Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Бузоева Залина Султановна

Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений
<
Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бузоева Залина Султановна. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2001 157 c. РГБ ОД, 61:03-13/69-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Горская семья как социальный институт и ее воспитательные функции 12

1.1. История возникновения и развития горской семьи, её типы и формы .12

1.2. Воспитательное значение свадебно-брачных обычаев и обрядов горской семьи для подготовки детей к жизни 27

Выводы 48

ГЛАВА II. Традиции и обычаи горской семьи и их влияние на воспитание подрастающих поколений .. 52

2.1. Педагогическая характеристика традиций и обычаев горской семьи и их воспитательное воздействие на детей 52

2.2. Внутрисемейные отношения и их роль в воспитании детей 57

Выводы 88

ГЛАВА III. Идеи народной педагогики в вопросах воспитания всесторонне и гар монично развитой личности 91

3.1. Общая характеристика методов, средств и форм воспитания и обучения детей в горской семье 91

3.2. Горская семья как основной фактор всестороннего воспитания 105

а) Умственное воспитание и обучение детей в горской семье 105

б) Задачи и содержание нравственно-эстетического воспитания детей в горской семье 11 1

в) Сущность, содержание и методы трудового и физического воспитания в горской семье 116

3.3. Использование положительного опыта воспитания детей горской семьи в современной семейной и школьной воспитательной практике 120

Выводы 133

Заключение 136

Список литературы 143

Список сокращений 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Воспитание детей - извечная и актуальная проблема всего человечества, сопутствующая ему на протяжении веков и тысячелетий. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов.

Воспитание - это один из важнейших видов человеческой деятельности, главной задачей которого является педагогическое управление познавательно-творческой игрой, учебой, трудовой, общественной и другими видами деятельности, формирования общения воспитанников с целью развития у них духовно-нравственных ценностей, свойств, нравственных качеств личности и нужного обществу типа поведения. Цель воспитания, идущая из глубины веков, ведет нас ко всесторонне и гармонически развитой личности. «Воспитывают все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги», - писал А. С. Макаренко в «Книге для родителей». Всестороннее гармоническое развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкрепляться им. Семья является одним из самых многогранных явлений жизни общества и сопровождает человечество с древнейших времен до наших дней.

На современном этапе мы часто обращаемся к вековым прогрессивным традициям предков с целью использования их для совершенствования нашей воспитательной системы. По своей сути они отражают в концентрированном виде всю национальную и традиционную культуру воспитания, о возрождении которой сегодня все чаще стали писать в прессе и говорить в обществе.

Духовное богатство традиций народных обычаев дает нам возможность показать образцы из прошлой жизни и примеры для фор мирования подрастающей смены. Восприятие детьми традиционных форм воспитания, особенно в семейном кругу, проходит в естественных условиях, где царят любовь и взаимоуважение между членами семьи. Народная педагогика всегда способствовала утверждению и развитию этих теплых семейных отношений. Обычаи и традиции отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный характер того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, человека и общества, его отношение к труду, к семье, к другим народам и т.д. Традиции и обычаи семьи являются одними из древних и эффективных средств и методов воспитания подрастающих поколений, сформированных временем.

Наблюдая поведенческие особенности современных детей, мы видим, что потеря ими моральных ценностей оказывает на них пагубное влияние. Недооценка воспитательной роли ранее действующих образовательных систем привела сегодня к негативным последствиям. Ни в коей мере мы не хотели бы показаться консервативными в данном вопросе, но все же следует отметить тот факт, что нельзя разрушать ранее практиковавшее, не давая взамен ничего нового. С нашей точки зрения все вышесказанное дает основание говорить о перспективности обращения к традиционной культуре воспитания, в особенности в условиях горской семьи на Северном Кавказе.

В условиях развернувшейся в стране демократизации общества отражаются недостатки нашей воспитательной системы. Перестали функционировать в школе общественные организации. Появилось много неформальных ученических объединений, основными видами деятельности которых стали: воровство, вымогательство, разбои, тунеядство, рэкет, другие виды правонарушений и уголовных преступлений. Многие, не охвачены обучением. Воспитывается потреби тельская психология. Происходит своеобразная инфляция духовных ценностей. Подростки проявляют равнодушие, нередко жестокость по отношению к окружающим.

Многие молодые люди не интересуются своей национальной культурой, игнорируют её роль в жизни общества. Они не осознают позитивной роли в воспитании детей прогрессивных народных традиций. В этих условиях должна быть возрождена культура воспитания, уходящая корнями в глубь веков. Обращение к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать нам много полезного для решения многих проблем воспитания. Сегодня, когда возникают межнациональные конфликты, распри на Кавказе, одним из способов преодоления подобных явлений может стать путь, связанный с духовностью, возрождением прогрессивных народных традиций.

Нет идеальных традиций, т.к. они всегда носят относительно консервативный характер. Но в традициях аккумулируются и демократические элементы народного и национального характера. Вековые народные традиции содержат в себе не только великую мудрость и лучший опыт сотен поколений, но, увы, и вредные пережитки, негативные явления, разного рода предрассудки, противоречащие нашему менталитету, духу народа. Все это требует того, чтобы мы использовали богатый воспитательный опыт народа для всестороннего формирования детей. В семье необходимо строить отношения именно на этой основе, демонстрируя детям всю красоту национального колорита. С нашей точки зрения это поможет ребенку сориентироваться и выбрать единственно правильную линию поведения среди окружающих его людей.

В своем исследовании мы опирались на гуманистические идеи в области умственного, нравственного, трудового, эстетического вое питания, содержащиеся в трудах великих классиков педагогики: Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского и др.

Воспитание горцев на лучших семейных традициях и обрядах и живых образцах прошлой жизни всегда вызывало интерес у прогрессивных горских педагогов, просветителей, мыслителей, писателей, страстно пропагандирующих идей народной педагогики в печати. Популяризаторами этих идей были у адыгейских народов - К. Ата-жукин, Ш. Ногмов, П. Тамбиев, С. Хан-Гирей, у чеченцев - У. Лау-даев, у ингушей - Ч. Ахриев, Среди осетин особое внимание рассматриваемому вопросу уделяли Ц. Амбалов, С. Гадиев, А. Гассиев, М. Гарданов, Г. Дзасохов, И. Кануков, И. Тхостов, X. Уруймагов, И. К. Хетагуров, И. Ялгузидзе, и др.

О необходимости опоры на опыт семейных традиций в воспитательном процессе писали дореволюционные и современные авторы, исследователи-кавказоведы М. М. Ковалевский, М. О. Косвен, В. Ф. Миллер, Я. С. Смирнова, И. А. Шоров и другие.

Широкое признание получили в странах СНГ труды Б. А. Афанасьева, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, А. П. Орловой, И. Я. Хан-бикова, А. Б. Хинтибадзе и др.

Частично проблема воспитания на народных семейных традициях и обычаях затронута в монографиях Т. 3. Бесаевой, С. Г. Ваниевой, К. И. Гостиевой, X. В. Дзуцева, Т. X. Кумыкова, А. X. Магометова, Б. С. Саламова, Л. А. Чибирова, X. X. Хадикова, Е. Е. Хатаева, С. Р. Чеджемова, X. К. Цаллаева и др.

Однако в очерках и статьях перечисленных авторов проблема о традициях и обрядах горских народов получила лишь недостаточное или фрагментарное освещение. До сих пор ее разработкой, в особенности, об их воспитательном влиянии на подрастающие поколения, никто еще специально не занимался. К тому же до сих пор нет еще ни одной работы обобщающего характера по Северному Кавказу.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к разработке рассматриваемой проблемы, её неразработанностью, отсутствием монографий и диссертационных работ, обобщающих богатый историко-педагогический опыт горских народов Северного Кавказа, накопленный им столетиями.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого формулируется так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы формирования обычаев и традиций в горской семье, их влияния на подготовку детей к жизни в процессе исторического развития. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является семья как социальный институт, её воспитательные функции.

Предмет исследования: традиционная культура воспитания детей в горской семье у народов Северного Кавказа.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрытие специфики развития содержания, форм и методов воспитания и обучения детей в северокавказской горской семье;

- изучение и анализ роли прогрессивных обычаев и традиций горской семьи в воспитании детей;

- выявление характера содержания воспитания детей в горской семье на различных этапах исторического развития;

- изучение и обобщение опыта семейного воспитания у северокавказских народов с выходом на современность с определением не которых практических рекомендаций для современной семейной практики воспитания.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи и обусловленности характера воспитания социально-историческими условиями жизни общества, социально-исторической обусловленности характера педагогической мысли народов, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого.

Для решения поставленных задач были использованы специальные методы научно-педагогического исследования:

- изучение и анализ архивных источников;

- сопоставительный анализ историко-этнографичес-ких, философских и литературно-фольклорных произведений;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по проблемам фольклора, этнографии, истории, педагогической мысли народов России и Северного Кавказа.

Источниковую базу исследования составляют произведения народного творчества, труды дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии, этнопедагогике, этнопсихологии народов нашей страны.

Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа:

1 этап: 1995 - 1996 гг. - Определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме;

2 этап: 1997 - 1999 гг. - Сбор научной информации и материалов для диссертации, издание статей по проблеме исследования;

3 этап: 2000 - 2001 гг. - Систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации. Издание статей и методических пособий по проблеме исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Горская семья у народов Северного Кавказа как важнейший социальный институт играет огромную роль в воспитании детей.

2. Возникнув под влиянием определенных социально-исторических условий и факторов, семейно-бытовой уклад горской семьи становился относительно самостоятельным, но сфера его влияния была более консервативна, чем сфера общественного быта.

3. В ходе общественного развития обычаи и традиции горской семьи значительно меняли свой характер под влиянием новых условий жизни.

4. Влияние традиций и обычаев горской семьи на детей имеет свою специфику, не похожую ни на какую специфику семей других народов России.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью основных положений и методов исследования, давших реальную возможность проанализировать перспективность применения методов этнопедагогики в современном педагогическом процессе.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров в условиях Северокавказского региона, обучение аспирантов и соискателей по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- решена одна из важнейших проблем историко-этнопедагогического регионоведения - генезиса становления и развития системы семейных традиций и обычаев северокавказских народов;

- раскрыты система воспитания и роль горской семьи как социального института в формировании всесторонне развитых подрастающих поколений;

- определены прогрессивные традиции и обычаи горской семьи народов Северного Кавказа и их взаимосвязь с общественным воспитанием;

- выявлены задачи, содержание и методы воспитания детей в горской семье на ее прогрессивных традициях и обычаях.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по мере завершения его частей. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных конференциях во Владикавказе, проведенных в 1998 - 2001 годах. Они внедряются в вузовский процесс обучения в условиях Северо-Осетинского государственного университета в процессе чтения лекций по спецкурсу «Традиционная система воспитания северокавказских народов» на факультете социологии и психологии.

Материалы диссертационной работы используются студентами университета при написании ими курсовых и дипломных сочинений.

История возникновения и развития горской семьи, её типы и формы

С нашей точки зрения развитие института семьи у народов Северного Кавказа важным моментом являются исторические условия, в которых происходило зарождение и поэтапное развитие горской семьи.

Семья была и остается одним из самых многогранных явлений общественной жизни, которая сопровождает человечество с древних времен и до наших дней. Она является наиболее естественным способом существования человечества, представляя собой элементарную социальную ячейку, «молекулу общества» [189. 68]. «Семья -это социальный институт, и её тип, состав, весь её жизненный уклад в широкой исторической перспективе всегда соответствует общим социально-экономическим условиям её бытования», утверждал К. Маркс [100. 37].

Семья как особая общественная ячейка, объединяющая супругов и их детей, принадлежит к числу древнейших установлений человеческого общежития. Правда, о том, насколько глубоко эта ячейка уходит своими корнями в толщу тысячелетий, ученые до сих пор спорят [113. 10]. Одни считают (А. Афанасьев, М. Павлов и др.), что сперва существовал только такой порядок, при котором отец оставался жить в своем роде, мать с детьми - в своем, а жить все вместе они стали позднее. По мнению других (В. Москвичев, П. Шаповалов и др.), люди с самого начала своего появления на Земле знали настоящую семью. Имеется и такая ложная, ненаучная точка зрения, опровергаемая Ф. Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», по которой семья возникла вместе с человеком, но долгое время легко и часто распадалась, потому что каждый из супругов был больше связан со своей родней, нежели друг с другом. Все же, как бы ни расходились взгляды на этот счет, большинство ученых согласны в том, что на Северном Кавказе прочная семья, связывающая своих членов общностью собственности, хозяйственной жизни и твердо установленными правами-обязанностями, полностью сложилась только при разложении первобытнообщинного строя и переходе к классовой формации [8. 11].

Нельзя не отметить, что географические условия существования горских народов наложили зримый отпечаток на их образ жизни, её динамику и семейный уклад, предопределяя разную степень изолированности того или иного этноса от общих процессов межэтнического и межцивилизационного взаимодействия.

История относительно изолированных этнополитических объединений Северокавказского высокогорья представляет собой, видимо, более «чистый» вариант поступательного развития доиндустриаль-ной горской цивилизации - вариант с длительным сохранением властных полномочий общинного самоуправления, с обозначившейся государственной консолидацией на республиканско-федеративных началах с достаточно эффективно действовавшей защитной функцией общин в отношении основной массы общинников в условиях роста имущественного и социального неравенства [177. 130].

Факторы внешнего порядка: развитие интенсивных экономических и политических связей с соседними феодальными государствами, владычество завоевателей и прочие, как правило, нарушали достаточно сбалансированное традиционными институтами социальное развитие горских народов. В большей степени это характерно для истории народов плоскостной части Северного Кавказа, в меньшей -для горной зоны.

Основным социальным институтом горской цивилизации, или доминантной формой интеграции горского общества на протяжении многих столетий являлась территориальная община. Именно она сыграла системообразующую роль в становлении и развитии горской цивилизации в доиндустриальный период.

В компетенцию соседской общины входило решение общих вопросов хозяйственной деятельности, регулирование имущественно-правовых сторон жизни и семейно-брачных отношений, определение взаимоотношений с соседями, организация военных предприятий, оборонительные меры и т.д.

Особенности горской общины трактуются историками по-разному. Наиболее значимыми из них были: устойчивое разделение общины на родовые кланы; ведущая роль обычного права - адатов в разрешении всего комплекса вопросов хозяйственного и социально-политического развития, а также социальных конфликтов разного уровня; прочность внутриобщинных социальных взаимосвязей [106. 143].

В XVI - первой половине XIX века соседская община, являясь первоосновой организации жизни и быта кавказских народов, осуществляла свои основные функции как в рамках союзов общин (вольных обществ, джамаатов), так и в монархических государствах.

Воспитательное значение свадебно-брачных обычаев и обрядов горской семьи для подготовки детей к жизни

Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции, обычаи, обряды, ритуалы, разные по уровню и глубине своего идейного содержания. В зависимости от исторических судеб народа они несут в себе важные воспитательно-обучающие функции. Слово «обряд» следует понимать как ритуал или церемониал, как совокупность условных и традиционных действий, являющихся символом определенных социальных отношений, формой их выражения и закрепления. Существует множество обрядов (бытовые, трудовые), но важными в воспитательном смысле являются свадебные. Педагогическая значимость обрядов в том заключается, что в них участвуют дети. Это приобщает их к духовному наследию своих народов. Исследуя проблематику горской семьи и воспитательный аспект, нельзя не признать, что семейная обрядность у горских народов играет важную роль и имеет огромное воспитательное значение для подрастающего поколения.

Семейная обрядность горских народов воплощает в себе яркие национальные черты. Вместе с тем еще недавно почти в каждом большом ущелье она отличалась некоторым своеобразием. В семейную обрядность входят свадебный цикл, родильные обычаи, погребальные и поминальные обряды.

Семейные обряды начинались с возникновения семьи и семейных отношений. Семья складывалась на основе брака и давала начало новым бракам. Неженатые мужчины горцами воспринимались как неполноценные. Их называли «жирными вдовцами» (инг.) [39. 322].

По адатам большинства северокавказских народов, минимальный брачный возраст мужчин составлял 15 - 16 лет, женщин - 12 - 14 лет [2. 143; 153. 178]. Но такие браки были не часты, хотя и имели место. Преобладающий брачный возраст различных народов края был таким: чеченцы (соответственно мужчины и женщины) - 18-20 и 17 - 18 лет [63. 368], карачаевцы - 22 - 23 и 18 - 19 лет [188. 57], кабардинцы - 25 и 18 - 20 лет [97. 186], адыгейцы-абадзехи - 20 -25 и 18 - 20 лет [49. 23], адыги вообще - 18 - 25 и 15 - 18 лет [89. 230] и т.д. Для адыгов называются и более высокие цифры: 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин [105. 208]. Эти различия отчасти могут быть связаны с недостаточной точностью оценок, но некоторые из них, несомненно, отражают реальное положение дела. В частности, сравнительно низкий преобладающий возраст вступления в брак у чеченцев восходит к демографической политике Шамиля, поощрявшего ранние браки и облегчавшего их резким ограничением свадебных платежей [47. 427-428]. Что касается очень раннего замужества, то относительно широко оно практиковалось только у ногайцев, среди которых отмечены браки с 12 - 13-летними девочками [11. 20].

В семье, построенной на патриархальных началах подчинения младших старшим, даже мужчины далеко не всегда обладали свободой брачного выбора. И это было традицией, хотя и не прогрессивной. Еще меньше располагали собой девушки. Хотя по шариату от них и требовалось формальное согласие на брак, редкая невеста решалась высказывать свою волю. К сожалению, это тоже была традиция! По утверждению известного кавказоведа В. Б. Пфафа, «невеста, спрошенная о своем согласии на выход её" замуж за того или другого, ни за что не решилась бы ответить ни да, ни нет. Подобный ответ, по понятиям горцев, был бы наглостью с её стороны» [191. 215]. У карачаевцев также «невеста, по обычаю, должна ответить: «Кто мил моим родителям, мил и мне» или «Я исполню волю своих родителей» [78. 17-18]. Отвечать же отказом она, по обычаям, не имела права.

Однако родители и другие старшие родственники, суждения которых почти всегда принимались во внимание, также не были вполне свободны в своих планах и предпочтениях. Им приходилось считаться с многочисленными запретами и ограничениями [141. 88], что ставило горянку в зависимое, рабское положение в обществе, пагубно влияло на воспитание девочек.

Адаты запрещали браки между отцовскими и материнскими родственниками любых степеней родства, однофамильцами. Свободу брачного выбора ограничивали также еще сохранявшиеся обычаи утробного и люлечного обручения, обменного брака и особенно левирата. Так, у чеченцев, по словам М. М. Ковалевского, «по смерти мужа вдова переходит к брату покойного» [78. 17-18]. У тех же чеченцев существовал обычай, по которому родня девушки могла отдать её в жены победителю на скачках [125. 39]. Таким образом, подавлялись всякие возможности горянок на свободное развитие как личности.

При заключении брака строго соблюдалось правило старшинства: младшая сестра могла выйти замуж раньше старшей только с согласия последней; это же относилось и к младшему брату. Нередко бывали случаи, когда в результате соблюдения такого обычая девушка оставалась старой девой, а мужчина не мог жениться в молодые годы. Г. Ф. Чурсин констатировал применительно к осетинам, что пока старший сын не женат, младший не мог жениться, «хотя бы ему было 50 лет, то же правило соблюдается и среди девушек» [178. 112].

Педагогическая характеристика традиций и обычаев горской семьи и их воспитательное воздействие на детей

Традиции и обычаи созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям. Участвуя в формировании мыслей и чувств людей, зачастую являясь побудительными мотивами действий, обычаи и традиции как бы аккумулируют жизненный опыт всех предшествующих поколений. Но прежде чем говорить о роли народных традиций и обычаев в семейном воспитании детей, следует знать, что они собой представляют, какие функции выполняют в жизни общества.

Традиции и обычаи разные по уровню и глубине своего идейного содержания зависели от исторических судеб народа. К ним люди привыкали, веками почитали их. Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции и обычаи.

В жизни общества ничего не возникает, если в том нет потребности. Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные социальные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей.

Традиции и обычаи необходимо изучать, так как они связаны с практическими потребностями общества, которым они порождены и поддерживаются у данной нации, семьи. Практика является определителем того, что должно служить обществу, что следует сохранить из прошлого культурного наследия, что устарело и его нужно отвергнуть.

В традициях и обычаях горской семьи в прошлом было много умного, интересного. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого - одно из важнейших моментов воспитательной работы, которое содействует развитию у детей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье, эстетическое наслаждение. Это трудовые традиции, мудрые народные предания, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту.

Но традиции и обычаи содержат в себе не только положительное, но и элементы старого, отрицательного, отжившего свой век. Они представляют собой единство противоположностей - и отказ от старого и сохранение из него всего положительного как основы для развития нового.

Изучению проблем обычаев и традиций посвящено немало научных работ. Одни исследователи, такие как П. Варисов и Л. Карапетян [23. 78], считают обычаи и традиции формами общественного сознания. Нельзя согласиться с подобным утверждением. На наш взгляд, глубоко ошибочно отождествлять традиции и стой или иной формой общественного сознания. Трудно согласиться и с определением Б. Цавкилова [173. 48], который отмечает, что традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от прошлых поколений. Здесь автор не усматривает никаких разграничений между традицией и обычаем, а сам по себе факт передачи от одного поколения к другому, по нашему мнению, далеко не раскрывает и не объясняет сущности традиции и обычая.

Научное определение сущности этих своеобразных явлений общественного порядка дает Н. Сарсенбаев [139]. Под обычаями и традициями исследователь подразумевает устойчивые формы регулярности и порядка во всех сферах общественных отношений. Поэтому традиции, будучи отражением общественного бытия, являются способом выражения существенных явлений, характерных для развития форм общественного сознания, и обладают относительно твердой исторической преемственностью и повторяемостью [138. 36]. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества.

Существует разница между обычаями и традициями. Традиции -это вошедшие в привычку, закрепившиеся формы человеческого поведения. К числу традиций относятся любые преемственные правила поведения независимо от того, к какой области жизни относятся или в какой форме бытуют. В литературе можно встретить такие словосочетания, как «традиции и обычаи» или «традиции и обряды». Но здесь также происходит неточность. Обычай - содержание поведенческой нормы (обычай отмечания свадебных торжеств, рождений детей, похорон). Обряд же - внешнее оформление обычая: как именно заключить брак, отметить рождение ребенка, расстаться с умершим.

Общая характеристика методов, средств и форм воспитания и обучения детей в горской семье

Данная глава нашей работы непосредственно отражает основные цели, поставленные перед нами. В ней необходимо раскрыть основные традиционные формы воспитания в горской семье, непосредственно влияющие на формирование личности. Несомненным является тот факт, что формы воспитания принятые в горской семье, могут привнести много положительных и необходимых, с нашей точки зрения веяний в современные методы воспитания. Успех воспитания подрастающего поколения К. Д. Ушинский не мыслил без опоры на достижения народной педагогики. Его взгляды на национальное воспитание разделял и П. Ф. Каптерев. Он характеризовал народность в воспитании как развитие у детей не только национальных, но и общечеловеческих черт, приобщение их к общечеловеческим ценностям.

Государство должно обращать внимание на состояние воспитательной работы не только в обществе, но и в семье. Хорошо известно, что от того, как поставлена воспитательная работа в семье и обществе, зависит судьба и будущее народа. Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, ведущей функцией которой является педагогическое управление игрой, учебой, трудовой, общественной и другими видами деятельности и общения воспитанников с целью развития у них социально ценных свойств и качеств личности.

Развитие, которое происходило под действием воспитательных воздействий, принято называть формированием личности [140. 8].

Ведущая цель воспитания - это идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности [94. 78]. Это интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Характеризуя воспитательный процесс горских народов, мы отмечаем две системы воспитания - семейную и общественную.

Народная педагогика у народов Кавказа ярко демонстрирует нам, что семья выполняет важные общественные функции, первостепенными из которых является рождение и воспитание детей.

Идея народности воспитания вызывала интерес у прогрессивных горских педагогов и просветителей. Популяризаторами этой идеи у адыгского народа были Ш. Ногмов, С, Хан - Гирей, К. Атажукин, П. Тамбиев, среди осетин особое внимание этому вопросу уделяли писатели И. Кануков, С. Гадиев, К. Хетагуров, ингушский этнограф Ч. Ахриев, чеченский просветитель - этнограф У. Лаудаев и другие. Собирая и обобщая памятники фольклора, пропагандируя прогрессивные идеи и опыт народного воспитания, они стремились сделать их достоянием своих и других народов, школьной и семейной практике воспитания.

Так что же так привлекает нас в методах воспитания у кавказских народов. В данной главе мы уделим внимание тем методам, формам и средствам воспитания, которые с нашей точки зрения заслуживают того, чтобы быть использованными и на современном этапе развития, и для формирования личности будущих поколений.

Воспитание в горских семьях начиналось с рождения детей: «Учи теленка - пока на веревке, а ребенка пока в колыбели». Эта поговорка пришла к нам из эпоса лезгинского народа, но мы уже отмечали ранее, что пословицы характеризующие отношение к детям, сходны у многих горских народов.

Дети в горской семье всецело находились под властью главы семьи и должны были не только ему беспрекословно подчиняться. В своей работе мы уже анализировали роль старших в горской семье. Беспрекословное подчинение старшим является важным фактором, положительно влияющим на воспитание детей. Дети в горской семье находились под непосредственной властью главы семьи и обязаны были относиться к старшему с подчеркнутым почтением. Влияние отца на воспитательный процесс может и не было настолько непосредственным, как матери, но нельзя его недооценивать, поскольку трудно не признать, что отец в семье у народов Северного Кавказа был непререкаемым авторитетом. С нашей точки зрения очень важно, когда у ребенка с рождения формируется сознание того, что он не может совершать проступков, которые могут быть отрицательно восприняты. С отцом не полагалось спорить, или хотя бы заговорить первым; нельзя было сидеть, танцевать, смеяться, курить показываться небрежно одетым в его присутствии. Может быть, в отношении к отцу усматривается некоторый консерватизм, но при этом мы твердо уверены, что именно эти традиции позволяют сформировать лучшие черты характера у маленького человека, они направлены на то, чтобы утвердить в его сознании пример личности, который служит примером для подражания, своеобразным идеалом. Надо отметить, что отец в семье действительно мог выступать в этой роли. Нельзя не сказать, что при общении с детьми отец также соблюдал множество правил: он практически никогда не повышал голос на детей, а случаи рукоприкладства были достаточно редким явлением, отец проповедовал взаимное уважение в семье, на личном примере демонстрируя заботу о женщине, ее почитание и защиту.

Похожие диссертации на Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений