Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Абитова Фарида Викторовна

Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии)
<
Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абитова Фарида Викторовна. Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2005 180 c. РГБ ОД, 61:05-13/870

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВЦЕВ 14

1.1. Исторические аспекты трудового воспитания карачаевцев 14

1.2. Ценностные ориентации трудового воспитания в карачаевской семье 29

1.3. Культурологический аспект и задачи трудового воспитания карачаевцев 49

Выводы кглаве 1 56

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 59

2.1. Традиционная педагогическая культура карачаевцев как фактор формирования трудолюбия 59

2.2. Средства и методы трудового воспитания 81

2.3. Формирование трудолюбия у школьников средствами устного народного творчества 130

Выводы к главе II 156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161

ПРИЛОЖЕНИЯ 174

Введение к работе

Актуальность исследования. На протяжении многих веков подготовку к труду и участие в труде прогрессивные мыслители рассматривали как неотъемлемую часть формирования гармонично развитой личности. Труд - это один из видов деятельности, осуществляющей педагогическое управление учебой, общественной жизнью, способствующей формированию духовно-нравственных ценностей и качеств личности. Одной из основных целей трудового воспитания является развитие личности, способной к самовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов ориентировали родителей и учителей на отношение к труду как к социально значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые обеспечивают возможность личностного роста, развитие самостоятельности в труде на благо себя и общества.

В современных социально-экономических и политических условиях российского общества в педагогической системе активно стало осуществляться возрождение традиционных форм воспитания детей, изучение историко-педагогического наследия народов, населяющих регионы России.

Обновление государства невозможно без ориентации на национальные особенности, учета психолого-этнических черт каждого народа, проживающего в нем, изучения богатого воспитательного опыта, веками накопленного в народной педагогике.

Исследования этнографов, историков, педагогов, психологов показывают, что каждая нация накопила обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, историко-социальных и культурных условий жизни. Игнорирование воспитательной практики народа приводит к забвению основных принципов становления личности, извращению национального самосознания. В связи с этим важность этнопедагогических исследований очевидна.

Национальная школа на современном этапе призвана стать учреждением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, обычаев,

4 традиций, нравственных устоев с учетом особенностей этноса, уникальности его социокультуры.

Накопленный горской народной педагогикой опыт трудового воспитания подрастающего поколения направлен на социализацию личности, он показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных особенностей, этнопсихологических стереотипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания.

Проблемы воспитания приобретают особую актуальность в многонациональном, поликонфессионалыюм Северокавказском регионе. В отечественной педагогике раскрыты различные аспекты подготовки школьников к труду, охарактеризованы роль и значение отдельных дисциплин общеобразовательной школы в трудовом обучении и воспитании учащихся. У истоков преподавания ручного труда в народной школе стояли JLH. Модзилевский, Д.Д. Семенов, К.Д. Ушинский, К. Цируль и др. Развитию проблем трудовой подготовки учащихся посвятили свои труды В.В. Блопекий, А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин, СТ. Шацкий и др.

Основные черты национального воспитания раскрыты К.Д. Уши неким, указавшим на необходимость тесной связи воспитания с жизнью народа, его трудом, культурными потребностями. Взгляды К.Д. Ушинского на национальное воспитание разделял П.Ф. Каптерев. Народность в воспитании, по П.Ф. Каптереву, характеризуется как развитие у подрастающего поколения не только национальных черт, но и приобщает к общечеловеческим ценностям. Историк В.О. Ключевский заметил, что отличие народных взглядов на воспитание подрастающего поколения от научных, состоит в том, что знания, передаваемые детям, предназначаются для того, чтобы научить их жить в мире и гармонии с окружающим миром.

Трудовому воспитанию подрастающего поколения большое внимание уделяли педагоги А.В. Бакушинский, Дж. Дьюи, К. Керншенштейнер, А.С.

5 ". Макаренко, В.А. Сухомлннский, П.И. Христианович, С.Т. и В.И. Шацкие. В 70-80-е годы большое внимание трудовому становлению личности школьника уделяли педагоги-энтузиасты - П.Г. Годин, А.А. Захаренко, Н.К. Калугин и др.

Исследователь Г.Н. Волков считает, что, являясь целью и средством воспитания, труд и воспитание в труде выступают венцом воспитательной системы. Труд является средством достижения гармонии, природно-биологического, социального баланса в развитии человека, а формирование личности в труде - способом естественного, природосообразного, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.

Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенство личности происходит преимущественно в труде. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания карачаевцев мало изучены. Невелико количество публикаций и по общим проблемам народной педагогики карачаевцев. В дореволюционный период были изданы исследования И. Акбаева, У. Алиева, И. Крымшаухалова, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом планах влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. В советский период особенности народной педагогики изучались недостаточно.

Вопросы народной педагогики в 80-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: И.А. Арабов (Таджикистан), А.Э. Измайлов (Киргизия), Г.Н. Волков (Чувашия), А.Ш. Гашимов (Азербайджан), М.Б. Гуртуева (Кабардино-Балкария), Е.Е. Хатаев (Северная Осетия), Ш.А. Мирзоев (Дагестан), Х.Х-М. Батчаева, Ф.Т. Кущетерова, К.Б. Семенов, СБ. Узденова (Карачаево-Черкесия), Я.И. Ханбиков (Татарстан), А.Ф, Хинтибидзе (Грузия), Л.Г. Андреева, С.М.Шакарян (Россия), И.А. Шоров, К.И. Бузаров (Адыгея) и др.

Частично проблема воспитания на народных семейных традициях и обычаях затронута в монографиях Х.Х-М. Батчаевой, Т.Х. Кумыкова,

6 :

Б.С.Саламова, К.Б. Семенова, А.Х. Семеновой, СБ. Узденовоґі С.Б., Е.Е.
Хатаева и др.
Дидактическое обоснование связи между трудовым воспитанием и

развитие личности детей дано в работах П.Р. Атутова, А.К. Бешенкова, Ф.И. Иващенко, И.Н. Сандитовой, О.А. Тарасовой и др.

Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания средствами устного народного творчества горцев.

Анализ проблемы совершенствования трудового воспитания позволил выявить некоторые недостатки:

1. В современной национальной школе и семье не используются в
должной мере воспитательный потенциал устного народного творчества и
традиции трудового воспитания народной педагогики карачаевцев, отсутствует
разработка содержания, средств и методов трудового воспитания, основанных на
народном идеале трудолюбивого человека.

2. Не определены сущностные и общие тенденции процесса социализации
личности в труде с учетом урбанизации населения, механизации ручного труда,
автоматизации многих трудовых операций.

3. Устарели методологические подходы к характеристике устного
народного творчества как источника народной педагогики вообще, и трудового
воспитания, в частности.

Стратегия государства в области образования, проводимые реформы, вариативность и учет национально-регионального компонента оказывают значительное влияние на все регионы РФ. Национальная школа Карачаево-Черкесии способна и должна обеспечить максимальные условия для передачи молодому поколению накопленного веками жизненного опыта, духовного наследия, традиций, обычаев, нравственных устоев и др.

Основными целями и задачами трудового воспитания являются: - формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности у учащихся;

развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности, предприимчивости и деловитости;

вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Важность сохранения и развития единого образовательного пространства Российской Федерации, в рамках которого должна происходить гармонизация национальных и этнокультурных отношений, диктует необходимость сохранения и поддержки этнической самобытности народов России, сохранение их традиций и культуры.

В своем исследовании мы опирались на гуманистические идеи в области умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания, содержащиеся в трудах великих классиков педагогики: Я.А. Коменского, П.Ф. Каптере-ва, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

Воспитание горцев на лучших семейных традициях и обрядах, образцах прошлой жизни всегда вызывало интерес у прогрессивных горских педагогов, просветителей, мыслителей, писателей, страстно пропагандирующих идеи народной педагогики в печати (у адыгейских народов - К. Атажукин, Ш. Ногмов, П. Тамбиев, С. Хан-Гирей, у чеченцев - У. Лаудаев, у ингушей - Ч. Ахриев). Среди осетин внимание рассматриваемому вопросу уделяли Ц. Амбалов, М. Гарданов, Г. Дзасохов, И. Кануков, X. Уруймагов, у карачаевцев - И. Акбаев, И.М. Байрамуков, Т.Биджиев и др. О необходимости опоры на устное народное творчество в семейном воспитании писали исследователи-кавказоведы М.М. Ковалевский, М.О. Косвен, В.Ф. Миллер, Я.С. Смирнова и др. Однако их исследования не в достаточной мере учитывали возможности устного народного творчества в трудовом воспитании младших школьников в семье и школе. Учитывая актуальность и необходимость научного подхода к обобщению богатого историко-педагогического опыта трудового воспитания карачаевцев, был сделан выбор темы исследования «Трудовое воспитание младших

8 школьников средствами устного народного творчества (на материале Карачаево-Черкесии)», цель которого выявить общие и специфические тенденции, условия и факторы влияния устного народного творчества, обычаев и традиций карачаевцев на подготовку детей к труду.

Объект исследования: совокупный историко-этнический и этнопедагогнческий опыт горцев, представленный в трудовых обычаях и традициях, обрядах, праздниках, играх, устном народном творчестве и его реализация в воспитании подрастающего поколения.

Предмет исследования: процесс трудового воспитания младших школьников средствами устного народного творчества карачаевцев.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что трудовое воспитание младших школьников будет успешным, если:

- традиционная педагогическая культура карачаевцев как целостная,
самобытная педагогическая система воспитания будет служить обогащению
практики семейного и школьного воспитания в деле гуманизации и
демократизации, способствовать становлению национального самосознания,
сохранению этнической общности, возрождению и развитию ее
самобытности:

+ *

на основе системного подхода будет выявлен и внедрен в практику воспитательный потенциал устного народного творчества карачаевского народа и его педагогической культуры;

будут вскрыты и обоснованы формы, методы и средства использования устного народного творчества в воспитании трудолюбия у младших школьников в семье и школе;

- будут разработаны оптимальные организационно-педагогические
условия эффективного взаимодействия школы и семьи по формированию
трудолюбия у детей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

-выявить влияние педагогического потенциала и специфических возможностей устного народного творчества карачаевцев на воспитание трудолюбия у детей младшего школьного возраста;

-обобщить опыт трудового воспитания карачаевцев с учетом требований современной практики;

-изучить, проанализировать роль устного народного творчества, прогрессивных обычаев и традиций карачаевской семьи в трудовом воспитании детей;

-разработать методические рекомендации по использованию устного народного творчества "карачаевцев в современной национальной семье и школе.

Методологическую базу исследования составили философские

положения о взаимосвязи и зависимости характера трудового воспитания с социально-историческими условиями жизни общества, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого, а также основные положения философской аксиологии и педагогической акмеологии и гуманно-личностной педагогики, основные положения семейного воспитания в горской народной педагогике и др.

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы:

обсервационные и диагностические: наблюдение прямое, косвенное; анкетирование, интервьюирование и опрос старожилов, родителей учащихся, педагогов.

изучение и анализ архивных источников, трудов дореволюционных и современных авторов по проблемам трудового воспитания; фольклора, этнографии, истории, педагогической мысли народов России и Северного Кавказа;

- сопоставительный анализ историко-этнографических, литературно-
фольклорных, этнопедагогических произведений.

Исследование проводилось в несколько этапов:

- 10 - -На первом этапе (1999-2001гг.) изучалась научная литература, определялась область исследования, проводилось изучение состояние проблемы в школах республики и сбор эмпирического материала и констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001 -2002гг.) уточнялись исходные параметры исследовательской работы (цель, задачи, гипотеза). Осуществлялась проверка и уточнение общей гипотезы исследования, проводилась апробация работы.

На третьем этапе (2002-2004гт.) осмысливался и обобщался полученный материал, оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна и значимость исследования определена практической направленностью, концептуальностью, полученными эмпирическими результатами, перспективностью диссертационного исследования, теоретической и практической ориентированностью. Она состоит в том, что в работе:

обоснована значимость трудового воспитания подрастающего поколения в современной карачаевской семье и школе на основе знаний содержания, форм и методов трудового воспитания одного из древнейших народов Северного Кавказа;

раскрыты характер содержания, сущностные характеристики трудового воспитания детей в карачаевской семье на различных этапах исторического развития;

определены основы трудового воспитания средствами устного народного творчества карачаевцев;

изучен и обобщен опыт использования устного народного творчества в трудовом воспитании у Северо-Кавказских народов, разработаны практические рекомендации для современной карачаевской семьи и школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проанализированы историографические аспекты реализации трудового воспитания в карачаевской семье и национальной школе с учетом национальных и этнорегиональных принципов образования и воспитания;

- изучен и дан анализ роли устного народного творчества, прогрессивных
обычаев и традиций карачаевской семьи в трудовом воспитании детей;

проанализировано современное состояние проблемы на основе обзора философской, исторической, этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы;

показана воспитательная роль и ответственность старшего поколения за формирование трудолюбия и возможность социализации детей;

дано теоретическое обоснование исследуемой социально-педагогической проблемы, актуальной не только для Карачаево-Черкесии, но и для всего Северо-Кавказского региона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и рекомендации позволяют повысить трудовую активность учащихся и эффективность учебно-воспитательной работы педагогического коллектива многонациональной школы;

- комплексная модель содержания трудового воспитания с успехом может
быть использована в практике национальной общеобразовательной школы
Северо-Кавказского региона;

- теоретические положения доведены до практического приложения и
могут быть внедрены в систему воспитания и обучения учащихся
многонациональной школы;

разработаны и рекомендованы к практическому применению учебно-методические рекомендации, направленные на реализацию основных принципов трудового воспитания учащихся в современной национальной школе;

предложены новые подходы и принципы организации учебного процесса к реализации содержательных и процессуальных аспектов трудового воспитания в семье и школе на основе устного народного творчества.

На защиту выносятся следующие положения:

- представление карачаевцев об идеале трудящегося человека —
носителя национально-этнических ценностей и особенностей, любящего труд
и умеющего трудиться на благо себя и окружающих, готового проявлять
коллективизм, почитать трудовые традиции;

- целесообразность использования содержания устного народного творчества карачаевцев в воспитании трудолюбия, уважения к труду и людям труда в современной национальной школе и семье;

j - традиции, обычаи, былины, сказки, пословицы, поговорки, песни являются успешной системой воспитательного воздействия, сложившейся на протяжении всей истории карачаевского народа, способствующей трудовому воспитанию детей;

комплекс педагогических условий реализации национально-регионального компонента в содержании образования служит эффективным средством использования возможностей устного народного творчества в трудовом воспитании учащихся начальной школы (проведение интегрированных уроков трудового обучения, родного, русского языка и речи, внеклассных мероприятий, встречи с ветеранами труда, народные, фамильные праздники, фольклорные мероприятия и др.).

Достоверность полученных научных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, четким определением проблемы, методологической базой исследования; соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов и применимостью полученных результатов в современной образовательной практике и установленной эффективностью их внедрения.

Апробация результатов исследования: осуществлялась на базе Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (факультета педагогики и методики начального обучения), общеобразовательных школ №1, 3, 4, 6 г. Карачаевска, школ № 8, 9, 16 г. Черкесска, сельских школ Малокарачаевского района. В различных формах исследования, на определенных его этапах приняли участие около 700 человек, в том числе руководители общеобразовательных учреждений, учителя, ученики, родители, студенты факультета педагогики и методики начального обучения Карачаево-Черкесского государственного университета (КЧГУ), республиканского педагогического училища (г. Черкесск), республиканского института повышения квалификации работников образования.

Результаты исследования были обсуждены и положительно оценены на научно-методологических семинарах аспирантов и соискателей, профессорско-преподавательского состава кафедр педагогики и педагогических технологий, КЧГУ, излагались в научных докладах соискателя на университетских, межвузовских, региональных и всероссийских конференциях: Ставрополь (2000,2001), Пятигорск (2001,2003), Карачаевск (2001,2004), а также на методических объединениях учителей, в ходе обмена опытом на научно-методических семинарах при РИПКРО КЧР.

Материалы диссертации используются студентами университета при написании ими курсовых и дипломных работ.

/

Исторические аспекты трудового воспитания карачаевцев

На территории современной Карачаево-Черкесии в основном проживают карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы, русские, а также осетины, греки, армяне, турки и др.

Археологические источники, данные антропологии, этнографии, языкознания позволяют заключить, что карачаевцы автохтонное (первоначальное, исконное) кавказское племя, прошедшее свой собственный путь в цивилизацию. Они представляют собой носителей так называемой кобанской культуры, наивысший расцвет которой приходится на первое тысячелетие до нашей эры. Карачаевский народ известен миру уникальным горно-скотоводческим хозяйством, искусной высокогорной оросительной системой, самобытной народной архитектурой, производством мясомолочной продукции, шерсти, кожи (См.: 109,с. 26-27).

По антропологическим признакам карачаевцы, черкесы и абазины относятся к европейской расе. У ногайцев преобладают монголоидные черты. В лингвистическом отношении коренное население современной КЧР состоит из двух языковых, групп: тюркской и кавказской. К тюркской группе относятся карачаевский и ногайский языки, к кавказской (адыго-абхазской) -черкесский и абазинский.

Древние горские народности формировались на протяжении многих веков. Так, адыгская народность сформировалась к X веку н.э., карачаево-балкарская - была сформирована на рубеже XIII - XIV вв., ногайская - в XV века (2, с. 15-29).

По данным переписи 1897 г., основная часть горского населения занималась земледелием и отхожими промыслами. После реформы 1861 г. усилились экономические связи горцев с русскими. У народов Карачая не было государственности. Не было феодальных городов. Феодальная собственность на землю существовала в форме фамильной собственности.

К XVI веку относится установление связей народов Карачая с Россией. Сближение с русскими оказывало влияние на духовную культуру всех народов Северного Кавказа.

В начале XVII в. русский посланник Федот Елчин, прибывший в Карачай, засвидетельствовал здесь наличие развитой социально-политической и духовной культуры. До присоединения к России (1828 г.) Карачай представлял собой Вилает - государственное образование арабско-турецкого типа, во главе которого стояли правитель и судебная власть.

Карачаевское феодальное общество имело четкую иерархию: высшее положение занимали князья, ниже находились свободные крестьяне, еще ниже - независимые крестьяне, крепостные, наконец, неимущие. Всей жизнедеятельностью общества управлял народный орган - тере. Это была своеобразная демократическая форма самоуправления, в которую входили представители всех сословий. Возглавлял его самый авторитетный представитель из высшего сословия, который был по сути верховным правителем. На тере обсуждались важнейшие вопросы общественной жизни, принимались решения, имевшие силу закона. На этих заседаниях выносились приговоры нарушителям законов, установленных норм и обычаев (См.:39, с.93).

Конец XVIII - начало XIX вв. для народов Карачая был переломным периодом в социально-экономическом и культурном развитии: произошел переход большинства горцев в русское подданство. Наряду с освоением Северного Кавказа казачеством, в этот регион, в том числе на территорию Карачая, началось переселение крестьян из малоземельных губерний Центральной России. Это способствовало установлению тесных экономических и культурных связей горцев с русскими. Расширялись взаимные трудовые связи. Если на первых порах это было вынужденным, то впоследствии это стало закономерным. Общение горцев с другими народами, представителями передовой интеллигенции оказывало благотворное влияние на их хозяйственную и культурную жизнь. Так, горцы заимствовали у русских более современные орудия и средства производства, технологические процессы, агрокультуру, стиль построек, предметов домашнего обихода, одежду. Местное русское население в свою очередь внедряло в свой быт то новое, рациональное, что было характерно для жизнедеятельности горцев (приемы ухода за скотом, переработки сельскохозяйственных продуктов, особенности убранства жилищ, приготовления пищи и др.).

Ценностные ориентации трудового воспитания в карачаевской семье

Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей до наших дней.

Этнопедагоги ка предполагает изучение педагогики, традиционной культуры воспитания, этнической общности. Вполне естественно, народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики, в ней превалирует эмпирика, где много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы взглядов, обобщающей теории (См.: 37, с.7-8).

Этнопедагогика как часть педагогической науки, исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических, исторических и социологических методов. Этнопедагогика анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или другого этноса.

Этнопедагогика, по определению Г.Н. Волкова, полнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциума, нации, народности, сказывающиеся, в конечном счете, и в «общности психического склада той или другой этнической группы»(37). До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, народной педагогики. Современными для нашего времени являются мысли великого русского педагога К.Д. Ушинского, отмечавшего что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» (113, с. 162).

«У каждого народа, - писал К.Д. Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы». Он справедливо указывал, что на воспитание большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура, быт и история народа (113, с. 163). Эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности.

Духовное богатство людей тесно связано с педагогикой, нравственным сознанием и культурой. Народная педагогика - это феномен, присущий сознанию народа. К.Д. Ушинскому принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история, уровень потребностей и быта порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения

Традиционная педагогическая культура карачаевцев как фактор формирования трудолюбия

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является возрождение национальных традиций и национальной школы. Жизнь общества и социализация молодежи неотделимы друг от друга. По мнению исследователя Н.В. Макси.менко, социализация раскрывает в человеке культурное самосознание. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование и трудовое воспитание происходят с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоения социальных норм и взаимоотношений (См.:37).

Трактовка воспитания как вечной категории позволяет считать естественным и закономерным существование вечных истин (ценностей) в историческом опыте воспитания и в народных педагогических традициях. К.Д. Ушипский так сформулировал идею народности воспитания: «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью...

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на Земле, и воспитанию остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника» (ИЗ, с. 160-163).

Ценности народного воспитания органически входят в общечеловеческую педагогическую культуру.

В этнопсдагогикс горских народов культивируются добродетели: доброе намерение, доброе слово, доброе дело, честь, доблесть. Издревле народ стремился, чтобы воспитание, труд, образование, общение со взрослыми и сверстниками формировали в ребёнке чувство доброты, заботы, бережного отношения. Делать людям добро, уважать, трудиться на общее благо - народная заповедь потомкам.

В понимании карачаевцев, добро - это нравственность, чистота души, справедливость, доброжелательность: «Игиликнн ашхылыкъ бла къайтар» (На добро отвечать добром); «Аманлыкъны да игилик бла къайтар» (На зло отвечать добром). Ашхылыкъ (добродетель) - призыв к добрым делам.

В пословицах, поговорках, лаконичных по форме, ёмких по содержанию, карачаевцы выражают самую суть этой вечной идеи. Именно «педагогический кодекс» пословиц, создающий «модель воспитания» (У. Мур), формирующий соответственно и «модель поведения» (Б.М. Бим-Бад, Г.Н. Волков), выполняет воспитательную функцию: «Ташны ургъанны, аш бла ур» (Бросившему камень, подай пищу); «Адамны аллына таш атсанг, кесинг абынырса» (Кинувший в другого камень, сам и встретишь его на своём пути); «Аманлыкъгъа игилик сакълама» (Сотворив зло, не жди добра). Во многих фольклорных памятниках карачаевцев (мифологических образах, эпосе) подчёркивается, что джигит должен быть не только смелым, но и великодушным, добрым, справедливым по отношению к добрым людям.

Процесс воспитания ребенка карачаевцы считали беспрерывным, постоянным, каждодневным, ежечасным. Воспитывают слово, поступок, отношения, люди, окружающая природа, красота.

Представления карачаевцев о воспитании, как ничто другое, выражают, пословицы: «Ребенка воспитывают не в один день», «Воспитывающий человека отказывает себе во всем», «Ум - это позолота, а воспитание - это золото».

Похожие диссертации на Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (На материале Карачаево-Черкесии)