Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Урусова, Лаура Хабаловна

Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки
<
Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Урусова, Лаура Хабаловна. Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Нальчик, 2007

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы этнопедагогического воспитания девочек .

1.1 Исследование проблем женского воспитания в адыгской народной педагогике 12-35

1.2 Женщина в адыгской национальной культуре 36-45

1.3 Дифференцированное женское воспитание в национальной культуре адыгов посредством «половозрастной шкалы» 45-90

Выводы 90-93

Глава II. Трансмиссия традиционного женского воспитания в современное этнокультурное пространство .

2.1 Педагогические условия современной системы женского воспитания в контексте этнопедагогики 94-111

2.2 Национальная культура как фактор формирования личности современной девочки 111-127

2.3 Экспертная оценка результативности программы по итогам её функционирования 127-136

Выводы 136-139

Заключение 140-147

Библиография 148-157

Приложения 158-182

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня развитие современного поликультурного общества имеет два основных вектора развития: во-первых, это процесс интеграции традиционных обществ в мировое сообщество, то есть глобализационные процессы, во-вторых, попытки сохранения, порой даже возрождения, национальной культуры, то есть развитие этнически специфических средств. В этих условиях особо привлекает внимание процесс формирования личности членов этого общества. Согласно современным педагогическим концепциям на формирование личности влияют четыре группы факторов: мега-, макро-, меза- и микрофакторы. В данном исследовании мы будем рассматривать национальную культуру как фактор развития личности девочки, то есть влияние факторов группы меза на процесс её психического становления. Отчасти нас интересуют и факторы группы макро, но основное внимание будет сосредоточено на влиянии традиционной эстетической культуры. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализирует потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Несмотря на понимание различий между мужчинами и женщинами в способностях, интересах и склонностях, особенностях поведения, проблемам полового воспитания в последнее время не уделяется должного внимания. Адыгская же этнопедагогика и организованный в ней гендерно-дифференцированный подход выявляет воспитание личности как сложный диалектический процесс, где воедино слито развитие общечеловеческого и специфического, мужского и женского, социально-типического и индивидуально-личностного. Тендерная дифференциация в адыгской этнопедагогике - это учет индивидуально-типичных черт личности через группирование детей по половым особенностям и различное построение воспитательного процесса в данных группах.

Женское воспитание как теоретическая проблема исследуется давно, но

4 все еще остается не решенной. Культурно-исторические предпосылки и социокультурные условия становления дифференцированного женского воспитания не единственный факт, влияющий на процесс его распространения. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам женского воспитания, в рамках полового воспитания, показывает всплеск интереса к данной проблеме в 60-70 годы, как начало исследования и особенно, 80-е годы. В начале нового века отмечается еще один всплеск в решении этого вопроса. Но в этих источниках описываются общие психологические особенности в различные возрастные периоды обоих полов, без выделения половой принадлежности; женское и мужское воспитание рассматриваются как два тождественных процесса; отсутствуют научно-методические основы к осуществлению тендерной дифференциации. Перед исследователями стоит проблема выявления общих тенденций и предпосылок развития и функционирования раздельного воспитания девочек. Очевидна необходимость обзора и анализа истории педагогики по тендерной дифференциации и особенностей полового воспитания, а также изучения этнопедагогических факторов адыгского женского воспитания. Несмотря на многолетнее существование форм раздельного воспитания, не было сделано научно-методического обоснования организации учебно-воспитательного процесса на основе тендерно обусловленного разделения. Современное воспитание с разделением детей по половому признаку носит механический характер, не представляя собой реального учета тендерных различий детей. Тема раздельного воспитания недостаточно разработана, однако, в России и за рубежом все больше ученых, педагогов, родителей, общественных деятелей видят в разделении мощный потенциал, проверенный на практике. Обзор научной литературы выявил достаточное число исследований по проблемам полового воспитания (Д.Н.Исаев, Д.В.Колесов, В.А.Сухомлинский, А.Г.Хрипкова); в области сексологии, физиологии и психогигиены пола (С.И.Голод, А.И.Кочетов, Р.Х.Яруллин); в области нравственно-этических аспектов полового воспитания (Л.А.Арутюнов, Л.А.Байков, Т.А.Марков,

5 В.С.Мухин, Т.А.Репин и др.); в области народной педагогики (Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, М.Б.Гуртуева, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, В.Н.Столетов, Я.И.Ханбиков, А.Ф.Хинтибидзе, И.А.Шоров и др.); связанные с исследованием адыгской этнопедагогики (Б.Х.Бгажноков, Н.Ф.Дубровин, М.Г.Загазежев, М.М. Ковалевский, Г.А.Кокиев, С.С.Киржинов, М.О.Косвен, М.А.Меретуков, С.Х.Мафедзев, Р.А.Мамхегова, Ю.К.Намитоков, Ш.Б.Ногмов, Я.С.Смирнова, В.В.Смиренин, Е.Н.Студенецкая, С.Хан-Гирей, В.В.Швецов и др). Однако несмотря на довольно устойчивый интерес к избранной нами темы, до сих пор нет диссертационного исследования особенностей дифференцированного женского воспитания в национальной культуре адыгов и условия функционирования в этом процессе принципов народной педагогики. Кроме психофизической основы отличительных особенностей мальчиков и девочек, существует социальный аспект развития личности ребенка, т.е. социально обусловленные представления о мужчине и женщине, их месте и роли в обществе. Эти представления оказывают сильное влияние на культурное развитие ребенка. Адыгская этнопедагогика решает? проблемы полового воспитания при помощи специальных воспитательных систем, созданных как для девочек, так и для мальчиков. Поскольку адыгский этикет представляет собой систему нравственных понятий и норм поведения, выработанных на протяжении веков. В контексте этих ценностей адыги из поколение в поколение воспитывали своих детей, сохраняя лучшие качества, присущие народу. В нынешнее время происходит перестройка общественных отношений, что неизбежно влечет за собой столкновение традиции и современности. Причем, столкновение это, обусловлено несоответствием старых (традиционных) и новых (современных) путей и форм воспитания подрастающего поколения. Следует обратить внимание на важность коррекции как народных, так и современных научных методов воспитания с учетом диффузии культур в современном обществе, общекультурной эволюции и угрожающе наступательного процесса глобализации. Таким образом, актуальность исследования вызвана противоречием между

объективными потребностями педагогической практики в использовании потенциала традиций адыгской системы женского воспитания в формировании личности современной девочки и недостаточной разработанностью данной проблемы в современной педагогической науке. Это общее противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы: выявление и структурирование традиционной системы женского воспитания в адыгской этнопедагогике и ее трансмиссия в современную систему воспитания. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации^ «Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки».

Объект исследования - традиционная адыгская система женского воспитания.

Предмет исследования - трансмиссия традиционной адыгской системы женского воспитания в современную практику воспитания.

Цель исследования - выявить особенности дифференцированного женского воспитания в национальной культуре адыгов и возможности ее использования в современной системе воспитания.

Задачи исследования:

  1. Изучить историко-теоретические предпосылки и социально-педагогические условия становления дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике;

  2. Исследовать сущность, содержание и структуру женской воспитательной системы в адыгской этнопедагогике, изучив при этом, организацию женского воспитательного процесса с учетом дифференцированной сегрегации детей;

3. Рассмотреть современную систему женского воспитания в контексте
народной педагогики в новых социально-экономических условиях;

4. Разработать и экспериментально апробировать программу
трансмиссии традиционной системы женского воспитания в современную

7 практику воспитания.

Гипотеза исследования - традиционная система дифференцированного
женского воспитания, основываясь на общих психолого-педагогических
принципах может выступить в качестве эффективного средства
конструирования базовой личности современной девочки, при условии ее
целенаправленного, системного использования в общем комплексе учебно-
воспитательной работы школы, семьи и общественности, продуманном
накоплении и распространении ее положительного опыта.
Методологическую основу исследования составили философские и
педагогические положения дифференцированного воспитания, анализ трудов
классиков и современных педагогов и философов (Р.Декарт, Я.А.Коменский,
Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др.). Важными для нашего исследования были
этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г.Н.Волкова, труды
этнологов, освещающие вопросы национальной и общечеловеческой культуры
(С.А.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев и др.); исследования по
проблемам полового воспитания (Д.Н.Исаев, Д.В.Колесов, А.ПХрипкова и
др.); системный и целостный подходы к изучению личности; культурно-
историческая теория развития психики ребенка (Л.С.Выготский); концепция
гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании
(Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.А.Сухомлинский); развитие

индивидуальности в процессе обучения и воспитания (Б.Г.Ананьев, О.Ф.Гребешок, В.С.Ильин). В решении поставленных задач применялись следующие методы исследования - общетеоретические (анализ психолого-педагогической, этнологической, философской, методической, популярной литературы, синтез, классификация, сравнение; теоретическое обобщение, моделирование), социологические (наблюдение, беседы, опрос, тестирование и анкетирование, педагогический эксперимент и опытно-экспериментальная работа), статистические (математическая обработка экспериментальных данных, их количественный и качественный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов).

Научная новизна работы заключается в том, что в ней предлагается решение проблемы целостного изучения традиционной системы женского воспитания в адыгской этнопедагогике посредством «половозрастной шкалы» девочек - как основного средства формирования, развития и воспитания; конкретизированы традиционные средства и методы воспитания, выявлены особенности воздействия на формирование личности факторов: семья, слово, язык, устное народное творчество, танцевальная культура, фольклор; определены основные пути и условия использования возможностей и потенциала этнопедагогической культуры в воспитательном процессе современных девочек; выявлены тенденции современного развития этнопедагогической системы адыгов в современном поликультурном пространстве; разработаны рекомендации по приобщению современной девочки к национальной культуре; выявлены условия формирования морально-нравственных характеристик личности с учетом этнокультурных особенностей.

Теоретическая значішость исследования заключается в том, что обоснована обусловленность педагогических основ дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике историческими, социальными, педагогическими, психологическими и физиологическими факторами. Результаты исследования позволяют углубить, расширить и конкретизировать современные представления о значении и способах реализации педагогического потенциала дифференцированного воспитания по половому признаку; дают обоснование для конструирования новых методов воспитания и создания воспитательной системы, учитывающей отличительные особенности мальчиков и девочек; могут стать основой для исследований по решению проблем совершенствования воспитательного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать более эффективному развитию методических и практических аспектов организации тендерной дифференциации воспитательного процесса; могут быть применены на факультетах повышения

9 квалификации учителей и преподавателей вузов, использованы в качестве материала преподавания курса регионально-культурного компонента, а также в курсе лекций по тендерным проблемам; могут быть использованы работниками общеобразовательных учреждений при проведении педагогических советов, организации опытно-экспериментальной работы. В диссертации разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях с тендерной дифференциацией воспитания, такие как необходимость просвещения учителей и родителей в сфере психологии и физиологии мальчиков и девочек, коррекции воспитательного процесса с учетом половых различий.

Основные положения, выносимые на защиту:

L Комплекс историко-теоретических предпосылок и социально-педагогических условий становления и развития дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике.

  1. Адыгская традиционная система женского воспитания основываясь на принципах природосообразности, половозрастной дифференциации, гуманизации и создании специальных материальных (вещная среда, воспитатель-мама, девичьи комнаты, ношение корсета и т.п.) и идеальных (образцы знаний, умений, навыков, отношений, поведения, обращения и т.д.) условий воспитания с целью наиболее полной реализации содержания женской природы, представляющая собой процесс конструирования и формирования когнитивной, эмоциональной и социально-поведенческой идентичности личности девочки членам данного этнокультурного пространства.

  2. Женская «половозрастная шкала» в национальной культуре адыгов как постоянно действующая, стройная, самодостаточная воспитательная система, где все возрастные этапы взаимно дополняют, поддерживают и усиливают друг друга. «Шкала» отражает основные положения всеобщей этнопедагогической модели и логику воспитательного процесса,

10 направленного на достижение главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Содержание и структура «шкалы», а также организованный в ней гендерно-ориентированный подход включающий в себя: обусловленность формирования психологических, физиологических, половозрастных, личностных, социально-поведенческих факторов; эмпирических знаний; нравственных ориентиров и норм поведения; эстетических воззрений; этнокультурных идей; смену личностных преобразований и ступеней развития человеческой субъектности девочки.

4. Трансмиссия традиционной системы дифференцированного женского воспитания в современное образовательное пространства в условиях модернизации российского образования ориентирует развитие полиэтнической образовательной системы региона и его полиэтнической среды на совершенствование этнокультурного и регионального компонентов образования, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, полоориентированного конструирования, индивидуализации и гуманизации воспитательного процесса личности современной девочки.

Исследование проводилось в три этапа на базе образовательных учреждений г.Чегем Кабардино-Балкарской республики. На первом этапе (2002-2003 гг.) - изучалась соответствующая психолого-педагогическая, этнографическая, философская, социологическая, медицинская, историческая и популярная литературы, предпосылок развития и становления дифференцированного женского воспитания в адыгской этнопедагогике. На втором этапе (2004-2005гг.) - исследовалась традиционная система дифференцированного женского воспитания в национальной культуре адыгов посредством «половозрастной шкалы»; проводилось эмпирическое исследование по изучению результативности использования этнопедагогических основ в учебно-воспитательном процессе современных девочек. На третьем этапе (2006-2007гг.) - анализировались, обобщались и систематизировались результаты проведенной работы, уточнялись выводы и

практические рекомендации, осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность исследования обусловлены анализом, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема литературы, целенаправленным изучением педагогической практики, взаимодополняемостью использованных методов исследования, их адекватностью задачами исследования, доказательностью и логической непротиворечивостью выводов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования, его теоретические подходы и выводы докладывались и получили одобрение на ежегодных Всероссийских научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2002, 2003, 2004» (г.Нальчик); заседаниях кафедры общей педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова. Результаты исследования апробированы и внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений г.Чегем Кабардино-Балкарской республики: детский сад №1, среднюю общеобразовательную школу №1, районный Дом детского творчества. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в ведущих научных журналах.

Структура работы. Реализация целей исследования и его внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 148 наименований и приложения.

Исследование проблем женского воспитания в адыгской народной педагогике

Целью нашего исследования является теоретический анализ научной и публицистической литературы по проблеме полового воспитания девочек в адыгской национальной культуре. Для реализации проблемы и цели определены следующие задачи: определение основных понятий данной научной работы; анализ особенностей дифференцированного воспитания детей; исследование тендерного анализа истории педагогики (от античности до эпохи Просвещения); изучение и конкретизация научной разработанности исследований проблем женского воспитания в адыгской народной педагогике; выявление аспектов оставшихся не решенными по изучаемой проблеме.

Изучение положительных особенностей традиционного воспитания отдельных этнических групп и тенденции развития этнопедагогических систем воспитания и образования, позволяет значительно обогатить российскую педагогическую практику. В этой связи особенно интересен опыт адыгской этнопедагогики, который до последнего времени оставался вне поля зрения отечественных педагогов-исследователей. В данной диссертационной работе была предпринята попытка исследовать особенности дифференцированного женского воспитания в национальной культуре адыгов и возможности ее использования в современной практике воспитания. Перед изложением главных положений данной научной работы следует определить основные понятия, используемые в ней. Предметом нашего исследования явилась тендерная дифференциация воспитания. «Дифференциация» предполагает учет индивидуально-типологических особенностей личности через группирование детей по этим особенностям и различное построение воспитательного процесса в этих группах. В «половой дифференциации» воспитания основанием для разделения являются психологические и психофизиологические отличительные особенности детей разного пола. Для определения основного предмета исследования также уместно определить понятие «дифференциации воспитания с учетом половых различий». В своем исследовании мы используем понятие «тендер» и «гендерная дифференциация». Тендерный подход в воспитании представляет собой учет многогранного влияния фактора пола, предполагающий несколько аспектов характеристики: биологический пол, полоролевые стереотипы, полоролевые нормы, полоролевая идентичность. Биологическая составляющая заключает в себе знания в области психологии и нейрофизиологии, обуславливающие отличительные особенности мальчиков и девочек. Важным представляется и социальный фактор формирования и развития личности мальчика и девочки, мужчины и женщины. Социокультурная составляющая понятий «тендер», «гендерные отличия», «гендерная дифференциация» является более поздним направлением современной науки, выступающим в качестве предпосылок возрождения раздельного воспитания и тендерной дифференциации. Мы предполагаем использовать понятие «гендерная дифференциация воспитания» как идентичное понятиям «половой дифференциации воспитания», «дифференциации с учетом половых различий», «раздельного воспитания». В силу того, что термин «тендер» имеет более широкое понятие нежели «пол» и свободно от негативного оттенка современного разговорного языка, мы решили использовать в диссертации именно его. Необходимо отметить, что соотношение и определение понятий «пол» и «тендер» в современной отечественной науке не устоялось, поэтому мы допускаем использование понятии «тендер» для обозначения биологического пола с присущими ему психологическими и психофизиологическими характеристиками, имеющими значение для дифференциации воспитания с учетом половых различий. Таким образом, в нашей работе понятия «тендерной дифференциации», «половой дифференциации» и «дифференциации воспитания с учетом половых различий» идентичны. Вопросы половой идентификации и дифференциации находят отражение в национальной культуре адыгов. Дифференцированный подход в этом контексте предполагает деление девочек по: возрасту, статусу, сословиям и местожительству. «Возрастная дифференциация» - это сегрегация девочек с учетом психологических, физиологических, личностных особенностей согласно законам онтогенеза. Изучение женского воспитания в народной педагогике адыгов проявляется в классовом делении общества, основанном на антагонизме классов - «сословной дифференциации», то есть, располагаясь на разных ступенях социальной иерархии, каждая из социальных групп вырабатывала свои стандарты, систему нравственных норм, условности, нарушение которых, считалось отступлением от законов, по которым жила эта часть общества. Дифференцированный подход по местожительству учитывает средовой фактор проживания девочек. Согласно современным педагогическим концепциям на формирование личности влияют четыре группы факторов: мегафакторы (Вселенная, солнце, луна и т.д.), макрофакторы (государство, нация, религия, политические партии и т.п.), мезафакторы (тип поселения, средства массовой информации, субкультура и т.п.) микрофакторы (семья, род, образовательное учреждение и т.п.). В данном исследовании мы будем рассматривать национальную культуру как фактор развития личности девочки, то есть, влияние факторов группы меза на процесс ее психического становления. Отчасти нас интересуют и факторы группы макро, но основное внимание будет сосредоточено на влиянии традиционной эстетической культуры.

Дифференцированное женское воспитание в национальной культуре адыгов посредством «половозрастной шкалы»

Целью параграфа является исследование традиционной системы женского воспитания в адыгской народной педагогике. Соответственно цели были определены и задачи: исследовать женскую «половозрастную шкалу», её периоды и степень влияния на формирование личности при дифференцированном подходе в воспитании; сравнить традиционные и современные подходы шкалирования возрастной периодизации и стадии социализации.

Вопрос о тендерных особенностях и различиях представителей мужского и женского пола является наиболее трудным и сложным, чем вопрос о биологических и физиологических особенностях и различиях. Но, видимо, взаимозаменяемость в широкой сфере деятельности позволяет некоторым авторам ставить под сомнение наличие специфически половых, психологических особенностей и на этом основании пренебрегать их изучением. Особенности воспитания мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин разграничены весьма четко в адыгской этнопедагогике. Социальные стереотипы были связаны с социальными статусами его членов, в том числе мальчиков и девочек, а позже мужчин и женщин. И дифференцированный стиль воспитания детей, диктовался их общественным положением.

Адыгская народная педагогика связывает особенности воспитания детей с традиционными половозрастными категориями, с половозрастным делением, при котором учитывается не только пол и возраст индивида, но и психологические особенности той или иной категории. В этом отношении интересной представляется существовавшая у адыгов «возрастная шкала» как для мужского, так и для женского пола [70. С.21-22]. Основными критериями деления «шкалы» являлись определенные возрастные рубежи, на каждом из которых выделялись нравственные и трудовые навыки, которыми к этому времени должны обладать представительницы женского пола, т.к. «половозрастная шкала» - это поэтапная система воспитания. В адыгской «половозрастной шкале» девочек выделялись следующие этапы: 1) до 10-12 лет - «хъыджэбз танэ»- «девочка- теленок»; 2) до 14-15 лет - «зи шэфэл къэкГуэгъуэ» - «зреющая»; 3) до 16-18 лет - «и шэфэл къэкГуащ»- «созрела», «на выданье». Разумеется, приведенная возрастная градация была до известной степени условной. Исследуя традиционную периодизацию шкалирования, будет интересно привести и современные подходы возрастного деления, выявив при этом, различия и общность анализируемых явлений. I этап - воспитание девочек от рождения до 10-12 лет. Не принижая важность значения последующих этапов, начальный период формирования личности девочки, по-особому важен и ответственен. Поскольку, основополагающей целью здесь является - концептуализация процесса воспитания, осознание девочки ее предназначения в жизни, принадлежности к слабому полу, женского начала, понимание ее образа жизни, поведения, манер и т.д. Однако адыгская народная педагогика связывает это, с началом закладывания желаемых трудовых, физических, умственных, нравственных, эстетических качеств личности.

Выделенный возрастной рубеж традиционной «половозрастной шкалы» современная наука о воспитании разделяет на 4 периода: 0-1 год, 1-3 года, 3-6лет, 6-10лет. К тому же, внутри каждого из этих периодов имеются стадии, характеризующиеся сменой ведущей деятельности и внутренними преобразованиями, которые за это время происходят в личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта. В этот период складывается процесс познавательного, личностного и поведенческого развития ребенка от рождения до 3-хлетнего возраста. Познавательные новообразования, возникающие к данному моменту жизни у ребенка: различение звуков и запахов, реагирование на звуки, слежение за движениями, выделения голоса матери из других звуков, оформление функции зрения, становление сенсомоторного интеллекта, первые признаки понимания речи и т.д. Уже в первые дни после своего рождения ребенок готов к восприятию мира в виде ощущений, элементарных образов с помощью практически всех органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. В два-три месяца ребенок может самостоятельно переворачиваться, перекатываться с боку на бок. Около трех-четырех месяцев он делает первые попытки переноса центра тяжести на ноги и демонстрирует способность сидеть с поддержкой. Примерно в пять месяцев он уже сидит сам, без поддержки. В пять-семь месяцев ребенок стоит с поддержкой, а в семь-восемь месяцев ходит вокруг опоры. В десять месяцев он стоит самостоятельно, а около года начинает ходить. Развитием его движений активно управляет зрение, причем оно само совершенствуется под влиянием двигательной активности. Возникает зрительно-моторная координация, которая является важным условием для начала активного развития мышления в форме сенсомоторного интеллекта. К трем годам оформляется речь, появляются первые признаки образного мышления, отделения себя от внешнего мира, осознания устойчивости и постоянства объектов. В результате, психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высокий уровень интеллектуального развития, связанный с образным и словесно-логическим мышлением. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в интеллектуальную единую деятельность. В возрасте четырех-семи лет происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Режим и дисциплина усиливают волевые качества, помогают приобрести основные навыки умственной и общественно-трудовой деятельности.

Педагогические условия современной системы женского воспитания в контексте этнопедагогики

Целью параграфа является исследование особенностей современного женского воспитания и условий функционирования в этом процессе принципов народной педагогики. Исходя из обозначенной цели, ставились следующие задачи: изучить современную систему женского воспитания; определить её приоритеты, направления, принципы, особенности и т.д.; провести практическое исследование с целью определения современных проблем этнопедагогической направленности воспитания девочек и уровня их знаний в области национальных обычаев и традиций. Для всестороннего изучения поставленной проблемы, было проведено практическое исследование с целью определения современных проблем этнопедагогической направленности женского воспитания: выявить особенности традиционного воспитания современных девочек; определить основные источники, воспитателей, принципы, цели, задачи, методы, средства и результат современного женского воспитания на основе этнопедагогики; определить уровень знаний современных девочек в области национальных обычаев, традиций и тонкостей адыгского этикета. То есть, на данном этапе, мы исследуем реальное состояние современного женского воспитания в рамках этнопедагогики.

Общее количество респондентов, принявших участие в анкетировании составляет 510 человек. Использовались авторские анкеты для трех категории опрошенных: девочек, родителей и педагогов. Каждая из анкет содержала более 20 вопросов, при которых были предложены варианты ответов и возможность дать свою версию по каждому пункту. Респонденты-девочки были распределены на возрастные группы: младший, средний, старший школьный возраст. Основной акцент практического исследования направлялся на разграничение средового фактора (город/село) в воспитании современных девочек. Это существенно, поскольку сегодня сельские жители могут считаться хранителями и приверженцами уклада жизни, в наибольшей степени сохранившего черты традиционной культуры адыгов. Однако здесь следует отметить, что в условиях современной Кабардино-Балкарии наблюдается устойчивая связь между сельским и городским населением, а, следовательно, и некоторая диффузностъ жизненного уклада. Это, безусловно, касается принципов и методов воспитания девушки: городские жители стараются следовать традиционным требованиям и стремятся к хотя бы частичному соответствию девушки идеальному образу, сформированному в народном представлении. Соблюдать эти принципы становится все сложнее в условиях изменяющегося мира. Э.Х.Панеш по этому поводу отмечает: «Требования, предъявляемые (как к непосредственной форме, так и опосредованно) к жителям города в сфере социализации со стороны сельского населения, несравненно выше, чем к населению периферии. Дети, воспитанные в городе, подвергаются гораздо более придирчивому надзору, пристрастному вниманию со стороны жителей сельских районов, своеобразно подчеркивая социальную дихотомию» [90. С. 198].

Сельское воспитание имеет еще один важный компонент - приобщение к родному языку. В селе процент говорящих на кабардинском языке 85%, в городе родной язык используют лишь 32%. Очевидно, что внегородское население является главным хранителем языка. Ситуация всеобщего билингвизма, на наш взгляд, отрицательно сказывается как на развитии кабардинского языка, так и на процессе сохранения традиционной культуры в целом. Не случайно, проблема двуязычия - занимает теперь не только языковедов-социолингвистов, но и этнографов. В их исследованиях язык определяется как важнейший элемент духовной жизни этноса. Б.Х.Бгажноков видит проблему в снижении «престижа родного языка у некоторой части адыгов и, как следствие этого, неполная и схематизированная его актуализация. Нередко можно встретить адыгов (особенно в младшем поколении), которые вообще не владеют родным языком или владеют им очень плохо, как правило, с заменой значительной части адыгских слов и выражений русскими...» [71. С. 149]. Это положение, конечно, объясняется как возрастающим влиянием русского языка во всех сферах жизни современного общества, так и проникновением русской культуры в культурное пространство Кавказа и ее ролью в процессе приобщения традиционных обществ к достижениям современной цивилизации. Однако необходимо предпринимать решительные шаги для сохранения языков малых народов. Самый надежный путь для достижения этой цели — привитие языка ребенку с младенчества, и решающую роль здесь играет именно его общение с матерью. «Процесс формирования личности начинается с голоса и языка матери... Язык, на. котором будет говорить человек, он будет называть анэдэлъхубзэ (букв.-материнский язык)» [111. С.243]. Процесс научения языку - очень важный фактор в приобщении ребенка ко всей концептуальной картине мира адыгов. Уже в языке человек ощущает первичные этикетные элементы того, что должно оказать влияние не только на его поведение в течении всей жизни, но и на мировоззрение, т.е. адыгский этикет — адыгэ хабзэ. 87% сельских респондентов применяют нормы адыгского этикета в повседневной жизни, являясь для них способом существования. Большинство же городских опрошенных (55%) руководствуются его нормами в ежедневном непосредственном общении с окружающими лишь в особых случаях, таких как, например, общение со старшими или же на радостных или траурных мероприятиях. Это, безусловно, ведет к забвению национальной культуры горожан. Однако важнее здесь отметить, что человек, лишенный своей этнической среды, не способный к самоидентификации среди своих соотечественников и, при этом, с трудом интегрирующийся в другие этнические и культурные среды, безусловно не способен к полному самовыражению, к гармоничному развитию. Степень влияния народных, национальных приоритетов в воспитании и образовании сельских девочек намного выше, чем городских. Что подтверждается и результатами нашего исследования. Сельские респонденты-девочки намного лучше просвещены в области национальных обычаев и традиции - 69% проживающих в селах очень хорошо знакомы как с нормами поведения, так и с устным фольклором своего народа. Тогда как уровень знаний городских девочек несколько ниже - 31% просвещенных в тонкости национальной этики. Анализ итогов проведенного практического исследования подтверждает влияние типа поселения на социализацию респондентов-девочек. Так, на воспитание девочек проживающих в сельской местности, как прямо, так и посредственно большее влияние оказывают микро факторы (семья, соседство и микро социум, группы сверстников). Тогда как на социализацию девочек проживающих в городе оказывают большее влияние макро факторы (этнос, общество, страна, государство). Следовательно, тип поселения, в котором живут девочки - существенный мезофактор их социализации.

Экспертная оценка результативности программы по итогам её функционирования

Экспертами была подчеркнута перспективность функционирования программы в рамках школьного образования. В частности, Президент Северо-Кавказского представительства мирового и российского Артийского Комитета, кандидат педагогических наук Бейтуганов А.А., обращает внимание на то, что использование этнопедагогики в школе, которое изначально нацелено на гуманизацию образования, получает особые перспективы. Это, прежде всего, такие аспекты, как нравственное и эстетическое воспитание. Все это, по его мнению, способствует гармоничному развитию детей и обеспечивает им успешность в самостоятельной жизни.

Практическая значимость представленного материала была особо отмечена экспертами - руководителями учреждений дополнительного образования: директором Городского Центра эстетического воспитания детей, кандидатом педагогических наук Кунижевой А.Ю., директором Республиканского дворца творчества детей и юношества Калмыковой К.А., директором школы искусств Мизовой И.Ф., директором Городского Центра детского и юношеского творчества Шегушевым А.Б. В своих экспертных оценках они обращают внимание на то, что программа составлена с учетом норм и правил адыгского этикета и представляет серьезный анализ наиболее эффективных форм и методов взаимодействия с подрастающим поколением.

Руководители и педагоги образовательных учреждений основного и дополнительного образования, отмечают высокую эффективность функционирования программы для развития таких качеств у детей, как интеллект, память, воспитание характера и воли, и высокую подготовленность к самоопределению и самореализации. Ими отмечена социальная значимость рассматриваемого направления и подчеркивается: перспективность созданной адаптивно-педагогической системы, «максимально благоприятной и комфортной для всестороннего развития личности каждой девочки» (Мальбахов Б.К., доктор исторических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, КБР, директор МОУ «Лицей №2»; Шарданов А.Н., директор МОУ СОШ №6, кандидат философских наук, Емузова С.Г., директор МОУ СОШ №5, Казакова З.М., директор МОУ СОШ №21, Смирнова Т.И., директор МОУ «Гимназия №29»).

Всестороннее развитие личности обучающихся, формирование у них установок толерантного сознания стало возможным, по заключению ряда экспертов, в условиях предлагаемого варианта программы. По их мнению, этот вариант является наиболее успешным примером создания современной, отвечающей европейским меркам модели учебно-воспитательного процесса на основе этнопедагогике. В рамках программы появляются особые условия, способствующие гармонизации отношений детей с природой, стимулирующие их интеллектуальное развитие и обогащение мышления (Баков Х.И., доктор филологических наук, профессор, Главный научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, Бгажноков Б.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом этнологии Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований). Ряд экспертов подчеркивают ценность программы в части создания предпосылок и условий для непрерывного развития и формирования детей. Программно-методический комплекс, по их мнению, предоставляет возможности обеспечить условия для разностороннего развития девочек, через погружение в культурную среду, целенаправленно и приоритетно освоить эстетические, нравственные, духовные ценности (Эфендиев Ф.С., доктор философских наук, профессор, проректор Северо-Кавказского государственного института искусств, Чемазоков В.Х., начальник управлением культуры Администрации города Нальчика).

Экспертная оценка была осуществлена также специалистами Интернетцентра ИПК и ПРО КБГУ, отметившие особую значимость экспериментальной работы, проводимой в рамках учебного процесса. Выделяется такой аспект как четко разработанная многоуровневая структура воспитания и обучения, дающая возможность каждой ученице самореализоваться, достигая при этом результатов и успехов. Это, в свою очередь, по мнению экспертов, повышает мотивацию учения, помогает организовать работу со всеми возрастными категориями учащихся (Карданова М.М., к.п.н., доцент КБГУ, заведующая кафедрой социальных дисциплин, Мизова М.Х., к.п.н., заведующая кафедрой управления образованием ИПК и ПРО КБГУ, Сушкова Т.А., заведующая УМК информатики ИПК и ПРО КБГУ).

Актуальность программы определялась экспертами по такому показателю, как расширение возможностей этнопедагогики в процессе воспитания и формирования личности современной девочки, поскольку «этнокультурная среда позволяет создавать благоприятные условия для гармоничного развития личности» (Коржавин В.Н., музыкальный режиссер ГУК «Русский драматический театр имени М. Горького», Касьянова Т.А., начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства Образования и Науки КБР).

На диаграмме прослеживаются показатели, требующие доработки -контролируемость, прогностичность, рациональность, целостность, чувствительность к сбоям. Подобное оценивание модели ожидаемо, так как сами авторы модели в процессе её практического применения столкнулись со сложностями именно в этих направлениях (рис.3).

Изменяющиеся требования к условиям, в которых реализуется программа, зачастую зависят от экономической, социальной политики государства и нередко негативно влияют на процессы, происходящие в новом формирующемся образовательном пространстве. Такой аспект как контролируемость не всегда позволяет получить реальные результаты деятельности в короткие сроки, так как многие показатели можно проанализировать лишь по прошествии определенного времени. Одним из экспертов обращено внимание на необходимость усовершенствования приемов взаимодействия педагогов и обучаемых и предложен гибкий пересмотр их планов по результатам промежуточных оценок работы. Также рекомендуется практиковать наследственность удачных результатов и анализ сбоев в работе каждого звена. В то же время, прогностичность программы, по мнению ряда экспертов, требует доработки в части, определяющей изменяющиеся требования, в которых она сможет реализоваться. В связи с этим, рядом экспертов рекомендовано более четко сформулировать формы и методы осуществления объективного анализа действенности данной модели, а также определения динамики развития каждого ученика в условиях экспериментальной работы (Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ДиНОО ИПК и ПРОКБГУ).

Похожие диссертации на Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки