Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Сергин Афанасий Афанасьевич

Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания
<
Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергин Афанасий Афанасьевич. Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2003 155 c. РГБ ОД, 61:03-13/2046-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания

1.1. Философское, психолого-педагогическое осмысление значения физической культуры в формировании личности школьников 10

1.2. Формирование готовности к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного воспитания как педагогическая проблема . 28

1.3. Современное состояние и особенности готовности учащихся к

безопасной жизнедеятельности в условиях Севера 42

Выводы по главе 59

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания

2.1. Организация и методика формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания 60

2.2. Традиционные методы физического воспитания как средство для формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям 89

2.3. Содержание и структура занятий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания 99

Выводы по главе 112

Заключение 115

Список литературы 119

Приложения 135

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности - основная цель безопасности жизнедеятельности как науки и первостепенная задача государства. В наше время проблема безопасности еще более обострилась. Общество несет огромные потери и убытки от несчастных случаев, пожаров, аварий, катастроф. Большое внимание вопросам безопасности человека уделяется в научных трудах Ю.Н. Арсентьева, B.C.. Белова, Н.Н. Маслова, О.Н. Русака, Э.Я. Соколова и др. Организующую и методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Между тем, целевые установки общего образования не актуализируют формирование готовности учащихся к безопасной деятельности. Единая методологическая основа обучения в школьном образовании не соответствует особенностям чрезвычайных ситуаций различных регионов. В государственном образовательном стандарте по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» акцент делается на охране среды обитания, а не на безопасности человека в любых сферах жизни и деятельности. Не во всех российских школах, в том числе в Якутии, изучают безопасность жизнедеятельности целенаправленно, а в ряде школ предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» заменяют валеологией или интегрированным курсом.

Нами была изучена специальная литература и определено состояние интересующих нас вопросов в области безопасности жизнедеятельности в современных условиях. Некоторые теоретические и практические проблемы охраны труда, безопасности жизнедеятельности при подготовке учителей рассматривались в работах В.В. Полякова, М.Б. Суллы, А.Т. Смирнова, И.К. Топорова, М.П. Фролова.

4 В концепции по безопасной деятельности (1999 г.) утверждается, что современная деятельность людей во всех своих аспектах - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. В этих условиях вопросы обеспечения безопасности жизни становятся главной проблемой наступающей новой эпохи развития общества и, в первую очередь, XXI века. В настоящее время нет сомнений в необходимости скорейшего, повсеместного и решительного изменения основной парадигмы всех видов деятельности человека — от максимума полезности, как было всегда до сих пор, к гарантированному минимуму всех возможных опасностей, при сохранении возможного при этом получения максимума знаний. Формирование готовности школьника к преодолению неблагоприятных условий естественной природы, техносферы, общества затруднено отсутствием системности в образовательной сфере, а также недостаточным вниманием к средствам физического воспитания.

Физическое воспитание ставит цель — на основе полноценного использования факторов физической культуры и спорта реализовать возможности оптимального физического развития детей, совершенствования их физических качеств в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств.

Как свидетельствует анализ спортивно-педагогической литературы (В.В. Белорусова, Б.А. Карпушин, Л.П. Матвеев, Б.Н. Минаев, И.Н. Решетень, Б.Н. Шиян и др.), физическое воспитание решает задачи формирования растущего человека, воспитания воли, позитивных качеств, характера, эмоций, эстетических потребностей личности. В процессе физического воспитания получают свое конкретное воплощение общепедагогические принципы, поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания.

Анализ научных этнопедагогических трудов В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, А В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, И.И. Портнягина, Н.К. Шамаева и др. позволяет определить

5 те или иные творческие подходы к формированию гуманного и развитого человека, владеющего национальными и общечеловеческими ценностями.

Исходя из вышеизложенного, в области исследования безопасности жизнедеятельности нами выявлены следующие противоречия: между стремлением каждой семьи видеть своего ребенка готовым распознавать существование опасностей, прогнозировать их проявление, защититься от них и практической неготовностью школ к формированию безопасной жизнедеятельности с учетом этнокультурных и климатогеографических особенностей края; между реальными организационно-педагогическими условиями обучения и воспитания безопасной деятельности учащихся и практическим внедрением в школах курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; между потребностями образовательной школы в новой системе специальной подготовки школьников и отсутствием научного обоснования подготовки их к безопасной жизнедеятельности в условиях Севера.

Актуальность проблемы, недостаточная ее разработанность в педагогической теории и имеющиеся противоречия, требующие научно-практического решения, определили выбор темы исследования: «Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания».

Объект исследования - процесс формирования готовности школьников к безопасной жизнедеятельности.

Предмет исследования — педагогическое обеспечение формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания.

Цель исследования: разработать рациональные пути и условия формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания будет эффективным, если:

обеспечивается учет и влияние личностно значимых мотивов к изучению основ безопасности жизнедеятельности на осознание детьми необходимости овладения знаниями и умениями;

внедряются традиционные средства физического воспитания в содержание занятий курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

уделяется серьезное внимание развитию практических умений и навыков при обучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- учащиеся широко вовлекаются в общественно-полезную, творческую
деятельность в процесс усвоения курса «Основ безопасности
жизнедеятельности».

Для проверки выдвинутых положений ставятся следующие задачи исследования:

  1. Определить теоретические предпосылки по проблеме формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям в процессе традиционного физического воспитания.

  2. Разработать научно-практические рекомендации по педагогическому обеспечению формирования готовности учащихся к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания.

  3. Опытно-экспериментальным путем обосновать рациональные педагогические условия формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и фактов, всестороннем формировании личности и активной природе человека в познании жизни и самого себя; идеи классиков педагогики о необходимости использования народного педагогического опыта в учебно-воспитательном процессе; психолого-педагогическая концепция о целостности личности,

7 сущности человека и его возможностей к беспредельному физическому и духовному росту; ведущие принципы государственной политики в области образования: адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, свободное развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации школьников.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ социологической, психологической и педагогической литературы; изучение и анализ опыта работы педагогов; обработка статистических данных, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы, педагогический эксперимент.

Базой исследования явились Хамагаттинская средняя школа Намского улуса, Мындабинский спортивный лицей Усть-Алданского улуса республики, средняя школа №14 г. Якутска.

Исследование проводилось с 1998 по 2002 гг.

Первый этап (1998-99 гг.) - изучалось состояние проблемы в социологической, психологической, педагогической литературе. Определены предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования. Разработаны методика опытно-экспериментальной работы и понятийная модель педагогического обеспечения формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям в процессе физического воспитания.

Второй этап (1999-2001 гг.) — организация опытно-экспериментальной проверки положений разработанной модели педагогического обеспечения формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям в школах г. Якутска, Усть-Алданского и Намского улусов республики.

Третий этап (2001-2002 гг.) - обработка результатов апробации теоретических положений в процессе опытно-экспериментальной работы; оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработаны теоретические основы методики формирования
готовности учащихся к чрезвычайным ситуациям с использованием
традиционных средств физического воспитания, раскрывающие основные
положения педагогического обеспечения развития нравственных и
интеллектуальных возможностей школьников в процессе физического
воспитания.

  1. Обоснованы принципы формирования готовности школьников к безопасной жизнедеятельности средствами традиционного физического воспитания.

  2. Определены и обоснованы рациональные педагогические пути и условия, формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и рекомендации направлены на создание рациональных педагогических условий для формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям в процессе обучения курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» используя средства традиционного физического воспитания.

Достоверность исследования обеспечена опорой на теоретические положения о формировании и развитии личности, разработанные в философской, психолого-педагогической и спортивно-педагогической литературе; реализацией комплексной программы исследования адекватной его целям и задачам: использованием методов статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы; всесторонним анализом полученных данных, носящих репрезентативный характер.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены и получили одобрение на трех международных конференциях г. Киеве, Минске и Хабаровске (2001 г.); на трех региональных научно-практических конференциях в г. Хабаровске (1998, 1999, 2000 гг.); на восьми

9 республиканских научно-практических конференциях в г. Якутске (1998-2002 гг.), в г. Нерюнгри (1998 г.).

Результаты исследования внедрялись в виде лекций на семинарах и курсах повышения квалификации учителей РС(Я).

На защиту выносятся положения, раскрывающие рациональные педагогические условия формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами физического воспитания:

- теоретические предпосылки изучения курса «Основы безопасности
жизнедеятельности», расширение мотивационной сферы школьников,
определение их отношений к жизни, труду, себе, людям, для осознания ими
необходимости овладения разносторонними знаниями и практическими
навыками;

критерии (морально-волевая, физическая, теоретическая подготовленность), показатели (проявления морально-волевых качеств; традиционных обычаев, игр, упражнений и состязаний; владение основными движениями в самобытных физических упражнениях и состязаниях; знание основных вопросов в области безопасности жизнедеятельности) и уровни сформированности готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания.

- методы и приемы обучения основам безопасности жизнедеятельности
развивающие морально-волевые, физические и практические возможности
школьников;

- содержание процесса формирования готовности школьников к
чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания
к программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Российской
Федерации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 155 страницах текста, включая 1 рисунок, 6 таблиц, 1 диаграмму.

Философское, психолого-педагогическое осмысление значения физической культуры в формировании личности школьников

Понятие индивидуальности неразделимо связано с понятием личности. Человеческий индивид становится индивидуальностью лишь на социальном уровне развития, став личностью. Вопросы индивидуальности личности ставятся в трудах различных философов, среди которых следует назвать Платона, Канта, Гегеля, Фейербаха.

Становление личности — процесс сложный и многоплановый, протекающий под влиянием взаимодействия с людьми и под воздействием психологических, педагогических, социальных и культурных факторов.

Из философского толкования индивидуальности вытекает ее психолого-педагогическое осмысление. Так, индивидуальные различия обусловливаются: природными предпосылками и генетической программой; опытом предыдущих видов деятельности и общения; индивидуальной восприимчивостью к воздействиям и т.д. Для педагогики индивидуальность представляет интерес как объект обучения и воспитания, объект применения средств и методов целенаправленного воздействия на ученика. Личность ребенка формируется наиболее интенсивно в деятельности, доминирующей в школьном возрасте развития человека. В школьном возрасте учебная, спортивная, художественная, трудовая деятельность является одним из ведущих факторов и условий развития личности. Каждый вид деятельности имеет свой сензитивный период.

Рассматривая развитие личности как философскую категорию, мы определили следующие положения значимые для нашего исследования:

- поскольку личность представляет собой социально детерминированный индивид, то нравственное и интеллектуальное развитие человека обусловлено не только биологически, генетически, но и социально, являясь следствием его развития и как продукта общественных отношений, и как активного их субъекта;

- важнейшим условием развития личности является активная позиция человека как совокупного субъекта труда, обучения и познания; развитие человека строго индивидуально и выражается в индивидуальных вариантах сочетания социальной ситуации развития, ведущей деятельности и возрастных новообразований; индивидуальное выступает не сразу, не полностью, а изменяясь от возраста к возрасту.

Например, Платон прежде всего в воспитании человека большое значение придавал искусству, в частности, музыке, песням, пляскам, танцам. Заботясь о здоровье воспитуемых, он проповедует занятия гимнастикой в течение всей жизни.

Кант указывал, «Что важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков». Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности» /188, с. 138/.

К. Маркс и Ф. Энгельс изучали проблемы воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон - социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой - влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств, становления разносторонне-развитой личности.

В совокупности мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании составили цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием они понимали три вещи: - Во - первых: умственное воспитание. -Во - вторых: физическое воспитание. - В - третьих: техническое обучение /103, с. 116/.

А также, К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традициям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения К. Маркс и Ф. Энгельс считали соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему - всестороннее развитие личности. Ее развитию, в конечном счете, должны служить каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Таким образом, философы-марксисты много внимания уделяли вопросам формирования личности человека. Они отмечали, что из общественного характера труда и связанного с этим образа жизни человека следует, что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествующими поколениями производительные силы и формы обучения, что определяет их собственные взаимоотношения.

У представителей отечественной педагогической мысли, изучавших вопросы физической культуры и проблемы физического воспитания, раскрывается взаимосвязь физического воспитания с нравственным становлением личности. Данной проблеме посвятили свои труды Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др., в которых обоснована идея всестороннего гармоничного развития личности.

Формирование готовности к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного воспитания как педагогическая проблема

Физические упражнения, игры и состязания северных народов описывались, а позднее изучались с этнопедагогической точки зрения такими авторами, как И.А. Худяков, А.П. Окладников, В.Л. Серошевский, В.И. Прокопенко, В.П. Кочнев, Н.К. Шамаев, И.С. Портнягин, М.И. Лыткин, М.С. Мартынова, Е.В Алаас, И.И. Портнягин, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, М.Я. Виленский и др.

Одним из первых национальные игры, упражнения описал и классифицировал И.А. Худяков /194/ (1867-1876). Однако в целом в этих работах влияние традиционной физической культуры на воспитание освещены были недостаточно.

А.П. Окладников /124/, исследователь ранних этапов истории народов Якутии, подчеркивает, что в возникновении физических упражнений и игр первостепенную роль сыграли суровые климатические условия. Человек уже в самый ранний период существования вынужден был заниматься охотой на зверей, птиц - для добывания пищи. Для этого он должен был обладать большой физической силой, ловкостью выносливостью, быстро ходить и бегать, преследуя добычу. Кроме того, в совершенстве знать повадки и нравы животных, соблюдать обычаи и традиции своего народа.

Действительно, если вдуматься, в традиционном физическом воспитании каждое движение имитирует действие какого-либо зверя и птицы. Судя по археологическим и этнографическим данным А.П. Окладникова на Верхней и Средней Лене обязательной и необходимой частью охотничьих обрядов являлось изображение животных.

Большинство физических упражнений, техника движений, игр и состязаний народностей Крайнего Севера, в частности, народов Якутии, представляет собой копирование движений животных, птиц, а также поведенческой тактики соперников при схватках пернатых, зверей, домашних животных — лошадей, коров, оленей и т.д. В частности, если проследить за техникой выполнения якутских прыжков, то каждый прыжок напоминает собой манеру движения или действий какого либо зверя или птицы.

В.Л. Серошевский /163, с. 213/ в своей книге «Якуты» пишет: «Мышечной силой якуты не отличаются, человек, способный поднять десять или двенадцать пудов, считается среди них силачом, обыкновенно они поднимают от пяти до шести пудов. На одной свадьбе в Колымском улусе, где собрались до ста человек, оказалось: мужчин, способных поднять трех человек за раз (не много больше двенадцати пудов), всего трое; способных поднять четыре стегна мяса (15 пудов) - только двое; способных поднять пуд вытянутой рукой - только один человек. Ноги у якутов, по-видимому, крепче рук и спины; в борьбе они предпочитают бить ногами и лягаться, чем сжимать руками и гнуть к земле противника. Бегают и прыгают они прекрасно. Они сильнее тунгусов, но не так ловки. Всякого рода борьба и проба силы очень нравится якутской молодежи. В путешествиях и на охоте выносливостью они уступают только тунгусам, но к продолжительному и однообразному напряжению привыкают с трудом. На приисках их не принимают на земляные работы, на которых они быстро истощаются. Усиленные земледельческие работы в поле они переносят тоже намного труднее русских. В движении якуты тоже медленны и тяжеловаты. Мышцы их лишены того вечного трепета, постоянной готовности перейти в сложное и быстрое движение, какое присуще тунгусам: вместе с тем у них нет отчетливости в движении, свойственной европейцам».

Изучение научных этнопедагогических трудов Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, А.А. Григорьевой, А В. Мордовской и др. позволяет определить те или иные теоретические подходы к формированию гуманного и развитого человека, владеющего национальными и общечеловеческими ценностями. Между тем в педагогических исследованиях проблема формирования личности школьников, занимающихся спортом, все еще остается слабо изученной и разработанной.

Этнопедагогическая система воспитания детей (И.С. Портнягин /144, с. 137/) - выдающийся памятник культуры народа саха — подробно объясняет нравственную природу народа. Первоначальное воспитание ребенок получает в семье. Семья как первооснова системы воспитания детей имеет связь со своей хранительницей Айыыпыт, которое благословляет создавших семью, покровительствует продолжению их рода и дарует им многочисленное потомство в случае соблюдения ими заповедей. Безусловно, в социальном отношении воспитание ребенка у якутов означает передачу жизненного опыта.

Народ саха по ряду исторических причин жил изолированно, в дали от цивилизованных стран. Это сформировало у подавляющего большинства его представителей повышенную потребность в самосовершенствовании, в постижении собственной сути. Тяга народа к полноте осознания основ бытия пронизывает всю его духовную культуру. Считалось, что чем больше человек знает и чем старательней соблюдает традиции своих предков, тем он богаче и сильнее духом. Исходя из воззрений якутов человек обладает тремя душами (душа-земля, душа-мать, душа-воздух), тесно связанными с окружающей средой. Это обеспечивает внутреннюю гармонию личности, погруженность в природу, делает человека добрым, физически сильным, духовно богатым и здоровым.

Следует подчеркнуть, что традиции народа саха, будучи тесно связанными с духовной культурой и мировосприятием якутского народа, являются яркой и эффективной формой выражения высоких чувств и мыслей, напряженной работы самобытных народных мудрецов, достигших глубин самопознания. Именно эти традиции лежат в основе воспитания детей.

В основе системы этнической педагогики лежит предположение, что только при правильной организации процесса воспитания у детей формируются должные нравственные и физические качества, эстетические вкусы и чувства ответственности и через призму этих качеств формируется личность детей. При этом эффективность воспитательного процесса обусловливается идеей о необходимости постоянного самосовершенствования, самовоспитания и саморазвития.

Необходимо обратиться к вековому опыту нации, к традициям народной педагогики. В далеком прошлом формой физического воспитания служило кыргыс УерэЭ (учение кыргыса - воина), в настоящее время оно известно как учение Ypyir Уолана».

Кыргыс Уерэдэ — девятикратное повторение в течение трех этапов цикла по обучению ловкости, меткости, выносливости, способностью устоять против копья, умению укрощать лошадей, верховой езде, умению выдерживать и терпеть удары кнутом. Кыргыс Уерэдэ предназначено для воспитания урдусов (воинов), то есть людей, обученных военному делу. Оно закаляет организм, укрепляет здоровье, воспитывает волю. Эта школа была методом воспитания продолжателей рода тойонов, военных предводителей, она служила укреплению мощи рода, общины, народа нации. Воин - предводитель, как продукт подобного воспитания, верховодил племенем в целях расширения зоны родовых территорий. Учение «Кыргыс Уерэдэ» давало образцовые знания включая овладение навыками разнообразных физических упражнений: бега, борьбы, стрельбы, конного спорта, плавания, гимнастических навыков. Умения прививались путем проведения жестких тренировок, преодоления, казалось бы, непереносимых мук и наказаний.

В отличии учения «Кыргыс Уерэдэ» учение «Урунг Уолана» -гуманные способы обучающие школьников-юношей нравственным ценностям народа, традиционным средствам и методам промысла, военно-строевой и прикладной физической подготовке направленной на морально-психологическую подготовленность /114/.

Для физического развития методом «Учеба тела» якуты учитывали сочетаемость времен года, температуры воздуха и степени прогретости земли с состоянием трех душ человека: его салгын кут — воздуха души, буор кут — земли-души, ийэ кут - матери души. Никогда не следовало выходить на работу раздетым, косцы накидывают на себя легкую одежду, которая обеспечивает постепенный загар тела. Купаются не каждый день, а ориентируясь на состояние здоровья и температуру воздуха. Продуманно регулируется режим работы, норма калорийности питания. Ход всей работы предусмотрен на многие месяцы вперед.

Глубоко проанализировав, опыт воспитания якутского народа и связав его с национальными традициями, обычаями, ритуалами, своеобразными школами, учениями, а также с методами физического воспитания и закалки, можно сделать вывод что сущность якутского учения «Айыы» и «Кут-сур» заключается в воплощении закономерностей развития природы, общества, человеческого мышления и реальной действительности, выработка норм морали, поведения людей, их духовности и нравственности. У якутского народа сложились свои представления о жизненно важных умениях и навыках, о физической закалке, уважении к труду, любви к природе и т.д.

Организация и методика формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы и полученные на нем предварительные результаты убеждают в том, что рациональность путей и способов развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности обеспечивается комплексностью их реализации, применения. Разработанный один способ или условие становится эффективным, если рациональны и эффективны другие.

Содержание развития готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания, направлено на воспитание:

1. Морально- волевых качеств: - уважение воспитателей и близких; - соблюдение ритуалов, обычаев, традиций; - готовность для оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; - проявление патриотизма, интернационализма; - готовность к борьбе против вредных привычек; - целеустремленность; - активная жизненная позиция; - проявление смелости в чрезвычайных ситуациях; - решительность в чрезвычайных ситуациях; - самообладание. 2. Физических качеств: - силы; - выносливости; - быстроты; - ловкости; - гибкости; - скоростно-силовой подготовки. 3. Практических навыков учащихся к готовности в чрезвычайных ситуациях: - уметь распознать причину чрезвычайной ситуации; - быстро принимать правильное решение; - моментально адаптироваться в любых экстремальных условиях; - быть морально и психологически устойчивым при воздействии опасностей. 4. Теоретических знаний по разделам: - безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях; - основы здорового образа жизни; - основы медицинских знаний; - основы военной службы; - традиции и обычаи якутского народа.

Условия развития вышеупомянутых процессов, составляющих основу и содержания для формирования познавательных сил и возможностей учеников, разноплановы.

Комплексный подход составляет тот фундамент, на котором построена исходная концепция общепедагогического обеспечения развития учебных возможностей, готовности к чрезвычайным ситуациям школьников, владеющих средствами и методами традиционного физического воспитания. В концепции получили отражение положения, составляющие основные принципы формирования и развития готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания:

1. Приобщение подрастающего поколения через традиционное физическое воспитание к ценностям безопасной жизнедеятельности и общечеловеческой культуры.

2. Формирование морально-волевых и физических качеств, для готовности к чрезвычайным ситуациям.

3. Комплексное использование условий и способов формирования готовности к чрезвычайным ситуациям.

4. Подготовка детей к безопасной жизнедеятельности с учетом различных экстремальных условий и чрезвычайных ситуаций, возникающих на Севере.

В профессиональной подготовке педагога, по конкретной специальности в вузе, необходимо четко определить круг профессионально-личностных качеств: интерес и любовь к детям, способность к сопереживанию, справедливость (объективность), педагогическая зоркость (внимательность), наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности и др. Что же касается специалиста по основам безопасности жизнедеятельности, то необходимо определить еще и круг его профессионально значимых качеств. Психологические и психофизиологические профессионально значимые качества — это индивидуальные особенности человека, которые определяют потенциальные или реализуемые способности к эффективному профессиональному обучению и дальнейшей конкретной, профессиональной деятельности. Требования к профессионально значимым качествам увеличиваются по мере нарастания тяжести условий деятельности, во время которой требуется надежность с целью выживания и это является необходимым условием подготовки школьников к чрезвычайным ситуациям.

Методика и организация опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней школе №14 г. Якутска, в Хамагаттинской средней школе здоровья Намского улуса, * Мындабинском спортивном лицее Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в течение 3 лет (1999-2002 гг.). Результаты опытно-экспериментальных работ были доложены на научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов (Хабаровск - 1998, 1999 гг.), на республиканской научно-практической конференции «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале XXI века: состояние, проблемы и перспективы» (г. Якутск - 1999, 2001 гг.), на традиционных научно-практических конференциях Якутского госуниверситета (г. Якутск — 1998, 1999 гг.), на республиканской научно-практической конференции института физической культуры и спорта «Физическое воспитание детей и молодежи в Республике Саха (Якутия): проблемы, пути, решения (г. Якутск — 1999 г.), на международных научно-практических конференциях (г. Ижевск -1999 г., г. Москва - 1999 г., г. Минск - 2001 г., Хабаровск - 2001 г.).

С 1999 года Хамагаттинская средняя школа Намского улуса работает по многопрофильной программе «Здоровье» под научным руководством Угарова Г.С. и является экспериментальной площадкой, а также филиалом кафедры теоретических основ физического воспитания и гимнастики института физической культуры и спорта ЯГУ под непосредственным руководством соискателя.

Силами общественности, школы, родителей с. Хамагатта и преподавателей института физической культуры и спорта на базе этой школы в начале были проведены улусные семинары по вопросам физического воспитания и безопасности жизнедеятельности.

В опытно-экспериментальной работе были применены следующие методы исследования:

1. Выявление мотивации испытуемых контрольной и экспериментальной групп на занятиях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» методом анонимного анкетирования.

2. Определение морально-волевой подготовленности школьников методом тестирования.

3. Контроль над развитием уровня физической подготовленности учащихся контрольной, экспериментальной групп.

4. Выявление уровня адаптируемости (по Т.А. Немчинову) учащихся по психологическому тесту по шкале выявления тревожности.

5. Установления методом наблюдения уровня практической подготовленности к чрезвычайным ситуациям учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Традиционные методы физического воспитания как средство для формирования готовности школьников к чрезвычайным ситуациям

Традиционные физические упражнения, игры и виды спорта в школьном физическом воспитании республики Саха (Якутия) внедряются согласно учебной программы для сельских школ 1992 г. (составители Н.К.Шамаев, К.В. Павлов) и Региональной комплексной программы физического воспитания 1999 г (составители СИ. Захаров, М.И. Варламов, Н.Е. Максимов, Е. Алаас, Г.А. Кузьменко). Для проведения опытно-экспериментальных работ мы интегрировали рекомендации вышеуказанных программ с авторской программой А.А. Нестерова по учению «Ypyir Уолан» (см. стр. 31), которая одобрена учебно-методическим отделом Министерства образования Республики Саха (Якутия). В своих исследованиях опирались на российскую программу по «Основам безопасности жизнедеятельности», в которую внесли определенные изменения и дополнения (см. приложение 2).

В результате многолетнего поиска, изучения и апробации нами выбраны традиционные физические упражнения, игры и виды спорта в качестве средств и методов воспитания морально-волевых, физических качеств личности и как мотивационную ценность для готовности к чрезвычайным ситуациям.

В связи с тем, что наше исследование затрагивает три различные возрастные группы (младший - 7-9 лет, средний - 10-14 лет и старший 15-17 лет школьный возраст), методы воспитания средствами традиционного физического воспитания имеют различное содержание и форму. Основная цель использования традиционных средств физического воспитания не столько развить физическую подготовленность учащихся, сколько готовность к чрезвычайным ситуациям в условиях Севера (морально-волевую, физическую, практическую подготовленность). При использовании национальных средств физического воспитания мы руководствуемся соответствием средств физического воспитания, и возрастно-половым особенностям учащихся.

Вопросы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом возраста учащихся можно условно разделить на следующие содержания: 1) окружающий мир; 2) действия человека в опасных ситуациях; 3) безопасное поведение человека в чрезвычайных ситуациях.

Раздел «Окружающий мир» - имеет задачу вооружить учащихся знаниями об опасностях, способах предотвращения их. В данном случае применяются при обучении учащихся национальные физические упражнения и подвижные игры, так как они несут информацию об окружающей среде, об обитателях той или иной страны, о необходимости трудовой деятельности, о радостях и опасностях своего родного края. Традиционные физические упражнения воспитывают у них также эстетические и нравственные качества, как чувство ритма, красоты, трудолюбие, целеустремленность и любовь к природе. Кроме этого соблюдая традиции и обычаи необходимо учить школьников соблюдать национальные ритуалы, обряды (задобрение «духов» леса, воды и т. пр.).

Физические упражнениях подражание движениям косаря; подражание движениям лесоруба; подражание движений рубщика льда; подскоки с продвижением («дьиэрэнтсэй»); «Пятнашки» (атах тэпсии); прыжки в полуприседе (чохчоохой); «Галоп лошадей»; лазание по дереву в лесу или по «голому» стопу на поляне; переход через речку по узкому и толстому бревну.

Подвижные игры. «Мяч по кругу»; «Волк и жеребята» («Бере уонна кулуннар»); бег со связанными ногами («КыаИыланыы»); «Игра в жостки» («Суосканы тэбии»); «Игра в лунки» («Онхойдорго суурдуу»); игра в мяч; «Якутский снежный футбол»; «Конные скачки»; «Навьючивание коня» («Акка ыкыырдыы»); «Не попади в прорубь»; «Невод» («Мукха»);. «Прыжки по кочкам»; «Сокол и утки» («Мохсо$ол уонна кустар»); «Мультах»; «Ловля оленей».

Например, при обучении темы «Поведение людей в холодных зимних условиях», эффективно проводить игру «Якутский снежный футбол» («Сахалыы хаарга мээчик тэбии»). Мяч изготавливается из весенней полинявшей коровьей шерсти путем мокрого катания, внутрь для тяжести вкладывается камень или кирпич. Игроки делятся на команды, ставятся ворота. Снежная площадка размещается по договоренности. В процессе игры мяч практически не отскакивает, поэтому разрешается силовая борьба. Лучшей обувью для этой игры являются валенки. Во время игры учащиеся понимают, что для игры в зимнее время года требуется плотно одеваться. После игры необходимо быстро зайти в теплое помещение, чтобы не вызвать переохлаждение организма и т.д.

Раздел «Действия человека при опасных ситуациях» - обучает не только знаниям об опасностях, но и методах подготовки к ним, последствиях и эффективного действия при несчастных случаях различного рода. Для подготовки учащихся средних классов были применены индивидуальные игры и игры единоборства. Своеобразную подготовленность требуют индивидуальные игры, которые по началу кажутся трудновыполнимыми, но благодаря разнообразию своего проведения вскоре становятся увлекательными и интересными. Девочки и мальчики, играя в индивидуальные игры, получают не только отличную физическую подготовку, но и воспитывают в себе морально-волевые качества, целеустремленность, психологическую закалку. В подготовке к безопасной жизнедеятельности индивидуальные игры дают детям уверенность в том, что любые трудные движения можно выполнять благодаря усердию, терпению и систематичности. Игры единоборства — являются универсальным соревновательным средством, в котором дети с удовольствием мерятся друг с другом силами. Кроме физических качеств, игры единоборства побуждают участников к дальнейшему развитию технической, тактической, психологической подготовки. В ходе тренировок и соревнований у детей вырабатывается характер, желание заниматься физическим воспитанием. Ребята учатся играть по правилам, быть справедливыми, целеустремленными и настойчивыми. Далее, предлагаются: соревнования в условиях глубокого снега, преодоление водных преград, подъем на годы, ходьба по болотам, плавание в одежде, внезапные тревоги и прочие сложные ситуации.

Индивидуальные игры: прыжок через соломинку (хорон оту урдунэн ыстаныы); «Поднятие тощей коровы» (Квтвх ына$ы туруоруу); «Водопой с проруби» (Ойбонтон улааИын); прыжки горностая (Кырынаастыыр). «Вертушка» {Тутум эргиир); поднимание по веревке (Ohyeuy сууИунэн устэ токсуйуу); прыжки через крестик (Кириэс тэбии); бег с грузом на 100 метров; бег на охотничьих лыжах; состязание на охотничьих лыжах, подбитых камусом.

Игры единоборства: «Бой быков» (О^устар харсыИыылара);. Перетягивание локтевыми сгибами; «Борьба за мюся» (МуНэ былдьакыы); «Перетягивание затылком» («Кэтэх тардыИыы»); Перетягивание руками хватом за затылок; «Перетягивание хватом в замок» («Кулуустэкьш»); «Перетягивание ярмом» («Бургалдьылакыы»); «Упражнение в равновесии» («Халбас харата»).

При обучении индивидуальной игры «Вертушка» (Тутум эргъшр). Участник захватывает палку правой или левой кистью на расстоянии 12-15 см и ставит данный конец в углубление, другой рукой берет повыше на произвольном расстоянии. Задача участника заключается в том чтобы, не изменяя первоначального захвата, прогибаясь и переступая ногами, выполнить под рукой «вертушку» и вернутся в исходное положение. Участник прекращает упражнение в случае касания земли или пола любыми другими частями тела, кроме ступней. Когда данное упражнение выполняется в виде состязаний, выигрывает тот участник, который проделал большое количество раз. Можно проводить соревнование на ограниченное время. По началу при обучении данной игры школьники ощущают затруднение в выполнении упражнения, но благодаря многократным повторениям и специальной подготовке, в конце концов, начинают успешно и правильно выполнять. Таким образом, ребята осознают, что при систематической и специальной подготовке можно преодолеть любые трудности которые поначалу кажутся невыполнимыми.

Похожие диссертации на Формирование готовности школьников к чрезвычайным ситуациям средствами традиционного физического воспитания