Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Иммиев, Рабадан Курбаналиевич

Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника
<
Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иммиев, Рабадан Курбаналиевич. Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Махачкала, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социализации личности старшеклассника 14

1.1 Социализирующие нормы нравственности народов Дагестана 14

1.2 Традиционные нормы нравственной культуры народов Дагестана..29

1.3 Стремление к социализации как фактору развития личности в старшем школьном возрасте 47

1.4 Педагогические условия социализации старшеклассника 82

Выводы по первой главе 104

Глава 2. Технология организации процесса социализации старшеклассника с использованием традиций нравственного воспитания дагестанцев 106

2.1 Анализ и оценка социализации старшеклассников в учебном процессе 106

2.2 Организация и управление процессом социализации старшеклассника 124

2.3 Реализация технологий по созданию условий для социализации старшеклассника 150

Выводы по второй главе 172

Заключение 175

Библиографический список использованной литературы 180

Введение к работе

В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. Личность развивает себя сама, задача же школы - сделать это само творчество прогрессивным, раскрыть перед учащимся широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается самим учащимся в силу ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний о самом себе и окружающем мире, неосвоенности всего богатства нравственной культуры и т.п.

Уделяется большое внимание также вопросам гуманизации
образования и воспитания, необходимым составляющим которого является
формирование нравственности личности. Поэтому перед

общеобразовательной школой ставятся новые задачи воспитания и обучения подрастающих поколений, в том числе и нравственного воспитания.

При решении этих задач особое внимание следует уделять изучению
предметов гуманитарного цикла, особенно в подростковом возрасте, где не
только закладываются основы нравственности, но и формируется
эмоционально-оценочное отношение к действительности, что

непосредственно связано с формированием положительной личности.

Социализация как процесс активного становления личности исторически и культурно обусловлен. В современном мире она приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменяются соотношения всех видов и форм воспитания, характер взаимоотношений между поколениями и т.д. Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует цивилизация. Они особенно остро стоят перед современным российским обществом, для которого характерен экономический, политический, культурный и социальный кризис. Все это самым непосредственным образом влияет на формирование личности.

Ряд ученых (А.С. Алексеева, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский) под социализацией понимали процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, в том числе нравственных норм. Социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, то есть приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности.

Решению данной проблемы способствует переход от традиционной, знаниево-ориентированной к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.А.Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

Чрезвычайная сложность такого перехода объясняется как объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества и государства и, как следствие, образования, так и с субъективными, личностными, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса.

С одной стороны, в сложившихся социальных условиях молодой человек должен надеяться, прежде всего, сам на себя, на свои силы и волю; с другой - возрастает роль педагога в создании условий, направленных на развитие самостоятельности, творческой активности, способности выявлять и реализовывать собственные возможности, регулировать и совершенствовать поведение личности, а также процесс вхождения личности в общество предполагающий усвоение его нравственного опыта.

Развитие указанных процессов происходит наиболее продуктивно в старшем школьном возрасте. Именно данный возрастной период связан с появлением способности и потребности познать и реализовать свои возможности, потенциал (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Петровский).

Многочисленные исследования последних лет показали, что со-

временный выпускник школы чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемым извне нравственным ценностям, социализации и самореализации.

В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. Личность развивает себя сама, задача же школы - сделать это самотворчество прогрессивным, раскрыть перед учащимся широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается самим учащимся в силу ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний о самом себе и окружающем мире, неосвоенности всего богатства нравственной культуры и т.п.

Эта особенность получила отражение в законодательном документе «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования». ...Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной, человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности». Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.

В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать процесс социализации личности старшеклассника, нацеленное на нравственное изменение отношения личности к делу, к самой

себе, к другим людям.

Проблема социализации личности нашла отражение в ряде философских, социологических, юридических, педагогических и психологических работ исследователей (М.А. Алемаксин, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Басов, Б.П. Битас, Л.И. Божович, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Р.Г. Гуров, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцев, Г.Н. Мальковская, Г.М. Миньковский, А.В. Мудрик, И.А. Невский, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Л.С. Славина, Г.Л. Смирнов, Ю.В. Сычев, Е.Н.Шиянов и др.).

В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные подходы: посредством проявления интеллектуальной инициативы (Богоявленская Д.Б., Холодная М.А.), через особую структуру деятельности (Калошина И.П., Ожиганова Г.В.), активного отношения к проблеме (Лук А.Н., Матюшкин A.M.), концепции развития внутреннего плана действия (Петин Б.Ф., Пономарев Я.А.) и т.д., что дает возможность рассматривать творческую активность личности с позиции конкретных технологий работы со старшеклассниками, в частности, посредством нравственного воспитания.

Таким образом, социально-экономическая ситуация в нашей стране и неготовность старшеклассников реализовать имеющиеся личностные и творческие возможности в социальной и нравственной сферах жизни подтверждают актуальность данного исследования и позволяют выделить следующие противоречия между:

- процессом развития нравственности личности и возможностями
успешной ее социализации в системе традиционного образования,
нацеленного на единые стандарты формирования личности;

- потребностью общества в обеспечении социальной защиты молодежи
на основе повышения степени ее подготовленности к условиям рыночной
экономики и недостаточным уровнем развития необходимых личностных
нравственных качеств;

имеющимися творческими интересами и задатками у старшеклассников и недостаточностью развития их в учебно-воспитательном процессе и самостоятельной деятельности.

С разрешением данных противоречий связана научная и практическая проблема нашего исследования - выявление системы средств, форм, методов, условий, обеспечивающих возможность социализации личности старшеклассника в учебном процессе с использованием средств нравственного воздействия.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании системы оптимальных средств, условий и нравственных факторов, обеспечивающих социализацию личности старшеклассника в учебной деятельности.

Объектом исследования является процесс социализации личности учащихся старших классов в ходе учебно-воспитательной работы.

Предмет исследования — социализация личности старшеклассника в учебной деятельности с использованием традиционных норм нравственной культуры дагестанцев.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что социализация личности старшеклассника в процессе учебно-воспитательной работы с использованием традиционных норм нравственной культуры дагестанцев будет протекать успешно, если:

-образовательный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, интегрирующего в себе идеи сотрудничества и принцип индивидуализации;

-реализуется проблемное обучение с поисковой направленностью к исследованию;

- происходит освоение форм организации самостоятельной работы
учащимися интегрирующих в себе различные нравственные категории (идеи
взаимопомощи, патриотизма, коллективизма и др.);

- включается в содержание учебного предмета материал морально-этической

направленности;

- проводится целенаправленная работа по формированию умений и навыков

нравственной самооценки и самоконтроля.

В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать состояние разработанности исследуемой
проблемы в философской, психолого-педагогической литературе;

- раскрыть содержание и структуру процесса социализации;

- выявить, теоретически обосновать необходимые педагогические
условия для социализации личности старшеклассника с использованием
традиционных норм нравственной культуры дагестанцев;

- опираясь на результаты исследования, разработать систему критериев
для определения уровня социализации личности учащихся в процессе
учебно-воспитательной работы;

- опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность
технологии, обеспечивающей создание условий для социализации
личности старшеклассника с использованием элементов нравственной
культуры дагестанцев.

Методологической основой исследования явились философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, деятельности как способа самореализации человека; теория диалектического развития личности; концепция субъектно-гуманистического подхода, взаимосвязи теории и практики, философские положения о воспитании и развитии подрастающих поколений, о соотношении диалектических взаимосвязей в процессе развития общества, о целостном характере личности, гуманизации процесса обучения и воспитания личности; теории системного подхода к исследованию социальных и педагогических явлений; теории непрерывного образования; динамическая концепция личности, раскрывающая зависимость развития личности от меры ее собственной активности, положения теории

социализации и «я» концепции, личностно-ориентированного и

этнорегионального подходов; принципы детерменизма и деятельностного опосредования, гуманизации образования.

Теоретическая основа исследования.

Мы опирались на общенаучные и прикладные достижения педагогики. На философском уровне значимыми оказались положения и выводы, которые разработаны в исследованиях Ш.А. Амоношвили, Ю.К. Бабанского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, А. Адлера, К. Левина, Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой, Г.А. Цукермана и др.

На частнонаучном уровне были использованы концепции; развивающего обучения и обучения как деятельности {К.А. Абульханова -Славская, Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская и др.); теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.В. Кларин, В.В. Краевский, B.C. Леднев и др.); теории личностно-ориентированного и этнорегионального подходов (И.А. Арабов, Л.Ф. Греханкина, И.Н. Сиземская, Л.Н. Жарова, А.С. Белкин, Е.Ф. Бондаревская,В.К. Кочисов, В.Н. Тарасюк, И.С. Якиманская и др.); теоретические положения о психологии обучения подростков (А.К. Маркова, Л.С. Выготский, 10.3. Гильбух, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); специфика нравственного воспитания в истории педагогики (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, а позже О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Н.И. Болдырев, Л.Ю. Гордин, Б.Т.Лихачев, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковский, И.Ф. Харламов, Н.Е.Щурикова и др.); о возрождении нравственного воспитания в традиционных педагогических культурах на региональном уровне (И.А.Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханкина, М.Н. Кузьмин, В.В.Макаев, Ш.А. Мирзоев, К.Б. Семенов, Л.Л. Супрунова, Е.Троицкий, С.Б.Узденова, И.А. Шоров и др.).

Методы и база исследования. В процессе проведения

диссертационного исследования использовался комплекс методов:

теоретические методы: теоретический анализ и синтез (историографический, моделирование, ретроспективный, сравнительно -сопоставительный и др.); обобщение опыта;

эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное, включенное, самонаблюдение); диагностирование (тестирование, оценивание), экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты); праксиметрические (изучение школьной документации и результатов деятельности учащихся);

статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, шкалирование, педагогическое измерение.

Этапы исследования.

На первом этапе - (2000-2002 гг.) поисково-подготовительном -проводился анализ научной литературы с целью установления научной разработанности проблемы исследования, изучались современные педагогические технологии, инициирующие активность учащихся, анализировался передовой опыт практической работы педагогов -новаторов, определялись научно - теоретические подходы и общая концепция исследования, разрабатывалась логика эксперимента с целью выявления наиболее эффективных педагогических условии для социализации личности старшеклассника с использованием традиции нравственного воспитания дагестанцев.

На втором этапе (2002-2004 гг.) — экспериментальном -осуществлялись проверка и уточнение рабочей гипотезы, целей и задач исследования, разработана технология организации условии для социализации старшеклассника, проведенный констатирующий эксперимент способствовал обоснованию актуальности исследуемой проблемы. Формирующий эксперимент позволил проверить эффективность

разработанной технологии.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) -обобщающем - уточнялись некоторые положения исследования, проводился анализ опытно - экспериментальной работы, разрабатывались практические рекомендации, оформлялась рукопись диссертации.

База исследования: экспериментальная работа осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ №2, №4, №6 г. Махачкалы, в исследовании принимали учащиеся 10-11 классов и учителя названных школ. Общее количество испытуемых составило 320 человек. В формирующем эксперименте приняло участие 180 человек.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью теоретических положений, применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, достаточной источниковедческой базой, репрезентативной выборкой экспериментальных данных и их статистической обработкой, экспериментальной проверкой гипотезы и положительной апробацией результатов, основных положений и выводов исследования в реальной школьной практике.

Научная новизна заключается в следующем:

- выявлены и обоснованы педагогические условия (личностно -
ориентированное обучение интегрирующее в себе принцип
индивидуализации и идеи сотрудничества и проблемно - развивающего
обучения, использование форм организации самостоятельной работы с
учащимися интегрирующих в себе различные нравственные категории (идеи
взаимопомощи, патриотизма, коллективизма и др.), включение в содержание
учебного предмета материала морально-этической направленности)
способствующие социализации личности старшеклассника;

- определены критерии и уровни социализации личности в процессе
учебно-воспитательной работы;

- уточнены содержание и структура социализации личности,
происходящей в процессе нравственного воспитания через самосознание,
самооценку, саморегуляцию;

разработана и обоснована эффективность технологии, обеспечивающей социализацию личности старшеклассника в учебно-воспитательной работе с использованием элементов традиционной нравственной культуры дагестанцев.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

выявлено, что процесс социализации старшеклассника является методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы нравственной культуры;

установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании нравственного воспитания способствующего социализации учащихся;

- представлен понятийный аппарат, отражающий организационную
работу по созданию условий для социализации личности старшеклассника в
учебно-воспитательном процессе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная технология организации условии для социализации старшеклассников с использованием элементов нравственной культуры может использоваться как в образовательной практике средней школы, при создании и реализации инновационных программ, так и в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов, при чтении специальных теоретических курсов по педагогическим технологиям. Составленная система психодиагностических (анкеты, тесты) диагностик может успешно применяться педагогами, преподавателями педвузов, студентами с целью оценки уровня социализации личности старшеклассника.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Отношение старшеклассника к школе, мотивация учебной деятельности тесно связаны с возможностями его социализации в учебно-воспитательном процессе, эффективность которого может быть повышена при использовании элементов традиционной нравственной культуры дагестанцев.

  1. Основные подходы к определению социализации учащихся отражают единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека, включают побуждение к деятельности и индивидуализацию нравственного воспитания, эффективность которого обеспечивается обогащением базовых учебных дисциплин, национально-ориентированным содержанием формирования нравственности, воспитателями-профессионалами, являющихся носителями высокой морали.

3. Разработанная технология организации и управления процессом
социализации в учебно-воспитательной работе наряду с индивидуальным
стилем педагогической деятельности способствует психическому развитию
старшеклассника, которая на определенном уровне, обеспечивает
формирование нравственной сферы, способствует личностному развитию,
создавая условия для его социализации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикации научных статей и тезисов выступлений на семинарах и конференциях различного уровня, ежегодной научно -методической конференции преподавателей и студентов ДГПУ (2001-2005 гг.).

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение.

Социализирующие нормы нравственности народов Дагестана

Нормы нравственности вырабатывались и закреплялись в течение многовековой трудовой деятельности людей. Истоки зарождения моральных норм и оценок ведут в глубину истории, к первобытно-общинному строю. Характер материальной жизни и труда являлся предпосылкой для утверждения той или иной общественной морали. Нравственные взгляды, чувства, убеждения не находятся в плоскости лишь субъективных сил человеческой личности, стремящейся к самовыражению. Они формируются на основе определенной общественной морали, в данном случае морали трудового народа, которая в свою очередь проявляется под воздействием объективных условий жизни людей, их оценки труда, характера их участия в труде, общения, классовых взаимоотношений. Мораль трансформируется в нравственность посредством целенаправленного нравственного воспитания.

Весьма важен учет места и времени в оценке моральных предписаний. Одна и та же моральная черта может быть понята по-разному и даже вызвать полярно противоположное к себе отношение в разные периоды развития общества и общественной морали. В разных временных рамках с определенными социальными отношениями такая моральная черта, как воровство, может быть расценена положительно или отрицательно. В одном случае оно проявление «молодечества», «мужества», «удали», в другом -ярко выраженный нравственный порок, осуждаемый общественным мнением. В народном опыте воспитания в программу «джигитовок» входили различные формы действий, расцениваемых как проявление «джигитства», включающие силовые действия: погоня за знаменосцем представителями молодежи из аула жениха с целью заполучить флаг невесты или подобные же действия односельчан со стороны невесты, стремившихся сорвать шапку с головы парня - посланца жениха, борьба молодых всадников за ритуальную ореховую шапку. Все это—прелюдии к молодечеству большего размера -угону скота у соседних общин. В старинной лирической песне ультимативно звучат слова девушки-красавицы, согласной выйти замуж лишь за такого парня-удальца, который украл бы сотню лошадей. И вполне ясно, что девушка представляет своего жениха как настоящего джигита и никоим образом как вора. Если бы так заявила нам современная девушка, общество, несомненно, осудило бы ее, ибо угон скота по современным понятиям -явное нарушение установленных норм поведения. В течение своего развития общество подвергало контролю и переоценке идеи воспитания, нормы поведения, поступки людей в зависимости от целесообразности их в конкретных условиях окружающей действительности. Тот же обычай «молодечества», когда стал чреват раздорами между общинами, был вытеснен из практики поведения молодых людей общественным табу.

Обычай кровной мести, некогда существовавший среди горцев, в науке порой истолковывается односторонне, без внимания к причинам, его породившим. Он возник и не мог не возникнуть в пору низкого уровня судопроизводства, отягощаемого отсутствием письменности, значит, и неразвитостью науки в условиях экономической и культурной отсталости. Кровной мести не суждено было укорениться и народной педагогике. Укоренилось строгое наставление: «Кровь кровью не смывай, кровнику не уподобляйся». Возникло чрезвычайно тяжелое средство откупа - «цена крови». Виновник облагался таким штрафом, что без помощи всех своих сородичей не смог бы откупиться. Примечательно то, что все сородичи несут ответственность за провинность, за антиобщественное поведение члена своего клана. На них же распространяется бремя позора убийцы, что еще более усугубляет тяжесть экономически выраженного штрафа. Не случайно и по сей день горец, размышляя над ценой облюбованного им товара и сомневаясь в своей возможности купить его, сокрушенно отметит про себя: «Боже, до чего же дорого стоит» и продолжит мысль свою гиперболизированной народной поговоркой: «Словно цену крови платишь».

Двузначность содержания понятия «абрек» также объяснима при учете принципа культуросообразности, т.е. когда, где, у какого народа, при каких обстоятельствах существовало абречество, каковы были объективные и субъективные причины его появления. В одном случае «абрек» может быть оценен как «разбойник», «грабитель». В другом - как честный человек, у которого единственным оружием поиска истины и справедливости остались лишь его партизанские выступления. В последнем случае собратом горскому абреку можно считать В. Дубровского из одноименной повести А. С. Пушкина. Отсюда следует, что в обществе в различные периоды его развития под превалирующим мнением абсолютного большинства людей и при учете объективных и субъективных причин проявления того или иного поступка происходит постоянно и последовательно корректировка моральных требований к нравственному поведению подрастающего поколения на основе общепринятых нравственных отношений в обществе. Ф. Энгельс справедливо указывал, что «нет ничего легче, чем разражаться целым потоком общих фраз по поводу рабства и т.п., изливая свой высоконравственный гнев на такие позорные явления.

Стремление к социализации как фактору развития личности в старшем школьном возрасте

В самом общем виде социализация личности старшеклассника как процесс утверждения себя -это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и реализация своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Социализация сопровождает человека с момента выделения себя от окружающей среды и до самой смерти. Л.И.Божович считает, что потребность в самоутверждении и социализации начинается с конца 2-го года жизни, когда он полностью заменяет собственное имя местоимением "Я" [27].

Но, именно в подростковом периоде, социализация становится той мощной силой, которая "может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного" [118], ибо в этом возрасте происходит перелом в отношении к себе в связи с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у старшеклассника способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других присущими качествами. Это порождает у него стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными.

С целью выяснения ценностных предпочтений современных учащихся, мы использовали методику М.Рокича "Ценностные ориентации". В исследовании приняло участие 186 учащихся 10-11 классов средних школ №2, №4, №6 г.Махачкалы. Проведенное нами исследование ценностных ориентации старшеклассников (табл.№1) подтверждают результаты подобных исследований [23 ;84 ;112 ; 138 ; 177] и свидетельствуют о том, что наиболее привлекательны для современных старшеклассников такие свойства личности, как независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; твердая воля (умение постоять на своем, не отступать перед трудностями); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), все эти свойства объединены нами в блок "ценности социализации", имеющий у старшеклассников самый высокий рейтинг (27,4%). Следующими идут ценности общения (25,2%) и этические ценности (18,2%), включающие такие свойства личности, как умение входить в контакт с людьми, широта взглядов (учение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи, привычки) честность, справедливость, чувство долга, умение держать свое слово, и т.д.)

По нашему предположению стремление к социализации становится устойчивым процессом в подростковом возрасте в связи с развитием самосознания, воли, объективизации самооценки и оценки окружающих, потребности в самовыражении. Это возраст яркого проявления самости личности. Все проявления "само" и их взаимосвязь в подростковом возрасте весьма произвольно можно представить в виде схемы 1.

По схеме (левая колонка) факторы необходимые для социализации -это прежде всего самосознание, как результат выделения человеком самого себя из окружающей среды. Мы, разделяя мнение Ю.И.Матвеева [105], понимаем социализацию личности старшеклассника как специфическую форму общения индивида с самим собой. Объектом отражения и восприятия в этом случае служит сам субъект познания. В результате старшеклассник получает представление о наличии у себя конкретных личностных признаков, потребностей и интересов, дает оценку им, определяет задачи своей жизнедеятельности, осуществляет логический анализ различных вариантов своего возможного и необходимого поведения в различных ситуациях. На основании субъективных представлений о себе самом, субъективных оценок своих способностей и возможностей вырабатывается оптимальный, с точки зрения подростка, вариант поведения, который и выступает как основной (привычный) способ самоутверждения.

В старшем школьном возрасте социализация порождает самооценку, что дает возможность увидеть собственное "Я" в центре мироздания, общества, коллектива, осознать свое влияние на происходящее, оценить результат своих действий в среде себе подобных, как изнутри себя, так и опосредованно, через оценки других. Р.М.Грановская, разделяя мнение Л.С.Божович о том, что "специфически человеческим побудителем поведения и развития личности является самооценка" [25, С.299], полагает, что "по мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции" [46, с.466]. Третьим фактором является самовыражение - как потребность личности открыто заявить о себе, своих намерениях, желаниях, убеждениях и чувствах, активно выражать их в поведении и общении. На старший школьный возраст приходится пик развития потребности в самовыражении. Отсюда сильное стремление старшеклассников ко всему яркому, впечатлительному, что подчеркивало бы их индивидуальность как в одежде, так и в поведении. Нередко они прибегают к экстремальным формам самовыражения, используя шокирующий внешний вид, амбициозное, вызывающие поведение, как средство заявить о себе, утвердить свое Я.

Центральная часть схемы показывает, что социализации предшествует саморегуляция (и прежде всего самоконтроль, самодисциплина, настойчивость в преодолении трудностей), которая относится к тем внутренним процессам, которые позволяют индивиду управлять его целенаправленной активностью в любое время и при любых обстоятельствах. Процесс саморегуляции возникает в ситуации наличия препятствия на пути устойчивого развития (в случае появления проблем, безуспешного применения привычных способов поведения и др.) Конкретными формами регуляции процесса социализации выступает борьба мотивов, принятия решения, установление конкретных задач деятельности и т.п. [105].

Анализ и оценка социализации старшеклассников в учебном процессе

Отношение старшеклассника к школе, мотивации самостоятельной работы тесно связаны с возможностями его социализации в учебном процессе. Организация условий для социализации личности учащегося в учебной деятельности требует от учителя не только осмысления значения социализации в жизнедеятельности старшеклассника, знания сущности социализации, но и данных об уровне и степени ее проявления в поведении и самостоятельной деятельности, глубины осознания старшеклассниками социальной и личной значимости социализации.

Целенаправленная работа педагога по созданию условий для социализации личности старшеклассника начинается с диагностирования потребности и готовности к социализации. Как показало наше исследование, вопросы диагностирования социализации старшеклассников не получили всесторонней научной разработки. Нет и научно обоснованных методических рекомендаций для учителей по изучению уровня социализации старшеклассников, что отрицательно сказывается на эффективности обучения и самостоятельной работе.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, в своем исследовании мы использовали следующие критерии: 1) содержательные, связанные с выделением адекватных изучаемому качеству показателей; 2) оценочные, связанные с возможностью фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. По направленности, способу и месту применения критерии социализации мы условно разделим на две группы: 1) связанные с проявлением результатов социализации во внешней форме - суждениями, оценками, поступками, действиями личности; 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз педагога, проявляющимися во внутренней форме (мотивами, убеждениями, планами, ориентациями). Проведенное исследование позволило конкретизировать ряд важных требований, которым должна отвечать технология диагностирования социализации: 1) системность - учитывать логику процесса обучения и воспитания, взаимосвязь всех его частей, целостность; 2) доступность для массового применения учителями всех уровней квалификации; 3) надежность - давать максимально обоснованные выводы; 4) информативность - результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов; 5) экономичность - требовать минимума времени и усилий. В ходе исследования определены теоретические и методические основы диагностики с социализации старшеклассника. В качестве исходных теоретических посылок при решении проблемы диагностики социализации личности старшеклассника в процессе самостоятельной работы выступали следующие: 1. В диагностике следует идти не от сопоставления с какой-либо нормой, а от реального уровня, на котором находится учащийся в данный момент. Темпы и масштабы продвижения от личного, стартового уровня и будут конечным результатом его развития. 2. Педагогическая диагностика не является для нас самоцелью. Она рассматривается нами не только как инструмент познания социализации 108 старшеклассника, но и как инструмент, создающий условия для социализации старшеклассника в учебной деятельности. Таким образом, теоретические основы диагностики имеют практическую направленность, в которой выражается весь целостный процесс создания педагогических условий для социализации личности старшеклассника: его прогнозирование, осуществление, совершенствование, оценка результативности, коррекция. Методические основы диагностики социализации личности старшеклассника составляют ряд педагогических требований, соблюдение которых позволяет сделать диагностику более эффективной и действенной. Диагностику социализации старшеклассника мы осуществляем, учитывая многообразие ее проявлений в учебной деятельности и в процессе самостоятельной работы. Определение уровня социализации личности старшеклассника в учебной деятельности требует от педагога комплексного использования разнообразных методов изучения личности. 1. Методы, направленные на изучение потребностей и мотивов, самооценки и уровня притязаний, достижений, стремления к успеху и неуспеху (беседы, анкетирование, наблюдение, диагностические тесты и др. 2. Методы, выявляющие уровень и качество знаний (анкетирование, тесты, анализ продуктов деятельности учащихся и др.) 3. Методы, связанные с изучением поведения и деятельности учащихся, умений, навыков, привычек проявления социализации в учебной деятельности (наблюдение, естественный эксперимент, методика выбора и т.д.) Таким образом, выяснив мотивы и потребности, определив степень сформированности и проявления социализации, мы имеем фактический материал, который позволяет констатировать наличие (или отсутствие) социализации, уровень владения ею. Однако, ограничиться лишь констатированием уровня социализации в учебной деятельности мы не можем. Смысл состоит в том, чтобы намечать (прогнозировать) перспективы учебной работы, осуществлять ее с учетом выявленного уровня и с учетом самостоятельности старшеклассников.

Таким образом, педагогическая диагностика в создании условий для социализации личности старшеклассника в учебной деятельности выполняет ряд функций:

Информационно-прогностическую, которая дает информацию об уровне социализации личности старшеклассника в учебной деятельности. Результаты диагностики являются исходными данными для прогнозирования и проектирования педагогических условий для социализации старшеклассника.

Реализация технологий по созданию условий для социализации старшеклассника

Реализация в педагогической практике общеобразовательной школы разработанной технологии предполагает решение проблемы социализации личности старшеклассника в учебной деятельности. С этой целью нами были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, организована опытно-экспериментальная работа. Эксперимент протекал в условиях образовательного процесса общеобразовательных школ №2, №4, №6 г. Махачкалы. В исследовании участвовало 105 педагогов и 174 учащихся 10-11-классов.

В эксперименте участвовали один экспериментальный и один контрольный классы, целенаправленная работа с которыми проводилась на протяжении четырех лет, Нам представляется рациональной именно такая численность участников и продолжительность эксперимента, поскольку обнаружить качественные действительные изменения в потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательной сферах личности за короткий срок представляется крайне трудным.

Состав экспериментального и контрольного классов в возрастном и количественном отношении был одинаков; результаты успеваемости и уровень социализации личности старшеклассника в учебной деятельности также примерно равны.

Технология реализации условий для социализации личности старшеклассника состоит из ряда этапов, основными задачами которого являлись: первоначальное инициирование активности учащихся, оснащение их способами и приемами самостоятельной деятельности, решения проблемных задач, включение в общение и личностно-значимую деятельность, актуализирующую творческую активность и предоставляющему возможность социализации каждому старшекласснику.

Для решения вышеизложенных задач в экспериментальном классе необходимо было произвести инновационные изменения в учебном процессе. Цель нововведений заключалась в расширении возможности социализации личности старшеклассника в учебной деятельности средствами личностно-ориентированного обучения, основанного на идеях сотрудничества и проблемно-развивающего обучения, а также на соблюдении принципа индивидуализации, изменений контроля и оценки учебной деятельности старшеклассников, опорой на самостоятельность и творческий способ работы. Включения внешкольной информации и этнорегионального материала в содержание учебных предметов. Сущность инноваций сводилась к иному по сравнению с традиционным пониманию смысла, содержания и способов деятельности педагога, выступающего в данном случае не только как носитель знаний, а соратник, авторитетный старший товарищ, способный творчески построить учебный процесс. В своей деятельности он реализовал следующие принципы:

Реализация принципов сотрудничества. 1.1. Восхищение каждой идеей ученика, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка: оно предполагает: а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика; б)использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; в) максимальную адаптацию по всем высказываниям и действиям детей. 1.2.Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности. 1.3. Обеспечение независимости в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение. 2. Реализация принципов индивидуализации и проблемно развивающего обучения. 2.1.Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; 2.2.Использование интеллектуальных задач, которые невозможно решить обычными способами; 2.3.Обмен мнениями и вопросами между учащимися и учителем. 2.4.Принятие различных аспектов творческости: устных и письменных ответов, ответов, имеющих литературную и нелитературную форму, поведение и реакции на другого человека. Предпринятое нами исследование основных направлений, по которым может развиваться процесс социализации личности старшеклассника в учебной деятельности на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы позволило установить, что стремление к обретению устойчивого положения и общественного признания служит главной причиной социализации в учебной деятельности большинства старшеклассников. Тогда как самореализация, желание узнать что-то новое служит причиной социализации в учебной деятельности 27,2% и 29,8% учащихся экспериментального и контрольного классов.

На формирующем этапе результаты диагностики свидетельствуют о том, что организация условий для социализации личности старшеклассника в учебной деятельности позволяет направить процесс самоутверждения у большинства (42,8%) подростков экспериментального класса в направлении самостоятельности и саморазвития личности, ориентированной на овладение чем-то новым.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что благополучная, успешная социализация личности старшеклассника обычно характеризуется относительно высокой и устойчивой самооценкой. Напротив, недостаточная способность вхождения личности в общество часто связаны с неустойчивостью самооценки, конфликтностью ее строения, завышенностью или заниженностью уровня притязаний.

Похожие диссертации на Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации старшеклассника