Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Новикова Валентина Ивановна

Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации
<
Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова Валентина Ивановна. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Ростов н/Д, 2004 469 с. РГБ ОД, 71:05-13/266

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации 32

1.1. Современные методологические подходы к исследованию проблем воспитания 32

1.2. Концепции нравственного воспитания младших школьников в мировом образовательном процессе 56

1.3. Младший школьник как субъект нравственного воспитания 67

Выводы по первой главе. 91

Глава II. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания младших школьников 94

2.1.. Сущность и психологические механизмы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации 94

2.2. Ценностно-смысловая специфика процесса нравственного воспитания младших школьников 110

2.3. Нравственно-воспитательный потенциал народной педагогики 132

Выводы по второй главе 156

Глава III. Теория нравственного воспитания личности в практике великих педагогов-классиков и в педагогике сотрудничества 159

3.1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в педагогическом наследии К.Д. Ушинского 159

3.2. В.А. Сухомлинский о духовно-нравственных ценностях воспитания 177

3.3. Воспитание человеческого достоинства как главная идея педагогики сотрудничества 188

Выводы по третьей главе 207

Глава IV. Развитие начального образования в контексте школьных реформ в конце XX - начале XXI веков в России и мире 210

4.1. Реформы начального образования в России в конце XX - начале XXI веков 210

4.2. Направления реформирования начального образования в различных странах мира 218

Выводы по четвертой главе 230

Глава V. Теоретическая разработка вопроса научно-методической инструментовки нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации 231

5.1. Интегративно-конструктивная диалоговая культурно-историческая концепция нравственного воспитания 231 младших школьников

5.2. Опытно-экспериментальная система нравственного воспитания младших школьников 252

5.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников в современной социокультурной ситуации 275

Выводы по пятой главе 298

Заключение 304

Библиографический список использованной литературы 319

Приложения 346

Введение к работе

Современное российское общество переживает период сложных и многогранных перемен, которые качественно изменяют требования к человеку.

Переход России к рыночной экономике означает ломку сложившихся в обществе экономических и социальных отношений. Это вызывает множество серьезных проблем: социально-психологическую напряженность, снижение жизненного уровня народа, социальное расслоение общества, конфликтность в общении и другие. Эти кризисные явления особенно остро и болезненно отражаются на воспитании детей. Об этом свидетельствует рост преступности в стране, склонность к потребительству, проявление жестокости и другие негативные последствия. Социальное расслоение общества ведет к расхождению представлений, понятий о моральных принципах и нравственном поведении.

В силу этого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, деятельность молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.

Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число необучающихся и неработающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек- подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность.

Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в пропілом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме.

Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов: научно-методическая необеспеченность, отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности, неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный, ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.

В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.

В последние годы в законодательстве страны произошло обновление многих, правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразии систем и участников воспитательного процесса. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992г., новая редакция 2000г.) нацеливает учительство на формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и заботящегося о совершенствовании этого общества. Воспитание у молодых людей подлинной доброты как элемента их общелично

стного развития имеет огромное значение для ускорения социально-экономического прогресса и потому представляет собой миссию высокой общественной значимости.

Принципы государственной политики в связи с быстротекущими в последние годы изменениями в социальной, политической и экономической жизни Российской Федерации конкретно заявлены в Законе РФ «Об образовании»: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине» [134, 2].

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности общающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Концентрация воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

«Доктрина образования в Российской Федерации» (2000 г), документ, определяющий: дальнейшее развитие отечественного образования, уже в первом абзаце устанавливает приоритет образования в государственной политике.

В разделе «Основные цели и задачи образования» записано: «Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;.

- воспитание патриотов России; граждан:правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности...» [121, 12-13].

В августе 2001 г. Президент РФ В.В. Путин на заседании Госсовета РФ;.на котором обсуждались вопросы модернизации и развития системы образования, предостерег от поспешных шагов в этой сфере, сделал замечания, что систему образования; в России надо совершенствовать «крайне аккуратно» и развивать ее, не отказываясь «от всего позитивного, что было накоплено в российском образовании» [324,1].

Главной задачей переустройства образования должно стать улучшение его качества, повышение доступности и эффективности.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» читаем: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою= значимость в деле сохранения и развития! русского и родного языков, формирования: российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении науки, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества -общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой» [176, 3].

Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.

В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры, гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания: плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в; его развитии; создании современных динамических методов воспитательной, работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.

Сейчас обществу нужны люди деловые, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям, способные принимать быстрые и компетентные решения. Совершенно очевидно, что необходимо пересмотреть концепцию, цели воспитания, внести изменения в содержание, формы и методы работы с молодежью. Понятно,.что в условиях всеобщего кризиса в стране невозможно реализовать воспитание всесторонне развитой личности. Поэтому разумно в данной ситуации вести речь о гуманистическом воспитании детей. Именно гуманистическое направление поможет нам формировать тип личности, отличающейся чувством человеческого достоинства, стремлением служить людям, устойчивым рефлексом обостренного внимания к чужой беде, душевной щедростью, порядочностью, справедливостью, потребностью в добротворчестве. Воспитание этих нравственных качеств является, по нашему мнению, условием подготовки подрастающего поколения для возрождения России. Спасение молодежи от нравственного и духовного оскудения в кризисном обществе требует перехода к истинно гуманистическому воспитанию, выдвижения на первый план идей и ориентиров, пронизанных уважением к личности каждого учащегося.

В современных условиях невиданную остроту приобретает проблема вое

питания высоконравственной личности. Особое значение имеет формирование базовой культуры личности, понимания самоценности человеческой жизни.

По мысли Серикова В.В., «гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета; он питается от источника мировой педагогической мысли, он несет в себе чистоту идей современного гуманизма» [343, 19].

Исследователи русского этноса А.В. Мудрик, Д.С. Лихачев, СВ. Куль-невич, И.О. Кон считают, «русский - тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей» [190, 57].

Этнопсихологи выделяют различия между национальными культурами, которые соответствуют ценностям воспитания: трудовая деятельность и отношение к ней, красота домашнего быта, красивое и уродливое, доброта, вежливость, такт, сдержанность, самостоятельность и т.д.

Наиболее ярко ценностное отношение проявляется в фольклоре: былинах, сказках, пословицах, поговорках. Устное народное творчество - благодатный материал для нравственного воспитания младших школьников.

Традиционно для русских характерно ценностное отношение к труду, любовь к родной земле, к результатам труда, желание защитить свою землю, проявление отваги, гостеприимство, любовь к матери, уважение к старшим и т.д.

Воспитание подлинных нравственных ценностей определяет смысл нравственного воспитания. Основное внимание учителям начальных классов следует сосредоточить на воспитании положительных, нравственных ценностных ориентации.

Но нужно обращать внимание воспитанников и на особенные черты российского менталитета, препятствующие адаптации в современной социокультурной ситуации в стране: постоянное ожидание чуда, потребность некоторых иметь много, ничего не производя, праздность, поиск врагов, русский «авось», безмятежное времяпрепровождение и т.п.

Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять, какой огромный вклад внес русский народ в развитие мирового искусства и культуры.

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Свод законов прост, но и в них огромен многовековой опыт поколений.

В настоящее время решающим элементом духовно-нравственной культуры все более становятся общечеловеческие ценности. Народ через многие тысячелетия! пронес культурные ценности, проверил их, они стали истинно человеческими ценностями. Вот почему современные поколения должны хранить и оберегать и старые колыбельные песни, и национальную одежду, народные праздники и танцы, художественные ремесла - живопись, архитектуру; хранить память об их творцах, о тех, кто мужественно бился за независимость нашей Родины, за свободу и счастье нашего народа.

В современных условиях мы должны учить детей жить в мире плюрализма, терпимости, преданности идее свободы личности, предоставлять возможность развития творческих способностей, усвоения культурных традиций •: своего народа, а также воздействия основных средств народной педагогики при опоре на нравственные идеалы.

Решение проблем нравственного воспитания младших школьников в наибольшей степени отвечает не только современным научным представлениям, но и социально-политической ситуации в стране.

Усвоение детьми нравственных норм; так же, как и овладение различными способами деятельности, делает их представителями той или иной культуры. За счет процессов воспитания и обучения культурное общество обеспечивает свое воспроизводство. В этом смысле вопросы нравственного воспитания имеют непреходящий характер.

Необходимость уделять в нашем обществе особое внимание вопросам нравственного воспитания продиктована современной социокультурной ситуа

цией. Для этой ситуации характерны следующие моменты: социальная и политическая нестабильность, разнородность и противоречивость ценностного пространства (альтруизм и прагматизм, коллективизм и индивидуализм сосуществуют в одной социальной среде).

Сущность социального аспекта проблемы нравственного воспитания определяется тем, что особенностью современной эпохи являются эволюционные изменения, преобразующие мир на принципиально новых началах.

В условиях рыночной экономики от человека требуется переход от дисциплины исполнения к дисциплине творчества, от внешнего управления к самоуправлению и саморегуляции поведения личности, которая должна выступать как ее внутренняя потребность, способность и готовность управлять собой в оптимальном режиме, заданном общественным прогрессом.

Психологический аспект проблемы нравственного воспитания предполагает мотивацию морально-волевой сферы личности, закономерностей, регулирующих ее становление. Он связан с анализом внутренних воздействий, а также изменений, определяемых психологическими процессами и механизмами, которые обеспечивают развитие морально-волевой сферы личности.

По нашему твердому убеждению, обновление нашего общества возможно только на основе возрождения нравственности в самом широком ее понимании. Социально-педагогические явления заставляют переосмыслить существующие в учебно-воспитательном процессе проблемы с точки зрения общечеловеческих ценностей: доброты, порядочности, великодушия, отзывчивости, сострадания. Обучение должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.

Современный сложный период общественного обустройства России с начальным становлением во всех областях жизни жестких рыночных отношений, а также процесс смены господствующей идеологии внесли в устоявшийся мир нравственных установок определенные изменения. Данные обстоятельства существенным образом повлияли на воспитательную деятельность школы.

Педагогам в особенности следует позаботиться о подрастающей смене, ко

торой важно иметь твердую веру в разумное начало мировой жизни, в Истину, Добро и Справедливость, быть убежденной в том, что прогресс человечества зависит от постоянного развития нравственных начал в каждом человеке.

Для учителя-воспитателя значимый смысл имеет ориентация педагогического процесса на воспитание у юной смены непреходящих духовно-нравственных ценностей: жизни народов в мире и ненасилии, партнерстве и взаимовыгодном сотрудничестве; признании прав и достоинства человека высшим мерилом цивилизованности; любви к отчему дому и родному краю; истинного гуманизма, выражающегося в действенной доброте, сострадании и милосердии; заботе об окружающей среде и т.п.

Современная педагогика переживает период внедрения новой образовательной парадигмы, стержнем которой является личностно ориентированный подход. Он, в свою очередь, обусловливает серьезную потребность в глубоком познании динамики становления личностных качеств ребенка.

По мнению академика РАО Е.В. Бондаревской, «эпицентром в школе является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей» [61,34].

Основу ее концепции составляет переосмысливание ценностных оснований воспитания. Основными ценностями гуманистического личностно ориентированного воспитания выступают: человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

В соответствии с указанными ценностями определяются цели, принципы, содержание, технологии личностно ориентированного воспитания, характеризуется его парадигма.

Гуманистическое личностно ориентированное воспитание представлено как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности.

В последние годы возрос интерес педагогической общественности к проблеме духовно-нравственного становления личности средствами воспитания, к

проблеме развития идеи свободного воспитания. Он определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества; положением в системе образования, характеризующимся сменой парадигм в педагогической науке и практике; тенденциями образования, суть которых состоит в обращении к мировому историческому прошлому, преемственности духовных идеалов и ценностей, их реализация в современных условиях.

По общему признанию, теория и практика нравственного воспитания не отвечают социальным потребностям и интересам развития личности. С 30-х годов проблемы нравственного воспитания обсуждались, как правило, в контексте теории воспитательного коллектива. В отечественной педагогической теории к началу 90-х годов сложилась модель воспитания, в которой нравственное воспитание рассматривается, как часть, элемент общего процесса воспитания всесторонне и гармонично развитой личности; Такие важные теоретические проблемы, как сущность, цель, содержание нравственного воспитания, долгие годы осмысливались с позиций идейно-политического, классового подхода. Основными теоретико-практическими проблемами были вопросы воспитания сознательной дисциплины, общественной активности, коммунистической идейности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Утверждение мировоззренческого плюрализма и потребность в критическом осмыслении теоретических проблем воспитания s побуждают современную педагогическую мысль к поиску оснований для синтеза ценных идей, представленных в отечественном педагогическом наследии. В условиях социальной нестабильности, утраты прежних ценностных ориентиров особенно важным становится следование культурной традиции, в том числе и педагогической.

Мы убеждены, что возникла необходимость переосмысления феномена «воспитание» в современной социокультурной ситуации. Нужна четкость осознания особенностей нашей современной школы в изменившемся коренным образом обществе, стремящемся войти в систему мировой цивилизации.

Наша позиция определяется, с одной стороны, введением гуманистической

парадигмы в образовании, следованием современным тенденциям личностью ориентированного обучения, направленного на становление уникальной целостной личности школьника, самоценной и неповторимо индивидуальной, являющейся активным и творческим субъектом собственного развития.

G другой стороны, в.поиске оптимальных стратегий организации работы с учащимися мы опираемся на научно обоснованные подходы по осуществлению воспитательной работы в школе, предполагающей переориентацию сложившейся системы на личность школьника, развитие его инициативы, самодеятельности, формирование характера, установок, мотивов поведения, усвоения нравственных норм, творчески используя при этом воспитательный потенциал общечеловеческих культурных ценностей.

В; современной социокультурной ситуации актуализируются воспитательные функции школы: она решает жизненно важные задачи всестороннего, гармоничного развития личности, осуществляет главную цель воспитания - самоактуализацию личности взрослеющего человека.

По мере взросления и развития воспитанника его позиция субъекта воспитания усиливается, превращая процесс воспитания в процесс самопознания и на этой основе - самовоспитания, саморазвития.

Вот почему процесс воспитания в современной школе должен быть инструментован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника.

Ориентация образования на развитие творческой личности школьника, начиная с первого класса, формирование у него нестандартного мышления, потребности и готовности к инновационной деятельности актуальна как в зарубежной (Аурелио Печчеи, В.М. Марцинкевич, Моритани Масанори и др.), так и в отечественной педагогике (В.И. Андреев,СИ. Архангельский, Е.В. Бондарев-ская, А.В. Барабанщиков, B.C. Данюшенков, З.Ф. Есарева, А.Зиновьев, В.А. Кан-Калик, О.Н. Кириченко, Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, A.F. Молибога, Р.А. Ни-замов, Н.Д. Никандров, Г.А. Петрова, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).

К проблеме этического развития личности в области философии обращаются многие ученые: Архангельский Л.М., Бакштановский В.И., Блюмкин В.А.,

Ганжин B.T., ГумницкийТ.К., Гусейнов А.Л., Дробницкий О.Г., Курылев СВ., Момов В.М., Селиванов Ф.А. Согомонов Ю.В., Титаренко А.И., Шардаков М;П., Шишкин А.Ф.

Моральная, оценка и моральные суждения рассматривались, в частности, Кобляковым В.П., Холостовой Т.В.

Проблемы морального выбора; влияния морали на поведение: личности изучались Анисимовым С.Ф., Бакштановским В.И., Блюмкиным В;А., Круто-вым Н.Н.

К вопросу нравственного воспитания личности обращались и классики отечественной педагогики: А.С Макаренко; В;А. Сухомлинский,.СТ. Шацкий; К.Д: Ушинский.

Широкое освещение получило нравственное воспитание в работах современных отечественных психологов и педагогов: О.С. Богдановой, Л МІ Божович, Н.И. Болдырева, Д.И. Водзинского, К.В. Демидовой, А.И. Дулова, И.А. Каирова, Э.П. Козлова, Т.Е. Конниковой, Т.М. Куриленко, Б.Т. Лихачева, В.А. Мартынова, И.С. Марьенко, Т. Мустафакулова, В.И. Петровой, F.M; Потанина, Н.В! Роговой, Л.И. Рувинского, Н.Л. Селивановой, Е.В. Тонкова, Н.М. Трофимовой, И.Ф. Харламова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

Общепедагогические основы формирования нравственных знаний, которые рассматриваются как часть целостной проблемы формирования личности, раскрыты в трудах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой и др.

В ряде психолого-педагогических исследований уделяется,серьезное внимание вопросам формирования и развития нравственных отношений учащихся (Л.П. Болотина, З.И. Васильева, Т.Н. Мальковская, В.И. Петрова, А.И. Шемшу-рина).

Различные аспекты нравственного воспитания в младшем школьном возрасте нашли отражение в работах таких ученых, как Р.Г. Амосова, Н.Б. Андрианова, О.С. Богданова, Е.П. Бутузова, Г.И. Веденеева, Т.В. Вершинина, Л.А. Вы-готина, Г.Ф. Гаврилова, И.М Данилюк, Л.И. Дименштейн, В.В. Зайцев, О.Д. Кали

нина, П.В. Конаныхин, Г.Б. Михина, Н.Н Палагина, Ы.М. Трофимова, Н.Э. Фокина, А.И. Шемшурина, Е.Н. Шиянов, Г.Т. Цап и др.

Серьезным основанием при разработке интегративно-конструктивной технологии нравственного воспитания послужили работы ученых А.Я. Данилюка, В.Т. Фоменко.

Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок поступков.

Проблемы нравственного воспитания детей привлекали внимание ученых на различных этапах развития нашего общества. В советский период было предложено несколько интересных проектов, направленных на совершенство- вание процесса нравственного воспитания.

Наиболее значительными были «Примерное содержание воспитания школьников» (М., 1971) Марьенко И.С. и пособие «Азбука нравственного воспитания» (М., 1975), подготовленное коллективом научных сотрудников лаборатории нравственного воспитания младших школьников Института общих проблем воспитания АПН СССР О.С. Богдановой, В.И. Петровой. B.C. Ханчиным, Р.Г. Амосовой, О.Д. Калининой и др.

Предлагались и другие проекты, но, как правило, они не учитывали современной социокультурной ситуации, достижений мировой педагогики.

Критический анализ педагогических проектов наших дней показывает, что появившиеся различные воспитательные системы (Б.П. Битинас, Е.В. Бондарев- ская, В.Г. Бочарова, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, И.М. Таланчук и др.) сходятся в главном - они устремляют весь наставнический корпус к объединению разрозненных воспитательных влияний, к формированию растущего граждани- на как целостного саморегулирующегося организма и цельной личности.

Одним из условий решения проблемы нравственного воспитания младших школьников является личностно ориентированный подход, где, по мнению ряда ученых (Е.В. Бондаревская, А.В. Брушлинский, О.В. Селецкая, В.В. Сериков и др.), абсолютной ценностью является ребенок.

Существо современной педагогической ситуации заключается в следующем: разработанная ранее знаниевая система обучения и воспитания вошла в противоречие с современными подходами, специфика нового взгляда на учебно-воспитательную технологию требует организации адекватной политики образования в нашей стране.

Кризисность ситуации объясняется и следующими противоречиями: между стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства воспитательно-образовательной системы; отсутствием возможности реализовать творческий потенциал каждой личности; несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и стремлениехМ многих одаренных учащихся творчески развивать себя; между новыми задачами воспитания и общим низким уровнем культуры педагогов и т.д.

Актуальность исследования состоит ив разрешении возникших в педагогической теории и практике противоречий:

- между пониманием педагогическими работниками культурной ситуации, осознанием того, что вся тяжесть нравственного воспитания младших школьников должна лежать на школе, и отсутствием программ в данном направлении;

- между установившимися гуманистическими ценностными ориентациями, представляемыми существующей воспитательной системой, и альтернативными ценностными ориентациями, выделяемыми в современной социокультурной ситуации;

- между необходимостью использования в нравственном воспитании младших школьников уникальных возможностей народной педагогики и недостаточной разработанностью этой проблемы;

- между разрозненными попытками использования интеграции в обучении и полным отсутствием теории культурно-исторической интеграции в воспитании;

- между стремлением к сохранению российской ментальности в воспитании и ориентацией педагогов на использование зарубежного опыта нравствен

ного воспитания младших школьников;

- между внутренней способностью личности к самоактуализации и недостаточной опорой воспитания на субъектные свойства младших школьников и др.

Социально-политическая значимость вопроса, его недостаточная разработанность, особенности современного социума вызвали к жизни и актуализировали проблему: каковы теоретико-методологические основания разработки современной теории нравственного воспитания, ориентированной на продуктивное разрешение противоречий между потребностями духовно-нравственного саморазвития и изменившимися условиями воспитания и жизни детей?

Объектом предпринятого исследования является процесс воспитания и образования младших школьников, а его предметом - осуществление нравственного воспитания в современной социокультурной ситуации как целостного личностно ориентированного процесса.

Цель исследования: разработка концептуальных основ и теории нравственного воспитания младших школьников, основанной на принципах гуманизма и личностной ориентации воспитательного процесса.

Гипотеза исследования.

Было выдвинуто предположение о том, что эффективное нравственное воспитание младших школьников в современной социокультурной ситуации возможно, если:

• нравственное воспитание осуществляется в адекватной социокультурной среде;

• организуется по типу личностно ориентированного процесса, в ходе которого происходит «очеловечивание» ребенка, введение его в мир ценностей, оказание педагогической помощи и поддержки в решении жизненных проблем, предоставление возможности нравственного выбора;

• воспитателями глубоко изучаются психологические особенности младшего школьника, которые рассматриваются как предпосылки успеха в организации воспитания;

• в процессе педагогического управления нравственным развитием лич

ности младшего школьника педагог ориентируется на зону ближайшего развития, способствует переводу развития в саморазвитие, нравственного воспитания— в самовоспитание, организации - в самоорганизацию, внешней регуляции - во внутреннюю саморегуляцию;

• процесс нравственного воспитания опирается на российскую менталь-ность: духовность, соборность, добротворчество и другие особенности ментального воспитательного пространства;:

• нравственное воспитание младших школьников осуществляется в определенной системе.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили совокупность его задач.

1. Определить теоретико-методологические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические основы нравственного воспитания современных младших школьников.

3. Произвести сравнительный анализ теорий нравственного воспитания в отечественной и зарубежной! педагогике с целью выявления тенденций развития гуманистической педагогики.

4. Разработать опытно-экспериментальную программу нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации.

5. Осуществить интеграцию нравственного просвещения, воспитания чувств, свободного выбора поступка и творческой деятельности на пользу окружающим, для чего внедрить интегративно-конструктивную диалоговую культурно-историческую концепцию нравственного воспитания младших школьников, особое внимание уделить добротворчеству, интеграции российских ценностей, социокультурной среды и нравственного воспитания.

Методологическую основу исследования составили положения международных и государственных документов о гуманизации детства, научно-философская интерпретация природы и особенностей познания человеком сущности гуманистических взаимоотношений, философские и психолого-педагогические

положения о том, что личность человека, особенно ребенка, является высшей ценностью в обществе; о приоритете общечеловеческих ценностей в истории общественной жизни; развития у юного гражданина добротворческого начала как его характеристического качества; о единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в процессе формирования нравственной личности; принцип системности в педагогических изысканиях; принцип гуманизма; аксиологический, антропологический, личностно ориентированный, инте-гративный подходы к процессу нравственного воспитания.

Успеху научно-исследовательского поиска были призваны способствовать методы изучения проблемы нравственного воспитания 6-10-летних детей, адекватные объекту, предмету и цели исследования; особое внимание было уделено анализу образовательной политики в современной России, выявлению тенденций преодоления кризисного состояния в образовании, изучению современных научно-педагогических концепций, идей.

Основными методами исследования были различные виды научно-педагогического анализа: историко-педагогический, сравнительно-педагогический, системный, проблемный, диагностический, моделирования и проектирования образовательной среды, изучение влияния нововведений и т.д.; методы социологического опроса, сравнительного анализа, обобщения, организации общественного диалога; проводились научно-практические конференции, семинары, научные дискуссии, анкетные опросы; использовались в рамках эксперимента наблюдения, беседы, письменные опросы и творческие работы учащихся, обобщение независимых характеристик, монографическое изучение личности, анализ соответствующей документации - в сочетании с целенаправленным изучением литературных источников; теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, процесса нравственного воспитания младших школьников; создание ситуаций морального выбора; качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: начальные классы школ г.Таганрога, среди них гимназия имени Л.П.Чехова, где соиска

тель работал учителем начальных классов, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, затем заместителем директора по научно-методической работе; начальные классы частной школы при Международном институте китайской медицины, Вареновской школы Ростовской области, городов Армавир, Северодвинск Архангельской области.

Исследование проводилось в 1993-2003 гг. и имело следующие этапы.

Первый этап исследования (1993-1996) - проблемно-поисковый. Его цель состояла в изучении, теоретическом анализе отечественных и зарубежных концепций, теорий, опыта нравственного воспитания младших школьников, обобщении собственного опыта в связи с тем, что диссертант работал в школе учителем начальных классово Как внештатный научный сотрудник института общих проблем воспитания АПН СССР ранее участвовала в создании и апробировании пособия «Азбука нравственного воспитания» (авт. О.С. Богданова, И.В. Ханчин и др.), как учитель-методист вела постоянно действующие областные курсы по освоению данного пособия. Большой авторский опыт был применен в альтернативной школе - частной школе при МИКМ. Как член совета Тверской лаборатории по изучению общечеловеческих нравственных ценностей неоднократно руководила заседаниями, выступала с докладами, принимала участие в обсуждении докладов коллег.

В результате определилось проблемное поле исследования, его категориальный аппарат.

Второй этап (1997-2000) - опытно-экспериментальный. Цель его - обоснование, моделирование и практическая: проверка опытно-экспериментальной системы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации.

Преобладали следующие направления исследования: научный анализ социокультурной ситуации в стране, образовательной среды с проектированием их развитая, моделирование опытно-экспериментальной системы нравственного воспитания: младших школьников с: учетом особенностей современной ситуации, с акцентом на личностно ориентированный подход к воспитанию, при

котором культура рассматривается как среда, растящая и воспитывающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

Третий этап (2001-2003) - заключительный этап исследования был посвящен подведению итогов, анализу и обсуждению результатов экспериментальной работы в среде педагогической, родительской, научной общественности, разработке и публикации программ, методических пособий, монографий по нравственному воспитанию младших школьников в современной социокультурной ситуации. Результаты исследования оформлены в текст докторской диссертации.

Материалы научно-практических конференций изданы отдельными сборниками.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, и их новизна.

Научная новизна исследования заключается в постановке комплекса теоретико-методологических проблем и разработке следующих подходов к их решению:

- представлена целостная теория нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации, интегрирующая данные эмпирических и теоретических исследований проблемы;

- осуществлен анализ современной социокультурной и педагогической ситуации, результаты которого использованы для определения специфики целей воспитания и создания программы и системы нравственного воспитания младших школьников в современных условиях;

- выявлены ценности младших школьников, осуществлена их систематизация с целью ориентации процесса нравственного воспитания на систему ценностей, присущих детям младшего школьного возраста;

- раскрыт психолого-педагогический механизм перевода ценностей в личные смыслы;

- выявлены движущие силы, факторы, закономерности и принципы процесса нравственного воспитания младших школьников;

- показаны пути использования и интеграции аксиологического, культуро

логического, личностно ориентированного подходов в теории нравственного воспитания детей 6-10 лет;

- уточнено содержание нравственного воспитания детей 6-Ю лет в современной социокультурной ситуации;

- разработана интегративно-конструктивная технология нравственного воспитания младших школьников;:

- доказано, что полноценное нравственное воспитание осуществляется только в адекватной социокультурной среде при условии организации его как личностно ориентированного процесса, в котором педагог направляет усилия на создание зоны ближайшего развития1 личности, способствует переводу развития в саморазвитие, нравственного воспитания в самовоспитание, организации — в самоорганизацию, внешней регуляции - во внутреннюю саморегуляцию, при этом опирается на российскую ментальность.

Теоретическая ценность исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию нравственного воспитания младших школьников и гуманистическую парадигму образования; Обоснование теории нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации позволило преодолеть ряд методологических и ценностных противоречий, существовавших в психолого-педагогических науках в решении этих вопросов.

Разработана теория І нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации, включающая:

• формально-логический понятийный аппарат, в котором даны определения понятий: воспитание, нравственное воспитание, социокультурная ситуация воспитания, интегративно-конструктивная технология нравственного воспитания, диалоговая культурно-историческая концепция нравственного воспитания младших школьников, гуманизация детства, добротворчество, гармонизация педагогических факторов в нравственном воспитании, оптимизация нравственного воспитания младших школьников;

• методологические основания теории, представленные аксиологическим, культурологическим, целостным, личностным, интсгративным подхода

ми к нравственному воспитанию младших школьников в современной социокультурной ситуации;

• принципы современного воспитания, включающие:

- целенаправленную ориентированность, воспитанников на нравственные ценности;

- единство, целостность и преемственность, в нравственном; воспитании младших школьников;

- учет индивидуальных, возрастных особенностей детей: как предпосылок успешности нравственного воспитания;

- использование оптимума педагогических факторов;; во взаимодействии; с воспитанниками;

- интеграцию компонентов нравственного воспитания, втом;числе консолидацию всех принципов воспитания и др.;

• содержание нравственного воспитания младших школьников, выстроенное как педагогическая инструментовка воспитательно-образовательного процесса:

- воспитание на общечеловеческих нравственных ценностях;

- развитие интереса к человеку как высшей ценности;

- использование добротворческих традиций русского народа;

- создание фольклорно-воспитательной среды жизнедеятельности;

- расширение педагогического пространства воспитательной среды, придание ему национального контекста;

- разработка идеальной модели учащегося начальной школы, отвечающего запросам современной социокультурной ситуации;

- использование средств и приемов,нравственного воспитания современных младших школьников, позволяющих выйти на такой уровень нравственного развития, который был бы достаточным основанием для последующего развития личности и др.;

• технологии нравственного воспитания младших школьников, основанные на гуманно-личностном подходе, способные сформировать тип лично

сти, отличающейся чувством собственного достоинства, стремлением служить людям, обостренным вниманием к чужой беде, душевной щедростью, порядочностью, потребностью в добротворчестве;

• критерии оценки воспитанности, включающие:

— осведомленность в вопросах морали, этики и гуманистического поведения;

- практическое владение полученной информацией морально-этического характера;

— развитость потребностно-мотивационной сферы личности гуманиста;

- активность в проявлении доброты;

— отношение к фактам филантропического и мизантропического поведения;

- сформированность основных нравственных качеств: совести, гуманности, честности, сострадательности, отзывчивости, благородства, милосердия, межнациональной терпимости, доброжелательности, трудолюбия.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертационной работе и публикациях теоретические положения и выводы, а также составленные на их основе методические рекомендации для учителей начальных классов по совершенствованию процесса нравственного воспитания младших школьников проверены в многолетнем и достаточно массовом школьном опыте. Они позволяют существенно повысить показатели нравственной воспитанности учащихся младшего школьного возраста, свидетельствующие об их гуманистической направленности, и тем самым способствовать реализации требований Закона Российской Федерации «Об образовании».

Разработанная и внедренная в образовательный процесс опытно-экспериментальная программа нравственного воспитания младших школьников, теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель процесса нравственного воспитания учащихся 6—10 лет в современной социокультурной ситуации могут быть использованы как в начальных классах общеобразовательных школ, так и на курсах переподготовки учителей начальных классов.

Многие материалы исследования полезно использовать в педагогических учебных заведениях при подготовке будущих учителей к осуществлению нрав

ственного воспитания детей. Учебные программы спецкурсов значительно расширят педагогическое пространство аспирантов и соискателей ученой степени.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных; опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, комплексностью и адекватностью методов исследования сути решаемой проблемы; реальными положительными сдвигами в уровнях сформированное™ нравственных качеств личности; непосредственным участием диссертанта в эксперименте; сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования; длительностью опытно-экспериментальной работы и получением позитивных результатов.

Степень обоснованности научных положений, рекомендаций и выводов, полученных соискателем.

Обоснованность результатов.исследования обеспечивалась выверенной методологической позицией, основанной на современных теоретических разработках в области антропологических наук, использовании совокупности методов исследования, репрезентативностью результатов, проведением многосторонней апробации и экспертизы полученных выводов на конференциях регионального, всероссийского и международного уровней.

Конкретное личное участие автора в получении научных результатов.

Автором проведен анализ отечественных и зарубежных концепций, исследований в области философии, психологии, социологии, культурологии, педагогики и других наук по проблемам нравственного воспитания младших школьников. Сделаны соответствующие выводы, к которым автор пришел в результате рефлексии собственной учительской деятельности.

Соискателем лично разработаны и апробированы программы и модели, отражающие новое содержание процесса нравственного воспитания младших школьников: выделение блоков экспериментальной работы; принципов и форм организации всей работы; системы методов; модели личности младшего школьника, воспитывающегося в современной социокультурной ситуации; интеграции компонентов нравственного воспитания младших школьников, рос

сийских ценностей, воспитания на общечеловеческих нравственных ценностях; использования аксиологического, культурологического, личностно ориентированного подходов в контексте совре менной социокультурной ситуации.

Диссертант лично составил программу и провел длительный по времени, широкий по охвату эксперимент по нравственному воспитанию младших школьников в современной социокультурной ситуации. Результаты его осмыслены, проанализированы. По теме исследования опубликованы монография, научные статьи и учебно-методические пособия.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по следующим направлениям: а) как внештатный научный сотрудник института общих проблем воспитания Академии наук СССР участвовала в создании и апробации пособия «Азбука нравственного воспитания»; б) как член совета Тверской лаборатории автор участвовал в определении направлений и составлении программ деятельности творческого коллектива, руководил заседаниями секций на ежегодных конференциях; в) в качестве учителя-методиста диссертант выступал на заседаниях школьных, районных и общегородских методических объединений учителей начальных классов и руководителей системы образования, на массовых совещаниях педагогической общественности по проблемам гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в школе; г) соискатель выступал с докладами по изучаемой проблеме на следующих педагогических форумах: 3-я научная конференция по проблемам психологии воли (Рязань), Всесоюзная научно-методическая конференция по воспитанию учащейся молодежи (Смоленск), Научно-практическая конференция «Интернациональное и патриотическое воспитание учащейся молодежи» (Махачкала), III Всесоюзные педагогические чтения (Минск), а также на конференциях разных рангов в Москве, Курске, Твери, Чебоксарах, Ровно, Умани, Ростове-на-Дону, Таганроге (1993-2003 гг.); д) результаты исследования доложены на следующих конференциях регионального, всероссийского и международного уровней:

1) Вторая Международная конференция «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах». -М.: Международная педагогическая академия, 1998.

2) Вторая Международная конференция «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах». -М.: Международная педагогическая академия, 1999.

3) Вторая Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков». -Липецк: ЛГПУ, 2002.

4) Годичное собрание РАО и XII Южно-Российские педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона». - Ростов-на-Дону, 2002.

L 5) Вторая Международная научно-практическая конференция «Личност ный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности». -Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002.

6) Годичное собрание Южного отделения РАО и XXII Южно-Российские региональные психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона». - Сочи, 2003.

7) Региональная конференция «Актуальные проблемы педагогической ди-агностики и мониторинга системы образования». -Таганрог, 2003;

е) опубликовано свыше 60 материалов по теме исследования, вышло 3 сборника научных статей под редакцией автора, издана монография.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интегративно-конструктивная диалоговая культурно-историческая концепция нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации, основной смысл которой заключается в следующем: 4 • соответствие гуманистической парадигме образования, следование со временным тенденциям личностно ориентированного воспитания, направленного на становление уникальной целостной личности школьника, самоценной и неповторимо индивидуальной, являющейся активным и творческим субъектом собственного развития;

• использование интегративно-конструктивного подхода к нравственному воспитанию младших школьников в современной социокультурной ситуации, осуществляемого на диалоговой основе, опирающегося на принцип культурно-исторической интеграции;

• осуществление воспитания на общечеловеческих и нравственных ценностях русской культуры с учетом российской ментальности;

• конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании до сих пор не применялись.

2. Опытно-экспериментальная система нравственного воспитания младших школьников, включающая взаимосвязанные, взаимопроникающие блоки: социальный, ценностно-смысловой, психолого-педагогиче-ский, художественно-трудовой, историко-культурный:

? целью социального блока является последовательное воспитание в сознании юных граждан понятий о явлениях духовно-нравственной жизни общества, о мудрости предков и современников, необходимости готовить себя как члена общества;

? основная цель ценностно-смыслового блока - пробуждение и развитие у младших школьников потребности приносить пользу Отечеству личным участием, познавать сущность и содержание духовно-нравственных святынь, помощь в продвижении от элементарных потребностей к более высокому уровню нравственности - воспитание личностных ценностей младших школьников как осознанных смыслов жизни, совести, самостоятельности, способности к принятию решений и нравственному выбору позиции;

? психолого-педагогический блок обеспечивает систематическое подкрепление вербальных воздействий на сознание, развитие у детей потребности совершать нравственные поступки, оценивать нравственность поступков; развитие Я-концепции и самоуважения, чуткого отношения к людям, формирование навыков взаимодействия, обучение воспитанников выбору способов применения своих способностей;

художественно-трудовой блок представляет собой национально-культурный компонент, который осуществляется в обучении младших школьников и обеспечивает овладение опытом творческой деятельности и народными способами творческого труда, предусматривает пробуждение и усиление развития у каждого воспитанника нравственных потребностей в реализации общечеловеческих нравственных ценностей и перевод их жизненной активности со стадии совершения отдельных благородных поступков на стадию привычного гуманного поведения;:

= историко-культурный блок позволяет использовать создавшиеся; реальные предпосылки для ускорения в личности младшего школьника действенной нравственной убежденности в возвышающей человека силе народной мудрости, ориентацию на рефлексивную деятельность - самоанализ, самооценку, развитие самостоятельности: и творчества; перевод развития в саморазвитие, организации — в самоорганизацию, внешней регуляции - в саморегуляцию; пристальное внимание уделяется особенностям: российского менталитета, диалогу культур.

Опытно-экспериментальная система нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации предусматривает Программу воспитания нравственных качеств младших школьников, которая определяет номенклатуру, содержание, формы работы, средства: воспитания следующих качеств: деятельная любовь к окружающим, умение сопереживать, сочувствовать, бескорыстная доброта, бережное отношение ко всему живому, забота о человеческом достоинстве товарищей, чувство долга, восприятие и осмысление эмоциональных состояний окружающих и др.

3. Модель процесса педагогического управления воспитанием младших школьников на общечеловеческих нравственных ценностях, предусматривающая:

• выявление потенциальных источников, внутренних катализаторов и позитивных тенденций самодвижения детей к нравственному совершенству;

• диагностику характера и достигнутого уровня интеллектуальной и мо

рально-этической зрелости общественно-воспитательной среды;

• установление степени духовно-нравственной подготовленности школьников к восприятию, освоению и использованию общечеловеческого идеала как привлекательного ориентира;

• определение актуального состояния научно-теоретической вооруженности и профессионально-методической готовности всех субъектов педагогического действия к полноценному воспитанию общечеловеческого идеала у младших школьников;

• составление оптимального спектра конкретных дел, обеспечивающих перевод целевых установок в плоскость непосредственного практического действия, ранжирование этих задач по степени их педагогической значимости;

• составление перспективных и оперативных планов; обсуждение намеченной программы со школьниками, утверждение ее и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из «Введения», пяти глав, «Заключения», библиографического списка использованной литературы, «Приложений», схем, рисунков, таблиц. 

Современные методологические подходы к исследованию проблем воспитания

В сложной социально-психологической обстановке возникает острейшая необходимость научно-теоретического пересмотра педагогических позиций в воспитании. С одной стороны, воспитание личности является постоянным необходимым компонентом общества и фактором социального развития; с другой стороны, социальный кризис мешает воспитанию в связи с тем, что четко не определены цели, не осознаны основания общественного переустройства.

Проблемы нравственного воспитания младших школьников мы будем рассматривать в современной социокультурной ситуации.

Ситуация (фр.) - совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение [354, 100].

Социокультурная ситуация - совокупность обстоятельств, условий, сложившихся в обществе и культуре в связи с радикальными изменениями (в современном обществе России - становление новой общественной формации).

Сложность современной социокультурной ситуации мы проанализировали во «Введении».

Одной из методологических основ гуманистической педагогики является аксиологический подход. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, с другой - выполнить задачи гуманизации общества.

За последние десятилетия появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценностей, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социальной практике. И хотя вопрос о природе ценностей, о соотношении классового и общечеловеческого ставился в нашей литературе, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей ныне имеет исключительно большое значение. Ведущей тенденцией современной педагогической науки следует считать ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, возвращение к личности, переориентация педагогики с практики на развитие человека, возрождение гуманистической традиции. Методологию педагогики мы рассматриваем как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность образования.

Понятие «ценность» - одно из наиболее употребляемых не только в современной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в политической публицистике. Однако кажется невероятным, что оно игнорировалось вплоть до 60-х годов XX века нашей философией.

По мнению современного исследователя, философа Столовича Л.Н., «генезис понятия ценность, реконструируемый на основе этимологии обозначающих ею слов, показывает, что в нем соединились три значения: характеристика внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения; психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности обретают общезначимость» [362, 10].

Система ценностей возникает в рамках определенной культуры. Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на всех этапах развития человеческого общества (жизнь, красота, здоровье, мир, образование, любовь, труд, творчество и т.п.). Все эти ценности, несущие в себе гуманистические начала, выдержали проверку в практике истории. Поэтому в период демократических преобразований в нашей стране необходимо их переосмысление.

Идея ценности человека, его жизни позволяет выделить ценности нравственные как важнейшие, обеспечивающие в современной ситуации возможность его существования на Земле. Общечеловеческие морально-этические нормы, гуманизм из сферы межличностных отношений переходят в сферу отношений между народами и государствами.

Зародившиеся в первобытном обществе неписаные правила и нормы общения поддерживали единство рода, обеспечивали его существование. Цивилиза 34 ция долго шла к осознанию того, что в понятии общего блага воплощена не только защита всего человечества, но и необходимость создания условий для развития каждой личности, достойных человека.

Общечеловеческими можно считать нравственные ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, совесть, мужество, справедливость, достоинство, способность к самосовершенствованию, порядочность, великодушие, отзывчивость, сострадание и т.п.

Постоянная ориентация на общечеловеческие ценности - характерная черта духовно развитого человека.

В центре внимания исследователя находилась концепция взаимозависимого мира, которая утверждает, что наш мир - мир целостного человека и каждого отдельного человека. Именно в контексте такой концепции гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет ее содержание.

Отсюда основные задачи гуманистического воспитания мы видим в формировании общечеловеческих норм гуманистической морали (взаимопонимание, вера в созидательные возможности человека, терпимость по отношению к людям, культура общения, интеллигентность как высокая мера воспитанности, потребность в добротворчестве, забота об окружающей среде, любовь к родному краю и т.п.).

Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе, воспитание и обучение исключительно актуальны в условиях демократических преобразований в нашей стране.

Важное значение для исследования имело понимание социальной роли личности учителя, ее гуманистической направленности, ее особенностей, которые позволяют определить педагогические ценности. Мы разделяем мнение И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова: «Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования» [178, 28]. Педагогические ценности имеют гуманистическую сущность, так как смысл педагогической профессии определяется гуманистическими принципами и идеалами.

Теоретико-методологической основой формирования личности современного школьника на содержании общечеловеческих духовно-нравственных ценностей является идея гуманизации образования. Гуманистическая направленность образования вносит свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных нравственных качеств. Такой подход направлен на благо человека, на создание нравственной гармонии в мире. Само образование является общечеловеческой ценностью и имеет культурно-гуманистические функции. Исследователи И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов выделяют следующие: «развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций» [178, 36].

Сущность и психологические механизмы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации

Современная социокультурная ситуация открывает новые возможности для духовно-нравственного совершенствования человека. Для этого необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Сравнивая, сопоставляя полученные результаты нравственного воспитания младших школьников, мы пришли к заключению о том, что одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезной деятельности должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами.

В нашем понимании, личность младшего школьника - это социально-нравственная ценность. Все усилия педагогов необходимо направить на воспитание нравственного сознания, ценностных ориентации, что непременно проявится в нравственных поступках детей.

Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами, поэтому деятельность воспитателей должна быть направлена на глубокое изучение особенностей личности каждого с целью развития индивидуальности.

Основная задача педагогов - помочь детям в их развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных сфер ребенка. Воздействуя должным образом на указанные сферы возможно осуществлять развитие индивидуальности и воспитание личности. Рассмотрим в этой связи наш подход к методам воспитания.

Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующие ему действия ученика, направленные на самовоспитание. Выделим компоненты нравственного воспитания: 1) нравственные знания; 2) нравственное отношения; 3) нравственное переживания; 4) нравственная направленность; 5) нравственно-волевые устремления; 6) нравственные чувства; 7) нравственный выбор целей и средств; 8) нравственные оценки; 9) нравственные ценности; 10) нравственные мотивы действий; 11) нравственные поступки; 12) моральное сознание; 13) желание самосовершенствоваться; 14) проектирование у самого себя нравственных черт личности; 15) саморегуляция.

В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируется и организуется поведение и деятельность личности.

Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями. Поэтому развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоциональной сферы.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпа-тию, стыд и др.

Принятие решений - это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям, проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе - особые качества личности, возникающие на волевой основе.

Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С.Л. Рубинштейна [335] о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер.

Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Среди целей развития немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности уважения к людям; формирование навыков социального взаимодействия: формирование признаков плодотворной ориентации.

На этом основании воспитание в философии определяется, как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, К.Д. Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекают посредственно или непо 99 средственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной, поглощающей душу деятельности» [383, 94].

Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в педагогическом наследии К.Д. Ушинского

Современная школа России переживает сложный и во многом драматический этап перемен и реформации. Поиск путей интеграции в международную образовательную систему, обращение к общечеловеческим ценностям не должны заслонить для нас достижений и богатств, накопленных отечественной педагогической наукой.

Переосмыслить происходящее, вернуть к жизни разрушенные Ісорни: нравственности, разработать в соответствии с требованиями времени общечеловеческие нравственные нормы и ценностные ориентации, добиться усвоения их школьниками невозможно без обстоятельного изучения исторического объективного опыта.

Являясь великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, К.Д. Ушинский оставил богатое педагогическое наследие, которое имеет большое значение для развития современной школы и педагогической науки.

Сегодня очевидно, что творчество У шинского не только выдерживает самый строгий исторический экзамен, но в нем, как в творчестве любого гениального деятеля, есть многое такое, что можно понять и оценить только спустя долгое время.

Уже при жизни Ушинский обрел славу народного педагога России, до революции его имя стояло в одном ряду с именами Ломоносова и Суворова, Пушкина и Глинки. Эту славу он заслужил созданием народной школы, женского образования, теории подготовки русского учителя, педагогической науки.

Всю свою жизнь-К.Д. Ушинский посвятил самоотверженному служению русской школе и русской педагогической науке. Он, можно смело сказать, создал эту науку.

Основой его педагогической системы стали требования демократизации народного І образования и идея народности воспитания, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека труда как фактора жизни и воспитания.

Нарисованный им идеал новой разумной школы, мысль о неразрывности обучения и воспитания - обучение есть только одно из средств воспитания, идея о развивающем характере обучения - все это является достоянием нашей педагогики и каждого учителя.

Главная заслуга Ушинского перед Россией-создание современной педагогической \ культуры России. Мы живем в этой культуре, в создании которой решающую роль сыграл Ушинский и с которой мы связаны генетически тысячами нитей, начиная с основ нашей школы и построения наших учебников, отбора материала для них и кончая формами, методами, даже приемами обучения.

С позиции истории мировой педагогики и образования Ушинский предстает перед нами величайшим педагогом XIX—XX веков.

Единой и цементирующей идеей педагогической системы К.Д. Ушинского является его идея народности, глубоко и всесторонне проанализированная в работах многих известных педагогов (Н.К. Гончаров, Н.А. Константинов, Д.С. Лорд-кипанидзе, Е.Н. Медынский, В.Я; Струминский и др.).

«Народность,- указывал К.Д. Ушинский,- является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. В силу особенности своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью» [385, Т.2, 161]. И еще: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что называется народностью... Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [385, Т.2, 252].

Идея народности воспитания пронизывает большинство его работ («Три элемента школы», «О нравственном элементе в общественном воспитании»,

«Вопрос о народных школах», «Воскресные школы», «О пользе педагогической литературы» и другие), к ней обращался он и при решении главных проблем педагогики, ею определялись достоинства или недостатки обучения и воспитания в школе, семье, обществе.

Идея народности воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского органически связывалась с развитием национального самосознания русского народа. Поэтому он выступал против слепого перенесения в русскую школу образовательных систем западноевропейских стран, заявляя, что механическое перенесение на русскую почву систем воспитания и обучения, сложившихся в иных исторических условиях, у других народов, принесет скорее вред, нежели пользу.

Ушинский говорил, что обучение в современных ему гимназиях, а также лицеях и университетах «далеко уклонялось от истинного пути», что его необходимо перестроить на принципах народности, чтобы в общеобразовательной школе изучение жизни своего народа и своей страны заняло достойное место. С болью в сердце он утверждал: «Мы положительно убеждены, что ... болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашего отечества. Мы убеждены, что все эти болезни и многие другие сильно преуменьшались бы, если б в России вообще поднялся уровень знаний о России» [387, Т.З, 309].

Ушинский требовал передать дело народного образования в руки самого народа. Он говорил, что народ нужно учить, но еще больше нужно учиться у народа. Он доказывал, что в России должна быть создана школа, отвечающая коренным интересам народа.

Разработанная К.Д. Ушинским идея народности образования и воспитания -яркое свидетельство его последовательного демократизма и патриотизма, высокой гражданственности, веры в творческие силы народа и великое будущее своей Родины. Это особенно важно помнить сегодня, когда наблюдается некритическое заимствование опыта других стран, неоправданное увлечение новациями как в области организации системы образования, так и методов обучения и воспитания.

Реформы начального образования в России в конце XX - начале XXI веков

На рубеже 70-80-х годов XX века стали появляться признаки кризиса и застоя в российских школах. Они обнаруживались в угасании интереса к учебе, в упадке дисциплины и требовательности к детям, в ослаблении ответственности семьи за воспитание детей, в формализме воспитательной работы, в процентомании, в закостенелости форм и методов обучения, в отчужденности между педагогами и детьми, в распространении неформальных объединений, а по существу - самодеятельных групп по интересам, которые не имели четких воспитательных целей.

Предкризисное состояние было обусловлено двумя главными противоречиями. Первое противоречие возникло между резко проявившимися требованиями общественной жизни к человеку, и школьнику в особенности, и устаревающим содержанием и организацией жизни, форм и методов воспитания и обучения в школе. Жизнь требовала своевременного гражданского взросления, духовности и интеллектуальной развитости, ответственности и дисциплины, глубоких знаний, готовности к овладению сложными профессиями. Но школа оставалась на консервативных позициях, ограждающих мальчиков и девочек от опасных влияний бурлящей жизни.

Второе противоречие возникло между характером организации всей жизни школы и самими детьми. Изменяющаяся жизнь не только предъявила новые требования к школьнику, но и изменила его самого. Расширились духовные и материальные потребности, интересы детей. Развитие средств массовой информации сделало ребят более информированными. Демократизация общественной жизни создала условия для большей социальной активности, осознания своих гражданских прав, участия в общественных событиях, свободного объединения но интересам.

Акселерация ускорила физиологическое созревание ребят. Школа оказалась не готовой педагогически трансформировать новые требования жизни: производства, общественных отношений, культуры, чтобы создать формы и методы, отвечающие возросшим интересам ребят, сформировать социально зрелую личность.

На этом фоне учителя, ученые, родители, журналисты стали высказывать свои революционные предложения и проекты преобразования школы. Два проекта - М.М. Постникова и Ю.П. Азарова - пользовались наибольшей популярностью.

М.М. Постников предложил отказаться от изучения основ наук в средней школе. Вместо этого автор считает, что школа должна готовить к жизни: «... Нужно владеть знаниями и навыками, которые условно можно разделить на четыре полностью равноправных цикла: грамотность, этика, эстетика, здоровье (физическая культура)» [313, 11]. Автор этого проекта считает, что общество получит гармонично развитую личность, ориентированную на определенную профессию.

Однако проект Постникова М.М. не способствовал реформе, а вел к резкому обеднению школы в научно-познавательном отношении, к переводу ее в состояние примитивно толкуемого понятия «подготовка к жизни», к обучению умениям выполнять обыденную работу, делая среднюю школу для большинства детей тупиковой.

Ю.П. Азаров так же, как и М.М. Постников, против «предметности». Он подчеркивает, что «общую задачу воспитания невозможно решить без организации всей системы нашего образования» [7, 228].

Он считает, что в учебном плане большинство предметов должно посвящаться «освоению дисциплин гуманитарного и эстетического цикла». При этом Ю.П. Азаров ссылается на опыт экономически развитых стран. Он предлагает также изучать «... космический миф, обобщенно раскрывающий проблемы конечности и бесконечности бытия, пространства, времени, жизни, смерти, смыс ла жизни» [7, 228]. Он считает, что в содержание программ следует ввести изучение Востока, его культуры, идеалов, традиций, для этого учить надо быстрее, опираясь на опыт педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой).

По нашему мнению, принятие рассмотренных вариантов школы в нашей стране стало бы серьезным ударом по идеалам справедливости, обеспечивающим принцип возможности для каждого добиваться высот науки и культуры. Произошло бы снижение научного уровня образования, затруднилось формирование научного мировоззрения, нарушилось бы органическое единство естественно-научного и гуманитарного образования, была бы утрачена ничем не восполнимая функщія обучения — воспитание человеческой личности, а это, в свою очередь, нанесло бы удар по подготовке кадров, а в конечном итоге — по экономике и культуре.

Наиболее значительными были пособия, направленные на совершенство-вание процесса нравственного воспитания.

Так, проект Марьенко И. С. «Примерное содержание воспитания школьников» (М., 1971) был основан на идеях диагностического, личностного, деятель-ностного подходов. Это было прогрессивно в свое время, но недостатком являлось то, что целостный процесс был разорван по отдельным направлениям [229].

Авторы пособия «Азбука нравственного воспитания», подготовленного коллективом научных сотрудников лаборатории нравственного воспитания младших школьников Института общих проблем воспитания АПН СССР О.С. Богдановой, В.И. Петровой, B.C. Ханчиным, Р.Г. Амосовой, О.Д. Калининой и др., так определили серьезность нравственного воспитания в начальной школе: «Нравственное воспитание является процессом, направленным на формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе... Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство» [8, 4].

Несмотря на заявку, сделанную уже во Введении, система была построена в основном на нравственном просвещении, воспитывала основы нравственно этической грамотности. Но она не предусматривала личностно-ориентирован-ного подхода, не предлагала вариативного использования воспитательного материала.

В Таганроге прошли две научно-практические конференции, на которых подводились итоги внедрения «Азбуки нравственного воспитания». Диссертант принимал непосредственное участие в создании и апробировании пособия, так как был избран научным корреспондентом и работал учителем начальных классов. В период проведения первой конференции соискатель ученой степени провел открытое занятие клубного типа для участников конференции и коллектива научных сотрудников лаборатории нравственного воспитания младших школьников Института общих проблем воспитания АПН СССР. При обсуждении присутствующие дали высокую оценку мероприятию.

На второй конференции диссертант выступил с докладом на пленарном заседании о научно-практических достижениях по нравственному воспитанию младших школьников по системе «Азбуки нравственного воспитания».

Соискатель ученой степени вел постоянно действующие курсы по освоению нового пособия для учителей начальных классов города, читал лекции на областных курсах повышения квалификации.

Дольше всего данный проект продержался в Таганроге. Однако интерес к нему постепенно угас. По нашему мнению, это случилось в связи с тем, что система была построена в основном на нравственном просвещении.

Похожие диссертации на Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации