Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Жаринов Андрей Геннадьевич

Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири
<
Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жаринов Андрей Геннадьевич. Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 2000 186 c. РГБ ОД, 61:00-13/1400-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования деятельности декабристов в области народного образования 9

1 Методологические основания подхода к теоретическим взглядам и практической деятельности декабристов в области народного образования 9

2. Понятие образования в теоретическом и историческом контексте 22

Глава 2. Теоретико-педагогические и социально-исторические истоки взглядов и практической деятельности декабристов в области народного образования 39

1 Теоретико-педагогические истоки взглядов декабристов на проблему народного образования 39

2.Социально-исторические условия формирования взглядов декабристов 57

Глава 3,Деятельность декабристов в Сибири в области народного образования 92

1. Декабристские проекты развития образования в Сибири 92

2. Практическая образовательная деятельность декабристов в Сибири 106

3. Результаты образовательной деятельности декабристов в Сибири 152

Заключение и выводы 164

Список литературы и источников 172

Введение к работе

Проблема народного образования в наше время приобретает особое значение. Социальные перемены, происходящие в наши дни, вносят существенные изменения в педагогическую теорию и практику, содействуя осуществлению в педагогике принципов гуманизма, свободы, демократизации. Особое значение в этой связи приобретает отход от узкоутилитарного понимания образования, сводящего его лишь к обучению. Это позволяет утвердить в образовании приоритет воспитательного компонента, содействующего выработке нравственных ценностей и мировоззрения личности. Такой подход позволяет содействовать становлению подлинно гармонично развитой личности. К тому же проблема полноценного образования становится особенно актуальной, если принять во внимание некоторые наметившиеся в последние годы негативные тенденции в развитии образования (расширение платного характера образования, постепенно ограничивающее возможность его получения широкими слоями людей, уменьшение интеллектуального и нравственного уровня многих учащихся, определенное снижение качества образования в обычных, не элитарных, школах и т.д.)

Все это во многом предопределяет необходимость нового взгляда на проблему образования, что требует обращения к педагогическому наследию прошлого, в том числе к педагогическим взглядам декабристов и их деятельности в Сибири по народному образованию. Движение декабристов оставило заметный след в истории нашей страны, в том числе в истории педагогики. Восстание декабристов, ставшее итогом борьбы тайных обществ против самодержавия и крепостного права, не поставило точку в их деятельности. В сибирской ссылке декабристы проводили серьезную работу по развитию культуры Сибири, по народному образованию. Эта образовательная деятельность имеет большое значение для современного историко-педагогического знания, так как многие ее принципы перекликаются с теми принципами, которые реализуются в сегодняшней системе образования. При изучении в сегодняшних условиях взглядов и деятельности декабристов в области народного образования важен новый взгляд на проблему. Следует подчеркнуть:

-значимость современных методологических подходов к историко-педагогическому знанию для исследования образовательной деятельности декабристов;

-преемственность взглядов декабристов и их идейных и социальных истоков;

-целостный характер теоретических и практических поисков декабристов по народному образованию;

-широкую гуманистическую направленность педагогической системы декабристов;

-необходимость введения в научно-педагогический оборот новых фактических материалов, их анализа на основе определенных методологических оснований.

Цель исследования: выявление и раскрытие теоретических взглядов и практической деятельности декабристов в области народного образования и определение их значения для современного историко-педагогического знания.

Задачи исследования:

-обогащение и конкретизация методологических подходов и теоретических аспектов в изучении проблемы образовательной деятельности декабристов в Сибири;

-выявление исторических- социальных, философских, политических, педагогических- истоков формирования взглядов декабристов на проблему народного образования; -анализ основных педагогических идей и образовательной практики декабристов на основе расширения фактических данных об их деятельности в Сибири;

-доказательство значимости теоретических взглядов и практической деятельности декабристов в Сибири в области народного образования для современного историко-педагогического знания.

Объект исследования: истоки и сущность педагогических идей декабристов и их практической деятельности по народному образованию в Сибири.

Предмет исследования: процесс становления взглядов декабристов на народное образование и их реализация в практической деятельности отдельных декабристов.

На защиту выносятся следующие положения, характеризующие весь комплекс подходов декабристов к проблеме народного образования и мировоззренческие предпосылки их становления.

-педагогические взгляды и практическая образовательная деятельность декабристов исследуются с позиций современных методологических подходов как система, отражающая общие для них социальные и педагогические идеи;

-между политической деятельностью декабристов в период до декабря 1825г. и их образовательной деятельностью в Сибири существует идейная преемственность;

-утверждение идей о праве каждого человека на свободу, защиту его достоинства определяет гуманистическую сущность целей, содержания и организации образования, отношений между его субъектами в деятельности декабристов в области народного образования в Сибири;

-декабристы утверждали идею о социальной значимости образования для духовного и социально-экономического развития народов Сибири и России в целом. Исследование опирается на изучение литературы о мировоззрении декабристов и его истоках, об их деятельности в Сибири вообще и их педагогической деятельности, архивных материалов, мемуарных источников и т.д.

Историографическая и источниковедческая база исследования очень обширна и может быть разделена на несколько групп.

Во-первых, это литература, освещающая методологические подходы к анализу историко-педагогических явлений, позволяющая определить методологические основания исследования ( работы З.И. Равкина, Г.Б. Корнетова, К.М. Кантора, Л.М. Лузиной, Е.Н. Медынского, К.Д. Радиной, З.И. Васильевой и других авторов).

Во-вторых, это педагогические труды СИ. Гессена, Ю.К. Бабанского, В.А. Сухомлинского, А.П. Тряпициной, О.Е. Лебедева, Э.Д. Днепрова, Б.С. Гершунского и других исследователей, раскрывающие теоретические подходы к определению сущности понятия образования как одного из ведущих понятий исследования, а также функций, целей, содержания образования.

Третью группу составляют исторические и историко-педагогические % труды, освещающие теоретико-педагогические и социально исторические истоки формирования взглядов декабристов на проблему образования народа. Это литература о философских и социальных идеях декабристов, педагогических взглядах французских и русских просветителей, реформах первой четверти XIX века, создании и деятельности различных декабристских организаций, их программных документах, восстании 14 декабря 1825 года. Она позволяет понять идейную и социальную основу педагогических взглядов и практической деятельности декабристов в Сибири. К этой группе относятся работы Т.Б.

Длугач, Н.К. Шильдера, МИ. Нечкиной, А.В. Предтеченского, СВ. Мироненко, И.Я. Щипанова, ТС. Буториной, Г.П. Шатровой, Ю.Д. Трухачева, З.И. Равкина и других авторов.

Наконец, большой пласт исследований посвящен непосредственно теоретическим педагогическим взглядам, педагогической деятельности декабристов в Сибири, а также их деятельности в Сибири в целом. Это работы Э.Г. Хаптагаевой, Н.М. Дружинина, В.Ф. Афанасьева, В.Г. Бальжиева, М.Ю. Барановской, ФА. Кудрявцева, С.Я. Штрайха, В.Ф. Ретунского и других исследователей.

Эти труды внесли значительный вклад в исследование взглядов декабристов, их политической и культурной (в том числе педагогической) деятельности, выявление ее принципов и характерных особенностей, а также социальных условий, в которых она протекала, философских предпосылок становления их общественно-политических идей. В них сформировался взгляд на декабристов как на сторонников широких антифеодальных социальных преобразований и деятельных просветителей народа Сибири

В то же время нам представляется, что в них недостаточно целостно представлены теоретические взгляды и практическая деятельность декабристов в области образования народа. Кроме того, большинство исследований о декабристах, написанных в советское время, опиралось на господствовавший тогда формационный подход, сужавший многообразие мировоззренческих идей декабристов. Их деятельность рассматривалась преимущественно как этап развития революционного движения в России, причем с классовых позиций, определявших место декабристов в общественной жизни России как дворянских революционеров. При этом недостаточно учитывались их реформаторский потенциал, целостность их мировоззрения, включающего взаимосвязанные социальные и педагогические идеи, тесная связь педагогических взглядов декабристов и их практической образовательной деятельности в Сибири с их философскими, социально-историческими и педагогическими истоками, несколько недооценивалась личностная ориентация декабристской педагогики.

Также в работе используются разнообразные источники- мемуары, письма, записки декабристов и их современников, данные о положении образования в Сибири во второй четверти XIX века и т.д. Часть из них опубликована и широко использовалась в научной литературе, но нуждается в новом рассмотрении, в иных ее оценках (например, воспоминания М.С. Знаменского, ИД. Якушкина, записки М.А. Бестужева). Другие источники (воспоминания Н.А. Белоголового, П.И. Першина- Караксарского и т.д.) опубликованы, но мало использованы или не использованы в трудах исследователей истории педагогики и должны быть введены в научно-педагогический оборот. Наконец, еще одну группу источников составляют архивные материалы (пособие И.Д. Якушкина по закону Божьему, записки Ф.П. Шаховского о методах обучения грамматике, статистические данные об уровне развития образования в сибирских губерниях и ряд других), содержащие ценные сведения о взглядах и практике декабристов в области образования народа.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, приложения, списка литературы и источников. 

Методологические основания подхода к теоретическим взглядам и практической деятельности декабристов в области народного образования

Цель данного параграфа состоит в том, чтобы определить методологические основания для исследования теории и практики декабристов в области народного образования. Задачами данного параграфа являются:

-выявление критериев отбора материала для исследования;

-анализ различных методологических подходов к анализу историко-педагогических явлений, определение степени их соответствия целям и направленности данного исследования;

-представление методологических основ данного исследования

Деятельность декабристов в Сибири по народному образованию, являясь неотъемлемой частью истории прогрессивной педагогической мысли и практики нашей страны, представляет также значительный интерес для понимания происходящих сегодня в системе образования процессов.

В нашем подходе к исследованию данного вопроса мы опираемся на такие критерии отбора материала, как отражение в этом материале существенных для прогресса образования социально- экономических, культурологических и педагогических тенденций общественного развития, его соотнесенность с современными тенденциями в оценке педагогических явлений.

Теоретические взгляды и практическая деятельность декабристов в области народного образования представляют интерес для современной педагогики, так как многое в них перекликается с современными педагогическими идеями. Исследование в наше время педагогической деятельности декабристов в Сибири предполагает поиск новых подходов к данной проблеме, в частности, выявление основных принципов этой деятельности.

Прежде всего следует отметить гуманизм декабристской системы образования. Он проявляется уже в самой постановке вопроса в феодальной России об образовании всех слоев народа, каждого человека. Причем речь шла не об узкоутилитарном, а о гармоничном образовании, о формировании всесторонне развитой личности, удовлетворении ее разнообразных духовных запросов.

Гуманное, уважительное отношение к ребенку проходит красной нитью через всю декабристскую теорию и практику в области образования.

Образование и просвещение понималось декабристами очень широко: они стремились сформировать духовно богатого, гармонично развитого человека, способного приобщиться к культуре во всей полноте ее проявления и благодаря этому достичь высокой степени самосознания , а также обладающего целостным гуманистическим мировоззрением.

Такой человек является непременно внутренне свободным, самостоятельно мыслящим, ему органически чужды любые формы рабства, он всем своим существом готов бороться с ними, содействуя преобразованию окружающей действительности.

Согласно взглядам большинства декабристов, отнюдь не являвшихся атеистами, одной из важнейших основ формирования духовности, морали была религия. При этом, однако,религиозным взглядам декабристов был чужд фанатизм, напротив, они гармонично сочетались с широтой мышления, со свободомыслием, с веротерпимостью.

Для понимания сущности взглядов декабристов в области народного образования непременно нужно рассмотреть их как органическую часть их мировоззрения и тщательно проанализировать их корни, которые следует, на наш взгляд, искать как в идеологии западноевропейского и русского Просвещения, так и в социально- исторических условиях России первой четверти XIX века.

При этом нужно иметь в виду, что, несмотря на значительное влияние на взгляды декабристов со стороны прогрессивной зарубежной мысли, их образовательной деятельности был присущ глубокий патриотизм. Она основывалась на признании национальных особенностей развития России. Декабристы стремились воспитать людей, любящих свой родной край, свое Отечество, готовых преданно служить его благу.

Такие гуманистические принципы, характерные для декабристской теории и практики народного образования, являются актуальными и в наше время, В этом проявляется связь исторических эпох, обусловленная определенными закономерностями.

Теоретико-педагогические истоки взглядов декабристов на проблему народного образования

Истоки взглядов декабристов на проблему народного образования уходят корнями в эпоху Просвещения. Целью данного параграфа является выявление и анализ мировоззренческих истоков взглядов декабристов на проблему народного образования. Задачами параграфа являются:

- выявление взаимосвязи в постановке целей и задач образования у

французских и русских просветителей XVIII в. и декабристов;

- анализ просветительских подходов к определению содержания обучения как истока взглядов декабристов;

- анализ просветительских подходов к определению характера воспитания как истока взглядов декабристов;

- выявление взаимосвязи и отличий в педагогических взглядах русских и французских просветителей как истоках взглядов декабристов.

Педагогическая деятельность декабристов была направлена на реализацию народного образования. Оно должно было охватывать широкие слои народа, соответствовать его многосторонним потребностям, быть народным по духу и прогрессивным по характеру. Идея такого образования, направленная на становление более прогрессивных социокультурных и социально- экономических отношений, формировалась в эпоху Просвещения, идеологи которого стали идейными предшественниками декабристов. Анализ взглядов просветителей на образование для исследования педагогической теории и практики декабристов в Сибири значим, так как позволяет выявить взаимосвязь и отличия между русской и зарубежной педагогической мыслью. Важность такого подхода к анализу историко-педагогических явлений подчеркивает З.И. Васильева: "Проблема педагогического наследия России в аспекте взаимодействия педагогических культур Запада и России принимает все большее значение для определения стратегии просветительных реформ на рубеже двух тысячелетий"(1. 13,с.5)

Взгляды французских и русских просветителей на проблему духовного развития человека и общества и, в частности, на образование, представляющие собой важный источник формирования педагогических идей декабристов, анализируются в трудах многих отечественных исследователей. Для нашего исследования особый интерес представляют исследования А. Ратеба (1.102) об общих вопросах теории воспитания во французском Просвещении, Т.Б. Длугач (1.28,1.29) об общем подходе французских просветителей к проблеме человеческой личности, а также идеях Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха и К.А. Гельвеция, О.Я. Лившиц- Эзрохи о взглядах Д. Дидро (1.63), ИВ. Огородник об идеяхЖ.Ламетри (1.84), И.А. Деревцова о взглядах АН. Радищева (1.26) и ряд других.

Особенно же важное значение для понимания взглядов просветителей на проблему народного образования представляют их собственные труды. Это сочинения Ж.-Ж. Руссо (2.51), К.А. Гельвеция (2.12), Д. Дидро (2.20,2.21), А.Н. Радищева (2.50) , Н.И. Новикова (2.31).

Просвещение, развивавшееся в XV1U веке в Европе, критиковало феодальные отношения, в том числе в духовной сфере, требуя их изменения на основе "естественного порядка" (соответствия социальных отношений законам окружающей и человеческой природы) и отводя главную роль в этом процессе человеческому разуму, выступая при этом за свободу и равноправие людей.

В силу этого именно в эпоху Просвещения был остро поставлен вопрос о распространении передовых идей и знаний в обществе. Как отмечал НА. Константинов, просветители верили, что, воспитав нового человека, они преобразуют весь мир.(1.50)

Декабристы же, будучи противниками господствовавшего в России феодального строя, выступали за его преобразование на основе принципов эпохи Просвещения, что отмечал, в частности, И.Я. Щипанов.(І.ІЗб)

Философские воззрения французских просветителей, формированию которых способствовал начавшийся в XVII веке в Европе научно-технический прогресс, были не однородными. Среди них были как материалисты, так и идеалисты (в том числе деисты), в теории познания преобладал сенсуализм, отрицавший существование врожденных идей и считавший источником человеческого знания ощущения, восприятия.

В Просвещении человек воспринимался как естественное существо. Исходя из такого понимания человека, как указывала Т.Б. Длугач, просветители по-новому рассматривали "место человека в мире, его отношение к природе, его связи с другими людьми и т.д." Согласно этой концепции, человек получает "все человеческие свойства, потребности и желания в момент рождения, как бы "из рук" самой природы". Апеллируя к природе, просветители обосновывали социальное равенство тем, что с момента рождения люди обладают одинаковыми телесными органами и связанными с ними одинаковыми потребностями.(1.29,с.44)

Декабристские проекты развития образования в Сибири

Выработка определенных идейных подходов к проблеме образования на основе стремления к социальному прогрессу и знакомство декабристов с положением дел в просвещении Сибири легли в основу разработки декабристами в Сибири конкретных проектов развития образования в этом крае. Целью данного параграфа является их рассмотрение и анализ. При этом решаются следующие задачи.

- выявление взаимосвязи этих проектов с системой взглядов декабристов, в том числе на проблему образования народа;

выяснение особенностей культурно-образовательного развития Сибири и выявление степени соответствия ее культурных потребностей декабристским образовательным проектам;

анализ теоретической основы практической образовательной деятельности декабристов в Сибири.

В параграфе использована историко-педагогическая литература, освещающая декабристские проекты просвещения Сибири и положение с образованием в Сибири до начала там педагогической деятельности декабристов (работы Э.Г. Хаптагаевой(1.125,1.126), НА. Копы лова (1.51), Г.П. Шатровой(І.ІЗО) и т.д.) Основными источниками по данной проблеме являются воспоминания и письма самих декабристов -ГС. Батенькова(2.4), ПА. Муханова(2.29), Н.В. Басаргина(2.3)-, содержащие конкретные предложения по организации учебного дела в Сибири, и ценные архивные материалы - отчеты дирекций сибирский училищ, содержащие сведения о состоянии образования в Сибири до начала педагогической деятельности декабристов.

Политическая деятельность декабристов закончилась в 1825 г. поражением Восстание было разгромлено, все социальные и политические идеи, которые они отстаивали -ликвидация самодержавия, отмена крепостного права, достижение свободы и равноправия всех людей- остались нереализованными. Пятеро из декабристов казнены, большинство же оказалось в Сибири на каторге, а затем на поселении.

Сибирский регион, в котором оказались декабристы в ссылке, представлял собой огромный край на окраине Российской империи с почти неисследованными природными богатствами, многонациональным и разнородным по социальному составу народом. И при этом Сибирь (особенно Восточная) была весьма отсталым как в социально-экономическом (господствовали земледелие, промыслы, практически не было промышленности), так и в культурном отношении регионом. Царское правительство долго не придавало должного значения Сибирскому краю в экономическом смысле, а потому особенно не заботилось о его развитии. Кроме того, оно не стремилось к подлинному приобщению народов Сибири к богатой русской культуре, так же как и к изучению русскими людьми природных, национальных, культурных особенностях этого края. В этот край редко приезжали из европейской части России носители высоких образцов русской культуры. Многие из приезжавших в Сибирь русских чиновников откровенно тяготились своим нахождением здесь. Здесь вообще была довольно узкой прослойка так называемого высшего общества. Образованных же людей было мало даже среди чиновников, духовенства и купцов, не говоря уже о мещанах, крестьянах и других социальных слоев. Правительство в отношении образования в Сибири заботилось лишь об элементарной подготовке низших чиновников. Образование же народа Сибири его не занимало вовсе. В Сибири фактически не осуществилась реформа 1804г. в области просвещения, учебные заведения здесь практически отсутствовали из-за нехватки педагогических кадров, материальных средств и отсутствия возможных дальнейших перспектив. Поэтому к 1825г. в Сибири действовало, по данным НА. Константинова и В.Я. Струминского(1.50), всего 32 гражданских учебных заведений, в том числе 2 гимназии, 19 уездных и 8 приходских училищ, 3 приготовительных отделения. В них училось 1613 человек.

Более конкретное представление о состоянии народного образования в Сибири перед началом педагогической деятельности в этом районе декабристов дают данные отчетов по учебной части некоторых регионов Сибири за 1835- 1836 учебный год. Они позволяют не только увидеть количество учебных заведений в Сибири, но и проанализировать социальный состав обучавшихся в них, степень успешности их обучения.

В учебном округе, руководимом Енисейской дирекцией училищ, было 3 уездных училища, при которых были также приходские классы.(2.35) В округе, подведомственном Иркутской дирекции училищ (Иркутская и Якутская области) были 1 гимназия в Иркутске, 7 уездных училищ, 13 приходских училищ, 1 частное учебное заведение.(2.37) В Тобольской губернии существовали 1 гимназия, 8 уездных училищ, 4 приходских училища и 2 школы, причисленные к разряду последних.(2.39) В Томской губернии было 3 уездных училища и одно приходское.(2.41) Уже количественный состав образовательных учреждений говорит об отсутствии широкого распространения образования. Обращает на себя внимание преобладание среди существующих школ уездных училищ, то есть учебных заведений, дававших образование, по уровню несколько превышавшее начальное. Соответственно степень подготовленности их выпускников к выполнению каких-либо профессиональных функций была довольно низкой.

Похожие диссертации на Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири