Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Марзоев Станислав Васильевич

Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии)
<
Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Марзоев Станислав Васильевич. Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2000 147 c. РГБ ОД, 61:00-13/1301-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Государственно-патриотическое воспитание молодежи как важнейшая проблема государственного строительства 15-74

1.1. Создание системы государственно-патриотического воспитания и педагогические проблемы ее поддержания (Х-XVII вв.) 13-30

1.2. Проблемы патриотического воспитания и их отражение в педагогической литературе конца XIX -начала XX вв. и в практике подготовки военнослужащих 30-39

1.3. Кризис патриотической идеологии советского периода и особенности современного состояния государственно-патриотического воспитания в Российской 39-55 Федерации

1.4. Проблемы государственно-патриотического воспитания молодежи в России на современном этапе и направление его дальнейшего 56-70

совершенствования

Выводы к I главе 10-74

ГЛАВА II. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе современной педагогической практики 75

2.1. Патриотическое воспитание личности в контексте решения проблемы всестороннего гармоничного развития личности 75-85

2.2. Сущность и содержание патриотического воспитания в современной российской и зарубежной общеобразовательной школе 86-94

2.3. Методологические основы патриотического воспитания подрастающего поколения 94-103

2.4. Теоретическая модель организации патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи 103-115

2.5. Система опытно-экспериментальных исследований патриотического воспитания военнослужащих. Критерии патриотической воспитанности 115-130

2.6. Система и технология организации патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе (на примере Кадетского корпуса РСО-Алания) 130-144

Выводы ко II главе 144-150

Заключение 151-160

Библиография 161-174

Приложение 175-176

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общественное
развитие Российской Федерации, формирование государственности
остро высветили необходимость выведения на новый уровень всю
систему патриотического, военно-патриотического и

интернационального воспитания. Главной задачей в этой деятельности является формирование личности, способной к восприятию

BblCIIIHXttftttttttttttttttttttttfttttftttttffttttttttftfttt

А A Л A A A A A A JL A A A А A A A A A A A A J» A A A А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А

ttnttmtmtttmnttttnttttttttttttttttTttttttmnttt ftftffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

tttttttttttttttttttttttttttttttcKoro и геостратегического положения Российской Федерации требуют пристального общественного внимания.

Вопросы патриотического воспитания стали предметом изучения историке*, философов и педагогов: АХ.Агаева, И.Ф.Аношюша, Э.А.Баграмова, Е.П.Вагаева, АЛ.Волотовского, М.С.Джунусова, С.Д.Емец, Д.С.Лихачева, В.В Макарова, П.Е. Сапепша, И.АСимонова, В.А.Сухомлииского, Л.В.Родщна, Ю.ВЛРунаева и др. Проблемы патриотического и военно-патриотического воспитания гражданской молодежи и учащихся рассматривались в работах А.А.Аронова, Ю.С.Васютина, А.П.Волкова, А.Н.Вырщикова, Ю.И.Дерюгина, Н.М.Конжиева, Е.А.Пеньковского, В.Ф. Фарфаровского, Н.Е.Хворова, B.C. Чудного и др. Отдельным вопросам нравственного и государственно-

патриотического воспитания военнослужащих и молодежи посвящены работы А..В.Бара6анщикоъа, ЛА.Бубінжа, В.И.Вдовкжа, Е.П.Гпркушн, В.Н.Герасимова, И.Н.Качуры, Г.И.Костакова, Н.С.Кравчуна, В.Е.Кучерова, В.ИЛутовинова, Е. Г .Радионова, А.СРыбчинчука, СЛ-Рыкова, Е.В.Сахарова и ряда других ученых.

Патриотическая проблематика привлекала внимание мыслителей, философов, ученых, политических деятелей, писателей, поэтов на протяжении всей истории человечества. Попытки осмыслить и обосновать патриотизм, как важнейшее социально-политическое и духовное явление предпринимались со времен Древней Руси. Однако социально-политическую значимость патриотизм приобрел лишь с начала XVII века. В период деятельности Петра I государственный патриотизм становится выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян стало «Бог, Царь и Родина».

Патриотизм (от греч. «patris" - Родина) - это осознание конкретным человеком своего особого, любовно-возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его прогрессивному развитию и процветанию.

Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность тс достойному и самоотверженному служению обществу

и государству. Патриотическое воспитание взаимодействует с такими видами воспитания как общесгаенно-гуманитарное, трудовое (воинское), нравственное, культурное, правовое, физическое, придает им определенную специфическую окраску, видоизменяет их содержание, вносит своеобразие в используемые ими формы и методы воздействия. Одним из видов патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основной целью которого является подготовка граждан к вооруженной защите Отечества, формирование у них любви к Родине и ее Вооруженным Силам, повышение ответственности за укрепление обороноспособности страны, приобретение военных и военно-технических знаний.

Содержание и направленность государственно-

патриотического воспитания определяются духовным и нравственным состоянием общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. В связи с этим роль и значение патриотизма на разных этапах общественного развития оценивается не одинаково.

Значительно возросший уровень социальной напряженности в стране требует выработки новых, адекватных современным общественным потребностям, подходов к формированию патриотических качеств молодежи. Перед современной педагогической наукой стоит задача выявить недостатки в теории и практике государственно-патриотического воспитания и определить основные направления воспитательного воздействия в соответствии с требованиями времени и особенностями современного этапа развития российской государственности. Анализ современного состояния патриотического воспитания у военной и тражданской молодежи позволяет сделать вывод об

отсутствии целостной государственной политики в сфере

организации процесса патриотического воспитания в войсках на государственном уровне. Основными причинами низкого уровня патриотического воспитания воинов является недостаточная проработанность его теории и практики, адекватных современным условиям; невостребованность научных и практических разработок по данной проблеме; недостаточная специальная подготовка офицеров к проведению работы по воспитанию патриотизма и т.д. Кроме того, сказывается значительная антигосударственная и антипатриотическая кампания, развернутая в средствах массовой информации и не находящая противодействия на государственном уровне. В связи с этим особое значение приобретает разработка концепции работы по воспитанию патриотизма в войсках, опирающейся на научную основу и практику воспитания личного состава в вооруженных конфликтах.

Научный аппарат исследования включает в себя: Объект исследования: воспитательный процесс я подготовка офицерских кадров в Вооруженных Силах Российской Федерации, в системе среднего специального образования.

Предмет исследования: педагогические условия формирования военно-патриотических и патриотических качеств личности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что патриотическое воспитание выступает составной частью гражданского воспитания подрастающего поколения и эффективность его зависит от реализации комплексной модели патриотического воспитания, содержащей в своей основе систему организационных и функциональных принципов и направлений их практической реализации в воспитательной практике.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы организации современного татрчютичесї-оть тосоктеяик, обосковэть « ^заработать технадогак татриоттьжжо воспитания в педагогических системах различной направленности.

База исследования: Республиканская школа-интернат с военно-спортивным уклоном (Кадетский корпус) Республики Северная Осетия - Алания, Владикавказский Краснознаменный институт внутренних войск МВД Российской Федерации, Военный комиссариат Республики Северная Осетия- Алания, учебные корпуса 58-ой армии РФ.

Задачи исследования:

историографический анализ подходов и направлений осуществления государственно-патриотического воспитания военнослужащих и гражданской молодежи в Российской Федерации;

анализ современного состояния патриотического воспитания на основе обзора философской, военно-педагогической, психолого-педагогической литературы;

разработка теоретических (концептуальное моделирование, формулирование принципов) и прикладных- аспектов оргакюаигаг ккущктвевио-патриогичесиот в современных условиях развития государственности в Российской Федерации;

разработка технологий организации патриотического воспитания молодежи в педагогических системах различной' направленности;

оценка эффективности предложенного подхода. Методологическую базу исследования составили:

основные положения философской аксиологии и диалектико - материалистической философии;

теории классиков педагогической науки по проблемам нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения ( Н.Г.Чернышевский, Н.А. Дрбірадюбов, К. Д. Ушииокик, В А. Счмш.динскк« % зр.у,

- психолого-педагогические аспекты организации воспитательного процесса в
педагогических системах различной направленности ( Б.М.Бим-Бад, Ю.П.Азаров,

ЯПЛодласый, ЙЩуркова * др.>,

педагогические подходы военных педагогов к организации патриотического воспитания офицеров Российской армии и флота (А.В.Барабанщиков, В.И.Вдовюк, В.П.Давыдов, ММ.Драгомиров, В.И.Лутовинов, С.О.Макаров, Е.АПеньковскии и др.);

теории патриотического и военно-патриотического воспитания гражданской молодежи (А.А.Аронов, АЛЛЗьфіников, Ю.И.Дерюгин, Н.Е.Хворов и др.).

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы: историографичекий анализ проблемы, прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, эксперимент (констатирующий и формирующий), анализ результатов и продуктов деятельности , математические методы обработки экспериментальных данных.

Научная новизна и значимость исследования определена направленностью на совершенствование воспитательной практики, концептуальностью, полученными экспериментальными результатами, перспективностью диссертационного исследования, теоретической и практической ориентированностью, технологичностью . 1. Теоретическая значимость:

- проанализированы историографические аспекты патриотического и военно-патриотического воспитания в Российской Федерации и за рубежом, отражение идей патриотического воспитания в педагогической литературе (X - XX вв.);

- проанализированы основные аоложення теории патриотического воспитания в контексте эволюции идеи всестороннего гармоничного развития личности, выявлены педагогические механизмы формирования патриотизма в современных условиях;

-разработана теоретическая модель пагриотичеетхгго к воеияо-аатряотического воспитания и предложены практические направления ее реализации в воспитательных системах различной направленности;

предложена система и разработаны технологии патриотического воспитания военнослужащих и гражданской молодежи в общеобразовательных учреждениях военно-спортивной направленности (на примере Кадетского корпуса РСО-Алания).

2. Практическая значимость исследования состоит в его педагогической направленности на разработку н внедрение в воспитательную практику комплексного подхода и технологий организации патриотического воспитания подрастающего поколения и военнослужащих:

- теоретические положения, доведены до практического приложения и могут быть использованы в воспитательных системах различной направленности;

предложены новые подходы, принципы и технологии организации пагттяготического тлепитания с -далью формирования личности, обладающей развитой системой патриотических, качеств, способной решать поставленные задачи с учетом нравственного императива;

На защиту выносятся следующие положения:

J. Государствеяно-латриотическое воспитание как сложное сощально-педдгогическое явление, являющееся одним из важнейших элементов государственной и общественной безопасности, процесса формирования личности.

  1. Теоретическая модель патриотического и военно-патриотического воспитания как система организационных и функциональных принципов организации целостного подхода, реализация которой ъ вестоггэтельжт практике способна решать знамительньга спектр задач патриотического воспитания в педагогических системах различной направленности.

  2. Практические подходы и технологии организации патриотического и военно-патриотического воспитания в педагогических системах различной направленности, основанные на основных положениях модели современного государственно-патриотического воспитания.

  3. Формы, методы и подходы организации воспитательного процесса в современном кадетском корпусе как педагогической системе, ориентированной на формирование патриотических качеств личности.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, методологической базы

исследования; широким применением разнообразных эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, применимостью полученных результатов в современной воспитательной практике и установленной эффективностью их внедрения. Апробация я внедрение результатов исследования.

1. Организован и проведен педагогический эксперимент по реализации комплексной
модели государственно-патриотического воспитания на базе учебных классов 58-ой армии
Российской Федерации, Республиканской общеобразовательной школы-шгкрнага с воекно-
спортивным уклоном (Кадетский корпус).

2. Результаты исследования были обсуждены и положительно оценены на научно-
методологических семинарах аспирантов и соискателей, профессорско - преподавательского
состава кафедры педагогики высшей школы СОГУ им.К.Л.Хетагурова, излагались в научных
докладах соискателя на 7 межвузовских, региональных и всероссийских конференциях:
Москва (1998,1999), Волгоград (1998), Омск (1998), Владикавказ (197-2000).

Исследование проводилось в соответствии с Федеральной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества».

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Создание системы государственно-патриотического воспитания и педагогические проблемы ее поддержания (Х-XVII вв.)

Государственно-патриотическое воспитание является сложным социально-педагогическим явлением, которое является одним из важнейших элементов государственной и общественной безопасности, процесса формирования личности.

Мотивы патриотизма прослеживаются в произведениях древнерусской литературы - «Слове о законе и благодати» митрополита Иларшяа, «Слове о погибели Русской земли», «Сзъове о волку Игоревен. Однако они словно растворены и рассеяны в атмосфере древнерусского общества, не обобщены, не собраны в понятие. Литература периода Древней Руси имела, «о словам Д.С.Лихачева, «учительский характер» [26, с.6], воспитывала своих читателей, учила их любви к Родине, но изъяснялась не на языке понятий, а на языке чувств и образов. Соответственно, нет в древнерусском словаре н противоположного понятия, обозначающего измену Родине. В «Повести временных лет», относящейся к X веку приводится эпизод, ловествзгощии о том,, что пока киевский князь Святослав воевал в далекой Болгарии, на его столицу напали печенеги; киевляне послали сказать царю: «Ты, князь, ищешь чужой земли..., в свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги... Неужели не жаль тебе своей отчины?..» Этот обращенный к Святославу упрек понятен: князь поступил « непатриотично», но у летописца поступок князя никакого названия не имеет. В « Сказании о Мамаевом побоище» (начало XV века) указывается на поступок рязанского князя Олега, наводившего татар на Русь, который объясняется «скудностью ума» князя, но никакого обвинения его в предательстве, измене родной земле не содержится. Мысли патриотического содержания высказывались Владимиром Мономахом: «добра хочу братии и Русской земле» ( обращенные к князю Олегу Святославовичу). Благополучие Русской земли Мономах видел в согласии князей, княжеской «братии». Однако данная мысль принадлежит не ему лично: она прозвучала, например, на княжеском съезде 1097 года в Любече («отселе имемся во едино сердце, и блюдем Рускые земли»); идея прекращения усобиц, от которых страдает русская землся, не сходит в это время со страниц летописи, она проходит красной нитью через такие литературные памятники XII века, как «Слово о князьях» и «Слово о полку Игореве». Эта мысль повторяется на разные лады снова и снова, представляла собой, по существу, общепринятую модель древнерусского общества, всеми одобряемую и подтверждаемую, но на практике ежечасно нарушаемую.

Князь Владимир Мономах оставил потомкам памятники педагогической литературы, в которых также провозглашал идеи любви и почитания земли русской. Оригинальным педагогическим сочинением явилось «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал свои детям советы как жить, призывал их любить родину, защищать ее от вагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям. В XI - XII вв. вышли сборники под названиями "Пчела", "Изамрагд" (т.е.изумруд), "Изборник" Святослава, "Златоструй", "Златоуст" (по прозвещу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста), в которых содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля о бережном отношении к родной земле, окружающим людям, советы о воспитании у детей благочестия, почитания родителей и старших, советы родителям о том, как обеспечить нравственное и умственное развитие детей [74, с. 144].

Вопросы патриотического воспитания поднимались в древнерусской педагогической литературе XV- XVI веков: "Написании о грамоте" Ф.Курицына, "Азбуке" И.Федорова, "Домострое", однако сам термин "патриотизм" не употреблялся.

Слова "патриот" и "патриотизм" заимстованы из французского языка в петровскую эпоху. Никакого эквивалента этому слову в древнерусских памятниках не содержится; словосочетание "любовь к родине", да и само слово Уродина" древнерусскими авторами не употреблялись.

События начала ХУД века, получившие у современников название Смутного времени, открыли новый период в развитии российского патриотизма. Как указывает М.Кром [82,с.20], именно в это время стало формироваться понятие патриотизма в том смысле, который вкладывается в него сейчас. Действительно, в словах и поступках русских людей, переживших Смутное время, можно найти соответствие критериям патриотизма в современном понимании. Прежде всего, глубоко в самосознание русского общества проникла идея российской государственности, что прослеживается из названий произведений начала XVII века: "Новая повесть о преславном Российском царстве", "Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства" и т.д. Патриотические чувства, забота о судьбе России были присуши нижегородцу Кузьме Минине, рязанцу Прокопию Ляпунову, участникам масштабного национально-освободительного движения.. Наиболее яркими страницами стали героическая оборона Троице-Сергиева монастыря (1608-1610) и Смоленска (1609-1611), восстание в Москве в 1611 году против польских оккупантов и их пособников, деятельность первого и второго земских ополчений (1611-1612). Эта борьба проходила прежде всего под лозунгом защиты веры, но наряду с ним звучали призывы к спасению отчизны. "Постоим...за православную веру, и за святыя божия церкви, и за свои души, и за свое отечество, и за достояние, еже нам Господь дал..." - говорилось в воззвании, появившемся в Москве накануне мартовского восстания 1611 года. . Характерной особенностью освободительного движения явился массовый патриотизм: участниками ополчений были бояре и дворяне, казаки, купцы, посадские и "черные"люди

Проблемы патриотического воспитания и их отражение в педагогической литературе конца XIX -начала XX вв. и в практике подготовки военнослужащих

Значительный исторический период существования Российского государства характеризовался тем,, что страна вынуждена была вести войны, отстаивая свое собственное право на свободу и независимость. Именно поэтому в истории российского воинства патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло решать задачи по поддержанию высокого морального духа воинов, привитию мужества, героизма, инициативности и стойкости в боевых условиях. Высокий патриотизм российского народа отражался в девизах «За веру, царя и Отечество», «За нашу Советскую Родину», «За свободу России».

60-70 годы XIX века характеризовались для России значительными реформами, создавшими условия для более быстрого развития капитализма и капиталистических отношений в стране.

В основу военной реформы, последовавшей вслед за Крымской войной, была положена необходимость совершенствования системы обучения и воспитания воинов российской армии. От того, как поставлено дело воспитания войск, зависит в конечном счете могущество военного механизма государства. К данному периоду относится образование центра русской педагогической мысли - педагогического музея военно-учебных заведений (1863 г.), при котором функционировали курсы по подготовке офицеров-воспитателей для кадетских корпусов и кандидатов на учительские должности в тех же корпусах. Директор їкдагогичеяжото музея генерал-лейтенгйп А..НМакаров в 1899 г. в докладной записке на имя военного министра генерал-адъютанта указывал, что «воспитание детей н юношей есть своего рода специальность, которая от лиц, посвящающих ей себя, требует известной специальной подготовки». В 1900 г. при музее открывается лаборатория экспериментальной педагогической психологии, а в 1904 г. - педологические курсы.

Как отмечал генерал П.Бобровский, «над всем воспитанием юнкеров должно утвердить ясно поставленные цели их будущей деятельности, всегда помня, что судьба воспитываемых и обучаемых юнкеров призовет их к постоянному труду, сопряженному с лишениями, к обязанностям, соединяемым с самопожертвованием, и к занятиям по обучению солдата не только эволюциям на плацу и в манеже или грамотность в казарме, но и всему тому, что составляет основу и дает силу воинской дисциплине, порядку и военной чести».

Особая роль в развитии военно-педагогической мысли в России принадлежит М.И.Драгомирову, который считается основателем военной педагогики как науки. Раскрывая сущность воинского воспитания он указывал, что дело воспитания и образования войск приводит к весьма немногим идеям: 1) ставить воспитание как образование; 2) переходить от анализа к синтезу (то есть учить делу по частям, но на этом не останавливаться, а непременно соединять те части в одно, как они соединяются при действии против неприятеля); 3) учить целесообразно; 4) развивать внимание людей в военном направлении; 5) приучать их встречать неожиданности быстро, но не 6) вести занятия так, чтобы ни один шаг не противоречил закону выручки своих; 7) вести маневры так, чтобы «всякий воин лонимал свой маневр»; 8) поощрять все, благоприятствующее самоотвержению,, и поэтому давать практику в преодолении чувства опасности; 9) учить приказом, а не рассказом.

М.И.Драгомиров четко разделял три стороны военного воспитания: воспитание ума и воли; воспитание нравственное и физическое. Центром всей воспитательной работы он считал нравственное воспитание, которое представляется стержневым в моральном факторе. «Выше всего, -писал М.И.Драгомиров, -стоит готовность солдата умирать, то есть самоотвержение оно освящает повиновение, оно злейшее иго делает благим, тягчайшее бремя легким, оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине в жертву высшей любви».

В России конца XIX - начала XX вв. проблема патриотического воспитания имела место в процессе подготовки офицерских кадров в военной школе, причем выступала как элемент нравственного воспитания. Организация патриотического воспитания начала XX века проводилась на основе приказов, распоряжений, циркуляров и постановлений Военного министерства и Главного Управления вузов, а также администрации каждого из вузов ".

Цели и задачи патриотического воспитания были обусловлены требованиями царского правительства и определялись в зависимости от задач, стоящих перед военно-учебными заведениями. В средних и высших учебных заведениях России патриотическое воспитание предусматривало; -глубокое укоренение чувства долга христианского, верноподнического, патриотического; -образование честного, строгого, исполнительного и мужественного характера; -развитие и упрочение сознания о высоком значении воина, призванного к защите престола и Отечества; -пробуждение желания использовать свои собственные силы и сохранение Великой державы, формирование стремление к укреплению безопасности государства

Патриотическое воспитание личности в контексте решения проблемы всестороннего гармоничного развития личности

Современный этап развития общества характеризуется сменой ориентации ъ понимании общенациональной идеи, которая выступает важнейшей составляющей в построении российской государственности. Как. известно, в XIX веке национальная идея была сформулирована на государственном уровне в понятнях-символах. графа Уварова . «Православие, самодержавие, народность». Затем долгие годы в общественном сознании господствующей, являлась соииалистическая идея» В настоящее время происходит поиск общенациональной идеи, отвечающей современному этапу развития российской цивилизации. Мы полагаем, что основу содержания общенациональной идеи должен составлять духовно-нравственный компонент нашего самосознания, который определяет внутреннее единство российского общества. Важнейшим условием этого единства, как и возрождения России, является чувство гражданственности и патриотизма, любовь к родіте, родной земле, родному языку, к своей истории, культуре и т.д. Стержневыми элементами общенациональном идеи должны служить следующие . гражданственность как постоянное ощущение принадлежности к великому российскому народу и его исторической судьбе; - патриотизм как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, готовность к служению ее интересам в важнейших сферах общественной и государственной жизни; - гуманизм как выражение приоритета духовно-нравственных, общесоциальных ценностей над классовыми, групповыми, национальными, конфессиональными, региональными интересами ит.д; - государственность как утверждение идеи сильного, неделимого, самостоятельно развивающегося на общецивилизационных основах Российского государства; - федерализм как наиболее общий принцип и механизм взаимодействия центра и национально-территориальных образований и регионов России.

Как отмечает В.Лутовинов, составляющими общенациональной идеи являются также уважение к традициям, национальная и конфессиональная терпимость, милосердие, социальная справедливость, самоотверженность, приоритетность общественно-государственных интересов, законность, правопорядок, мир, благополучие и другие 92, C.56

Формирование у учащихся и допризывной молодежи закрепившихся, ставших привычными форм патриотического поведения должно осуществляться постоянно и последовательно на протяжении всех лет обучения в школе. Задача современной школы состоит в том, чтоб», организуй опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все виды: деятельности подростка-, учение, общественно-полезный труд, общественная работа, занятия спортом должны решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности школьник может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения.

В подростковом возрасте школьники постепенно осмысливают основные закономерности процесса общественного развития. Эмоционально-нравственная оценка явлений общественной жизни, характерная для младшего школьника, у подростка дополняется нравственно-интеллектуальной. В интересе к историческому прошлому и настоящему России проявляется стремление осознать сущность явлений, проникнуть в их причинно-следственные связи. В подростковом возрасте складываются интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты гражданина, а также патриотические убеждения. Именно поэтому в старших классах необходимо закладывать основы патриотического воспитания как в рамках учебной деятельности, являющейся основной, так и внеучебной работе с учащимися. Учебная деятельность представляет собой особый вид общественной деятельности, выполняя которую учащийся становится участником жизни своего общества. Отношение окружающих к школьнику определяется прежде всего качеством его учебы, отношением к ней. Общественная оценка учебной деятельности вызывает у школьника общественно значимые мотивы.

Сущность и содержание патриотического воспитания в современной российской и зарубежной общеобразовательной школе

Современное общественное развитие Россия высвечивает необходимость поднятия на новый уровень всю систему патриотического, военно-патриотического и интернационального воспитания. Главной задачей в этой деятельности является формирование личности, способной к восприятию высших ценностей бытия, проявлению любви к своей Родине.

Попытки осмыслить и теоретически обосновать патриотизм как важнейшее социально-политическое и духовное явление общественной жизни, как нами показано 30, предпринимались со времен Древней Руси Однако особую жизненно важную социально-политическую значимость патриотизм приобрел лишь с начала XVIII в. В период деятельности Петра 1 выше всех ценностей и добродетелей становится государственный патриотизм, а главным девизом россиян — «Бог, царь и Родина».

А.. М. Карамзин, выделяет этапов, развития, патркахизш.. первый этап, связан с физической привязанностью к Отечеству. Следующий этап — нравственная любовь к Родине, которая возникает и развивается в той среде, в которой происходят воспитание и

Физическая и нравственная привязанность к Отечеству есть только предпосылка ее высшей духовной формы. А воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле, без преклонения перед родной природой, перед Годиной.

Анализ причин патриотизма, проявляемого россиянами, подтверждает, что первоосновой их патриотических поступков и дел является «чувство Родины», сознание долга перед ней и ответственности за се судьбу. Патриотическое поведение человека становится возможным лишь в тех случаях, когда он глубоко сознает кровную связь со своей Отчизной, вследствие чего а его внутреннем мире рождается специфическое дуа/евное состояние, своеобразное патриотическое настроение, утвердившееся в обыденном языке как чувство любви к Родине.

Содержание я направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным к нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. В связи с этим роль и значение патриотизма на разных периодах общественного развития оцениваются не одинаково.

Патриотическое сознание, психологическая и волевая готовность человека к патриотическому поведению определенного типа, несомненно, являются важнейшими условиями становления и утверждения патриотизма. Однако это чувство не может возникнуть до тех пор, пока субъект патриотизма не вступит в практические отношения с объектом патриотизма, т. е. пока он не начнет действовать как патриот. Так как сами по себе чувства а идеи, в том числе и патриотические, без практической их реализации вообще ничего не могут осуществлять. ПаяриктшА % седоксуфжзм. отаимдеииа едесоях из. трех, взакможкгаякнх, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов — патриотические отношения, патриотическое сознание, патриотическая деятельность.

Патриотизм — это ошявдве ъоякретяша -человеком своего особого, любовно возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его прогрессивному развитию и процветанию.

Важно акцентировать такую сторону патриотизма, как естественная связь людей со своей Родиной. Родина является неизменным, исключительно сильным, сложным и самым глубоким естественным источником патриотизма. Родина выступает таким фактором патриотического поведения, который определяет всю целенаправленность осознавшего умом и сердцем кровную связь с ней и переживающего свой неоплатный долг перед ней человека.

Итак, если сознание вообще есть осознание внешнего мира, то патриотическое сознание представляет собой осознание лишь той части этого мира, которая непосредственно влияет на общественное развитие индивидов в рамках конкретних социальных и этнических общностей, называемых народами.

Родина предполагает развитие в человеке живого начала духовности. «Родина, — писал выдающийся русский философ И. А. Инин, — осп нечто от дула и для дужг [111, с. 109]. При этом патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы, выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром а народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Итак, патриотизм — это совокупность действий, направленных на процветание своей Родины, это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагают общество и человек.

Патриотизм раскрывается лишь в практическом поведении, в жизни, в поступках, в деятельности человека. И это не слепая вера в символы, а практическое действие ради реальных щгниюстзк. Поэтому едадап. талржэтдалл дмшъ ъ -от дежжияллч зжтояиию ОХУАММАЛ

— значит не понять его по сути.

Патриотическое сознание представляет собой совокупность ценностных элементов люсЧж формы общественного сознания, является отражение}» данного Отечества -через тіриому классовых интересов.

В условиях современной России, в период идеологического вакуума, особое место занимает гражданский патриотизм, в основе которого лежит свобода, равноправие, чувство сопричастности к проблемам общества и государства, гражданская мораль и естественная поддержка природных рефлексов: гордость за дом, двор, соседа, спортивную команду, город, регион. Формирование патриотизма у населения обусловлено взаимодействием процессов развития, воспитания и самовоспитания, социализации личности.

Для более глубокого раскрытия уровней проявления патриотизма как сложного многопланового явления важное значение имеет вопрос о выделении двух форм бытия Родины — Ратна «моя» и «наша». Являясь объективной родной н постоянное средой обитания определенного социального индивида, «моя Родина» представляет собой сложную систему природно-географических, материально-экономических, социально-бытовых и социально этнических условий в мтросфер жизни; в которых битве индивидов- основываете на непосредственных отношениях, взаимодействиях и эмоциональных контактах. Следует подчеркнуть, что две формы бытия Родины — Родина «моя» и «наша» — в условиях новой исторической общности находятся в сложном и противоречивом соотношении. При некоторых негативных обстоятельствах возможно, так сказать, замыкание патриота на уровне «моя Родина», что влечет за собой эволюцию местного патриотизма в местничество.

Если человек не несет конкретной патриотической ответственности за судьбы конкретных частей нашей Родины, то он может не нести патриотической ответственности за Родину в целом. Если у человека нет любви к своей малой Родине, то у него проявится любовь к нашей необъятной стране.

Зарождаясь, из, пюбаи.к. своей, «малой. Родане», высокое чувство, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного, общенародного патриотического самосознания, до осознанной любви ко всей миот лмвкжйлыкй державе чувства не только не взаимоисключающие, но взаимопитающие друг друга. Каждый субъект сознательно или подсознательно в понятие «моя Родина» включает те социальные и природные факторы, которые для него являются естественными условиями его личной жизни. «Моя Родина» включает в себя следующее: непосредственное природно -бытовое окружение — родной край, родное село или город; семья и отчий дом; трудовой коллектив; группа друзей и т. я Эти естественные социально-природные факторы жизнедеятельности каждого человека выступают первоисточниками формирования .у него чувства «нашей Родины».

Похожие диссертации на Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии)