Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Селедцова Валентина Николаевна

Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся
<
Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Селедцова Валентина Николаевна. Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Смоленск, 2003 207 c. РГБ ОД, 61:03-13/1990-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие способностей как один из эффективных способов раскрытия творческого потенциала школьников в учебно-воспитательном процессе 10

1.1. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся 10

1.2 Педагогические подходы к вопросу ученической печати дореволюционного периода 34

1.3. Ученические издания как средство воспитания творческой личности в педагогических работах 1918-1940 гг. 59

Выводы по I главе 74

Глава 2. Педагогическое значение организации и содержания ученической печати XIX — первой трети XX века 79

2.1. Ученические издания дореволюционного периода как форма выражения общественных взглядов, литературного вкуса и способностей учащихся 79

2.2. Отражение разноплановой творческой деятельности в ученических изданиях (1918-1930 гг.) 115

2.3. Место ученической печати в системе воспитывающего обучения учебных заведений Российского зарубежья (1918-193 0 гг.) 122

2.4. Педагогическая поддержка ученических изданий в современной школе 138

Выводы по II главе 148

Заключение 151

Список литературы 156

Приложения

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Это имеет большое значение для воспитания интеллектуально развитых, сознательных и творчески способных к активной деятельности в области экономики, науки и культуры, в различных сферах социально-духовной, общественной и государственной жизни личностей.

Среди ряда важнейших задач, решению которых призвана способствовать реализация Основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002 — 2004 гг., называется разностороннее развитие детей и молодёжи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности.

Таким образом, реализация творческого потенциала учащегося определяется как один из приоритетов нового этапа развития системы образования.

Следует отметить, что в современных условиях кризиса ценностей и мировоззренческого вакуума нравственный аспект творческих способностей, который всегда скрыто присутствовал в творческой личности, должен выйти на первый план, обнаружить себя, стать специальной заботой учителя. Художественное творчество, как никакое другое, способствует нравственному росту личности. В настоящее время в средних учебных заведениях всё более популярным становится такой вид творческой деятельности, как издание газет, журналов и творческих сборников.

Ученическая печать, являющаяся одной из форм внеурочной работы, была известна уже с XVIII в. Участие в изданиях учебных заведений стало важным этапом в творческом становлении В.А. Жуковского,

А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, А.П. Чехова, В.М. Жирмунского, Вс.А. Рождественского и других поэтов, писателей, критиков, деятелей культуры.

О недостаточной изученности истории вопроса ученической печати свидетельствует, например, статья "Периодика", данная в Российской педагогической энциклопедии (1999 г.). В ней говорится: "В России самодеятельные детские и юношеские издания появились в конце XIX в. в некоторых гимназиях и училищах". Такое утверждение нуждается в корректировке, так как здесь не учитывается традиция изданий XVIII - XIX вв., а также массовый характер этой деятельности в различных средних учебных заведениях.

Содержательная сторона ученических изданий XIX — первой трети XX в., их роль в развитии творческих способностей, а также вопрос педагогического руководства этой деятельностью почти не рассматривался в научной литературе последних десятилетий. Диссертационные исследования, посвященные ученическим изданиям, в основном относятся к середине XX в. Данные работы не включают осмысления историко-педагогического опыта. В них освещена главным образом роль ученических журналов в общественном и художественном воспитании (Б.А. Островская, 1948). Ученическая печать рассматривается также как одно из средств коммунистического воспитания (А.И. Довгун, 1955).

Различные аспекты проблемы развития творческих способностей и самореализации личности в последние годы послужили предметом диссертационных исследований Л.В. Бурой, СТ. Глуховой, М.М. Гумеровой, Д.А. Ершова, В.В. Садовой, Д.В. Самарина, М.Л. Сердюка и др.

Согласно проведенным исследованиям, в 30-х гг. ученическая печать, за исключением стенной, постепенно вытесняется из практики школ и переводится в систему журналистских организаций. В послевоенные годы складывается система кружков и клубов юнкоров при пионерских и

комсомольских изданиях. Немногие школьные педагоги, как свидетельствует периодическая педагогическая печать, практиковали эту форму работы как одно из результативных средств развития творческих способностей учащихся. В настоящее время опыт ученических изданий в учебных заведениях остаётся нечастым явлением.

Таким образом, предпринятое нами исследование актуально, во-первых, в историко-педагогическом плане, так как позволяет открыть для современной педагогической науки, практики организации воспитательной работы в учебном заведении, доме детского творчества опыт издания ученических журналов и сборников XIX — первой трети XX в.; во-вторых, в учебно-практическом и воспитательном отношениях в связи с острой потребностью современной школы в решении проблемы развития свободной, творческой личности с ярко выраженным социальным сознанием.

Противоречие между имеющимся опытом ученических изданий в русской, советской школе и учебных заведениях Российского зарубежья и недостаточным его осмыслением в теории и практике современного образования определило выбор темы диссертационного исследования - "Ученические издания XIX — первой трети XX в. как средство развития творческих способностей учащихся".

Объектом исследования являются ученические издания XIX — первой трети XX в. в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования - влияние ученических изданий как формы внеурочной деятельности на формирование и развитие творческих способностей личности учащихся.

Цель исследования - определение значения ученической печати как средства развития творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: ученическая печать, являясь одной из ведущих форм внеурочной деятельно-

сти в средних учебных заведениях XIX - первой трети XX века, выступила важным средством выявления и развития творческих способностей личности учащихся.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:

дать теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей учащихся в творческой деятельности;

провести историко-педагогический анализ работ по организации ученических изданий;

проанализировать содержание ученических журналов XIX — первой трети XX вв., выявляя их специфику;

определить роль ученической печати в развитии творческих способностей личности учащихся.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды по вопросам творческой деятельности, развития творческих способностей учащихся (В.И.Андреев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, Р.С. Немов, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.С.Шубинский и др.), историко-педагогические работы (A.M. Красноусов, М.В. Михайлова, Е.Г. Осовский, З.И. Равкин, Я.А. Роткович, Л.М. Сигал, С.Г. Смирнов, В.Ф. Чертов и др.), работы по организации литературно-творческой деятельности учащихся (А.Г. Балыбердин, СЮ. Залуцкая, Е.А. Корсунский, А.Н. Копчук, Г.С. Меркин, Ю.Г. Недоречко, М.А. Рыбникова и др.).

Методы исследования: изучение, анализ и систематизация истори-ко-педагогической литературы, периодики и архивных материалов; систематизация и обобщение полученных результатов и выводов; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез; сравнительно-исторический анализ.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998-99 гг.) изучалась научная литература по проблеме диссертации, определялись исходные теоретические позиции, цель и рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (1999-2001 гг.) осуществлялся анализ историко-педагогической литературы по теме исследования, содержания журналов и сборников XIX - первой трети XX в., других архивных материалов.

На третьем этапе (2001-2002 гг.) анализировались и обобщались материалы исследования, формулировались выводы, определялась логика изложения, осуществлялось редактирование и оформление текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость:

уточнена сущность понятия "творческие способности личности учащихся" и выявлены основные психолого-педагогические принципы руководства литературно-творческой деятельностью;

установлена эволюция процесса становления и развития ученической печати;

выявлена специфика ученических изданий XIX — первой трети XX в., их роль в развитии творческих способностей и формировании ценностных представлений учащихся;

определено значение изданий учащихся в развитии творческих способностей личности ученика в ходе воспитательного процесса для современной школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что, исходя из накопленного в XIX - первой трети XX века опыта воспитательного воздействия ученических изданий, разработан вопрос организации современной ученической печати как действенного средства развития творческих способностей.

Материалы диссертации могут быть использованы в школьной практике организации внеурочной работы, в проведении различных фес-

тивалеи и конкурсов художественного творчества учащихся, в преподавании курсов истории педагогики, теории воспитания, частных методических дисциплин, спецкурсов, в системе переподготовки учителей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, привлечением широкого круга документальных и архивных источников, а также личным опытом работы автора в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на вузовских научно-педагогических, аспирантских конференциях (1998, 1999, 2001, 2002, Смоленск), научных конференциях, посвященных Дню славянской письменности и культуры (2001, 2002, Смоленск).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие творческих способностей является эффективным при условии соблюдения основных психолого-педагогических принципов, определяющих учащегося как субъекта в процессе обучения и воспитания и обусловленных теоретическими основами творческой деятельности, а также возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

  2. Выявление историко-педагогического подхода к проблеме ученической печати, эволюции школьных изданий, их специфики влияет на характер современного педагогического руководства развитием творческих способностей школьников и содержание воспитывающего обучения.

  3. Ученическая печать является одним из эффективных способов развития всех компонентов творческих способностей учащихся, воспитания квалифицированного читателя. Участие школьников в изданиях способствует повышению их культурного и общеобразовательного

уровня, а также развитию гуманистических качеств личности, что особенно важно в современной ориентаїщи на гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся

Ученическая печать, получившая распространение в последние годы, способствует решению одной из центральных задач воспитания личности школьника - развитию творческих способностей. Для выявления актуальных идей в организации ученической печати в период XIX - первой трети XX века необходимо обозначить исходные позиции. В связи с этим требуют рассмотрения следующие теоретические понятия: творческие способности, особенности творческой урочной и внеурочной деятельности школьников, условия развития литературно-творческих способностей.

Для всестороннего анализа проблемы необходимо обращение к психологическим исследованиям понятий творческих способностей и творческой деятельности. Я.А. Пономарёв утверждал: «Включение психологии творчества, как абстрактной науки, в состав педагогики творчества, как конкретной науки, — необходимое условие развития действенно-преобразовательного типа знания о творческой деятельности» [247; 76]'. Поэтому мы рассматриваем работы Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, А.Н. Лука, A.M. Матюш-кина, Я.А. Пономарёва.

Б.М. Теплое трактует способности прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми [303]. Определение способностей, по его мнению, должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Б.М. Теплов утверждает, что способности создаются в деятельности. Эта мысль отталкивается от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. В этой связи он утверждает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [306; 15]. Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности. «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» [306; 14].

Большое внимание Б.М. Теплов уделяет вопросу о роли задатков в развитии способностей. Он категорически выступает против признания врожденности способностей и считает, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относит задатки. С одной стороны, считая задатки анатомо-физиологической основой, которая не может превращаться в психические образования, каковыми являются способности, с другой — утверждая положение о том, что способности являются результатом развития, которое происходит в ходе воспитания и обучения, автор пишет, что «одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее, и притом самостоятельное, т.е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности» [305; 421].

Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С.Л. Рубинштейна прежде всего в плане развития, формирования способностей, а позднее — в плане выявления их психологической структуры.

С.Л. Рубинштейн утверждает, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Способность представляет сложное синтетическое образование личности, включающее ряд качеств, без которых человек не был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются. В основе способностей лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека. При этом он указывает, что, развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка.

С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплое, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношение, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности — предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой —в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

С.Л. Рубинштейн рассматривает вопрос о способностях в его связи с вопросом о развитии, отмечая: «...развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками, — это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений» [268; 220-221].

Из выявления этого различия между накоплением и передачей общественно выработанного опыта и самим механизмом развития способностей вытекают многие важные положения, как-то: «способности не могут быть просто насаждены извне», для их развития у индивида существуют внутренние условия; способности не предопределены, они не существуют в готовом виде до развития человека, они «не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического развития» [268; 227].

С.Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей» [268; 227-228].

Другое исследование проблемы способностей принадлежит Р.С. Немо-ву, который даёт определение в более узком смысле, говоря, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [217; 374].

Ученические издания как средство воспитания творческой личности в педагогических работах 1918-1940 гг.

Новые условия социально-политического развития страны в послереволюционный период вызвали творческий подъём педагогической науки и практики, за которым стояла политизация и идеологизация учебно-воспитательного процесса школы. В опыте передовых для того времени педагогов, в экспериментальных исследованиях процесса обучения накапливались новые знания о психологии и организации детского творчества, которые не укладывались в бытовавшие до того представления о школьном обучении и внеурочной деятельности.

В первое послереволюционное десятилетие во внеклассных занятиях ярче и многообразнее выразилось стремление к активизации деятельности учащихся в ходе приобретения знаний. Особую актуальность приобрела идея литературного творчества школьников, так как в представлении многих педагогов связывалась с решением социальной задачи, поставленной перед школой новой властью.

Поиски ведущих педагогов 20-х гг. отражались в программах школ, которые до 1927 г. издавались не только Наркомпросом, но и его местными органами. Среди видов внеклассной работы наиболее часто рекомендовались следующие: самостоятельное литературное творчество учащихся и издание общешкольных и классных журналов, постановка пьес, инсценирование произведений других жанров и народных обрядов.

Органы народного образования впособствовали развитию школьной ученической печати. Так, в 1923 г. Саратовский отдел народного образования напечатал специальное методическое письмо «Школьные газеты и журналы». В нём отмечались общие недостатки ученических газет и журналов, в частности, указывалось на то, что в них отсутствуют определённая система и план, не видно, какими группами учащихся они издаются, какую связь имеют с общественной жизнью [166].

Выпуск школьных журналов получил широкое распространение. Эта ученическая деятельность вызвала интерес и освещалась на страницах педагогической периодической печати. Официальный взгляд на роль творческого развития в формировании новой личности выразил один из идеологов реформы школы, известный русский педагог П.П. Блонский: "...если есть в ребёнке уже потребность, дайте волю и его самостоятельному поэтическому творчеству. Путей для проявления этого творчества много, и мы назовём самый главный - свободные сочинения. Лишь в них может найти удовлетворение личность ребёнка и проявляется с полной энергией индивидуальное творчество его. Эти сочинения сперва устные, а потом письменные. В последнем случае школьный, лучше классный журнал — наиболее подходящий возбудитель творчества ребёнка, кстати, это самое действенное средство воспитать в ребёнке орфографический навык" [58; 63].

Я. Горунович в статье "К вопросу о школьных журналах говорит о необходимости актуализации в творческих работах впечатлений и воспоминаний детей. Приводятся некоторые приёмы, помогающие выделить наиболее способных ребят. В качестве подготовительного этапа к сочинению автор рассматривает занятия по чтению, сочинения по картинкам (сначала устные), т.е. данный этап предполагает стимуляцию творческих процессов. Постепенно выявляется группа "более одарённых, впечатлительных и интересующихся учеников". Им предлагается вести творческие дневники (фиксировать впечатления о новом). Далее следуют задания собирать легенды, народные песни и т.д. Постепенно учащиеся сами начинают писать, обращаясь с вопросами к учителю, созревает мысль завести в классе литературный журнал. Я. Горунович таким образом прослеживает переход педагогического управления в самоуправление личности и коллектива в процессе творческой деятельности. Роль учителя — исправить только явные и грубые ошибки, в устной форме. Менее одарённые в литературном отношении учащиеся занимаются перепиской, рисованием.

Нам представляется ценным взгляд педагога на продукты детского творчества как на самостоятельные произведения, которые только минимально могут быть исправлены руководителем, чтобы юный автор имел возможность использовать свой, пусть не безупречный, стиль и слог.

"Придавая такое в высшей степени воспитательное и образовательное значение ученическим журналам, - подводит итог Я. Горунович, обращаясь и к дореволюционной практике, — я естественно стараюсь постепенно и незаметно привить интерес к ним среди тех кадет, которые поручаются мне с самого поступления их в кадетский корпус и потом ведутся мною же до окончания курса" [99; 41].

В 20-х гг. о школьных изданиях одной из первых вышла статья А. Рад-ченко "О детском литературном творчестве". Автор пишет о рукописном детском журнале ст. Александровка Рязанской губернии. А. Радченко, сторонник свободного воспитания, называет работу в журналах наиболее естественной для детей, издания дают возможность проявить творческие способности. Даются некоторые педагогические рекомендации: "Всячески поощряя свободное творчество детей, не нужно — в особенности у начинающих писателей — отбивать охоту слишком усердными поправками стилистического характера и даже со стороны содержания. Можно допускать и неправильные суждения, только бы они были серьёзно и искренно высказаны" [257; 256]. Следует отметить справедливость тезиса о важности создания педагогических условий, в которых ученик испытал ба радость успеха, служащего стимулом для последующей творческой деятельности. Отмечая, что дети часто самостоятельны в своих литературных предприятиях, автор касается вопроса взаимоотношений в детском коллективе: "Необходимо... чтобы в редакциях детских журналов и газет имелись и взрослые, пользующиеся доверием мальчиков и девочек, которым в некоторых случаях дети скорее передадут свои анонимные рукописи, чем шаловливым, не всегда доброжелательным, а часто насмешливым товарищам" [257; 257]. Это он считает важным и потому, что робкие, неуверенные в своих силах дети часто наделены ярким талантом.

Как видим, автор статьи не рассматривает вопрос о необходимости школьных изданий, эта форма внеклассной работы получила признание и широкое распространение в учебных заведениях. Он видит свою задачу в том, чтобы обратить внимание на организационную и педагогическую стороны.

Опытом издания журнала в сельской глубинке делится педагог И. Малыгин. Сложности материального плана долго не позволяли осуществиться замыслам о журнале: отсутствовали чернила, карандаши, бумага и т.д. При помощи средств родителей учащихся удалось обеспечить школу письменными принадлежностями.

Учащиеся отнеслись к идее издания журнала настороженно, как к непосильной работе. Тем не менее составили программу, выбрали название. Материалы долго не поступали, поэтому преподаватель сам дал передовую и два стихотворения. Пример подействовал, стали поступать рассказы, воспоминания, очерки, но не было научных статей и стихотворений, потребовались теоретические занятия. В данном случае педагог, будучи творческой личностью, сумел привлечь учащихся к литературной деятельности, поставив перед ними творческие задачи, решение которых предполагало сотрудничество ученика и учителя.

Постепенно была организована работа редакции по просмотру материала и переписке. Осознание значимости какого-то рода деятельности — важный мотив для творчества. Особенно ценно, когда результат признан обществом: "Журнал вышел и прочитан не только всеми учащимися, но и всей интеллигенцией села" [190; 213].

Педагог, по-видимому, ставил основной задачей распространение опыта издания журналов, считал необходимым укоренить эту форму внеклассной работы в том числе и в сельской школе. Из проделанной работы И. Малыгин приводит следующие выводы:

"1. Издание журналов возможно во всякой, даже 3 — 4-х групповой школе.

2. Работа в журналах очень сильно влияет на развитие учащихся.

3. Сочинения для журналов лучше всяких классных и внеклассных письменных работ научают детей излагать свои мысли и писать грамматически правильно.

4. Участие в журналах может выдвинуть более способных к писательству учащихся и дать им толчок к дальнейшей работе в этом направлении; а в городах может даже создать настоящих писателей" [190; 214].

Ученические издания дореволюционного периода как форма выражения общественных взглядов, литературного вкуса и способностей учащихся

Первые журналы и сборники издаются в таких привилегированных учебных заведениях, как Шляхетный кадетский корпус и Московский университетский Благородный пансион. В XIX веке, по мере развития системы образования, школьные издания получили распространение в разных типах учебных заведений, как государственных, так и частных. Центральное место в системе правительственного среднего образования к концу XIX в. стали занимать гимназии, ставившие основной задачей подготовку учащихся в университет. Для средних городских слоев предназначались реальные училища, также осуществлявшие общеобразовательную подготовку. К профильным средним учебным заведениям относились духовные семинарии и военные учебные заведения с общеобразовательным курсом. Женское образование осуществляли министерские и мариинские гимназии, институты благородных девиц и епархиальные училища. Кроме того, существовали частные учебные заведения: гимназии, коммерческие училища, дававшие среднее образование и профессиональную подготовку. Журналы и сборники издавались в учебных заведениях всех названных типов.

Стараясь дать в своей работе «Ученические журналы и сборники» возможно полное описание существовавших в учебных заведениях изданий, С.Г. Смирнов сожалеет, что за время 30-х и 40-х годов не может указать «ни одного школьного журнала. Правда, в 30-х годах А.Н. Майковым издавался, при участии Гончарова, который был его учителем, рукописный журнал, но это было домашнее, а не школьное предприятие» [297; 48].

Исследователь не учитывает здесь четыре номера рукописного журнала "Наши безделки" за 1836-37 гг. [21]. Издавался он воспитанниками виленской гимназии и благородного пансиона. Четыре номера соединены и открываются общим оглавлением: 1. Изящная словесность. 2. Стихотворения. 3. Юмористика и критика. 4. Смесь.

Статья одного из пансионеров "Взгляд на литературу Виленского Благородного пансиона" интересна тем, что отражает критическое отношение к творчеству учащихся, автор отзывается о произведениях соучеников так: "Мысли были порядочны, но... недоставало слов выразить их". Он также сообщает, что для поощрения писателей была заведена отдельная книжка, названная "золотою", в неё вписывались только отличные сочинения. Другая статья, "Действие журналов на умы воспитанников", говорит о большом значении их в жизни учеников. С началом издания значительно возрос интерес к литературному творчеству: "Сколько шума наделало в пансионе появление этих журналов! Сколько умов воспламенило! Сколько чувств согрело! Сколько придало рвения! Сколько породило зависти, соперничества, и даже злословия, но только литературного" [21; 154].

О литературных пристрастиях пансионеров можно говорить с уверенностью. Безусловно, влиянием Н.В. Гоголя вызвано "Сказание о бедствиях моего носа" И. Оссовецкого, близкое к недавно опубликованной повести "Нос" и сатирической направленностью и особенностями стиля. "Сказание..." вызвало полемику как относительно содержания (автор высмеял некоторых пансионеров), так и относительно художественных особенностей сочинения, что подтверждает живой интерес учащихся к литературным опытам. Один из пансионеров иронизирует над автором "Сказаний...": "Сочинитель богато наделён всеми мишурными качествами, которые обворожают толпу, это не так трудно; но мы ожидали, да и всякий вправе ожидать от него несравненно более дельного, истинно остроумного, более приличного, назидательного для нас, неопытных новичков на литературном поприще" [21; 108].

Романтическое направление отразила поэма "Колмар и Орла", имеющая подзаголовок "Мысль из Байрона". В сочинении много назидательных авторских отступлений, их лейтмотив — призыв к миру — даёт читателю понять, что основной конфликт движется к трагической развязке:

Колмар, с изрубленным челом, Летит на копья - сильный меч Успел напор его пресечь - И грянул витязь утомлённый!.. На злачном береге Любара Могила Орлы и Колмара, Над ней вяз трепетный шумит, Её никто не навестит, Никто не придет погрустить На дружбы тихую гробниігу... В романтическом стихотворении "Воспоминания воина" использованы элементы народного сказания: Не белая лебедь, вечерней порой, На Стримоне старую песнь допевает: То, вскормленный бранью, воитель седой, Забытую славу свою вспоминает. "Минули те годы — как русский булат Гулял, ненавистный, над вражеской ратью, Как пули, бывало, и ядра свистят И будят на битву усопшую братью [21; 165].

В журнале представлены исследования краеведческого характера: "Остатки языческих обыкновений в Белоруссии" (подробно описан праздник Ивана Купалы, приведены народные обрядовые песни), "Чёртов мост" (предание о каменном мосте в Витебской губернии на озере Себежском), "Основание Вильны».

В юмористическом разделе находим сочинения в жанре, близком к фельетону, и рассуждения, подобные следующему: "Полагая, что каждый пансионер стрижётся 1 раз в три недели, т. е. 17 раз в год, все пансионеры вместе стригутся в год 1700 раз; итак волосов, на фунты, в год будет 6800 ф., а на пуды 170 п. Посему тюфяков, из пансионерских волос, будет в год 680, полагая 4 ф. на тюфяк, то за 7 лет выйдет 4760 тюфяков, а полагая, что 1 тюфяк покроет 4 кресла, то 4760 тюфяков покроют 18040 стульев. В городе Бабиновичах, где всего 1000 жителей, на каждого жителя выйдет 18 стульев; и так бедный житель Бабиновича не будет иметь места для помещения их" [21; 16]. В разделе юмористики нет сатирических отзывов о наставниках и порядках в учебном заведении, что позволяет предположить наличие официальной поддержки издания.

"Наши безделки" можно отнести к литературной группе журналов, самой многочисленной среди издаваемых учениками (наряду с автодидактическими, сатирическими, публицистическими изданиями). В нём учащиеся демонстрируют свои литературные пристрастия, выражают свои чувства, вырабатывают литературные формы, совершенствуют язык и стиль.

Литературные опыты виленских учащихся были высоко оценены министром народного просвещения С.С. Уваровым, который в 1839 г. посетил ряд учебных заведений Белорусского учебного округа с целью оценки уровня обучения русскому языку, способствующего общему обрусению населения. Сочинения виленских учащихся стали основой для сборника "Опыты в русской словесности воспитанников гимназий белорусского учебного округа" [228]. Они же представлены в "Трудах воспитанников учебных заведений" того же года.

Похожие диссертации на Ученические издания XIX- первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся