Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Смирнова Зоя Владимировна

Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста
<
Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смирнова Зоя Владимировна. Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2001 163 c. РГБ ОД, 61:02-13/288-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды

1.1. Университетская гуманитарная среда и ее роль в воспитании будущего специалиста

1.2. Культурологические основы воспитания в высшей школе

1.3. Концепция воспитания студентов в условиях гуманитарной среды классического университета

Выводы по первой главе 77

Глава 2. Модель открытой системы воспитания студентов классического университета

2.1. Открытая система: воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды

2.2. Механизм реализации открытой системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды

Выводы по второй главе 131

Заключение 134

Литература 147

Введение к работе

Актуальность исследования. Разработка проблемы воспитания в условиях общественного реформирования России реализуется в сложной внутренне противоречивой ситуации, что не может не находить своего отражения на всех уровнях (ступенях) образовательной системы.

В сегодняшней России развитие производственно-рыночных отношений на основе выдвинутых принципов свободы и демократии сопровождается обострением социально-экономических проблем общества, нарастанием целого ряда негативных явлений. К таким явлениям относится усиливающиеся тенденции социально-стартовой, региональной, этно-конфессиональной дезинтеграции общества, его возрастающей криминализации, рост явной и скрытой форм безработицы, тенденция депопуляции титульной нации (русского народа), увеличивающаяся опасность наркотизации молодежи, снижение уровня ее физического и психического здоровья, проявление бездуховности.

Необходимость преодоления этих проблем и явлений непосредственно определяет актуальность разработки целостного концептуального представления проблемы воспитания подрастающего поколения в современных условиях России, что находит свое отражение, в частности, в тексте «Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи основного этапа» (1997). В этом документе отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования в России, которые смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребности личности, общества и социальных групп. Подчеркивается, что в настоящее время создаются предпосылки для обновления содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формирование гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения. Можно утверждать, что современная философия образования и воспитания, обосновывая новые цели, ценности и смыслы воспитания, проверяя их в практике образования, подчеркивает все возрастающую роль педагогической аксиологии. Это означает, что в основе складывающейся в российском образовании новой культуры воспитания все более четко фиксируются отечественные и общечеловеческие ценно-

сти. При этом в качестве доминантной цели воспитания выступает формирование Гражданина, Личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе России и быть полезной этому обществу.

Отмеченное выше показывает, что проблема воспитания в России в настоящее время может рассматриваться как один из приоритетов ее государственной политики и что решение этой проблемы требует скоординированных усилий. При этом необходимо подчеркнуть, что чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в образовательной практике, тем больше вероятность эффективности воспитательного процесса в современных условиях России. Монополизация и единственность подхода к воспитанию есть антитеза его демократизации и индивидуализации.

За последние десятилетие было достигнуто разделяемое большинством российских исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях формирования общественной жизни России. Так, в частности, общепризнанно, что в системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик; увеличение степеней свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса; личностно-деятельностная направленность образования; культивирование ответственности органов образования; организация среды воспитания; оптимизация процессов социализации и индивидуализации; поликультурный характер образования и др.

В центре внимания многих исследователей находятся вопросы гуманизации и гуманитаризации образования, являющиеся сегодня основными стратегическими направлениями деятельности высшей школы (В .А. Козырев, В. Логачев, П. Рогонов, Л.Е. Сараскина, В.А. Сластенин и др.).

В педагогической науке давно предпринимаются попытки ввести понятие культуры в определение воспитания (Л .А. Левшин), определить объекты культуры как звено, соединяющее педагогическое воздействие и саморазвертывание природных задатков человека (А.Н. Леонтьев), соотнести образование и индивидуальную культуру (СИ. Гессен).

В настоящее время культурологические основы воспитания лежат в сфере научных интересов В.И. Андреева (в аспекте саморазвития лично-

сти), О.С. Газмана (при разработке сущности педагогической поддержки), Б.Т. Лихачева (при рассмотрении философских основ воспитания), В.А. Сластенина (в русле исследования педагогической культуры учителя) и др.

Проблема противоречия как движущей силы и источника организации воспитания давно волнует научно-педагогическую общественность. Правда, ученые пытались решать эту проблему не во всеобщей, а в особенных ее формах, что обусловлено неразвитостью воспитания и неразработанностью понятийного аппарата педагогики.

В историческом плане разработки в отечественной педагогической науке подходов к выявлению противоречий, представляющих движущую силу развития личности, интересны исследования Г.С. Костюка, М.А. Данилова и др.

Воспитательная работа не может строиться только исходя из текущих возможностей и ресурсов вуза, в ее основе должны лежать четкие цели, сформулированные на основе воспитательной концепции. В настоящее время разработано немало воспитательных концепций —"Концепция воспитания учащейся молодежи в современных условиях" (Л.И. Новикова); "Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя" (О.С. Газман); "Концепция социального воспитания" (В.Г. Бочарова), Санкт-Петербургская концепция воспитательной работы; социально-системно-синергетическая концепция воспитания Н.М. Таланчука и др. В этом ряду назовем также большое количество моделей, систем, концептуальных подходов, представленных такими авторами и коллективами, как Ю.К. Бабанский, П.И. Бабочкин, В.И. Байденко, Б.П. Битинас, Е.В. Бонда-ревская, И.В. Дубровина, И.П. Иванов, И.М. Ильинский, В.А. Караков-ский, Ю.А. Копылов, В.М. Коротов, Ю.А. Кудрявцев, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев, З.А. Малькова, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, В.Д. Путилин, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, А.П. Сидельков-ский, А.И. Субетто, Н.М. Таланчук, В.И. Шкатулла и др.

Большинство авторов разделяют задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования его гражданственности; что стержнем современных школьных систем воспитания

является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов. Большинство концепций рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия. При этом в последнее время акцент переносится на создание при помощи определенных психолого-педагогических средств определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого.

В настоящее время большая часть воспитательных систем, как показывает анализ, разграничивает воспитание на отдельные сферы: умственное, эстетическое, трудовое, политехническое, художественное, физическое, экономическое и др.; вместе с тем практически все подходы и концепции ориентированы на развитие человека как целостной личности в ее нравственном, физическом, трудовом, правовом, экономическом, философском, художественном, политехническом, политическом и других аспектах. Особый акцент делается на ценностном ядре воспитания, хотя сами ценности понимаются авторами не всегда однозначно. Так, например, если для В.А. Караковского — это Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек, то для Б.Т. Лихачева — это ценности веры, надежды, любви, истины.

Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных воспитанию молодежи, роль гуманитарной среды вуза как условия формирования личности специалиста недостаточно исследована и проблема остается открытой для научного поиска.

Актуальность исследования обусловлена изменившимися в России условиями воспитания личности на основе действия трех тенденций:

  1. Усиление мировой тенденции динамизма социальных процессов, что ведет к становлению нового типа общества с "префигуральной культурой" (ориентирующегося на будущее), что требует организации новых моделей воспитания;

  2. Переосмысление идей и практики коммунистического воспитания как "социальной мифологии" и "социальной алхимии" (М.К. Мамардашвили);

  3. Акцентирование значимости индивидуально-личностного начала в формировании и воспитании личности.

Возникает острое противоречие между потребностью практики вузовского воспитания будущих специалистов и недостаточной разработкой психолого-педагогических основ организации внеаудиторной и аудиторной воспитательной работы со студентами в вузе. Таким образом, необходимость решения проблемы создания принципиально новой модели системы воспитания будущих специалистов в условиях гуманитарной среды в вузе побудила нас сформулировать тему исследования: «Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста».

Цель исследования: концептуальное обоснование и теоретическая разработка модели открытой системы воспитания студентов в условиях гуманитарной среды классического университета.

Объект исследования — процесс воспитания в классическом университете.

Предмет исследования - университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста.

Гипотеза исследования: воспитание студентов классического университета будет эффективным, если:

создана определенная "культурная обстановка" в вузе, подкрепленная комплексом мер организационного, психолого-педагогического, методического характера, обеспечивающих обретение воспитанником единой гуманитарной культуры;

педагогический процесс строится как целостная система, ориентированная на становление индивидуальной культуры личности специалиста как просвещенного человека, подлинного интеллигента, способного не только профессионально, но и творчески подходить к решению задач социального и научно-технического характера в их органическом единстве;

разработана модель открытой системы воспитания, которая основывается на следующих теоретических постулатах: трактование цели -идеала, цели - стратегии воспитания, определении базисного механизма воспитания, основных групп ценностей современного человека.

Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы исследования, сформулируем задачи исследования.

  1. Провести междисциплинарное исследование взаимосвязанных понятий «среда», «социальная среда», «культурная среда вуза», «инновационная среда», «гуманитарная среда», «образовательная среда», «образовательное пространство», «гуманитарная образовательная среда».

  2. На основе изучения психолого-педагогической, философской литературы проанализировать культурологические основы воспитания в высшей школе.

  3. Разработать концепцию воспитания, основанную на средовом и личностном подходах.

  4. Смоделировать и экспериментально апробировать индивидуально адаптированную открытую систему воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды.

Методологической основой исследования явились: личностно-деятельностная теория (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); постулаты гуманистической психологии и педагогики, реализующиеся в личностно-ориентированном подходе к организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, Л.Г. Вяткин, П.Я. Гальперин, Г.И. Желе-зовская, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); концептуальные разработки воспитательных систем (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, О.С. Газман, В.И. Данильчук, В.А. Ка-раковский, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Н.М. Таланчук и др.); культурологические основы воспитания; в качестве основы формирования национального самосознания студентов положена идея соборности России, выбора своего российского пути развития, сочетающего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего неповторимые особенности и формы развития евразийского типа культуры.

Методы исследования применялись следующие: междисциплинарный анализ научной литературы, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, социологические опросы, методика диагностики «Рейтинг ценностно-потребностных ориентации», методика «Ценностные ориентации М. Рокича», педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов, диагностические беседы, анкетирование, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования — Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Исследование осуществлялось в три этапа:

  1. На первом, аналитико-поисковом этапе (1995 г. — август 1996 г.), осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования, разрабатывались основные концептуальные положения воспитания студентов в условиях гуманитарной среды классического университета, изучалось состояние массовой и инновационной практики по реализации воспитательных систем.

  2. На втором, опытно-экспериментальном этапе (сентябрь 1996 г. — май 2000 г.), разрабатывались основные структурные компоненты системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды, механизм ее реализации, осуществлялось применение разработанной модели, диагностическое определение ее эффективности, апробация результатов работы в практике работы вузов.

  3. На третьем, завершающем этапе (2000—2001гг.), происходило обобщение и математическая обработка результатов исследования, уточнение теоретических выводов, корректировка механизма реализации системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды, внедрение результатов работы в практику образовательных учреждений разных уровней и типов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключались в следующем.

  1. Дополнен и уточнен понятийно-терминологический аппарат по проблеме организации гуманитарной воспитательной среды в вузе.

  2. Разработана авторская концепция воспитания на основе средового и личностного подходов в условиях гуманитарной среды классического университета, стимулирующая и направляющая субъектную активность студентов, предоставляющая им пространство для свободного выбора. Основными методологическими принципами построения концепции выступают: культуросообразность, конструктивность, многовариантность, сопряженность с тенденциями, существующими в современных системах воспитания.

  1. Предложена прогностическая модель личности специалиста с высшим образованием, учитывающая изменившиеся в России условия воспитания и ориентированная на определенную перспективу личностного развития индивида.

  2. Обоснована авторская модель открытой системы воспитания личностной сферы студентов в условиях университетской гуманитарной среды и комплекс методов реализации средового и личностного подходов в воспитании, предполагающих комбинирование и синтез традиционных информационных, эмоционально-эстетических, предметно-деятельностных способов организации гуманитарной воспитывающей среды. Авторская система воспитания выступает как продукт совместного творчества преподавателя и студента и обеспечивает высокую мотивированность, самоорганизацию, созидательное участие в воспитательном процессе, способность к обогащению собственного опыта субъектов воспитания.

  3. Разработан механизм реализации открытой системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды как совокупность ценностно-смыслового-целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов.

  4. Предложенный средовый подход к воспитанию личности будущего специалиста, интегрируя в себе социокультурное и личностное, содержательное и процессуальное, объективное и субъективное, технологическое и эстетико-художественное начала, является принципиально новым методологическим и инструментальным подходом, обеспечивающим развитие человеческого существа как носителя основного качества человека — способности быть личностью. Личностный подход предполагает отказ преподавателя от традиционной монологической дидактики с ее установками "передать, внушить, привить" и переход к созданию ситуаций самоутверждения воспитанников, помогающих им реализовать, проявить, раскрыть себя.

  5. Сконструирована технология организации университетской гуманитарной среды, которая включает: диагностику уровня гуманитарной воспитанности (восприятие, оценку, способности и т. д.) будущих специалистов; отбор проблем, нравственных и эстетических объектов для обще-

ния преподавателей и студентов; организацию нравственно-эстетических отношений в процессе любых видов деятельности на факультете; оценку и самооценку организованной деятельности студентов самими студентами; возбуждение внутренних сил саморазвития творческих интенций будущих специалистов.

Практическая значимость выполненного исследования обусловлена внедрением полученных результатов в практику деятельности различных вузов и других уровней и типов образовательных учреждений, их позитивным влиянием на отношение студентов к Миру, повышение уровня сфор-мированности личности специалиста. Смоделированная открытая система воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды адаптирована к реальному образовательному процессу. Выводы и материалы диссертационного исследования используются в практике работы Саратовского государственного университета, педагогического института Саратовского государственного университета, Балашовского филиала СГУ, Саратовского государственного медицинского университета.

Достоверность и обоснованность обеспечена: методологической обоснованностью исследования, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, использованием методов математической статистики.

На защиту выносятся:

  1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы создания университетской гуманитарной среды как условия воспитания личности будущего специалиста,

  2. Концепция и модель открытой системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды.

  3. Механизм реализации открытой системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды.

Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, осуществлялись в процессе выступлений с докладами на Всероссийской научно-практической конференции "Воспитательный потенциал духовно - одаренной личности и способы его реализации в студенческой среде" (Екатеринбург, 15-16 апреля 1998 г.), в материалах научно-практической конференции "Воспитание личности специалиста и

принципы ее реализации в университетском образовании" — Челябинск, 1998, в результатах социологического исследования (Инфформационно-аналитический центр Поволжской Академии государственной службы. — Саратов, 1998 г.), в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Государственная политика в области образования" (октябрь 2001), — Пенза, в материалах конференции "Проблемы воспитания студентов классического университета во внеучебное время" (октябрь 2001 г.), — Рязань.

Материалы исследования и разработанной концепции использованы и включены в комплексную программу "Воспитательный процесс в Саратовском государственном университете".

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы составляет 163 страницы машинописного текста, содержащего 3 таблицы, 3 схемы, 1 диаграмму, список литературы из 165 наименований.

Университетская гуманитарная среда и ее роль в воспитании будущего специалиста

Хартия европейских университетов дает следующее определение университету: «Университет является автономной структурой в центре обществ, имеющих разную организацию вследствие географического и исторического наследия; его цель — воспроизводить, оценивать и передавать культуру посредством научных исследований и преподавания: чтобы отвечать требованиям окружающего мира, исследователи и преподаватели должны быть морально и интеллектуально свободны от всякого политического и экономического давления» [136].

Университет выполняет ряд важнейших функций: 1) обучающую; 2) исследовательскую; 3) профессиональную; 4) сервисную; 5) культурную; 6) гуманистическую.

Можно согласиться с мнением зарубежного специалиста об университете: «Университеты перестают существовать в тот момент, когда общение в них выродится в то, что сегодня называют исследованиями, а преподавание сведется к инструктированию, которое займет собой все время студента; когда студенты будут приходить в университет без понимания целей общения в нем, руководствуясь лишь желанием приобрести квалификацию для заработка или получить удостоверение, позволяющее им эксплуатировать этот мир» [147]. Университет перестанет быть таковым, когда в него механически переносятся методы работы, существующие в школьной педагогике и практике (отношение к студентам как к «ученикам», проведение «воспитательных мероприятий» и т.п.).

Сверхзадача университета — быть духовным центром культурно-педагогической работы. Университет рассматривается как корпорация открытой социокультурной системы, центра коммуникации и здорового образа жизни.

Университет как центр коммуникации

Необходимо возобновить чтение общеуниверситетских лекций для всех факультетов, курсов ведущими учеными по конкретным и актуальным проблемам науки.

Было бы желательным создание университетского сообщества «Диспут»: проводить дискуссионные лекции по различным темам, широко рекламируемые защиты кандидатских диссертаций по педагогике. Участие ученого совета в этих мероприятиях создает необходимую атмосферу дискуссий между молодым и старшим поколением исследователей.

Видоизменить практику проведения факультетских праздников, придав им более открытый характер. Ввести ряд новых праздников общеуниверситетского масштаба: день профессуры, день ветеранов труда, день признательности (благодарности) работникам вспомогательных служб вуза, день русской культуры (возможно приурочить к нему праздник факультета русского языка и литературы), день библиотеки и т.п.

Создать школу или университет первокурсника для быстрого и органичного включения первокурсников в студенческую жизнь, ликвидации этической и этикетной безграмотности, пополнения юридических знаний, изучения русского языка. Университет как центр здорового образа жизни

В университете следует организовать курсы научных основ укрепления личного и общественного здоровья и гигиенического воспитания — ва-леология (от лат. vale — быть здоровым, logos — учение, наука, понятие); они должны быть обеспеченны научно-методическими комплексами. Для этого не потребуется больших затрат, переориентировать существующие кафедры: психология, анатомии и физиологии, медицинской подготовки, школьной гигиены и других — и скоординировать их работу.

Расширяются знания по экологии, диетологии и гигиене питания, физиологии, физическому совершенствованию организма, гигиене умственного и физического труда, семейной жизни, личной и коммунальной гигиене, санитарии. Самое серьезное внимание — обучению научным основам охраны и укрепления психологического здоровья. Валео-логия обязана снабдить студентов знаниями, достаточными для конструктивного отношения к собственному здоровью (специфика факультетов: спортивный, музыкально-педагогический, ЭВМ) , навыками по первичной профилактике инфекционных, паразитарных, венерических заболеваний, СПИДа, важнейших патологических состояний: сахарного диабета, ожирения, атеросклероза, ишемической и гипертонической болезней, распространенных желудочно-кишечных и других заболеваний и отклонений в связи с состоянием окружающей среды. Важны научно аргументированные представления о влиянии вредных факторов на организм: алкоголя, табака, наркотиков, шума, вибрации, пестицидов, многочисленных промышленных и бытовых химических соединений плюс способы предотвращения возможных неблагоприятных влияний на организм. Важнейший раздел валеологии — учении о воспроизведении (курс — лекции сексолога, социолога, общий курс) полноценного потомства. Знания по профилактической педиатрии, детская валеоло-гия. Организационным звеном в этой работе может служить общеинститутский Центр здоровья. Образование учителя, главной фигуры в школе, должно быть направленно в целом на развитие его личности, систему ценностных ориентации, мотивов действия, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию, а не только на профессионально значимые знания и умения. Весь процесс организации высшего образования в университете следует подчинить одной цели — сделать педагога высококультурным человеком. Международное ноосферное движение «Интеллект и выживание» сформулировало главную задачу системы образования — обеспечить новый уровень всеобщего знания и воспитания. Человек должен принять совершенно новые парадигмы своего бытия: осознать свою принадлежность не только к семье, стране, нации, но и ко всему планетарному сообществу, отказаться от опасной иллюзии своего главенства над природой, научиться жить цивилизованно. Римским клубом был подготовлен научный доклад «Нет пределов обучению». Его авторы А.Печен (Италия), Дж.Боткин (США), М.Эльманджара (Марокко) (см. [3]). Под обучением они понимают приобретение и применение новых методологических приемов, навыков, установок и ценностей, необходимых для безболезненного приспособления к быстро изменяющимся условиям окружающего мира. Они ратуют за введение инновационного, т. е. ориентированного на будущее, образования.

Культурологические основы воспитания в высшей школе

В настоящий момент в высшем образовании особенно актуальны проблемы воспитания. Это связано в первую очередь с тем, что наше общество переживает нелегкие времена. Фактически мы живем в условиях глубокого социально-экономического и духовного кризиса. Этот кризис и вызывает социальные перекосы в молодежной среде: такие как преступность, алкоголизм, наркомания, суицид. Самая главная опасность состоит в том, что, согласно социологическим опросам, часть молодежи сегодня готова действовать на грани беззакония, поступиться честью, совестью ради достижения материального благополучия. А часть оказалась растерянной, беспомощной перед происходящим, ощущает себя "лишними" людьми, "на обочине" сегодняшней жизни, неспособными стать хозяевами собственной судьбы, и как-то реализовать себя.

Причины этого связаны с ослаблением государственной образовательной политики, с резким снижением роли воспитательной работы.

Сейчас можно с горечью констатировать у части молодежи позицию потребительства, стремление "урвать" и при этом ярко выраженное недоверие к старшему поколению и отрицание их жизненных идеалов.

Однако не все так уж плохо, у молодежи есть интерес к получению образования, ощущение внутренней свободы, стремление осознать свое "Я", потребность разобраться в происходящем и самоутвердиться.

Все эти особенности сегодняшнего положения дел в воспитании требуют срочного рассмотрения следующих вопросов: 1. Какие идеи должны лежать в основе воспитательной работы в высшей школе? 2. Каким должно быть содержание воспитания в высшей школе? 3. Какие условия для личностного роста студента может создать вуз, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей? 4. Как организовать воспитывающую среду в высшей школе?

Решению этих вопросов посвящено наше исследование, в котором мы построили концепцию воспитания студентов в условиях гуманитарной среды классического университета, на основании которой спроектирована открытая система воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды, описан и апробирован механизм ее реализации в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского, чему и посвящены последующие параграфы.

Одним из узловых моментов нашей работы при разработке концепции воспитания студентов в условиях гуманитарной среды классического университета явилось рассмотрение культурологических основ воспитания.

Предписанные историей перемены в нашем образе жизни происходят стихийно. Стихии может противостоять только культура, которую творит сам народ в экологическом, экономическом, правовом, политическом, нравственном, эстетическом и другом пространстве.

Человечество на протяжении всей истории разрешает противоречие между тенденциями: развитие культуры человека ради накопления богатства и накопление богатства ради культурного развития человека. До настоящего времени в мире доминирует первая тенденция.

Как указывает В.Н. Котляр, сейчас наша страна переживает острейший дефицит культуры, мы сползаем в пропасть не потому, что не имеем запасов экономической прочности и ресурсов для дальнейшего развития, а потому, что не умеем распоряжаться ими. На вызов времени народ должен ответить культурной революцией в общественном сознании и общественной практике [85 ].

Культурная революция уже идет, но идет в каком-то негативном, чрезмерно разрушительном варианте. Для того, чтобы развернуть ее в исторически заданном прогрессивном направлении, углубить и ускорить ее, у нас пока нет ни консолидированного общественного центра, ни теории. Гуманитарная интеллигенция находится в полной растерянности. В этих условиях спасительна та политика, при которой каждая реформа оценивается сначала с позиции ее воспитательного потенциала, а потом уже с точки зрения выгоды: экономический, политической и другой.

До сего времени воспитание ос>ществляется системой образования, культурно-просветительной работы, средствами массовой информации. Желательно поставить все наоборот — чтобы воспитывала сама жизнь, ее реформирование при помощи организационно и идейно объединенных профессиональных воспитателей, которые должны быть представлены во всех государственных и общественных органах. Гуманитаризация всех структур и гуманизация идеологии — вот лозунг завтрашнего дня.

Воспитанию, как и любой целостной социальной системе, свойственно саморазвитие. Этим задана необходимость периодически переосмысливать само понятие воспитания, двигаясь к более глубокой его сущности. На основании анализа психолого-педагогической литературы рассмотрим изменение сущности данного понятия [15; 22; 25; 34; 39; 44; 90; 99; 119; 120; 121; 141; 146 и др.].

В 50-е годы считалось приемлемым определение воспитания как передачи общественно-исторического опыта новым поколениям [121, 184]. При этом не вызывало смущения, что опыт — всего лишь обедненный по содержанию срез многомерного массива культуры. Под ним подразумеваются знания, умения, навыки, к тому же эмпирического происхождения [146, 944]. Конечно, педагогика вкладывала в опыт более широкое значение. Но педагогической трактовки этого понятия нет даже в педагогической энциклопедии. Не замечалось и то, что слово "передача" в контексте определения — скорее метафора, чем термин. И, тем не менее, данное определение близко к истинному состоянию тогдашнего воспитания. Не только умственное воспитание, но и духовно-практические виды воспитания, какими являются идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие, осуществлялись преимущественно методами сообщающего характера, действительно напоминающими передачу информации. И все методы (убеждение, предъявление примера, упражнение, закрепление, воспроизведение усвоенного) не развивали творческих сил учащихся. Хотя такие цели оставались, но на практике не реализовывались.

Открытая система: воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды

Проведенное в первой главе теоретико-методологическое исследование позволяет разработать открытую систему воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1) выделить основные компоненты университетской гуманитарной среды и условия их функционирования; 2) определить базовые блоки формирования университетской гуманитарной среды; 3) раскрыть основные принципы, постулаты и сферы воспитания, лежащие в основе проектируемой воспитательной системы; 4) установить базисный механизм воспитания.

Концепция воспитания выступает в качестве содержательной основы для создания открытой системы воспитания, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры и логики выполнения социального заказа (Н. В. Бордовская, А. А. Реан). Концепция в целом, по отношению к социализации российской молодежи в системе воспитания, предполагает выделение двух уровней.

На первом — базовом или стратегическом уровне — формируются гражданские качества, мировоззренческие установки, цели и ценности, не- обходимо присущие любому гражданину России, вне зависимости от его места в социальной структуре общества.

На втором уровне — вариативном — происходит становление социально-значимых качеств личности в соответствии с тем, в какой социальной группе она осуществляет свою жизнедеятельность, а так же с учетом перспективы изменения ее социально-профессионального статуса.

Исходя из этого, предлагается создание системы воспитания в сфере образования, состоящей из двух уровней.

На первом уровне, по преимуществу в сфере общего образования, обеспечивается целостный подход к становлению личности, формирование ее общих способностей, гражданственности, патриотизма, освоения ценностей национальной и общечеловеческой культуры. Здесь формируется ценностный мир молодого человека, и система воспитания должна быть ориентированна на освоение национальных ценностей российской культуры, помогая различать добро и зло во всех жизненных ситуациях.

На первом уровне предполагается реализация долговременных целей воспитания жизнеспособности личности нового социокультурного типа, который определяется исходя из геополитического статуса России, ее традиционных духовных ценностей и менталитета, но с учетом определенных ценностей европейской культуры. При этом обеспечивается сохранение культурного ядра российской цивилизации, формируется готовность противостоять негативным влияниям других культур. Здесь закладываются основы формирования национального самосознания гражданина России для молодежи всех социальных слоев российского общества.

Второй уровень системы воспитания связан с вариативными требованиями к личности в зависимости от ее принадлежности к различным социальным группам. На этом уровне обеспечивается диверсификация воспитательных структур, вариативность содержания, форм и методов воспитания. Здесь формируются специальные личностные качества и способности, ценностно-мировоззренческие установки и морально-эстетические принципы в зависимости от принадлежности конкретного молодого человека к той или иной социальной группе с ее интересами, ценностями, традициями и целями существования.

Согласно предложенной концепции, каждый из уровней воспитания молодежи реализуется в сфере образования. Общеобразовательная школа призвана формировать личность молодого гражданина России прежде всего на первом уровне. Здесь должны быть осуществлены гуманистические принципы воспитания, исходя из идеи единых стартовых возможностей, менталитета российского гражданина, приоритета российской культуры. Школа является тем институтом социализации, где формируется чувство патриотизма к большой и малой Родине. В определенной мере общеобразовательная школа должна проводить социализацию и на втором уровне, исходя из социальной и национальной принадлежности учащихся. В особенности на это необходимо обращать внимание в различного типа специальных (лицеи, гимназии) государственных и негосударственных учебных заведениях.

В профессиональных образовательных учреждениях воспитание должно проходить в основном на втором уровне, но и требования первого уровня также необходимо учитывать при постановке воспитания. Система воспитания на втором уровне ориентирована на формирование качеств личности, обеспечивающих ее включенность в различные сферы жизнедеятельности общества, исходя из ее соответствия требованиям этих сфер деятельности. При этом, учитывая интересы студентов, у них должна быть сформирована установка на социальную активность, участие в общественно-политической жизни и культурно-досуговой деятельности. Формирование и становление личности невозможны без учета тех проблем, которые характерны для переходного для России периода, а именно: определение степени жесткости системы воспитания в этих условиях и на перспективу; соотношение свободы и принуждения и моральных стимулов к нему; соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов мотивации самовоспитания; разработка форм и методов становления национального самосознания и ценностных установок в соответствии с интересами различных социальных групп.

Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе воспитательных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности;

формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности к благотворительной деятельности, милосердию и становлению менталитета российского интеллигента и гражданина;

воспитание потребности студентов к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;

приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;

выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;

воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости и высшей жизненной ценности, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности и профессиональной сфере и во всех других сферах жизнедеятельности;

воспитание потребности в здоровом образе жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.

Содержательный компонент системы воспитания включает следующие разделы: нравственное воспитание, воспитание гражданственности и патриотизма, эстетическое воспитание, физическое воспитание, а также различные виды, связанные с принадлежностью к социальным группам (религиозное, атеистическое, национальное воспитание и т.п.).

Каждый из этих разделов (элементов структуры) реализуется через освоение соответствующего содержания, формирование умений, навыков, личностных качеств, а также через различные организационные структуры (музеи, храмы, студии, спортивные организации и т.п.).

Механизм реализации открытой системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды

На основании теоретико-методологического исследования, проведенного в первой главе, а также данных, полученных в ходе предварительных диагностических замеров и решения задач экспериментальной части исследования, в предыдущем параграфе была разработана модель открытой системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды. На ее основе строилась экспериментальная работа в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского с 1995 по 2001 год.

При ее организации мы ориентировались на ряд общепедагогических положений, соблюдение которых является обязательным психолого-педагогическим условием проведения формирующего эксперимента и определяет его эффективность:

организация воспитательного процесса возможна только в рамках системы, оптимально включенной в структуру целостного педагогического процесса образовательного учреждения;

эффективность воспитательного процесса достигается благодаря функционированию управляемой системы, реально, а не формально организованной по принципу субъект-субъектных отношений.

Исходя из этого нам потребовалось разработать механизм реализации системы воспитания студентов в условиях университетской гуманитарной среды, в целях чего решить следующий ряд задач:

1) раскрыть особенности основных составляющих гуманитарной среды СГУ — среды обучения, внеучебной среды и языковой среды;

2) разработать ценностно-смысловой-целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты воспитательной системы;

3) выявить особенности формирования профессиональной культуры будущего специалиста;

4) определить эффективность реализации разработанной воспитательной системы через диагностирование отношений студента к Миру и уровня сформированности личности специалиста с учетом основных характеристик ее прогностической модели.

XX век убедительно показал, что определяющим фактором развития планеты становится действие людей. В этом отношении к системе высшего образования предъявляются особые требования. Она должна ставить перед собой задачу готовить профессионального, грамотного и компетентного специалиста, обладающего высокой духовно-нравственной культурой и развитым чувством ответственности за социально и экологически значимые последствия своей деятельности. Для успешного решения данной задачи вуз должен создавать особое образовательное пространство, которое может быть названо своеобразным культурным полем. Оно, наряду с решениями воспитательных задач, создает противостояние широко распространившимся бандитизму и терроризму на разном уровне.

Эти задачи можно решить, используя все три аспекта образования — учебный, научный и воспитательный в их целостности и единстве. Следует признать, что первые два аспекта хоть и частично, но реализуются в современном вузе. О воспитательном аспекте этого сказать нельзя. На фоне общей деморализации общества будущий специалист отличается особым, крайне жестким прагматизмом.

Возможно ли «воспитание» в традиционном понимании этого слова в рамках любого вуза, в том числе и СГУ? Скорее всего, нет. К моменту поступления в вуз юноши и девушки уже воспитаны определенным образом (а чаще всего уже не воспитаны). «Воспитание» в высшей школе имеет свою специфику, и оно не менее важно, чем в предшествующие годы обучения ребенка. В вузе этот процесс представляет собой формирование ценностных ориентации и создание условий для духовного роста личности. И вот здесь-то и актуализируется это упомянутое триединство, потому как именно вхождение в науку, общение с ней и дает возможность духовного роста и формирования мировоззрения.

Выделяются две сферы духовного воспитания; учебно-научный процесс; внеучебная деятельность.

Из них нельзя выделить главную или ведущую, просто каждая — специфична. Первая сфера воспитания — воспитание через учебно-научный процесс — очень сложна, многогранна и болезненна. Во-первых, она затрагивает проблему личности педагога, который должен быть высококвалифицированным и гуманитарно-грамотным специалистом, знакомым не только с современными методами преподавания но и владеющим новейшими психолого-педагогическими знаниями и технологиями. Манера лектора держаться, общаться с аудиторией должны создавать культурно-нравственную атмосферу общения в учебно-научном процессе.

Затем учебно-научный процесс должен отвечать определенными критериям в том, чтобы оказывать воспитательное воздействие, то есть формировать определенную систему мировоззрения. Необходимо, наконец, выработать и установить общегуманитарный базис современного образования, что является одной из наиболее популярных тем в научной публицистике, по крайней мере, последние пятнадцать лет. Актуальность и насущность гуманитаризации общепризнанна. Процесс этот осуществляется крайне медленно с СГУ, несмотря на то, что наш университет является классическим. Это происходит потому, что утверждение гуманитарного базиса влечет за собой изменение содержания и структуры всех учебных программ, и конечно же, читаемых курсов. Однако только определенным образом структурированное знание может образовать человека, формировать не столько мышление, сколько «планетное» сознание. Вследствие этого учеб но-научный процесс в вузе должен отвечать историческому, фило-софско-методическому, интегративному, социальному, этическому и экологическому критериям. Студент получит не только знание как таковое, но и целостно увидит взаимодействие отдельной науки со всей общечеловеческой культурой. Важна как логика становления знаний, так и его социально-культурный характер. Целостно воспринятое знание дает концептуальное представление о системе мира и тем самым будет формировать чувство ответственности за сохранность этой системы. Концептуально-аналитический подход к учебно-научному процессу в вузе стимулирует переход студента из объекта обучения в субъект деятельности и тем самым создает условия для творческого самовыражения личности. Общегуманитарный базис образования закладывает основы «планетарного» сознания человека XX века. Стремление к самовыражению такой личности, обладающей еще и высокими профессиональными знаниями, уже изначально будет конструктивно и созидательно. Самим способом передачи знаний можно избежать технократизма и прагматизма мышления, господствующих в настоящее время.

Похожие диссертации на Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста