Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Влазнев Алексей Иванович

Теория и практика развития технического творчества студентов вузов
<
Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов Теория и практика развития технического творчества студентов вузов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Влазнев Алексей Иванович. Теория и практика развития технического творчества студентов вузов : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 1997 370 c. РГБ ОД, 71:98-13/38-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы обучения студентов техническому творчеству.

1.1 Объективные предпосылки развития технического творчества: социальные,психолого-педагогические, научно-технические 16

1.2 Системный подход к техническому творчеству 45

1.3 Закономерности и принципы обучения техническому творчеству студентов 67

1.4 Этапы деятельности в процессе технического творчества 90

Глава II. Теоретические основы технического творчества.

2.1 Подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся 103

2.2 Классификация творческих технических задач и основные этапы построения математической модели... 115

2.3 Использование Физических эффектов и межпредметных связей в техническом творчестве 127

2.4 Система критериев оценки технического творчества 139

Глава III. Дидактические основы обучения студентов техническому творчеству .

3.1 Планирование содержания общетехнической подготовки студентов с целью развития технического творчества 155

3.2 ФОРМЫ и методы обучения студентов техническому творчеству и его основные ФУНКЦИИ 176

3.3 Формирование навыков рационализаторства и изобретательства в сфере техники и технологии 192

3.4 Технология оформления документации на рационализаторские предложения и изобретения 217

Глава IV. Опытно эксперементальная работе по развитию технического творчества студентов .

4.1 Программа, методика экспериментальных исследований и их результаты . 232

4.2. Приемы и принципы поиска изобретательских идей 258

4.3 Применение Э В М в техническом творчестве...287

4.4 Методика обработки априорной информации и проведение Факторного анализа технологических процессов 306

Литература 326

Приложения 356

Введение к работе

Одной из главных задач, стоящих сегодня перед педагогической наукой и практикой, является задача Формирования творческой личности: раскрытие сущностных сил, творческих начал личности и создание условий для их реализации. К проблеме технического творчества обращались и обращаются философы, психологи,, педагоги, В современных условиях падения производства растет экономическая и социальная значимость творческого обучения студентов основам современной техники и технологии в различных сферах жизни.

Традиционная Философская проблема взаимоотношений человеке и техники в условиях научно-технического прогресса приобретает возрастающее мировоззренческое значение и все более острое звучание, сталкиваются противоположные тенденции: с ОДНОЙ стороны утверждается представление о всемогуществе техники, с другой - растет сопротивление ее распространению, проявляется воинствующая технофобия. Создается диаметрально противоположное отношение к технике, технологии на основе крайних позиций противопоставления духа и материи, мира людей и мира вещей, умаление интеллектуально-человеческого Фактора и возвеличивание созданных человеком орудий и средств производства.

Разрешение проблемы творческого обучения студентов основам современной техники и технологии заключается в техническому творчеству студентов.

Для успешного решения ЭТОЙ задачи необходимо переносить в процессы обучения и воспитания не отдельные элементы производственной деятельности, а смоделировать ситуацию в целом, в которой все стороны представлены во взаимодействии, единстве как элемент биотехнологической системы: педагог - обучаемый - среда - техника - производство - Готовый продукт.

Таким образом, следует констатировать существующее противоречие в исследуемой нами области, определяющее проблему исследования. С одной стороны сфера профессиональной подготовки учителя предметной области "технология" нуждается в системном решении задач обучения техническому творчеству, а с другой не получили должного комплексного обоснования, дидактические основы подготовки учителей к развитию техническим творчеством учащихся.

В исследование введены следующие ограничения.

Рассматривая теорию и практику развития технического творчества студентов, мы ограничились исследованием проблемы в педагогических вузах, на примере подготовки учителей предметной области "технология". Вместе с тем в работе отражены особенности и роль общеобразовательных учреждений в обучении решению творческих технических задач, а также подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся.

Объект исследования - подготовка учителей предметной области "Технология" методологическом и теоретическом осмыслении противоречива вой ситуации, характерной для взаимодействия человека с уаюжнившейся технической средой, с ОДНОЙ СТОРОНЫ, необходимо освоить и приумножить национапьное богатство, выраженное в его предметно - вещественной Форме, С ДРУГОЙ, - обеспечить развитие человека как носителя обобщенного знания, обогатить его субъективно-личностный мир. мы ис ходим из важного методологического положения, что живое знание должно опережать в своем развитии овеществленное, отдавая тем самым приоритет социальным и гносеологичес 9 ким факторам научно-технического прогресса.

В прогностическом плане важно олред&питься: станет ли человек иждивенцем все более совершенных машин или же, напротив, научно-технический прогресс будет сопровож даться утверждением и возвышением человека, дальнейшим

Ї развитием его интеллекта, В условиях, когда новые, совер j шейные машины, механизмы, автоматы способны сделать чело i# века "деталью" сложной технической системы, вытеснить из производства неквалифицированного работника, особую зна чимость приобретают такие социально-нравственные ориенти ры, как профессиональная квалификация, мастерство, твор ческие качества личности. Все это невозможно без творчес кого обучения студентов основам современной техники и

: технологии. Однако уровень развития технического творчес Ы тва не отвечает в полной мере требованиям времени, уско (Г рению научно-технического прогресса. Отсутствует системный подход к обоснованию дидактических основ обучения

- 7 Предмет исследования - педагогическая система обучение и развития опыта творческой деятельности студентов.

Цель исследования - разработать целостную педагогическую систему развития технического творчества студентов.

Гипотеза исследования. Обучение студентов основам технического творчества и подготовка их к руководству техническим творчеством учащихся в значительной степени будет эффективным процессом Формирования личности педагога, если:

- разработана научно-обоснованная педагогическая система обучения студентов техническому творчеству;

- процесс развития осуществляется на трех возможных уровнях его практической реализации: уровне осуществления технических идей, уровне педагогического синтеза и уровне целостности процесса, непосредственно связанных между собой, как системных характеристик содержататьной и процессуальной сторон творческого обучения основам техники и технологии;

- разработаны творческие технические задачи, органически связанные с содержанием общетехнической подготовки студентов.:

- выявлены основные сферы и направления творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при поиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов:

- выявлены основные этапы и условия творческой дея _ 8 тельности студентов пш конструировании технических объектов, поиски изобретательских решений, моделировании технологическим процессов:

- практическая деятельность студентов в учебных мастерских и в процессе технологических практик осуществлялся с учетом реализации в технических объектах творческих замыслов и решений:

- осуществляется подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся.

Задачи исследования;

- изучить состояние проблемы в теории и практике технического творчества и определить систему обучения студентов техническому творчеству:

- разработать творческие технические задачи и осуществить их классификацию, выявить признаки, характеризующие объект технического творчества:

- определить педагогические условия обучения техническому творчеству студентов:

- выявить основные сферы и направления творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при решении изобретательских задач и моделировании технологических процессов:

- выявить основные этапы творческой деятельности студентов при конструировании технических объектов и анализе технических систем, поиске изобретательских решений, построении математической модели технологического процес - 9 ca:

- разработать педагогическую технологию подготовки

студентов к руководству техническим творчеством учащимся.

Методологическую ОСНОВУ исследования составляют фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогических наук.

Основываясь на философской классике мы учитывали достижения современных методологов:

- теорию деятельности М. С. Когана, П. В. Колнина, С. В. Швырева и д. р.:

- Философские проблемы творчества В. В.Аоехина, Н. Г. Алексеева, В. И. Белозерцева, Э. Г. Шина и д. р.:

- психологическим базисом нашего исследования стали современные концепции деятельности обучения, развития, памяти, мышления, воображения. Мы прежде всего опирались на фундаментальные труды Б.Г.Ананьина, Б.В.Брушлинского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лерне-ра, Ю. А, Самарина и д. р.;

- в своих дидактических изысканиях мы опирались на концептуальные работы Ю. К. Бабанского, В. Г. Разумовского, М. н. Скаткина и д. р.:

- теоретические основы трудового и профессионального образования П. Р.Атутова, С. Я. Батышева, Э. Ф. Зеер, А.Я.Наин, В.А.Полякова, Н.А.Томина, В.В.Шалкина и д.р.:

- исследование педагогических систем В. П. Беслалько, Н. В. Кузьмина, А- л Беляева и д. р.:

- педагогические основы обучения техническому твор - 10 честву п.Н.Андрианова» В.Е.Алексеева, Ю.С.Столярова и д. Р.:

- проблемно-развивающее обучение м. И- Махмутова, A. R Матюшкина, А. Ф. Эсаулова и д. р.: методологию и методику педагогического исследования B. И. Загвязинского, К В. Кузьмина, В. А. Караковского и д, р. Исследование выполнялось в течение 1981-1996 г. г. и предусматривало три этапа: П&РВЬІЙ этап С 198.1-1984) - ПОИСКОВЫЙ.

На данном этапе осуществлялось накопление эмперичес-кого опыта и переосмысление уже имевшегося ранее опыта моделирования и использования методик в работе со студентами .

ВТОРОЙ этап с 1984-19сщ- экспериментально-аналитический.

На втором этапе проводилось изучение и обобщение материала по проблемам творческого обучения студентов основам техники и технологии, проводились экспериментальные исследования, разрабатывались частные методики по обработке априорной информации и определения коэффициента математической модели изучаемого процесса. Также были разработаны программы по основам профессионального творчества студентов и подготовке учащихся сельских школ к трудовой деятельности с элементами технического творчества.

Тпетий этап (1994-199 - завершащий теоретико-методоло - и гический)

На завершающем этапе исследования были уточнены ранее выделенные принципы, скорректированы программы. Также осуществлялась дальнейшая систематизация и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования.

Методы исследования:

- теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературный источников;

- методы экспертных оценок, анкетирование, в ходе выявления желаемых для студентов объектов творчества:

- экспертно-аналитический метод опенки качества учебных программ:

-методы моделирования процесса творческого обучения основам техники и технологии:

- статистические методы обработки экспериментальных данных: научная новизна исследования состоит в следующем:

- разработана система обучения студентов техническому творчеству:

- разработаны творческие технические задачи при обучении основам современной технике и технологии.

- разработаны критерии оценки обучения студентов техническому творчеству ;

- 12 - определены основные сферы и направлений творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при лоиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов: 

- определены основные этапы поиска и условия решения изобретательских задач:

- разработана педагогическая технология подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся.

Теоретачекая значимость ..работы состоит в следующем:

- разработаны творческие технические задачи, способ-ствуюие формированию опыта творческой деятельности студента:

- выявлены условия и методы повышения эффективности творческой технической деятельности студентов при поиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов:

- сформулированы принципы целостного обучения студентов техническому творчеству и УРОВНИ проявления творчества в процессе выполнения дипломной работы:

- определены критерии оивши обучения студентов тоническому творчеству.

Практическая значимость исследования:

- разработаны и переданы на апробацию две программы по подготовке учащихся сельских школ к трудовой деятельное - 13 ти с элементами творчества :

- разработана и внедрена программа по курсу. "Основы технического творчества";

- разработаны и внедрены программы по практикуму в учебных мастерских, первой и второй технологической и преддипломной практик:

- модернизирован и внедрен учебный план по специальности "Технология и предпринимательство"

- предложены, разработаны и защищены патентами Российской Федерации учебный прибор по механике и школьная парта, используемые на занятиях по техническому творчеству, как средство наглядности;

- основные теоретико-методологические положения, разработанные в ходе диссертационного исследования, активно используются в процессе подготовки и переподготовки учителей предметной области "Технология".

При активном участии автора разработаны и внедрены рабочие программы по материаловедению и основам производства, машиноведению, безопасности жизнедеятельности.

Апробация результатов работы,

Основные теоретические положения и результаты исследований заслушивались , обсуждались и получили положительную оценку на научных конференциях в Пензенском государственном педагогическом университетеСІ984-19953, на Всероссийской научно-практической конференции "Пути повышения про - 14 Фессионального уровня педагогов в современных условиях" С Пенза,1993г. ) на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы повышения качества профессионального образования на основе Госстандарта" СПенза, 1993г.), на научно-методическом семинаре "Организационно-педагогические проблемы становления и развития учреждений профессионального образования нового типа СМиассЛ994г.), на Всероссийской научно-практической конференции "Педагогическое наследие К. Д. Ушинского. Традиция и современность." СПензал994г.), на учебно-научно-методическом объединении ВУЗов России по профессионально-педагогическому образованию " Профессионально-педагогическое образование: Инновационные аспекты" С Екатеринбург Л994.), и международной конференции " Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы "технология" С Москва Л 995г. і

Ив замито выносятся Р-ІЮЯУШИЙ научные положения :

1. теоретико-методологические основы технического творчества студентов, включающие: систему обучения студентов техническому творчеству и критерии оценки их творческой деятельности; принципы, целостного обучения студентов техническому творчеству;

2. Дидактические основы обучения техническому творчеству студентов, включающие: творческие технические за - 15

дачи; основные этапы творческой деятельности студентов при поиске изобретательский решений, построении математической модели при изучении технологических процессов и классификация задач техники и технологии; схема анализа и признаки совершенствования технических объектов: педагогическая технология подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся.

3. Программа и результаты экспериментальных исследований, содержащие: программу курса "Основы технического творчества": условия творческой деятэльности студентов в области технического творчества. 

Объективные предпосылки развития технического творчества: социальные,психолого-педагогические, научно-технические

Проблема технического творчества как вида духовного производства - предмет соииалъно-ФилосоСОского исследования, которое имеет свое содержание и структуру С 39). исследовать техническое творчество как вид духовного производства - значит раскрыть: - природу самого объекта творчества: - характер творческих проблем и задач: - методы и способы их решения; - характер продукта деятельности: - структуры творческого поиска и процесса создания нового технического объекта: - систему объективных и субъективных Факторов творчества социального и несоциального порядка: - соотношения социального и гносеологического в техническом творчестве: - содержание и структуру субъекта технического творчества.

Начиная с работ М. в. Ломоносова существенный вклад в разработку проблем технического творчества внесли исследователи С. Рубинштейн, К- ЭнгеЛЬМейер С 228.267). положительное влияние на развитие технического творчества оказал существовавший в двадцатых годах первый в мире Эврилогический институт. Период после Отечественной войны характеризуется бурным развитием эвристики. Появляются исследовательские центры, специальные учебные заведения по обучению эвристическим методам. В некоторых странах. в первую очередь в развитых, обучение решению проблемных задач стало массовым. Получившие наибольшую известность в настоящее время методологические подходы эвристики можно представить в следующих проявлениях: - стратегические метазврисмы: - аналштико-синтетические подходы: - ассюциативно-аналоговые подходы: - диалоговые подходы: - интегральные подходы: - сиккреты методологических средств: - прагматические подходы. Стратегические метаэврисмы представляют собой общие методологические средства, предназначенные для управления процессом поиска, выбора и оценки тактических средств поиска. В качестве примера шлет служить кубическая типологическая модель технических задач Г.Я.Буша С49)

Аналитико-синтетические подходы направлены на мысленное или фактическое разложение целого на части или синтезы целого из частей. Эта группа огромна и включает множество разнотипных подходов: морфологический анализ и синтезе Ф.Цвикц, 1942г.), систематика конструирования СФ. ХанзелЛ953г.), метод функционального изобретения (Ж К. Джонс, 1970г.), метод оптимально го проектирования с автоматизированным поиском СА. И. ПоловинкинЛ971г.) и множество других.

Ассоциативно-аналоговые подходы основываются на преимущественном использовании аналогии, инверсии, мета-Фор, ассоциаций по сходству, контрасту и смежности в пространстве и времени. Среди них: методика синектики С&ГОРДОНЛ960Г.), Эвристика поиска решения задач по аналогии путем углубления степени абстракции С Я. А. Пономарев, 1960г.), методика гирлянды ассоциаций, случайностей и метафор с г. а БУШ, 1964г,).

диалоговые подходы используют эвристические возможности модального и диктального общения, применяемые в методологии эвристики диалоги можно разделить на четыре основных группы: эротематические, прямая мозговая атака (А.Ф. ОСБОРН, 1948): эвристические: метод критических инцидентов Сдж-Фланаган, 1954г С Г-Я Бум, 1977 г.), метод кругового домысла СК-Штанке, 1978г.), процесса посредством игры ролей С Дж. Л. Морено, 1953г.).

Сишсреты методологических средств представляют собой частные промитуарии различных методологических ин-струментариев - наборы и списки правил, принципов, методов. К примеру, промитуарии 600 приемов инженерного поиска СМ. Хюрлитен, 1974г.), магазин 420 эвристических приемов поискового конструирования С А. И. Половинкин, А.М-Дворянкин, А. Н. Соболев, 1976Г. X

Интегральные подходы представляют собой комплексы нескольких самостоятельных методологических средств: программа решения проблемы хглтштг, содержащая прямую мозговую атаку, метод необычных выводов, эротемвтичвский диалог СА.СГЄЩМ, 1956г.), система творческого конструирования KAFYC-5 стратегий, 15 тактик; 8 методологических принципов, промитуарии методологических приемов и игр

Подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся

Воспитывать творческую личность может только педагог-творец. Именно поэтому проблема творчества приобретает с каждым годом все большее значение. В научном понимании творчество направлено на создание новых материальных и духовных ценностей.

С. целью эффективного решения задачи подготовки творческого педагога на кафедре обшетехнических дисциплин Пензенского педуниверситета внедряется в учебный процесс система непрерывного обучения студентов.

На первом году обучения на занятиях по практикуму в учебных мастерским у студентов складывается твердое убеждение. что для успешной деятельности им необходимо не только Физически трудиться, но и заниматься трудом умственным, т.е., прежде, чем изделие будет изготовлено, оно должно быть разработано творчески в технологической карте, предусмотрев необходимость только той операции, которая даст положительный эффект, выбрать тот материал-некоторый дешевле и имеется в наличии. На кафедре также разрабатываются задания по технологической практике с творческой направленностью. Среди объектов труда - это Физические приборы, приспособления и инструмент для учебных мастерских, действующие плоскостные модели по технической механике и графике.

На втором этапе в начале третьего курса студентам читается спецкурс: " Основы технического творчества ".

В процессе изучения выдается индивидуальное задание по модернизации спортивных тренажеров, ученических парт и школьной доски, приспособления к станкам и т.д.

И завершает цикл творческой подготовки студента преддипломная практика» где студент в металле изготавливает собственную разработку. ПРОЙДЯ три этапа творческой подготовки, студент успешно защищает выпускную работу или дипломный проект.

Достоинство непрерывного творчества в том, что оно не только дает прочные знания, в чем убеждают результаты зашиты дипломных проектов, но и воспитывает своеобразный психологический комплекс: настойчивость, сознательное стремление к достижению цели, умение взяться за дело, способность к усвоению знаний и переработке самой разнообразной информации на собственном опыте.

Гуманизация педагогического сознания выдвинула приоритетом развития личности в системе образования. Сегодня начинается складываться реальные условия, которые дают возможность каждому молодому человеку выбирать свой индивидуальный путь в образовании. Приоритет развития личности значительно повышает требования ко всем категориям работников, связанных с обучением и воспитанием молодежи, но в большей степени, очевидно, к деятельности мастеров и преподавателей ГПУ, учителей школ. Перед ними стоит задача развить у учащихся разносторонние качества и свойства личности, что гораздо труднее, чем научить их выполнять определенные виды учебной деятельности. Особо трудные задачи стоят перед преподавателями вновь вводимого в учебные планы предмета " технология ". Он включает в себя комплекс предметов, направленных на развитие творческих способностей учащихся. К числу таких предметов откосится компьютерная технология, экономика, экология, информационная технология, машинная графика. Новизна вводимых предметов делает преподавателей в той или ИНОЙ степени исследователями. Практически на каждом уроке он сталкивается с нестандартными ситуациями, которые решает в зависимости от профессиональной компетентности. А задачи, как правило, возникают у самих учащихся. Они встречаются с ними в практической жизни. К примеру, навыки езды на велосипедах и мопедах учащиеся приобретают достаточно рано, но Физические основы работы и эксплуатация этой техники им далеко не известны. В подростковом возрасте начинается интенсивное формирование мировоззрения, нравственных убеждений и идеалов, системы оценочных суждений.

Планирование содержания общетехнической подготовки студентов с целью развития технического творчества

В настоящее время в развитых странах мира происходит третья технологическая революция, связанная с широким применением информационных и телекоммуникационных технология. Важными в современном производстве становятся информация и творчество. В связи с этим важную роль в подготовке молодого человека к ТРУДОВОЙ жизни, в которой несколько раз придется сменить профессию, играет изучение нового предмета "технология", включенного в учебные планы школ многих развитых стран мира с 235). В 1993 году образовательная область "технология" была введена в инвариантную часть базисного учебного плана Российской школы. В основу концепции были положены следующие положения:

1. Политехническое развитие учащихся, их знакомство с современными перспективными технологиями преобразования материи, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги, с учетом экономических (предпринимательских} и экологических соображений, знакомство с принципами профессионального самоолред&пения.

2. "Шорческое и эстетическое развитие учащихся в процессе выполнения проектов, художественной обработки материалов, технического или художественно - декоративного творчества.

3. Овладение жизненно необходимыми умениями и навыками, включая культуру человеческих отношений и бесконфликтного общения.

В разработанную экспериментальную программу вопши разделы обработки конструктивных материалов, ткани и пищевых продуктов. Эти разделы способствуют Формированию умений и навыков, обеспечивающих развитие трудовой культуры учащихся, важную роль в содержании образования школьников играет вариативность обучения учащихся, для 5-9 классов разработаны два варианта технологической подготовки:

1) с углубленным изучением техники;

2) с углубленным изучением техники и культуры Д0МЭС262).

Разнообразие учебных программ в школах различного типа делает актуальной задачу общетехнической подготовки студентов специальности "технология и предпринимательство" в педагогических ВУЗах. Учебный план подготовки учителей предметной области "технология" предусматривает общекультурную подготовку в об ьеме 900 часов, медико-биологическую подготовку - 180 часов, лсихолого - педагогическую подготовку - 650 часов, предметная подготовка - 600 часов, дисциплины дополнительной специальности-лею часов. Часы, отведенные на третий раздел учебного плана, явно недостаточны по сравнению с той, пока еще не полностью осознанной современниками психолого - педагогической ролью, которую она играет в становлении и развитии личности человека, а также в его профессиональном выборе. Следует также отметить, что ответственность наших выпускников значительно выше ответственности выпускников технических учебных заведений. Если после окончания технического ВУЗа или техникума инженер или техник на рабо- те еще один-два года под руководством практиков постигает тонкости профессии, то наш выпускник сразу же стаио-, вится учителем технологии и с первого дня своей ТРУДОВОЙ деятельности принимает самостоятельные решения по самым различным вопросам. Отсюда важность усиления лсихолого -педагогической подготовки будущих учителей, какой предмет они бы не вели в школе- Структура творческой деятельности учителя существенно детерминируется лсихолого -педагогическими основами дидактической подготовки студентов в ходе обучения- в ВУЗеаэзх Успешность формирования творческой структуры дидактической деятельности возможна, если: 1) сконструировать и описать творческую СТРУКТУРУ дидактической деятельности и использовать ее как цель учебного процесса ВУЗа: 2) разработать педагогическую систему, способствующую организации учебного процесса ВУЗа, адекватного творческой структуре дидактической деятельности учителя, а именно: а} описать содержание дидактических знаний и технологию их трансформации в практической деятельности; б) описать цель системы с учетом характеристик работающего учителя в различных образовательных учреждениях: в) разработать эвристические предписания для поиско вой дидактико - методической деятельности в учебном процессе ВУЗа: г) определить методики слежения за ходом освоения творческих структур дидактико - методической деятельности.

Программа, методика экспериментальных исследований и их результаты

Основными задачами исследований являются:

1. Разработка научно - обоснованной педагогической системы обучения техническому творчеству в области техники и технологии, основанной на взаимосвязи профессиональной подготовки и творческой технической деятельности в учебном процессе и внеурочное время.

2. Апробация программы курса: "Техническое творчество в области техники и технологии":

3. Выявление условий творческой деятельности студентов при конструировании технических объектов, поиске изобретательских решений, моделировании технологических процессов.

4. Выявление областей техники и технологии для занятия техническим творчеством студентов.

5. Разработка методики обработки априорной инФормации и получение коэффициентов математической модели.

При проведении исследований мы исходили из желаний обучаемого заниматься той сферой деятельности, которая для него представляет интерес, с этой целью была разработана анкета и проведено анкетирование среди студентов специальности "Технология и предпринимательство" пензенского государственного педагогического университета. Такую же работу проводили студенты на протяжении ряда лет в школах Пензенской области при прохождении педагогической практики. Перечень вопросов анкеты приведены в приложении 2. Результаты анкетирования в таблице 4.1.

Следует отметить, что 31% учащихся 10-11 классов изъявили желание изучать технику, сочетая ее со знаниями по физике, химии, математике, экономике, среди студентов, желающих изучить технику с применением законов Физики, химии и математического моделирования, составляет - 54%.

Всего анкетированием успешно было охвачено 319 учащихся школ и 120 студентов. исходя из того, что обучаемый самостоятельно выбирает объект совершенствования и исследования, то некоторые темы авторской программы по техническому творчеству в области техники и технологии у обучаемых не вызывают особых затруднений. Практически все они спра&аяются с таким разделом, как изучение общего устройства и принципа действия узла, механизма, машины. Но вместе с тем, у 43% на первом этапе имеются затруднения в поисках недостатков конструкции, а также в их устранении. Как правило, в числе недостатков отмечают узлы и детали, которые в процессе эксплуатации выходят из строя. Однако техническое решение задачи признается обладающим существенными отличая-ми , если по сравнению с решениями, известными в науке и технике на дату приоритета заявки, оно характеризуется НОВОЙ совокупностью признаков, позволяющих получить положительный эффект. В качестве положительного эффекта может быть НОВЫЙ более высокий результат, который общество получает при использовании изобретения, ло сравнению с тем результатом, который оно получает от объекта - прототипа и может выражаться, например, в повышении производительности труда, снижении энергоемкости процесса, удешевлении продукции, повышении удобства пользования, расширении диапазона пользования, снижении вредных экологических последствий и т.п.

Похожие диссертации на Теория и практика развития технического творчества студентов вузов