, П.А. Пестова, А.А. Писарева, Г.Н. Прибылова, Н.Н. Серебренникова, Н.В. Соковиковой, Н.И. Тарасова, С.С. Холфиной, Л.И. Ярмолович, на учебных фильмах, созданных под методическим руководством А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, С.Н. Головкиной.

Проблемы средней и высшей профессиональной школы, перспективы развития образования в сфере культуры и искусства отражены в трудах: А.А. Алферова, С.И. Архангельского, Л.М. Баженовой, Б.П. Беспалько, А.Ю. Бутова, К.Я. Гальперина, О.А. Ивата, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Е.О. Кабурнеевой, В.В. Краевского, А.В. Куликовой, Е.Г.Монахова, С.М. Оленева, В.С. Садовской, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, И.С. Яценко и др.

Ряд исследований, направленных на изучение непосредственно специфики и особенностей организации личностно-ориентированного образования (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и анализ научных трудов, показывают многоплановость разработки данной проблемы.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях обусловили формулировку темы настоящего исследования: «Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход».

Объект исследования – обучение классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ.

Предмет исследования – теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на базе личностно-ориентированного подхода.

Цель исследования – разработать пути совершенствования процесса обучения классическому танцу учащихся младших классов в хореографических училищах на основании личностно-ориентированного подхода.

Исходя из цели, были определены задачи исследования:

- рассмотреть личностно-ориентированный подход как методологическую основу обучения классическому танцу учащихся младших классов в хореографических училищах;

- выявить теоретические наработки обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода;

- охарактеризовать состояние технологий обучения классическому танцу учащихся младших классов в хореографических училищах;

- определить основные принципы диагностики процесса обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ;

- экспериментально апробировать педагогические условия совершенствования процесса обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода;

- разработать педагогическую модель обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обучение классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ станет наиболее эффективным, если будет оптимально реализовываться на принципах личностно-ориентированного подхода. Для этого необходима специальная педагогическая компетенция, новый уровень взаимодействия педагогов классического танца с учащимися младших классов хореографических училищ, строящегося на осознании каждым участником учебно-творческого процесса его значимости, как личностно-ориентированного ценностно наполненного содержания, самосовершенствования, самоопределения, рефлексии.

Методологическую основу исследования составили:

- философские взгляды крупнейших мыслителей относительно природы творчества (Платон, Н.А. Бердяев, Гегель, И. Кант, К. Юнг, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг);

- концепции философии культуры (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Й. Хейзинга) о диалогическом характере сознания;

- гуманистические философские и психологические учения о ценности личности (А. Маслоу, К. Роджерс);

- педагогические концепции Л.И. Анциферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. о деятельностном подходе к образованию;

- личностно-ориентированный подход в художественном образовании (Ю.К. Бабанский, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, В.В. Бычков, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Л.П. Печко, П.И. Пидкасистый, Л.Г. Савенкова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.В. Ткаченко, Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Щуркова, Б.П. Юсов, И.С. Якиманская и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

- личностно-ориентированный подход к анализу профессионального образования в сфере культуры и искусства (Е.В. Бондаревская и др.);

- личностно-ориентированная педагогика (М.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

- современные подходы в педагогике творчества (А.И. Буров, А.Ю. Бутов, Е.П. Кабкова, Л.П. Печко, Л.Г. Савенкова, О.В. Стукалова, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов).

- научно-теоретические положения, идеи и концепции личностного развития человека (А.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: системное изучение теоретических источников и проблем в области педагогики, психологии, философии, культурологии; анализ социально-культурного и научно-методического аспектов формирования профессионального мастерства личности в условиях применения личностно-ориентированного подхода; социологические методы (анкетирование, письменные опросы, аналитическая диагностика); педагогический эксперимент, его практическая апробация посредством внедрения личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе. Моделирование путем разработки педагогической модели. Анализ, изучение и систематизация педагогической документации; обобщение передового педагогического опыта в области хореографического искусства. Творческий показ технологических приемов педагогического процесса проведения практических занятий.

Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная академия хореографии», а также анализ материалов, полученных в процессе преподавания классического танца в младших классах в МГАХ и в Государственном бюджетном образовательном учреждении СОШ с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла «Вдохновение» в 2007-2012 гг., с созданием определенной педагогической модели личностно-ориентированного подхода.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап – поисково-теоретический (2007-2008 гг.). В этот период определился основной круг вопросов по исследуемой теме. Уточнялась степень разработанности исследуемой проблемы в практике профессионального педагогического образования. Изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная философская, психолого-педагогическая и культурологическая литература по обозначенной проблеме; разрабатывались исходные позиции исследования; обобщался педагогический опыт на различных уровнях.

Результатом этого этапа явилось предположение о необходимости разработки теоретических оснований обучения классическому танцу по педагогической модели личностно-ориентированного подхода применительно к психолого-возрастным особенностям учащихся младших классов хореографических училищ. Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация.

На втором этапе (2008-2013гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, основной замысел которой состоял в том, чтобы создать новую педагогическую модель содействия успешному освоению экспериментальной программы на начальном этапе обучения учащихся младших классов хореографических училищ. Проектируемая педагогическая модель основана на анализе успеваемости учащихся младших классов хореографических училищ и сложного по своим целям и структуре психолого-педагогического образования. Проведение эксперимента осуществлялось в рамках программы дисциплины «Классический танец», с целью развития знаний, умений и навыков у учащихся младших классов хореографических училищ и реализации педагогической модели, содержащей следующие компоненты: цель, задачи, принципы, основные подходы, технологии, компоненты эстетико-культурного образовательного процесса в хореографических училищах.

На этом этапе велась работа по осмыслению и обработке полученных данных констатирующего этапа эксперимента, их психолого-педагогический анализ. Была проведена корректировка методологических принципов и структурных составляющих личностно-ориентированного подхода. Изучение инновационных технологий обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ позволило в экспериментальных условиях выстроить целостный учебно-творческий процесс. Теоретическое обоснование технологии внедрения личностно-ориентированного подхода с позиций того, что эксперимент может быть достоверным, если его можно повторить и внедрить в широкую практику, осуществлялось посредством систематизации результатов, разработки методических рекомендаций. В задачи эксперимента входила адаптация на практике хореографического училища механизмов целеполагания, физической и психологической защиты, рефлексии, адаптация учащихся к реальному учебному процессу. Особое внимание было уделено разработке оценочных критериев готовности учащихся младших классов хореографических училищ к постоянному росту их знаний, умений и навыков в экспериментальной группе.

В рамках формирующего этапа эксперимента были проведены многоразовые опросы, беседы, педагогические наблюдения.

Завершение эксперимента, анализ его результатов, обобщение, систематизация и интерпретация полученных данных по реализации педагогической модели и внедрению личностно-ориентированного подхода позволили теоретически выстроить основания и разработать инновационные технологии обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ.

Третий этап (2014 г.) включал оформление текста диссертации. Обобщались и конкретизировались результаты исследования и общие выводы. Это позволило разработать теорию технологического обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ.

Научная новизна исследования основывается на полученных в ходе исследования данных и выводах, подтверждающих педагогическую эффективность личностно-ориентированного подхода в обучении классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ:

- Разработана научно обоснованная система педагогических действий, обеспечивающая индивидуализированное достижение заданной педагогической цели: обучение классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ.

- Вводится в научный оборот понятие «личностно-ориентированный подход как система ценностей в обучении классическому танцу».

- Доказана необходимость функционирования личностно-ориентированного подхода как системы ценностей обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ по всем компонентам развития компетенций: знания, умения, навыки.

- Конкретизированы взаимосвязи физического, психологического и духовного направлений развития учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода как системы ценностей в обучении классическому танцу.

- Экспериментально апробирована последовательность включения элементов модели личностно-ориентированного подхода как системы ценностей в процессе обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографического училища в сочетании с традиционными технологиями обучения классическому танцу, связанными с предметно- содержательными компонентами.

- Раскрыта научно обоснованная технология применения личностно-ориентированного подхода как системы ценностей на начальном этапе обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ, эффективно развивающая умения и навыки, повышающая уровень мотивации учащихся к постоянному творческому росту.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработаны теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ, обеспечивающие четкость функционирования всех технологических компонентов учебно-творческого процесса как системы разносторонней деятельности субъектов и объектов, их целенаправленного активного взаимодействия, способствующего воспитанию социально-ценностных отношений к миру;

- теоретически обоснована необходимость применения личностно-ориентированного подхода как системы ценностей в обучении классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ, что предоставляет педагогу широкие возможности для содействия развивающейся субъективности будущих артистов балета;

- доказано, что личностно-ориентированный подход как система ценностей в хореографических училищах является наиболее эффективной основой художественно-творческой деятельности посредством разработки стратегии личностного развития в контексте различных культур носителей творческого опыта. Личностное развитие – это, прежде всего, развитие определенного типа сознания, восприимчивого к искусству балета;

- теоретически проанализированы факторы, определяющие понятие «образ жизненного пути» учащихся младших классов хореографических училищ, системы ценностей, где главенствует самоценность художественного мастерства будущего артиста балета;

- теоретически сформулированы потенциальные возможности личностно-ориентированного подхода как системы ценностей в преподавании классического танца в младших классах хореографических училищ, что позволяет развивать у будущих артистов балета такое качество, как активная жизненная перспектива, за счет расширения художественной сферы, устойчивость которой способствует пониманию учащимися необходимости закреплять и совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки;

- определены критерии уровня обученности классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: успеваемость, готовность к личностному и профессиональному росту, готовность к освоению опыта ведущих хореографов, артистов балета, продуктивность деятельности, проявление индивидуальных артистических качеств, личное участие в учебно-творческом процессе.

Практическая значимость заключается в разработке способов применения личностно-ориентированного подхода к обучению классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ в процессе преподавания дисциплины «Классический танец» с целью повышения уровня умений и навыков будущего артиста балета. При выполнении исследования были апробированы педагогические технологии, направленные на оптимизацию процесса обучения классическому танцу, включая принципы мониторинга процесса формирования художественного мастерства и технологии развития умений и навыков будущих артистов балета.

Результаты данного исследования могут быть использованы при осуществлении педагогических технологий, связанных с обучением классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода. Теоретические выводы и практические разработки, предложенные в диссертации, могут применяться в системе художественного образования всех типов учебных заведений, а также при повышении квалификации педагогов балета, в содержании учебных дисциплин «Методика преподавания классического танца», «Введение в педагогику художественного образования».

Достоверность исследования обеспечивается достаточной репрезентативностью выборки и данных, полученных опытным путем; обширной теоретической и практической базой; обоснованностью применения определенного комплекса методов, статистической значимостью; опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии, культурологии; применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования; сопоставлением полученных в ходе исследования результатов с общим педагогическим опытом, актами о внедрении.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах:

- в выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Московской государственной академией хореографии:

1) «Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусства» (IV Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов 29 апреля 2013 г., Москва);

2) «Русский балет как мировой феномен в современном культурном процессе» (Международная конференция 16-18 ноября 2013 г., Москва).

3) «Интеграционные процессы мировой науки в XXI веке» (IX Международная научно-практическая конференция, 28 февраля 2014 г., Казань);

- публикациях тезисов, статей;

- в процессе преподавания дисциплины «Классический танец» в Московской государственной академии хореографии и в Государственном бюджетном образовательном учреждении СОШ с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла «Вдохновение».

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными качествами учащихся младших классов хореографических училищ будущего артиста балета являются: физиолого-анатомические данные, музыкальность и выразительность исполнения, работоспособность, ответственность в учебном пространстве и времени. Оптимальным способом развития творческих, личностных качеств учащихся младших классов хореографических училищ является применение принципов личностно-ориентированного подхода в преподавании классического танца.

Личностно-ориентированный подход в данном контексте рассматривается как совокупность доминирующих ценностей учащихся младших классов хореографических училищ, где цель – стратегия их поведения, а мотив – его тактика. Основной функцией личностных ценностей учащихся младших классов является стимулирование, педагогическое регулирование в конкретных условиях хореографического училища.

2. Теоретические основания преподавания классического танца в младших классах хореографического училища позволяют направить воспитание ценностей через осознание индивидуализированных нагрузок на уроках и домашних заданиях, обусловливая все усложняющейся программой третьего поколения государственного стандарта. Реализация теоретических оснований может эффективно осуществляться в учебно-творческом процессе через совокупность технологий преподавания классического танца на основе личностно-ориентированного подхода.

Теоретические основания личностно-ориентированного подхода позволяют начинать формирование ценностного отношения к семье, которую учащиеся младших классов представляют в хореографическом училище, к искусству балета, ценности себя как личности, утверждения себя, становление эмпатии, т.е. умения сопереживать за свою группу.

3. Современное состояние развития технологий обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ не соответствует требуемому уровню из-за отсутствия теоретических оснований функционирования технологической базы учебно-творческого процесса в хореографических училищах. Обучение классическому танцу в младших классах хореографических училищ позволяет стимулировать развитие потребности, мотивации, интереса и инициативности в освоении программы обучения классическому танцу через личностное приятие, стремление к самостоятельному поиску нового.

4. Педагогическая модель обучения классическому танцу в младших классах хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода позволяет решать такие задачи, как учет их индивидуальных особенностей, определение психических данных, развитие мотивации учащихся к учебно-творческому процессу, активизация их воображения, памяти, актерских способностей.

5. Использование педагогической модели личностно-ориентированного подхода в преподавании классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ способствует системному сочетанию реальных ценностей, способностей и преодолению высоких духовных и физических нагрузок посредством педагогических технологий, развития творческих коммуникативных способностей в условиях групповых занятий классического танца и позволяет повысить здоровьесберегающий потенциал учебно-творческого процесса.

6. Процесс преподавания классического танца с использованием личностно-ориентированного подхода в младших классах хореографических училищ требует наличия у педагога высокой психологической компетентности, способствующей раскрытию и развитию личностных и профессиональных качеств учащихся и их творческого потенциала.

При этом во всех ситуациях необходимо ориентировать учащихся младших классов хореографических училищ на нравственность, развивать способности сопереживать, чувствовать другого, понимать его, гармонически соотносить свои желания и желания другого, творчески сочетать свои интересы и интересы другого. Важно воспитание познавательной потребности, заинтересованности в получении знаний, поиска новых способов их получения, стремления к значимым ценностям коллективной деятельности на занятиях классическим танцем в младших классах хореографических училищ.

Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Текст диссертации содержит таблицы, схемы и рисунки, иллюстрирующие выводы исследования.

Теоретические взгляды на процесс обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода

Специально организованная деятельность преподавателя и учащихся, которая направлена на улучшение знаний, именуется процессом обучения. Для того, чтобы выявить сущность процесса обучения, первоначально следует определить его функции. По своим задачам процесс обучения осуществляет развивающую, воспитательную и образовательную функции. Некоторые аспекты вышеперечисленных функций являются общими, потому что границы процессов образования, воспитания и развития личности проведены условно, вследствие чего, выделение данных функций процесса обучения относительно. Во время процесса обучения необходимо выделение этих функций при практической деятельности преподавателя. Образовательная функция процесса обучения осуществляет формирование системы специальных умений и навыков и предполагает усвоение личностью знаний. В хореографических учебных заведениях преподавание специальных дисциплин, а, в частности, классического танца представляет собой очень трудоемкий, обладающий своей спецификой процесс. Чтобы овладеть исполнительским мастерством в хореографическом искусстве на высоком уровне, учащимся, в первую очередь, необходимо овладеть школой классического танца, уметь использовать его средства выражения, а для этого они должны познать и усвоить его природу.

Школа классического танца представляет собой профессиональную основу, которой пользуются исполнители всех жанров театральной хореографии, потому что именно классический танец располагает огромным диапазоном технических и выразительных средств, и сценический опыт убедительно это подтверждает. Но, кроме школы и исполнительской техники танца, будущий артист балета также должен овладеть умением создавать психологический образ своего героя, научиться работать с ролью. [57, стр.45] Классический танец, как учебный предмет, не ставит своей целью изучение основ актерского мастерства. Тем не менее, уроки классического танца с первого класса неразрывно связаны с освоением выразительных средств, на которые опирается мастерство балетного артиста. Но не стоит забывать про воспитательный и развивающий аспекты обучения, которые тоже присутствуют на уроках классического танца в хореографических учебных заведениях. Рассмотрим основные цели обучения на уроках классического танца: Создание максимально благоприятных условий для физического и эмоционального развития личности, развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных методических основ классического танца, техники и умения самостоятельно совершенствовать свои навыки. Дать образование на уровне, позволяющем адаптироваться в современном мире, в условиях быстрых изменений в области хореографического исполнительского искусства. Воспитать высокопрофессионального артиста, способного к активному труду и творчеству. Сформировать личность с высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных требований в своей профессии. Воспитательная функция процесса обучения заключает в себе формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к окружающему миру.

В свою очередь, развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов обучения. Охарактеризованные функции процесса обучения не являются изолированно осуществляемыми. Одна из функций является следствием другой и, в то же время, выступает в качестве третьей. Таким образом, все функции находятся в сложно переплетенных, причинно-следственных связях. Например, воспитание общественной активности и дисциплинированности создает условия для эффективности обучения. Но, в свою очередь, обучение способствует воспитанию этих качеств. Так, например, дисциплина на уроках классического танца необходима, и закладывается она именно на начальном этапе образования.

С точки зрения подхода к деятельности, обучение следует рассматривать, как две взаимообусловленные и взаимосвязанные составляющие: собственно обучающую и учебную. Они тесно связаны между собой, но, тем не менее, содержание этих двух деятельностей различно. [157; стр. 24-25]

Учебная деятельность главным образом направлена на то, чтобы учащийся стал, в конечном итоге, специалистом высшей квалификации, а обучающая деятельность преподавателя предназначена обеспечивать наиболее рациональные пути преобразования учащегося в высококвалифицированного специалиста. Таким образом, при обучении классическому танцу основной целью преподавателя является сделать из учащегося исполнителя, владеющего школой и техникой классического танца на высоком уровне.

Состояние технологий обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ

Педагогическая технология является отраслью педагогической науки, а также педагогической практики. В настоящее время в системе преподавания все чаще используются такие термины, как «технология обучения» или «педагогическая технология». Эти термины распространяются в педагогической практике все шире и используются довольно часто. Кроме того, весьма актуальным в педагогической практике стал такой термин, как «технологизация учебного процесса». До сих пор нет точного определения этим понятиям, они могут включать в себя: совокупность методов и приемов, или даже представлять какие-либо педагогические системы.

В настоящее время теоретические основы, а также принципы педагогической технологии разработаны недостаточно, границы применения этой теории, а также понятий, которые являются составляющим теории педагогической технологии, определены нечетко, что приводит к недостаточной подготовке преподавательского состава различных учебных заведений к техно-логизации учебного процесса. Возникает острая необходимость в создании определенных условий для развития творческого потенциала преподавателя, создания стимулов и мотиваций для повышения педагогического мастерства [42, стр.76].

В философии технология рассматривается, как фактор изменения культуры общества, его социальной структуры и идеологии. Это изменение является результатом научно-технического процесса, а также экономического развития общества в целом.

Первая половина XIX века была началом преобразования понятия «технология» в науку. Как процесс производства конкретного материального продукта, этот термин начал употребляться значительно позже. Первоначально под этим термином подразумевался определенный набор секретов и правил при производстве каких-либо материалов, то есть, это был именно практический термин. В XX веке стало происходить развитие науки. В результате этого, технологические процессы, которые носили до этого в основном практический характер, стали требовать более сложных теоретических обоснований. Возникла необходимость в более совершенных технологических процессах. Если до этого технологические научные исследования носили сугубо прикладной характер, то впоследствии стало происходить объединение с практическими составляющими производства.

На сегодняшний день в педагогической технологии наступил период развития ее теоретических основ и методологии, а также научная организация педагогической технологии и управление ею. Существует очень много определений понятия «технология». На наш взгляд, для педагогической области, более всего подходит определение, которое дал М. Марков: «Технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности». [112, стр. 78] Если рассматривать технологию, как совокупность технологических прикладных наук, то ее целями будут являться: 1) раскрыть сущность технологических явлений; 2) создать новые технологические схемы на основе знания технологических процессов; 3) выбрать правильную организационную основу для реализации методов, которые оптимизируют технологический процесс и научно их обосновать. [114, стр. 56] Среди огромного количества информации в педагогике возникает необходимость определить содержание образования и минимизировать учебную информацию, но при этом интенсивность процессов передачи и усвоения учебной информации надо оставить на высоком уровне. Одной из составляющих понятия человеческих ценностей в современном обществе является информация. Раньше процесс обучения носил в основном информационный характер, сейчас процесс обучения несет более фундаментальный характер. Это происходит в результате технологизации процесса обучения. В настоящее время продолжается разработка и внедрение новых педагогических технологий, что приводит к видимым изменениям в управлении учебно-воспитательным процессом [11, стр. 25]. Для повышения эффективности педагогической системы необходимо обеспечить ее оптимальное функционирование, при этом затрата времени, средств и сил должна быть, по возможности, минимальной. Сегодня в области профессионального образования ведется большая разработка педагогических технологий. Результаты работы в этой области отображены в трудах таких авторов, как С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.С. Збаровский, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская. Обучающая технология как педагогическая категория, ее зарождение, становление и начальное развитие показана в трудах отечественных ученых: В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Г.Р. Громов, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Н.Н. Суртаева, Н.Ф. Талызина, А.И. Уман. Эти ученые решали проблемы моделирования содержания различных педагогических технологий, изучали теоретические и методологические задачи по разработке основных понятий педагогической технологии. Но, до сих пор остается актуальным вопрос создания целостной теории конструирования и реализации технологий обучения. Функции и структура педагогических технологий четко не определены, не выделены их существенные признаки, и нет конкретных способов трансформации в конкретные технологии обучения.

Тем не менее, важно учитывать, что понятие «педагогическая технология» в отечественной педагогике и в зарубежной педагогике отличается спе цификой подходов. Например, для педагогических технологий в зарубежной педагогике характерно ориентирование на нетрадиционные модели обучения, направление на индивидуализацию обучения. Управление процессом получения и усвоения знаний происходит в условиях широкого технического оснащения, с использованием электронных ресурсов.

В отечественной педагогике если и присутствует ориентирование на нетрадиционные подходы обучения, то эти подходы называют личностно-ориентированными, так как системы обучения направлены на обеспечение полноценного развития личности учащихся.

Таким образом, технологизация процесса обучения связана в российской педагогике именно с построением таких систем обучения. Для развития активности сознания учащегося обучение следует строить на технологической основе. Это будет способствовать развитию, а также саморазвитию его личности, поскольку такой подход в обучении позволяет ему реализовать все стороны своей личности.

Педагогические условия совершенствования процесса обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ

Современные педагогические исследования решают задачи совершенствования функций педагогических систем, а также выявление и обоснование педагогических условий, которые обеспечивают повышение эффективности образовательного процесса. При решении данных задач могут возникнуть затруднения: 1) Слабое обоснование выбора именно данных условий в рамках данного эксперимента. 2) Нечеткое понимание того, на что именно направлены педагогические условия в рамках данного эксперимента. Чтобы вероятность возникновения подобных проблем была сведена к минимуму, необходимо конкретизировать содержание понятия «педагогические условия», с учетом проблем, которые необходимо решить с помощью этих условий. Само понятие «условие» означает: 1) обстоятельство, от которого что-либо зависит; 2) правила, установленные в области какой-нибудь деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [12, с. 588]. С философской точки зрения, понятие «педагогические условия», представляет отношение предмета к явлениям, которые его окружают. Но, тем не менее, без этих явлений данный предмет исследования существовать не может: «То, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого, с необходимостью следует существование данного явления» [18, с. 707].

В психологии данное понятие, в основном, раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, которые определяют психологическое развитие человека, оказывают влияние на процесс развития. [11, с. 270-271]. Педагоги рассматривают понятие «условие» как совокупность внешних и внутренних воздействий: природных, социальных, которые влияют на физическое, психическое и нравственное, развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, то есть, на формирование личности [15, с.36]. Таким образом, позиция педагогов по данному вопросу, схожа с позицией психологов. Следовательно, понятие «условие» является общенаучным, охарактеризовать данное понятие с точки зрения педагогического аспекта можно следующими положениями: 1. Условие – это совокупность причин, каких-либо обстоятельств, которая влияет на развитие, воспитание и обучение человека 2. Влияние условий может воздействовать на динамику развития процесса воспитания и обучения, а также на конечные результаты этих процессов. Понятие «условие» используется в современных исследованиях при характеристике педагогической системы. Выделяют несколько групп условий функционирования педагогической системы. I. По сфере воздействия: а) внешние (географические, общественные, природные, культурные) б) внутренние (морально-психологические, эстетические, учебно материальные) [14, стр. 58] II. По характеру воздействия: а) Объективные. Это условия, которые включают в себя нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации. Объективные условия могут изменяться. б) Субъективные. Эти условия отображают потенциалы субъектов педагогической деятельности, показывают уровень согласованности их действий и степень личностной значимости целевых приоритетов, выстроенных для учащихся. III. По специфике объекта воздействия: а) Общие условия, к которым относятся социальные, экономические, культурные, географические, национальные и др. б) Специфические условия. К ним относятся: материальные возможности образовательного учреждения и его местоположение; особенно сти социально-демографического состава учащихся; оборудование учебно-воспитательного процесса и др. Кроме этого, существуют специфические условия, которые также игра ют важную роль в обеспечении функционирования и развития педагогической системы. К таким условиям относятся: уровень культуры педагогического состава образовательного учреждения, характер морально психологической атмосферы в коллективе педагогов и учащихся и др.

При определении направлений развития педагогической системы важно учитывать пространственные условия, в которых существует педагогическая система. Это объясняется тем, что ее функционирование зависит от особенностей региональных, местных условий, спецификой учебного заведения, и уровнем квалификации необходимых педагогических кадров, степенью оснащенности образовательного процесса. Под оснащенностью образовательного процесса подразумевается: состояние учебных классов, в хореографических учебных заведениях – балетных залов, наличие сцены для прохождения учебной сценической практики учащимися, кроме того, это - учебные пособия, оборудование в классах и балетных залах и.т.д.

Известно, что условия для занятий хореографией отличаются особенной спецификой. Для успешного освоения программы по специальным дисциплинам необходимо наличие больших, просторных и светлых залов. Имеет значение качество материала, из которого сделан пол в балетных залах. Обычно покрытие для пола изготавливается из сосновых досок, так как данный материал отличается прочностью, служит много лет. В современное время используют специальное профессиональное пластиковое покрытие, которое укладывают поверх деревянного пола. Такое пластиковое покрытие дополнительно удлиняет срок функционирования пола в балетном зале. Важное значение в профессиональных учебных заведениях придают технологии укладки самого деревянного покрытия, так как от этого зависит частота получения травм учащимися. Пол в балетном зале ни в коем случае нельзя укладывать сразу на бетонное основание. Среди профессиональных балетных артистов существует понятие «жесткий пол», т. е. это пол, который уложен непосредственно на бетонное основание и не имеет под собой так называемой «воздушной подушки». Профессиональный пол с «воздушной подушкой» значительно уменьшает возможность получения учащимися растяжений мышц, сухожилий и связок, помогает амортизировать приземление при исполнении прыжков. «Жесткий пол» опасен для учащихся и артистов балет высокой вероятностью получения травмы, особенно в условиях высокой физической нагрузки.

Балетные залы должны быть хорошо освещены, в них должна поддерживаться определенная температура воздуха. В каждом балетном зале обязательно должен быть рояль или пианино, потому что работа на уроках классического танца происходит под аккомпанемент концертмейстера. Соблюдение всех вышеперечисленных специфических условий в обучении классическому танцу учащихся хореографических училищ способствуют не только более успешному освоению программы изучаемого предмета, но и также помогают сохранить здоровье учащихся.

Педагогическая модель обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ на основе личностно-ориентированного подхода

Моделирование представляет собой важную составляющую педагогической деятельности, включая как метод исследования, так и способ создания моделей. В педагогике возможно моделирование как содержания образования, так и учебной деятельности. В качестве учебного средства, наша модель строилась как аппарат для преподавания именно классического танца. Лич-ностно-ориентированная модель преподавания классического танца учащимся младших классов хореографических училищ представляет не только определенную педагогическую технику, но также систему методов, и организационных форм обучения, которые составляют теоретико-методическую основу данной модели и используются для диагностики самого образовательного процесса.

Модель создается в несколько этапов. Н. И. Алексеев предложил модель, нацеленную на личностно-ориентированное обучение. Согласно этой модели, принцип личностно-ориентированного обучения связывается как с личностью учащегося, так и с личностью педагога. Кроме того, учащийся создает сам свою личность путем утверждения себя в творчестве. На первом этапе создания модели необходимо определить цели, которые будут лежать в основе этой модели, а также проанализировать сам эксперимент. На втором этапе необходимо организовать непосредственно практическую деятельность, составить план педагогического исследования. На заключительном этапе создается окончательный вариант модели. При создании модели обучения классическому танцу важно учитывать принципы, способствующие успешному освоению программы обучения классическому танцу, приобретению новых навыков и умений, которые способствуют успешному развитию данных учащихся, и, кроме того, оказывают положительное эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения. Кроме того, необходимо учитывать данные психологии, потому что даже на уроках классического танца, необходимо формировать нравственные ценности учащихся. Большое значение в преподавании классического танца на начальном этапе имеет опыт других педагогов, который также следует учитывать при составлении модели. Созданная модель обучения имеет свои характерные черты, которые определяются особенностью и спецификой образовательного учреждения, в которой создавалась модель. В нашей педагогической работе по обучению классическому танцу на основе личностно-ориентированного подхода, было необходимо создание такой системы занятий, которые раскрывали как физический, так и творческий потенциал учащихся, и в то же время способствовали развитию личностных способностей учеников. Для реализации содержания модели должны быть созданы определенные условия, педагогом должны быть спроектированы основные задачи процесса обучения, и в таком случае реализация модели обучения будет происходить через практическую деятельность педагога. Модель создается в несколько этапов. На первом этапе необходимо проанализировать сам опыт и определить цели, которые будут лежать в основе будущей модели. На втором этапе необходимо организовать непосредственно практическую деятельность, составить план педагогического исследования. На заключительном этапе создается окончательный вариант модели. При создании модели обучения классическому танцу важно учитывать принципы, способствующие приобретению новых навыков и умений, которые способствуют успешному развитию данных учащихся, и, кроме того, оказывают положительное эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения. Кроме того, необходимо учитывать данные психологии, потому что даже на уроках классического танца, необходимо формировать нравственные ценности учащихся. Большое значение в преподавании классического танца на начальном этапе имеет опыт других педагогов, который также следует учитывать при составлении модели. В нашем педагогическом исследовании на первом, подготовительном этапе ставилась цель найти в ходе теоретико-методологического анализа педагогические подходы и способы обучения детей на уроках классического танца. Были отобраны подходы и технологии, воздействующие на основные «показатели» для успешного обучения: качественное освоение программы классического танца на каждом году обучения, координацию и согласованность движений, отношение и готовность учащихся к творчеству, их общее эмоциональное состояние. Так как оценки успеваемости учащихся по пятибалльной шкале являются достаточно субъективным фактором, то, для объективизации субъективных показателей, комиссии было предложено оценивать учащихся по пятибалльной шкале с точностью до 0,1 балла.

На втором этапе экспериментальной работы был апробирован основной комплекс подходов и технологий педагогического метода и сделан вывод о необходимости, наряду с групповой, индивидуальной работы с учащимися в силу их индивидуальных различий, разницы в динамике состояний и отношении к занятиям. Для мониторинга состояния учащихся были подобраны методики: тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН); опросник на степень личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (для подростков). Осуществлялось педагогическое наблюдение за динамикой состояния учащихся в течение каждого занятия и проявлениями телесных сигналов (зажимов, ограничений в движении, асимметрии, мышечного панциря). На третьем этапе, после обсуждения первичных полученных результатов, с педагогами был проведен отбор и дополнение методик для мониторинга изменений в состоянии учащихся.

Похожие диссертации на Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход